Св. Иаков, хотя и имел звание Апостола, как непосредственный ученик Иисуса Христа, од­нако он не был всемирным проповедником, какими были Апостолы: Петр, Иоанн, Андрей, Павел и другие; он был истинный епископ Иерусалимский и, во всю жизнь свою, от вознесения Господня и до своей кончины, управлял именно и только Иерусалимскою Церковью. Можно ли же сказать, что св. Петр был тем же для Церкви римской, чем был св. Иаков – для Иерусалимской? Мы знаем из св. Писания, что св. Петр проповедовал в Иерусалиме, Антиохии и дру­гих городах Палестины, Сирии и Малой Азии. Где же была его епископская кафедра? Везде, где он проповедовал, и нигде – в особенности. Мы не отвергаем, что, может быть, св. Петр участвовал вместе с св. Павлом в рукоположении кого-либо из первых епископов римских, и следовательно было основание называть кафедру римскую кафедрою Апостолов Петра и Павла, и епископов римских – преемниками св. Петра. Но по какому праву вы той же чести и названия лишаете кафедры и епископов других городов, где св. Петр, несомненно, и прежде других Апостолов, насаждал Христианство и один мог рукополагать епископов, например – в Кесарии, Антиохии, Иопии и прочих? Неужели св. Петр стал тем, за кого вы его почитаете, только с того времени, как он прибыл в Рим? Не думаю; пото­му что вы утверждаете, что он поставлен главою Церкви от самого истинного Главы ее – Иисуса Христа, еще во вре­мя Его земной жизни. Следовательно, все епископы, которых св. Петр рукоположил до прибытия в Рим, суть преемни­ки его. И напрасно Перроне уверяет, что ни одна из церквей, кроме римской, в каталоге своих епископов не поставляет во главе их св. Петра. Древнейший церковный историк Евсевий говорит: “Игнатий, вторый после Петра епископ Антиохийский” (Истор. кн. 3, гл 86). Впрочем, исчисляя епископов, преемников Апостольских, Евсевий всегда отделяет от них – самих Апостолов. Так, о римских епископах он говорит, что после Петра и Павла, первым (а не вторым) епископом был Лин, вторым Анаклет, третьим Климент. Точно также и об Антиохийских епископах он говорит, что первым, после Петра, был Еводий, вторым Игнатий.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Ве­ли­ко­пост­ные ча­сы 3й, 6й и 9й обыч­но со­вер­ша­ют­ся вме­сте с изоб­ра­зи­тель­ны­ми и ве­чер­ней (ес­ли не со­вер­ша­ет­ся Ли­тур­гия Пре­ждео­свя­щен­ных Да­ров). По тра­ди­ции, пе­ред каж­дым ча­сом уда­ря­ют в ко­ло­кол со­от­вет­ствен­но 3, 6 или 9 раз, пе­ред изоб­ра­зи­тель­ны­ми – 12 раз, пе­ред ве­чер­ней – звон в два ко­ло­ко­ла. 3й час . Иерей в епи­тра­хи­ли, пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми (за­ве­са не от­кры­ва­ет­ся) со­вер­шив три по­кло­на (по­яс­ных), про­из­но­сит воз­глас: «Бла­го­сло­вен Бог наш…». Чтец: «Аминь», «Сла­ва Те­бе, Бо­же наш…» и про­чее по­сле­до­ва­ние 3го ча­са, как обыч­но. По окон­ча­нии тре­тье­го псал­ма – «Сла­ва, и ныне», «Ал­ли­лу­ия» – и сти­хо­сло­вит­ся ря­до­вая (в по­не­дель­ник – 7я) ка­физ­ма, раз­де­лен­ная на три «Сла­вы» (по­ря­док чте­ния тот же, что ука­зан на 1м ча­се). По­сле ка­физ­мы иерей (или «учи­нен­ный чтец») пе­ред цар­ски­ми вра­та­ми по­ет тро­парь ча­са, глас 6й: «Гос­по­ди, Иже Пре­свя­та­го Тво­е­го Ду­ха…» и сти­хи: «Серд­це чи­сто со­зи­жди во мне, Бо­же…»; «Не от­вер­жи мене от ли­ца Тво­е­го…». По ис­пол­не­нии тро­па­ря и по­кло­нов иерей (или «учи­нен­ный чтец»): «Сла­ва». Чтец: «И ныне» – Бо­го­ро­ди­чен ча­са: «Бо­го­ро­ди­це, Ты еси ло­за ис­тин­ная…». По­сле мо­лит­вы «Иже на вся­кое вре­мя…» иерей (на со­лее) про­из­но­сит воз­глас: «Бо­же, ущед­ри ны…» . Чтец: «Аминь». Иерей чи­та­ет мо­лит­ву прп. Еф­ре­ма Си­ри­на с 16 по­кло­на­ми. Мо­лит­ва: «Вла­ды­ко Бо­же…», и на­чи­на­ет­ся 6й час. 6й час . Псал­мы и ка­физ­ма (в по­не­дель­ник – 8я) чи­та­ют­ся в том же по­ряд­ке, что и на 3м ча­се. По­сле ка­физ­мы, как и на 3м ча­се, по­ет­ся тро­парь ча­са, глас 2й: «Иже в ше­стый день же и час…». Сти­хи: «Вну­ши, Бо­же, мо­лит­ву мою…»; «Аз к Бо­гу воз­звах…». «Сла­ва». Чтец: «И ныне» – Бо­го­ро­ди­чен ча­са: «Яко не има­мы дерз­но­ве­ния…». Тро­парь про­ро­че­ства (из Три­о­ди) . «Сла­ва, и ныне» – тот же тро­парь. Иерей (или диа­кон): «Вон­мем». Чтец – про­ки­мен (Три­о­ди), глас 4й: «Весть Гос­подь путь пра­вед­ных, и путь нече­сти­вых по­гиб­нет», со сти­хом.

http://azbyka.ru/worships/?date=2024-03-...

Нарьян-Мар возник в 1930-е годы как поселок геологоразведчиков и нефтедобытчиков, доре­волюционной предыстории у него нет. Прежде этот край был самодостаточным, сельское хозяй­ство прекрасно кормило и ненцев, и русских из северных поморских деревень. Говоря объектив­но, масштабная разработка нефтегазовых место­рождений была использована разработчиками стратегии упразднения «бесперспективных деревень» в собственных узковедомственных интересах. Десятки деревень были объявлены бесперспективными и исчезли с лица земли, но что теперь о том говорить?! Нам надо жить в ны­нешних условиях. А они диктуются гигантски­ми расстояниями и малолюдными деревнями, крошечными приходами, в которых постоянная полноценная работа храма, да просто бытие свя­щеннослужителя, материально невозможны. Возьмем для примера село Куя — до революции богатейшее, со своим каменным храмом. И что же? От храма остались лишь следы фундамента, их покрыла трава. Камни святых алтарей ушли в землю. Сейчас поставили там с Божией по­мощью часовенку, в которой по временам слу­жит священник-миссионер. Прихожан у него от силы 30 человек, и то летом, — в основном дачники из Нарьян-Мара. — Священнослужителей из числа этнических ненцев пока подготовить нереально? — Почему же, реально, но очень трудно. Это небыстрый процесс. Во-первых, их просто стати­стически мало: всего 7 тысяч человек. Во-вторых, представители этого народа искренни и добро­душны, но десятилетия советского периода ото­звались понятными последствиями. Собствен­но, все это далеко не новость, и сугубая наша задача — просвещение и миссионерство. — На доске объявлений епархиального управ­ления висит информация о наборе детей в шко­лу юнг. Зачем это вашей епархии? — Как зачем?! Здесь же Печора! Земли наше­го округа омываются водами трех морей. Школа юнг в Нарьян-Маре в виде яхт-клуба долгое вре­мя благополучно существовала, но не пережи­ла перестроечных времен. Возродить морское воспитание детей — наш долг. Будем обучать ребят морскому делу и практическим навыкам мореплавания, рассказывать об истории Россий­ского флота.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5374540...

Св. Кирилл Александрийский также относит слова пророка Аввакума ко времени апостольской проповеди. «И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи... Упомянув об уздах 709 , назвал святых апостолов конями, на которых совер­шает путь Сам Христос, как бы пребывая в их уме и сердце. И так старается научить, что Он будет руководствовать не только израильтян, но и весьма великое и бесчисленное множество других народов, ибо морю он уподобляет мир» 710 . Блж. Феодорит также толкует применительно к апостолам. «И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи. Выше 711 сказал пророк, что при влиянии рек в море происходит буря. А здесь названных реками [апостолов. – Г.Ф.] наименовал еще конями, при вступлении кото­рых к народам восставали волнения, но за волнениями последовала глубокая тишина» 712 . По веками сложившемуся укладу жили идолопоклон­ники и вот, как кони, мчались с проповедью апостолы к языческим наро­дам, смущая воды многие – смущая всю их жизнь. Вспенив великие воды (современный перевод М.Г. Селезнева и других), «скакал» по морю на ко­нях (апостолах) Своих Христос. Гонениями и противлением вскидывались идолопоклонники против проповедников Евангелия, а потом наступало вре­мя великой тишины. Стеклянным морем 713 , подобно кристаллу, отражалась святость небес в водах многих народов. Византия – православ­ное царство ромеев, Священная Римская Империя от времен Карла Вели­кого, Ирландия – остров святых и свет европейского севера, Святая Русь. Христиане Эфиопии, Египта, Армении. И все это после исходных бурных всплесков противления апостольской проповеди. Так же оно происходит и в душе человека. Угрозами и убийством вспенилась душа молодого рав­вина Савла, впервые услышавшего весть об Иисусе Назарянине, Которого такие, как диакон Стефан, провозгласили Христом – Мессией. А потом он сам скажет другим: И мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе 714 . Подражая своим предшественникам, рассуждает и прп. Максим Испо­ведник: «И великий пророк Аввакум, глаголя с помощью Духа, сравнивает с конями великих апостолов: И навел еси на море кони Твоя, смущающия воды многи 715 . Конями он называет святых и блаженных апосто­лов, несущих пред лицом народов и царей спасительное учение Истины, распространяя его по всему миру, который пророк образно именует морем. А народы он сравнивает с водами, приведенными в смятение и волнение ве­ликой силой Духа, заключенной в учении Христовом; благодаря такому спа­сительному потрясению народы переходят от неверия к вере, от неведения к познанию Истины и от порока к добродетели» 716 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Сен­тяб­ря 9 (22) Священномученик Алек­сий Ус­пен­ский мученик Ва­си­лий Ши­ка­лов Свя­щен­но­му­че­ник Алек­сий ро­дил­ся 22 сен­тяб­ря 1879 го­да в се­ле Шо­лы Бело­зер­ско­го уез­да Нов­го­род­ской гу­бер­нии в се­мье пса­лом­щи­ка Гле­ба Успенского, ко­то­рый умер, ко­гда Алек­сею ед­ва ис­пол­ни­лось пол­то­ра го­да. По окон­ча­нии Ду­хов­ной се­ми­на­рии Алек­сей Гле­бо­вич был ру­ко­по­ло­жен в сан священ­ни­ка. Слу­жил на раз­ных при­хо­дах. Го­не­ния кон­ца два­дца­тых – на­ча­ла тридца­тых го­дов за­ста­ли его в хра­ме Твер­ской епар­хии . Как и в боль­шин­ст­ве дру­гих слу­ча­ев, вла­сти, на­ме­ре­ва­ясь аре­сто­вать священ­ни­ка, пред­ло­жи­ли за­пла­тить го­су­дар­ст­ву ог­ром­ный на­лог, и по­сколь­ку свя­щен­ник не смог удов­ле­тво­рить их тре­бо­ва­ний, те аре­сто­ва­ли его. Суд приговорил о. Алек­сея к кон­фи­ска­ции иму­ще­ст­ва и за­клю­че­нию на шесть ме­ся­цев в ис­пра­ви­тель­но-тру­до­вой ла­герь. Для свя­щен­ни­ка это бы­ло тем бо­лее тя­же­ло, что ос­та­ва­лись без средств к су­ще­ст­во­ва­нию его же­на, Ве­ра Алек­сан­д­ров­на, и дети – дочь вось­ми лет и два сы­на – шес­ти и трех лет. Но вся­кое ис­пы­та­ние, как бы ни бы­ло оно тя­же­ло, он при­ни­мал как посланное Бо­гом, как крест, крот­кое не­се­ние ко­то­ро­го есть путь ко спа­сению. И по­то­му ему ни­ко­гда не при­хо­ди­ло в го­ло­ву и не то­ми­ло серд­це же­ла­ние оставить свое слу­же­ние. Вер­нув­шись из за­клю­че­ния, о. Алек­сей стал сно­ва служить в хра­ме и вско­ре был воз­ве­ден в сан про­тои­е­рея . В на­ча­ле 1937 го­да ар­хи­епи­скоп Твер­ской Ни­ки­фор (Ни­коль­ский), назначенный на Твер­скую ка­фед­ру в кон­це 1936 го­да, вви­ду то­го, что вла­сти лиши­ли в это вре­мя ар­хи­епи­ско­па Твер­ско­го Фад­дея ре­ги­ст­ра­ции, опре­делил о. Алек­сея в Воз­не­сен­скую цер­ковь се­ла Воз­не­се­нья Бо­ло­гов­ско­го рай­она Тверской об­лас­ти. По об­ще­му мне­нию при­хо­да, ко­то­рый вклю­чал в се­бя се­ло и несколь­ко де­ре­вень, о. Алек­сей по­ка­зал се­бя рев­но­ст­ным пас­ты­рем, ис­тин­ным по­пе­чи­те­лем о сло­вес­ных ов­цах ста­да Хри­сто­ва и су­гу­бым мо­лит­вен­ни­ком.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/848/Alek...

XVI-XV века до Р.Х. Рамзес II, Мернептах (еги­пет­ские фара­о­ны); пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го наро­да являл­ся сам Моисей. Возгла­вил осво­бож­де­ние сво­е­го наро­да. Был чело­ве­ком, кото­ро­му Бог открыл тай­ны бытия: сотво­ре­ние мира и чело­ве­ка. Принял от Бога Его Десять запо­ве­дей. Кроме того, Господь дал Моисею и дру­гие зако­ны цер­ков­ные и граж­дан­ские. Повелел Он так­же устро­ить ски­нию. Силой Божией Моисей тво­рил вели­кие зна­ме­ния и чудеса. Бог мило­стив к тем, кто пред­сто­ит пред ним в вере и послу­ша­нии. Человек дол­жен оста­вать­ся вер­ным Богу при любых обсто­я­тель­ствах и не терять упо­ва­ния на Госпо­да. Идоло­по­клон­ство и мало­ве­рие явля­ют­ся тяж­ким гре­ха­ми про­тив Бога. XV век до Р.Х. Моисей; позд­нее Иисус Навин сам являл­ся пред­во­ди­те­лем еврей­ско­го народа. Являл­ся пред­во­ди­те­лем и вое­на­чаль­ни­ком еврей­ско­го наро­да в пери­од заво­е­ва­ния Ханаа­на. Через него Господь явил вели­кие чуде­са. Во вре­мя одно­го сра­же­ния с непри­я­те­лем Иисус Навин по пове­ле­нию Божию про­дол­жил день, оста­но­вив солн­це до тех пор, пока не пора­зил вра­гов. Введя еврей­ский народ в Землю Обето­ван­ную после окон­ча­ния вой­ны, раз­де­лил ее меж­ду коле­на­ми израильскими. Господь мило­стив к тем, кто име­ет страх Божий и слу­жит Ему в чисто­те и искренности. Стал пре­ем­ни­ком свя­щен­ни­ка Илия. Помазал на цар­ство пер­вых еврей­ских царей – Саула, а после – свя­то­го Давида. В слу­чае гре­хов­но­го паде­ния чело­век (народ) дол­жен при­не­сти Богу искрен­нее пока­я­ние и встать на путь исправления. Не допу­стил стро­и­тель­ство Давидом хра­ма; воз­ве­стил Давиду суд Божий за совер­шен­ные им пре­ступ­ле­ния; содей­ство­вал пома­за­нию Соломо­на на царство. Бог строг к тем, кто совер­ша­ет гре­хов­ное паде­ние, но мило­стив к тем, кто вста­ет на путь пока­я­ния и исправления. XIX века до Р.Х. Саул; позд­нее сам Давид являл­ся правителем Проро­че­ство­вал о Христе. Показал при­мер непо­ко­ле­би­мой веры в Бога, пока­зал при­мер истин­но­го пока­я­ния. Покорил Иеруса­лим и сде­лал его сто­ли­цею цар­ства еврей­ско­го. Поста­вил новую ски­нию и пере­нес в нее ков­чег завета.

http://azbyka.ru/shemy/proroki-vetkhogo-...

В марте 1924 года епископ Петр писал протоиерею Алексею Бенеманскому: «Спешу возвестить Вам большую радость для Вас, а также поделиться и своей радостью: по случаю смерти Ленина объявлена многим политическим амнистия, и в том числе нам; ам­нистия сокращает срок наполовину, а так как мы уже отбыли по­ловину своего срока, то и можем теперь ожидать скорой отправки восвояси...» События прошедшего года – обновленческий раскол, арест Патриарха Тихона, попытка обновленцев захватить церковную власть – ставили один и тот же вопрос: как надо поступать, чтобы, не жертвуя Христовой истиной и интересами Церкви и в то же вре­мя в условиях гонений, по возможности избежать прямого столк­новения с властью. Желание избежать раскола влекло к политике компромисса, но это не успокаивало совесть, и хотелось отыскать твердую каноническую основу. Время ставило насущные вопросы церковно-канонического характера, и многие не готовы были дать на них ответы по существу. В одном из писем епископ Петр писал отцу Алексею Бенеманскому: «В неделю за литургией я вдруг ясно понял, какую точку зрения должен был я иметь в вопросе о поми­новении Святейшего . Я должен был твердо помнить, что Святей­ший не имел права единолично отменять те канонические прави­ла, которые приняты и утверждены Церковью... Стало быть, если бы он и отменил их, то это было бы незаконно и несоглашающиеся были бы правы...» В 1923 году был освобожден из заключения Патриарх Тихон и сразу же подал властям список архиереев, без которых он не мог управлять Церковью. В их числе был и епископ Петр. В конце 1924 года владыка прибыл в Москву, а 16 июля 1925 года, уже по­сле смерти Патриарха Тихона, Местоблюстителем Патриаршего престола митрополитом Петром (Полянским) он был послан в Воронеж в помощь митрополиту Владимиру (Шимковичу), которому было тогда восемьдесят четыре года. Епископ Петр служил в Воронеже в огромном пятипрестольном храме во имя Сошествия Святого Духа на Терновой поляне, но чаще всего он служил в Покровско-Преображенском храме бывшего Девичьего монастыря, где и жил. Во время его богослу­жений храм был всегда полон молящимися, было так тесно, что не всегда можно было поднять руку, чтобы перекреститься. Епископ со всеми был приветлив, внимателен и ласков, всех любил, все для него были родными и близкими, и народ вскоре ответно его полюбил.

http://fond.ru/kalendar/90/petr/

Кто же основал в Риме христианскую Церковь ? Кто пер­вый проповедовал здесь Евангелие? В св. Писании нет прямого ответа на эти вопросы. Однако с достаточною достоверностью можно полагать, что первыми христианами и пропо­ведниками Евангелия были здесь те из Евреев, которые бы­ли в Иерусалиме во время сошествия Св. Духа,– эти приходящии Римляне ( Деян. 2:10 ), а потом те из учеников св. Павла, которых обратил он во время неоднократных своих путешествий по разным городам Европы и Азии; они могли приходить к нему из Рима в крупные города и, при­нявши крещение, снова возвратиться в Рим. Так, например, св. Павел обратил в Коринфе иудея Акилу и жену его Прискиллу; также – Эпенета, который был первый из обра­тившихся в Ахайи; а в послании к Римлянам приветствует их – уже как жителей Рима, и притом с домашнею их церковию. 32 Хотя св. Павел и говорит, что вера Римлян славится во всем мире; однако Церковь римская, до прибытия его в Рим, была весьма немногочисленна, потому что когда он прибыл сюда и пригласил к себе знатнейших иудеев; то оказалось, что они не имели даже понятия о христианской Вере и откровенно говорили ему молимся, да слышим от тебе, яже мудрствуеши; о ереси бо сей (т. е. о христианском Вероучении) ведомо есть нам, яко всюду сопротив глаголемо есть ( Деян. 28:22 ). Итак, до прибытия Апостола Павла в Рим, знатнейшие из иудеев зна­ли о христианской Вере только то, что об ней везде спорят. Едва ли бы это явление было возможно, если бы в это вре­мя (в 63 году по Р. Хр., значит, за три, или за четыре только года до кончины обоих верховных Апостолов), даже раньше того, св. Петр жил уже в Риме и был здесь епископом, да еще не один, а с двумя викариями, римскими же епископами, как говорит Перроне (стр. 291, § 570). 33 Мы знаем из книги Деяний Апостольских, как могу­щественна, как многоплодна была проповедь св. Петра в Иерусалиме и Антиохии. Припомните, наконец, что во всех посланиях св. Павла, писанных из Рима, к Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, к Титу, Филимону и двух посланиях к Тимофею, ни одного раза не упомянуто имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yahontov...

Доказательством справедливости последнего служат нередко встречающиеся в сибирском духовенстве фамилии Тюшевых, Бирюковых, Бурдуковых и проч. и при всем том «во всей епархии Сибирской», по собственным его словам, сказанным вскоре по вторичном увольнении на покой, «многия церкви без священнослужителей, а монастыри без настоятелей пребывают от безлюдства, а не от его какого нерадения». Слова эти взяты из собственноручного письма, писанного преосвященным Филофеем в марте 1722 г. к преемнику его, митрополиту Антонио I, по тому случаю, что сей последний, затрудняясь не только в выборе, но и приискании достойного настоятеля для какого-то монастыря, спрашивал у него совета. Причиной недостатка в духовенстве Филофей поставляет безлюдство, разумея и недостаток в людях, удовлетворительно приготовленных к прохождению духовных должностей. Духовенство сибирское (при вступлении Филофея на Тобольскую епархию) находилось в затруднительном положении по отношению к средствам содержания. – В самом деле, многие из священно- и церковнослужителей, состоявших при соборах и церквах бесприходных и малоприходных по городам и крепостям, с 1699 г. лишились жалованья, которое они получали со времен Бориса Годунова и царя Михаила Феодоровича; священно- и церковнослужители сельские не имели, подобно духовенству великороссийскому и малороссийскому, ни особо отведенных (пахотных) земель, ни сенных покосов, ни других каких-либо угодий, равно не получали и руги от своих прихожан. Если кто-нибудь из духовных хотел заниматься землепашеством, то должен был платить с своих полей в казну пятую часть добытого хлеба. Наконец, духовенство сибирское в пути, при дальних проездах к архиереям для рукоположения и суда, нередко подвергалось различным притеснениям. Преосвященный (от 31 декабря 1702 г.) вошел обо всем этом с представлением к Государю, вследствие чего: а) священно- и церковнослужителям соборов и церквей бесприходных и монашествующим возобновлено жалованье по-прежнему, исключая тех, при церквах и монастырях которых существовали уже вотчины или образовались значительные приходы и получались разные выгоды; б) к церквам сельским повелено было отвести пахотные земли и сенные покосы (которые, однако, и до сих пор почти нигде не отведены), или «священникам учинить руги денежныя и хлебныя (это усердно и давалось почти до сего времени) с прихожан по разсмотрению, чтоб не в тягость прихожанам и чем можно сытым быть попу с причетниками»; в) а чиновникам за притеснения, чинимые от них духовенству во вре­мя проездов, Государь грозил строгим судом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Sulo...

Но есть и другая сторона. Когда человек стоит на богослужении и слышит молитвы, ектении, пение, ему приходится постоянно переходить от одной мысли к другой. Ему эти мысли предлагаются, он не имеет права, не имеет возможности остановиться, и потому даже когда какая-нибудь мысль его заденет за душу, ему приходится ее как бы оставлять в стороне и двигаться вперед. Тогда как глухой человек, который стоит и вглядывается в то, что перед ним и во­круг него находится, может остановиться вниманием на любое вре­мя, пока, скажем, какое-нибудь церковное действие не войдет в силу, пока что-нибудь не случится и не созреет в нем понимание, которое его направит на другую икону или на другое событие. Мы большей частью входим в храм и даже не оглядываемся. По уставу мы должны были бы остановиться, перекреститься, положить поклон, поклониться на три стороны народу. Даже если мы так поступаем, это только формальные действия. Но если бы мы вошли в храм и остановились у дверей в глубоком молчании, понимая: я стою, как мытарь, это место святое, это область Божия, где то­лько Бог имеет право находиться и куда я допущен лишь по бесконечной милости Божией, — тогда храм становится бо­гатым присутствием святыни, борьбы с грехом и в конечном итоге Божией победы. Вот первое, что мы можем заметить в тот момент, когда остановились у притолоки. Но это гораздо легче делать, если наше внимание не обра­щено на те или другие звуки. Если мы пришли не к самому началу богослужения и, войдя, слышим, как идет служба, мы сразу обращаем внимание на то, что поется и какие слова говорятся. Я хотел бы сосредоточиться на чуде погружения в тайну Церкви, а меня слова уже несут дальше, дальше куда-то, я не успеваю за ни­ми уследить. Я уж не говорю о том, что в результате этой безуспешной погони за глубинным смыслом молитвенных слов моя мысль начинает рассеиваться, она уже не присут­ствует ни в словах, ни в молчании, ни в храме. А кроме того, мне кажется, что мы мало обращаем внимания на то, как важно молчание как таковое.

http://pravmir.ru/slovo-imolchanie-v-bog...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010