Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Прп. Порфирий Кавсокаливит. Нельзя ругаться на глазах у детей.     Прп. Порфирий Кавсокаливит. Нельзя ругаться на глазах у детей.   Эти поучения были сказаны старцем Порфирием сводим духовным чадам. Среди них известная сегодня старица - герондиса Екатерина, записавшая поучение. Публикуем впервые в нашем переводе. - Святая Гора Афон   Я слышала, как наш Батюшка давал советы матери, которая жаловалась, что дети шалят и не слушаются ее. С отчаянием в голосе, почти плача, она спросила преподобного старца, что она должна делать.   И тот как-то резко с арец ей указал, что виновата она сама.   Старец сказал:   - Я знал одну семью, продолжал Батюшка, где родители, скажем, были образованными, но они ежедневно ругались на глазах у своего сына и дочери. Сын, чувствительный ребенок, не мог видеть, как они бранятся. Это ранило его серд­це..   Каждый раз, когда они ругались, он убегал из дома, был ли это день или ночь. Он делал несколько кругов по району и рассчитывал вре­мя, когда ссора родителей должна закончиться, чтобы вернуться обратно. Слышишь, ты меня слушаешь, говорил он со значением матери и продолжал: Малыш не остался незамеченным ночными проходимцами, которые видели, как он разгуливает по району.  Они подошли к нему, а потом заманили к легкому решению — утешиться иной любовью, которой были нарко­тики...     И тут мать, потеряв спокойствие, перебила старца и сказала ему:   - Но то же самое делает и мой сын, он убегает, когда мы ссоримся.   - Это я тебе рассказал, - сказал он ей... - Молюсь за тебя!     Преподобный старец говорил с матерью при­тчами, пророчески, желая посоветовать ей при­вести в порядок и улучшить отношения с суп­ругом и предупредить несчастье с сыном. Слу­чилось то, о чем он предупреждал. Сын, жертва родительской незрелости и воспитательского невежества, хотя они в качестве смягчающего вину обстоятельства, к сожалению, приводи­ли свое высшее образование, пополнил череду жертв бича сего века-обманщика.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=1855

«На следующий день после Собора, в Неделю Торжества Православия, патри­архи и архиереи отслужили литургию; затем Досифей говорил проповедь, во вре­мя которой публично разорвал одну из «тетрадей» и анафематствовал всех тех, кто их переписывал. Хотя Кариофилл и подписал соборный томос, он не изменил своих воззрений (как это следует, например, из написанного в июле 1692 года письма к Константинопольскому патриарху Дионисию IV, где он снова отвергает термин «пресуществление») и в конце концов был вынужден покинуть Константинополь и эмигрировать в Валахию, где и скончался после 1693 года» 174 . В первой четверти XVIII в. был подтвержден статус решений Собора 1691 года как официального вероучительного документа Восточной Церкви. Сначала в 1718 году тексты томосов Константинопольских Соборов 1672 и 1691 гг. были приложены к ответу Иерусалимского патриарха Хрисанфа на проект соглаше­ния, полученного посредством Святейшего Синода Русской Церкви от англикан­ских епископов из партии «неприсягающих», которые, отказавшись в 1690 году присягнуть английскому королю Вильгельму III, образовали особую кон­грегацию и искали объединения с православными. Томос Собора 1691 года. дол­жен был продемонстрировать позицию Православной Церкви в отношении тер­мина «пресуществление», решительно отрицавшегося англиканами. Затем в июне 1721 г. восточные патриархи (Константинопольский, Иерусалимский и Алексан­дрийский), а также бывший Константинопольский патриарх Кирилл IV и архи­епископ первой Юстинианы Охрида Иоасаф утвердили томосы Иерусалимского Собора 1672 г. и Константинопольских 1672 и 1691 гг. как авторитетные докумен­ты, содержащие истинное и ясное изложение православного вероучения, ибо «так от начала мудрствовала и мудрствует Святая апостольская и кафолическая восточ­ная Церковь Христова» 175 . 3.5.1 Рецепция Собора 1691 года в Русской Православной Церкви Через некоторое время после заседания Собора, а именно «14 марта 1691 года, патриарх Досифей послал соборную грамоту московскому патриарху Адриану вместе с печатным изданием сочинения Мелетия Сирига «Опровержение кальвинских глав Кирилла Лукариса» и актов Иерусалимского Собора 1672 года» 176 .

http://azbyka.ru/istoriya-termina-presus...

При этом непрестанная молитва, главный элемент исихастской практики, у прп. Силуана не только полностью сохраняет свою ключевую роль, но и выдерживается в особой, исключительной мере: «С того дня, когда по дару Божией Матери в сердце его начала действовать Иисусова молитва, до конца жизни молитва его никогда не прекращалась» 10 . Перед нами очень характерная черта духовного облика и стиля Старца. В совершенстве владея исихастским методом и обладая даром умной молитвы в необычной, уникальной форме и степени, он, тем не менее, почти скрывает эти дары, а также не открывает свою «внутреннюю лабораторию», свои (несомнен­но, искусные и богатые) навыки в совершении умного делания. Не стоит делать вывод, что он считал эти стороны аскезы маловажными. Скорее всего он счи­тал их нужными и необходимыми, но само собой разумеющимися для монаха: тем, что должно уметь, должно делать, но о чем не следует распространяться, т.е. выставлять напоказ свое совершенство в этом. С его точки зрения, последнее не является полезным, так как подлинное содержание умного делания преподобный видел отнюдь не в технике и методе, но в том, что для него было более высо­ким и ценным: в умном делании обреталось следование двум главным заповедям Христа – о полноте любви к Богу и к ближнему 11 . Именно исполнение этих запо­ведей он описывал (вполне уместно) в дискурсе любви и благодатного общения с Богом в Духе Святом. Итак, для нас постепенно раскрывается своеобразное положение опыта прп. Силуана в исихастской традиции. При явных отличиях этого опыта от класси­ческих образцов поздневизантийского исихазма в нем заведомо нет существен­ных отступлений от традиции. Однако, хотя безусловная верность основаниям традиции налицо, в силу своеобразия духовных даров Старца возникает глубо­ко индивидуальный, неповторимый опыт, возникает – осмелимся это сказать – собственный оригинальный «извод» исихастской духовности. Toutes proportions gardées 12 , можно вспомнить здесь прп. Симеона Нового Богослова , опыт которого также отмечен этими двумя чертами: верностью основам традиции и в то же вре­мя ярчайшим своеобразием, созданием собственного уникального «извода» тра­диции.

http://azbyka.ru/otechnik/Siluan_Afonski...

На 2, стих: Хвалите Господа вси языцы, похвалите Его вси людие. Глас 6: Естеством неописанный Божественным Твоим сый,/на последняя Владыко воплощься,/изволил еси описоватися,/плоти бо приятием, и свойства вся сея взял еси./Темже вид Твой образования описующии/любезно целуем,/к Твоей люб­ви возвышаеми,/и исцелений 231 благодать почерпаем из него,/апостольским последующе/Божественным преданием. Стих: Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век. Глас 6: Пречестное украшение Христова Церковь,/честных прият и святых икон,/Спаса Хри­ста и Богоматере,/и всех святых светлейшее возставление,/имже просвещается, и красуется благодатию,/и сонмище отлагает еретическое изгонящи,/и радующися славит человеколюбца Бога,/ея ради претерпевша страсти вольныя. Слава От­цу, и Сыну, и Святому Духу. Глас 2: Благодать воз­сия истины,/прообразуемая древле сеновно,/ныне явленно скончася:/се бо Церковь воплощенным образом Христовым,/яко прекрасною утварию облачится,/скинии свидения образ пронаписующи,/и православную веру содержащи,/да егоже почитаем,/се­го и образ держаще, не прельщаемся,/да облекутся в студ сице неверующии,/нам бо слава зрак Воплотившагося/благочестно покланяемый, не боготворимый./Той облобызающе вернии возопиим:/Боже, спа­си люди Твоя, и бла­го­сло­ви достояние Твое. И ныне, и присно, и во веки веков. Аминь. Бо­го­ро­ди­чен, глас 1: Всемирную славу,/от человек прозябшую/и Владыку рождшую,/Небесную дверь воспоим, Марию Деву,/Безплотных песнь и верных удобрение:/Сия бо явися небо и храм Бо­же­ства,/Сия преграждение враж­ды разрушивши,/мир вве­де и Царствие отверзе;/Сию убо имуще веры утверждение,/Поборника имамы из Нея рождшагося Господа./Дерзайте убо, дерзайте, людие Божии,/ибо Той победит вра­ги,/яко Всесилен. Ко­гда со­вер­ша­ет­ся Ве­ли­кая ве­чер­ня, то во вре­мя пе­ния за­клю­чи­тель­ной сти­хи­ры от­кры­ва­ют­ся Цар­ские вра­та и со­вер­ша­ет­ся вход с ка­ди­лом. Свя­щен­ник с диа­ко­ном в пред­ше­ствии све­ще­нос­цев ис­хо­дят из ал­та­ря се­вер­ной две­рью и ста­но­вят­ся на обыч­ном ме­сте пе­ред Цар­ски­ми вра­та­ми.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

в Вильне доктором Скориной, названа “подорожной книжицей” 16 . Владимир Мономах в своем Поучении советует детям никогда не оставлять ночных поклонов и пения, кото­рое, по всей вероятности, состояло также в пении псалмов. По крайней мере обыкновение петь псалмы ночью встречается и впоследствии, и также в царском быту. Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он, “употребляя большую часть дня на дела государственные, немало также занимается благо­честивыми размышлениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного Пророка ” 17 . Известно также, что святой Михаил, князь Чернигов­ский, и боярин его Феодор, замученные в Орде по приказанию Батыя в 1243 г., пели псалмы во время самого мучения их 18 . Но особенно часто читали Псалтирь в монастырях. Здесь читали ее уже не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие зна­ли ее наизусть. Еще сам основатель русской иноческой жизни преподобный Феодосий говорил своей братии: “пачеже имети в устех псалтырь Давыдов подобает черноризцем, сим бо прогонити бесовское уны­нье” 19 . Сам он, по сказанию жизнеописателя, пел усты тихо псалтырь, в то вре­мя, как руками прял волну или делал другое что-нибудь 20 . Инок Спиридон был просфорником; но несмотря на это опреде­ленное занятие — печь каждый день просфоры для монастыря, он успевал прочитывать в день всю Псалтирь, “ибо, — замечает его жизнеописатель, — или дрова секий, или тесто меся, непрестанно в устех своих псалмы Давидовы имеяше, да на всяк день скончает по обычаю, якоже и бысть” 21 . О блаженном Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в то же время пел псалмы “изуст” 22 . IIpu таком — изустном — чтении или пении псалмов, конечно, много было и таких, которые, подобно свя­тому Спиридону, прочитывали всю Псалтирь каждый день. Кроме такого чтения или пения псалмов при всяком занятии, в монастырях было еще определенное по правилам чтение Псалтири, установленное по примеру первых подвижников иноческой жизни.

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

По­сле по­кло­нов с мо­лит­вой прп. Еф­ре­ма Си­ри­на, по­ло­жен­ных в кон­це изоб­ра­зи­тель­ных, чтец: «Аминь» . «При­и­ди­те, по­кло­ним­ся…» (три­жды) и пред­на­чи­на­тель­ный пса­лом: «Бла­го­сло­ви, ду­ше моя, Гос­по­да…». (Иерей чи­та­ет пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми све­тиль­нич­ные мо­лит­вы.) По псал­ме – ве­ли­кая ек­те­ния. За­тем ка­физ­ма 18я: «Ко Гос­по­ду, вне­гда скор­бе­ти ми…» (по­ря­док чте­ния тот же, что и на ча­сах, но пе­ред 1й «Сла­вой» не про­из­но­сит­ся «за­ход»: «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды) и «Сла­ва, и ныне»). По­сле ка­физ­мы – ма­лая ек­те­ния. «Гос­по­ди, воз­звах» во глас сти­хир Три­о­ди. Во вре­мя пе­ния сти­хир со­вер­ша­ет­ся обыч­ное каж­де­ние. Сти­хи­ры на 6: Три­о­ди, глас 2й и глас 5й – 3, и Ми­неи (мчч. 42х во Ам­мо­рее, с 6 мар­та), глас 4й – 3. «Сла­ва , и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Ми­неи, глас тот же: «Иже бла­го­чест­но…». Вхо­да нет. Чтец (или хор): «Све­те Ти­хий…». Диа­кон воз­гла­ша­ет (в ал­та­ре): «Вон­мем». Иерей: «Мир всем» . Чтец: «И ду­хо­ви тво­е­му». Диа­кон: «Пре­муд­рость. Вон­мем». Чтец – про­ки­мен пер­вой па­ри­мии Три­о­ди, со сти­хом. Диа­кон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Бы­тия чте­ние». Диа­кон: «Вон­мем». Чте­ние пер­вой па­ри­мии. По окон­ча­нии па­ри­мии диа­кон: «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен вто­рой па­ри­мии Три­о­ди, со сти­хом. Диа­кон: «Пре­муд­рость». Чтец: «Прит­чей чте­ние». Диа­кон: «Вон­мем». Чте­ние вто­рой па­ри­мии. При­ме­ча­ние. Во всю св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цу на ве­чер­нях чи­та­ют­ся: пер­вая па­ри­мия – из Бы­тия, вто­рая – из кни­ги Прит­чей. По окон­ча­нии па­ри­мий чи­та­ет­ся: «Спо­до­би, Гос­по­ди…». Ек­те­ния про­си­тель­ная, и мо­лит­ва гла­во­пре­кло­не­ния. По воз­гла­се пев­цы по­ют сти­хи­ры на сти­ховне из Три­о­ди, глас 3й (с обыч­ны­ми при­пе­ва­ми). «Сла­ва , и ныне» – Бо­го­ро­ди­чен Три­о­ди, глас тот же: «Бо­го­ро­ди­це, Пред­ста­тель­ство всех…». По­сле сти­хир чи­та­ет­ся: «Ныне от­пу­ща­е­ши», Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас (на со­лее): «Яко Твое есть Цар­ство…».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Эта ясная проповедь о воскресении в то время сильно смущала богословское суемудрие саддукеев, и в жизни Спасителя был такой случай, когда саддукеи пытались представить Ему идею воскресения как совершенно несообразную со здравым человеческим смыслом. Они именно предложили Спа­сителю такой казуистический вопрос: «Учитель! Моисей сказал: если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему. Было у нас семь брать­ев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему; подобно и второй, и третий, даже до седьмого; после же всех умерла и жена. Итак, в воскресении, которого из семи она будет женою? ибо все имели её» ( Мф. 22:24–28 ). Очевидно, они полагали, что в духовно-телесном составе своей природы человек не может иначе жить, как только жизнию, которою он теперь живёт, т.е. со всеми отправлениями своего телесного организма и со всеми отношениями, которые определяются физи­ческими нуждами тела. Отсюда жизнь по воскресении им естест­венно представлялась лишь простым повторением настоящей человеческой жизни, а так как это повторение, разумеется, ни в каком отношении не может улучшить будущую жизнь человека сравнительно с его настоящей жизнию, то они и отвергали вос­кресение умерших как несогласное с Божиим определением отно­сительно спасения людей. Но, в своём решении представленного Ему вопроса, Спаситель прямо объявил саддукеям, что они весьма заблуждаются, потому что телесная природа человека нисколько не помешает ему жить в Божием царстве такою же духовною жиз­нию, какою живут лишь Божие ангелы, мысль же о воскресении умерших не только не разрушает Божией воли о спасении людей, но и есть именно мысль Самого Бога. О воскресении мертвых, – сказал Спаситель, – не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых ( Мф. 22 ,:31–32; срав. Мк. 12:26–27 ; Лк. 20:37–38 ). Смысл этого вопроса и решения его совершенно ясен. В то вре­мя когда Бог говорил с Моисеем из купины, великих патриархов еврейского народа давно уже не было на свете.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Тро­парь Со­бо­ру но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Церк­ви Рус­ской Глас 4: Днесь радостно ликует Церковь Русская,/яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:/святители и иереи,/царственныя страстотерпцы, благоверныя князи и княгини,/преподобныя му­жи и жены и вся православныя христианы,/во дни гонения безбожнаго/жизнь свою за веру во Хри­ста положившия/и кро­вь­ми истину соблюдшия./Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,//стра­ну нашу в Православии со­хра­ни до скончания века. Во вре­мя пе­ния тро­па­рей диа­кон трое­крат­но ка­дит во­круг сто­ла, на ко­то­ром пред­ло­же­ны для освя­ще­ния пять хле­бов, пше­ни­ца и два со­су­да – с ви­ном и с еле­ем, и в кон­це – свя­щен­ни­ка. Свя­щен­ник же, взяв один хлеб, тво­рит им зна­ме­ние кре­ста над про­чи­ми хле­ба­ми. Диа­кон: Господу помолимся. Лик: Господи, помилуй. Молитва на освящение хлебов Свя­щен­ник: Господи Иисусе Хри­сте, Боже наш, благословивый пять хлебов и пять тысящ насытивый, Сам бла­го­сло­ви и хлебы сия, пшеницу, ви­но и елей, и умножи сия во граде сем, и во всем мире твоем, и вкушающия от них вер­ныя освя­ти. Яко Ты еси благословляяй и освящаяй всяческая, Хри­сте Боже наш, и Те­бе славу возсылаем, со безначальным Твоим Отцем, и всесвятым, и благим, и животворящим Твоим Духом, ныне и присно, и во веки веков. Лик: Аминь. Лик: Буди имя Господне благословено от ныне и до века. (Три­жды) Псалом 33 Бла­го­слов­лю Господа на всякое время, выну хва­ла Его во устех моих. О Господе похвалится ду­ша моя, да услышат кротцыи и возвеселятся. Возвеличите Господа со мною и вознесем имя Его вкупе. Взысках Господа и услыша мя, и от всех скорбей моих избави мя. Приступите к Нему и просветитеся, и лица ваша не постыдятся. Сей нищий воз­з­ва, и Господь услыша и, и от всех скорбей его спа­се и. Ополчится Ангел Господень окрест боящихся Его, и избавит их. Вкусите и видите, яко благ Господь; блажен муж, иже уповает Нань. Бойтеся Господа, вси святии Его, яко несть лишения боящымся Его. Богатии обнищаша и взалкаша, взыскающии же Господа не лишатся всякаго блага.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-02-...

Образ монаха, который был во вто­рой половине XVIII века чрезвычайной ред­костью. Е. К. Никифоров: - Паисий действовал про­тив основного тренда на секуляризацию мо­настырей, который был запущен ещё до Ека­терины II. Уже у Пет­ра III были такие ид­еи. Екатерина в 1864 году начала секуляр­изацию. Непонятно, зачем это вообще было. А. В. Михайловский: - Екатерине было пон­ятно, зачем - деньги проходят мимо госуд­арственной казны. По­этому произошла эта известная «реформа в положении монастыре­й»: монастыри были разделены на штатные и заштатные, а штатн­ые в свою очередь ра­зделены на три класс­а, в зависимости от богатства и количест­ва насельников. По всей территории велик­ой Руси и спустя нес­колько лет после этой реформы, конец 60-х – начало 70-х - как раз, когда Паисий возвращается с Афона на территорию Молда­вии - оставалось все­го лишь 350 или 400 обителей, в которых насельников было от силы 10000 человек. Е. К. Никифоров: - Вы уже говорили, что не во всех монастырях занимались монашес­ким деланием и молит­вой. Есть какие-нибу­дь сведения о том, что за люди там собир­ались? Они никак не могли устроиться в жизни и шли в монасты­рь? Как это было? И если всё-таки какое-­то старчество и осно­вы монашеского делан­ия были в России и в Малороссии, о возро­ждение чего мы говор­им? Упоминают об оче­нь серьёзном вкладе, который внёс старец Паисий в нашу духов­ную жизнь. Возрожден­ие чего произошло? А. В. Михайловский: - Во-первых, произош­ло творческое осмысл­ение монашеского дел­ания. Монастырь - это не только собрание мужчин, которые пре­даются труду и отста­ивают положенное вре­мя на службах, но гл­авное, стержневое в жизни монастыря - ум­ная сердечная молитва для преуспевающих. Не для новоначальны­х, по терминологии святых отцов, а для тех, кто продвинулся уже в деле спасения под руководством опы­тных духовников. Дал­ее, это обычное учас­тие в богослужении для большинства монах­ов, и для новоначаль­ных послушание и тру­д. Я бы сказал, вот такая строгая диффер­енциация разных посл­ушаний в зависимости от степени духовной зрелости насельника этого монастыря, что определять может только опытный старец, который сам прошёл весь этот путь от новоначального до сре­днего к преуспевающи­м.

http://radonezh.ru/2021/12/30/starchestv...

В VI веке на месте древнего ие­русалимского храма была возведена церковь Марии, которая впослед­ствии получила название Введения Богородицы во храм. Но в 638 (по другим источникам — в 637) году арабские войска под предводительством халифа Омара (634–644) взяли Иерусалим, и Омар принял капиту­ляцию, совершив затем молитву на заброшенном каменис­том пустыре, в который превратились развалины священного храма Соломона. Этим Омар хотел подчеркнуть преемственный характер ислама по отношению к “предшествующим” исламу религиям — иудаизму и христианству. Находясь в Медине, основатель исла­ма — Мухаммед встретился со враждой еврейской части насе­ления. Он попытался сблизиться с евреями, принимая некоторые их обряды и учения и делая Иерусалим киблой — местом, к которому верующий обращает лицо во время молитвы. Но евреи отвергли его учение, и тогда он признал за главную святыню не Иерусалим, а мекканскую Каабу, и после 622 года — времени переселения из Мекки в Медину (хиджра), Мухаммед повелел своим последователям обращаться на молитве не к Иерусалиму, а к Мекке. Об этом говорится во 2-й суре Корана: “Поверни же лицо свое в сторону запретной мечети (Каабы — а. А. ). И где бы вы ни были, обращайте ваши лица в ее сторону” (2, 139). И хотя Иерусалим в Коране в связи с этим не упоминается, из текста Корана видно, что раньше предписывалось обращаться во вре­мя молитвы в иную сторону: “Мы сделали киблу, которой ты держал­ся, только для того, чтобы Нам узнать, кто следует за посланни­ком среди обращающихся вспять” (2, 138) 8 . Вскоре после завоевания Иерусалима арабы превратили базилику Введения Богородицы во храм в мечеть, которая впоследствии стала назваться Аль-Масджид аль-Акса (‘мечеть удаленнейшая’). Еще через несколько десятилетий значение Иерусалима снова возросло; халиф Абд ал-Малик I (685–707) в ходе борьбы со своими меккан­скими противниками запретил мусульманам посещать Мекку и пред­писал совершать хадж в Иерусалим. Дело в том, что во время совер­шения хаджа в Мекку местный правитель Ибн-аз-Зубейр заставлял паломников-мусульман давать ему присягу, и Абд ал-Малик принял против этого решительные меры. Но верующие были недовольны этим, и, как повествует арабский историк Ал-Мекин (ум. в 1273), “в 65 году хиджры (687/688 гг. — а. А .) Абд ал-Малик послал в Иерусалим прика­зание увеличить масджид ал-Аксу и предписал на­ро­ду совершать хадж в Иерусалим ” 9 .

http://pravmir.ru/svyatyinya-treh-religi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010