Ва­си­лия, Еф­ре­ма, Ка­пи­то­на, Ев­ге­ния, Ефе­рия и дру­гих, в Хер­соне епи­скоп­ство­вав­ших) со­дер­жит ир­мос, 4 тро­па­ря и Бо­го­ро­ди­чен, по­это­му при со­еди­не­нии со сти­ха­ми биб­лей­ской пес­ни пер­вые два тро­па­ря 4й пес­ни по­ют­ся «за един». 2 По мне­нию В. Ро­за­но­ва (см. его «Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви», с. 491), му­че­ни­чен по 6й пес­ни пред­ва­ря­ет­ся сти­хом: «Ди­вен Бог во свя­тых Сво­их, Бог Из­ра­и­лев». 3 См., на­при­мер: Слу­жеб­ник. М.: Из­да­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии, 2001; Слу­жеб­ник. М.: Из­да­тель­ский Со­вет РПЦ, 2005; Слу­жеб­ник [ана­лой­ный фор­мат]. М.: Из­да­тель­ский Со­вет РПЦ, 2006. 4 Ср.: Чин Бо­же­ствен­ныя Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных (в пол­ном из­ло­же­нии). М.: Из­да­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2012; Слу­жеб­ник [ана­лой­ный фор­мат]. М.: Из­да­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2017; Слу­жеб­ник [ана­лой­ный фор­мат]. Изд. 2е. М.: Из­да­тель­ство Мос­ков­ской Пат­ри­ар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви, 2021. 5 На прак­ти­ке вход­ные мо­лит­вы ча­сто со­вер­ша­ют­ся в кон­це 9го ча­са, так что­бы во вре­мя изоб­ра­зи­тель­ных свя­щен­но­слу­жи­те­ли успе­ли об­ла­чить­ся и вый­ти на мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на. Су­ще­ству­ет так­же прак­ти­ка чте­ния вход­ных мо­литв пе­ред на­ча­лом бо­го­слу­же­ния, об­ла­че­ние же к Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров при этом со­вер­ша­ет­ся поз­же – во вре­мя изоб­ра­зи­тель­ных. 6 Ес­ли ве­чер­ня с Ли­тур­ги­ей Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров со­вер­ша­ет­ся в от­дель­ном от 9го ча­са и изоб­ра­зи­тель­ных бо­го­слу­жеб­ном со­бра­нии, то по­сле на­чаль­но­го воз­гла­са «Бла­го­сло­ве­но Цар­ство…» долж­но чи­тать­ся обыч­ное на­ча­ло: «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш, сла­ва Те­бе», «Ца­рю Небес­ный…» и проч. (ср. с бо­го­слу­же­ни­ем Ве­ли­ко­го Чет­верт­ка). Ср.: Ро­за­нов В. Бо­го­слу­жеб­ный Устав Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 530. 7 «Диа­кон же сто­ит пред ико­ною Спа­са, ожи­дая окон­ча­ния псал­ма» (см.: Чин Бо­же­ствен­ныя Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных (в пол­ном из­ло­же­нии).

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Теме парижского раскола митрополита Евлогия (Геор­гиевского) Тальберг издавна уделял особое внимание. Еще в 1927 г. им была выпущена книга «Возбудители раскола». В этой публикации содержится немало материалов для размыш­лений об одном из церковных расколов, до недавнего вре­мени остававшегося как бы в тени, а в настоящее время даже приукрашиваемого умелыми гримерами. Ср. дневнико­вую запись 31.12.1945/18.01.1946 митрополита Мануила (Лемешевского , 1884–1968): «Угнетает меня та легкость снятия многолетнего запрещения, которое некогда митр. Сергий [Страгородский] наложил на митр. Евлогия и всю загранич­ную организацию. Отсюда вывод опасный. Что бы мы ни де­лали в запрещении священнодействия и т. д. – все это еди­ным росчерком пера ликвидируется со всеми вытекающими из сего запрещения последствиями» (Мануил (Аемегиевский), митрополит. Божий виноградник. СПб., 1999. С. 55). Весьма характерны выдержки из книги митрополита Евлогия «Путь моей жизни» (Париж, 1947): «Из Чехословакии о. Влади­мир Соколов явился ко мне в Париж и просил принять его в мою юрисдикцию» (с. 551); «...на общем собрании прихо­дов моей юрисдикции в Лондоне» (с. 620); «Когда возник у меня конфликт с митрополитом Сергием» (с. 519); «В этом году я сделал о. Алексия протоиереем» (с. 536); «Можно сказать без преувеличения: наши девочки своими ножками вытанцовали – выстроили чудный храм в Рабате» (с. 551). Приводящий эти выдержки в своей статье епископ (в то вре­мя еще протоиерей) Митрофан (Зноско-Боровский) справед­ливо подчеркивает, что «в этих выражениях ярко и предель­но точно отражена бездуховность создателя церковного раскола» (Зноско-Боровский Митрофан, протоиерей. В за­щиту правды: Статьи 1952–1977. Нью-Йорк, 1983. С. 95). Под­робнее о том, кем и на какие деньги создавался парижский раскол, кто писал воспоминания владыки Евлогия см. в кн.: Серафим (Кузнецов), игумен. Православный Царь-Мученик/Сост. С. Фомин. М.: Паломник, 1997. С. 506, 528–530. В 1934 г. в Белграде сам митрополит Евлогий признавался: «Вы не понимаете, в какое время мы живем: не мы рулем управля­ем, а те, кто сильнее нас». Приводящий эти слова о. Митро­фан свидетельствует: «Пишущий эти строки сидел все вре­мя у левой руки м[итрополита] Евлогия» (Указ. соч. С. 95–97).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Богослужебные указания за 1 апреля 2024 года 19. По­не­дель­ник 3й сед­ми­цы. Мчч. Хри­сан­фа и Да­рии. Прп. Си­мео­на Пско­во-Пе­чер­ско­го . Прав. Со­фии, кн. Слуц­кой . Ико­ны Бо­жи­ей Ма­те­ри, име­ну­е­мой «Уми­ле­ние», Смо­лен­ской. Прп. Ин­но­кен­тия Ко­мель­ско­го, Во­ло­год­ско­го. Ве­чер­ня. При­ме­ча­ние. В со­вре­мен­ной бо­го­слу­жеб­ной прак­ти­ке Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви рас­про­стра­нен обы­чай со­вер­шать в ве­чер че­ты­рех вос­крес­ных дней Ве­ли­ко­го по­ста (как пра­ви­ло, на­чи­ная не с Неде­ли Тор­же­ства Пра­во­сла­вия, а со 2й Неде­ли – свт. Гри­го­рия Па­ла­мы, за ис­клю­че­ни­ем тех слу­ча­ев, ко­гда на по­не­дель­ник при­хо­дит­ся Бла­го­ве­ще­ние, 1е и 2е Об­ре­те­ние гла­вы Иоан­на Пред­те­чи, па­мять 40 му­че­ни­ков Се­ва­стий­ских, хра­мо­вый или по­ли­е­лей­ный празд­ник) чи­но­по­сле­до­ва­ние пас­сии. Об ис­то­рии и раз­лич­ных ва­ри­ан­тах со­вер­ше­ния пас­сии см. в до­ку­мен­те «Пас­сия как эле­мент бо­го­слу­же­ния Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви» (см. в при­ло­же­нии «Бо­го­слу­жеб­ных ука­за­ний») . Пе­ред ве­чер­ней, со­вер­ша­е­мой в вос­кре­се­нье ве­че­ром, на се­ре­ди­ну хра­ма по­став­ля­ет­ся боль­шое Рас­пя­тие и ана­лой под Еван­ге­лие. На­ча­ло ве­чер­ни обыч­ное. Со­вер­ша­ет­ся вход с ка­ди­лом – ра­ди ве­ли­ко­го про­ким­на. На сти­ховне, на «Сла­ва, и ныне» или на «И ныне», по­ет­ся сти­хи­ра Ве­ли­ко­го Пят­ка: «Те­бе, оде­ю­ща­го­ся…». Во вре­мя пе­ния этой сти­хи­ры от­вер­за­ют­ся цар­ские вра­та и из ал­та­ря вы­но­сит­ся Свя­тое Еван­ге­лие: пред­сто­я­тель несет Еван­ге­лие, ему пред­ше­ству­ет све­ще­но­сец; за пред­сто­я­те­лем идут про­чие свя­щен­ни­ки по стар­шин­ству. Еван­ге­лие по­ла­га­ет­ся на ана­лое пе­ред Кре­стом, и со­вер­ша­ет­ся пол­ное каж­де­ние хра­ма. За­тем сле­ду­ет ака­фист Бо­же­ствен­ным Стра­стям Хри­сто­вым, при­чем 1й кондак хор на­чи­на­ет петь сра­зу по­сле сти­хи­ры «Те­бе, оде­ю­ща­го­ся…». По окон­ча­нии каж­де­ния свя­щен­но­слу­жи­те­ли сни­ма­ют го­лов­ные убо­ры. Во вре­мя ака­фи­ста диа­кон непре­рыв­но ка­дит Крест, а на 11м ико­се обыч­но со­вер­ша­ет­ся ма­лое каж­де­ние.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-04-...

Но нам кажется более естественным принимать их прежде всего в последнем смысле, так как пророческие образы в своих основных чертах большей частью заимству­ются из сферы действительной жизни. Притом же видеть в них предписа­ние для чина литургии мы не можем уже потому, что литургические эле­менты являются в видениях лишь как вспомогательное нечто, а не глав­ное, и являются по частям, насколько это нужно для главной задачи Свя­щенного Писания, а не представляют чего-нибудь цельного. Но, с другой стороны, нельзя не признать, что тайнозритель, созерцая и представляя живую связь и единство Церкви земной и небесной под образами, какие предлагает ему современная церковная жизнь, в особенности богослужеб­ная, тем самым хотел представить идеальный образ Церкви Христовой как великого всемирноисторического таинства; доказать, что задача ее состо­ит в преобразовании, искуплении и освящении мира, в воссоединении его с миром небесным, что эту великую задачу она совершает посредством бо­гослужения, посредством таинств, в особенности Евхаристии, и что, нако­нец, судьбы мира, как и судьбы самой Церкви, зависят от исполнения этой задачи. При таком взгляде литургическая сторона книги получает для нас более широкое значение, именно значение богооткровенного образа, со­общавшего санкцию богослужебной апостольской практике и в то же вре­мя давшего величественную идею для дальнейшего развития и образова­ния священнодействия Евхаристии, с одной стороны, с другой – значение действительной литургической практики конца апостольского века в том простом еще виде, какой имела она при апостоле. На основании апостольских видений мы можем составить себе такое представление о литургии, современной ап. Иоанну. При тайнодействии первенствовал предстоятель: апостол или епископ и занимал трон, стояв­ший в передней стороне алтаря. С той и другой стороны сидели старцы – пресвитеры. Перед троном епископа стоял престол жертвенный. Пресви­теры в белых одеждах падают пред престолом и возносят хвалу и благода­рение Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Давнишнее и все углублявшееся многообразное отступление народа от пути Божия должно было вызвать кару Божию, может быть, для спасения от гибели того, что могло быть спасено чрез очистительный огонь испытания» . Обращаясь к Священному Писанию, например к первой кни­ге Маккавейской, Михаил Александрович писал, что крушение государства тогда было связано со сближением израильтян с наро­дами языческими и введением «у себя образования и порядков языческих с отвержением святого закона отеческого» , и отмечал: «Сопоставьте с этим “окно в Европу”, прорубленное Петром, и последовавшее за этим привитие русскому народу западноевропейских начал, так существенно изменивших направление магистрали нашей истории» . Подкрепление своим мыслям Михаил Александрович находил в творениях святых подвижников-современников и, в частности, епископа Феофана Затворника, который писал в 1871 году: «В школьное воспитание у нас допущены нехристианские начала, которые портят юношество; в общество вошли нехристианские обычаи, которые развращают его по выходе из школы. И не диво, что если, по слову Божию, и всегда мало избранных, то в наше вре­мя оказывается их еще меньше: таков уж дух века противохристианский! Что дальше будет? Если не изменят у нас образа воспита­ния и обычаев общества, то будет все больше и больше слабеть ис­тинное христианство, а наконец и совсем кончится; останется только имя христианское, а духа христианского не будет. Всех пре­исполнит дух мира» . Из-за соблазнов, возникших от обновленческих расколов, для некоторых стало затмеваться и само видение Церкви, и Михаил Александрович посвятил несколько писем выяснению того, чем отличается Церковь-организация от Церкви-организма, которая, собственно, и есть Тело Христово с Ее Главою – Христом. В своем последнем двадцатом письме Михаил Александрович писал: «...Святые дни дорогих нам воспоминаний совпадают ныне с особенно значительными событиями церковными. Не ошиблись те, кто год тому назад предсказывал, что 1927-й год будет чрезвы­чайно тяжек для Церкви Божией. Из множества ударов, нанесен­ных ей в этом году, достаточно указать два, чтобы признать пра­вильными эти предсказания: кощунственный разгром Сарова и жестокое опустошение Дивеева. Нужно ли разъяснять, что потеря­ли православные русские люди с уничтожением этих обителей? Кто хоть однажды побывал там и в прилегавшей к ним, также опу­стошенной, обители Понетаевской, тот сердцем чувствует, какого источника религиозного воодушевления, духовной бодрости, осо­бенно необходимых в наше тяжкое время, он лишился.

http://fond.ru/kalendar/56/mihail/

Все паписты, за весьма немногими исключениями, ненавидят восточную Церковь . Но еще ни один, сколько нам из­вестно, даже из самых ярых папистов, ни один протестант, ни один из самых отчаянных вольнодумцев не изрыгал такой хулы на восточную Церковь , какую позволил себе безымянный сочинитель, называющей себя православным. “Россия, говорит он, не имеет ничего общего с Востоком, ни даже в вероисповедании, потому что там, где тяготеет анафема вселенской Церкви, там мерзость запустения должна быть, и она есть” (стр. 25). Что-то недоброе, что-то нечеловеческое звучит в этих словах. Как повернулся бы у человека язык сказать такие слова о четы­рех святейших вселенских патриархах, о бесчисленном множестве Церквей с их архипастырями, пастырями и паст­вою? И в чем же видит он эту мерзость запустения? В том, что среди вековых, самых ужасных страданий со сто­роны варваров, среди беспрестанных, самых хитрых и самых бессовестных обольщений со стороны папистов, Восточ­ная Церковь сохранила свято и неизменно свою Веру и не поко­рилась папе! В таком случае, осуждение безымянного автора падает и на первенствующую Церковь, с ее мучени­ками и исповедниками, потому что она также терпела гонения и не пресмыкалась у подножия папского трона. Итак, пусть остерегается безымянный сочинитель, чтобы анафема Вселен­ской Церкви, действительно, не пала на чью-нибудь голову... “Россия не имеет ничего общего с Востоком, ни даже в вероисповедании”, говорит безымянный сочинитель. Как же это? Неужели еще нужно доказывать, что Россия содержит исповедание “кафолической и апостольской Церкви восточной”, как сказано в книге “Православное исповедание?” С кем же имеем мы общее в вероисповедании? Неужели с Римом? Но этого нельзя сказать даже в шутку. Пусть папи­сты тешат себя ребяческими выдумками, будто Церковь Российская сначала признавала папу главою Церкви, потому что будто бы св. Владимир принял православную Веру в то вре­мя, как Церковь Восточная была в общении и единомыслии с римскою. Но если, как говорит безымянный сочини­тель, в 1054 году “мятежный патриарх Михайло Керулларий прервал это общение с Римом”: то вместе с ним прервала его и Российская Церковь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Разделы портала «Азбука веры» Развернуть таблицу Наиме­но­ва­ние Проис­хож­де­ние Век осно­ва­ния. Период существования. Ересиарх Содер­жа­ние Раз­об­ла­чи­те­ли ереси Назареи (не путать с назорейством) Палести­на I в. IV вв. — Секта состо­я­ла из иуде­ев, при­няв­ших хри­сти­ан­ство, при­знав­ших Христа Месси­ей и Богом, допус­кав­ших Его сверхъ­есте­ствен­ное рож­де­ние, рас­пя­тие, вос­кре­се­ние и воз­не­се­ние, но счи­тав­ших необ­хо­ди­мым соблю­де­ние Моисе­е­ва зако­на для хри­сти­ан из иуде­ев, не навя­зы­вая соблю­де­ние его хри­сти­а­нам из язычников. Епифа­ний Кипрский, Августин Блаженный, Иоанн Дамаскин Евионит­ство Пусты­ня око­ло Мертво­го Моря, Сирия, Персия и дру­гие стра­ны Ближне­го Востока II в. IIV вв. — Евиони­ты почи­та­ли Христа за вели­ко­го про­ро­ка, сына Марии и Иосифа, полу­чив­ше­го бла­го­дать при Креще­нии; пола­га­ли, что с Прише­стви­ем Христа иудей­ская вера сохра­ни­ла своё пер­во­на­чаль­ное зна­че­ние. Эвиони­ты рас­счи­ты­ва­ли, что со Вторым Прише­стви­ем Спаси­те­ля откро­ет­ся зем­ное Царство сла­вы, вре­мя суще­ство­ва­ния кото­ро­го соста­вит 1000 лет. Гности­цизм Малая Азия I в. I в. – по насто­я­щее время Симон Волхв (пер­вый извест­ный гностик) Гности­цизм как осо­бая фор­ма рели­ги­оз­но­го само­вы­ра­же­ния появил­ся в ран­ние вре­ме­на суще­ство­ва­ния Церкви. Каждая гно­сти­че­ская сек­та испо­ве­до­ва­ла своё веро­уче­ние. Как пра­ви­ло в осно­ве гно­сти­че­ских куль­тов лежа­ли: гре­че­ская фило­со­фия, иудей­ское бого­сло­вие, восточ­ные веро­ва­ния. Существен­ной части гно­сти­че­ских сект было свой­ствен­но испо­ве­да­ние дуализма. Манихей­ство Малая Азия III в. III-XVII вв. Манес (Мани) Ма­ни­хей­ская ересь пред­став­ля­ла со­бой смесь эле­мен­тов хри­сти­ан­ства с на­ча­ла­ми ре­ли­гии Зо­ро­аст­ра. В ос­но­ве ма­ни­хей­ско­го уче­ния ле­жа­ло пред­став­ле­ние о борь­бе двух на­чал: доб­ро­го (свет­ло­го) и зло­го (тём­но­го). Ма­ни­хеи по­чи­та­ли све­ти­ла: солн­це, лу­ну и звёз­ды; мо­ли­лись де­мо­нам; утвер­жда­ли, что Хри­стос при­зрач­но во­пло­тил­ся и при­зрач­но страдал.

http://azbyka.ru/shemy/tablitsa-eresi.sh...

Василий и Эмилия жили одними мыслями и чувствами христи­анскими. Эмилия, с согласия мужа, кормила бедных, успокаивала стран­ных, помогала больным, делала пожертвования храмам. Хотя родители обоих супругов лишены были почти всего состояния своего во вре­мя гонения за святую веру, но Бог за добрые дела супругов так умно­жил земную собственность их, что не было в том краю никого богаче их. Они владели землями в трех провинциях: в Понте, в Каппадокии и в Малой Армении. Впоследствии каждый из детей имел на своей доле более, чем сколько получил отец. Когда родился сын Петр, отец умер, и на руках Эмилии осталось девятеро детей. Всех воспитала она в глубоком благочестии. Трое из них были епископами: Василий, Гри­горий, Петр. Святитель Григорий Назианзский с восторгом говорил об Эмилии: «Она подарила миру столько и таких светильников, сыновей и дочерей, брачных и безбрачных; она счастлива и плодовита, как ни­кто. Три славных священника; одна участница в тайнах священства; и прочие – лик небожителей. Изумляюсь, какая это богатая семья Эмилии! Благочестивая кровь Эмилии – собственность Христа; таков корень! Превосходнейшая! Вот награда твоему благочестию: слава сы­новей твоих, с которыми у тебя одни желания» 758 . Сын Василий Великий с торжеством указывал врагам своим на то, что его учила вере мать его Эмилия 759 . Внучки Эмилии, дети одной из дочерей ее, начальствовали в Кесарийской обители 760 . Старшая из детей Эмилии была Макрина, и Макрина была по­мощницею матери для земли и неба. Богу угодно было, когда Эмилия была беременна в первый раз, возвестить ей об этой дочери и показать, чем будет дочь. Она видит во сне, будто носит на руках дочь и будто старец величественного вида, подойдя к ребенку, три раза назвал ее Феклою. Эмилия проснулась и родила так легко, что едва кончился сон, родилась дочь. С того времени мать и отец были убеждены, что данное дочери имя – предвозвестие о качествах дочери, близких к качествам святой девы Феклы. В дом призвана была кормилица; но ребенок почти не сходил с рук матери, был покоен только на ее руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

149 В Неделю о самаряныне в митрополии Трикалы совершается крестный ход, посвященный Небесному покровителю города – святому Виссариону. У греков сохраняется традиция почитания святых покровителей городов и сел. В день праздника святого покровителя, как и на всякий престольный праздник, совершается торжественное шествие по городу с духовым орке­стром, с иконами, хоругвями, с пением молебных песнопений, ектений, во­досвятием приходских окрестностей (прим. ред.). 151 В Греции сохраняется традиция совершения обручения за некоторое вре­мя до Таинства венчания. В Требнике эти два последования – обручения и венчания осмысляются как самостоятельные (прим. ред.). 155 Καννες γων ’Αποστλων 39; Πηδλιον, θναι 1970, с. 43; Ιγνατου Αντιχειας, Σμυρναοις 9, 1, с. 281, стих. 29– 30. 157 Βος αγου ερομοναχο Παγκρατου, επισκπου Ταυρομενας, Ματθαου Λαγγ, Μ.Συναξαριστς, т. 7, θναι 1990, с. 157–158. 158 Средневековый комплекс монастырей, выстроенных на вершинах отвесных скал, в Фессалии, неподалеку от Трикалы (прим. ред.). 159 Молитва Малого входа: «Владыко Господи Боже наш, уставивый на Небесех чины и воинства ангел и архангел, в служение Твоея славы: сотвори со входом нашим входу святых ангелов быти, сослужащих нам и славословящих твою благость...», из Служебника. 161 Святой Спиридон, епископ Тримифунтский (ум. 384, память 12/25.12), покровитель острова Керкира (Корфу), где покоятся его мощи. Отпустительный тропарь святителя Спиридона Тримифунтского (прим. ред.). 162 «Прости» (греч. ορθο – досл, «прямые») – призыв к стоянию перед Богом, выпрямив спину и сосредоточив свой ум на молитве; от слав. «простий» – прямой, простертый (прим. ред.). 165 Евхаристический канон (анафора) – центральная часть Божественной ли­тургии, на которой происходит возношение Святых Даров, то есть заранее приготовленного хлеба и вина, и их преложение в Плоть и Кровь Иисуса Христа (прим. ред.). 169 Молитва первого часа: «Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего,

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Βεντιας, 1862; Αθναι, 1986 r . Σ. 106), и в рус­ской до­ре­фор­мен­ной тра­ди­ции (ср.: Слу­жеб­ник. М., 1623. Л. 197−198; Устав цер­ков­ный. М., 1641. Л. 956). По­со­бия и ру­ко­вод­ства по Ли­тур­ги­ке и Бо­го­слу­жеб­но­му Уста­ву так­же осо­бо ого­ва­ри­ва­ют вли­ва­ние в по­тир ви­на, со­еди­нен­но­го с во­дой (Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. К., 1913. М., 1993 р . С. 919; На­столь­ная кни­га свя­щен­но­слу­жи­те­ля. М.: Изд. Моск. Пат­ри­ар­хии, 1992 2 . Т. 1. С. 277; Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. СПб., 1907 7 ; М.: Из­да­тель­ский Со­вет РПЦ, 2008 р . С. 462; Иоанн (Мас­лов), схи­ар­хим. Лек­ции по Ли­тур­ги­ке. М., 2002. С. 228; Авер­кий (Та­у­шев), ар­хи­еп. Ли­тур­ги­ка. Джор­дан­вилль, 2000. С. 374). Со­еди­не­ние ви­на и во­ды ис­поль­зу­ет­ся в дан­ном слу­чае по ана­ло­гии с пол­ной Ли­тур­ги­ей – с це­лью боль­ше­го со­от­вет­ствия свя­щен­но­дей­ствий Ли­тур­гии Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров про­ско­ми­дий­но­му чи­ну Ли­тур­гии свт. Ва­си­лия Ве­ли­ко­го или свт. Иоан­на Зла­то­уста. 12 Про­ким­ны про­из­но­сят­ся чте­цом, чи­та­ю­щим па­ри­мии. 13 В неко­то­рых ме­стах в со­еди­не­нии с этим об­ря­дом со­хра­ня­ет­ся древ­не­хри­сти­ан­ский обы­чай вне­се­ния ве­чер­не­го све­тиль­ни­ка в мо­лит­вен­ное со­бра­ние. Иерей свя­ты­ми вра­та­ми из­но­сит из ал­та­ря вы­нос­ной под­свещ­ник, сто­яв­ший пе­ред жерт­вен­ни­ком, и остав­ля­ет его на со­лее. 14 См.: Ни­коль­ский К., прот. По­со­бие к изу­че­нию Уста­ва бо­го­слу­же­ния Пра­во­слав­ной Церк­ви. С. 465. 15 По Ир­мо­ло­ги­о­ну пер­вое и ко­неч­ное «Да ис­пра­вит­ся…» и все сти­хи по­ет сам слу­жа­щий иерей, стоя пред пре­сто­лом и со­вер­шая каж­де­ние. Од­на­ко обыч­но пе­ние «Да ис­пра­вит­ся…» со­вер­ша­ет­ся на се­ре­дине хра­ма, за ам­во­ном, тре­мя пев­ца­ми. 16 См.: Бул­га­ков С. В. На­столь­ная кни­га для свя­щен­но-цер­ков­но­слу­жи­те­лей. К., 1913. М., 1993 р . С. 923. Су­ще­ству­ет так­же тра­ди­ция, со­глас­но ко­то­рой со­слу­жа­щие пред­сто­я­те­лю иереи во вре­мя пе­ния Да ис­пра­вит­ся мо­лит­ва моя… ста­но­вят­ся на ко­ле­ни.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010