Древний обычай совершать всенощное бдение основан на примере молений Спасителя и Святых Апостолов. Общий вид богослужения оформился ко времени святого Иоанна Златоуста . В VIII и в IX веках святой Иоанн Дамаскин , святой Феодор Студит и многие другие песнотворцы дополнили всенощное бдение многими молитвословиями и песнопениями, которые входят в состав всенощной, совершаемой в Православной Церкви поныне. Что символизирует всенощное бдение? Первая часть всенощного бдения – вечерни – символизирует и по своему содержанию напоминает историю Ветхого Завета. Молитвословия и песнопения этого богослужения готовят нас к утрени, на которой вспоминаются главным образом новозаветные события. Почему важно посещать всенощные бдения? Конечно, главное богослужение Церкви есть Литургия. Но пропуская всенощное бдение, мы тем самым оставляем большой пробел в своем духовном развитии, лишаем себя знакомства со святоотеческим гимнографическим наследием. Ведь основная духовная и смысловая нагрузка, празднуемого в этот день события приходится именно на всенощное бдение: например, стихиры, паремии, полиелей с чтением Евангелия, каноны. Кроме того, полезно и самостоятельное ознакомление с богослужебными текстами всенощного бдения, если и не всеми, то какими-то его частями, например, канонами. Наконец, пребывая на всенощном бдении, мы участвуем в соборном молитвенном делании. Сколько в настоящее время длится всенощное бдение? В приходских храмах Русской Православной Церкви средняя продолжительность всенощного бдения составляет около двух часов. Начинается оно, как правило, в 18 (иногда в 17) часов, а заканчивается в 20 (или в 19, если началось в 17). Интересный факт В начале XX века в Киевской духовной академии был предпринят опыт реконструкции всенощного бдения в полном соответствии с богослужебным Уставом. Подготовка длилась несколько месяцев и потребовала значительных материальных затрат. Сама всенощная длилась около восьми часов, в том числе чтение канона – более двух часов. Напевы использовались обыкновенные, четырехголосные. Организатор этого необычного мероприятия профессор М. Скабалланович так вспоминает о нем: «Трудно передать словами, что чувствовали слушатели этой службы, названной кем-то «исторической всенощной»… Два руководителя службы, знающие наизусть 2ю главу Типикона… по очереди за всенощной теряли голову и должны были проверять друг друга, это ли следует далее. Большинство исполнителей службы… в течение всенощной были как бы пьяные… Один студент, любитель поспать, несколько раз уходил из церкви, раздевался, укладывался в постель, но, не будучи в состоянии заснуть от мысли, что в нескольких шагах идет такой оригинальный, неслыханный концерт, возвращался в церковь . Одна курсистка до всенощной выучила все псалмы, стихиры, каноны и библейские песни, имевшие петься… При повторении предполагается все петь большим знаменным распевом, что удлинит всенощную часа на 3–4».

http://azbyka.ru/vsenoshhnoe-bdenie

Невозможно, чтобы те, которые всю жизнь проводят в этом занятии, оставлены были Богом без великих дарований» 271 . Действительно, как уже было отмечено выше, бдение должно совершаться с рассуждением. Это означает, что ум не должен быть рассеян среди множества вещей, но должен быть посвящен Богу. Святитель Василий Великий советует монахам пребывать в бдении и говорит, что полунощница для благочестивых подвижников – это то же самое, что утреня для других. «...Ночное безмолвие всего более дает свободу душе, когда ни глаза, ни уши не передают сердцу вредных зрелищ или слышаний, но ум наедине пребывает с Богом...» 272 В «Изречениях отцов-пустынников» говорится, что авва Арсений проводил в молитве всю ночь и давал небольшой отдых телу только на рассвете. «Он проводил всю ночь без сна, а ранним утром, когда естество вынуждало его ко сну, он говорил сну: „Иди сюда, плохой слуга“. Тогда он сидя засыпал ненадолго и вскоре просыпался» 273 . Монахи знают из опыта важность бдения, потому что оно помогает им в борьбе против диавола и в очищении сердца. Поэтому преподобный Иоанн Лествичник подчеркивает: «Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений, исполнение очей слезами, умягчение сердца, хранение помыслов, лучшее горнило для сварения принятой пищи, укрощение страстей, покорение злых духов, обуздание языка, прогнание мечтаний» 274 . Естественно, существует множество видов бдения в зависимости от того, как и когда монах совершает бдение. Это зависит от условий жизни и духовного состояния монаха. Одни творят бдение с вечера до полуночи, другие – от полуночи до утра, а третьи – всю ночь. Одни проводят ночь в чтении Псалтири, другие – в молитве, третьи – часть ночи молятся, а часть – читают Псалтирь. На Святой Горе совершаются все виды молитвы, и особенно ночная молитва , и поэтому на ней почивает особая благодать. Днем и ночью – и особенно ночью – с Афона возносятся молитвы угодников Божиих. Святой Григорий Палама и бдение Все святые отцы превозносят бдение, ибо их опыт показал, что это великий дар благодати, помогающей на пути очищения. Естественно, что и святой Григорий высоко ценил тех, кто жил истинно православной афонской жизнью. Григорий Палама не создавал свое собственное монашество, а жил традиционной монашеской жизнью. Чтобы показать, как святитель осуществлял бдение на практике, мы приведем три примера из Жития святого Григория, составленного Филофеем Коккином.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Злоба фарисеев и книжников, наконец, дошла до того, что они предали Господа на смерть, думая, что со смертью Его они избавятся от своего грозного обличителя и судии. Но смерть не могла восторжествовать над Тем, Кто источник жизни. Он Сам Своею смертью сокрушит врата смертные и дарует всем верующим в Него живот вечный, и слава Отца Его небесного не только не омрачится Его смертью, но еще более просияет и возвысится. «Не умру, но жив буду, и повем дела Господня». Вот что взывал во глубине души Своей обетованный Спаситель мира среди самой сени смертной. Последний стих, который вы слышите, бл. слушатели, из уст диакона во время пения «Бог Господь» есть следующий: «камень, его же небрегоша зиждущии, сей бысть во главу угла; от Господа бысть сей, и есть дивен во очесех наших». Это как бы заключение о всей беззаконной деятельности иудеев против Господа нашего Иисуса Христа и свидетельство о Его Божественном величии; это надпись к той пещере в саду Иосифовом, где положено было тело Господа Иисуса. Тот, Кого пренебрегли, Кого осудили на смерть, Кого распяли иудеи, – тот соделался главою благодатного царства Своего, тот есть Бог, вочеловечившийся ради нашего спасения; Тому мы, христиане, служим и покланяемся, как истинному Богу, несмотря на то, что Он распят и погребен был. Вот, бл. слушатели мои, значение церковной песни «Бог Господь и явися нам» и содержания тех стихов, которые диакон читает перед началом пения клиросного. Перед началом пения «Бог Господь» зажигаются свечи, по уставу, – в ознаменование того, что с торжественным явлением Господа людям, «седящим во тьме сени смертной, свет велий возсиял», по словам пророка Исаии. (Сост. по Объяснен. всенощн. бден., прот. В. Владиславлева ). 19. Беседа о тропарях после «Бог Господь» Когда диакон закончит стихи и на клиросе пропоют четыре раза «Бог Господь и явися нам», вы слышите, братия мои, на всенощном воскресном бдении тропарь воскресный 71 . Всех тропарей этих восемь, по числу восьми гласов, на которые поется «Бог Господь». Содержанием этих тропарей служит прославление воскресшего Господа, изображение событий воскресения и исчисление благ, дарованных роду человеческому через воскресение Христово; в тропаре обыкновенно выражается сущность праздника. В ходе всенощной тропарь воскресный есть ответ нас, христиан, на призывный голос диакона: «исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его». Тогда как к книжникам и фарисеям прилагает диакон слова писания: «обышедше обыдоша Мя» и «камень, его же небрегоша зиждущии» – мы, новозаветные чада, с любовью исповедуем и славословим явившегося ради нашего спасения Господа и сердечно прославляем Его воскресение. Неблагодарность и злоба неверовавших иудеев как бы вознаграждается и заменяется нашей верой, любовью и благодарностью к Господу.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Вот подлинные слова молитв, читаемых тайно священником перед царскими вратами. Вы видите сами, братия мои, что священник, изображая Ходатая, обещанного Богом нашим падшим прародителям, молится за всех нас и испрашивает нам у Отца небесного благ временных и вечных, благопотребных для спасения нашего. (Сост. по Объяснению всенощн. бден. прот. В. Владиславлева ). 5. Беседа об антифонах на всенощной По великой ектении следует стихословие первой кафизмы, разделенной на три антифона. Если день воскресный, то стихословятся все три антифона, после каждого произносится малая ектения, состоящая из первого и последнего прошений великой ектении и начинающаяся словами: паки и паки миром Господу помолимся. В дни прочих праздников поется один первый антифон, последуемый малою ектенией, кроме праздников, называемых Господскими, когда антифоны вовсе оставляются. Слово антифон значит – противогласник, или противопение. Псалмы или стихи, частью взятые из ветхого завета, а частью напоминающие новозаветные события, названы антифонами потому, что поются обоими ликами попеременно один за другим. Святой Игнатий Богоносец , ученик Иоанна Богослова, епископ Антиохийский, первый установил пение антифонное, в подражание ангельского славословия на небесах Пресвятой Троицы, открытого ему в видении. Из Антиохии священный обычай этот распространился сначала по восточным, а потом по западным церквам, так что в IV веке сделался всеобщим в христианской церкви. Нельзя оставаться равнодушным при слушании ангелоподобного пения антифонов: оно производит в душе молящихся невыразимо приятное ощущение, оживляет чувство и воскрыляет к молитве. Вот стихи первого антифона, избранные из первых трех псалмов: Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Яко весть Господь путь праведных и путь нечестивых погибнет. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа ! Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Блажени вси надеющиися на Нь. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа!

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Мы всего лишились в Адаме, но все приобрели в Иисусе Христе: как же нам не прославлять и не благодарить Его? Врата эдема, затворенные первым человеком, снова открыты для нас вторым человеком – Господом с небеси. Сын Божий с неба принес нам отрадную весть о благодати, прощении и помиловании; Он призвал нас из страны изгнания в наше истинное отечество и дал нам врачевство, исцеляющее все язвы грехов: Его крест есть для нас дерево жизни; Его кровь очищает нас от всякого греха; Его смерть примирила нас с правосудием Отца небесного; Его ходатайством восстановлен тот благодатный союз, который до грехопадения соединял человека с Богом. Сын Божий приобрел нас Себе и дает нам, вместо переходящих радостей эдема земного, вечные радости эдема небесного; Он открыл нам врата града – нового Иерусалима. Последуем стопам нашего божественного Путеводителя и Господа к нашему истинному отечеству! Будем же, возлюбленные братия, всегда внимательны к Его гласу любви и милосердия, взывающему к нам: Аз есмь путь и истина и живот: никто же приидет ко Отцу, токмо Мною. И аможе Аз иду, весте, и путь весте. ( Ин. 14:4,6 ). (Сост. по Изъясн. всенощн. бдения, прот. Гумилевского). Приложение к беседе 8. Историческая справка о происхождении песни «Свете тихий» В одном древнейшем александрийском манускрипте священного писания, написано это славословие после псалмов и песней священного писания 60 . О песне «Свете тихий» упоминает святой Василий Великий , как о песне весьма древней уже в его время 61 . Составление песни «Свете тихий» в первом веке было очень естественно. Греки-язычники имели обычай при захождении солнца восклицать к скрывавшемуся светилу: φς γαθν 62 . Что же удивительного, если первенствующие христиане, в противоположность язычникам, воспевали свое φς λαρν (Свете тихий) к Господу Иисусу Христу, незаходимому Ипостасному Сиянию славы Бога Отца и истинному Свету всего мира 63 , во плоти нам воссиявшему и нашу тьму – неведение о Боге и тайнах промысла Его просветившему? (См. «Историю богослужеб. песнопений правосл. кафолической церкви», соч. Π. Η. Ф., стр. 15–16).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Говорят: «для чего же бывают и всенощны (зимним временем)? не столько же времени служится и всенощна, как заутреня?» При слове: «всенощная» (всенощное бдение) на первый раз мы невольно должны смириться, почувствовать обличение, вспомнив, от чего произошло это слово и как оно было вполне точным только у первых христиан. Первые христиане на праздники, действительно, целую ночь молились. Но ныне частью по нужде, частью по немощи, а частью от лености и произвола, наши всенощные бдения инде очень сокращаются и далеко уже не походят на всенощную службу первых христиан, от которых в сущности дела мы и разнимся только этим одним, что они были «первые» (по времени; все же остальное, т. е. и евангелие, и таинства, и надежды на царство небесное, – все это с первыми христианами у нас одно). Всенощны служатся в иных храмах круглый год по особенным нуждам той самой церкви, где она устроена (например, в заведениях, в тюрьмах), то тех лиц, которые посещают ее (например, если это лица, обремененные занятиями, но, вместе с тем, имеющие усердие слушать богослужение каждый день, – или только лица от большой семьи, из которых одни могут быть у заутрени в праздник с вечера, а другие – утром, как и у обедни одни – у ранней, а другие – у поздней). Вообще же, пользоваться всенощными взамен ранних заутрень могут те, которым необходимо, или для которых составляет большое облегчение разделить молитвенный подвиг утрени и обедни, бывающих подряд, а также – удобнее по дальнему расстоянию церкви от их домов, прийти в церковь вместо двух раз (к вечерне и заутрене, как в великий пост) только однажды и с вечера. Но так как эти люди не по лени или неге обегают заутрень, а только по слабости своих сил, старческих или особенно чем изнуренных; то они и часов заутрени не просыпают же, но с ударом утреннего колокола, или вслед за тем, встают на домашнюю молитву. Зачем же без всякой-то нужды заменять заутрени всенощными? Зачем отыскивать церковь , где с вечера бывает заутреня, или усиленно хлопотать об отмене заутрень, между тем, как ремесленный и рабочий народ не к может же быть у всенощн? Зачем только тогда и там посещать праздничную заутреню, когда и где она служится с вечера – и все так не изредка, а круглый год? Не прикрытие ли это своей лености в молитвенном подвиге? не слабость ли это и тела, и духа в богопочитании? Представляют только простому народу да священникам вставать к заутреням, а сами за собой оставляют легкое и покойное.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

Всех кафизм двадцать. На воскресной всенощной читаются 2-я и 3-я кафизмы. Зачем же именно в это время, т.е. после торжественного и радостного пения «Бог Господь» и тропаря, установлено чтение псалтири? В псалтири заключаются и такие псалмы, которые вполне применительны ко всякому состоянию душевному, радостному ли то или печальному. Кроме того, в ней есть псалмы и пророческие. В ней, например, описываются, между прочим, страдания праведника от злых людей, готовых умертвить неприятного им человека, своей жизнью и словом обличающего их беззакония. А известно, что Господь наш Иисус Христос, о Котором пророчески возвещают многие псалмы, на четвертом году своего общественного благодатного служения, в четвертую пасху, был избранным своим учеником предан злодеям и ими распят после многочисленных страданий и погребен. Вот это-то отношение людей ко Христу и изображается в читаемых на воскресной всенощной псалмах. Псалмы читаются с 9-го по 23-й. В них представлена вся неблагодарность и злость людей, все оскорбления, страдания и смерть, учиненные неповинной душе ( Пс. 21 ). Но злоба врагов посрамлена торжеством невинности над нею. Это торжество открылось в воскресении Невинного Страдальца – Господа. Об этом и говорится в последнем (23-м) псалме 3-й кафизмы, читаемом на всенощной. В нем уже пророчески предуказано, что Тот, Которого осудили, предали на смерть, воскрес и возносится на небо. Пение стихов из псалмов 134 и 135 напоминает то время, когда только что узнали люди о воскресении Христовом. Ангелы прежде людей узнали о воскресении Господа Спасителя нашего; но и на земле это событие скоро сделалось известным. В воспоминание этого вскоре вслед за чтением последних слов псалма 23-го отверзаются царские двери и на земле возвещается людям радостная весть о воскресении пострадавшего за нас Господа. Святая церковь призывает людей восхвалить имя Господне за неизреченные и бесконечные милости Божии к нам: «хвалите имя Господне; хвалите раби Господа. Аллилуия». Начинается полиелей – самая торжественная часть вненощного бдения (См. «Изъясн. Всенощн. бдения» прот. Гумилевского).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Воскресни, Господи, спаси мя, Боже мой. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Господне есть спасение и на людех Твоих благословение Твое. Аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа! Содержание псалмов, из которых эти стихи заимствованы, относится к прославлению обещанного Адаму Искупителя, а ангельским припевом, трижды повторяемым, церковь выражает хвалу Триединому Богу за Его благодатное промышление о спасении мира, которое благоволил совершить Господь наш Иисус Христос. (См. Изъяснение всенощн. бдения прот. Гумилевского). Теперь объясним, братия, эти стихи: «Блажен муж, иже не иде на совет нечестивых». Как счастлив был бы Адам, ежели бы не послушался совета жены своей, прельщенной диаволом! Как блаженна была бы Ева , если бы не приняла совета диавола и не нарушила заповеди Божией! «Если бы прилеплялись они к закону Божию и о законе Его помышляли день и ночь, они были бы подобны древу, посаженному при потоках вод, которое плод свой приносит в свое время и которого лист не вянет: и во всем, что они ни делали бы, успевали бы» ( Пс. 1:3 ). А теперь что? «И путь нечестивых погибнет». Как скоро грех был сделан, все пошло не так: «с нечестивыми не так, но они как прах, возметаемый ветром. Не устоять им на суде перед правосудным Богом; нечем оправдаться перед Ним и постигнет их праведное наказание Божие и – путь нечестивых погибнет» ( Пс. 1:4–6 ). Дальше вы слышите стих: «работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом». Стих этот взят из второго псалма, в котором содержится одно из самых ясных пророческих предсказаний об обетованном Спасителе мира. Бог Отец говорит во гневе Своем народам, возмутившимся против Помазанника Его: «Я помазал царя Моего над Сионом, святою горою Моею»; и потом к этому помазаннику, к Единородному Сыну Своему: «Ты Сын Мой. Я ныне родил Тебя. Проси у Меня и дам народы в наследие Тебе, и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным, сокрушишь их, как сосуд горшечника». Затем пророк, обращаясь к возмутившимся народам, убеждает их: «вразумитесь, научитесь! Служите Господу со страхом, и радуйтесь перед Ним с трепетом».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

по 1 каф.: подобен, как и сед., «Дева днесь»: «Небесная любовью веселяхуся и земная трепетом ужасахуся, егда пречистый глас найде на Тя, Богородице; едино бо торжество обоим возсия, егда первозданнаго от смерти избави». 4 гл. по 1 каф.: «Тя величаем, Богородице, вопиюще: Ты еси гора, от неяже неизглаголанно отсечеся камень и врата адова сокруши»; 5 гл. по 1 каф.: «Дивно чудо зачатия и неизреченен образ рождества в Тебе познася, Дево Чистая, удивляет мой ум и ужасает помысл; слава Твоя, Богородице, по всем простреся, ко спасению душ наших». В 4 и 5 гл. Богородичны 1 каф. перенесены на 2-ю. В 6 и 7 гл. переставлены обычные Богородичны. 8 гл. по 1 каф.: «Радуйся, Ангелом радость мира приемшая, радуйся, рождшая Творца Твоего и Господа, радуйся, сподобльшаяся быти Мати Божия». «О Тебе радуется» подобен 1 седальну. По каждой кафизме по одному седальну, поемому однажды, для 1–6 гл. нынешние 1-й и 2-й по 1 каф., для 7 гл. первые по 1 и 2 каф., но переставлены, для 8 гл. то же без перестановки (Нотный Обиход Киево-Печерск. Успенск. лавры. Ч. 1. Всенощн. бдение. Партитура. Киев, 1910, 104 и д.). 2443 1.?Благословением беспрерывным да благословит нас Отец вечный. 2. Единородный Сын Божий нас благословения и помощи да сподобит. 3. Благодать Духа Святого да просветит чувства и сердца наши. 4. Бог Отец Всемогущий да будет нам благосклонен и милостив. 5. " Христос да даст нам радость вечной жизни 6. Огонь Своей любви да зажжет Бог в сердцах наших. 7. Евангельское чтение да будет нам спасение и защита. 8. Божественная помощь да пребывает всегда с нами. 9. К общению граждан вышних да приведет нас Царь Ангелов Кроме 9 чтений ноктурн, на Laudes бывает маленькое чтение (capitulum), обычно Апок. 7, 12 . 2444 Ркп. Моск. Типогр. б. 285/342/1206, л. 3 об. Моск. Синод, б. 330/380, л. 45 об., 4. Toscam. Ad typ., 52. 2446 Печ. греч. добавляет: «на одной же славе ( καθ ν δ δξα) творит ектению малую»; это, должно быть, ошибочное чтение вышеприведенного замечания рукописей о ектении на каждой кафизме.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Да понеже есть таковая помощь и утверждение нам от Господа, створшаго небо и землю, подобаше убо от все душе и от всего помышления взлюбити того Божественные заповеди, в низ же прежде первии ходившеи обетования улучише. Мне же хвалити се да не буде, токмо о силе и помощи Господа нашего. Исуса Христа, яко молитвами Пречистые его Матере, и светаго первомоученика и Архидьякона Стефана и светых моих прародителеи, и родителеи, даст и мне настольнику быти им в отечествии моем. Ствфан Урош вторый, от племени же Краль и Самодержец все Сербские и Поморские земле, правнук Светаго Симеона Неманс и внук первовенчанаго Краля Стефана Симона монаха, сын же Стефана Краля Уроша Симона монаха, понужден же божественою благодатию и умолен быв живущими в дому Пресветые Бо- городице, Благодетельнице Хиландарские, иже в Светеи Горе, Игуменом и бащом и всею братиею, и создах им столп велик и тверд на месте, рекомом Хроусия, и с помощию божественою обрех того пирга створих церковь в име пр еславнаго его вознесения. И сице же, Богу поспешствующу ми, о божественом его даре, иже ми дасть, и иная многая приложения, елико ми бысть возможно, прложих в созданиях и в направлениих храма Пресветые Богородице Хиландарские, яже суть внутрь и извне монастыря в запустевших метохиях обновления и виноградна насаждения, и еже есть на крму и одеяние служещиим свети церкви села и пашища довольно в Сербсцей и в Гречесцей земли, елико испросих у Господина ми и родителя, светаго Царя Греческаго, Кур Андроника, и у возлюбленаго сына его, брата Кралевства ми, Кур Михаила, Царя Греческаго; таже вся зде не исписаше се, писана же суть в Царских хрисовулах и в Кралевства ми хрисовул, а яже не возможна быше вписати се в хрисовул вся по едином, тем будет свидетельница и приемница Пречистая моя заступница и благодетельница Хиланьдарска, могущии ми избавити вечные муки. Сии же пирг не отлучии Кралевство ми от монастира, н паче да единствуе с монастырем, како е и записано у перьвом хрисовоуле, его же створи Кралевство ми монастыирю.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010