Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Порфирий Кавсокаливит. Нельзя ругаться на глазах у детей. Прп. Порфирий Кавсокаливит. Нельзя ругаться на глазах у детей. Эти поучения были сказаны старцем Порфирием сводим духовным чадам. Среди них известная сегодня старица - герондиса Екатерина, записавшая поучение. Публикуем впервые в нашем переводе. - Святая Гора Афон Я слышала, как наш Батюшка давал советы матери, которая жаловалась, что дети шалят и не слушаются ее. С отчаянием в голосе, почти плача, она спросила преподобного старца, что она должна делать. И тот как-то резко с арец ей указал, что виновата она сама. Старец сказал: - Я знал одну семью, продолжал Батюшка, где родители, скажем, были образованными, но они ежедневно ругались на глазах у своего сына и дочери. Сын, чувствительный ребенок, не мог видеть, как они бранятся. Это ранило его сердце.. Каждый раз, когда они ругались, он убегал из дома, был ли это день или ночь. Он делал несколько кругов по району и рассчитывал время, когда ссора родителей должна закончиться, чтобы вернуться обратно. Слышишь, ты меня слушаешь, говорил он со значением матери и продолжал: Малыш не остался незамеченным ночными проходимцами, которые видели, как он разгуливает по району. Они подошли к нему, а потом заманили к легкому решению — утешиться иной любовью, которой были наркотики... И тут мать, потеряв спокойствие, перебила старца и сказала ему: - Но то же самое делает и мой сын, он убегает, когда мы ссоримся. - Это я тебе рассказал, - сказал он ей... - Молюсь за тебя! Преподобный старец говорил с матерью притчами, пророчески, желая посоветовать ей привести в порядок и улучшить отношения с супругом и предупредить несчастье с сыном. Случилось то, о чем он предупреждал. Сын, жертва родительской незрелости и воспитательского невежества, хотя они в качестве смягчающего вину обстоятельства, к сожалению, приводили свое высшее образование, пополнил череду жертв бича сего века-обманщика. |
«На следующий день после Собора, в Неделю Торжества Православия, патриархи и архиереи отслужили литургию; затем Досифей говорил проповедь, во время которой публично разорвал одну из «тетрадей» и анафематствовал всех тех, кто их переписывал. Хотя Кариофилл и подписал соборный томос, он не изменил своих воззрений (как это следует, например, из написанного в июле 1692 года письма к Константинопольскому патриарху Дионисию IV, где он снова отвергает термин «пресуществление») и в конце концов был вынужден покинуть Константинополь и эмигрировать в Валахию, где и скончался после 1693 года» 174 . В первой четверти XVIII в. был подтвержден статус решений Собора 1691 года как официального вероучительного документа Восточной Церкви. Сначала в 1718 году тексты томосов Константинопольских Соборов 1672 и 1691 гг. были приложены к ответу Иерусалимского патриарха Хрисанфа на проект соглашения, полученного посредством Святейшего Синода Русской Церкви от англиканских епископов из партии «неприсягающих», которые, отказавшись в 1690 году присягнуть английскому королю Вильгельму III, образовали особую конгрегацию и искали объединения с православными. Томос Собора 1691 года. должен был продемонстрировать позицию Православной Церкви в отношении термина «пресуществление», решительно отрицавшегося англиканами. Затем в июне 1721 г. восточные патриархи (Константинопольский, Иерусалимский и Александрийский), а также бывший Константинопольский патриарх Кирилл IV и архиепископ первой Юстинианы Охрида Иоасаф утвердили томосы Иерусалимского Собора 1672 г. и Константинопольских 1672 и 1691 гг. как авторитетные документы, содержащие истинное и ясное изложение православного вероучения, ибо «так от начала мудрствовала и мудрствует Святая апостольская и кафолическая восточная Церковь Христова» 175 . 3.5.1 Рецепция Собора 1691 года в Русской Православной Церкви Через некоторое время после заседания Собора, а именно «14 марта 1691 года, патриарх Досифей послал соборную грамоту московскому патриарху Адриану вместе с печатным изданием сочинения Мелетия Сирига «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» и актов Иерусалимского Собора 1672 года» 176 . |
При этом непрестанная молитва, главный элемент исихастской практики, у прп. Силуана не только полностью сохраняет свою ключевую роль, но и выдерживается в особой, исключительной мере: «С того дня, когда по дару Божией Матери в сердце его начала действовать Иисусова молитва, до конца жизни молитва его никогда не прекращалась» 10 . Перед нами очень характерная черта духовного облика и стиля Старца. В совершенстве владея исихастским методом и обладая даром умной молитвы в необычной, уникальной форме и степени, он, тем не менее, почти скрывает эти дары, а также не открывает свою «внутреннюю лабораторию», свои (несомненно, искусные и богатые) навыки в совершении умного делания. Не стоит делать вывод, что он считал эти стороны аскезы маловажными. Скорее всего он считал их нужными и необходимыми, но само собой разумеющимися для монаха: тем, что должно уметь, должно делать, но о чем не следует распространяться, т.е. выставлять напоказ свое совершенство в этом. С его точки зрения, последнее не является полезным, так как подлинное содержание умного делания преподобный видел отнюдь не в технике и методе, но в том, что для него было более высоким и ценным: в умном делании обреталось следование двум главным заповедям Христа – о полноте любви к Богу и к ближнему 11 . Именно исполнение этих заповедей он описывал (вполне уместно) в дискурсе любви и благодатного общения с Богом в Духе Святом. Итак, для нас постепенно раскрывается своеобразное положение опыта прп. Силуана в исихастской традиции. При явных отличиях этого опыта от классических образцов поздневизантийского исихазма в нем заведомо нет существенных отступлений от традиции. Однако, хотя безусловная верность основаниям традиции налицо, в силу своеобразия духовных даров Старца возникает глубоко индивидуальный, неповторимый опыт, возникает – осмелимся это сказать – собственный оригинальный «извод» исихастской духовности. Toutes proportions gardées 12 , можно вспомнить здесь прп. Симеона Нового Богослова , опыт которого также отмечен этими двумя чертами: верностью основам традиции и в то же время ярчайшим своеобразием, созданием собственного уникального «извода» традиции. |
На 2, стих: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Глас 6: Естеством неописанный Божественным Твоим сый,/на последняя Владыко воплощься,/изволил еси описоватися,/плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси./Темже вид Твой образования описующии/любезно целуем,/к Твоей любви возвышаеми,/и исцелений 231 благодать почерпаем из него,/апостольским последующе/Божественным преданием. Стих: Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Глас 6: Пречестное украшение Христова Церковь,/честных прият и святых икон,/Спаса Христа и Богоматере,/и всех святых светлейшее возставление,/имже просвещается, и красуется благодатию,/и сонмище отлагает еретическое изгонящи,/и радующися славит человеколюбца Бога,/ея ради претерпевша страсти вольныя. Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Глас 2: Благодать возсия истины,/прообразуемая древле сеновно,/ныне явленно скончася:/се бо Церковь воплощенным образом Христовым,/яко прекрасною утварию облачится,/скинии свидения образ пронаписующи,/и православную веру содержащи,/да егоже почитаем,/сего и образ держаще, не прельщаемся,/да облекутся в студ сице неверующии,/нам бо слава зрак Воплотившагося/благочестно покланяемый, не боготворимый./Той облобызающе вернии возопиим:/Боже, спаси люди Твоя, и благослови достояние Твое. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Богородичен, глас 1: Всемирную славу,/от человек прозябшую/и Владыку рождшую,/Небесную дверь воспоим, Марию Деву,/Безплотных песнь и верных удобрение:/Сия бо явися небо и храм Божества,/Сия преграждение вражды разрушивши,/мир введе и Царствие отверзе;/Сию убо имуще веры утверждение,/Поборника имамы из Нея рождшагося Господа./Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,/ибо Той победит враги,/яко Всесилен. Когда совершается Великая вечерня, то во время пения заключительной стихиры открываются Царские врата и совершается вход с кадилом. Священник с диаконом в предшествии свещеносцев исходят из алтаря северной дверью и становятся на обычном месте перед Царскими вратами. |
в Вильне доктором Скориной, названа “подорожной книжицей” 16 . Владимир Мономах в своем Поучении советует детям никогда не оставлять ночных поклонов и пения, которое, по всей вероятности, состояло также в пении псалмов. По крайней мере обыкновение петь псалмы ночью встречается и впоследствии, и также в царском быту. Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он, “употребляя большую часть дня на дела государственные, немало также занимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного Пророка ” 17 . Известно также, что святой Михаил, князь Черниговский, и боярин его Феодор, замученные в Орде по приказанию Батыя в 1243 г., пели псалмы во время самого мучения их 18 . Но особенно часто читали Псалтирь в монастырях. Здесь читали ее уже не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть. Еще сам основатель русской иноческой жизни преподобный Феодосий говорил своей братии: “пачеже имети в устех псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское унынье” 19 . Сам он, по сказанию жизнеописателя, пел усты тихо псалтырь, в то время, как руками прял волну или делал другое что-нибудь 20 . Инок Спиридон был просфорником; но несмотря на это определенное занятие — печь каждый день просфоры для монастыря, он успевал прочитывать в день всю Псалтирь, “ибо, — замечает его жизнеописатель, — или дрова секий, или тесто меся, непрестанно в устех своих псалмы Давидовы имеяше, да на всяк день скончает по обычаю, якоже и бысть” 21 . О блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в то же время пел псалмы “изуст” 22 . IIpu таком — изустном — чтении или пении псалмов, конечно, много было и таких, которые, подобно святому Спиридону, прочитывали всю Псалтирь каждый день. Кроме такого чтения или пения псалмов при всяком занятии, в монастырях было еще определенное по правилам чтение Псалтири, установленное по примеру первых подвижников иноческой жизни. |
После поклонов с молитвой прп. Ефрема Сирина, положенных в конце изобразительных, чтец: «Аминь» . «Приидите, поклонимся…» (трижды) и предначинательный псалом: «Благослови, душе моя, Господа…». (Иерей читает перед царскими вратами светильничные молитвы.) По псалме – великая ектения. Затем кафизма 18я: «Ко Господу, внегда скорбети ми…» (порядок чтения тот же, что и на часах, но перед 1й «Славой» не произносится «заход»: «Господи, помилуй» (трижды) и «Слава, и ныне»). После кафизмы – малая ектения. «Господи, воззвах» во глас стихир Триоди. Во время пения стихир совершается обычное каждение. Стихиры на 6: Триоди, глас 2й и глас 5й – 3, и Минеи (мчч. 42х во Амморее, с 6 марта), глас 4й – 3. «Слава , и ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Иже благочестно…». Входа нет. Чтец (или хор): «Свете Тихий…». Диакон возглашает (в алтаре): «Вонмем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И духови твоему». Диакон: «Премудрость. Вонмем». Чтец – прокимен первой паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Бытия чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение первой паримии. По окончании паримии диакон: «Вонмем». Чтец – прокимен второй паримии Триоди, со стихом. Диакон: «Премудрость». Чтец: «Притчей чтение». Диакон: «Вонмем». Чтение второй паримии. Примечание. Во всю св. Четыредесятницу на вечернях читаются: первая паримия – из Бытия, вторая – из книги Притчей. По окончании паримий читается: «Сподоби, Господи…». Ектения просительная, и молитва главопреклонения. По возгласе певцы поют стихиры на стиховне из Триоди, глас 3й (с обычными припевами). «Слава , и ныне» – Богородичен Триоди, глас тот же: «Богородице, Предстательство всех…». После стихир читается: «Ныне отпущаеши», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас (на солее): «Яко Твое есть Царство…». |
Эта ясная проповедь о воскресении в то время сильно смущала богословское суемудрие саддукеев, и в жизни Спасителя был такой случай, когда саддукеи пытались представить Ему идею воскресения как совершенно несообразную со здравым человеческим смыслом. Они именно предложили Спасителю такой казуистический вопрос: «Учитель! Моисей сказал: если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему. Было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи она будет женою? ибо все имели её» ( Мф. 22:24–28 ). Очевидно, они полагали, что в духовно-телесном составе своей природы человек не может иначе жить, как только жизнию, которою он теперь живёт, т.е. со всеми отправлениями своего телесного организма и со всеми отношениями, которые определяются физическими нуждами тела. Отсюда жизнь по воскресении им естественно представлялась лишь простым повторением настоящей человеческой жизни, а так как это повторение, разумеется, ни в каком отношении не может улучшить будущую жизнь человека сравнительно с его настоящей жизнию, то они и отвергали воскресение умерших как несогласное с Божиим определением относительно спасения людей. Но, в своём решении представленного Ему вопроса, Спаситель прямо объявил саддукеям, что они весьма заблуждаются, потому что телесная природа человека нисколько не помешает ему жить в Божием царстве такою же духовною жизнию, какою живут лишь Божие ангелы, мысль же о воскресении умерших не только не разрушает Божией воли о спасении людей, но и есть именно мысль Самого Бога. О воскресении мертвых, – сказал Спаситель, – не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22 ,:31–32; срав. Мк. 12:26–27 ; Лк. 20:37–38 ). Смысл этого вопроса и решения его совершенно ясен. В то время когда Бог говорил с Моисеем из купины, великих патриархов еврейского народа давно уже не было на свете. |
Тропарь Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской Глас 4: Днесь радостно ликует Церковь Русская,/яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:/святители и иереи,/царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини,/преподобныя мужи и жены и вся православныя христианы,/во дни гонения безбожнаго/жизнь свою за веру во Христа положившия/и кровьми истину соблюдшия./Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,//страну нашу в Православии сохрани до скончания века. Во время пения тропарей диакон троекратно кадит вокруг стола, на котором предложены для освящения пять хлебов, пшеница и два сосуда – с вином и с елеем, и в конце – священника. Священник же, взяв один хлеб, творит им знамение креста над прочими хлебами. Диакон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Молитва на освящение хлебов Священник: Господи Иисусе Христе, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам благослови и хлебы сия, пшеницу, вино и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мире твоем, и вкушающия от них верныя освяти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Лик: Буди имя Господне благословено от ныне и до века. (Трижды) Псалом 33 Благословлю Господа на всякое время, выну хвала Его во устех моих. О Господе похвалится душа моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воззва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спасе и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага. |
Образ монаха, который был во второй половине XVIII века чрезвычайной редкостью. Е. К. Никифоров: - Паисий действовал против основного тренда на секуляризацию монастырей, который был запущен ещё до Екатерины II. Уже у Петра III были такие идеи. Екатерина в 1864 году начала секуляризацию. Непонятно, зачем это вообще было. А. В. Михайловский: - Екатерине было понятно, зачем - деньги проходят мимо государственной казны. Поэтому произошла эта известная «реформа в положении монастырей»: монастыри были разделены на штатные и заштатные, а штатные в свою очередь разделены на три класса, в зависимости от богатства и количества насельников. По всей территории великой Руси и спустя несколько лет после этой реформы, конец 60-х – начало 70-х - как раз, когда Паисий возвращается с Афона на территорию Молдавии - оставалось всего лишь 350 или 400 обителей, в которых насельников было от силы 10000 человек. Е. К. Никифоров: - Вы уже говорили, что не во всех монастырях занимались монашеским деланием и молитвой. Есть какие-нибудь сведения о том, что за люди там собирались? Они никак не могли устроиться в жизни и шли в монастырь? Как это было? И если всё-таки какое-то старчество и основы монашеского делания были в России и в Малороссии, о возрождение чего мы говорим? Упоминают об очень серьёзном вкладе, который внёс старец Паисий в нашу духовную жизнь. Возрождение чего произошло? А. В. Михайловский: - Во-первых, произошло творческое осмысление монашеского делания. Монастырь - это не только собрание мужчин, которые предаются труду и отстаивают положенное время на службах, но главное, стержневое в жизни монастыря - умная сердечная молитва для преуспевающих. Не для новоначальных, по терминологии святых отцов, а для тех, кто продвинулся уже в деле спасения под руководством опытных духовников. Далее, это обычное участие в богослужении для большинства монахов, и для новоначальных послушание и труд. Я бы сказал, вот такая строгая дифференциация разных послушаний в зависимости от степени духовной зрелости насельника этого монастыря, что определять может только опытный старец, который сам прошёл весь этот путь от новоначального до среднего к преуспевающим. |
В VI веке на месте древнего иерусалимского храма была возведена церковь Марии, которая впоследствии получила название Введения Богородицы во храм. Но в 638 (по другим источникам — в 637) году арабские войска под предводительством халифа Омара (634–644) взяли Иерусалим, и Омар принял капитуляцию, совершив затем молитву на заброшенном каменистом пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к “предшествующим” исламу религиям — иудаизму и христианству. Находясь в Медине, основатель ислама — Мухаммед встретился со враждой еврейской части населения. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. Об этом говорится во 2-й суре Корана: “Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы — а. А. ). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2, 139). И хотя Иерусалим в Коране в связи с этим не упоминается, из текста Корана видно, что раньше предписывалось обращаться во время молитвы в иную сторону: “Мы сделали киблу, которой ты держался, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланником среди обращающихся вспять” (2, 138) 8 . Вскоре после завоевания Иерусалима арабы превратили базилику Введения Богородицы во храм в мечеть, которая впоследствии стала назваться Аль-Масджид аль-Акса (‘мечеть удаленнейшая’). Еще через несколько десятилетий значение Иерусалима снова возросло; халиф Абд ал-Малик I (685–707) в ходе борьбы со своими мекканскими противниками запретил мусульманам посещать Мекку и предписал совершать хадж в Иерусалим. Дело в том, что во время совершения хаджа в Мекку местный правитель Ибн-аз-Зубейр заставлял паломников-мусульман давать ему присягу, и Абд ал-Малик принял против этого решительные меры. Но верующие были недовольны этим, и, как повествует арабский историк Ал-Мекин (ум. в 1273), “в 65 году хиджры (687/688 гг. — а. А .) Абд ал-Малик послал в Иерусалим приказание увеличить масджид ал-Аксу и предписал народу совершать хадж в Иерусалим ” 9 . |
| |