Преподобный Ефрем Сирин Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова. Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. Чудом, которое известно только тем, кто принес свою жизнь в жертву всесожжения во имя Господне, глаза преподобного Ефрема превратились в неиссякаемые источники слез. Долгие годы ни днем, ни ночью, ни на одно мгновение эти светлые воды, несущие очищение и освящение «второго крещения» слезами, не переставали течь из его глаз. Они превратили лик преподобного Ефрема в чистейшее зеркало, отражающее присутствие Божие. Святой постоянно оплакивал свои грехи или грехи других людей. Иногда, когда он переходил к размышлению о тех чудесах, которые Господь совершил ради нас, его плач превращался в слезы радости. Так возникал чудесный круг, в котором невозможно было различить начало и конец: в рыданиях рождались слезы, из слез – молитва, из молитвы – проповедь, которая прерывалась новыми рыданиями. Чтение замечательных поучений преподобного Ефрема о сокрушении или его совершенно реалистичных описаний Страшного суда не может оставить бесчувственным даже окаменевшее сердце. Многие поколения христиан вплоть до наших дней проливали обильные слезы над творениями преподобного Ефрема, открывающими для грешников путь покаяния и обращения.

http://pravoslavie.ru/51516.html

Разделы портала «Азбука веры» ( 18  голосов:  3.9 из  5) Виктор Мамонов (1937–2009) Из поэмы «Чудеса и труды Преподобного Сергия» Моленные иконы Ковчег дощатый уплывал, а Сергий Из жизни временной – в проем дверной, К оконной раме смерти вид усердный – За промельк в вечную, мельчал больной, Едва следил постукиванье ветки, Понудил грустных иноков собрать, Молил останки погрести не в церкви, В отекшей глине яму откопать. Кто приобщился Тайн перед уходом, Ученики поддерживали, сам Унылую постель покинул, поднял Слезящие от радости глаза, Жизнь выдохнул, и если не сыскали По узкой кельице, ждал или свел. Желанными небесными цветками Запах луг кипарисовый, – зацвел. За жесткие бревенчатые стены Усмотрят два намоленных окна, На два новопреставленные тела: Духовная реальность не одна. Но вглядываньем в крайние иконы Безценную высматриваем связь Меж небом Одигитрии с Николой, Оградой мокрой, кельицами в грязь. Две мысли были переданы порознь Святому, чтоб в пейзаже проявил, Внес в русскую историю соборность, В безвестной Троице соединил. Одна нам в помощь чистыми стопами В жизнь, внешнюю спасенью – негде стать, В другой душа ступени вырубает По дереву духовному – летать. Путеводительницы воплощенье, Восхищен из щепы не то лузги Никола и зазеленить прощенье, Молебной части Сергия ростки. Как ни скора, ни чудотворна помощь, На русском неустройстве продлены, Повреждены грехом, – доской иконы Прикосновенья не заграждены. Повернута молитвенным цветеньем Икона не окно, не слепнет – дверь Отбита настежь – шли да шли. Святыня Келейная поделена на две. Гармония стен кельи, наша мелкость, Разъединенье не кровоподтек, Укрыта в коже пальцев многомерность, Тон вечности ни холоден, ни тепл. Мафорий Девы и Николы ряса, Гиматий на Младенце – омофор: Не явно сходны цветовые массы, Таинственен единства мирный спор. У Матери пейзаж лица овален, Ребячьей стрелки посредине уст Покой подобран не на месте брани, А обданный росой рябины куст. Не стянута духовность к переносью – Угодник сжат, как ветер на низах,

http://azbyka.ru/fiction/molitvy-russkih...

Разделы портала «Азбука веры» игумен Никон (Смирнов), настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря Богослужебное пение занимает в Церкви Христовой важное место и составляет ее неотъемлемую часть. Когда мы войдем в храм и в нем еще не началась служба, тихая, благоговейная его обстановка приготавливает нас к богослужению. И как бы ни был храм великолепен в своем убранстве, в росписи стен, в иконостасе, в киотах, в паникадилах, подсвечниках и т. д., если под его сводами еще не раздается чтение или пение, даже самое простое, то храмовое действо не началось, пульс жизни Дома Божия не ощущается. Но вот мы слышим возглас священнослужителя, а за ним и пение, и тотчас вся атмосфера храма изменяется: он весь наполняется звуками, таинственно преломляющими перед слухом молящихся грань между этим видимым и тем невидимым миром, в который устремляется наша душа вслед за возносящимся горе пением. Богослужебное пение — это дыхание храма. Прекрати, устрани это пение — и храм представляется иным, неживым. В старинных документальных известиях существовало такое понятие: «Храм стоит без пения»; к примеру: «в селе Архангельское церковь без пения » — что означало закрытый (недействующий) по тем или иным причинам храм. Какова природа богослужебного пения? Господь, Творец всяческих, Царь славы, создав мip видимый и невидимый (ангельский), восхотел приобщить созданные существа Своей славе, блаженству. Разумные твари, исполненные чувств восхищения красотою, премудростью, великолепием творений и всего мipoздahuя, не могут оставаться только созерцателями божественных дел. Наделенные Творцом способностью петь, они готовы восхвалять величие Его творений не умолкая. Так мы и узнаем из Священного Писания, что ангельский мир непрестанными гласами воспевает песнь Богу: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф». Благодарностью и прославлением Бога начинает священник всякий чин богослужения: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа», или «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельной Троице, всегда, ныне и присно и во веки веков».

http://azbyka.ru/o-cerkovnosti-bogosluzh...

Святитель Нифонт, патриарх Константинопольский Святитель Нифонт жил в XV веке. Он родился на Пелопоннесе у богатых и добродетельных родителей. Его отец, Мануил, служил первым советником морейского деспота Фомы Палеолога (1430–1460). С самого раннего детства Нифонт отказывался от игр, чтобы изучать Священное Писание и богоносных отцов, так что к двенадцати годам в совершенстве знал весь чин богослужения. Острый ум мальчика вызывал восхищение у учителей, но его сердце стремилось лишь следовать примеру святых монахов, о которых он с жадностью читал в житиях. Однажды ему встретился монах по имени Иосиф, и, поговорив с иноком, Николай (таково было мирское имя святителя) последовал за ним, не попрощавшись даже с матерью и родными. Придя в Эпидавр, Николай услышал о почитаемом святом отшельнике Антонии и отправился к нему. Его восхитила жизнь подвижника и его наставления. Несмотря на предупреждения Антония о трудностях отшельнической жизни, он со слезами вымолил разрешение остаться жить под его руководством. Иосиф же пошел далее своим путем. Николай получил послушание каллиграфа и с жаром принялся за аскетические подвиги. Он безоговорочно слушался старца и старался во всем подражать его ангельской жизни, так что Антоний вскоре постриг его с именем Нифонт. После этого он удвоил подвиги. Никто не слышал от него смеха или праздных слов, и он всегда плакал, читая духовные книги. Спустя некоторое время Антоний почил в Господе, и Нифонт был вынужден искать другого духовного отца. Услышав, что мудрый и добродетельный афонский монах Захария поселился в городе Агре, он поспешил к нему и попросил рассказать о жизни на Святой Горе. Однако нестроения, возникшие в Церкви после заключения унии на Флорентийском соборе (1439), не позволяли монахам пребывать в безмолвии, как они того хотели. Святой Нифонт последовал за старцем в области Аскалон и Крогия в Албании, чтобы утвердить народ этих мест в православной вере. Деспот Георгий Кастриотис (1408–1468) стал духовным сыном Захарии, и оба монаха поселились в его дворце. Вскоре был взят Константинополь (1453), и это вызвало сильные волнения во всех христианских землях. Святые укрылись в горах, а когда волнения улеглись, отправились в Охрид и поселились в монастыре Богородицы.

http://pravoslavie.ru/55562.html

Святой апостол первомученик и архидиакон Стефан Аудио После Пятидесятницы и Сошествия Святого Духа на апостолов множество людей обратилось к исповеданию Христа, внемля пламенным речам учеников Христовых и видя сотворенные ими чудеса. Сделавшись через святое крещение членами Церкви Христовой, новообращенные оставляли все свое имущество, возлагая вырученные деньги к ногам святых апостолов. Избавившись от мирских привязанностей и уз, они жили сообща, единые сердцем и душой. Продолжая неукоснительно исполнять все религиозные предписания в Иерусалимском Храме, они затем собирались частным образом, внимая апостольским проповедям, славя Господа Иисуса Христа и с радостью участвуя в празднестве вечной жизни – святой Евхаристии, знаменовавшей их общение с Богом и взаимную любовь во Христе (см.: Деян. 2: 42–47; 4: 32–34). Поскольку число последователей новой веры непрерывно росло, двенадцать апостолов постановили назначить семерых братий, славных мудростью и исполненных Духа Святого, для помощи апостолам в заботах о повседневных нуждах общины. В первую очередь речь шла о служении во время совместной трапезы и попечении о вдовах и неимущих. Таким образом, сами апостолы, избавленные от материальных забот, могли полностью посвятить себя молитве и наставлению в вере. Тогда же апостолы возложением рук поставили на служение семерых диаконов : Стефана, Филиппа, Прохора, Никанора, Тимона, Пармена и Николая (Деян. 6: 1–6). Деятельность Стефана, поставленного во главе диаконов, выходила за рамки чисто материальных вопросов жизни общины. Исполненный благодати Духа Святого и наделенный даром чудотворения, обладавший властью говорить как посланец Божий, Стефан вызывал у окружающих восхищение. Поэтому однажды разъяренные иудеи, будучи не в силах противостоять его доводам, ложно обвинили Стефана в богохульстве и стремлении ниспровергнуть Закон и привели в синедрион на суд к первосвященнику. Молодой диакон бесстрашно предстал перед судьями. Дух Божий, Который Христос обещал ниспослать Своим ученикам, когда им нужно будет отвечать на обвинения (см.: Мф.

http://pravoslavie.ru/58668.html

Святой Стефан родился 2793 в г. Устюге. Его благочестивый отец Симеон, по происхождению Русский, был чтецом при Богородицкой соборной церкви. Жена его Мария была так же примерной христианкой, в жилах которой текла тоже русская кровь. У прекрасных родителей был прекрасный и сын, со своего раннего детства приводивший их в радость и восхищение. Отданный ими учиться еще маленьким дитятей, он, благодаря своей живой памяти, острому уму и выдающемуся прилежанию, с замечательной быстротой и редкостной твердостью усвоял учение. Не прошло еще и года его обучения, а он уже по достоинству занял должность канонарха и чтеца при том же храме, при котором служил его отец. Превзошедши многих родных и чужих сверстников своим знанием Божественного Писания, он еще более превосходил их своею добродетельной жизнью. Он возрастал в детстве, чистоте, целомудрии и трудолюбии и избегал общения с развращенными и проводящими время в суетных играх и забавах. Многие, прочитанные им, книги Ветхого и Нового Заветов породили в его уме мысль о суете настоящей кратковременной жизни, быстро протекающей как река и скоро увядающей подобно травному цвету. Вместе с тем Священные книги зажгли в его сердце чувство неугасимой любви к Богу. Под давлением господствующей мысли он принял монашество от игумена Максима в Ростовском монастыре святого Григория Богослова . В монастыре было богатое собрание книг. Здесь Стефан проводил поистине монашескую жизнь, удовлетворяя в то же время свою жажду знания. Пост, молитва, слезы покаяние, смирение, терпение, незлобие, послушание, любовь, изучение днем и ночью закона Господня – вот добродетели, которые украшали новопостриженного. Кроме того, он сам написал много книг, свидетельствующих доныне о его богомыслии и трудолюбии. За свою добродетельную жизнь он поставлен был во диакона Ростовским епископом Арсением 2794 , при котором было совершено и его пострижение в монашество. Чрез несколько лет он, по повелению правителя всероссийской митрополии Михаила, прозванного Митяем 2795 , хиротонисан Коломенским епископом Герасимом во пресвитера.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Скачать epub pdf Кончина праведника См. также: Болезни . 105; Вера . 127; Кротость . 368; Подвижник . 758; Прозорливость . 914. 330. Отшельник, предвидя свою кончину, пригласил поселянина, попросил вырыть могилу, лег в нее и мирно скончался Двое отшельников жили близ обители аввы Феодосия в Скопеле. Старец скончался, и ученик его, совершив молитву, похоронил его в горе. Прошло несколько дней. Ученик отшельника спустился с горы и, проходя мимо селения, встретил человека, трудившегося на своем поле. “Почтенный старец, – обратился он, – сделай милость, возьми свой заступ и пойдем со мной.” Земледелец пошел за ним. Взошли на гору. Отшельник указал мирянину на могилу своего старца и сказал: “Копай здесь!” Когда тот вырыл могилу, отшельник встал на молитву и, окончив ее, спустился, лег над своим старцем и отдал душу Богу. Мирянин, зарыв могилу, вознес благодарение Господу. Сойдя с горы на такое расстояние, как может упасть брошенный камень, сказал сам себе: “Я должен был бы принять благословение от святых!” Подвернувшись, он уже не мог найти их могилу, (Луг духовный. С. 110). 331. Святой Иоанн Молчальник видел, что душу странника приняли Ангелы и вознесли ее на Небо с псалмопением См. также: Ангелы . Святой Иоанн Молчальник возымел желание видеть, как разлучается душа с телом, и, когда просил об этом Бога, был восхищен умом во святой Вифлеем и увидел на паперти церкви умирающего странника. После кончины странника Ангелы приняли его душу и с песнопениями и благоуханием вознесли на Небо. Тогда святой Иоанн захотел наяву своими глазами увидеть, что это действительно так. Он пришел в святой Вифлеем и убедился, что в тот самый час действительно преставился этот человек. Облобызав его святые останки, он положил их в честной гроб и возвратился в свою келию. (Палестинский патерик. С. 17). 332. Умирая, авва Иосиф увидел диавола и повелел ученику подать жезл; видя это, диавол исчез См. также: Демонские козни ; Ревность . Поведали: “Когда авва Иосиф Панефосский кончался, сидели у него старцы. Посмотрев на дверь, он увидел диавола, сидевшего у двери. Тогда, подозвав своего ученика, авва сказал ему: “Подай жезл. Он думает, что я состарился и не могу с ним справиться.” Ученик исполнил просьбу. Авва взял жезл, и старцы увидели, что диавол, в образе собаки, протиснулся в дверь и исчез.” (Еп. Игнатий. Отечник. С. 304. 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Скачать epub pdf КРЕСТ Тайна Креста Господня – тайна спасения мира Кто может достаточно изъяснить тайну Креста, послужившего орудием страданий Спасителя? В самом деле, сколько было других способов, посредством которых Он мог исполнить совет Свой относительно страдания за нас! И однако из всех Он пожелал и избрал один этот, как Сам предрек о Себе: «Сыну Человеческому должно много пострадать»... ( Лк. 9, 22 ). Заметь, как говорит Он здесь: не просто только и в общих чертах предсказывает Свои страдания, как сделал бы кто другой, но, по некой таинственной необходимости, обозначает и как бы узаконивает для Себя один род смерти: «Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки человеков грешников, и быть распяту, и в третий день воскреснуть» ( Лк. 24, 7 ). Вникни в значение этого «надлежит», и ты увидишь, что в нем заключается именно нечто такое, что не допускает другого рода смерти, кроме Креста. В чем же причина этого? Один Павел, восхищенный в притворы рая и слышавший в них неизреченные глаголы, может изъяснить ее... может истолковать эту тайну Креста, как отчасти и сделал это в послании к Ефесянам: «чтобы Вы... могли постигнуть со всеми святыми, что широта и долгота, и глубина и высота, и уразуметь превосходящую разумение любовь Христову, дабы вам исполниться всею полнотою Божиею» ( Еф. 3, 18–19 ). Не произвольно, конечно, божественный взор апостола созерцает и начертывает здесь образ Креста, но уже это показывает, что чудесно очищенный от тьмы неведения взор его ясно прозрел в самую суть. Ибо в очертании, состоящем из четырех противоположных перекладин, выходящих из общего средоточия, он усматривает всеобъемлющее могущество и дивное промышление Того, Который благоволил явиться в нем миру. Потому-то апостол каждой из частей этого очертания усваивает особое наименование, а именно: ту, которая нисходит из середины, называет глубиной, идущую вверх – высотой, обе же поперечные – широтой и долготой. Этим он, как мне кажется, ясно хочет выразить, что все, что ни есть во вселенной, превыше ли небес, в преисподних ли, или на земле от одного края ее до другого, – все это живет и пребывает по Божественной Воле – под осенением крестным.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Слово III, в котором рассказывается о том, что христианам не подобает устраивать игры, плясать и петь на своих свадьбах Вступление Человеческий язык и даже самый искусный оратор не в силах воздать достойную хвалу блаженному Павлу, избранному сосуду, восхищенному до третьего неба, учителю народов и верховному апостолу! Ибо, имея в своем сердце Христа глаголюща и действующую благодать Святого Духа, он не только законоположил и научил нас всем таинствам нашей православной веры, но и подробно разъяснил, что христианские браки должны быть не беззаконными и безобразными, а благочестивыми, законными и честными. И не просто честными, а честными во всех отношениях. В своем Послании к евреям Павел с превеликой мудростью говорит: брак у всех да будет честен и ложе непорочно ( Евр.13:4 ). Причем честен во всем. И не только у старых людей, но и у молодых – у всех. Честен во всем не на какое-то время, а навсегда, до благословения союза мужа и жены, во время благословения и после благословения. Брак честен во всем, не только в чем-либо одном и не в одном месте, но во всем и во всяком месте: в еде, в питье, в одежде, в церкви, дома, за трапезой – везде. Точно так же толковали слова Павла великий Златоуст и его последователь Феофилакт Болгарский : «Итак, честен во всем, и не так, чтобы у пожилых – да, а у юных – нет, но у всех, во всяком виде и во все времена; чтобы не только в скорби честен, а в благополучии нет, не только в один определенный день честен, а в другой нет, но весь во всем честен» 51 . Так что все христианские браки, которые теперь устраиваются с игрищами, плясками, песнями и прочими безобразиями, больше не являются честными и благочестивыми, как это установил апостол, но, по словам его божественных толкователей Златоуста и Феофилакта, – нечестными и недостойными для христиан, поскольку они позорят сами себя такими безобразными игрищами, нечестивыми плясками и пошлыми песнями. Вот почему, братья, я и решил сегодня ради вашей любви поговорить с вами об этом и показать, почему христианам не подобает участвовать в игрищах, плясках и песнопеньях на своих свадьбах. Итак, я начинаю. Размышления

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Спасо-Бородинский монастырь 7 сентября 2012 г. Спасо-Бородинский монастырь — память о войне 1812 года " Теперь на Бородинском поле верные дщери России совершают свой долг: над прахом жертв любви к Отечеству, они принесли себя в жертву Богу, приносят непрестанную жертву молитв о себе и о павших в сражении сынах России " (Святитель Игнатий Брянчанинов " Воспоминания о Бородинском монастыре " ) 1 . Отечественная война 1812 года и главное событие этой войны — Бородинское сражение 26 августа (7 сентября) — особая страница российской истории. Жертвенный героизм, отчаянная храбрость, безмерное мужество, благородство, стойкость, патриотизм солдат и офицеров русской армии, проявленные в этой битве, во все времена всегда вызывают чувство искренней гордости и восхищения. Вокруг событий такого масштаба и эмоционального напряжения, как правило, возникает большое количество мифов и легенд. Рассказы и воспоминания, записанные не только со слов очевидцев, но и существующие в устной традиции в течение нескольких десятилетий, содержат информацию, которую бывает трудно проверить. Вместе с тем именно эмоциональная сторона событий привлекает общественное внимание. Такой является и история Спасо-Бородинского монастыря: героическая смерть на поле сражения, любовь века, трагедия жены и матери, потерявшей любимого мужа и единственного сына, христианское смирение, бескорыстное служение Церкви и миру, наконец, забота о ближнем. Бородинское сражение является одним из самых кровопролитных сражений XIX века и наиболее кровопролитным из всех, бывших до него. По последним подсчетам, российские войска 24–26 августа потеряли от 45 до 50 тысяч человек, а Великая армия — около 35 тысяч. В российской армии убиты и смертельно ранены четыре, ранены и контужены 23 генерала, в Великой армии убиты или умерли от ран 12 генералов, ранены один маршал и 38 генералов 2 . Самые ожесточенные бои развернулись на левом фланге российских войск, где находилась 2-я армия под командованием генерала Багратиона. После потери 24 августа (5 сентября) Шевардинского редута позиция левого фланга была уязвимой — здесь не было серьезных естественных препятствий и находилось меньше войск. Поэтому Наполеон именно на этом направлении сконцентрировал основные силы своей армии — корпуса Даву, Нея, Жюно и императорской гвардии. Около 90% сил неприятеля было сосредоточено против левого фланга российской армии 3 . Около шести часов утра началась первая атака на Багратионовы флеши в районе Семеновских высот. Один из французских офицеров впоследствии вспоминал: " Вся местность перед флешами была завалена телами французов, а сами флеши и местность позади них — телами русских. На этом пункте русские переходили несколько раз в наступление. Тела убитых затрудняли движение сражающихся, они ходили по крови, которую насыщенная земля отказывалась поглощать " 4 .

http://e-vestnik.ru/history/spaso-borodi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010