В 1912 году настоятель монастыря архимандрит Серафим (Остроумов) постриг послушника Льва в мантию с именем Леонтий, в честь Леонтия, святителя Ростовского, и в том же году он был рукоположен во иеродиакона. В 1913 году иеродиакон Леонтий был рукоположен во иеромонаха и назначен казначеем монастыря, в каковой должности состоял до 1915 года. В монастыре отец Леонтий узнал и полюбил на всю жизнь монастырский устав и истовое богослужение. Для него с юности был высок и совершенен идеал монаха, и в течение всей жизни трудами и терпением он старался достичь его. Впоследствии жизнь его самого стала образцом для иноков. В 1914 году началась Первая мировая война, Яблочинский монастырь, как находящийся вблизи линии фронта, был эвакуирован в глубь России, и иеромонах Леонтий в 1916 году был определен в Московский Богоявленский монастырь. В том же году он был награжден наперсным крестом. Живя в Москве, он встретил однажды на улице блаженного, и тот сказал ему: «Придет время, тебя поведут по улице и прикладами будут погонять». В 1917 году отец Леонтий поступил в Московскую Духовную академию, но окончить ее не успел ввиду закрытия академии в 1920 году. В том же году он был возведен в сан игумена. В 1922 году Патриарх Тихон назначил отца Леонтия настоятелем Спасо-Евфимиевского монастыря в городе Суздале. В это время жизнь монастыря, частью от внутренних, а частью от внешних причин, пришла в расстройство. Богослужение должным образом и по уставу не совершалось, все хозяйственные дела были запущены, часть братии сочувствовала обновленцам. Новый наместник попытался направить жизнь монастыря в должное русло, но столкнулся с упорно враждебным отношением к этим попыткам со стороны братии, которая стала поносить его, оскорбительно обзывать и злословить о нем. Некоторые из братии дошли до того, что пытались избить наместника и принудить его таким образом покинуть монастырь. Разрешилось все иным образом – в 1923 году безбожные власти закрыли обитель, приспособив ее помещения под тюрьму. Отец Леонтий был переведен в храм Смоленской иконы Божией Матери, а затем в храм святителя Иоанна Златоуста в Суздале. В приходском храме отец Леонтий восстановил ежедневное уставное богослужение и ежедневную проповедь, чем привлек сердца многих верующих, которые стали приезжать сюда из самых отдаленных мест Владимирской епархии. В 1924 году Патриарх Тихон возвел отца Леонтия в сан архимандрита. |
Бог осудил Еву на рождение детей в больших муках, воздыханиях и слезах, под угрозой собственной смерти и потери детей. И мы явно видим: животные, когда плодятся, не подвергаются такой опасности, как женщина во время родов. Женщине необходимо иметь терпение и смирение. Если попадётся ей плохой муж, пусть терпит и благодарит Бога даже больше, чем другие, и стяжает для души своей большую награду. Пусть всегда добрыми словами утешает своего мужа и помнит, что он мучается день и ночь, подвергая свою жизнь опасности, только ради того, чтобы сберечь свою жену. А если есть у мужа какой-нибудь недостаток, пусть жена терпит и не огорчает его, ведь он тоже человек, а не ангел. Пусть всегда помнит о его добродетелях и думает о своих недостатках тоже. Также и ты, муж, если тебе достанется плохая жена, терпи, благодари Бога, потому что будет тебе за это великая награда. Даже если она как-нибудь провинится перед тобой, не обижайся на неё, а подумай о лучших чертах её характера. Вспомни и о своих недостатках. Женщина, у тебя в большей степени, чем у твоего мужа, долг по воспитанию детей и напутствии их на добрую жизнь. Когда твой ребёнок просыпается и сразу просит у тебя есть, не давай ему, а, взяв за руку, отведи к иконе Христа и скажи: «У меня, чадо, хлеба нет, он есть у Христа. Давай помолимся и поклонимся Ему, попросим дать нам пищи». Так ребёнок с детства привыкает к хорошему. Бери его с собой в храм, учи правильно креститься. Покажи ему, как прикладываться к святым иконам, научи его совершать христианские поступки – ты будешь держать ответ за то, как воспитала дитя. Христиане, сыновья и дочери Христовы, также остерегайтесь того, чтобы чрезмерно оплакивать усопших, в особенности ваших детей, которые сразу попадают в Рай как Ангелы. Они принадлежат Богу, а не вам. Вы радуетесь, когда Бог даёт ребёнка. Научитесь же радоваться и тогда, когда Он забирает его. Радуйтесь, ибо дети, как существа безгрешные, во время Второго Пришествия Христова просияют, словно солнце. Тогда Бог вновь вернёт их вам, чтобы вы вместе радовались. Если бы чаду твоему царь захотел воздать царские почести, ты, конечно, с радостью отдал бы его. Насколько же больше надо радоваться тому, что Небесный Царь оказал плоду твоего грязного чрева великую честь, взяв его в Рай, чтобы он и тебе приготовил место, дабы вы радовались вместе. |
Вот ты взошел в церковь . Ты видишь, что она разделена на две главные части: одна выше другой, отделена от нее и доступна только одним священнослужителям, которые совершают службу свою пред престолом и не в обыкновенных одеждах, а в священных ризах; что же все сие значит? Алтарь отделен от прочей церкви для того, что ты, как непосвященный, недостоин взирать на высокие таинства, в нем совершаемые; потому он и возвышен над помостом. На жертвеннике, стоящем по левую сторону, приготовляется жертва, приносимая за грехи твои, а на престоле она совершается; потому и должен ты почитать его, как бы самый престол Божий: врата, к нему ведущие, называются царскими, как бы вход в небесное царствие, ибо ими входит и исходит к тебе сам Господь наш Иисус Христос, в образе жертвы; осеняются они и завесою, для большей сокровенности таинства, тебе недоступного. Но оно доступнее священнослужителям, для сего исключительно посвященным, Архиерею или Священникам его совершающим, и Диаконам при нем служащим; все они облекаются на сие служение в особенные ризы, чтобы тем показать: каким образом, приступая к святыне, должно иметь светлую, чистую совесть и возвышаться духом до созерцания божественных предметов. Ты же, хотя издали, мысленно последуй за ними и, видя сколь священно их служение пред Богом, почитай и люби их, как своих наставников в вере, как своих отцов духовных, которые приемлют от тебя грехи твои и приносят за них жертву. Прежде начала божественной службы и во время приготовления к оной священнослужителей в алтаре, положено чтение, так называемых часов, т. е. возвышенных молитв на разные часы дня, собранных вместе, чтобы и тебя приготовить к благочестивому вниманию, для предначинаемой литургии, если только ты вникнешь и уразумеешь сии молитвы. Обедня или литургия начинается благословением царства Пресвятой Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, которых ты, как Христианин православный, научился исповедовать, при святом крещении, для того чтобы достигнуть некогда сего небесного царствия, обещанного нам Спасителем нашим, Господом Иисусом Христом. |
Наконец, отмечу и третье нововведение. Один Преосвященный обратился в Патриархию с просьбой дать указание по следующему поводу: «За отсутствием своего священника религиозные нужды обслуживаются соседним священником, который иногда находится на расстоянии 15, 20 и более верст. Во время Великого Поста это обслуживание осложняется большим наплывом говеющих, и священник, обслуживающий их, затрудняется всех их исповедовать в пятницу, а в субботу причастить Св. Таин». Патриарший Синод постановил, что в таких случаях священник «может, с разрешения местного Преосвященного совершить для указанной цели Литургию Иоанна Златоустого и во вторник и четверг седмиц Великого поста, исключая первой». Правда, в этом случае идет речь о приходах, где нет священников; но тем более отрадно, что даже и там, где нет духовного руководителя, народ сам стремится удовлетворить религиозную жажду. Все это говорит нам, что вера в России не только жива, но и возгорается в большей степени, чем даже прежде. И с этой точки зрения можно теперь понять несколько загадочные, но и необыкновенно утешительные слова митрополита Сергия, написанные мне в Париж в ответ на наше поздравление его со днем Ангела (28 июня в день свв. Сергия и Германа Валаамских Чуд.): «Дорогой Владыка. Сердечно благодарю Вас и Ваших ближайших сотрудников по Парижу за поздравление, за молитвы и благожелания... Дай Бог и Вам всем в мире и единомыслии, друг друга тяготы носяще, преуспевать на Вашем очень нелегком церковном поприще, трудиться над нивой, чрезвычайно много обещающей в будущем, но в настоящем требующей великого самоотвержения и труда... Молитвенно желаю (и Патриаршей Церкви в Ницце) не смущаться своею малочисленностью, но возрастать в благодати Божией и внутренне, и внешне». Эти слова «чрезвычайно много обещающей» пали мне на сердце сразу, когда я получил письмо. Я при этом припомнил его же слова, сказанные всего лишь тому назад три года, когда его спросили о состоянии религии в русском народе, он ответил корреспондентам приблизительно так: «мы еще не теряем надежды» на возвращение его к Церкви... Так он говорил недавно. А теперь пишет такие ободряющие слова, что нас (а конечно, он это говорит из своего опыта по России) ожидает много, и не просто даже много, а чрезвычайно много прекрасного в будущем. А потому можно в настоящем понести и великое самоотвержение и труд, и понести радостно. |
Это была борьба двух взглядов на Церковь . В. А. Троицкий пишет, что Тертуллиан мыслил о Церкви как об «обществе святых и спасенных», св. Каллист – как об обществе «спасающихся и освящающихся» 20 . Также в этой главе В. А. Троицкий обращается к пониманию святости Церкви на Востоке. В трудах Климента Александрийского и Оригена проблема выведена из юридической плоскости. Согласно Клименту, грех – это порча человеческой природы, ее болезнь, а по мысли Оригена , Церковь – не общество совершенных святых, но «врачебница для больного грехом человечества» 21 . Так в своем обсуждении древних споров о Церкви автор «Очерков...» постепенно доходит до середины III века, когда догмат о Церкви впервые получил полное выражение. Это связано с именем святителя Киприана Карфагенского , чье учение о Церкви составляет пятый раздел диссертации. В то время возникла нужда обсудить проблему церковного единства. Она была весьма близка святому, и он посвятил ей трактат «О единстве кафолической Церкви». Здесь выделены признаки церковного единства – общность веры, молитвы, единство любви; вне Церкви спасения быть не может, и тот, кто вне Церкви,– тот не христианин, считал святитель Киприан. Позже, опираясь именно на мысли святителя Киприана, архимандрит Иларион напишет одну из ярчайших своих работ – трактат «Христианства нет без Церкви» (1915 г.), смысл которого, в сущности, тот же, который вложен в знаменитую фразу святителя Киприана: «Тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь » 22 . Святитель Киприан вместе со святым Иринеем – отцы Церкви, идеи которых особенно явно присутствуют в трудах владыки Илариона. И примечательно то, что представление карфагенского святителя о Церкви как о «благодатном оазисе», вокруг которого простирается бесплодная пустыня, возникшее в эпоху, когда Церковь была еще островком посреди языческого мира, в начале XX века становилось все более современным... В связи с уточнением догмата о Церкви в борьбе против донатизма В. А. Троицкий обращается к богословию IV века. |
За пятнадцать лет своего служения в Москве владыка посетил все московские святыни, везде служил, везде проповедовал, во многих собраниях выступал с лекциями. Протоиерей Иоанн Восторгов так свидетельствует об этом: «С изумлением мы видели, как в праздничный день объезжал он, не зная усталости, свой кафедральный, первый по величине в России град, служил и молился в трех-четырех местах, успевал потом посетить и религиозные собрания то людей образованных, интересовавшихся высшими вопросами жизни церковной, то простецов веры, жаждавших слова наставления в трезвости, в христианских добродетелях» . Чтобы подъять этот чрезсильный для человеческой немощи труд, владыка совершенно отказался от отдыха. Каждый день он вставал рано утром, а ложился в полночь, а то и позже; по делам он принимал с 9 часов утра до позднего вечера, оставляя во весь день только перерыв для обеда и получасового отдыха. 23 ноября 1912 года владыка был назначен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, первенствующим членом Святейшего Синода. Он не желал этого назначения и согласился только после письма к нему императора Николая II. Перед переездом в Санкт-Петербург он приехал помолиться у святынь древнего Новгорода. Было заметно, что владыка скорбел, и на вопрос епископа Новгородского о причинах скорби ответил: «Я привык бывать там в качестве гостя, но я человек не этикетный, могу не прийтись там “ко двору”; там разные течения, а я не смогу следовать за ними, у меня нет характера приспособляемости» . С 30 ноября по 10 декабря 1912 года Москва прощалась с митрополитом Владимиром. За это время с ним встретились главы всех церковных и религиозных учреждений, в создании которых он непосредственно участвовал, и для всех стало особенно очевидно величие его деятельности и его подвига, который он нес в течение пятнадцати лет. Сбылись о нем слова митрополита Санкт-Петербургского Антония (Вадковского): «Если Господь приведет митрополита Владимира пожить там долго, то его чистая душа, его безукоризненная жизнь и ревность о Церкви стяжают ему постепенно такой же авторитет в Москве, каким пользовался митрополит Филарет». Выслушав речи и адреса, с выраженными в них чувствами любви, восхищения и благодарности, митрополит Владимир в ответном слове сказал: «В настоящее время я чувствую истинную радость, но не потому, что эти приветствия льстят моему самолюбию, исконному врагу нашего спасения, – свидетельствую это моей архиерейской совестью, – радуюсь потому, что из вашей любви я усматриваю вашу любовь к Пастыреначальнику. Он – наша жизнь, Он – задача нашей жизни, Он – альфа и омега. В наше время лукавства и безверия я с удовольствием вижу, что вы свободны от современного недуга лжи, маловерия и безразличия. Призываю благословение на вас. Да укрепит Господь вас в вере! Призываю благословение на миссионеров и желаю развития вашей полезной деятельности. Пусть этот Епархиальный дом светит, как звезда над землею, маяк над водою и свеча во тьме!» |
Прочно завоевав свое место в богослужении, иконы имеют аналогичное священным предметам литургическое значение. Через иконы, как и через другие святыни, происходит таинственное восприятие благодати. Но в иконах осенение благодатию Божественного Духа происходит в силу того, что они посвящены имени Бога и друзей Божиих 239 , и в § 20 преподобный Иоанн прямо говорит, что иконы Христа и святых исполнены Святого Духа 240 . Итак, “материальным предметам дается Божественная благодать” 241 . 4. Богословие иконы преподобного Иоанна и учение о человеке То, что преподобный Иоанн ссылается на почитание мощей, вовсе не означает, что иконоборцы ставили под вопрос этот устоявшийся к тому времени обычай Церкви 242 . Мы видим из вышепроцитированной переписки императора Льва III , что он, будучи инициатором иконоборческой смуты, в то же время сам был почитателем мощей святых. Помимо процитированного высказывания в защиту почитания мощей, Лев III также приводит пример из 4 Цар 13:21 — случай воскресения у гробницы пророка. Он приходит к следующему заключению: “Так мы видим, что Сущий Бог вовсе не почитает осквернением обитать в гробе мертвеца, ибо суды Господни — не суть наши суды человеческие” 243 . Поэтому навряд ли император хотел пресечь почитание мощей; преподобный Иоанн же ссылается на этот обычай как на очередной пример богоносности вещества . Как подмечает преподобный Иоанн, Святой Дух обитает в иконописных ликах святых так же, как и в их мощах по смерти, и так же, как Он обитал в их душах и телах при жизни святых : “Ибо святые и при жизни исполнены были Святого Духа, когда же скончались, благодать Святого Духа всегда соприсутствует и с душами, и с телами их в гробницах, и с фигурами и со святыми иконами их, — не по существу, но по благодати и действию” 244 . |
7 Есть предание, что будто бы недавно упразднённый Знаменский Хотмыжский мужской монастырь, находящийся невдалеке от заштатного города Хотмыжска, за 7 вёрст от Борисовки, был основан в то же самое время, по указанию Петра Великого и на его иждивение, также в память Полтавской победы. 8 Сие надписание вероятно сделано кем-либо из Борисовских Управляющих. Ниже увидим, что в 1775 году, Граф Петр Борисович, в Указе своём Борисовскому Прикащику, Герасиму Прокофьеву, приказывал подлинное завещание хранить, «чтоб было не утрачено и не истлело, а в монастыре положить копию». Где ныне находится подлинный акт, неизвестно. Вероятно, в архиве домовой Канцелярии Графа, в С.-Петербурге. 19 Первая супруга Бориса Петровича, урождённая Чирикова, сконч. около 1697 года; чад её, вероятно, их детей, скончавшихся в малолетстве. 24 Не ошибка ли сие Малороссийского переписчика? Вероятно, вместо сего, должно читать: «из Мекленбургии, из места Шверина»; ибо известно, что Фельдмаршал зиму 1716 года провёл с войском в Мекленбургском Герцогстве (см. предисловие к письмам Петра Великого к Фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметеву). 25 Не к этому ли времени относятся богатые вклады Фельдмаршала в Тихвинскую Борисовскую пустынь: напрестольное Евангелие дестевое в серебропозлащенном окладе с собственноручною надписью Графа по листам, и серебряная дарохранительница в 7 ф. веса (см. описание их ниже). 27 При заложении его сделана была нарочито на память медная доска с следующею надписью: «Основася храм сей Тифинския Пресвятыя Богородицы за державы Благочестивейшия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны всея России, и при их Высочеств Благоверном Гусударе Великом Князе Петре Феодоровиче, и супруге Его Благоверной Государыне Великой Княгине Екатерины Алексеевны, и Благоверном Государе и Великом Князе Павле Петровиче, по благословению Святейшаго Правительствующаго Синода и Преосвященнаго Иосафа Епископа Белоградскаго и Обоянскаго, и всечестном Архимандрите Леониде Ладинском. 1759 года, месяца Июля 5 дня. Резал Иван Хмаровский». |
Он упразднил само патриаршество и учредил орган управления церковью — Синод, подчинив его себе. В присяге членов Синода есть такой параграф: «Исповедую же с клятвою крайнего Судию Духовные сия коллегии быти Самого Всероссийского Монарха». А в манифесте об учреждении Сената Петр ясно указал, что оставляет за собой право провести в церкви любые реформы, какие сочтет благими. Основные законы, управляющие нами в настоящее время, все еще пропитаны этими принципами. Статья XLII объявляет «императора яко христианского государя, верховным защитником и хранителем догматов господствующей веры, блюстителем правоверия и всякого в церкви святой благочиния». И в связи с этим Царь в параграфе, касающемся наследования трона, называется «главой церкви» . Во время своего коронования император Павел I торжественно прочел этот акт в Успенском соборе. В Полном собрании законов (том XXIV, 17910) перед текстами помещены следующие слова: «Акт, высочайше утвержденный в день Священной коронации Его Императорского Величества и положенный для хранения на престол Успенского Собора». Текст самого закона начинается словами: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа» . Теоретически, Папа мог очень многое, не только отлучить Людовика XIV от церкви, но и даже, опираясь на теорию монархомахии, расценить его убийство как кару за преступления против церкви. Положение русского императора совершенно иное. Не только церковь не может судить Царя, но Царь является верховным судьей над церковью. Екатерина II, немка по происхождению, друг Вольтера и Дидро, хладнокровно убившая собственного мужа, с религиозной точки зрения неуязвима. Так же, как все бесчинства Александра VI Борджиа никоим образом не колеблют принцип непогрешимости Папы, так и личные качества или недостатки русского императора никак не влияют на его достоинство первосвященника. II В НЫНЕШНЕЕ смутное время, когда самодержавие колеблется, Царь решился созвать церковный собор, и для этого предварительно создал комиссию, состоящую из членов Святейшего Синода, множества епископов, профессоров различных религиозных учебных заведений и нескольких светских лиц. |
2) Введение во храм Пресвятой Девы Марии. В рождестве Богородицы благой Промысл явил свое попечение о приготовлении достойного храма к принятию воплощаемого Бога; и теперь, при своем вхождении во храм, чтобы всецело посвятить себя на служение Богу, сама Богоизбранная Отроковица, по руководству святых родителей своих, внемлет дивному водительству Духа Божия, и, пребывая во храме, приближается к Богу, чтобы богомыслием и молитвами, постом и делами благочестия соделаться достойным вместилищем Бога невместимого, Матерью Сына Вышнего. 3) День, Благовещения, то есть тот день, в который послан был от Бога Ангел в Назарет, где жила пресвятая Дева, Богоизбранная Отроковица, и возвестил ей о бессемянном зачатии от нее, осенением Духа Божия Сына Божия. Это начало великого таинства искупления. Потому Церковь и воспевает так: «днесь спасения нашего главизна и еже от века таинства явление: Сын Божий Сын Девы бывает». 4) День Рождества Христова, день явления великой тайны, день явления Сына Божия на земле в естестве человеческом. Безлетный Сын Божий, предвечно от Отца рожденный, Иисус Христос родился в Вифлееме иудейском, в вертепе. Небесные Ангелы, прославляя Всевышнего, возвестили о рождении Спасителя мира пастухам Вифлеемским, которые, по указанию Ангела, поспешно пришли в вертеп, и видели Богомладенца; а восточные мудрецы или волхвы, под руководством чудесной звезды, приходили с дарами поклониться новорожденному Царю иудейскому, Господу Иисусу. Славу сего великого события кратко изображает нам церковная песнь: «Дева днесь Пресущественного рождает; и земля вертеп Неприступному приносит, Ангелы с пастырями славословят; волсви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, превечный Бог». 5) День Крещения Господня и Богоявления. В этот праздник воспоминается великое событие, явление Святой Троицы. Иисус Христос, будучи лет около тридцати по человечеству, ради нашего спасения приходит, на Иордан, и приемлет крещение в водах иорданских от Иоанна Предтечи. Божество Иисуса Христа засвидетельствовано было древними пророками и во время рождения Его многими великими знамениями; а теперь, во время крещения Его в Иордане, возвещается сошествием на Него Святого Духа в виде голубя и гласом Бога Отца, с небес свидетельствовавшего: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих ( Мф.3:17 ). Так на Иордане совершилось, Богоявление, то есть, явление Святой Троицы: Сын, Божии крестился, Святой Дух сошел на Него в образе голубя, Бог Отец свидетельствовал, что Иисус Христос есть, возлюбленный Сын Его. |
| |