Того же 158-го году государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Росии околничей Михайло Алексеевич Ртищев поведа нам сицеву повесть о чюдеси чюдотворца Сергия: Идущу ми, рече, со царем и великим княземъ Алексеем Михайловичем всеа Росии в походе во град, нарицаемый Углечь, и зело изнемогающу ми нутреною болезнию, яко и чрево мое из утробы лоном моим изыде вон; сия же болезнь протяжеся два лета. В таковых же болезнех призывающу ми на помощ дивнаго в чюдесехъ преподобнаго чюдотворца Сергия, просящу ми облегчения, и покропи те скорбныеместа водою новоявленнаго кладеся из Сергиевы обители, что у церкви Пречистые Богородицы в стене. И которые места покропил, и того часа облегчишась. Не доставши же тоя святыя воды и неких скорбных местъ покропити было нечем, и зело те места болезноваша, и стражущу ми люте. Егда же посланнии привезоша ми, и покропившу ми та, и совершенное исцеление прием, молитвами Пречистые Богородицы и преподобнаго чюдотворца Сергия, и чрево мое и лоно оздравеша и быша в старом существе, яко от рожения. И сия пред архимаритом и пред нами со слезами исповедаяся, яко на Углечь мимо монастырь грядый исцеление прием и не известив от радости, чюдяся скорому исцелению, поведати ж боясявскоре, еще бо неверие в сердцы сохраняя, поминая тягость болезни, и в том прощения прося. И сего ради приидох от града Углеча преподобному чюдотворцу Сергию поклонитися у многоцелебных мощей его и вам возвестити сия, яко благодатию Святыя Троица и Пречистыя 928 Богородицы и преподобнаго чюдотворца Сергия здрав бысть от тоя болезни. Во оно жь время прииде во обитель Святыя Троицы болярин Михайло Михайловичь Салтыков помолитися и по молебном пении поведа нам: Яко болезнующу ми, рече, в лете сем зелно главною болезнию, и от многия пухоты, сказав, и очима моима зрак изменися и многи дни света не видев, и во мнозей болезни призывая на помощ скораго помощника великаго в чюдесех Сергия преподобнаго. И слышав, яко во обители его есть кладезь, молитвами его ново истече, иже в стене у церкви Пречистые Богородицы, и тоя воды привезоша ми, и умывся тою водою, и того часу молитвами святаго чюдотворца Сергияздрав бысть, и свет очима моима Богъ дарова, яко же и преже.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

От его осталось с Хиландаря тоже несколько актов, а именно: хрисовул 1327 года, коим он даровал Хиландарю: церковь Св. Богородицы: за градом Призреном, село Плавни, половину села Добродолянь, село Избище и Команово селище.» В том же 1327 году он выменял для Хиландарской обители у Сербскаго монастыря Студеницы и другую половину села Добродолянь, о чем пишет в своем хрисовуле (данном по сему случаю Хиландарю) так: «Аз Стефан, Краль всех Србскыих земель и Поморскыих потщах се, милии сии дар принести к Пресвети Богородици, реком Хиландари, каако прииде Кралевству ми всечестнии Игумен Светые Горы Афона, Богородице Хиландарскые, Кур Гервасие с братиями, и говорише Кралевству ми за села, що имаю мегю сели Пречистые Студеничке, и како деле село Добродоляне с ними на поле. И сия смыслив Кралевство: ми и проразумех горкы сии притраннныи час смертныи, како предстати тебе, Владыце Хрисхту моему, яко же и бывшии првии Царие и светыи прародителие Кралевства ми, такожде и Кралевство ми исплни прошение их, приложи Кралевство ми Пречистои Студеничкои село Ярине иа Иброу, а Пречистои Хиландарскои половина Добродолянь, а друга половина, си есть, била испрва Богородице Хиландарскые. И тази села Кралевство ми утверди хрисоволем златопечатным: село Сламодража, и село Добродоляне, и село Непробища, и село Момуша и Бела Црква. А мегя темзи селом (следует описание границ). И сие приложи Кралевство ми и утверди (Далее следует обычное заклинание о ненарушении сего хрисовула). И сие записа Кралевство ми в лето 6835 (1327), месеца Июлиа, .. (9) день. † Стефан благоверни Краль Србскых и Поморских земель» † Ко времени того же благочестиваго Краля относится список с межеваго дела, выданный монастырю в 1326 году, по просьбе Игумена Гервасия, по приказанию Краля, Логофетом Райком. Продолжительное благополучное царствование сына Стефана Дечанскаго, Стефана Душана Сильнаго (Краль с 1336 года, Царь с 1347 года, скончался в 1356 году), составляет период высшей славы для Сербскаго Царства и народа, а вместе и самую счастливую пору в истории Царской задужбины Хиладарской Лавры.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Вероучительные и литературные памятники 1 . Архимандрит Никодим. Повесть душеполезная Никодима типикариса Соловецкого о некоем брате 28 Из книги старописменныя в десть, Сергиева монастыря. Повесть душеполезна, прочти со вниманием, и зело ползуешися. Поведа нам Никодим типикарис о некоем брате сице глаголя. Живущу ми рече во обители преподобных отец наших киновиах Зосимы и Саватия, иже близ сущи понта окиана соловецкого отока, и тамо пребывающю ми лета доволна и типикардную службу хранящу. В то время прииде некий брат в той же монастырь, юн сый леты, добр возрастом. Поведа мне о себе повесть страшну исполнь сущу пользы и умиления, и слезам достойную, могущую слышащих удивити и устрашити, и во умиление привести. Сам же со многими слезами, со воздыханием и рыданьми глагола ми сице. Бысть рече в лето 7146, при державе благочестиваго государя царя и великаго князя Михаила Феодоровича, всея Русии самодержца. Сущу ми во обители Пресвятыя Живоначалныя Троицы Сергиева монастыря, близ сущи царствующаго града Москвы. Тамо пребывающу ми во всяком небрежении о своем спасении, и свою жизнь зле провождающу и о душевном своем спасении нимало пекущуся, и заповеди Божия преступающу, и во всякой нечистоте и пиянстве пребывающу, и о своем спасении не радящу, и иноческаго пребывания обещание забывшу, и во все презревшу, и яко скоту невоздержно живущу: и спроста рещи яже суть Богом любима сих отвращахся. А яже Бог ненавидит сия любима Быша мне, и сими душю мою помрачах. И тако ми пребывающу, абие посылается ми жезл наказания за грехи моя. Внезапу бо пострадах зле, и мзду поделом моим восприях. И аще не Господь помогал бы ми в мале вселилася бы во ад душа моя. Но яко чадолюбия отец всех наказует, но обаче с милостию по реченному, накажет мя праведник милостию и обличит мя, не хощет бо смерти грешному, но еже обратитися и живу быти ему. Хощет бо всем спастися и в разум истинный приити. И тако ми рече во едину от ноще, во дни пентикостия, близ праздника Духа Святаго сошествия, во мнозе пиянстве пребывающу, по реченному, спящии бо в нощи спят, и упивающиися в нощи упиваются, приспе время спати, и от пиянства душегубителнаго престати.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Того же 158-го году государя царя и великого князя Алекся Михайловича всеа Росии околничей Михайло Алексеевичъ Ртищев повда намъ сицеву повсть о чюдеси чюдотворца Сергия: Идущу ми, рече, со царемъ и великимъ княземъ Алексемъ Михайловичемъ всеа Росии в походе во град, нарицаемый Углечь, и зло изнемогающу ми нутреною болзнию, яко и чрево мое из утробы лономъ моимъ изыде вонъ; сия же болзнь протяжеся два лта. В таковых же болзнех призывающу ми на помощъ дивнаго в чюдесхъ преподобнаго чюдотворца Сергия, просящу ми облегчения, и покропи т скорбныемста водою новоявленнаго кладеся из Сергиевы обители, что у церкви Пречистые Богородицы в стен. И которые мста покропил, и того часа облегчишась. Не доставши же тоя святыя воды и нких скорбных мстъ покропити было нчемъ, и зло т мста болзноваша, и стражущу ми лют. Егда же посланнии привезоша ми, и покропившу ми та, и совершенное исцеление приемъ, молитвами Пречистые Богородицы и преподобнаго чюдотворца Сергия, и чрево мое и лоно оздравша и быша в старом существ, яко от рожения. И сия пред архимаритом и пред нами со слезами исповдаяся, яко на Углечь мимо монастырь грядый исцелние приемъ и не извстивъ от радости, чюдяся скорому исцлнию, повдати жъ боясявскоре, еще бо неврие в сердцы сохраняя, поминая тягость болзни, и в том прощения прося. И сего ради приидох от града Углеча преподобному чюдотворцу Сергию поклонитися у многоцелебных мощей его и вам возвестити сия, яко благодатию Святыя Троица и Пречистыя Богородицы и преподобнаго чюдотворца Сергия здрав бысть от тоя болзни. Во оно жь время прииде во обитель Святыя Троицы болярин Михайло Михайловичь Салтыков помолитися и по молебном пнии повда намъ: Яко болзнующу ми, рече, в лте семъ злно главною болзнию, и от многия пухоты, сказавъ, и очима моима зракъ измнися и многи дни свта не видв, и во мнозей болзни призывая на помощъ скораго помощника великаго в чюдесхъ Сергия преподобнаго. И слышавъ, яко во обители его есть кладезь, молитвами его ново истече, иже в стн у церкви Пречистые Богородицы, и тоя воды привезоша ми, и умывся тою водою, и того часу молитвами святаго чюдотворца Сергияздравъ бысть, и свтъ очима моима Богъ дарова, яко же и преже.

http://predanie.ru/book/141629-zhitie-se...

Еи же (куда) пришед Царство ми и с богодарованною ми Царицею Августиею Кура Еленою, ту обретающи се великии монастырь Хиландарь, сзданныи преродители моими, пришед Царство ми, и поклони се, и прием благословение от живущих в нем старец, тааже взиде Царство ми в внутрнеише монастыре Светые те Горы, и обшед Царство ми те свете монастыре и с богодарованною ми Царицею Августиею Кура Еленою, обдариемо и украсиемо (их) различны дары, и недостаточнаа монастыреи тех светых всаа исплны Царство ми. И видемо в тои Светои Горе жилища, скиние и вертепи преподобних тех светыих и богоносных отец пустынни жители, и вельми удивлении быхом о жити муж тех светыих, по истине небесны чловеци и земельны аггелии, и прием благословение и душепользна словеса слышав в поучение, яко и вельми пользевати се, ими по глаголющуму: обратеть бо ме, рече, боещей се тебе, и ведущеи сведениа твоя. И обхождением тех светых мест, придоемо в место, рекомое Карея, иде же обретает се келиа Св. Савы, великааго пустьни жителя Ероусалимскаго, сзданна господином и родителем и просветителем нашим; Кур Савом, в неи же безмлвно и богоугодно житие пожив, и видевши боголюбнаа Царица Августия Кура Елена нищету и велие недостатчное келие цркве те светые, ражджена бывши любовию Христовою к тои светеи кели, и по изволению боголюбнааго срдца ее, и нарекше ю на име Царства ее, яко да есть тои светои и божеьственнои кели вторы хтитор, в соблюдение и огледование места того светаго, яко да есть в душеполезное Царство се, и да си избира от всега чина Хиландарскааго старца, коего хощет, и полагав тои свети кели, нес упрошенем и благословением Хиландарскыим, и по е воле и хотении, а от инуде да не буде, кроме цркве Хиландарскые. И взвращающу се паки Царству ни в своя си, в светы и божествены монастырь Хиландарь, поискав Царство ми и с богодарованною ми Царицею Августиею Кура Еленою, старца предстателя кели тои светеи, и с изволением Царства ни, и благословением Игумена и всех старец, благословисмо Проигумена Попа Феодоула, да есть предстатель кели тои, иже у Кареях, и такози му ю даа Царство ни, яко да му есть и до живота непременнаа, да молит Бога за живот и спасение души Царств ни.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

721 Так как Добрун иди Добрушта взят был у Греции в 1331 г., то хиландарская грамота (у Аврамовича 7) о добрушском храме св. Николая должна быть отнесена к 1331 г. Здесь король молится св. Николаю и вспоминает о прошлом несчастии своём: «яко раждеженна устроити утробу родителя кралевства ми и вьврещи ме хоте вь ровь погыбельни, яко не быти ми наследника столу отчства моего». Король писал к архиеписк. Даниилу: «вестно буди, яко помощию Божиею и заступлением святаго господина преп. отца Симона и Саввы и молитвами вашими заступляемь и укрепляем и силою Св. Духа вооружаем, защищаемо королевство ми и с возлюбленным сыном кралевства ми Стефаном (Душаном) и свими моими, яже реку чада отечествия ми, оного злоковарнаго врага царя болгаром, пришедша с многими силами язык иноплеменных – в месте Земльин, Богу помогшу ми, силы тоя мощныя и многия победил.-Да о сем убо воврадовавшеся, якоже и достойно есть, воздадите хвалу Богу в помощь нашу». 722 Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIII, 184–187. Сербский летописец XVI в. передавал такой отзыв современных сербов: «призренске церкве патось (размер) и дечанскаа церкви и пекскаа припрать (западный притвор) и банско злато (Милютинова банскаго храма архид. Стефана) и ресавско писание не обретает се нигде же»; но о призренском храме Душана уже он говорил: «такова доброта, грех ради моих, близь есть разорениа». Schafarik Pamatky стр. 61. Призренский Душанов храм совсем разобран, а банский опустошен и обращён в мечеть. Гильфердинг в Зап. геогр. общ. XIIÏ 205, 301–303. 723 Обширная грамота напечатана в Изв. акад. VII, 223–240. У Миклошича Monum. 83. В Гласнике доказано (1: 155, 156), что эта грамота, ныне довольно испорченная, состоит из двух грамот не одного времени. По окончании первой была и особая подпись короля. Вторая грамота начиналась словами: «и еще приложить кралевство ми». Соборное совещание: «и нарекох его игумения обьще место чрьньцем, сь благословением господина ми отьца Данила и всех епискупь и вьсего сбора србскаго». 724 Цароставник у Раича II, 580. У Миклошича (Monum. serb. 95) надпись на дечанском храме: «прими, владыко господи о пандократоре, приносимое моление раба твоего Стефана краля. Се бо приношу церковь божественную с сыном моим кралем Стефаном: взираю на тленное ми тело над гробом своим и боюсе страшнаго ти судища, к тебе припадаю вседержителю, помилуй ме день судны».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

2411 Система григорианского пения может быть представлена в след. виде: 1) автентический лад: ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 1) плагальный – ля, си, до, ре, ми, фа, соль, ля. 2) автентический – ми, фа, соль, ля, си, до, ре, ми. 2) плагальный – си, до, ре, ми, фа, соль, ля, си. 3) автентический – фа, соль, ля, си, до, ре, ми, фа. 3) плагальный – до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до. 4) автентический – соль, ля, си, до, ре, ми, фа, соль. 4) плагальный – ре, ми, фа, соль, ля, си, до, ре. 2412 Чтения в общ. любит. дух просв. 1889 г., I, 21 стр., статья: Богослужебная музыка Западной Церкви. 2415 Преображенский – Реформа богосл. пения в кат. церкви. Русск. муз. газета, 1847, 11, 1527 стр. 2420 Оратория происходит от Лат. слова: oratorium – молитвенный зал. Применение этого названия к рассматриваемой музык. форме объясняется следующим образом. Некто Филипп Нери – священник, стал устраивать религиозные собеседования в молитвенном доме (oratorio) монастыря св. Джироламо и позднее в церкви Santa Maria в Валличелле. Для того, чтобы придать этим собраниям более торжественный характер Нери, вошел в соглашение с композитором Анимуччьа, который написал музыку, исполняемую на таких собраниях, так. назыв. «Laudi Spirituali». В зависимости от места исполнения и самые музык. произведения эти стали называться ораториями. 2425 9-го ноября прочитав одну очередную лекцию и придя снова в аудиторию, чтобы читать другую, я нашел на кафедре обращенную ко мне записку: «просим вас сказать свое слово по поводу смерти Льва Николаевича Толстого». Желание студентов в данном случае выслушать меня – православного апологета – я нашел естественным и законным. Я сказал то, что думал о Толстом. Но застигнутый врасплох предложением своих слушателей я, понятно, излагал свои мысли не в систематической и литературной форме и опустил нечто, что, мне кажется, следовало бы добавить. Теперь я печатаю свою речь, сообщая ей лишь некоторую отшлифовку и небольшие дополнения, но, не изменяя её существа и не снабжая её никакими дополнительными справками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И взлюблена бысть Кралевству ми келия она, имени ради Господна и Отца моего, Св. Савы, и приех ю, и живущего тогда у ней честнаго старца, монаха Кур Феодула, по гласу Господню: приемлей Пророка в име Пророче, и приемлей праведника в име праведниче, мзду праведничу приимет. И паки: аще кто напоит единого от малых сих чашу студены воды, токмо в име ученика, аминь глаголю вам, не погубит мзды свои, и приех и аз келию ону, и упокои живущих у ней, да не пекутся о притежении крмле и одежде, токмо молчаливо да пребывают в пощении и в молитвах день и нощь, и да исполняютъ устав церковный, преданый Св. Господином и Отцем Кралевства ми, Савом, да молитвами их Бог нам будет милостив. И приде Кралевству ми Преподобный Игумен богохранима и честнаго нашего монастира, тогда предржей Иеромонах Кур Никодим, иже и паче иных многих потрудисе в честном том монастири Кралевства ми, Хиландаре, приде с ним честный старец от келие Светаго Господина нашего и Отца, вышереченный Иеромонах Кур Феодул, и упросихом Светаго Господина и Отца нашего, Архиепископа Саву третьяго, и благослови ны, и колико требова честныи старец Кур Феодул, дах му на воздвижение и обновление келие Господина родителе Кралевства ми, Св. Савы, и книгами направих 17 и честнымя иконами и всеми требами, и купихъ три адрфата живущим в келии той, и хотех от Гречских монастырь купити, да не буде тежко нашему монастыру, и имут по нас будущии роптати на живущих в келии той и имут смущати их, но рече Светый Архиепископ и честный Игумен Кур Никодим и старец Феодул от келие Св. Савы: онази келия есть монастырска перва, и бескупа монастырь хоте и не хоте хранити ю хочетъ, да боле купи од нашего монастыра, a братия приемлют. И по прошению их створи Кралевство ми, изговорившисе вса братиа у монастыри, иже тогда бяху, ихже имена си суть, начелних: Игумен и Иермонах Кур Никодим, старец Арсений, Баща (Духовник) Хиландарскй, старец Кур Иоасаф, бывши Баща Кралевства ми, старец Кур Феодул от келие Св. Савы, старец Кур Симеон от пирга, иже на мори, келия Кралевства ми, старец Поп Матфей, Иконом велий Поп Гервасие, старец Поп Кур Феодосие, Еклесиарх Поп Никола, старец Поп Григорие, старец Поп Епифание, Дохияр Иоан монах, Дамиян Иеромонах и другии Дамиян Иеромонах, старец монах Илия и другий Илия, Мефодие монах, Неофит монах, Киприан монах, Антоний монах, Феофил монах, Параиконом Ефрем, Параеклесиарх Иеродиакон Амфилохий, Трапезарь Аркадие, Михаил ваченар, и ини мнози и вса братие, и вси изговорившесе, продаша Кралевству ми келию Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Первым толкователем Дионисия Ареопапгита был Иоанн. еп. скифонольский (нач. VI в.). В VIII в. его схолии были переведены на сирийский язык (стр. 105, 111, пр. 3); в 875 г. – на латинский (Анастасием библиот.). В латинском переводе кроме них, помещены были и схолии МИ.; последние отмечались особым знаком – крестом (см. письмо Анастасия библ. к имп. Карлу Лысому. PL. 129. 740В–С). Очень рано (напр., в Моск. ркп. 109 IX в.) схолии Иоанновы утратили имя своего автора и ходили анонимно (Париж. 933 X в,; Моск. 110 XI в.). потом (с XI в.) – в виду ли наличия в кодексах схолий с именем МИ., или по аналогии с другими его толковательными трудами на Дионисия (стр. 197, пр. 3) или даже просто в силу соединения схолий в одном кодексе с Мистагогией МИ. (как в Париж 438 от 992 г.; 934 XI в.), – они били приписаны МИ. Уже в XI в. эти схолии были использованы в Gap. quing., составленных на основании творений МИ. Позднейшие писатели, начиная с Георгия Кипр. патр констант. (1283–1289), цитовали схолии постоянно под именем МИ. (см. по указателю). Впоследствии к этим ,,Максимовым“ схолиям были присоединены схолии патр. Германа. В отличие от ранних схолий эти последние были пронумерованы (PG. 3, 70В; ср. еще о схолиях Андрея. ibid. 72А). Впрочем, позже нумерация эта была перепутана (ср. извинения переписчика у PG. 4, 7–8) или даже и совсем отброшена, все схолии слиты в одну общую массу. В таком виде они и были напечатаны Морелем в 1652 г. в Париже под именем МИ. Факт смешения схолий был своевременно замечен наукой, и давно уже поставлен вопрос о выделении из печатного текста схолий МИ, иначе говоря, о распределении их между МИ. и Иоанн. скифон. Архиеп. Ушер (у Cave; Scriptorum eccl. historia litteraria, I, 17402, р. 506), как пособие для такого распределения. указывал на кодексы, бывшие, между прочим, в распоряжении уже у Мореля; – в них якобы схолии обоих авторов были ясно отделены друг от друга; – в качестве другого пособия он указывал лат. перовод. схолий Иоанновых Роберта линкольского († 1253 г.), хранящийся в, библ.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Epifano...

В дни, кроме Великого поста, если не бывает всенощного бдения, совершаются службы так: Служба вечерняя состоит из 9-го часа, вечерни и повечерия. Служба утренняя – из полунощницы, утрени и 1-го часа. Служба около полудня–из 3-го и 6-го часа и литургии. Если же совершается бдение, то потому уже, что бдение назначается всенощное (когда, следуя уставу, не должно ложиться спать), не полагается повечерие и полунощница. Бдение начинается великою вечернею. Если же вечерня накануне праздника уже была совершена с часами (как в дни Великого поста) или с литургией (накануне Рождества Христова и Богоявления), то всенощное бдение начинается повечерием) 35 . A так как при всенощном бдении великая вечерня бывает уже близко к ночи, по заходе солнца, то пред закатом солнца полагается пред бдением еще малая вечерня и (в приходских церквах) малое повечерие. И так, когда совершается бдение, не бывает полунощницы, a бывает, кроме великой, еще малая вечерня, и все службы совершаются в таком порядке: вечернее Богослужение составляют девятый час, малая вечерня и (в приходских церквах) повечерие малое. Всенощное бдение состоит из великой вечерни (иногда повечерия), утрени и 1-го часа. Богослужение около полудня – из третьего часа, шестого часа и литургии. В Великом посту особое соединение вседневных служб бывает в понедельник, вторник, среду, четверток и пяток великой Четыредесятницы и в понедельник, вторник, среду Страстной седмицы. В эти дни в Богослужении бывает та особенность, что совершаются великопостные часы, и службы 3-го, 6-го и 9-го часов бывают вместе и за ними сряду следуют чин изобразительных и вечерня, a в среду и пяток, после вечерни, литургия преждеосвященных даров. Отсюда соединение в указанные дни бывает следующее: утреннее Богослужение состоит из трех служб: полунощницы, утрени и первого часа. Богослужение около полудня бывает из четырех или пяти служб, именно: 3-го, 6-го, 9-го часов, с чином изобразительных и вечерни, a в среду и пяток и литургии преждеосвященных даров. Вечернее Богослужение состоит из одного повечерия великого или малого.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010