Чем дальше шло время, тем больше увеличивалось число друзей и защитников унии. Почти во всех церквах восточных на нее смотрели, как на несомненнейшее выражение церковной истины по вопросу о Богочеловеке, по вопросу о соединении в Нем двух естеств. Но чем больше уния находила себя защиты, тем больше озлоблялись на нее неразумные приверженцы александрийских доктрин. Если во времена св. Кирилла таких лиц с крайним александрийским направлением, враждебных унии, извество было немного ( Акакий Мелитинский , Сукценс Диокесарийский и пр.), то это зависело не оттого, что таких врагов унии из числа александрийцев и в самом деле было не много: нет. Их было много, но эти враги унии были сдержаны, нерешительны, оставались в колеблемости, в недоумении, мало действовали. Их порывы, их стремления сдерживал высокий церковный авторитет Кирилла. Кирилл был за унию. Это связывало руки врагаи унии, заставляло их смиряться: скончался Кирилл (444 г.), и положение дел быстро переменилось. Друзья Кирилла, недовольные унией, видевшие в ней уступку, сближение с антиохийским богословствованием, а это богословствование для них казалось ничем другим, как несторианством, – заволновались, начали открыто действовать. Их основная точка зрения была крайне оригинальна. Они любили и не любили Кирилла, этого главнейшего представителя александрийского богословствования во времена споров несторианских. Они любили Кирилла, поскольку он был ревностным противником несториаства, вождем III вселен. собора, замечательным писателем, ясно и прямо изложившим свои антинесторианские воззрения; но того же Кирилла они не любили, поскольку он в последнюю эпоху своей жизни сближается с антиохийцами в унии, поскольку он был писателем, ратовавшим за унию, поскольку он был врагом врагов унии, вышедших из числа его неразумных учеников. О первой фазе его церковно – исторической деятельности они всегда решительно и прямо говорили, о второй же фазе его деятельпости они упорно молчали. В одном лице Кирилл для них было как бы два отдельных лица. Одному из этих лиц они сочувствовали, другому – ни мало. Положение неестественное. Но разве мало удивительного историк встречает в это удивительное время? Враги унии из александрийцев обыкновенно выставляли себя поборниками идей и учения Кирилла, стояли за Кирилла; но под Кириллом разумели Кирилла до 433 года. Все это было бы очень странно, если бы не было совершенно действительно. Враги унии из александрийцев и суть монофизиты. Монофизвты таким образом суть ничто другое, как враги унии из александрийцев, но переставших понимать Кирилла и извративших его христологическое учение. С ними-то имеет дело в лице известного архимандрита константинопольского Евтихия собор константинопольский. Собор этот есть первая открытая встреча защитников унии с врагами унии из александрийцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

Епископальная система Епископальная система – название того направления в области церковно-канонической, которое, видя центр тяжести в епископской власти, старается отстаивать и утверждать ее независимость. Система эта есть одинаково как в рим.-католицизме, где она является протестом против папского самовластия, стремящегося поглотить власть епископа в папском абсолютизме, так и в протестантизме, где епископской власти, насколько она там удержалась после реформационного погрома, постоянно угрожает поглощение всех ее прерогатив со стороны светской власти. 1) В рим.-католицизме Е. С., составляя естественную реакцию против крайностей папской системы, не отрицает приматства папы и смотрит на него как на объединяющий центр вселенской церкви, как на представителя ее единства (истолковывая в этом смысле изречение св. Киприана в его творении О единстве церкви»: ut unitatem manifestaret – «для проявления единения»), как на высшего сановника, облеченного полномочием делать предложения проектов законов. В Мф.18:18 Христос передает власть вязать и решить всем апостолам. Петр и его преемники поэтому лишь первые между равными prim i inter pares. Исторически права этого примата установились так: 1) существенный – папе принадлежит первенство чести и юрисдикции, 2) случайный – папа в известных случаях есть первая и единственная, а в других – последняя апелляционная инстанция. Но все это в той степени, что положение епископов должно оставаться (сравнительно) самостоятельным. Всякий епископ занимает свое положение по праву божественному (jure divino), и папа не может ни умалять, ни препятствовать ему: в отправлении своей должности. Вселенская церковь имеет свое представительство только в папе и епископах, а не в одном папе, который стоит ниже, а не выше Вселен. Собора. В этом отношении Е. С. имеет за себя древнюю церковь и может ссылаться на историю первых семи-­восьми веков, после чего началось видимое уклонение от первоначального идеала. Затем, эта система опять возродилась в период папского раскола, развивалась и поддерживалась знаменитыми представителями и вождями движения к преобразованию церкви во главе и членах, как Петр Аллиак, Герсон, Николай Клеманж, обсуждалась и защищалась на реформаторских соборах Пизанском, Констанском и Базельском, определения которых были приняты отчасти в Германии и Франции, но которые постоянно осуждались Римом и особенно подверглись осуждению на Латеранском соборе в 1512 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Тихон (Лященко Тимофей), еп.Берлинский Год рождения неизвестен. В 1909 году окончил Киевскую духовную академию со степенью кандидата богословия и оставлен профессорским стипендиатом. Рукоположен во священника. В 1910 г. – исполняющий должность доцента. В 1913 году удостоен степени магистра богословия и определен экстраординарным профессором Киевской духовной академии. В августе 1914 года пострижен в монашество, возведен в сан архимандрита и назначен инспектором той же академии. 15 апреля 1924 года хиротонисан во епископа Берлинского, значился там до 1933 года. Дальнейших сведений о нем не имеем. Труды: «Поучение на праздник Успения Пресвятой Богородицы». «ТКДА» 1914, сент.-окт., cmp.VII. «О Промысле и предопределении Божием». Слово в пяток первой седмицы Вел.поста. «ТКДА» 1915, апр., стр.1. «Коптские акты 3-го Вселен.Собора«· «ТКДА» 1914, март, стр.393. -»- 1915, июль-авг., стр.400. - " - 1915, декаб., стр.491. «Слово в день обретения Каэанския чудотворн. иконы Богоматери». «ТКДА» 1915, сент., стр.8. «Слово в день Успения Богородицы». (Смерть и успение). «ТКДА» 1915, окт.-нояб., стр.195. «Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (об отношении к пастырям церковным). «ТКДА» 1911, апрель, стр.541. «Св.Кирилл, еп.Александрийский. Его жизнь и деятельность». Изд.Киев, 1913. Листок: «Пьянство, его пагубность и борьба с ним». Указ. на лит. труд см. «ТКДА» 1914, m.III, стр.560. “Слово в пяток третьей седмицы Вел.поста, при воспоминании страстей Христовых. О мешке, суме и мече». «ТКДА» 1914, апр., стр.Х. “Слово в день празднования 1600-летия издания Миланского Эдикта. Победа христианства над язычеством и уроки из нее для нашего времени». «ТКДА» 1913, нояб., стр.1. “Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия». «ТКДА» 1913, май, стр.94. “Слово в пяток четвертой недели Вел.поста, при воспоминании Страстей Христовых (смысл и значение поклонения Кресту Господню». «ТКДА» 1913, апр., cmp.XXI. “Слово в день 300-летия воцарения дома Романовых».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вопрос: Напишите, пожалуйста, канонические правила, которые запрещают мужчине принимать сан священника. Отвечает священник Афанасий Гумеров : Рукоположение является одним из таинств Церкви. Принявший благодать священства поставляется на определенную ступень церковной иерархии и облекается духовной властью совершать богослужения, проповедовать Слово Божие, духовно-нравственно руководить верующими. По причине столь высокого служения, на которое избирается священник, святыми отцами были определены правила, которым должен соответствовать кандидат на священство. Он должен быть членом Православной Церкви; иметь глубокую и твердую веру,             безукоризненную нравственность, умственное и душевное здоровье. Ставленнику необходимо «иметь доброе свидетельство от внешних» (1 Тим.3:7). Отсутствие этих качеств являются теми каноническими препятствиями к священству, которые определены правилами святых Соборов. Каноническими препятствиями являются: 1.Ранее совершенные уголовные преступления: воровство, святотатство, убийство, гробокопательство и др. Даже невольное убийство лишает человека права на священство (5-е прав. св. Григория Нисского). 2. Смертные грехи: блуд, прелюбодеяние, садомия и др. «Аще верный обвиняем будет в любодействе, или в прелюбодестве, или во ином каком запрещенном деле, и обличен будет; да не вводится в клир» (Апостольские правила, прав. 61). Правило остается в силе, если такой грех был совершен однажды и человек принес покаяние. С нравственными требованиями связано запрещение рукополагать человека, состоящего после крещения во втором браке. Препятствием является также брак с разведенной женщиной. Не допускается к рукоположению человек, жена которого не является православною. 3. Отпадение от Церкви, вероотступничество (62 прав. Апост. Правил; 10 прав. I Вселен. собора). Покаявшийся принимается в церковное общение как мирянин. 4. Оскопление себя ( 22 прав. Апост. прав.; 1 прав. I Вселен. собора). Есть также правила, касающиеся физических недостатков, препятствующих реальному исполнению священнических обязанностей. 27 января 2004 г. Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/6274.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ТИХОН (ЛЯЩЕНКО) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Тимофей Иванович Лященко, свящ. Могила архиепископа Тихона (Лященко) Скончался 24 февраля 1945 года в городе Карлсбаде (ныне Карловы Вары , Чехия ). 27 февраля был похоронен на городском кладбище. Награды письменная благодарность (1897, от Воронежского епархиального училищного совета) архипастырское благословение (26 ноября 1902, за труды по народному образованию; 29 октября 1903, за труды по обновлению храма) набедренник (16 марта 1904) скуфья (14 марта 1910) камилавка (6 мая 1913) нагрудный знак и светло-бронзовая медаль (21 февраля 1913, в память 300-летия царствования Дома Романовых) Сочинения " Поучение на праздник Успения Пресвятой Богородицы " . " ТКДА " 1914, сентябрь-октябрь, с. 7. " О Промысле и предопределении Божием " . Слово в пяток первой седмицы Великого поста. " ТКДА " 1915, апрель, с. 1. " Коптские акты 3-го Вселен. Собора " . " ТКДА " 1914, март, с. 393, 1915, июль-август, с. 400, 1915, декабрь, с. 491. " Слово в день обретения Казанския чудотворн. иконы Богоматери " . " ТКДА " 1915, сентябрь, с. 8. " Слово в день Успения Богородицы " . (Смерть и успение). " ТКДА " 1915, октябрь-ноябрь, с. 195. " Слово в пяток четвертой седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (об отношении к пастырям церковным). " ТКДА " 1911, апрель, с. 541. " Св. Кирилл, еп. Александрийский. Его жизнь и деятельность " . Изд. Киев, 1913. Листок: " Пьянство, его пагубность и борьба с ним " . Указ на лит. труд см. " ТКДА " 1914, т. III, с. 560. " Слово в пяток третьей седмицы Великого поста, при воспоминании страстей Христовых. О мешке, суме и мече " . " ТКДА " 1914, апрель, с. 10. " Слово в день празднования 1600-летия издания Миланского Эдикта. Победа христианства над язычеством и уроки из нее для нашего времени " . " ТКДА " 1913, ноябрь, с. 1. " Значение св. Кирилла Александрийского в истории христианского богословия " . " ТКДА " 1913, май, с. 94. " Слово в пяток четвертой недели Великого поста, при воспоминании страстей Христовых (смысл и значение поклонения Кресту Господню " . " ТКДА " 1913, апрель, с. 21. " Слово в день 300-летия воцарения дома Романовых " . (Церковь Православная - опора престола и Царства Всероссийского). " ТКДА " 1913, март, с.1. " Страсти Христовы и страждущая Русь " . (Слово в пяток 1 седмицы Великого поста). " ТКДА " 1916, апрель. с. 1. " Слово в день Успения Пресвятыя Богородицы " . " ТКДА " 1916, декабрь, с.1. " Слово в пяток 1 седмицы Великого поста " . (Три урока у Креста Христова). " ТКДА " 1917, январь-февраль, с. 5. Письма архим. Тимофея (Лященко) к епископу Василию (Богдашевскому), 1922, из Берлина.

http://drevo-info.ru/articles/23578.html

Соб. пр. 10; Васил. Вел. пр. 89; Феоф. Алекс. пр. 3 и 6) 2 . Мало того, если кто при испытании хотя бы и не оказался виновным, а уже после рукоположения обличен был (обвинен на суде, или сам признался) в каких-либо тяжких грехах, то такой должен быть удален от священнослужения. (I Всел. Соб. пр. 2 и 9; Неокес. Соб. пр. 9). В последнем случае, по выражению I Вселен. Собора, «Ни собственное раскаяние виновного, ни совершившееся над ним рукоположение, ни снисхождение власти не должно допускать нарушения правил» (9 пр.), т. е. ; несмотря ни на что, виновный должен быть удален от священнослужения 3 . Если же виновный не сознавался в тяжком грехе ? а равно преступление его не было явным и не могло быть доказано по недостатку свидетельств, «таковый, – по выражению Неокес. Собора, – властен сам в себе» – т. е. вся тяжесть преступления падает уже на него одного, на его совесть (пр. 9). II. О супружеской и семейной жизни пресвитеров От пресвитеров требуется не только личная нравственная чистота, но и чистота супружеской жизни. Пресвитерами могут быть лица и женатые, только вступившие в брак до рукоположения 4 . Лицам, занимающим иерархические степени (пресвитера и диакона), дозволяется вступать в брак до рукоположения не потому, чтобы брак был чем-то унижающим священство (сн. ап. пр. 5 и 51), но потому что связанному таинственными узами с Христом и Церковью чрез рукоположение было бы неприлично связывать себя еще узами плотскими с миром (ап. пр. 26; IV Всел. соб. пр. 6; Неок. Соб. пр. 1). Браки пресвитеров (и вообще клириков) должны быть законными – правильными. Основной закон христианский относительно брачной жизни – единобрачие. Этот закон в отношении к пресвитерам и другим иерархическим лицам должен быть понимаем в самом строгом смысле. Иерархические степени не могут быть занимаемы не только имеющими двух жен в одно и то же время, но и преемственно, одну после другой (ап. пр. 17; Вас. Вел. пр. 12) 5 . Это постановление церкви основывается на понятии о целомудренной жизни, требуемой святостью духовного сана 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/prava-...

На пятом вселен. соборе (константинопольском 2-ом 553 г.) особых правил касательно церковного благочиния не было составлено. На шестом вселен. соборе (константинопольском 3-м 680 г.) также не было составлено особых правил касательно церковного управления и благочиния, хотя в них и чувствовалась необходимость. Поэтому в 692 году в Константинополе был созван собор, известный под именем пято-шестого, или трульского собора. На нем присутствовали 227 епископов. Приняв 85 апост. правил, рассмотрев и подтвердив постановления бывших до этого времени соборов вселенских и поместных, а равно канонические послания св. отцов, этот собор составил 102 канона, которыми определяется порядок церковного управления и благочиния. Седьмой вселен. собор (никейский 2-й 787 г.), состоявший из 367 отцов, составил 22 канона. Поместные соборы: 1) Анкирский (314 год), созванный из 18 отцов, постановил 25 канонов и установил степени покаяния для падших. 2) Неокесарийский (между 314–319 годами) составил 15 правил, касающихся преимущественно нравственности духовенства. 3) Гангрский (362–370 г.) составил 21 правило. 4) Антиохийский (341 г.) составил 25 канонов, представляющих подробное развитие правил апостольских. 5) Лаодикийский (363–364 г.) составил 60 правил, касающихся различных подробностей чина богослужебного, дисциплины клира, семейной жизни, пороков и заблуждений того времени. 6) Сардикийский (344 г.) составил 20 церковн. канонов. 7) Карфагенский (416–426 г.). Число правил, принятых этим собором, доходит до 147. 8) Константинопольский (394 г.) составил одно правило – о личном составе суда, необходимом для лишения епископа священного сана. Авторитет восьми вышеуказанных поместных соборов утвержден 2-м правилом трульского собора. 9) Константинопольский (861 г.) составил 17 правил. 10) Константинопольский в храме св. Софии (379 г.) изложил три правила. В состав церковного канона входят еще правила св. отцов: Дионисия Александрийского 4 правила – о времени прекращения поста перед Пасхой и по вопросам, касающимся жизни домашней; Петра Александрийского 15 правил – о принятии падших, о посте в среду и пяток, о праздновании дня воскресного; Василия Великого 92 правила – о браке, об эпитимиях, – объясняются названия: ересь (в самой вере отчуждившийся) и раскол (разделившийся в церковных предметах, допускающих уврачевание); Кирилла Александрийского 9 правил, – запрещается лишать священства без обвинений; и других святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pol...

198 Примеч. Обличение ереси Македония (Примеч. Македоний, бывший еп. константинопольский, отрицал божественную природу Св. Духа я называл Его тварию или силою, но эту силу признавал равно подчиненною как Отцу, так и Сыну. Это нечестивое лжеучение было осуждено на втором вселенском соборе, который в 8 чл. символа веры изложил истинное учение о Св. Духе.), нечестиво учившего о Св. Духе, и изложение истинного учения о третьем лице Св. Троицы. Считаем полезным изложить православное церковное богословствование о Св. Духе по писаниям знаменитейших пастырей, с особенным вниманием излагавших учение о Св. Духе. Как на никейское определение догмата о Сыне Божием имели весьма важное влияние догматические рассуждения св. Афанасия Александрийского , так при определениях Константинопольского собора в члене о Св. Духе весьма заметно сказалось богословствование св. Василия Великого (То обстоятельство, что св. Василий Великий скончался не задолго до второго вселен. собора, конечно, не исключало собою возможности св. Василию иметь вдияние на определение собора: он ног оказывать влияние своими богомудрыми писаниями.). В ответ утверждающим, что не надобно со Отцом и Сыном ставить на ряду Св. Духа, потому что Он и до естеству им чужд, и по достоинству Их ниже, св. Василий В. указывает на заповедь Господа св. апостолам о спасительном крещении, где Он повелел ученикам Своим крестят вся языки во имя Отца и Сына и Св. Духа: „итак не противятся ли Божию повелению, спрашивает св. Василий, утверждающие, что не надобно ставить Духа на ряду со Отцом и Сыном? Отторгать Духа, низводить его в природу служебную – не значит ли это ставить хулу свою выше Владычной заповеди?»... «Неверующий в Духа не верует в Сына, а неверующий в Сына не верует во Отца: не может бо рещи Господа Иисуса точию Духом Святым ( 1Kop. XII, 3 ): неверующий в Духа не имеет части и в истинном поклонении; ибо не иначе можно поклонятся Сыну, как только во Св. Духе, и не иначе можно призывать Отца, как только в Духе сынопоклонения“.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Таков был порядок на областных соборах периодических. Когда же нужны, Церкви требовали созвания соборов чрезвычайных – поместных и вселенских, тогда председательские места почти всегда занимали иерархи, известные всей Церкви или своим богословским образованием, или святостью жизни, или видной церковной деятельностью, или доступом к императорскому двору. Определенных правил на эти случаи не имеется, поэтому практика церковная была различна. Город, где собирался собор, не предоставлял его епископу права на первенствующее место на соборе; высокое положение некоторых иерархов (каковы: Римский, Александр., Антиох., Иерусалим., Констан.) также не служило всегда основанием для права председательства их на чрезвычайных соборах 16 . Так, на I всел. Никейском соборе председательское место, полагают, или было занимаемо по очереди епископами – Александрийским (Александром), Антиохийским (Евстафием) и Кордубским (Осией) или во все время кем-нибудь одним из них, известных своей деятельностью на пользу православия; на II всел. Кон-стан, соборе, полагают, сначала – Антиохийский (Мелетий), затем Констан. ( Григорий Богослов ) и, наконец, другой Константин. (Нектарий), или только два первые из них, известные святостью жизни, высоким образованием и крупной деятельностью на пользу православия; на III всел. Ефесск. соб. – Александр. (Кирилл), известный своим образованием и широкой деятельностью против тогдашних еретиков-несториан; на IV всел. Халкидонск. соб.– Константинопольский (Анатолий), как преемник исповедника за православие – Флавиана и как епископ ближайший к императору (Маркиану), который принял самое живое участие в делах собора и сам явился с импер. Пульхерией и с сенаторами и сановниками на собор; на V всел. Констан. соб. – Константиноп. (Евтихий), как патриарх и нового Рима, занявший со времени IV вселен, соб. второе место среди патриархов (здесь присутствовали еще два других патриарха – Александр, и Антиох.); на VI всел. Константин, соб., – вероятно, легаты Римского папы (Агафона), как видного защитника православия от волновавшей тогда Церковь монофелитской ереси и как преемника исповедника за православие в это время папы Мартина I-ro (почетное председательство на некоторых заседаниях этого собора занимал сам император (Константин Пагонат); на VII всел. Никейском соб. – Констан. (Тарасий), как патриарх столицы, горячий сторонник созвания вселенского собора и восстановления иконопочитания и избранный по желанию народа и императ. Ирины, деятельной покровительницы иконопочитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Одно отрадное сведение передает Созомен: Нектарий был православный епископ 584 , старался удерживать во власти православные храмы, приобретенные святым Григорием из владения ариан, не силою слова, не ревностью за истину, а мерами внешними, как государственный сановник 585 . Ариане такими мерами настолько были озлоблены, что сожгли дом Нектария «в досаде», замечает историк, «что он владеет церквами» 586 . «Доблестные пастыри», рассказывает Феодорит, говоря о II-м Вселенском соборе в Константинополе, «в епископы того великого города», после Св. Григория, «избрали Нектария, мужа благородного, украшавшегося знаменитостью рода и сиявшего собственными добродетелями» 587 . И более – ни слова. Созомен, в совершенной противоположности этому льстивому воззрению, указывает: избрали в епископы человека некрещенного 588 , которого крестили единственно для того, чтобы сделать епископом 589 , порочного 590 , (друга его, не принявшего священства, Созомен хвалит 591 ), хотя правда «принадлежавшего к знаменитому классу сенаторов 592 , имя которого в списке избираемых было помечено начальствовавшим на соборе (IV Вселен.) лишь «из угождения» другу и последним в ряду многих 593 . Избрание же есть дело собственно царя, который, конечно, увидел имя своего человека в списке кандидатов на престол своей церкви, невольно заинтересовался и «долго держа палец на последней подписи, избрал Нектария»; и это избрание не только удивило, – изумило собор. Но, тем не менее, Нектарий был поставлен в епископа столицы. И все это совершилось в присутствии вселенского собора! Забыты или презрены правила Св. Апостолов–80 и 1-го Вселенского собора 2-е 594 . Этот старик, говорит о Нектарии один из нынешних биографов Златоуста 595 , не имел никакого другого достоинства, кроме своего сана и 16 лет служил для удовольствия царя 596 . Но, когда умер Нектарий, мир царствовал в церкви, арианство и многобожие были подавлены 597 . Но тот глубоко ошибется, кто отнесет это обстоятельство к пастырским заслугам Нектария. Решали дело с разномыслящими эдикты Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010