Как Иоаким и Анна не давали предпочтения полу ребёнка, так и вы, благородные, не давайте предпо­чтения мальчикам перед девочками — все они тво­рения Божии. Как Иоаким и Анна дали Богородице имя со смыслом, так и вы, когда крестите ваших де­тей, давайте им имена, которые также имеют смысл, называйте их в честь Святых. Имя Мария означает госпожа — Богородица стала Царицей Неба и земли, всей умной и чувственной твари, молитвенницей за нас. Имя Николай значит победитель: народов, де­монов, страстей. Георгий — возделываемое растение, украшенное плодами — христианскими добродетеля­ми. Параскевой нарекается та, что подготовила себя к принятию Христа.    Пусть у тебя дома будет икона Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, святого покровителя твоего чада. Когда твой ребёнок просыпается и тот­ час просит у тебя есть, не давай ему, а положи хлеб перед иконой Христа со словами: «У меня, чадо, хле­ба нет, он есть у Христа. Встань, перекрестись, давай помолимся твоему святому, чтобы он попросил Хрис­та дать нам пищу». Так ребёнок, просыпаясь, нуж­даясь в хлебе, будет обращаться к Святому с молит­вой. Видя, что ребёнок возлагает надежду на Бога и на своего святого покровителя, диавол опаляется и отхо­дит от него. Подобным образом с раннего детства на­ставляйте ваших детей на правильный путь.    Если ты хочешь, чтобы твой ребёнок был здоровым, я научу тебя, что надо для этого сделать. Шьёшь или покупаешь своему ребёнку наряд, сделай такой же и бедному ребёночку: ради него Бог будет хранить и твоё дитя. Люби бедных детишек больше, чем своих. Если же будешь заботиться только о том, чтобы твой ребёнок сладко ел и пил да был красиво одет, а судь­ба нищего ребёнка тебя волновать не будет, то умрёт твоё чадо и сердце твоё будет разрываться на части.    Хочешь, я расскажу тебе, как устроить праздник святого покровителя твоего ребёнка? Торжество мо­жет быть угодным Богу, но может быть и угодным диаволу. Что такое угодный Богу праздник? Предпо­ложим, ты хочешь на три монеты купить барана. Одну монету дай священнику, чтобы он поминал вас во вре­мя церковных служб, на другую купи свечи, ладан и масло — отнеси их в церковь к иконе Святого, а третью монету тайно раздай нуждающимся. Это и есть Боже­ственный праздник. Прочитай из Синаксария своему ребёнку житие его святого покровителя, а после ска­жи: «Слышишь, чадо, что сделал твой Святой? И ты поступай так же». Ребёнок, слушая рассказ о таких чудесах, восхитится и скажет: «Ах, когда же и я ста­ну таким, как мой святой!».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

В июне 1922 года вместе с двумя другими архиереями к обновленчеству присоединился митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) , придав ему своим саном видимость канонической законности и введя многих православных в смущение. Через четырнадцать месяцев он принес в этом публичное покаяние в Донском монастыре перед Патриархом Тихоном. Но как раз с его именем связано дальнейшее развитие обновленчества, так называемое сергианство. В июне 1927 года митрополит Сергий издал печально знаменитую «Декларацию», в которой впервые с момента коммунистического переворота от лица Церкви утверждалось, что в СССР нет гонений на религию, а христиане, страдавшие в лагерях за свою веру, фактически приравнивались в ней к уголовным преступникам. Там же митрополит Сергий изложил принципы «правильных» отношений Церкви и тоталитарного богоборческого государства. Они заключались, по его трактовке, прежде всего, в безоговорочном признании (и приятии) верующими людьми нравственных ценностей социалистического строя. В то время как строй этот, основанный на человеконенавистническом и атеистическом мировоззрении и кровавых методах управления, беспощадно перемалывал в своих жерновах миллионы человеческих судеб. Церковным людям в России и сейчас нельзя нравственно развиваться, не определившись по отношению к этим искажениям духа Церкви, ибо тот или иной их выбор в этом вопросе в значительной степени свидетельствует о верности личности Христу. Архимандрит Симеон , в миру Михаил Ми­хайлович Холмогоров, автор первой биогра­фии старца 201 , родился 29 сентября 1874 года в Кунгуре Пермской губернии в семье про­тоиерея. Вспоминая о своем детстве, он рассказывал: «Дома я не учился, только с кошками играл; но вот пришло время отдать меня в духовное училище. Напекли пирогов с яблоками и отвезли. Ну что же делать! Я плачу, плачу, потом поем пирогов, потом учусь; так первым и кон­чил; и семинарию кончил, и поступил в Ка­занскую академию…». Сохранилось описание его облика в это вре­мя: «Он был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с прекрасным голосом (легким басом), скорее красивый, очень веселый, любил бывать на вечерах, был замечательный певец и танцор».

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Иерей (или диа­кон): «Пре­муд­рость». Чтец: «Про­ро­че­ства Ис­а­и­и­на чте­ние». Иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чи­та­ет­ся па­ри­мия Три­о­ди. По окон­ча­нии чте­ния па­ри­мии иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен (Три­о­ди), глас 7й: «Ра­бо­тай­те Гос­по­де­ви со стра­хом и ра­дуй­те­ся Ему с тре­пе­том», со сти­хом. По­сле пе­ния про­ким­на чтец: «Ско­ро да пред­ва­рят ны…», Три­свя­тое. По «От­че наш» иерей – воз­глас. Чтец – тро­парь: «Спа­се­ние со­де­лал еси…», «Сла­ва» – «Пре­чи­сто­му Об­ра­зу Тво­е­му…». На «И ныне» – в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг – «Ми­ло­сер­дия су­щи Ис­точ­ник…»; в сре­ду и пят­ни­цу – Кре­сто­бо­го­ро­ди­чен: «Пре­п­ро­слав­ле­на еси, Бо­го­ро­ди­це Де­во…». «Гос­по­ди, по­ми­луй» (40). Мо­лит­ва: «Иже на вся­кое вре­мя…». «Гос­по­ди, по­ми­луй» (три­жды), «Сла­ва, и ныне», «Чест­ней­шую Хе­ру­вим…», «Име­нем Гос­под­ним…». Иерей (на со­лее): «Бо­же, ущед­ри ны…» и чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с 16 по­кло­на­ми. Мо­лит­ва: «Бо­же и Гос­по­ди Сил…», и на­чи­на­ет­ся 9й час. 9й час со­вер­ша­ет­ся так же, как и преды­ду­щие (в по­не­дель­ник на 9м ча­се – 9я ка­физ­ма) . Тро­парь 9го ча­са, глас 8й: «Иже в де­вя­тый час…». Сти­хи: «Да при­бли­жит­ся мо­лит­ва моя…»; «Да вни­дет про­ше­ние мое…». В кон­це 9го ча­са, по­сле «Бо­же, ущед­ри ны…», иерей чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с тре­мя ве­ли­ки­ми по­кло­на­ми . Мо­лит­ва: «Вла­ды­ко, Гос­по­ди Иису­се Хри­сте, Бо­же наш…», и на­чи­на­ют­ся изоб­ра­зи­тель­ны. Об­ра­зец со­вер­ше­ния изоб­ра­зи­тель­ных в по­не­дель­ник, втор­ник и чет­верг св. Че­ты­ре­де­сят­ни­цы Изоб­ра­зи­тель­ны. По­сле мо­лит­вы 9го ча­са иерей, по тра­ди­ции, об­ла­ча­ет­ся в фе­лонь, как на утрене . По обы­чаю, от­вер­за­ет­ся за­ве­са цар­ских врат. Хор по­ет: «Во Цар­ствии Тво­ем по­мя­ни нас, Гос­по­ди, егда при­и­де­ши во Цар­ствии Тво­ем». За­тем по­ют­ся сти­хи бла­женн с при­пе­вом к каж­до­му сти­ху: «По­мя­ни нас, Гос­по­ди, егда при­и­де­ши во Цар­ствии Тво­ем».

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Район в восточ­ной части Иеруса­ли­ма. Здесь были свя­щен­ная купель и баш­ня. Совр. – Сильван. И про­шел о Нем слух по всей Сирии; и при­во­ди­ли к Нему всех немощ­ных, одер­жи­мых раз­лич­ны­ми болез­ня­ми и при­пад­ка­ми, и бес­но­ва­тых, и луна­ти­ков, и рас­слаб­лен­ных, и Он исце­лял их. Сирия, наря­ду с Палести­ной, явля­ет­ся колы­бе­лью хри­сти­ан­ства. Здесь совер­шил нема­ло исце­ле­ний Иисус Христос. Истин­но гово­рю вам: отрад­нее будет зем­ле Содом­ской и Гоморр­ской в день суда, неже­ли горо­ду тому. Библей­ский город, уни­что­жен­ный Богом вме­сте с Гомор­рой за гре­хи жителей. Район Мертво­го моря. Точное место сей­час неизвестно. Сихарь Итак при­хо­дит Он в город Самарий­ский, назы­ва­е­мый Сихарь, близ участ­ка зем­ли, дан­но­го Иаковом сыну сво­е­му Иосифу. Город в Самарии меж­ду гора­ми Гаризим и Гевал, север­нее Вефиля и Силома. Совр. – Наблус или Шхем. Содом­ская зем­ля – см. Содом Тивериада После сего пошел Иисус на ту сто­ро­ну моря Галилей­ско­го, в окрест­но­сти Тивериады. Галилей­ский город на юго-запад­ном бере­гу Галилей­ско­го моря, от кото­ро­го и самое море полу­чи­ло назва­ние Тивери­ад­ско­го. Совр. – Тверия. Тивери­ард­ское озе­ро или море – см. Галилей­ское море Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифса­и­да! ибо если бы в Тире и Сидоне явле­ны были силы, явлен­ные в вас, то дав­но бы они во вре­ти­ще и пеп­ле пока­я­лись, но гово­рю вам: Тиру и Сидону отрад­нее будет в день суда, неже­ли вам. Древний фини­кий­ский город. Здесь неод­но­крат­но бывал Иисус Христос. Совр. – Сур. Трахо­нит­ская область Ирод был чет­вер­то­власт­ни­ком в Галилее, Филипп, брат его, чет­вер­то­власт­ни­ком в Итурее и Трахо­нит­ской области. Область к севе­ро-восто­ку от Генни­са­рет­ско­го озе­ра. Во вре­мя Христа управ­ля­лась Филип­пом, сыном Ирода Велико­го и Клеопатры. По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, бра­та его, и воз­вел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зил­ся пред ними. Гора в восточ­ной части Изреель­ской доли­ны, в Нижней Галилее. Место Преоб­ра­же­ния Господ­ня. В Священ­ном Писании назва­ние горы не сообщается.

http://azbyka.ru/shemy/geografija-evange...

Разве уже особое призвание Божие будет на то; но и тогда надобно помнить, что начальник за всякую душу отдаст отчет Богу. Помни и ты мои слова: будь лучше в по­слушниках от спасающихся, нежели в архимандритах от погибающих; сильным только дано управлять душами, а мы с тобой немощны и грешны». Вот и приблизились мы к концу нашего краткого по­вествования о жизни благочестивого и поистине боговдохновенного Господом Георгия. Но прежде, нежели опи­шем кончину его, должны упомянуть об одном важном касательно его обстоятельстве. Георгий был монах, а не послушник только; когда имен­но воспринял он пострижение в сан ангельский – в оби­тели Задонской никому в точности известно не было. Но то достоверно, что он пострижен был тайно и наречен в монашестве Стратоником. Это довольно важное обстоя­тельство жизни Георгия тем более достойно замечания, что чрез сию неизвестность Георгий не переменил своего имени и до конца дней своих сохранил имя Ангела свое­го, Победоносца Георгия, которым, как мы видели, наре­чен он был столь чудным образом еще во чреве матери своей. Даже в некоторых письмах, незадолго до кончины своей писанных, которые мы приведем ниже, он продол­жал подписываться Георгием, вероятно, не желая лишить­ся имени, для него столь драгоценного. Блаженная кончина подвижника благочестия и события, за нею последовавшие Всеблагой Господь не сокрыл от него и времени его кончины. В 1835 году, нака­нуне Рождества Христова, Георгий, после до­вольно продолжительной беседы со своими келейными, объявил им, что скоро расстанется с ними на веки. «Скоро, – сказал он, – оставлю я свое узилище, скрывавшее, при благодати Божией, грешную мою душу от прелестей мира сего. Ско­ро разлучусь я с вами телесно. Замечаю это из сонного видения, которым благоугодно было Господу открыть мне Святую волю Свою. На сих днях, когда я заснул обыкновенным моим сном, представились очам моим великолепные палаты, каковых в мире я никогда не видал и красоты, которых изъяснить я не могу. В то вре­мя, когда я внимательно рассматривал совершенство этих чудных палат и желал узнать, чьи они и кто в них оби­тает, предстали очам моим два мужа, благообразные и кроткие видом, и с любовью, приветливо спросили меня: «Что дивишься зданию сему, Георгий? И знаешь ли, кому принадлежит оно?» Я отвечал, что не знаю, но думаю, что оно принадлежит какой-нибудь знаменитой особе. «Нет, отвечали они, сей дом от Владыки нашего Госпо­да Иисуса Христа уготовлен самому тебе в вечное ус­покоение, дабы ты от трудов и скорбей твоих земных утешился здесь во веки». Я сказал, что раз живу в келии убогой и смиренной, то как могу жить в таких пышных чертогах? «Знаем, – возразили они, – что ныне жи­вешь ради имени Христова в келии смиренной. Этот же дом милосердием и щедротами Божиими уготован тебе в воздаяние за труды». «Видишь ли, – продолжали они, показывая на кровлю дома, – что остается докончить?» При сем я заметил, что на одном углу этого дома не до конца выведена была крыша».

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

2 . Вопрос. Как в теле человеческом каждый член болит свойственною ему болезнью: голова, напри­мер, своею; желудок – своею и т.д.; так и в душе всякой силе и способности свойственна своя болезнь: уму – та, воле – другая. Как называется недуг, коим одержима воля человека-грешника? Ответ. Пристрастие, или привычка ко греху, сходящая от замедления во грехе. Она так бывает сильна, что как вторая природа влечет человека к тому, к чему пристрастится. Велики, – го­фрит св. Златоуст, – велики есть обычаи мучи­тельства, и толико, что в нужду естества устрояется... Пристрастие глубоко в сердце вкореняется. С крайним трудом излечиваются застарелые болез­ни в теле: жестокая брань требуется для преодо­ления привычки, – говорит блаженный Авгус­тин, – с злыми привычками можно отойти и в оный век. Вот бедствие несказанное!.. Помилуй, Господи. 3. Вопрос. Как вообще свт. Тихон изображает бо­лезненное состояние воли нашей? Ответ. Что лодка или судно на реке, – любомудрствует бл. Тихон, – то человек в житии: ви­дим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а вверх реки когда надобно ей плыть, надобны греб­цы или парус с способным ветром. Также и чело­век. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей сам собою легко живет, как судно вниз реки само собою плывет... Но против злой воли сво­ей жить, покоряя ее воле Божией, и против стра­стей и прихотей стоять и подвизаться и по-христи­ански, благочестно жить нам самим так неудобно и невозможно, как судну без гребцов и парусов про­тив быстрины речной плыть... На всякое убо вре­мя, час и минуту требуем Божией благодати. 4. Вопрос. Болезненное состояние ума в чем обна­руживается? Ответ. Вся тварь, – говорит свт. Тихон, – небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ее, как устами, поведают славу Божию, но грешник, ослепленный величеством славы Его, не чувствует и не трепещет. Град и палата – архитекторе своего, художество – мастера своего, дом – хозяина своего показывают и в познание всякого приводит... Мир сей видимый, как град прекрасный,; не руками, но словом Божиим сотворенный, и яка художество премудрое и дом пребогатый, в котором все живем, Бога, яко архитектора, строителя, Промыслителя и Владыку своего, как перстом показует и, яко чудное, премудрое, предоброе создание чудного, Благого, Премудрого и Всесильного Создателя доказывает, но грешник не познает. Не явно ли из сего болезненное состояние ума? Сын отца, от которого рожден и воспитан, раб госпо­дина, которому принадлежит; но грешник Бога, Господа и Отца своего, от Которого создан, от Ко­торого сохраняется, питается, одевается, не позна­ет. Даже пес господина своего, вол стяжавшего его знает, но человек, разумом одаренный, Создателя, благодетеля и хранителя своего не познает!..

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Восшествие на стезю духовную. Начало затвора В сентябре 1818 года, 7-го числа, накануне Рождества Пресвятой Богородицы, во вре­мя малого повечерия, Георгий Машурин прибыл в Задонскую обитель, поступив туда послушником по определению прсосвященнейшего Епифания, епископа Воронежского. Тог­да ему было 29 лет – возраст цветущей молодости, где, в пылу страстей, большая часть молодых людей менее всего думают о спасении души и стремятся питать плоть свою, а не умерщвлять ее. В Задонском мужском монастыре, поручив себя с усер­дием под покров Святой Богородицы, Георгий сложил одежду воинскую и облекся в скромную одежду мона­шескую; оставив начальство над подчиненными, он в глу­бочайшем смирении всего себя обрек на строгое послу­шание другим, решась твердо и непоколебимо последо­вать Иисусу Христу в терпении и злострадании. Труды его были беспрерывны, повиновение – беспре­кословно; в непрестанной пребывая молитве, тело изну­рял он строгим постом, соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праз­дное, со страхом припоминая слова Самого Спасителя, гла­голавшего: «Яко всяко слово праздное еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф. 12, 36 ), и молясь с Сирахом: «Кто даст ми во уста моя хранилище и на устны мои печать разумну? да не падуся от них и язык мой да не погубит мя» ( Сир. 22, 31 ). Находясь в храме Божием, послушник Георгий Ма­шурин решительно ни с кем не говорил; о необходи­мом даже никого не спрашивал, так что многие легко­мысленные за то, что не отвечал на их праздное любо­пытство, с посмеянием называли его немым; но смиренный тем не смущался, а с почтительным страхом вперял ум и сердце в слушание слова Божия. Напомним один из многих случаев, доказывающих его отвращение от празднословия. Случилось однажды, что настоятель, во время Боже­ственной Литургии, стоя в алтаре соборной церкви с не­которым полковником, коснулся в разговоре смирения и любви к молитве Георгия, еще не очень давно всту­пившего в монастырь.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

И покуда строение Божие совершалось, я на восток кланялся Богу. И со слезами при­пал я к пролубке и напился воды досыта. Потом и пролубка содвинулась. И я, поднявшись и поклонившись Господу, снова побежал по льду, куда мне надобно, к детям. И мне столь много забыть ради прельщения сего века?! К прежнему возвратимся. Видят они, что я не соединя­юсь с ними, – приказал государь уговаривать меня Стреш­неву Родиону, окольничему. 125 И я потешил его, – царь ведь он, от Бога поставлен, – помолчал маленько. Так меня поманивают: денег мне десять рублёв от царя милостыни, от царицы – десять же рублёв, от Лукьяна-духовника 126 – тоже десять рублёв, а старый друг, Федором зовут, Михай­лович Ртищев 127 – тот и шестьдесят рублёв, горькая сиротина, дал; Родион Стрешнев – тоже десять рублёв, Проко­пий Кузьмич Елизаров 128 – тоже десять рублёв. Все гладят, все добры, всякий боярин в гости зовет. Так же и власти, пестрые и черные, припасы ко мне везут да тащат, полну клеть наволокли. Да мне же сказано было: с Симеонова дня на Печатный двор хотели посадить. Тут было моя душа возжелала, да дьявол не пустил. Помолчал я немного, да вижу, что неладно колесница бежит, попридержал ее. Так написал и подал царю: «Царь-государь, – и прочее, как водится, – подобает тебе пастыря смиренномудрого матери нашей общей святой Церкви взыскать, а не просто смиренного и потаковника ересям; таковых же надобно избирать и во епископство, и в прочие власти; бодрствуй, государь, а не дремли, поне­же супостат дьявол хочет царство твое проглотить». Да там и многонько написано было. 129 Спина у меня в то вре­мя заболела, не смог сам выбресть и подать, выслал к (царскому) проезду с Феодором-юродивым. 130 Он же дерзко к карете подступил и кроме царя никому письма не дал. Сам у него, протянув руку из кареты, пытался достать, да в тесноте людской не достал. Осер­дясь, велел Феодора взять и со всем под Красное крыль­цо 131 посадить. Потом, к обедне придя, велел Федора к церкви привести, и, взяв у него письмо, велел его отпу­стить. Он же, покойник, побывав у меня, сказал: «Царь-де тебя зовет», да и потащил меня в церковь . Представ пред царем, стал он пред ним юродством шаловать, – так (царь) его велел в Чудов отвести. Я перед царем стою, поклонясь, на него гляжу, ничего не говорю. А царь, мне поклонясь, на меня стоя глядит, тоже ничего не говорит. Да так и разошлись.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/zhitie-p...

И, тем не менее, справедливость ускользает от узких рамок челове­ческих определений. Ее понимание не имеет того однозначного смыс ла, который мог бы стать надеж­ным критерием в оценке любой кон­фликтной ситуации. Даже «золотое» правило морали: «Не делай друго­му того, чего не желаешь себе» — далеко не покрывает всего про­странства сложных межчеловечес­ких отношений. Справедливость тре­бует возмездия обидчику, в то вре­мя как мера этого возмездия боль­шей частью «справедливо» не оп­ределима и к тому же всегда со­пряжена с насилием. Но не нару­шается ли в таком случае сама спра­ведливость? Так проблема справед­ливости показывает свою оборот­ную сторону, с которой она, как правило, неразлучна и неразрывна, — проблему насилия. Возможно ли справедливое на­силие? Библия по этому вопросу гово­рит достаточно определенно. Не ка­саясь книг Ветхого Завета, откуда можно было бы привести множество примеров насильственных действий, санкционированных авторитетом Самого Бога, можно вспомнить то место евангельского повествования, где говорится об изгнании Иисусом Христом с бичом в руках торгашей из Иерусалимского храма (Ин. 2,13— 15; Мк. 11, 15—16). Примечателен также и ответ Иоанна Крестителя, данный воинам, пришедшим креститься от него и спрашивавшим его: «А нам что де­лать?» Он, «больший» «из рожден­ных женами» (Мф. 11, 11), не прика­зал им бросить оружие и оставить армию, но повелел лишь: «Никого не обижайте, не клевещите, и до­вольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3,14). Исходя из многочисленных фак­тов ветхозаветной истории и при­веденных евангельских примеров, не говоря уже о Священном Пре­дании Церкви, можно с полной оп­ределенностью утверждать, что не вс е насильственные действия сле­дует классифицировать как безус­ловно несправедливые, греховные. Возможно и справедливое насилие, но в том случае, когда в нем при­сутствует некий определенный эле­мент. Какое же применение силы к другому человеку можно и должно считать справедливым с христианс­кой точки зрения? По Евангелию, любовь — основ­ной принцип праведной жизни и пра­вильного, то есть справедливого, отношения к каждому человеку. Хорошо известны слова апостола Павла о любви:

http://radonezh.ru/analytics/pravoslavno...

Бывало так, что если пять человек просятся на одно место, а определить можно, конечно, только одного, то прочие четверо считали долгом писать на экзарха доносы в Синод, и большею ча­стью совершенно без связи со своим делом. Помнится, один такой туземец принес жалобу в Синод, в которой, указывая место и точ­ную дату времени, сообщал, что экзарх на приеме сначала ругал жалобщика, потом долго бил его кулаками, свалил на пол и бил ногами и затем, “запыхавшись, сам упал на диван”... А несчастный кроткий жалобщик мог только сказать: “Что с Вами, владыко?” Экзарх, в объяснение на эту жалобу, ответил, что в то самое вре­мя, какое указано в жалобе, он вовсе не был в Тифлисе и в Закав­казье, а как раз был в Петрограде, вызванный в Святейший Синод, и притом уже несколько месяцев. Победоносцев на объяснении на­писал: “Ну, это даже и для Кавказа слишком”, – и все-таки все по­добные истории с жалобами и доносами тянулись без конца... Помню 1895 год, июнь месяц, митрополит сидел в Синодаль­ной конторе, рядом с ним за столом – архимандрит Николай (Симонов). Пришел в приемную десять лет назад лишенный сана за воровство и за доказанное гражданским судом участие в разбое бывший священник Колмахелидзе, по делу которого в свое время был следователем архимандрит Николай, тогда еще бывший священником. Десять лет таил Колмахелидзе злобу; теперь он услы­шал, что архимандрит Николай является кандидатом в епископы. И вот, он избрал день мести. Он вызвал архимандрита из заседа­ния Синодальной конторы и тут же всадил ему нож в сердце. Вла­дыка Владимир успел принять только последний вздох и благосло­вил несчастного, а когда возвращался в свой дом, рядом с конторою, то как раз перед его приходом во дворе, в кустах, пойман был псаломщик – грузин с кинжалом, готовившийся расправиться и с экзархом. Я видел Владыку Владимира непосредственно после всего происшедшего: это было прямо чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести» . В 1895 году архиепископ Владимир был награжден бриллиан­товым крестом на клобук, в 1896 году – панагией, украшенной дра­гоценными камнями. 21 февраля 1898 года архиепископ Владимир был назначен на Московскую кафедру и возведен в сан митрополита . Совершая в Казанском храме в Тифлисе последнюю службу, митрополит Владимир сказал: «Пастыри Церкви первее всего обя­заны учить свою паству, и учить не одним словом или проповедью, но еще более делом, добрым житием, личным примером.

http://fond.ru/kalendar/89/vladimir/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010