Как Иоаким и Анна не давали предпочтения полу ребёнка, так и вы, благородные, не давайте предпочтения мальчикам перед девочками — все они творения Божии. Как Иоаким и Анна дали Богородице имя со смыслом, так и вы, когда крестите ваших детей, давайте им имена, которые также имеют смысл, называйте их в честь Святых. Имя Мария означает госпожа — Богородица стала Царицей Неба и земли, всей умной и чувственной твари, молитвенницей за нас. Имя Николай значит победитель: народов, демонов, страстей. Георгий — возделываемое растение, украшенное плодами — христианскими добродетелями. Параскевой нарекается та, что подготовила себя к принятию Христа. Пусть у тебя дома будет икона Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, святого покровителя твоего чада. Когда твой ребёнок просыпается и тот час просит у тебя есть, не давай ему, а положи хлеб перед иконой Христа со словами: «У меня, чадо, хлеба нет, он есть у Христа. Встань, перекрестись, давай помолимся твоему святому, чтобы он попросил Христа дать нам пищу». Так ребёнок, просыпаясь, нуждаясь в хлебе, будет обращаться к Святому с молитвой. Видя, что ребёнок возлагает надежду на Бога и на своего святого покровителя, диавол опаляется и отходит от него. Подобным образом с раннего детства наставляйте ваших детей на правильный путь. Если ты хочешь, чтобы твой ребёнок был здоровым, я научу тебя, что надо для этого сделать. Шьёшь или покупаешь своему ребёнку наряд, сделай такой же и бедному ребёночку: ради него Бог будет хранить и твоё дитя. Люби бедных детишек больше, чем своих. Если же будешь заботиться только о том, чтобы твой ребёнок сладко ел и пил да был красиво одет, а судьба нищего ребёнка тебя волновать не будет, то умрёт твоё чадо и сердце твоё будет разрываться на части. Хочешь, я расскажу тебе, как устроить праздник святого покровителя твоего ребёнка? Торжество может быть угодным Богу, но может быть и угодным диаволу. Что такое угодный Богу праздник? Предположим, ты хочешь на три монеты купить барана. Одну монету дай священнику, чтобы он поминал вас во время церковных служб, на другую купи свечи, ладан и масло — отнеси их в церковь к иконе Святого, а третью монету тайно раздай нуждающимся. Это и есть Божественный праздник. Прочитай из Синаксария своему ребёнку житие его святого покровителя, а после скажи: «Слышишь, чадо, что сделал твой Святой? И ты поступай так же». Ребёнок, слушая рассказ о таких чудесах, восхитится и скажет: «Ах, когда же и я стану таким, как мой святой!». |
В июне 1922 года вместе с двумя другими архиереями к обновленчеству присоединился митрополит Владимирский Сергий (Страгородский) , придав ему своим саном видимость канонической законности и введя многих православных в смущение. Через четырнадцать месяцев он принес в этом публичное покаяние в Донском монастыре перед Патриархом Тихоном. Но как раз с его именем связано дальнейшее развитие обновленчества, так называемое сергианство. В июне 1927 года митрополит Сергий издал печально знаменитую «Декларацию», в которой впервые с момента коммунистического переворота от лица Церкви утверждалось, что в СССР нет гонений на религию, а христиане, страдавшие в лагерях за свою веру, фактически приравнивались в ней к уголовным преступникам. Там же митрополит Сергий изложил принципы «правильных» отношений Церкви и тоталитарного богоборческого государства. Они заключались, по его трактовке, прежде всего, в безоговорочном признании (и приятии) верующими людьми нравственных ценностей социалистического строя. В то время как строй этот, основанный на человеконенавистническом и атеистическом мировоззрении и кровавых методах управления, беспощадно перемалывал в своих жерновах миллионы человеческих судеб. Церковным людям в России и сейчас нельзя нравственно развиваться, не определившись по отношению к этим искажениям духа Церкви, ибо тот или иной их выбор в этом вопросе в значительной степени свидетельствует о верности личности Христу. Архимандрит Симеон , в миру Михаил Михайлович Холмогоров, автор первой биографии старца 201 , родился 29 сентября 1874 года в Кунгуре Пермской губернии в семье протоиерея. Вспоминая о своем детстве, он рассказывал: «Дома я не учился, только с кошками играл; но вот пришло время отдать меня в духовное училище. Напекли пирогов с яблоками и отвезли. Ну что же делать! Я плачу, плачу, потом поем пирогов, потом учусь; так первым и кончил; и семинарию кончил, и поступил в Казанскую академию…». Сохранилось описание его облика в это время: «Он был высокого роста, широкоплечий, темно-русый, с прекрасным голосом (легким басом), скорее красивый, очень веселый, любил бывать на вечерах, был замечательный певец и танцор». |
Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Исаиина чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Читается паримия Триоди. По окончании чтения паримии иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 7й: «Работайте Господеви со страхом и радуйтеся Ему с трепетом», со стихом. После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Спасение соделал еси…», «Слава» – «Пречистому Образу Твоему…». На «И ныне» – в понедельник, вторник и четверг – «Милосердия сущи Источник…»; в среду и пятницу – Крестобогородичен: «Препрославлена еси, Богородице Дево…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним…». Иерей (на солее): «Боже, ущедри ны…» и читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Боже и Господи Сил…», и начинается 9й час. 9й час совершается так же, как и предыдущие (в понедельник на 9м часе – 9я кафизма) . Тропарь 9го часа, глас 8й: «Иже в девятый час…». Стихи: «Да приближится молитва моя…»; «Да внидет прошение мое…». В конце 9го часа, после «Боже, ущедри ны…», иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с тремя великими поклонами . Молитва: «Владыко, Господи Иисусе Христе, Боже наш…», и начинаются изобразительны. Образец совершения изобразительных в понедельник, вторник и четверг св. Четыредесятницы Изобразительны. После молитвы 9го часа иерей, по традиции, облачается в фелонь, как на утрене . По обычаю, отверзается завеса царских врат. Хор поет: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». Затем поются стихи блаженн с припевом к каждому стиху: «Помяни нас, Господи, егда приидеши во Царствии Твоем». |
Район в восточной части Иерусалима. Здесь были священная купель и башня. Совр. – Сильван. И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их. Сирия, наряду с Палестиной, является колыбелью христианства. Здесь совершил немало исцелений Иисус Христос. Истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому. Библейский город, уничтоженный Богом вместе с Гоморрой за грехи жителей. Район Мертвого моря. Точное место сейчас неизвестно. Сихарь Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Город в Самарии между горами Гаризим и Гевал, севернее Вефиля и Силома. Совр. – Наблус или Шхем. Содомская земля – см. Содом Тивериада После сего пошел Иисус на ту сторону моря Галилейского, в окрестности Тивериады. Галилейский город на юго-западном берегу Галилейского моря, от которого и самое море получило название Тивериадского. Совр. – Тверия. Тивериардское озеро или море – см. Галилейское море Горе тебе, Хоразин! горе тебе, Вифсаида! ибо если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись, но говорю вам: Тиру и Сидону отраднее будет в день суда, нежели вам. Древний финикийский город. Здесь неоднократно бывал Иисус Христос. Совр. – Сур. Трахонитская область Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области. Область к северо-востоку от Геннисаретского озера. Во время Христа управлялась Филиппом, сыном Ирода Великого и Клеопатры. По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними. Гора в восточной части Изреельской долины, в Нижней Галилее. Место Преображения Господня. В Священном Писании название горы не сообщается. |
Разве уже особое призвание Божие будет на то; но и тогда надобно помнить, что начальник за всякую душу отдаст отчет Богу. Помни и ты мои слова: будь лучше в послушниках от спасающихся, нежели в архимандритах от погибающих; сильным только дано управлять душами, а мы с тобой немощны и грешны». Вот и приблизились мы к концу нашего краткого повествования о жизни благочестивого и поистине боговдохновенного Господом Георгия. Но прежде, нежели опишем кончину его, должны упомянуть об одном важном касательно его обстоятельстве. Георгий был монах, а не послушник только; когда именно воспринял он пострижение в сан ангельский – в обители Задонской никому в точности известно не было. Но то достоверно, что он пострижен был тайно и наречен в монашестве Стратоником. Это довольно важное обстоятельство жизни Георгия тем более достойно замечания, что чрез сию неизвестность Георгий не переменил своего имени и до конца дней своих сохранил имя Ангела своего, Победоносца Георгия, которым, как мы видели, наречен он был столь чудным образом еще во чреве матери своей. Даже в некоторых письмах, незадолго до кончины своей писанных, которые мы приведем ниже, он продолжал подписываться Георгием, вероятно, не желая лишиться имени, для него столь драгоценного. Блаженная кончина подвижника благочестия и события, за нею последовавшие Всеблагой Господь не сокрыл от него и времени его кончины. В 1835 году, накануне Рождества Христова, Георгий, после довольно продолжительной беседы со своими келейными, объявил им, что скоро расстанется с ними на веки. «Скоро, – сказал он, – оставлю я свое узилище, скрывавшее, при благодати Божией, грешную мою душу от прелестей мира сего. Скоро разлучусь я с вами телесно. Замечаю это из сонного видения, которым благоугодно было Господу открыть мне Святую волю Свою. На сих днях, когда я заснул обыкновенным моим сном, представились очам моим великолепные палаты, каковых в мире я никогда не видал и красоты, которых изъяснить я не могу. В то время, когда я внимательно рассматривал совершенство этих чудных палат и желал узнать, чьи они и кто в них обитает, предстали очам моим два мужа, благообразные и кроткие видом, и с любовью, приветливо спросили меня: «Что дивишься зданию сему, Георгий? И знаешь ли, кому принадлежит оно?» Я отвечал, что не знаю, но думаю, что оно принадлежит какой-нибудь знаменитой особе. «Нет, отвечали они, сей дом от Владыки нашего Господа Иисуса Христа уготовлен самому тебе в вечное успокоение, дабы ты от трудов и скорбей твоих земных утешился здесь во веки». Я сказал, что раз живу в келии убогой и смиренной, то как могу жить в таких пышных чертогах? «Знаем, – возразили они, – что ныне живешь ради имени Христова в келии смиренной. Этот же дом милосердием и щедротами Божиими уготован тебе в воздаяние за труды». «Видишь ли, – продолжали они, показывая на кровлю дома, – что остается докончить?» При сем я заметил, что на одном углу этого дома не до конца выведена была крыша». |
2 . Вопрос. Как в теле человеческом каждый член болит свойственною ему болезнью: голова, например, своею; желудок – своею и т.д.; так и в душе всякой силе и способности свойственна своя болезнь: уму – та, воле – другая. Как называется недуг, коим одержима воля человека-грешника? Ответ. Пристрастие, или привычка ко греху, сходящая от замедления во грехе. Она так бывает сильна, что как вторая природа влечет человека к тому, к чему пристрастится. Велики, – гофрит св. Златоуст, – велики есть обычаи мучительства, и толико, что в нужду естества устрояется... Пристрастие глубоко в сердце вкореняется. С крайним трудом излечиваются застарелые болезни в теле: жестокая брань требуется для преодоления привычки, – говорит блаженный Августин, – с злыми привычками можно отойти и в оный век. Вот бедствие несказанное!.. Помилуй, Господи. 3. Вопрос. Как вообще свт. Тихон изображает болезненное состояние воли нашей? Ответ. Что лодка или судно на реке, – любомудрствует бл. Тихон, – то человек в житии: видим, что лодка сама собою вниз по реке плывет, а вверх реки когда надобно ей плыть, надобны гребцы или парус с способным ветром. Также и человек. По плоти, по прихотям и страстям и по злой воле своей сам собою легко живет, как судно вниз реки само собою плывет... Но против злой воли своей жить, покоряя ее воле Божией, и против страстей и прихотей стоять и подвизаться и по-христиански, благочестно жить нам самим так неудобно и невозможно, как судну без гребцов и парусов против быстрины речной плыть... На всякое убо время, час и минуту требуем Божией благодати. 4. Вопрос. Болезненное состояние ума в чем обнаруживается? Ответ. Вся тварь, – говорит свт. Тихон, – небо, солнце, луна, звезды, земля и исполнение ее, как устами, поведают славу Божию, но грешник, ослепленный величеством славы Его, не чувствует и не трепещет. Град и палата – архитекторе своего, художество – мастера своего, дом – хозяина своего показывают и в познание всякого приводит... Мир сей видимый, как град прекрасный,; не руками, но словом Божиим сотворенный, и яка художество премудрое и дом пребогатый, в котором все живем, Бога, яко архитектора, строителя, Промыслителя и Владыку своего, как перстом показует и, яко чудное, премудрое, предоброе создание чудного, Благого, Премудрого и Всесильного Создателя доказывает, но грешник не познает. Не явно ли из сего болезненное состояние ума? Сын отца, от которого рожден и воспитан, раб господина, которому принадлежит; но грешник Бога, Господа и Отца своего, от Которого создан, от Которого сохраняется, питается, одевается, не познает. Даже пес господина своего, вол стяжавшего его знает, но человек, разумом одаренный, Создателя, благодетеля и хранителя своего не познает!.. |
Восшествие на стезю духовную. Начало затвора В сентябре 1818 года, 7-го числа, накануне Рождества Пресвятой Богородицы, во время малого повечерия, Георгий Машурин прибыл в Задонскую обитель, поступив туда послушником по определению прсосвященнейшего Епифания, епископа Воронежского. Тогда ему было 29 лет – возраст цветущей молодости, где, в пылу страстей, большая часть молодых людей менее всего думают о спасении души и стремятся питать плоть свою, а не умерщвлять ее. В Задонском мужском монастыре, поручив себя с усердием под покров Святой Богородицы, Георгий сложил одежду воинскую и облекся в скромную одежду монашескую; оставив начальство над подчиненными, он в глубочайшем смирении всего себя обрек на строгое послушание другим, решась твердо и непоколебимо последовать Иисусу Христу в терпении и злострадании. Труды его были беспрерывны, повиновение – беспрекословно; в непрестанной пребывая молитве, тело изнурял он строгим постом, соблюдал сердце незлобивое и уста до такой степени молчаливые, что и о нужном редко говорил, а тем более страшился произносить что-либо праздное, со страхом припоминая слова Самого Спасителя, глаголавшего: «Яко всяко слово праздное еже аще рекут человецы, воздадят о нем слово в день судный» ( Мф. 12, 36 ), и молясь с Сирахом: «Кто даст ми во уста моя хранилище и на устны мои печать разумну? да не падуся от них и язык мой да не погубит мя» ( Сир. 22, 31 ). Находясь в храме Божием, послушник Георгий Машурин решительно ни с кем не говорил; о необходимом даже никого не спрашивал, так что многие легкомысленные за то, что не отвечал на их праздное любопытство, с посмеянием называли его немым; но смиренный тем не смущался, а с почтительным страхом вперял ум и сердце в слушание слова Божия. Напомним один из многих случаев, доказывающих его отвращение от празднословия. Случилось однажды, что настоятель, во время Божественной Литургии, стоя в алтаре соборной церкви с некоторым полковником, коснулся в разговоре смирения и любви к молитве Георгия, еще не очень давно вступившего в монастырь. |
И покуда строение Божие совершалось, я на восток кланялся Богу. И со слезами припал я к пролубке и напился воды досыта. Потом и пролубка содвинулась. И я, поднявшись и поклонившись Господу, снова побежал по льду, куда мне надобно, к детям. И мне столь много забыть ради прельщения сего века?! К прежнему возвратимся. Видят они, что я не соединяюсь с ними, – приказал государь уговаривать меня Стрешневу Родиону, окольничему. 125 И я потешил его, – царь ведь он, от Бога поставлен, – помолчал маленько. Так меня поманивают: денег мне десять рублёв от царя милостыни, от царицы – десять же рублёв, от Лукьяна-духовника 126 – тоже десять рублёв, а старый друг, Федором зовут, Михайлович Ртищев 127 – тот и шестьдесят рублёв, горькая сиротина, дал; Родион Стрешнев – тоже десять рублёв, Прокопий Кузьмич Елизаров 128 – тоже десять рублёв. Все гладят, все добры, всякий боярин в гости зовет. Так же и власти, пестрые и черные, припасы ко мне везут да тащат, полну клеть наволокли. Да мне же сказано было: с Симеонова дня на Печатный двор хотели посадить. Тут было моя душа возжелала, да дьявол не пустил. Помолчал я немного, да вижу, что неладно колесница бежит, попридержал ее. Так написал и подал царю: «Царь-государь, – и прочее, как водится, – подобает тебе пастыря смиренномудрого матери нашей общей святой Церкви взыскать, а не просто смиренного и потаковника ересям; таковых же надобно избирать и во епископство, и в прочие власти; бодрствуй, государь, а не дремли, понеже супостат дьявол хочет царство твое проглотить». Да там и многонько написано было. 129 Спина у меня в то время заболела, не смог сам выбресть и подать, выслал к (царскому) проезду с Феодором-юродивым. 130 Он же дерзко к карете подступил и кроме царя никому письма не дал. Сам у него, протянув руку из кареты, пытался достать, да в тесноте людской не достал. Осердясь, велел Феодора взять и со всем под Красное крыльцо 131 посадить. Потом, к обедне придя, велел Федора к церкви привести, и, взяв у него письмо, велел его отпустить. Он же, покойник, побывав у меня, сказал: «Царь-де тебя зовет», да и потащил меня в церковь . Представ пред царем, стал он пред ним юродством шаловать, – так (царь) его велел в Чудов отвести. Я перед царем стою, поклонясь, на него гляжу, ничего не говорю. А царь, мне поклонясь, на меня стоя глядит, тоже ничего не говорит. Да так и разошлись. |
И, тем не менее, справедливость ускользает от узких рамок человеческих определений. Ее понимание не имеет того однозначного смыс ла, который мог бы стать надежным критерием в оценке любой конфликтной ситуации. Даже «золотое» правило морали: «Не делай другому того, чего не желаешь себе» — далеко не покрывает всего пространства сложных межчеловеческих отношений. Справедливость требует возмездия обидчику, в то время как мера этого возмездия большей частью «справедливо» не определима и к тому же всегда сопряжена с насилием. Но не нарушается ли в таком случае сама справедливость? Так проблема справедливости показывает свою оборотную сторону, с которой она, как правило, неразлучна и неразрывна, — проблему насилия. Возможно ли справедливое насилие? Библия по этому вопросу говорит достаточно определенно. Не касаясь книг Ветхого Завета, откуда можно было бы привести множество примеров насильственных действий, санкционированных авторитетом Самого Бога, можно вспомнить то место евангельского повествования, где говорится об изгнании Иисусом Христом с бичом в руках торгашей из Иерусалимского храма (Ин. 2,13— 15; Мк. 11, 15—16). Примечателен также и ответ Иоанна Крестителя, данный воинам, пришедшим креститься от него и спрашивавшим его: «А нам что делать?» Он, «больший» «из рожденных женами» (Мф. 11, 11), не приказал им бросить оружие и оставить армию, но повелел лишь: «Никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем» (Лк. 3,14). Исходя из многочисленных фактов ветхозаветной истории и приведенных евангельских примеров, не говоря уже о Священном Предании Церкви, можно с полной определенностью утверждать, что не вс е насильственные действия следует классифицировать как безусловно несправедливые, греховные. Возможно и справедливое насилие, но в том случае, когда в нем присутствует некий определенный элемент. Какое же применение силы к другому человеку можно и должно считать справедливым с христианской точки зрения? По Евангелию, любовь — основной принцип праведной жизни и правильного, то есть справедливого, отношения к каждому человеку. Хорошо известны слова апостола Павла о любви: |
Бывало так, что если пять человек просятся на одно место, а определить можно, конечно, только одного, то прочие четверо считали долгом писать на экзарха доносы в Синод, и большею частью совершенно без связи со своим делом. Помнится, один такой туземец принес жалобу в Синод, в которой, указывая место и точную дату времени, сообщал, что экзарх на приеме сначала ругал жалобщика, потом долго бил его кулаками, свалил на пол и бил ногами и затем, “запыхавшись, сам упал на диван”... А несчастный кроткий жалобщик мог только сказать: “Что с Вами, владыко?” Экзарх, в объяснение на эту жалобу, ответил, что в то самое время, какое указано в жалобе, он вовсе не был в Тифлисе и в Закавказье, а как раз был в Петрограде, вызванный в Святейший Синод, и притом уже несколько месяцев. Победоносцев на объяснении написал: “Ну, это даже и для Кавказа слишком”, – и все-таки все подобные истории с жалобами и доносами тянулись без конца... Помню 1895 год, июнь месяц, митрополит сидел в Синодальной конторе, рядом с ним за столом – архимандрит Николай (Симонов). Пришел в приемную десять лет назад лишенный сана за воровство и за доказанное гражданским судом участие в разбое бывший священник Колмахелидзе, по делу которого в свое время был следователем архимандрит Николай, тогда еще бывший священником. Десять лет таил Колмахелидзе злобу; теперь он услышал, что архимандрит Николай является кандидатом в епископы. И вот, он избрал день мести. Он вызвал архимандрита из заседания Синодальной конторы и тут же всадил ему нож в сердце. Владыка Владимир успел принять только последний вздох и благословил несчастного, а когда возвращался в свой дом, рядом с конторою, то как раз перед его приходом во дворе, в кустах, пойман был псаломщик – грузин с кинжалом, готовившийся расправиться и с экзархом. Я видел Владыку Владимира непосредственно после всего происшедшего: это было прямо чудесное спокойствие духа, которое дается только глубокою верою и спокойствием чистой и праведной совести» . В 1895 году архиепископ Владимир был награжден бриллиантовым крестом на клобук, в 1896 году – панагией, украшенной драгоценными камнями. 21 февраля 1898 года архиепископ Владимир был назначен на Московскую кафедру и возведен в сан митрополита . Совершая в Казанском храме в Тифлисе последнюю службу, митрополит Владимир сказал: «Пастыри Церкви первее всего обязаны учить свою паству, и учить не одним словом или проповедью, но еще более делом, добрым житием, личным примером. |
| |