Застройщик собирался снести все по максимуму и на освободившемся месте построить жилые дома с многоуровневой подземной парковкой. Для строительства требовалось вырыть котлован глубиной несколько десятков метров, в результате церковь, построенная на деревянных сваях, скорее всего, разрушилась бы, а с ней вместе " поплыли " бы и все старинные особняки по 2-му Кадашевскому переулку. Кроме того, строительство нарушило бы границы охранной зоны памятника архитектуры, церковного прихода и много еще чего. Зачищать площадку для стройки решили быстро. Вечером 6 июня 2010 года, в воскресенье, произошло то, что впоследствии назвали битвой при Кадашах. " Ситуация была такой безнадежной, что я в блоге написала: " Ребята, можете приезжать с фотоаппаратами, потому что через три-четыре дня фабричного корпуса, скорее всего, уже не будет, – вспоминает Гребенникова. – Мы просили официальной помощи, но реакция была нулевая. Зато к нам стали приходить москвичи – и верующие, и атеисты, и коммунисты. Были даже казаки из Оптиной пустыни, которые на полном серьезе говорили, что их кто-то благословил обеспечивать нашу безопасность " . Далее было то, о чем и так все знают. Ночные дежурства добровольцев, которых подкармливали прихожане; работники ЧОПа, стоящие по периметру стройки с черенками лопат наготове; депутат Антон Беляков (недавно прославившийся тем, что наорал на Аршавина за проигрыш нашей сборной), остановивший экскаватор. В одно из таких дежурств одна девушка познакомилась с парнем и спустя год попросила отца Александра обвенчать их в храме Воскресения Христова. Их история с защитой Кадашей окончилась хеппи-эндом. Чего пока что не скажешь о самих Кадашах. Меня предупредили: в последнее время участники " кадашевской обороны " и " Архнадзор " друг другом недовольны. Есть ряд разногласий, касающихся регламента, по которому Кадаши будут застроены по проекту архитектора Ильи Уткина малоэтажными зданиями, напоминающими снесенные фабричные корпуса. " Архнадзор " считает, что регламент – прекрасный во всех отношениях; отец Александр и его сторонники – что с ним еще работать и работать. Уткин же вообще полагает, что случай в Кадашах – уникальный, первый за всю современную градостроительную историю Москвы. " Тот проект, который я делал, прошел столько экспертных советов, столько обсуждений с общественностью, архитекторами, специалистами, и с белыми, и с красными, и с зелеными! И каждый по-своему повлиял. Так это и должно решаться " . |
Как римский гражданин апостол мог лично защищать свою невинность, и так как на лицо не оказалось достаточных свидетельств для решения дела, то суд над апостолом был отсрочен на некоторое время и апостолу пришлось опять пойти в мрачную темницу для ожидания своей участи. Из этой темницы он нанизал свое последнее послание, именно второе послание к своему возлюбленному Тимофею. Напомнив ему о том, чтобы он «взгревал полученный им чрез рукоположение дар Божий», апостол повторил свое предостережение против непотребного пустословия таких лжеучителей, как Именей и Филлит, равно и предсказывал о том, какие еще тяжкие дни ожидают церковь . Затем, говоря о своем положении, апостол прямо заявляет, что он уже становится жертвою, и время его отшествия настало. «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил. А теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем возлюбившим явление Его». Указав на свое томительное одиночество, так как все его сотрудники, за исключением Луки, разошлись по разным странам, он просил Тимофея прийти к нему возможно скорее и взять с собою Марка, который оказался ему нужен для служения. Вместе с тем апостол наказывал Тимофею, что когда он пойдет, то захватил бы с собой и фелонь, который он оставил в Троаде у Карпа, и книги, особенно кожаные. Затем, предостерегая Тимофея от Александра медника, причинившего апостолу столько зла, он заканчивает передачею приветствия от новообращенных им братий – Еввула, Пуда, Лина и Клавдии. «Господь Иисус Христос со духом твоим. Благодать с вами. Аминь». Неизвестно, успел ли Тимофей застать ап. Павла еще в живых. Дело его подверглось новому разбирательству, и на этот раз большинство судей, быть может под давлением черни, склонилось к обвинительному приговору, и ап. Павел осужден был на обезглавление. Мученическая кончина его совершилась в 13-й год царствования Нерона, именно 29 июня, каковой день и чтится церковью как день памяти величайшего из апостолов вместе с его собратом – апостолом Петром, потерпевшим мученичество в один день с ним. |
Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3го часа, как обычно. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» со своими стихами (стих 1й: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…», и стих 2й: «Не отвержи мене от лица Твоего…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». «Господь Бог благословен…», Трисвятое. По «Отче наш» иерей – возглас. Чтец – тропарь: «Благословен еси, Христе Боже наш…», «Слава» – ин тропарь: «Скорое и известное даждь утешение…», «И ныне» – Богородичен: «Надежда и предстательство…». «Господи, помилуй» (40). Молитва: «Иже на всякое время…». «Господи, помилуй» (трижды), «Слава, и ныне», «Честнейшую Херувим…», «Именем Господним благослови, отче». Иерей: «Боже, ущедри ны…». Чтец: «Аминь». Иерей – молитву прп. Ефрема Сирина (с 16 поклонами). Чтец: «Аминь». Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6й час. 6й час. «Приидите, поклонимся…» (трижды) и обычные псалмы. По великопостному чину, читается (но не поется) тропарь: «Иже в шестый день же и час…» со своими стихами (стих 1й: «Внуши, Боже, молитву мою…», и стих 2й: «Аз к Богу воззвах…»). «Слава, и ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения…». Чтец – тропарь пророчества (Триоди), глас 3й: «Царю Святый…», «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 6й: «Спаси, Господи, люди Твоя…»; стих: «К Тебе, Господи, воззову…» . Иерей (или диакон): «Премудрость». Чтец: «Пророчества Иоилева чтение». Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец читает паримию Триоди. По окончании чтения иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен Триоди, глас 7й: «Господь крепость людем Своим даст…»; стих: «Принесите Господеви, сынове Божии…». После пения прокимна чтец: «Скоро да предварят ны…», Трисвятое. |
Как Иоаким и Анна не давали предпочтения полу ребёнка, так и вы, благородные, не давайте предпочтения мальчикам перед девочками – все они творения Божии. Как Иоаким и Анна дали Богородице имя со смыслом, так и вы, когда крестите ваших детей, давайте им имена, которые также имеют смысл, называйте их в честь Святых. Имя Мария означает госпожа – Богородица стала Царицей Неба и земли, всей умной и чувственной твари, молитвенницей за нас. Имя Николай значит победитель: народов, демонов, страстей. Георгий – возделываемое растение, украшенное плодами – христианскими добродетелями. Параскевой нарекается та, что подготовила себя к принятию Христа. Пусть у тебя дома будет икона Христа, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, святого покровителя твоего чада. Когда твой ребёнок просыпается и тотчас просит у тебя есть, не давай ему, а положи хлеб перед иконой Христа со словами: «У меня, чадо, хлеба нет, он есть у Христа. Встань, перекрестись, давай помолимся твоему святому, чтобы он попросил Христа дать нам пищу». Так ребёнок, просыпаясь, нуждаясь в хлебе, будет обращаться к Святому с молитвой. Видя, что ребёнок возлагает надежду на Бога и на своего святого покровителя, диавол опаляется и отходит от него. Подобным образом с раннего детства наставляйте ваших детей на правильный путь. Если ты хочешь, чтобы твой ребёнок был здоровым, я научу тебя, что надо для этого сделать. Шьёшь или покупаешь своему ребёнку наряд, сделай такой же и бедному ребёночку: ради него Бог будет хранить и твоё дитя. Люби бедных детишек больше, чем своих. Если же будешь заботиться только о том, чтобы твой ребёнок сладко ел и пил да был красиво одет, а судьба нищего ребёнка тебя волновать не будет, то умрёт твоё чадо и сердце твоё будет разрываться на части. Хочешь, я расскажу тебе, как устроить праздник святого покровителя твоего ребёнка? Торжество может быть угодным Богу, но может быть и угодным диаволу. Что такое угодный Богу праздник? Предположим, ты хочешь на три монеты купить барана. Одну монету дай священнику, чтобы он поминал вас во время церковных служб, на другую купи свечи, ладан и масло – отнеси их в церковь к иконе Святого, а третью монету тайно раздай нуждающимся. Это и есть Божественный праздник. Прочитай из Синаксария своему ребёнку житие его святого покровителя, а после скажи: «Слышишь, чадо, что сделал твой Святой? И ты поступай так же». Ребёнок, слушая рассказ о таких чудесах, восхитится и скажет: «Ах, когда же и я стану таким, как мой святой!». |
Говорят там во втором амфитиатре под креслами прятались студенты консерватории чуть ли не за сутки, чтобы попасть на этот концерт-событие. Но в основном зал был заполнен людьми духовного звания. Монахи, монашенки, батюшки с крестами, панагиями, матушки с красивыми старинными, наверно семейными реликвиями, крестами из гранатовых, бриллиантовых камушков на обнаженных шеях. Всё было приподнято, торжественно. Сцена вся была в проводах, софитах: телевидение, корреспонденты... В первых рядах фотокорреспонденты - фотографировали духовенство. Позировали с удовольствием, как обыкновенные люди, охотно пересаживались по просьбе снимающего в другое кресло, освобождая место следующему. Вдвоем, втроем, по одному - садились так, как просил снимающий. Зрелище было необыкновенным. В нашей тогда официально атеистической стране, главный концертный зал был заполнен почти исключительно не просто верующими людьми, а представителями духовенства нашей страны и множества других стран. Они входили по широким, поднимающимся к огромным зеркалам лестницам в рясах, в своих строгих облачениях. В фойе на столиках стояли фужеры и бутылки с минеральной и фруктовой водой, наверно с соками - не помню сейчас точно. И так как я не успела дома после работы перекусить, то запомнила вазы с пирожными. Выпив минеральной воды, спросила подошедшую официантку: «Сколько это стоит?» - Тут всё бесплатно, - ответила она. - И пирожные? Официантка приветливо кивнула. Тогда я отважилась и на пирожное, восторженно подумав: «Вот это коммунизм!» И пожалела, что никого из своих близких не могу угостить. Мало кто угощался, столики пустовали. Все были оживлены мирно-степенными беседами между собой. Не до пирожных с соками. Наверно все были знакомы... - Миш, иди в буфет - там всё бесплатно, - побежала я обрадовать брата. Миша ходил со знакомым студентом консерватории, пианистом Павлом Егоровым. Паша хорошо знал церковные круги и время от времени тихо давал пояснения: «Монашенка из Иерусалима..., Епископ... протоиерей...» Мы, что называется - только начали свой путь воцерковления и поэтому все эти имена были для нас незнакомы, всё было внове. Да и не только поэтому. Церковь, - сказал митрополит Питирим - как гомеопатию и не запрещали, но и не разрешали... |
Если в Дворцовую церковь вход для простого народа был по понятным причинам ограничен, то в Петропавловский собор доступ был свободным, и по свидетельству, относящемуся к середине XIX в., “в Петропавловском соборе почти во всякое время дня можно встретить усердно молящихся близ того аналогия, в котором помещается ковчег с Ризою Господнею” 76 . В дореволюционной печати можно почерпнуть интересные сведения, относящиеся к чтимой святыне. Вот одно из них. В 1896 г. в газете “Новости” сообщалось о том, что 8 апреля в Петропавловский собор “прибыл его королевское высочество князь Фердинанд болгарский. Его высочество был в болгарском генеральском мундире, имея через плечо ленту русского ордена св. Александра Невского, пожалованного ему в Москве во время Священного Коронования в 1883 году”. Посетив гробницы императоров Александра II и Александра III, — продолжает корреспондент “Новостей”, — князь Фердинанд со всею своею свитою обошел гробницы всех членов императорской фамилии, погребенных в соборе, а также осмотрел весь собор и в особенности обратил внимание на святыню собора “Хитон Господень” 77 . А за несколько лет до этого княжеского визита в Германии прошли очередные торжества, связанные с поклонением “Трирскому хитону”. В городе Трире через каждые 30–40 лет выставляется на две-три недели для чествования хранящийся запечатанным в главном алтаре Трирского собора якобы подлинный хитон Господень. Вот что писал по этому поводу известный русский церковный историк С. В. Булгаков: «Во время бывшего в 1892 г. торжества “выставки Трирского хитона” в различных западных газетах и журналах выражено было сомнение в его подлинности, имевшее довольно прочную для себя опору в том, что в Аржантейле, близ Парижа, оказался другой, тоже считаемый подлинным, хитон Христов. Вместе с этим оказалось, что Трирский хитон — сшивной и по своему материалу не может быть древнее VI века, а хитон, хранящийся в Аржантейле, не есть хитон, а только плащ пурпурного цвета. Возник горячий спор между самими католиками, и образовалась целая литература о хитоне; считавшиеся достоверными сказания о нем оказались не подлинными, а в результате — выставку Трирского хитона посетило не очень значительное число богомольцев-католиков. |
Фамарь От др.-евр. имени (Тамар) — “смоковница” Фануил Значение не ясно От др.-евр. имени (Перец) — “разрыв, разрывающий” Сын Иуды (1) и Фамари, брат-близнец Зары. Родился первым, опередив брата: “И во время родов ее (Фамари) показалась рука; и взяла повивальная бабка и навязала ему на руку красную нить, сказав: этот вышел первый. Но он возвратил руку свою; и вот, вышел брат его. И она сказала: как ты расторг себе преграду? И наречено ему имя: Фарес” ( Быт 38:28-29 ). От др.-евр. имени (Терах), возможно — “горный козел” или “блуждающий, странник” От древнегреч. имени Φοβη (Фойбе) — “ясная, светлая” Помощница апостола Павла, упоминаемая в Послании к Римлянам: “Представляю вам Фиву, сестру нашу, диакониссу церкви Кенхрейской. Примите ее для Господа, как прилично святым, и помогите ей, в чем она будет иметь нужду у вас, ибо и она была помощницею многим и мне самому”. ( Рим 16:1-2 ) Филимон От древнегреч. имени Φιλμων (Филемон, Филимон), происх. от φιλω (филео) — “любить” Апостол от семидесяти, колоссянин, адресат Послания к Филимону, написанного апостолом Павлом. (Флм) Филипп От древнегреч. имени Φλιππος (Филиппос): φιλω (филео), “любить” + ππος (хиппос), “лошадь” Финеес От др.-евр. имени (Пинехас) — возможно, происх. от египетск. Pa-nehasi — “темнокожий” От др.-евр. имени (Тирца), происх. от (раца) — “быть расположенным, принимать с удовольствием” Флегонт От древнегреч. имени Φλγων (Флегон), происх. от φλγω (флего) — “жечь, зажигать, освещать” От имени Θωμς (Томас) — древнегреч. транскрипции арамейского имени, происх. от др.-евр. (теом) — “близнец” Один из двенадцати апостолов, прозванный Фомой Неверующим за пытливый и сомневающийся ум (вложил персты в раны Христа, чтобы убедиться в Его воскресении — Ин. 20:25-28 ). Фортунат От римского когномена (личного или родового прозвища) Fortunatus — “удачливый, счастливый” |
Церкви, построенные по типу базилик, прекрасно соответствовали своему двоякому назначению: служить местом для молитвенного собрания тысяч христиан и, ввиду своей грандиозности и торжественного великолепия отделки, являть собой достойный дом Бога и Творца. Характерно, что сама этимология слова « церковь » на разных языках указывает в одних случаях на собрание молящегося народа: латинское ecclesia происходит от греческого слова «экклесиа», которое обозначает народное собрание, а в других – на Дом Господень, именно таково значение греческого словосочетания «кириаки оикос» (Дом Господень), от которого произошли русское « церковь », а также немецкое Kirche. Базилика наилучшим образом выражала обе эти экклезиологические идеи. Христианин, посещающий базилику, вначале входил в атрий, где в случае, если храм не располагал отдельным баптистерием, находилась крещальная купель. Через портик, расположенный с противоположной от входа стороны атрия, он переходил в нартекс, или притвор. Именно там во время Евхаристического канона молились оглашенные, готовившиеся к крещению, и отлученные от причастия кающиеся грешники. Основное помещение базилики по-гречески называется наосом, который рядами колонн разделялся на нефы, что значит буквально «корабли»: центральный и расположенные по обе стороны от него боковые, так что вместе их могло быть три или пять. Центральный неф не всегда, но часто был выше и шире боковых. Свет проникал в наос через окна, которые находились в верхней части боковых стен храма. В вечернее и ночное время внутреннее пространство базилики освещалось лампадами и свечами. В наосе собирался народ, участвующий в литургии и в иных богослужениях. С противоположной от входа стороны наоса находилась кафедра и за нею полукруглая алтарная апсида, а в ее центре устанавливался престол для совершения на нем Евхаристии. В первых базиликах алтарь находился не на восточной, но на западной стороне храма, так что священник, совершая богослужение перед престолом, был обращен лицом к народу на восток. Позже, когда вошло в обычай и литургисающему священнику и народу взирать на восток, алтарная апсида поменялась местами с входом в храм и стала устраиваться на восточной стороне. |
Поюще твоя многоразличная чудеса, твою дивную и скорою помощь, яко никогоже усердно прибегающаго к тебе с верою, любовию и упованием никогдаже отринул еси, но всех к тебе притекающих и пред святою иконою твоею смиренно молящихся от внезапных бед и скорбей избавляеши, прочее время живота их во благо устрояеши, недузи врачуеши, печали утоляеши и комуждо в бедах и скорбех к тебе припадающему помощь и ослабу даруеши, благодарне восхваляем тя сице: Радуйся, наша моления и прошения приемляй; радуйся, за ны пред Престолом Божиим молящийся. Радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий; радуйся, от нечаянных бед и зол непреложное наше избавление. Радуйся, от бед и напастей, движимых на ны грех ради наших, скорое прибежище; радуйся, многия слезы, от скорби проливаемыя, изсушивый. Радуйся, многия печали утоливый; радуйся, никтоже припадый к святей иконе твоей тощь от нея отыде. Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров свой и заступление приемляй; радуйся, здравия требующим скорое исцеление. Радуйся, оставленных врачами и ради неисцельных и тяжких недуг своих чающих себе смерти, скорое и безмездное врачевание; радуйся, и ныне, якоже и древле, живу ти сущу, неизсякаемый источниче неизчетных и многообразных чудотворений. Радуйся, Трифоне, скорый помощниче всем, с верою и любовию к тебе притекающим. Кондак 13 О святый мучениче Трифоне! Приими сие малое, обаче от любящих и благодарных сердец приносимое тебе наше моление, вознеси ко Господу Богу теплыя молитвы твоя за ны, недостойныя: болящия исцели, печальныя утеши, заблуждшия вразуми, бедствующим помози, и вся нам потребная для здравия телеснаго и спасения душевнаго у Бога Щедродавца испроси, наипаче же избави нас от лукавых бесов, да памятуя выну твоя дивная о нас заступления, прославим Бога, даровавшаго нам таковаго молитвенника, целителя и чудотворца, воспевающе песнь: Аллилуиа. |
Господи, из назидательной беседы преподобного Варсонофия нам становится известно, что Пасхальный канон составлен святым Иоанном Дамаскиным . Он возвышает душу, исполняет ее духовной радости по мере воспринимаемости каждого. Ключ же для открытия этих духовных радостей в молитве Иисусовой. Господи, прости нас, что мы не чувствуем великой силы этой молитвы и мало упражняемся в ней. 22. Польза от Иисусовой молитвы Громадная польза от молитвы Иисусовой. Она – сильнейшее оружие для борьбы со страстями. Одна, например, горда; другую обуревают блудные помыслы, кажется, и мужчин не видит, а все в мыслях блудит, третья завистлива, а бороться с грехами нет сил, где взять их? Единственно – в Иисусовой молитве. Враг всячески отвлекает от нее. Ну что за бессмыслица повторять одно и то же, когда ни ум, ни сердце не участвуют в молитве, лучше заменить ее чем-нибудь другим. Не слушайте его – лжет. Продолжайте упражняться в молитве, и она не останется бесплодной. Все святые держались этой молитвы, и она становилась им так дорога, что они её ни на что не променяли бы. Когда их ум был отвлекаем чем-нибудь другим, они томились и стремились, опять начать молитву. Их стремление похоже было на желание человека жаждущего, например, после соленой пищи утолить жажду. Иногда за неимением воды это не сразу удается, но желание еще больше усиливается от этого, и, найдя источник, он пьет ненасытно. Так и святые жаждали начать молитву и начинали ее с пламенной любовью. Господи, мы каемся в том, что не применяем молитву Иисусову в борьбе со страстями, как это делали святые. Прости нас за это оставление молитвы Иисусовой, прости, что не испытываем жажду этой молитвы, не пламенеем любовью к ней. Иисусова молитва приближает нас ко Христу. В Задонске подвизался известный в свое время подвижник Георгий. Рано познал он всю суету жизни и ушел в монастырь, но и этим не довольствовался, а избрал себе совершенное уединение – затвор. Здесь в посте, молитве и богомыслии проводил он время, но искушения не оставили его. Когда он был еще в миру, то любил чистой любовью одну девушку, и образ ее часто возникал перед ним, смущая его душевный покой. Однажды, чувствуя свое бессилие в борьбе, он воскликнул: |
| |