Св. Иаков, хотя и имел звание Апостола, как непосредственный ученик Иисуса Христа, однако он не был всемирным проповедником, какими были Апостолы: Петр, Иоанн, Андрей, Павел и другие; он был истинный епископ Иерусалимский и, во всю жизнь свою, от вознесения Господня и до своей кончины, управлял именно и только Иерусалимскою Церковью. Можно ли же сказать, что св. Петр был тем же для Церкви римской, чем был св. Иаков – для Иерусалимской? Мы знаем из св. Писания, что св. Петр проповедовал в Иерусалиме, Антиохии и других городах Палестины, Сирии и Малой Азии. Где же была его епископская кафедра? Везде, где он проповедовал, и нигде – в особенности. Мы не отвергаем, что, может быть, св. Петр участвовал вместе с св. Павлом в рукоположении кого-либо из первых епископов римских, и следовательно было основание называть кафедру римскую кафедрою Апостолов Петра и Павла, и епископов римских – преемниками св. Петра. Но по какому праву вы той же чести и названия лишаете кафедры и епископов других городов, где св. Петр, несомненно, и прежде других Апостолов, насаждал Христианство и один мог рукополагать епископов, например – в Кесарии, Антиохии, Иопии и прочих? Неужели св. Петр стал тем, за кого вы его почитаете, только с того времени, как он прибыл в Рим? Не думаю; потому что вы утверждаете, что он поставлен главою Церкви от самого истинного Главы ее – Иисуса Христа, еще во время Его земной жизни. Следовательно, все епископы, которых св. Петр рукоположил до прибытия в Рим, суть преемники его. И напрасно Перроне уверяет, что ни одна из церквей, кроме римской, в каталоге своих епископов не поставляет во главе их св. Петра. Древнейший церковный историк Евсевий говорит: “Игнатий, вторый после Петра епископ Антиохийский” (Истор. кн. 3, гл 86). Впрочем, исчисляя епископов, преемников Апостольских, Евсевий всегда отделяет от них – самих Апостолов. Так, о римских епископах он говорит, что после Петра и Павла, первым (а не вторым) епископом был Лин, вторым Анаклет, третьим Климент. Точно также и об Антиохийских епископах он говорит, что первым, после Петра, был Еводий, вторым Игнатий. |
Великопостные часы 3й, 6й и 9й обычно совершаются вместе с изобразительными и вечерней (если не совершается Литургия Преждеосвященных Даров). По традиции, перед каждым часом ударяют в колокол соответственно 3, 6 или 9 раз, перед изобразительными – 12 раз, перед вечерней – звон в два колокола. 3й час . Иерей в епитрахили, перед царскими вратами (завеса не открывается) совершив три поклона (поясных), произносит возглас: «Благословен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Слава Тебе, Боже наш…» и прочее последование 3го часа, как обычно. По окончании третьего псалма – «Слава, и ныне», «Аллилуия» – и стихословится рядовая (в понедельник – 7я) кафизма, разделенная на три «Славы» (порядок чтения тот же, что указан на 1м часе). После кафизмы иерей (или «учиненный чтец») перед царскими вратами поет тропарь часа, глас 6й: «Господи, Иже Пресвятаго Твоего Духа…» и стихи: «Сердце чисто созижди во мне, Боже…»; «Не отвержи мене от лица Твоего…». По исполнении тропаря и поклонов иерей (или «учиненный чтец»): «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Богородице, Ты еси лоза истинная…». После молитвы «Иже на всякое время…» иерей (на солее) произносит возглас: «Боже, ущедри ны…» . Чтец: «Аминь». Иерей читает молитву прп. Ефрема Сирина с 16 поклонами. Молитва: «Владыко Боже…», и начинается 6й час. 6й час . Псалмы и кафизма (в понедельник – 8я) читаются в том же порядке, что и на 3м часе. После кафизмы, как и на 3м часе, поется тропарь часа, глас 2й: «Иже в шестый день же и час…». Стихи: «Внуши, Боже, молитву мою…»; «Аз к Богу воззвах…». «Слава». Чтец: «И ныне» – Богородичен часа: «Яко не имамы дерзновения…». Тропарь пророчества (из Триоди) . «Слава, и ныне» – тот же тропарь. Иерей (или диакон): «Вонмем». Чтец – прокимен (Триоди), глас 4й: «Весть Господь путь праведных, и путь нечестивых погибнет», со стихом. |
Нарьян-Мар возник в 1930-е годы как поселок геологоразведчиков и нефтедобытчиков, дореволюционной предыстории у него нет. Прежде этот край был самодостаточным, сельское хозяйство прекрасно кормило и ненцев, и русских из северных поморских деревень. Говоря объективно, масштабная разработка нефтегазовых месторождений была использована разработчиками стратегии упразднения «бесперспективных деревень» в собственных узковедомственных интересах. Десятки деревень были объявлены бесперспективными и исчезли с лица земли, но что теперь о том говорить?! Нам надо жить в нынешних условиях. А они диктуются гигантскими расстояниями и малолюдными деревнями, крошечными приходами, в которых постоянная полноценная работа храма, да просто бытие священнослужителя, материально невозможны. Возьмем для примера село Куя — до революции богатейшее, со своим каменным храмом. И что же? От храма остались лишь следы фундамента, их покрыла трава. Камни святых алтарей ушли в землю. Сейчас поставили там с Божией помощью часовенку, в которой по временам служит священник-миссионер. Прихожан у него от силы 30 человек, и то летом, — в основном дачники из Нарьян-Мара. — Священнослужителей из числа этнических ненцев пока подготовить нереально? — Почему же, реально, но очень трудно. Это небыстрый процесс. Во-первых, их просто статистически мало: всего 7 тысяч человек. Во-вторых, представители этого народа искренни и добродушны, но десятилетия советского периода отозвались понятными последствиями. Собственно, все это далеко не новость, и сугубая наша задача — просвещение и миссионерство. — На доске объявлений епархиального управления висит информация о наборе детей в школу юнг. Зачем это вашей епархии? — Как зачем?! Здесь же Печора! Земли нашего округа омываются водами трех морей. Школа юнг в Нарьян-Маре в виде яхт-клуба долгое время благополучно существовала, но не пережила перестроечных времен. Возродить морское воспитание детей — наш долг. Будем обучать ребят морскому делу и практическим навыкам мореплавания, рассказывать об истории Российского флота. |
Св. Кирилл Александрийский также относит слова пророка Аввакума ко времени апостольской проповеди. «И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи... Упомянув об уздах 709 , назвал святых апостолов конями, на которых совершает путь Сам Христос, как бы пребывая в их уме и сердце. И так старается научить, что Он будет руководствовать не только израильтян, но и весьма великое и бесчисленное множество других народов, ибо морю он уподобляет мир» 710 . Блж. Феодорит также толкует применительно к апостолам. «И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи. Выше 711 сказал пророк, что при влиянии рек в море происходит буря. А здесь названных реками [апостолов. – Г.Ф.] наименовал еще конями, при вступлении которых к народам восставали волнения, но за волнениями последовала глубокая тишина» 712 . По веками сложившемуся укладу жили идолопоклонники и вот, как кони, мчались с проповедью апостолы к языческим народам, смущая воды многие – смущая всю их жизнь. Вспенив великие воды (современный перевод М.Г. Селезнева и других), «скакал» по морю на конях (апостолах) Своих Христос. Гонениями и противлением вскидывались идолопоклонники против проповедников Евангелия, а потом наступало время великой тишины. Стеклянным морем 713 , подобно кристаллу, отражалась святость небес в водах многих народов. Византия – православное царство ромеев, Священная Римская Империя от времен Карла Великого, Ирландия – остров святых и свет европейского севера, Святая Русь. Христиане Эфиопии, Египта, Армении. И все это после исходных бурных всплесков противления апостольской проповеди. Так же оно происходит и в душе человека. Угрозами и убийством вспенилась душа молодого раввина Савла, впервые услышавшего весть об Иисусе Назарянине, Которого такие, как диакон Стефан, провозгласили Христом – Мессией. А потом он сам скажет другим: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе 714 . Подражая своим предшественникам, рассуждает и прп. Максим Исповедник: «И великий пророк Аввакум, глаголя с помощью Духа, сравнивает с конями великих апостолов: И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи 715 . Конями он называет святых и блаженных апостолов, несущих пред лицом народов и царей спасительное учение Истины, распространяя его по всему миру, который пророк образно именует морем. А народы он сравнивает с водами, приведенными в смятение и волнение великой силой Духа, заключенной в учении Христовом; благодаря такому спасительному потрясению народы переходят от неверия к вере, от неведения к познанию Истины и от порока к добродетели» 716 . |
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сентября 9 (22) Священномученик Алексий Успенский мученик Василий Шикалов Священномученик Алексий родился 22 сентября 1879 года в селе Шолы Белозерского уезда Новгородской губернии в семье псаломщика Глеба Успенского, который умер, когда Алексею едва исполнилось полтора года. По окончании Духовной семинарии Алексей Глебович был рукоположен в сан священника. Служил на разных приходах. Гонения конца двадцатых – начала тридцатых годов застали его в храме Тверской епархии . Как и в большинстве других случаев, власти, намереваясь арестовать священника, предложили заплатить государству огромный налог, и поскольку священник не смог удовлетворить их требований, те арестовали его. Суд приговорил о. Алексея к конфискации имущества и заключению на шесть месяцев в исправительно-трудовой лагерь. Для священника это было тем более тяжело, что оставались без средств к существованию его жена, Вера Александровна, и дети – дочь восьми лет и два сына – шести и трех лет. Но всякое испытание, как бы ни было оно тяжело, он принимал как посланное Богом, как крест, кроткое несение которого есть путь ко спасению. И потому ему никогда не приходило в голову и не томило сердце желание оставить свое служение. Вернувшись из заключения, о. Алексей стал снова служить в храме и вскоре был возведен в сан протоиерея . В начале 1937 года архиепископ Тверской Никифор (Никольский), назначенный на Тверскую кафедру в конце 1936 года, ввиду того, что власти лишили в это время архиепископа Тверского Фаддея регистрации, определил о. Алексея в Вознесенскую церковь села Вознесенья Бологовского района Тверской области. По общему мнению прихода, который включал в себя село и несколько деревень, о. Алексей показал себя ревностным пастырем, истинным попечителем о словесных овцах стада Христова и сугубым молитвенником. |
XVI-XV века до Р.Х. Рамзес II, Мернептах (египетские фараоны); предводителем еврейского народа являлся сам Моисей. Возглавил освобождение своего народа. Был человеком, которому Бог открыл тайны бытия: сотворение мира и человека. Принял от Бога Его Десять заповедей. Кроме того, Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские. Повелел Он также устроить скинию. Силой Божией Моисей творил великие знамения и чудеса. Бог милостив к тем, кто предстоит пред ним в вере и послушании. Человек должен оставаться верным Богу при любых обстоятельствах и не терять упования на Господа. Идолопоклонство и маловерие являются тяжким грехами против Бога. XV век до Р.Х. Моисей; позднее Иисус Навин сам являлся предводителем еврейского народа. Являлся предводителем и военачальником еврейского народа в период завоевания Ханаана. Через него Господь явил великие чудеса. Во время одного сражения с неприятелем Иисус Навин по повелению Божию продолжил день, остановив солнце до тех пор, пока не поразил врагов. Введя еврейский народ в Землю Обетованную после окончания войны, разделил ее между коленами израильскими. Господь милостив к тем, кто имеет страх Божий и служит Ему в чистоте и искренности. Стал преемником священника Илия. Помазал на царство первых еврейских царей – Саула, а после – святого Давида. В случае греховного падения человек (народ) должен принести Богу искреннее покаяние и встать на путь исправления. Не допустил строительство Давидом храма; возвестил Давиду суд Божий за совершенные им преступления; содействовал помазанию Соломона на царство. Бог строг к тем, кто совершает греховное падение, но милостив к тем, кто встает на путь покаяния и исправления. XIX века до Р.Х. Саул; позднее сам Давид являлся правителем Пророчествовал о Христе. Показал пример непоколебимой веры в Бога, показал пример истинного покаяния. Покорил Иерусалим и сделал его столицею царства еврейского. Поставил новую скинию и перенес в нее ковчег завета. |
В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; амнистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли половину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси...» События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же время в условиях гонений, по возможности избежать прямого столкновения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поминовении Святейшего . Я должен был твердо помнить, что Святейший не имел права единолично отменять те канонические правила, которые приняты и утверждены Церковью... Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы...» В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже после смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослужений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил. |
Кто же основал в Риме христианскую Церковь ? Кто первый проповедовал здесь Евангелие? В св. Писании нет прямого ответа на эти вопросы. Однако с достаточною достоверностью можно полагать, что первыми христианами и проповедниками Евангелия были здесь те из Евреев, которые были в Иерусалиме во время сошествия Св. Духа,– эти приходящии Римляне ( Деян. 2:10 ), а потом те из учеников св. Павла, которых обратил он во время неоднократных своих путешествий по разным городам Европы и Азии; они могли приходить к нему из Рима в крупные города и, принявши крещение, снова возвратиться в Рим. Так, например, св. Павел обратил в Коринфе иудея Акилу и жену его Прискиллу; также – Эпенета, который был первый из обратившихся в Ахайи; а в послании к Римлянам приветствует их – уже как жителей Рима, и притом с домашнею их церковию. 32 Хотя св. Павел и говорит, что вера Римлян славится во всем мире; однако Церковь римская, до прибытия его в Рим, была весьма немногочисленна, потому что когда он прибыл сюда и пригласил к себе знатнейших иудеев; то оказалось, что они не имели даже понятия о христианской Вере и откровенно говорили ему молимся, да слышим от тебе, яже мудрствуеши; о ереси бо сей (т. е. о христианском Вероучении) ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть ( Деян. 28:22 ). Итак, до прибытия Апостола Павла в Рим, знатнейшие из иудеев знали о христианской Вере только то, что об ней везде спорят. Едва ли бы это явление было возможно, если бы в это время (в 63 году по Р. Хр., значит, за три, или за четыре только года до кончины обоих верховных Апостолов), даже раньше того, св. Петр жил уже в Риме и был здесь епископом, да еще не один, а с двумя викариями, римскими же епископами, как говорит Перроне (стр. 291, § 570). 33 Мы знаем из книги Деяний Апостольских, как могущественна, как многоплодна была проповедь св. Петра в Иерусалиме и Антиохии. Припомните, наконец, что во всех посланиях св. Павла, писанных из Рима, к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, к Титу, Филимону и двух посланиях к Тимофею, ни одного раза не упомянуто имя св. |
Доказательством справедливости последнего служат нередко встречающиеся в сибирском духовенстве фамилии Тюшевых, Бирюковых, Бурдуковых и проч. и при всем том «во всей епархии Сибирской», по собственным его словам, сказанным вскоре по вторичном увольнении на покой, «многия церкви без священнослужителей, а монастыри без настоятелей пребывают от безлюдства, а не от его какого нерадения». Слова эти взяты из собственноручного письма, писанного преосвященным Филофеем в марте 1722 г. к преемнику его, митрополиту Антонио I, по тому случаю, что сей последний, затрудняясь не только в выборе, но и приискании достойного настоятеля для какого-то монастыря, спрашивал у него совета. Причиной недостатка в духовенстве Филофей поставляет безлюдство, разумея и недостаток в людях, удовлетворительно приготовленных к прохождению духовных должностей. Духовенство сибирское (при вступлении Филофея на Тобольскую епархию) находилось в затруднительном положении по отношению к средствам содержания. – В самом деле, многие из священно- и церковнослужителей, состоявших при соборах и церквах бесприходных и малоприходных по городам и крепостям, с 1699 г. лишились жалованья, которое они получали со времен Бориса Годунова и царя Михаила Феодоровича; священно- и церковнослужители сельские не имели, подобно духовенству великороссийскому и малороссийскому, ни особо отведенных (пахотных) земель, ни сенных покосов, ни других каких-либо угодий, равно не получали и руги от своих прихожан. Если кто-нибудь из духовных хотел заниматься землепашеством, то должен был платить с своих полей в казну пятую часть добытого хлеба. Наконец, духовенство сибирское в пути, при дальних проездах к архиереям для рукоположения и суда, нередко подвергалось различным притеснениям. Преосвященный (от 31 декабря 1702 г.) вошел обо всем этом с представлением к Государю, вследствие чего: а) священно- и церковнослужителям соборов и церквей бесприходных и монашествующим возобновлено жалованье по-прежнему, исключая тех, при церквах и монастырях которых существовали уже вотчины или образовались значительные приходы и получались разные выгоды; б) к церквам сельским повелено было отвести пахотные земли и сенные покосы (которые, однако, и до сих пор почти нигде не отведены), или «священникам учинить руги денежныя и хлебныя (это усердно и давалось почти до сего времени) с прихожан по разсмотрению, чтоб не в тягость прихожанам и чем можно сытым быть попу с причетниками»; в) а чиновникам за притеснения, чинимые от них духовенству во время проездов, Государь грозил строгим судом. |
Но есть и другая сторона. Когда человек стоит на богослужении и слышит молитвы, ектении, пение, ему приходится постоянно переходить от одной мысли к другой. Ему эти мысли предлагаются, он не имеет права, не имеет возможности остановиться, и потому даже когда какая-нибудь мысль его заденет за душу, ему приходится ее как бы оставлять в стороне и двигаться вперед. Тогда как глухой человек, который стоит и вглядывается в то, что перед ним и вокруг него находится, может остановиться вниманием на любое время, пока, скажем, какое-нибудь церковное действие не войдет в силу, пока что-нибудь не случится и не созреет в нем понимание, которое его направит на другую икону или на другое событие. Мы большей частью входим в храм и даже не оглядываемся. По уставу мы должны были бы остановиться, перекреститься, положить поклон, поклониться на три стороны народу. Даже если мы так поступаем, это только формальные действия. Но если бы мы вошли в храм и остановились у дверей в глубоком молчании, понимая: я стою, как мытарь, это место святое, это область Божия, где только Бог имеет право находиться и куда я допущен лишь по бесконечной милости Божией, — тогда храм становится богатым присутствием святыни, борьбы с грехом и в конечном итоге Божией победы. Вот первое, что мы можем заметить в тот момент, когда остановились у притолоки. Но это гораздо легче делать, если наше внимание не обращено на те или другие звуки. Если мы пришли не к самому началу богослужения и, войдя, слышим, как идет служба, мы сразу обращаем внимание на то, что поется и какие слова говорятся. Я хотел бы сосредоточиться на чуде погружения в тайну Церкви, а меня слова уже несут дальше, дальше куда-то, я не успеваю за ними уследить. Я уж не говорю о том, что в результате этой безуспешной погони за глубинным смыслом молитвенных слов моя мысль начинает рассеиваться, она уже не присутствует ни в словах, ни в молчании, ни в храме. А кроме того, мне кажется, что мы мало обращаем внимания на то, как важно молчание как таковое. |
| |