Лев. 26:30 ). О современных нам чудесах много свидетельствовали и свидетельствуют не только книги и журналы духовно нравственные, но и светские периодические издания; всю совокупность этих свидетельств уж никоим образом нельзя заподозрить в умышленной ложности и недостоверности. Из примера Иисуса Навина (7:6–10) мы должны видеть, что коленопреклонная молитва пред св. иконами богоугодна, а не богопротивна, как суемудрствуют сектанты. Итак, в заключение должно сказать, что если из 27 новозаветных св. книг не сохранилось ни одного автографа, и мы все-таки признаем происхождение этих книг от апостолов, то тем более мы должны признавать апостольское происхождение св. икон, когда время сохранило нам столько древних и подлинных памятников священной иконописи апостольского и ближайшего после апостольского времени (напр., признаем же мы то, что св. Еванг. Лука написал Евангелие и Деяния св. апостол, так почему же не признавать и то, что тот же апостол, как знавший живописное искусство, написал несколько образов Божей Матери)? Св. икона есть как бы Библия , написанная красками, которую может читать каждый неграмотный человек и каждое дитя; равным образом Библия может быть названа иконой, которая для грамотных написана буквами. Таким образом св. книги и св. иконы взаимно восполняют одни других (см. Догм. 7 вселен. собора). Всем без исключения людям быть грамотными трудно и невозможно, так что св. книгами все люди сами никогда не могут пользоваться, а между тем все без исключения грамотные и неграмотные должны иметь правильное понятие о Боге, о жизни и учении Господа Нашего Иисуса Христа и Его Матери Приснодевы Марии и св. угодников. Здесь и являются на помощь св. иконы, которыми могут пользоваться сами люди все и всегда. Вследствие этого кто отнимает у неграмотного человека св. икону, тот старается держать людей во тьме духовной и является злейшим врагом всего народа. (Ольшевский, стр. 102). Наконец, и естественные требования человеческой природы красноречиво говорят о необходимости иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Соб. пр. 10; Васил. Вел. пр. 89; Феоф. Алекс. пр. 3 и 6) 2 . Мало того, если кто при испытании хотя бы и не оказался виновным, а уже после рукоположения обличен был (обвинен на суде, или сам признался) в каких-либо тяжких грехах, то такой должен быть удален от священнослужения. (I Всел. Соб. пр. 2 и 9; Неокес. Соб. пр. 9). В последнем случае, по выражению I Вселен. Собора, «Ни собственное раскаяние виновного, ни совершившееся над ним рукоположение, ни снисхождение власти не должно допускать нарушения правил» (9 пр.), т. е. ; несмотря ни на что, виновный должен быть удален от священнослужения 3 . Если же виновный не сознавался в тяжком грехе ? а равно преступление его не было явным и не могло быть доказано по недостатку свидетельств, «таковый, – по выражению Неокес. Собора, – властен сам в себе» – т. е. вся тяжесть преступления падает уже на него одного, на его совесть (пр. 9). II. О супружеской и семейной жизни пресвитеров От пресвитеров требуется не только личная нравственная чистота, но и чистота супружеской жизни. Пресвитерами могут быть лица и женатые, только вступившие в брак до рукоположения 4 . Лицам, занимающим иерархические степени (пресвитера и диакона), дозволяется вступать в брак до рукоположения не потому, чтобы брак был чем-то унижающим священство (сн. ап. пр. 5 и 51), но потому что связанному таинственными узами с Христом и Церковью чрез рукоположение было бы неприлично связывать себя еще узами плотскими с миром (ап. пр. 26; IV Всел. соб. пр. 6; Неок. Соб. пр. 1). Браки пресвитеров (и вообще клириков) должны быть законными – правильными. Основной закон христианский относительно брачной жизни – единобрачие. Этот закон в отношении к пресвитерам и другим иерархическим лицам должен быть понимаем в самом строгом смысле. Иерархические степени не могут быть занимаемы не только имеющими двух жен в одно и то же время, но и преемственно, одну после другой (ап. пр. 17; Вас. Вел. пр. 12) 5 . Это постановление церкви основывается на понятии о целомудренной жизни, требуемой святостью духовного сана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel-Zabelin/...

«С твердою верою вступим мы в сражение», говорил ревностный проповедник в новый 387 год 979 . Ибо вот и нам назначена война – не с наступающими амаликитянами, но с демонами, совершающими торжество на площадях. Диавольские бдения, какие ныне отправляются, брань, пляски сатанинские, смех, комедии – хуже всякого неприятеля порабощают наш город. И с силою обличал бесчиния, занятые у язычества. Чтобы показать людям легкомысленным, к чему ведут забавы рассеянного света, на следующий день 980 и потом по воскресным дням 981 , Проповедник живо изображал в 6-ти беседах судьбу богача и Лазаря в той жизни. После нескольких бесед между прочим об истинных вдовицах и против посетителей цирка, продолжал обличения свои против аномеев 982 . Землетрясение, нередкое в те времена в Антиохии, пробудило в жителях восточной столицы заботливость о душе, и проповедник опять напомнил им о судьбе Лазаря 983 . Болезнь повергла неутомимого на одр: но любовь к пострадавшим воздвигла его, и он поспешил в храм за город с словом наставления: «пусть не только болезнь, но тысячи ран полагают препятствия, не престаю иметь общение с любовью вашею» 984 . Пред наступлением Великого поста говорено было замечательное слово против рано начинающих Пасхальный пост 985 . Это опять против иудействовавших христиан – против тех, которые и после Вселен. Собора продолжали праздновать Пасху христианскую вместе с иудеями, а потому и постились по кругу Пасхи иудейской. «Вы говорят, прежде не соблюдали ли сего поста? Не твое дело говорить мне это, а я по праву сказал бы тебе, что мы прежде постились так, но за лучшее сочли предпочесть согласие любви наблюдению времен»; и подтверждает справедливость такого предпочтения примером апостола, отвергнувшего иудейские обряды. Сказав потом о важности определения Вселенского Собора, продолжает: «Не будем же спорить, не будем говорить: столько времени постился я и ныне переменю обычай? Потому-то и перемени, что столько времени отделялся ты от Церкви, возвратись к матери своей. Стыд и бесчестие не в том, чтобы переменяться на лучшее, а в том, чтобы упорствовать в неуместном споре. Сие то погубило и иудеев». Чрез день или чрез два после сего произошел бунт в Антиохии 986 , вызвавший красноречие проповедника к самой усиленной деятельности 987 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

б) Исключив из восьмого члена символа веры слово «истинного», Православная Церковь следовала подлинному тексту символа 2-го вселен. Собора, который можно видеть, в присланной царю Федору Иоанновичу и патр. Иову грамоте, изданной Константинопольским собором в 1593 году и подписанной всеми патриархами востока. в) Если обратиться к древним памятникам славянской письменности, то окажется, что Церковь , исключив слово «истинного», поступила согласно им (Смотри Выписки Озерского, ч. II, стр. 141–146). Об употреблении поливательнаго крещения. Поливательное крещение в случае крайней нужды Церковью всегда допускалось, признавалось за истинное и никогда не повторялось, хотя правильной формой крещения всегда признавалось и признается погружательная. Ho, по мнению раскольников, поливательное крещение никакой силы не имеет, хотя бы крещенный обливательно был крещен в веру православную. Между тем, говорят они, Православная Церковь , присоединяя к себе лютеран, латинян, кальвинистов и др. чрез миропомазание, а не крещение, тем самым признает поливательное крещение равносильным погружательному. Но присоединяя к себе крещеных обливательно, Православная Церковь действует в этом случае по снисхождению, из-за опасения удалить их от себя. Впрочем, где между православными, по каким-либо причинам вошло в обычай совершать крещение чрез обливание, Православная Церковь при удобном случае старается исправить этот обычай н ввести вместо него крещение погружательное. О мнимом изменении имени Христа Спасителя . Раскольники, кроме окружников, обличают Православную Церковь в том, что она изменила имя Христа Спасителя Исус на Иисус. Этому изменению они придают большое значение. По их мнению, имя Исус означает Христа Сына Божия, а Иисус – есть «ин бог», антихрист. Но такой взгляд раскольников несправедлив. Во-1-х, начертание Иисус совершенно правильно. а) В греческих рукописях и печатных книгах, откуда взято это имя, стоит везде Иисус (См. Выписки Озерского ч. II, 127–130 стр.). б) Иисус, по словопроизводству с греческого языка, значит исцеляющий, каковым именем называли Его писатели первых веков, а Исус – значит равноухий. Очевидно, первое имя более приличествует Спасителю.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Папа Целестин поставил св. Льва в диакона, или, как говорит Геннадий, во архидиакона Римской Церкви 9 . В сем сане св. Лев был деятельным помощником Целестину в его пастырских трудах, и вскоре приобрел известность во всей Церкви, так что, во время Собора Ефесского Вселен.), св. Кирилл Александрийский вступил уже с ним в переписку, и относился к св. Льву, как к человеку не только известному, но и имеющему влияние на дела Церкви 10 . Помогая Целестину в делах иерархических, ревностный архидиакон не был равнодушным зрителем общего дела веры; благоустрояя Церковь , деятельный дух св. Льва стремился оградить Православие. Так по его просьбе Пр. Кассиан, бывший тогда настоятелем монастыря в Марселе, трудился над изложением и уяснением православного учения о воплощении Сына Божия, – чтоб предохранить верных от лжемудрований Несториан, кои, и по осуждении их на Соборе Ефесском, не преставали еще возмущать умы 11 . При Сиксте III, преемник е Целестина (умершего в 432 г.), св. Лев, движимый любовию к истине, ревностью к православию и благосостоянию общественному, не преставал также ревностно служить вере и обществу. Особенно известно следующее. В 439 году пришел в Рим некто Юлиан, известный поборник ереси пелагианской, и за сие удаленный с епископского своего престола. Еретик сей, притворяясь раскаявшимся, просил у Папы разрешения, и успел столько привлечь к себе снисходительного Сикста, что он обещал принять его в общение с Церковью и объявить православным. Но св. Лев, проникнув лицемерие Юлианово, удержал Папу от сего намерения, и убедил его не вверяться лживым словам еретика. Отвержение Юлиана, говорит Проспер, весьма обрадовало всех православных; казалось, что апостольский меч теперь только обезглавил сию надменную ересь 12 . Не допустив, чтоб зараженный член повредил телу Церкви своим присоединением к оному, св. Лев в тоже время защитил и царство от междоусобия, каким угрожало несогласие двух рассорившихся между собою полководцев Империи, Албина и Аэция. Правительство, не имея сил и средств к их примирению, обратилось к Церкви и просило Папу взяться за дело. Сикст, зная уже силу слова и пламенную любовь св. Льва ко благу общественному, назначил его примирителем и отправил в Галлию, где тогда находились враждующие. Св. Лев не посрамил надежд своего Епископа и блистательно исполнил его поручение, совершенно примирив Албина и Аэция 13 . Сей подвиг был последним подвигом св. Льва в сане архидиакона.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Velikij/sv...

Первые всеми своими душевными силами тяготели к писателям, вышедшим из антиохийской школы, – александрийских писателей они ставили ниже; вторые от всей души любили писателей александрийской школы, но не столь ценили писателей школы антиохийской 696 . Взявшись за одно и то же дело защиты унии, они сблизились, передали друг другу свои воззрения на писателей церковных, перестали различать между последними „наших» и „не-наших”. И это было делом великой церковно-исторической важности. Преграда между приверженцами двух школ падала. Они неодинаково смотрели на деятельность Кирилла. Униты аитиохийцы, высоко ценя унию, подозрительно смотрели на первых порах на доуниальную деятельность Кирилла, на самый III вселен. собор; униты же александрийцы, не чуждаясь унии, сохраняли благодарную память и о деятельности Кирилла до нее. Сходясь в воззрениях на унию, те и другие обменялись своими симпатиями касательно Кирилла, подозрение уступило место доверию, нерасположение – любви. Водворялась полная гармония между теми и другими касательно Кирилла. Утверждаем: это великий церковно-исторический факт! Далее, униты из антиохийцев, питая уважение к деятельности II вселенского собора, значения которого не признавали александрийцы, передали это уважение и униатам из александрийцев. Если по одним из важных церковных вопросов униты из антиохийцев стали смотреть глазами унитов из александрийцев, то по другим эти последние стали смотреть глазами первых. Защитники унии сделались защитниками православия в полном смысле слова 697 . От них берет принципы последующая Церковь в науке и в спорных догматических вопросах. – Сделаем еще одно общее замечание: враги унии, монофизиты, носят на себе яркую печать александрийского направления; друзья унии, православные, носят на себе свойства умеренного антиохийского богословского направления. Первые враждебны ко всему тому, что не есть направление александрийское; вторые, сочувствуя по преимуществу антиохийскому богословскому направлению, в то же время относятся дружественно и к тому, что не составляет проявления любимого их направления.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Совершив дело спасения и положив основание Церкви, Иисус Христос дальнейшее созидание ее поручил апостолам. Заповеди апостолов могут быть разделены на три части. 1) Апостолы о большей части заповедей, напр., о разводе, говорят: «не я повелеваю, но Господь». 2) о некоторой части заповедей апостолы говорят, как о своем собственном изволении. Так, напр., сказав о том, что если один из супругов, – неверный, пожелает жить с другим, – верующим, то они не должны разлучаться, так как «святится муж неверный от жены верныя» н наоборот, ап. добавляет: «впрочем это говорю я, а не Господь». 3) Наконец, некоторые – преподаны апостолами, как голос всей церкви. Таковы постановления собора 51 го года. Вторым источником церковного права служит Свящ. Предание, под которым здесь разумеется не один только внешний способ сообщения правил из века в век, но преемственное и неизменное no духу сохранение в Православной Вселенской Церкви основных начал законоположения. Третьим источником церковного права являются постановления вселенских и поместных соборов. В первые три века христианства в основе развития церковного нрава лежало исключительно предание. С 4-го же века органом проявления законодательной власти в Церкви являются вселенские и поместные соборы. Православная Церковь принимает семь вселенских соборов и десять поместных. Первый вселенский собор (325 г.), на котором присутствовали 318 епископов – представителей поместных церквей, составил 20 правил, касающихся церковного управления, дисциплины и богослужения. Второй вселенский (константинопольский 1-й) собор (в 381 г.), кроме изложения истинного учения о Св. Духе, составил 7 правил относительно церковного благочиния. Третий вселенский собор (Ефесский в 431 г.), на котором присутствовали более 200 св. отцов, особых правил для церковного управления не составил. Он определил исповедовать единого Иисуса Христа Сына Божия, воплотившегося. Четвертый вселен. собор (в Халкидоне в 451 г.), на котором присутствовали около 630 отцов, осудивших ересь Евтихия и изложивших догмат о воплощении Сына Божия, составил 30 правил, в которых осуждаются: симония, занятия клириков несвойственными их званию делами, вмешательство монахов в мирские дела; запрещается: поставлять во священника и диакона без назначения к определенному храму.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

Также Двукратный Собор (861 г.) напоминает: «Святый и вселенский шестый собор подвергает извержению тех из клира, которое без соизволения епископа, литургисают, или крещают в молитвенных храминах, внутри дома находящихся (Шестой вселен. собор, прав. 31); согласно с сим и мы определяем. Ибо тогда, как святая Церковь право правит слово истины, и оное преподает и защищает, и соблюдает честность жития, и поучает оной, не прилично и преступно было бы попустити живущим в безначалии и ненаказанности поныряти в домы, и разрушати благочиние церкви, и исполняти оную многим смущением и соблазнами. Того ради настоящий священный и Богосодействуемый собор, согласно со святым Вселенским Шестым Собором, определил: да будут назначаемы литургисающие в молитвенных храминах, в доме находящихся, явно же есть, яко назначение сие дается им от епископа того места. Аще же кто кроме сих, без соизволения епископа, вторгаяясь в домы дерзнет коснутися совершения литургии: таковый да извержется, а бывшие с ним в общении да подвергнутся отлучению Собором (12 правило). Домовые храмы в Русской Церкви Практика устроения домовых храмов была воспринята и Русской Церковью. Так, в прямом смысле домовыми могут считаться княжеские храмы. Один из самых известных – Дмитриевский собор г. Владимира, использовавшийся в качестве домового при великом князе Всеволоде Большое Гнездо. Другим примером служит Благовещенский собор Московского кремля, который вплоть до XVIII века являлся домовой церковью Московских государей. В описаниях Благовещенского собора XIX века опубликовано предание о строительстве деревянной церкви Благовещения в 1291 г. князем Андреем Александровичем, сыном Александра Невского в связи с тем, что в Москве в это время существовал княжеский двор, на котором обязательно должен был быть храм. Другим классическим для допетровского времени примером является комплекс теремных церквей Московского Кремля. Еще один известный пример: особый храм для царицы Марии Ильиничны Милославской, который был устроен рядом с ее дворцом в Саввино-Сторожевском монастыре в подмосковном Звенигороде (Троицкая церковь).

http://azbyka.ru/domovaya-cerkov

Кирило-Белозерский монастырь. Сошествие Святого Духа. Из праздничного чина иконостаса Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Тропарь обращен ко Христу, то есть невидимо Господь присутствует там, с апостолами. Здесь мы видим духовный посыл, как важно принять, познать Христа в Духе Святом. Не просто прочитать о Христе, послушать рассказ о Нем – для церковного сознания этого мало. Для него важны несколько аспектов единения: вера во Христа, в то, что Он – Глава Церкви, через Христа – в Отца Небесного. Еще важнейший аспект единения – в Духе Святом, недаром же говорят, что Пятидесятница – это День рождения Церкви. Дальше следуют строчки: «теми уловлей вселенную». Во многих изводах в нижней части изображения мы видим образ темноты или старца – персонификацию Космоса, или образы земных народов. Вселенная – куда вселен человек. Получается, апостолы, с помощью Духа Святого, Который сошел на них в виде языков пламени, уловляют вселенную. Она оказывается словно внутри триклиния, в котором сидят апостолы, то есть внутри церковной полноты. «Уловление вселенной» – это воссоздание гармонии мироздания. В церкви Успения Богоматери на Волотовом поле – Фигура, олицетворяющая Космос, обычно держит в руках растянутое покрывало, на котором уложено 12 свитков, символизирующих апостольскую проповедь. В церкви Успения Богоматери на Волотовом поле в Новгороде в арке триклиния, в отличии от привычного изображения Космоса или народов, была помещена полуфигура девы без нимба, в руках которой – плат с изображением 12-ти апостольских свитков, перевязанных шнурками, и надпись: народы, племена и языки… – Я бы даже сказал, что фигура ангелоподобная – нельзя точно сказать, дева это или юноша. Это, на мой взгляд, тоже персонификация, образ Вселенной, а он может быть и женского, и мужского рода. То есть, опять же, по тропарю – «теми уловлей вселенную». Главное, это не изображение конкретного человека, а именно весь космос. Персонификации (то есть изображение неких понятий – в образе людей) вообще часто встречаются в христианской иконографии, это одно из свойств изобразительного языка иконы. Вот, например, в иконографии Страшного суда есть деталь: земля отдает своих мертвецов, и изображена некая жена с гробом в руке.

http://pravoslavie.ru/146637.html

1.Ранее совершенные уголовные преступления: воровство, святотатство, убийство, гробокопательство и др. Даже невольное убийство лишает человека права на священство (5-е прав. св. Григория Нисского). 2. Смертные грехи: блуд, прелюбодеяние, садомия и др. «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодестве, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет; да не вводится в клир» (Апостольские правила, прав. 61). Правило остается в силе, если такой грех был совершен однажды и человек принес покаяние. С нравственными требованиями связано запрещение рукополагать человека, состоящего после крещения во втором браке. Препятствием является также брак с разведенной женщиной. Не допускается к рукоположению человек, жена которого не является православною. 3. Отпадение от Церкви, вероотступничество (62 прав. Апост. Правил; 10 прав. I Вселен. собора). Покаявшийся принимается в церковное общение как мирянин. 4. Оскопление себя ( 22 прав. Апост. прав.; 1 прав. I Вселен. собора). Вероятно, бывают какие-то отступления от этих правил, но мне о них не известно. Наоборот, я сталкивался с ситуациями, когда реально отказывали в рукоположении или люди и сами даже не просили о нем, понимая суть этих канонических прещений. 14. Обличители Тут особо ретивые обличители о.Сергия постоянно пишут, что он убийца. Я не знаком с его биографией, но думаю, что он понёс соответствующее уголовное наказание за совершённое преступление, и, самое главное, он смог искренне раскаяться в совершённом грехе и духовно переродиться. Таким образом, он сполна ответил за своё преступление и по земным человеческим, и по небесным Божественным законам. Отчего же некоторые постоянно пишут о его давно наказанном и раскаянном грехе? Как же далеки они от истинной Веры Христовой, раз не знают, ради кого в первую очередь пришёл на землю Спаситель, что Он ответил фарисеям, требующим наказать грешную женщину, о ком больше всего радуются ангелы на небесах, что нет такого греха, в котором нельзя было бы покаяться, кроме греха самоубийства.

http://ruskline.ru/news_rl/2020/06/19/sh...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010