В 1914 году пастырское училище посетил председатель учебного комите­та при Святейшем Синоде архиепископ Финляндский Сергий (Страгород­­ский). Подробно ознакомившись с жизнью и уставом училища, архиепи­­скоп пришел к выводу, что его устав должен быть положен в основу об­щего уста­ва для всех пастырских школ в России и стать обязательным для всех. Жизнь училища за все шесть лет пребывания в нем архимандрита Про­копия в качестве помощника начальника не знала со стороны учеников ка­ких-либо проступков. Напротив, их приходилось удерживать от чрезмер­но­го прилежания к учению и молитве. Огромная заслуга в организации ду­ховной жизни училища принадлежала архимандриту Прокопию. Он был вдохновенным преподавателем и проповедником. Его лекции и проповеди производили неотразимое действие на души слушателей. Преподавание им предметов аскетики, полемического и пастырского богословия было вдохновлено аскетическим жизнепониманием, восприятием жизни как христианского подвига благочестия, подвига духовной борьбы. Слушатели не отрываясь, по несколько часов подряд, несмотря ни на какую усталость, жадно ловили каждое слово вдохновенного учителя. Современники писали о нем, что его отношение к подчиненным и сослуживцам всегда отличалось полной определенностью: непобедимой верностью своим убеждениям и оте­ческой снисходительностью. Они писали о нем: «Образ отца Прокопия, его блестящий огнем праведности взгляд, с милой и всепрощающей улыбкой на добром открытом русском лице, навсегда запечатлелся в душах знавших его» . 30 августа 1914 года архимандрит Прокопий в кафедральном соборе Одессы был хиротонисан во епископа Елисаветградского, викария Одесской и Херсонской епархии. При наречении его во епископа Елисаветградского архимандрит Проко­пий сказал: «Служение епископское поистине есть подвиг и труд. Прошло время спокойствия в нашей церковно-общественной жизни, когда внешние наблюдатели полагали, что епископский сан несет с собою лишь вели­чие положения и всеобщее почитание. Теперь ясно стало всем, что в наше вре­мя повсеместной сектантской вакханалии и хлыстовского психоза, поддер­жи­ваемого многими общественными кругами, всякому человеку, имеющему хоть малую долю чувства пастырского душепопечения и сострадания к заблуждающимся и погибающим, епископское служение несет многие скорби и непрестанные труды, налагает великий подвиг, требует, чтобы добрый пастырь забыл о себе, о своем покое и удобствах и преимуществах жизни, отдал бы все силы свои на служение Божией Церкви, на защиту ее от напа­дений вражиих, обуревающих волнами страстей человеческое общество...

http://fond.ru/kalendar/1216/ioann/

Вот его образ жизни и келейное правило, им самим для себя составленное; оно написано им своеручно: «Во вре­мя ночи: чтение Полунощницы и Помянник; поклоны с мо­литвою Иисусовою – поклоны Богородице и Святому Ангелу-Хранителю. Канон всем Святым. Чтение из Псалтири трех кафизм. Чтение жития Святых Угодников Божиих настоящего дня, с выпискою своих замечаний в рассуждение себе и убеждение к терпению находящих озлоблений. Утренние молитвы. Утреня. Часы. Последование Изобразительных и Акафист Иисусу Христу. Чтение из Евангелия и Апостола по одной главе. Потом чтение из благовестника – десять листов. Чтение книги Камень Веры – десять листов. Чтение толкований Апостольских. Дея­ний – десять листов. Акафист Богородице. Канон Святому Иоанну Предтече и Святому Великомученику Георгию. Чте­ние Духовного сокровища. Из сочинений Преосвященного Тихона Задонского двадцать страниц; Канон покаянный Господу Иисусу Христу. Канон молебный Божией Матери. Канон Бесплотным. Чтение из сочинений Василия Великого – десять листов, с выпискою своих замечаний. Чтение из сочинений Св. Григория Богослова – пять листов. Вечерня. Двенадцать псалмов. Молитвы на сон грядущих. Поклоны». И лишь завершив сии труды молитвенные, удовлетво­рив духовную жажду души своей, затворник для подкреп­ления телесных сил успокаивался. Но, – разве что на самые кратчайшие минуты. Мягкого ложа он не имел, а правду сказать он редко и ложился. Его успокоение со­стояло в сидении на стуле и кратковременной дремоте незадолго до утреннего благовеста, с которым Георгий тотчас восставал и, ознаменовав чело крестным знаме­нием, снова вступал в тот же круг молитвенный, который мы описали. Большею частью старался он преодолевать и самую дремоту, воздерживаясь совершенно от сна по несколько суток. Пищу затворник употреблял не всякий день, и то – ближе к вечеру. Для него всегда приготовляли келей­ные четверть фунта белого хлеба и мерку или кружку воды, несколько смешанной с уксусом. И как он не всякий день сносился с келейными, то имели они обы­чаи на два дня подавать ему пятикопеечную булку и двойную порцию воды с уксусом – и более ничего. Одежду носил постоянно одну до того времени, пока совершенно обветшает – и тогда ее переменял. Достояние и украшение его келии состав­ляли святые иконы и книги, из коих, подобно трудо­любивой пчеле, собирающей сладкие соты на цветах, извлекал он все полезное и назидательное для утеше­ния сердца и спасения души.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Zadons...

Отношение руководителей Православных Церквей к экуменизму, точнее, их отношение к изменению позиции 1948 г., по рекоменда­ции Карпова «осторожно выяснялось» на протяжении 1956 г. во вре­мя визитов церковных делегаций в Москву и ответных визитов де­легаций РПЦ, в переписке с главами Церквей. К концу 1956 г. руководству Совета стало ясно, что назрел со­зыв нового всеправославного совещания глав Церквей. В январе 1957 г. Г.Г. Карпов «ориентировал» митрополита Николая: «Главной за­дачей по внешней работе Московской патриархии в 1957 году явля­ется созыв совещания глав и представителей православных церквей для решения вопросов об отношении к экуменическому движению» [lxix] . Учитывая опыт подготовки совещания 1948 г., митрополит Николай и Г.Г.Карпов посчитали, что совещание целесообразно приурочить к какому-либо церковному празднику. В письме от 21 мая в ЦК КПСС Карпов отмечал: «...Учитывая, что от поездки на специально созванное совещание не­которые церкви могут уклониться, патриархия намечает пригласить глав и представителей церквей на церковные торжества в связи с ис­полняющимся в ноябре 40-летием восстановления патриаршества в Русской православной церкви и использовать приезд делегаций для проведения совещания» [lxx] . Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 13 июля 1957 г. проведение совещания глав Автокефальных Православных Церквей в Москве в ноябре 1957 г. по случаю 40-летия восстановления патри­аршества в РПЦ было санкционировано. Первоначально намеченное на июнь 1957 года и затем на ноябрь, совещание и празднование 40-летия восстановления патри­аршества, согласно «пожеланию восточных па­триархов перенести торжества на более теплое время», было перенесено на май 1958 г. [lxxi] . По информации митрополита Николая, принципиаль­ная позиция высшего клира ряда Церквей за 10 лет не изменилась: «румы­ны, сербы, болгары, антиохийцы, греки категорически против уча­стия в экуменическом движении, они все, за исключением греков, сторонники наших соглашений 1948 года» [lxxii] .

http://bogoslov.ru/article/4642910

Палицын рассказывает, что каждый из выборных людей должен был написать свое мнение об избираемом царе, и когда 21 Февраля представлены были такие записи в заседание Совета, оказалось, что общее мнение было в пользу Михаила. Итак, он тор­жественно провозглашен был царем и войско, собранное у Лобного Места, радостно воскликнуло: «да будет царем нашим. Михаил Феодорович Романов!» В тот же день собрали присягу новому ца­рю и отправили в Кострому грамоты к самому Михаилу и матери его, инокине Марфе. Отсылаем любопытных к акту избрания Ми­хаила на царство; в нем дело раскрыто со всеми подробностями. 141 Во время совещания Земского Совета, князь Дмитрии Михайлович Пожарский был в Москве одним из главных действующих лиц. Он подписался под дарственною грамотою, данною Трубецкому на владение Вагою. К нему и к Трубецкому, относились все чины в деле о избрании царя. 142 Пожарский подписался за себя и за Хован­ского и под самою выборною грамотою, и ездил встречать нового царя. 143 11-го июля Михаил Феодорович венчан на царство. Во время коронования Пожарский занимал важный пост: ему царь поручил принесть с казенного двора царский чин, т. е. бармы, скипетр, державу и венец; во время процессии, отправлявшейся из дворца в Успенский собор, Пожарский нес царский скипетр и во все вре­мя литургии стоял около аналоя, на котором лежали царские регалий и «берег со страхом и трепетом, чтобы никто же от простых-людей прикоснулся того царского сану и венца». Во время помазания царя миром он держал яблоко царского чина (державу), 144 по­сле коронования был приглашен к царскому столу и награжден саном боярина, как значится в дворцовых записках, в кото­рых читаем: «В разряде сыскано в 121 году Июля в 11-й день Государь Царь и Великий Князь Михаил Феодорович всея Русии по­жаловал в бояре стольника князь Дмитрия Пожарского, а боярство ему сказывал Гаврило, Григорьев сын, Пушкин. И Гаврило бил челом Государю, что ему, князю Дмитрию, боярство сказывать не вместно, потому что родители их меньши Пожарских нигде не бы­вали. И Государь указал для своего царского венца во всяких чинех быть без мест, а не для Гаврилова челобитья, а челобитье всех отставить, и Гаврило князю Дмитрию боярство сказывал». 145 В тот же день знаменитый сподвижник Пожарского, Козьма Ми­нин пожалован думным дворянином 146 и награжден отчиною в Нижегородском Уезде, селом Богородицким с деревнями. 147 30-го июля и Пожарскому, дана жалованная грамота на его прежнее поместье – Нижний Ландех. 148

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

Молитвы, Символ веры и Евангелие (Новый Завет) были исключительно на церковно- славянском языке, и только Катехизис, как мне помнится, Катехизис митрополита Филарета, который мы выборочно зубрили слово в слово, был на русском, и то весьма архаическом (как сейчас помню отрывок, объясняющий, почему крестная смерть Спасителя избавляет нас от греха, проклятия и смерти: «Дабы мы удобнее могли веровать сей тайне, слово Божие вразумляет нас о ней, сколько вместить можем, через сравнение Иисуса Христа с Адамом. Адам естественно есть глава всего человечества, которое составляет одно с ним, по естественному происхождению от него» — и т. д.) . На воскресной обедне, которую многие из нас знали почти наизусть, стояли в гимназической церкви строем, иногда, перед большими праздниками, отстаивали вечерни, часть класса (счастливчики!) пела в церковном хоре, но ходили и в городскую рускую Троицкую церковь, и на кладбище к Иверской. Церковнославянский язык звучал остоянно, церковнославянские тексты (заповеди Моисея и заповеди блаженств, Молитвы, тропари, небольшие притчи из Евангелия), как и латинские тексты или тургеневские стихотворения в прозе, заучивались наизусть, отдельные гимназисты прислуживали в церкви, читали часы, исполняли обязанности псаломщика. Церковславянский язык звучал чаще, чем воспринимался зрительно. Чтобы понять, как глубоко был воспринят русскими людьми или людьми русской культуры церковнославянский язык во времена, которые сейчас кажутся почти патриархальными, достаточно прочитать краткий и необычайно яркий рассказ «Панихида» парижского российского писателя Гайто Газданова, ставшего эмигран­том после гражданской войны в нашей стране. В рассказе описывается, как во вре­мя немецкой оккупации Парижа в 1942 г. умер от чахотки русский беженец, как при­шли к нему его немногочисленные, во многом случайные знакомые, которые позва­ли русского священника, чтобы прямо в доме отпеть покойника и потом отвезти его на кладбище: «Батюшка, старый человек с хрипловатым от простуды голосом, при­ехал через четверть часа.

http://pravoslavie.ru/52385.html

В комнате, где жил епископ, около большого окна стоял стол, за которым он работал; за этим же столом все пили чай и обедали, чаще всего в присутствии гостей, так как владыку всегда кто-нибудь посещал и после беседы оставался на трапезу. На праздники к владыке приезжало много богомольцев из Иванова, Кинешмы и Москвы. Со всяким он находил вре­мя для беседы, всех выслушивал, если кто просил – исповедовал. Он смиренно, терпеливо и сострадательно вникал в нужды и горести каждого, и все у него находили совет, поддержку и утешение духовное. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин был возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному служению владыки, несмотря на все гонения, ощущалась верующими в Калу­ге как одна из самых радостных. Воскресение Христово осознавалось реаль­нее всех событий мира сего, перед ним отступал и рассеивался тяжелый мрак, охвативший тогда все сферы жизни народа. Осенью 1937 года среди духовенства, верующих и жителей города Калу­ги начались аресты. Архиепископ Августин был уверен, что воинствующие безбожники непременно его арестуют, и он спокойно и серьезно готовился к предстоящему аресту и грядущим страданиям. Пересматривал записи, пись­­ма, уничтожал все то, что кому-либо могло повредить. Накануне пра­зд­ника Рождества Богородицы, 20 сентября, ему пришла повестка с требова­ни­ем явиться к городским властям. Иногда власти вызывали архи­ерея в зда­ние городского совета по церковным делам, но время в этой повестке было проставлено столь позднее, что владыка понял, что его вызывают для ареста. Дочь владыки почти всегда заходила из школы к нему, а вечером уходила ночевать к себе. В этот день она задержалась в школе и не пошла на всенощ­­ную. Когда владыка пришел из храма, он спросил ее: «Ты почему не бы­ла на всенощной? Я тебя искал. Я тебя смо­трел». И прибавил: «Меня вызывают в горсовет». Затем благословил ее и сказал: «Если тебе будут нуж­ны деньги – молись преподобному Серафиму, он поможет тебе. Он всегда мне помогал».

http://fond.ru/foto/1213/Anna/

До 1835 г. Троицкая церковь была окружена постройками обывателей до того, что с Рыбной улицы от дома купца Карталова ее закрывали ветхие избы одного крестьянина, а с южной стороны — дом и двор мещанки Анны Ждановой. В 1835 г. церковный староста, купец Алексей Ханайченков приобрел первое место для церкви за 6000 р. ассигнациями, как необходимое для выгод и внешнего благолепия храма. На при­обретенном месте, равно и на бывшем уже церковным, устроены тем же старостой три жилые комнаты с лавками. С южной стороны, по Троицкому переул­ку, устроен в 1820 г. деревянный на каменном фундаменте дом, покрытый железной крышей, старанием церковного старосты купца Алексея Быковцова. В 1840 г. приобретен покупкой двор и дом мещанки Анны Ждановой и в следующем году на месте ветхой кухни устроен каменный фли­гель о трех комнатах. За двор и дом Ждановой заплачено 10 000 р. ассигнациями, которые собраны церковным старостой Ханайченковым от доброхотных дателей-прихожан. В 1838 и 1843 гг. на место бывшей каменной низенькой ограды устроена ограда железная с чугунными колоннами и двумя железными ре­шетчатыми воротами. Суммы употреблено около 40 000 р. ассигнациями, которая собрана во вре­мя самого производства работы от жертвователей старанием купца Алексея Ханайченкова. http://dalizovut.narod.ru/filaret/fila2_02.htm Нынешний Свято-Троицкий храм начал свою историю в далеком XVIII веке. Тогда на этом месте была построена обычная деревянная церковь. Однако со временем, в период с 1758 по 1764 год, она была обложена камнем. Располагалась церковь у самого подножья Харьковской крепости, в районе под названием Подол. Город начал стремительно расти, улицы расширялись, их стали мостить брусчаткой. В скором времени уровень улиц стал выше той площадки, на которой располагался храм. Это стало приводить к частым подтоплениям церкви, особенно в период таяния снегов. Кроме того, количество жителей данного района настолько возросло, что прихожанам стало тесно в небольшой деревянной церквушке. В связи с этим появилась острая необходимость в возведении нового храма, потому как прежний, из-за низменной местности, перестроить было невозможно. 

http://sobory.ru/article/?object=03866

XIV. Вот, подлинно, чествуется и вещество, считаемое вами презренным. Ибо что ничтожнее «козьей шерсти» и красок? Или не краски: «червле­ница», и «багряница», и «синета»? Вот, подлинно, и дела рук человеческих, и изображение Херуви­мов; также и вся эта скиния была образом. Ибо «смотри», говорит Бог Моисею, «да сотвори» все «по образу, показанному тебе на горе». И, однако, весь Израиль, [стоя] кругом [ее], поклонялся [перед ней]. А кроме того, Херувимы, разве не находи­лись они перед глазами народа? И кивот Завета, и светильники, и трапеза, и золотая стамна, и жезл, на что взирая народ поклонялся? Я не по­клоняюсь веществу, поклоняюсь же Творцу веще­ства, ради меня сделавшемуся веществом, и в ве­ществе положившему Свое жилище, и через посредство вещества сделавшему мое спасение. Ибо: «И Слово стало плотью и обитало с нами» ( Ин.1:14 ). А всем ясно, что плоть – вещество и творение. Итак, почитаю вещество, через которое соделалось мое спасение, и благоговею [перед ним], и поклоняюсь [ему]. Но почитаю не как Бога, а как исполненное божественного действия и бла­годати. Разве не вещество – древо креста, триж­ды счастливое и преблаженное? Разве не вещест­во – гора, почитаемая и святая, краниево место? Разве не вещество – живоносная скала, святой гроб, источник нашего воскресения? Разве не ве­щество – чернила, кожи, [на которых написаны книги] Евангелий? Разве не вещество – животво­рящая трапеза, доставляющая нам хлеб жизни? Разве не вещество – и золото, и серебро, из ко­торых устраиваются и кресты, и святые диско­сы, и потиры? Разве не вещество, предпочтитель­но перед всем этим, тело и кровь моего Господа? Или устрани почитание всего этого и поклонение, или позволяй по церковному преданию и покло­нение иконам, освящаемым именем Бога и друзей Божиих 39 , и по этой причине осеняемым благода­тью Святого Духа. Если ты запрещаешь изобра­жения по причине [предписания] закона, то вре­мя тебе и субботствовать, и обрезываться, ибо это неуклонно повелевает закон, – и соблюдать весь закон и не праздновать Пасхи Господней вне Иерусалима. Но узнайте, что, если соблюдаете закон, «не будет вам никакой пользы от Христа» ( Гал.5:2 ). Время тебе и вести к бракосочетанию жену брата, и восстановлять семя брату (См. Втор.25:5–10 ), и не воспевать пес­ни Господней на земле чужой ( Пс.136:4 ). Но – нет! «Вы, оправдывающие себя законом, отпали от бла­годати» ( Гал.5:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

9 ноября. Снег не тает. Начинает немного морозить. Брат ушел домой. День читала книги, полученные от отдела народного образования для вне­классного чтения учащихся. Получила 62   книги, а дать почитать детям не­чего. Хорошо они не поймут содержания (так и читать для них неинтерес­но), а поймут, какая для них польза, нет почти во всех книжечках ни одной светлой стороны. Все порок и порок. Зачем же давать детям их? Зачем их развращать? 13 ноября. Снег стаял, реки разлились, как в весеннее половодье. Теперь начинает морозить, сегодня день даже и не оттаяло. Вчера была в городе. Получила жалованье за ноябрь месяц, 17 миллиар­дов, думается, очень много. Пошла в лавку купить что-либо для праздни­ка в честь великомученицы Екатерины. 1 фунт белой муки 105 миллионов, фунт мыла 400 миллионов. Спички 300 миллионов. Керосин 70   миллионов фунт. Фунт баранок 130 миллионов рублей. 1 фунт изюма 450 [миллионов] рублей. 1 фунт сахара 825 миллионов. 1 фунт конфет 450 миллионов. Крын­ка молока 150 миллионов. Сапоги валяные шесть миллиардов. Кожаные 20 миллиардов. Получила миллиарды, а на башмаки не хватит. 21 ноября. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Сегодня за обедней и вчера за всенощной было много народа в церкви. Слава Тебе, Господи! Пели всем хором так: не хорошо, не худо. Но чувствовалось легко. Одно омрачало: ну да об этом я умолчу. Эти переживания и чувства никогда не забудешь и не писавши. Часто думаю: сказать об этом кому-либо или не надо, а, пожалуй, не выскажешь. Один раз уже было совсем собралась, а вре­мя пришло, и не могу сказать. 26   ноября. Сегодня возвратилась из дома. Накануне праздника великомученицы Екатерины попала домой. Много меня раньше смущала Вол­га. Была в Угличе 22-го, лед шел, и возили на лодках. Вечером 22-го встала, утром 23 го пошли. Так я была рада, что попаду на праздник домой. Люблю я праздновать праздники в своей маленькой церковке. Как-то умиротвори­тельно действует на душу и служба, и обстановка нашей чистенькой церков­ки. 25 го начал таять снег и очень сильно, сегодня переходила тоже по льду через Волгу, хоть несколько и опасно. Жаль, опять бы Волга не двинулась.

http://fond.ru/kalendar/581/iraida/

Человек лечится в больнице в надежде восстать от одра болезни, а ему делают там смертоносный укол вместо целебно­го. И усопший, и помогший ему умереть предстанут Богу. Как они будут судимы? Сколь Божиих служителей погибло в годы лихолетья через насильственное повеше­ние, и все вменяются в мучеников, а само­убийцы погибают для вечности. И вот то же самое совершается в жизни ежеднев­но. Кто-то не доживет до того открытого выбора — или вера, или хлеб, — но выбор жизненного пути: или за Богом, или про­тив Бога — совершается в жизни каждого человека и ранее, и теперь, и до конца дней жизни. Только на чаше весов лежит сейчас еще не кусок хлеба. А и такое вре­мя настанет. Но когда? Бог весть! Чем больше людей выбирают жизнь против Бога, тем скорее приближается последний выбор. Земля_перестанет родить хлеб, злобы живущих на ней. Вся природа возопиет к Богу от человеческих беззако­ний. Поле жизни зарастет тернием и бурь­яном, а мы ведь делатели на этом поле, делатели на Божьей ниве. Дух Божий хранить надо, а это - ра­дость, мир, любовь, воздержание и прочее - в Боге и по Богу. Только это не сгорит в последнем огне, и только это будет сви­детельствовать о нашем сердечном выбо­ре, а карточки, паспорта, номера, печати — все сгорит без следа. Да, безусловно, мир на последней ско­рости спешит к Страшному суду. Борьба зримая и очевидная, но борьба за души, а не за что другое. И не без нашего участия все это происходит и теперь. И тем более на последнем этапе, когда мы должны будем дать ответ: «Како веруем?» Так вот, мы ждем слова Святейшего и ни на минуту не усомнимся во всемогу­ществе Промысла Божия, который знает, как спасать верных и любящих Бога. Вот наше оружие — любовь к Богу и Церкви. А хлеб ешьте, Бог его дает миру; ешьте, пока его выдачу не связали с Вашим веро­ванием. И наша задача — беречь Церковь от раскола и ересей. Прошу Ваших святых молитв и архи­пастырского благословения. 29 января 1998 года Дорогой о. А.! Получил второе Ваше письмо. В отно­шении «общества» я Вам ответил и повто­рю еще раз: «дело это гражданское и об­щественное в целом», а православное ми­ровоззрение — это дело личное человека.

http://pravoslavie.ru/put/040312165535.h...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010