19-е правило IV Вселенского собора указывает на эту причину установления служения первого епископа особенно четко. “Дошло до нашего слуха, что в областях не бывает, установленных правилами, Соборов Епископов, и от сего многия церковныя дела, требующия исправления, остаются в небрежении”. Поэтому, “согласно с правилами Святых Отец”, необходимо, чтобы епископы области собирались два раза в год, “где назначит Епископ Митрополии”. Служение “епископа митрополии” не вносит нового в учение о Церкви, скорее можно сказать, что наоборот: оно поставлено на службу Церкви “области” для совместного решения жизненных вопросов. Сам епископ митрополии этих вопросов не решает. Нетрудно увидеть здесь тот же самый образ поведения, о котором мы читаем в Кол 4:16. То же самое можно сказать и о появившемся в четвертом веке служении экзархов (Карф. 48; IV Вселен. 17), митрополитов и немного позже появившегося служения патриархов (Дву­крат­­ный, 861 г. Прав. 15). В этом правиле читаем: “что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое а наипаче приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отступити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в божественном тайнодействии, но прежде соборного оглашения и совершенного осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякого священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии” … но если отделились “ради некия ереси” и сделали это прежде соборного осуждения “не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным”. Отцы Двукратного собора явно учитывают опыт великого к тому времени Константинопольского Патриархата, но одновременно сохраняют и апостольское учение о местной Церкви. Ответственность епископа и даже пресвитера за вверенную им Церковь никем и ничем не снимается. Основой такого учения о Церкви несомненно является видение Церкви как Евхаристического Собрания.

http://pravmir.ru/struktura-tserkvi-vsel...

Было бы неосновательно полагать, что оно изложено в виду македониан, как обыкновенно думают. С македонианами на соборе II вселен., хоть они и были приглашены сюда, и речи не было о Духе Святом. С первого взгляда учение символа Константинопольского о Духе может представляться не полным: в изложении оного не встречается имени “Бог” в приложении к Духу Святому. Были ли высказываемы в церкви какие-либо неосновательные подозрения касательно составителей вероопределения, не знаем. Но известно, что собор Константинопольский 382 г., на который следует смотреть как на продолжение собора Вселенского 381 года, испо- ведывал учение о Божестве Духа с полною ясностью и решительностью и тем указал истинный смысл Константинопольского символа касательно учения о Духе Святом. Вот эти примечателыные слова отцов собора Константинопольского 382 года. „Вера древняя учит нас веровать во имя Отца, и Сына и Св. Духа, т. е, веровать в Божество, силу и единосущество Отца и Сына и Св. Духа ( οσας μι ς το πατρς, x α νο x α το γ ου πνεματος), веровать в равночестное достоинство ( μοτμον τς ξας) и совечное царствование трех совершенных ипостасей или трех совершенств лиц» 429 . Итак, учение о Духе Св., как истинно Божественной ипостаси Троицы, есть принадлежность учения символа Константинонольского 430 . Под каким влиянием произошло составление символа Константипонольского? Под влиянием ли направления александрийского или антиохийского? Не задумываясь, отвечаем: под влиянием направления антиохийского 431 . Почему так нужно думать? Прежде всего, самая мысль составить новый символ могла принадлежать только представителям антиохийского направления. Припомните мысли Афанасия Александрийского о неизменяемости и достаточности символа Никейского на все времена. Мыслями этими одушевлена была и соединена и вся партия александрийского богословского направления. Иначе смотрели на дело представители направления антиохийского. Символ Никейский не был для них последним словом в изложении христианской догматики.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Кат. л. 120 об.). «Всякому человеку подобно есть, читаем в кн. о Вере, знати истинную, а не смышленную церковь , но единую небеснаго жениха чистую и нескверную невесту, ибо кто не познает ея, како в ней и при ней в таком велицем обуревании пребудет, а кто при ней не пребудет, и в ней не обрящется, той и вечнаго онаго и блаженнаго по временнем сем житии живота наследити не может», (л. 216 об.). Там же: «Хотя же познати кто какая бы бяша истинная Христова церковь ; откуда познати ю имать в таковем подобенства мешании; разве точию от писания» (216 л.). Вот мы взяли писание (апост. Павла, Символ веры . Бол. Катех.), в котором указаны признаки, по коим можно отличить церковь Христову от не Христовой, приложили эти признаки к обеим церквам: к православной и к старообрядческой и увидели, что к старообрядческой они не приложимы. А это показывает, что старообрядческая церковь, начавшаяся с 1653–1666 года, не есть церковь Христова, а «смышленая», т. е. выдуманная старообрядцами, которые церковь Христову до неузнаваемости переделали на свой лад. Например, из писания видно во 1-х, что церковь состоит: из епископов, пресвитеров, диаконов и мирян, а у них нет епископа, без которого нет даров благодати Св. Духа, потому что благодатные дары вручены только епископу (читай выше); во 2-х, что в ней должно быть рукоположение, так как без рукоположения не может быть пресвитеров и тайн, а у них нет рукоположения, потому что нет епископов. Например, крещение без благодати, по словам св. Киприана, есть простое омовение, (стр. 381; снес. Злат. и Август, ниже прилож. IV. 64 На это старооб. любят возражать, что и католики, и армяне имеют священство и 7 таин, а между прочим всё-таки называются еретиками, почему это доказательство они признают не доказательным. Но если к ним приложимы эти два указанных признака, то неприложимы иные, а именно: они во многом нарушают учение евангельское, об исхождении Св. Духа, лишение мирян крови Христовой и проч., почему и называются еретиками. Ведь и все еретики, выйдя из православия, во многом были сходны с православными, но не во всём. «(Еретики) распространяют своё невежество подобно древним ересеначальникам, говорят отцы VII вселен. собора которые тоже очень многое говорили согласно с кафолической церковью, но делались преступниками в одном или двух пунктах и получали в удел анафему». (VII всел. соб. деян. 6, стр. 552).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

Этот характер проходит чрез всю дальнейшую просветительную деятельность основанной Христом и Апостолами Церкви в лице главных и ближайших представителей ее – пастырей и учителей; в силу чего св. Церковь  и на все последующие времена как самую обязанность пастырей – учить народ, так и характер этого учения или научения, обучения утвердила своими правилами. Для незнающих или забывающих эти правила приводим важнейшие из них. VII всел. соб. прав. 10 так гласит о священнике в его отношении к своему приходу: «да идет учити отроков и домочадцев, читая им Божественное писание: ибо для сего и священство получил». Того же собора правило 2-е: «поскольку мы в псалмопении обещаем Богу: во оправданиих Твоих поучуся, не забуду словес Твоих ( Псал. 118:6 ), то и всем христианам сие сохранять есть спасительно, наипаче же приемлющим священническое достоинство. Сего ради определяем: всякому имеющему возведену быти на епископский степень, непременно знати Псалтирь, да тако и весь свой клир вразумляет поучатися из оныя. Такожде тщательно испытывати его митрополиту, имеет ли усердие с размышлением, а не мимоходом, читати священные правила, и святое Евангелие, и книгу Божественного Апостола, и все Божественное писание, и поступати по заповедям Божиим, и учити порученный ему народ. Ибо сущность иерархии нашей составляют Богопреданные словеса, то есть, истинное ведение Божественных писаний, якоже изрек великий Дионисий. Аще же колеблется, и не усердствует тако творити и учити: да не рукополагается. Ибо пророчественно рек Бог: ты умение отвергл ecu, отвергу и Аз тебе, да не жречествуеши Мне ( Осии 4:6 )». Апост. прав. 58-е: «епископ, или пресвитер, не радящий о причте и о людех, и не учащий их благочестие, да будет отлучен. Аще же останется в сем нерадении и лености: да будет извержен». VI вселен. соб. правило 19-е: «предстоятели церквей должны по все дни, наипаче же во дни воскресные, поучати весь клир и народ словесам благочестия, избирая из Божественного писания разумения и рассуждения истины, и не преступая положенных уже пределов и предания Богоносных отец: и аще будет исследуемо слово писания, то не инако да изъясняют оное, разве как изложили светила и учители церкви в своих писаниях, и сими более да удовлетворяются, нежели составлением собственных слов, дабы, при недостатке умения в сем, не уклонитися от подобающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

б) прелюбодеяние не может служить поводом к разводу, если пропущен пятилетний срок со времени совершения прелюбодеяния, а если прелюбодеяние выражается в форме длящейся любовной связи, то оно может служить поводом к разводу во все время, пока эта связь продолжается; в) супруг не вправе просить о разводе вследствие прелюбодеяния, если прелюбодеяние совершено другим супругом по побуждению домогающегося развода супруга или с его согласия; и г) прелюбодеяние не служит поводом к разводу, если виновная сторона получила прощение сожитием с нею со стороны невиновного супруга и если последний, зная о прелюбодеянии, в течение года не возбуждал иска о разводе. . Последствия расторжения брака и по обоюдному прелюбодеянию супругов Особое Совещание оставляет те же, какие существуют ныне для виновного супруга по разводе вследствие одностороннего прелюбодеяния, т.е. осуждение на безбрачие в случае вторичного (в первом и во втором браке) нарушения супружеской верности и дозволение на вступление в новое супружество, если прелюбодеянием было нарушение святости лишь одного брака (ст.253 Уст.Дух. Конс. в новой редакции, Высоч.утвержденной в 28 день Мая 1904г.; определение Св.Син. 18 Марта/30 Апреля 1904г. 1599), но не иначе, как по отбытии наложенной за прелюбодеяние (согласно 87 пр. VI Вселен. собор., 20 пр. собора Анкирского и 77 пр. Св. Вас. Велик.) семилетней церковной епитимии, срок которой, однако же, на основании 102 пр. VI Вселен. собора, может быть по тщательном испытании духовником совести епитимца и удостоверении им степени его раскаяния и исправления сокращаем епархиальным Преосвященным, с тем все же, чтобы общий срок подлежащей выполнению епитимии был не менее двух лет (Цирк. указ. Св. Син. 14 Июля 1904г. N° 11). . Право возбуждения иска о разводе по прелюбодеянию принадлежит по ныне действующему закону (ст.239 Уст.Дух. Конс.) супругу невиновному, требующему развода. Особое Совещание, введя как повод к разводу и обоюдное прелюбодеяние, естественно, должно было изменить и право возбуждения иска о разводе, предоставив его: по прелюбодеянию одного из супругов – супругу невиновному, при обоюдном же прелюбодеянии – тому и другому супругу. II. Развод по неспособности

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/o-razv...

Посему языческая литература наших дней, а равно и лица, имеющая деятельное соприкосновение с нею, распространяющая этот злостный дух времени вокруг себя, должны быть подвергнуты второй церковной дисциплине, такой же, о какой говорят члены съезда в отношении себя и окружающей тёмные массы язычества христианской среды. Таково было отношение к этому делу св. Апостолов и св. Отцов и учителей Церкви. Для иллюстрации в качестве примера возьмите 9 прав. св. Апостолов и 80 прав. Трульского собора. Ещё строже была дисциплина в отношении людей, чуждающихся и пренебрегающих св. Таинствами и учением веры, отпадающих от единства веры и её исповедания. Факты эти общеизвестны. «Да предаётся анафеме всякая ересь». (1 пр. 2 Вселен. собора). Анафеме предаются и те, которые притворяются, будто веру нашу исповедуют здраво (того же собора прав. 6). Миссионерский съезд, несомненно почитающий своим долгом отнюдь не сходить с почвы апостольской, должен ясно и открыто сказать своё могучее слово по возбуждённому вопросу касательно язычествующих лиц и их направления в наши дни. «И да речем вкратце, – желаем, да бывают в Церкви вся приятная от Божественных писаний и Апостольских преданий» (Гангрского собора пр. 21). Гермоген еп. Саратовский. Об инородческих монастырях и общинах Волжско-Камского Края (Продолжение 55 ). Наблюдая за жизнью и деятельностью ново-возникших инородческих монастырей и общин, о которых я упомянул выше, мы видим, что эти учреждения (по крайней мере те, в которых я сам бывал) не принимают надлежащего участия в миссионерском служении среди тех инородцев, усилиями и средствами коих они появились на свет. Отсутствие в них миссионерского направления может быть, объясняется тем, что они устроились и организовались по образцу существующих русских монастырей общего типа, без всяких приспособлений к местным христианско-просветительным нуждам и запросам. Попытки же некоторых инородцев дать основанным ими монастырям и общинам соответствующее инородческой религиозной жизни и миссионерским нуждам устройство потерпели полную неудачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19 . По Высочайшему повелению не должно допускать при погребении лиц не военного звания и никогда не служивших в военной службе военной музыки. Священники в пределах своей власти обязаны устранять употребление музыки при совершении погребений, разъясняя, что музыка, не имеющая места в православном богослужении не должна быть употребляема и при совершении религиозного обряда погребения. (Опр. Св. Син. 27 апр.–11 мая 1884 г. 589). Глава II. Вещества, потребные для совершения богослужения 20 . Для совершения в церкви богослужения потребны вещества: свечи, елей, ладан, просфоры, вино, вода и огонь. «В православной церкви иконам, изображению честного и животворящего креста и св. евангелию и прочим св. вещам фимиамом и постановлением свечей, честь воздается» (Дог. св. отец 7 вселен, собора). 21 . Свечи, употребляемые в церкви всегда должны быть из чистого пчелиного воску. «Воск яко из всех веществ чистейший, говорит Симеон епископ Селунский, приносимый и возжигаемый, являет чистоту и искренность приношения; воск яко к напечатанию вещей удобный являет печать и знамение креста в крещении и миропомазании на нас сбывшееся; воск мягкий и удобопригибаемый являет наше повиновение к покаянию от развратного жития и послушание; воск из цветов благоуханных собираемый, являет благодать св. Духа, воск из многочисленных цветов слагаемый, являет приношение от всех бывшее; воск, огнем сгораемый являет наше обожение, т.е. божественным огнем очищаемое естество наше, воск от огня светлеющий или свет в нем пребывающий непрерывно являет соединение крепость взаимной любви и мира» (Гл.25:154). Елей также должен быть самый чистый из оливкового дерева. Еще в ветхом завете сам Господь сказал пророку Моисею: «И ты заповедь сынам израилевым, и да возьмут тебе елей от масличия без дрожжей чист изжать в сведении» ( Исх.27:20 ) 73 . Примечание. В виду существующего в продаже недоброкачественного оливкового масла, предоставлено право значительным монастырям и церквам, а также свечным епархиальным заводам выписывать таковое непосредственно из заграничных фирм 74 чрез таможни без платежа пошлин. Вместе с сим епарх. начальству предоставлено право, без платежа торговых пошлин, устраивать склады лампадного масла, как при епарх. свечных заводах, так и в других местах, где оно найдет это удобным, но исключительно для снабжения этим маслом церквей и монастырей и других учреждений своего ведомства, а не для продажи частным лицам и учреждениям ведомства не духовного. (Опред. Св. Син. 11 нояб.–7 декаб. 1887 г. 2374; «Церк. Вед.» 1888 г. 1 стр. 5, 2 стр. 12, 28 стр. 178; Цирк. мин. фин. каз. пал. 11 окт. 1888 г. 10011, «Церк. Вед.» 1889 г. 6 стр. 72).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило). Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай, где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую горницу, где установил Господь Таинство Причащения. Фото: krutitsy.ru Алтарь есть место одних священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен. собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно. Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские праздники три поясных поклона. Святой престол Главную принадлежность алтаря составляет святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного

http://pravmir.ru/hram-tserkov/

Того же Собора правила 16-е и 19-е свидетельствуют, что Соборы отменяли постановления прежних Соборов, ч. 1, стр. 543, ч. 2, стр. 415. Того же Собора правило 64-е возбраняет простолюдину учительство в Церкви, ч. 2, стр. 43–44. Карфагенского Собора правило 69-е не может служить основанием для беглопоповства и австрийской иерархии, часть 1, стр. 249 –255. Антиохийского Собора правило 1-е содержит такое же свидетельство, как и правила 12-е и 13-е Шестого Вселен. Собора, ч. 1, стр. 409, ч. 2, стр. 184, 425. Лаодикийского Собора правило 6-е не содержит воспрещения впускать в церковь еретиков, ч. 2, стр. 349–350. Того же Собора правило 7-е содержит свидетельство, согласное вышеуказанным правилам 12 и 13 Шестого Вселен. Собора и 1 Антиохийскаго, ч. 1,.стр. 555, ч. 2, стр. 425–426. Того же Лаодик. Собора правила 11-е и 19-е свидетельствуют о изменяемости обрядов, ч. 1, стр. 303–304, 374, ч. 2, стр. 175. Шестого Вселен. Собора правило 82 содержит свидетельство о том же, ч. 1, стр. 374. Второ-первого Собора 13-е извергает священника, не поминающего своего епископа, ч. 2, стр. 338. Того же Собора правило 15-е об отлучении от епископа как должно быть понимаемо, ч. 1, стр. 161. Оно не может служить основанием для беглопоповства и австрийской иерархии, ч. 1, стр. 255–259. Предания апостольские : Должны быть почитаемы, как и слово апостольское, ч. 2, стр. 224–227. Предки : Слепо следовать примеру предков в деле веры погрешительно, ч. 2, стр. 87. Прение Панагиота с Азимитом: Как понимать сказанное в нем о перстосложении, ч. 1, стр. 346–348. Преображенское кладбище : Его прежнее и нынешнее положение, ч. 1, стр. 581–584. Причащение . – См. Таинство Причащения. Причастие св. Таин : Странные понятия некоторых безпоповцев о Причастии, ч. 1, стр. 229–231, 237. Проповедь – Евангелия заповедана Христом не только Апостолам, но и преемникам их, ч. 1, стр. 563–568. Просфора – Для Таинства необходима одна просфора, количество же остальных значения не имеет, и даже в старопечатных книгах исчисляется неодинаково, ч. 1, стр. 519–520.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Поистине здесь «lucus a non lucendo». Основная идея «Живой Церкви», идея пресвитерианства, захвата власти пресвитерами, идея, являющаяся ключом ко всей её истории и всем частностям её устройства, находит для себя суровое осуждение в Слове Божием и в канонах. Книга Чисел в 16 главе повествует о страшном наказании, постигшем левита Корея и его сообщников, пытавшихся, под видом защиты демократических идеалов 297 , отнять власть у законного первосвященника Аарона. Новый Завет предоставляет епископам власть над пресвитерами ( 1Тим. 6:17–22 ; Тит. 1:5 ), а «любящих первенствовать» нарушителей иерархического порядка подвергает строгим порицаниям ( 3Ин. 9 ; Иуды 8:11 ; 2Петр. 2:10 и др.). Святой Игнатий Богоносец , один из мужей апостольских, в начале II века пишет, что епископ является образом Бога и Христа, тогда как пресвитер – образом собрания апостолов, и увещает их повиноваться епископу 298 . Ещё строже осуждают каноны неподчинение своему Патриарху. «Пресвитер, епископ или митрополит, – гласит 15-е правило Цареградского Собора 861 г. (перво-второго), – который решится прекратить общение со своим Патриархом и не станет, как это заповедано и установлено, поминать его на Божественной службе, но до соборного постановления и окончательного его осуждения произведет раскол, относительно такового Святой Собор предписывает, да будет совершенно исключен из священства». «Живцы» ссылаются на то, что Патриарх Тихон был осужден на Соборе 1923 года. Но прежде всего они создали свое ВЦУ и прекратили подчинение Патриарху и его местоблюстителю до этого Собора, а затем правило дозволяет прекращать общение с Патриархом, осуждённым законным Собором, осуждённым за ересь, и притом после окончательного осуждения, т. е. после подтверждения решения суда первой инстанции судом второй инстанции 299 . Между тем Собор 1923 года был незаконным собором (11 Вселен. 6-е прав.) как по характеру своего созыва, так как он не был созван первоиерархом Русской Церкви, вопреки 20-му правилу Антиохийского Собора, так и по своей организации, которая нарушила как общие нормы православных Соборов, так и специальные постановления Собора 1917–1918 гг. об организации будущих Всероссийских Соборов. Патриарх Тихон не был обвинён в какой-либо ереси, и его судей следует причислить к тем церковных смутьянам, которые, как говорит 15-е правило Собора 861 года, «только под предлогом некоторых преступлений отступают от своих предстоятелей и раскол производят и церковное единство разрушают». Осуждение Патриарха не было подтверждено никакой высшей инстанцией, и вообще весь судебный процесс против Патриарха был одним непрерывным нарушением канонических предписаний о таком процессе. В явном противоречии с канонами стоят и все новшества «Живой Церкви» и прежде всего разрешение второго брака священнослужителям (Апост. 17-е и 25-е, Неокес. 1-е, Вас. Вел. 12-е; VI Вселен. Соб. 3-е и 6-е) и брачной жизни епископам (VI Вселен. Соб. 12-е).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010