Дмитрий Рыбаков Скачать epub pdf Содержание Приложение 1 Приложение 2. Печатные труды высокопреосвященнейшего Филарета, Митрополита Московского и Коломенского     Пастырский опыт одного из величайших иерархов Русской Церкви, выдающегося проповедника современности митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) , не смотря на смену эпох и общественных настроений, по сей день остается неиждиваемым источником отеческой мудрости, архипастырской любви и тончайшего проповеднического мастерства, оставленного в наследие Православной Русской Церкви. Своею проповедью владыка Филарет свидетельствовал об Истине в сложнейший и противоречивый период истории русской духовности, отмеченный как пиком православной государственности в России, так и небывалым до того времени распространением в ней сектантских и лжемистических исканий. И сегодня, в наше не менее смутное время, проникновенная и врачующая проповедь владыки обращена к тем, кто тщетно ищет Христа вне Церкви и Церковь там, где искажается само слово Христово, прикрываемое лишь звуком библейских изречений. Наш краткий очерк не ставит целью ввести читателя в курс всего церковно-учительного наследия Высокопреосвященнейшего Филарета – для этого было бы мало статьи и даже монографии. Однако предоставить хотя бы общее знакомство со значением святителя Филарета (Дроздова) в путях русской духовности – пожалуй, наш долг перед этим выдающимся архипастырем. Святитель Филарет – в миру Василий Михайлович Дроздов (1783–1867), родился в древнем подмосковном городе Коломне в семье дьякона. Азы школьного учения будущий церковный ученый приобретал в родном городе, а затем в философском классе Троицкой лаврской семинарии в Сергиевом Посаде, где по окончании курса был оставлен трудиться в качестве преподавателя. Бесспорно, семинария дала Василию Дроздову блестящее знание древних языков и основательную филологическую подготовку, но всем остальным он был обязан собственным дарованиям и самоотверженному трудолюбию, вызывавшему восхищение у близко знавших его современников. Не удивительно, что вскоре на молодого учителя обратил внимание куратор семинарии – митрополит Платон (Левшин) , один из авторитетнейших ученых иерархов того времени. Он побудил Василия Дроздова к принятию монашества и рукоположил его в 1808 году во иеродьякона.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Закрыть itemscope itemtype="" > «The New York Times» и церковные оранжисты Диакон Владимир Василик о статье влиятельного американского издания о якобы разгорающемся в России конфликте государства и Церкви 04.01.2012 2367 Время на чтение 7 минут Одно из самых влиятельных американских изданий «The New York Times» опубликовало статью «Спорные результаты выборов превращают церковь из союзницы в критика Кремля», в которой, в частности, утверждается, что «самой большой неожиданностью в ходе протестов против фальсификации декабрьских парламентских выборов стало то, что среди тысяч россиян, поднявших голос против Кремля, оказался глава Русской Православной Церкви Патриарх Кирилл, который выступил в защиту народных протестов, назвав их правомерной негативной реакцией на коррупцию». Перевод статьи на русский язык опубликован на сайте ИноСМИ.ru . «Влиятельная Православная церковь, всегда бывшая надежной опорой правительства Владимира Путина и его партии " Единая Россия " , шокировала многих, весьма критически отозвавшись о выборах. Будучи, пожалуй, единственным крупным общенациональным институтом вне рамок государства, церковь может сыграть важную роль в условиях развертывания нынешнего политического и общественного кризиса», - отмечает издание. Однако, как подчеркивает «The New York Times», наибольшую неудовлетворенность властью выражают священнослужители, сгруппировавшиеся вокруг сайта «Православие и мир». В этом отношении, отмечает издание, особо отличились молодой и пока малоизвестный священник Димитрий Свердлов и получивший скандальную известность своими «оппозиционными» выступлениями протоиерей Алексий Уминский . «Молодой священник Димитрий Свердлов, - пишет " The New York Times " , - ранее работавший в сфере финансов, привлек внимание широкой аудитории и вызвал восхищение у светских либералов, зачастую цинично отзывающихся о церкви, своим отчетом о добровольной работе в качестве наблюдателя на одном из московских избирательных участков и о том, как он видел вбросы бюллетеней в пользу «Единой России». «Другой известный московский священник иерей Андрей Зуевский в прошедшие выходные разместил на своей страничке в Facebook проповедь, в которой подверг резкой критике существующий порядок. Его слова быстро растиражировали в блогах», - отмечает издание.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/01/04/th...

Закрыть itemscope itemtype="" > Зло всегда обаятельно Но измены, интриги, подтасовки – не тот путь, который приведет к признанию церковной самостоятельности Абхазии 17.11.2023 162 Фото: из интернет-источников «За неполный месяц в “НГ – Религии” – приложении к “Независимой газете” – дважды вмешивались в конфликт в Абхазии, подвергая предвзятому и однозначному осуждению и старейшего абхазского иерея Виссариона Аплиаа, и Русскую Православную Церковь во главе с Патриархом Кириллом (“Рискованный абхазский гамбит РПЦ”. – НГ, 17 октября 2023 г.; “Абхазские христиане обвиняют РПЦ в оскорблении их национального достоинства”, – НГ, 15 ноября 2023 г.)», – пишет депутат Государственной Константин Фёдорович Затулин в статье «К вопросу о достоинстве», опубликованной в его телеграм-канале. «Всё из желания потрафить противоборствующей стороне – авантюрному Дмитрию Зауровичу Дбару, сбежавшему из РПЦ к Вселенскому патриарху Варфоломею и Элладскую церковь, а затем самопровозгласившему себя главой также самопровозглашенной “Священной митрополии Абхазии”. Оба труда принадлежат перу одной и той же Анастасии Коскелло. Судя по текстам, пределов ее восхищению обаянием “интеллектуала и богослова” Дбара нет. Зло всегда обаятельно или хочет быть таковым. В самом деле, направленный тем самым ругательски ругаемым отцом Виссарионом в разгар войны с Грузией в Москву на учебу и рукоположение, способный Дбар затем вернулся в Абхазию и засел в отреставрированном Российской Федерацией Ново-Афонском монастыре – перлу православия, основанному в Абхазии по воле императоров Александра Третьего и Николая Второго. Виссарион, проведший на передовой всю Отечественную войну абхазского народа, стал для способного Дбара помехой. Как и Русская Православная Церковь. Поэтому в следующий раз пропустив в Греции новую войну 2008 года с Грузией, господин Дбар вернулся в Абхазию архимандритом Элладской Православной Церкви – главой “Священной митрополии Абхазии”», – напомнил автор. «Я уже вступал несколько лет назад в спор с этим добродетельным патриотом Абхазии. То, что госпожа Коскелло пытается представить “сугубо личной трагедией” взаимоотношений между священнослужителями, на самом деле питается фактом рейдерского захвата Ново-Афонского монастыря. Оставлю в стороне морализаторство – предательство по отношению к старшему, к материнской Церкви и др. Был бы господин Дбар протопопом Аввакумом, Мартином Лютером или Жаком Кальвином, – Бог ему судья, – так уйди из приносящего тебе доход захваченного монастыря в келью, скит. Проповедуй в своем храме, который помогут построить поверившие в твою проповедь люди.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/17/zl...

Министр образования и историк Ольга Васильева – о Церкви в годы революции и Гражданской войны Доклад министра образования РФ Ольги Васильевой «Российская Православная Церковь и Октябрьская революция», представленный 26 октября 2017 года на конференции РАНХиГС «Религия и революция». Уважаемый Владимир Александрович, уважаемые коллеги, уважаемый Александр Иванович, устроители этой замечательной конференции, я благодарю вас за приглашение. Для меня очень важно, что я здесь присутствую не в качестве министра образования и науки Российской Федерации, а в качестве историка, потому что люди, сидящие в зале, знают, что я этой теме отдала много лет жизни. Когда мы начинали с моими коллегами в конце 80-х – начале 90-х, когда открылось огромное количество архивов, трудно было себе представить, что темы, посвященные религии, Церкви, религиозным организациям, будут присутствовать в жизни российского общества – эта тема была закрыта. Когда этот вал документов, которые мы получили в начале 90-х и в конце 80-х, стал открывать так называемые белые пятна истории, именно церковной истории, конечно, – в какой-то период мы «захлебнулись». Потом, лет через 15, пришло некое насыщение. Я провела в архиве 16 лет, считаю, что это лучшие годы моей жизни, и потихонечку начинается уже переосмысление того, что имеем. Появились замечательные плеяды молодых историков, стали появляться большие региональные работы. Начинала я, как известно, с темы изъятия церковных ценностей, потом углублялась дальше, вообще, занималась долгие годы именно второй половиной XX века и отношениями государства и Церкви – так называемый новый сталинский курс. На сегодняшний день я выбрала тему для себя не очень свойственную, потому что многие историки, такие, как Сергей Львович Фирсов, до многого дошли и ответы на многие вопросы уже получили. И все-таки, что произошло с религиозным сознанием? Что произошло с тем количеством православных, 83 миллиона на 1910 год, с тем Святейшим Синодом, с теми людьми, о каждом из которых можно писать огромные фолианты, которые вызывают неподдельное восхищение и уважение?

http://pravmir.ru/tserkov-i-voina/

митрополит Вениамин (Федченков) Содержание К читателям    Читатель благочестивый! Богатое и привлекательное духовное сокровище предлагается тебе! Чтобы заинтересоваться этим, нужно просмотреть хотя одно оглавление мыслей приснопамятного угодника Божия, отца Иоанна Кронштадтского (Сергиева) о спасительной Литургии, избранных из его творений. Он сам назвал ее «Небом на земле». А что может быть для христианина дороже, важнее, блаженнее неба?! В этом — сердце нашей жизни! Но именно ради этой важности предмета, а также вследствие великого обилия мыслей и глубокого содержания духовных переживаний Божия служителя, книгу эту подобает читать не только с обычным вниманием, но и с религиозным благоговением, с молитвой, перекрестясь. И должно прочитывать и перечитывать ее не один раз; тогда лишь можно усвоить все богатство его духовного опыта, тогда вполне откроется душеспасительная польза святых мыслей и чувств батюшки.    При этом нужно знать, что в нашей литературе лучшего изъяснения духа и смысла Литургии нет вообще; а за границей — ничего нет подобного.    Особенно же книга дорога должна быть для всякого пастыря: ему самому откроется великое сокровище; тогда он и другим может открыть его.    За молитвы Праведника пастыря, о. Иоанна, да спасет и нас Господь на земле для Неба.    Архиепископ Вениамин Великий служитель Литургии    Насколько нам известна история Церкви, даже в лице Святых ее, — кажется, никогда не было такого восторженного совершителя, любителя, поклонника и восхвалителя Божественной Литургии, как «батюшка» о. Иоанн «Кронштадтский» (Сергиев). Правда, мы знаем еще великого светильника и отца Церкви, Св. Иоанна Златоуста, превозносившего высоту и величие Евхаристии; и сам он, устрашенный безмерным значением ее, даже убежал сначала от священства, написав потом другу своему, некоему Василию, знаменитые семь слов о священстве, где он объясняет и причину своего малодушия, и высоту пренебесного таинства. Но все же, кажется, и этот великий учитель Церкви едва ли восторгался Литургией, говорил о ней, влек к ней собственным восхищением и словом более, — чем блаженный о. Иоанн. Он совершал ее ежедневно и часть своих дивных переживаний запечатлел в своем дневнике «Моя жизнь во Христе». Читая его, неотразимо увлекаешься подобными же чувствами почитания, сознания пользы и спасительности Литургии, и желанием участия в ней. И особенно ценны и убедительны его мысли потому, что все они написаны им с собственного опыта, взяты из его живой «жизни во Христе». Это не надуманные советы проповедника, не холодные размышления богослова, а пережитые восторги тайнозрителя откровений пречудесных.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4093...

Митрополит Каллист (Уэр): «Церковь всегда должна сохранять свою внутреннюю свободу» О выдающихся православных богословах, единстве церквей, и украинской автокефалии 13 декабря, 2018 О выдающихся православных богословах, единстве церквей, и украинской автокефалии Интервью Митрополита Диоклийского для веб-портала Слово Богослова. СБ: Прежде всего, Ваше Высокопреосвященство, мы благодарны за ваш приезд и за вашу готовность дать интервью веб-порталу «Слово Богослова». Мы не будем спрашивать, как вы стали православным. Вы уже говорили об этом в других ваших интервью. Могли бы вы рассказать нам несколько слов о ваших родителей, о вашей семье? МК: Да, оба мои родителя были членами Англиканской церкви. И мой отец был солдатом в армии. Он служил в армии в течение тридцати лет, он воевал в обеих Первой и Второй мировых войнах. У меня есть брат и две сестры. У меня сохранились очень хорошие воспоминания о моих родителях, я всегда был близок с ними, и впоследствии они жили со мной здесь, в Оксфорде. Перед смертью моя мама присоединилась к Православной церкви. СБ: В последнее время книги протопресвитера Александра Шмемана являются довольно известными среди православных людей в России. Особенно после того, как они стали общедоступными после падения Советского Союза. Опубликование его дневников вызвало глубокий интерес к его личности. Мы знаем, что Вы с ним знакомы. Насколько близки Вы были с отцом Александром Шмеманом? Каково Ваше отношение к его работам и его наследию? МК: Я весьма восхищен работой отца Александра, в частности его книгой «За жизнь мира», а также книгой «Таинства и православие». Я встречался с ним несколько раз. Он всегда производил впечатление человека большого ума, безусловно широко читаемого в православии. Его труды также были распространены в Европе. По его дневникам очевидно, что он был любознательным и находчивым человеком. Так что, да, он был одним из авторов, кто повлиял на мое решение стать православным. Следует упомянуть два других русских православных писателя, кто привлек меня к Православной церкви: Отец Георгий Флоровский и богослов-мирянин Владимир Лосский. Скорее всего, они имели большее влияние на меня, чем отец Александр. Помимо того, я хорошо знал отца Иоанна Мейендорфа. Я очень ценил его работы о святителе Григории Паламе. В последнее время я был столь так же вдохновлен богословскими учениями Митрополита Иоанна Зизиуласа. То есть, не только русские, но и греки помогали мне в моем пути к Православию.

http://pravmir.ru/mitropolit-kallist-uer...

Москва. Церковь Казанской Иконы Божией Матери у Калужских ворот. Церковь Иконы Божией Матери Казанская, что на Житном дворе /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Казанской иконы Божией Матери Архитектурные стили: Эклектика , Неовизантийский стиль Год постройки:Между 1876 и 1886. Год утраты:1972 (снесена) Архитектор:Н.В. Никитин Ссылки:   Адрес: Москва, ул. Житная (у юго-западного угла д. 16) Координаты: 55.730715, 37.613862 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты У Калужских ворот Земляного города издавна находились стрелецкие слободы. В XVII столетии здесь известна Введенская церковь. Она упоминается еще в 1627 году, но тогда находилась на Пречистенке; в Замоскворечье ее перенесли в 1676-м. В 1694 году на углу площади Большой Якиманки стрельцы построили храм Казанской Богоматери, что на Житном дворе. В конце XVII века здесь был расселен стрелецкий полк под командованием Ильи Дурова. Казанским, как это часто бывало, храм именовался по приделу, а главный престол был посвящен Николаю Чудотворцу. О храме напоминает доныне Казанский переулок; о дворе, где хранилось зерно – Житная улица. Обликом этот храм с шатровой колокольней напоминал сохранившуюся церковь Успения в Казачьей слободе на Большой Полянке. Храм XVII века сохранился после перестройки в 1814 году, но до советского времени не дожил. Новое огромное церковное здание поднялось здесь (Большая Якиманка, 51) в 1876-1886 годах, освящен храм был 21 сентября 1886 года. Строил его – «тщанием местного настоятеля протоиерея Ключарева» архитектор Н.В.Никитин. Эта церковь, похожая скорее на крупный городской собор, была архитектурно-историческим мемориалом – памятником освобождения Болгарии от османского ига в ходе недавней русско-турецкой войны 1877-1878 годов. Массивный белый храм, поставленный в створе Большой Калужской улицы, был образцом «византийского» стиля, одного из вариантов поисков «национальной идеи» в архитектуре второй половины XIX века. Тяжеловатые формы, огромный световой барабан центральной главы, с полуциркульными арками, огромная апсида, декорированная в том же духе, – все это типично для исторической архитектуры 1880-х годов. Трапезная, построенная в 1853-1855 годах по проекту П.Б. Буренина, и перестроенная в те же годы колокольня конца XVII века остались церкви в наследство от прежнего храма. Шатер колокольни Казанской церкви замыкал перспективы Большой Якиманки от центра. Церковь имела приделы Воздвижения (до 1814 года – Иоанна Воина) и Николая Чудотворца. Интерьер храма с его беломраморными иконостасами, великолепно отделанный, вызывал восхищение современников. Казанская церковь считалась «обширнейшим из московских храмов». В первой половине XIX века при поддержке московского митрополита Филарета при церкви возник попечительский совет о нуждах бедных прихожан...

http://sobory.ru/article/?object=34814

Отделение четвертое I. О Боге освятителе Пребывание Святаго Духа в Церкви Христовой Дух Святый сообщился через Апостолов и всем верующим в Иисуса Христа. Он теперь пребывает и действует и будет пребывать и действовать в Церкви всегда, по обетованию Иисуса Христа ( Ин.14:16 ). Без Духа Святаго нельзя уверовать в Иисуса Христа ( 1Кор.12:3 ; 1Ин.4:13 ). Только силой и действием Святаго Духа усвояются заслуги Иисуса Христа и оправдание, приобретенное Его страданиями и смертью, и всеобщее искупление делается достоянием каждого. Вы несте по плоти, но в дусе, понеже Дух Божий живет в вас ( Рим.8:9 ; сл. 2Кор.3:16 ). Так что нельзя назвать того верующего истинным христианином, который не имеет в себе Духа Святаго. Аще кто Духа Христова не имать, сей несть егов ( Рим.8:9 ; сл. Ин.3:5 ). «Во внутренности верного обитает Дух Святый и по той мере, как человек сохраняет в чистоте дом сердца своего, он просвещается, и посредством слез, радости, восхищения, утешения и веселия ощущает огнь Божий, живущий в себе; наипаче же во время праздников, священных собраний и во дни просвещения сходит Дух Святый и Его благодать, живущая в человеке, сликовствует, и сам человек удостоверяется, что он воистину христианин и приял Святое крещение. Посему многие и в мире ощущают действия оной благодати Святаго Духа, как то предстоящие Алтарю и приступающие к причащению Христовых Таин, ибо они тотчас исполняются слез, радости и веселия» ( Иероним Стридонский Блаж. Иероним Греч., исслед. полезн. всяк. христиан., Хр. Чт., ч. 2, стр. 127–128). Благодать Все действия Духа Святаго по отношению к вечному спасению людей называются благодатью. Она есть сила Божия, даруемая падшему человеку по единой благости Божией, ради заслуг Христовых, без права или заслуги и достоинства приемлющего, для помощи людям к удалению от греха, к совершению добра и утверждению в нем, к освящению их и получению вечного спасения. Необходимость благодати Благодать Божия необходима человеку для всей его деятельности. Без благодати он не может ни помыслить, ни пожелать, ни сделать ничего спасительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Fivejsk...

поиск:   разделы   рассылка Иерей Николай Илюшкин " Нельзя сказать, что в Церкви что-то огорчает " " У священников, как и у военных, как правило, нет выбора, а есть послушание " " Что бы ни случилось, не покидайте Церковь Божию. Да, в храме можно встретить и " грозных " бабушек, и нерадивых священников, но надо всегда помнить, что глава Церкви – Христос, и Он совершает все таинства " – считает иерей Николай Илюшкин, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы в деревне Руза и Святителя Николая Чудотворца в деревне Алексеевское – типичный по нынешнем временам " сельский батюшка " . – Отец Николай, по первому образованию Вы инженер-электронщик. Как пришло желание стать священником? – Я прошел через определенный мировоззренческий кризис. Моя жизнь стала меняться и обрела смысл, когда Господь показал мне то, к чему я сознательно или неосознанно стремился раньше. Оказалось, что в жизни есть вещи, о которых я прежде не думал или не хотел думать, предпочитал закрывать глаза на то, что для любого христианина очевидно. Радость обретения смысла жизни породила такую благодарность Господу, что возник вопрос: что в этой жизни делать еще, как не служить Богу? Тогда я решил стать священником или монахом. В те времена мне дали почитать жизнеописания преподобных оптинских старцев, особенно легли на душу книги о преподобных Никоне (ее я прочитал раньше) и Варсонофие. Монашеские жития, конечно, вызывали восхищение и стремление подражать им, однако решимости столь радикально изменить жизнь еще не было. Господь видит сердце каждого человека, и Он устроил так, что я впоследствии стал женатым священником. Это было в 2000 году. В июне я закончил институт, в июле женился, а в августе поступил в семинарию. – Почему Вы служите именно на селе, а не в городе? Это Ваш выбор? – У священников, как и у военных, как правило, нет выбора, а есть послушание. В 2002 году я был посвящен в священный сан и вскоре получил указ о назначении настоятелем вновь образованного сельского прихода и, по совместительству, клириком городского храма в Солнечногорске, где прослужил пять лет. В настоящее время я являюсь настоятелем Никольского храма деревни Алексеевское и Покровского храма деревни Рузино Солнечногорского района Московской области.

http://religare.ru/2_93617.html

Преподобный Ефрем Сирин: житие, икона Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. 10 февраля, 2012 Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном. И его действия, и его слова были облечены в святое Христово смирение. Преподобный Ефрем получил от Господа дар сердечного сокрушения и постоянных слез, так что даже в лике святых он прославляется особым именованием – учитель сокрушения. (пам. 28 янв.; католич.- 9 июня; Сиро-яковитской Церкви — суббота 5-й седмицы поста, 28 янв., 19 февр.; в Маронитской — 27 янв.; в Церкви Востока — пятница 5-й седмицы по Богоявлении (пам. сир. Учителей)) Преподобный Ефрем Сирин: икона Эта сияющая звезда Церкви явилась на Востоке в далеком Нисибине, в Месопотамии, около 306 года. Отец преподобного Ефрема был языческим жрецом. Он выгнал сына из родного дома за сочувствие христианской вере. Тогда юношу принял святой епископ Иаков (память 13 января) и наставил его в любви к добродетелям и постоянному усердному размышлению над словом Божиим. Изучение Священного Писания зажгло в преподобном Ефреме огонь, заставлявший его презирать суету и заботы мира сего и возноситься душой к наслаждению небесными блаженствами. Вера и упование на Господа, неколебимые, как гора Сион, сделали его жизнь достойной восхищения. Преподобный Ефрем Сирин обладал такой чистотой тела и души, которые превосходили возможности человеческой природы. Они позволяли ему быть владыкой всех движений своего духа, и ни один дурной помысел не появлялся даже на самом дне его души. В конце жизни преподобный Ефрем признавался, что никогда ни о ком не говорил плохо и никогда c его уст не слетало необдуманного слова. Подобно апостолам, святой не имел ничего. Днем он боролся c голодом, а ночью со сном.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-efrem-siri...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010