Разделы портала «Азбука веры» Оглавление Аудио. Смысл и структура Всенощного Бдения Вступление Иисус Христос обличал законников Своего времени за то, что они возводили ритуалы и обряды на уровень высшей религиозной добродетели и учил, что единственное достойное служение Богу есть служение «в духе и истине» ( Ин.4:24 ). Обличая законническое отношение к субботнему дню, Христос сказал, что «суббота для человека, а не человек для субботы» ( Мк.2:27 ). Самые суровые слова Спасителя обращены против фарисейской приверженности к традиционным обрядовым формам. Но с другой стороны, сам Христос посещал Иерусалимский храм, проповедовал и молился – и то же самое делали Его апостолы и ученики. Христианство в своем историческом развитии не только не отбросило обряд, но со временем установило свою собственную сложную богослужебную систему. Нет ли здесь явного противоречия? Не достаточно ли христианину молиться частным образом? Вера только в душе становится отвлеченной, не жизненной верой. Для того, чтобы вера стала жизненной, она должна осуществляться в жизни. Участие в храмовом священнодействии – это осуществление веры в нашей жизни. И всякий человек, кто не только думает о вере, а живет верой, обязательно будет участвовать в литургической жизни Христовой Церкви, ходить в храм, знать и любить чинопоследование богослужений Церкви. В книге «Небо на земле: богослужение восточной Церкви» прот. Александр Мень так объясняет необходимость внешних форм богопочитания в жизни человека: «Вся наша жизнь в самых разнообразных ее проявлениях, облечена в обряды. Слово «обряд» происходит от «обрядить», «облечь». Радость и горе, повседневные приветствия, и ободрение, и восхищение, и негодование – все это принимает в человеческой жизни внешние формы. Так какое же право мы имеем свои чувства по отношению к Богу лишать этой формы? Какое право имеем мы отвергать христианское искусство, христианские обряды? Слова молитв, гимны благодарения и покаяния, которые вылились из глубины сердца великих боговидцев, великих поэтов, великих песнопевцев не бесполезны для нас. Углубление в них – есть школа души, воспитание ее для подлинного служения Вечному. Богослужение ведет к просветлению, возвышению человека, оно облагораживает его душу. Поэтому христианство, служа Богу «в духе и истине», сохраняет и обряды и культ».

http://azbyka.ru/smysl-i-struktura-vseno...

Скачать epub pdf О святом Вселенском Пято-Шестом или, лучше сказать, Шестом Соборе Предисловие Святой Вселенский [ 177 ] Пято-Шестой, или, вернее сказать [ 178 ] , Шестой Собор, был собран в Константинополе, в знаменитой императорской палате, называемой Трулла, при Юстиниане II (который был сыном Погоната и имел прозвище Ринотмит), в 691 г. по P. X. [ 179 ] . На нем присутствовали 227 отцов, по словам Вальсамона и Зонары, а согласно автору «Συνοδικο βιβλιαρου» – 240. Предводительствовали ими Павел Константинопольский [ 180 ] , Василий, епископ Гортины Критской, и некий епископ Равенны, – два последних представляли Римского папу [ 181 ] – Петр Александрийский , Анастасий Иерусалимский и Георгий Антиохийский. Этот Собор состоялся по императорскому указу не ради рассмотрения какой-то особой ереси и не ради определения веры, иначе было бы основание называть его отдельным Собором, но ради издания необходимых правил, касающихся упорядочения и устройства Церкви. Эти правила и приведены ниже. Они подтверждаются: – 2, 4 и 8-м деяниями VII Вселенского собора и его 1-м правилом; – тремя папами: Адрианом I, Григорием II и Иннокентием III; – Грацианом; – легатами папы, присутствовавшими на VII Вселенском соборе; – так называемым Двукратным собором, который приводит правило VI Всел. 31 в своем 12-м правиле; – Кедрином; – Иоанном Дамаскиным , который говорит: «Исследуй определения VI Вселенского собора и найдешь там доказательство» 182 ; – толкователями правил; – Фотием; – собственноручными подписями императора, легатов Римского папы, патриархов и отцов Собора и, кратко сказать, всей Кафолической Церковью, хотя современные латиняне клевещут на эти правила, потому что они обличают их нововведения. Адриан I в послании к Тарасию оставил нам достойное восхищения свидетельство об этих правилах: «Деяния сего святого VI Собора я принимаю вместе со всеми законно и божественно провозглашенными им правилами, среди которых принято и такое: «На некоторых чтимых иконах начертывается... " » – и далее следует текст всего 82-го правила этого Собора (Синодикон. С. 748). А папа Григорий в послании к св. Герману (которое находится в 4-м деянии VII Всел.) об этом же правиле настоящего VI Вселенского собора пишет: «Потому сонм святых отцов по Божественной воле преподал Церкви это важнейшее правило как основу величайшего спасения». Отметь также, что он называет этот Собор святым сонмом, а его правила – изданными по Божественной воле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Трисвятое Трисвятым называется молитва , в которой, по подобию Святых, немолчно на небеси взывающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! ( Ис.6:3 ), Православная Церковь многократно произносит на земле: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! О происхождении Трисвятого повствуют 97 , что оно чудесно открыто Богом в Константинополе через одного отрока. В 446 году, когда Византийцы, устрашенные сильным и продолжительным землетрясением, совершали литию или усердное моление Богу, о прекращении бедствия, отрок восхищен был на воздух и слышал там Ангелов, поющих Трисвятое. О сем небесном пении отрок объявил св. Проклу, Константинопольскому Архиепископу, который предал Трисвятое Церкви видимой для ежедневного совершения. бедствие прекратилось. В последствие лжеучители (Теопасхиты), – неправильно мыслившие, яко бы Триединое Божество купино с человечеством пострадало в лице Богочеловека, к Трисвятой песне сделали неприличное прибавление: распныйся за ны 98 , принятое Армянами 99 , но осужденное шестым Вселенским Собором 100 . Продолжением всегдашнего славословия Пресвятой Троице служат: аллилуиа и краткое славословие: слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа Аллилуиа есть слово Еврейское, значит: хвалите Господа, и есть славословие священное. Оно воспевается небесной Церковью Святых, славословящих Господа на небеси ( Откр.19 ). Его часто произносила при Богослужении и Церковь Ветхозаветная ( Пс.105–106 ). Подобно Церкви небесной и Ветхозаветной, Православная Христианская часто произносит Аллилуиа. Троекратным повторением Аллилуиа, при каждом его произношении, Церковь Православная, сообразно его содержанию и Писанию, славословит Пресвятую Троицу и обличает заблуждающих, которые, не право прелагая слово, Аллилуиа, защищают двукратное его произношение при Богослужении. Молитва Господня Молитва Господня есть высочайшая и важнейшая из молитв, потому что ее дал Сам Господь, чтобы научить верующих молиться; посему она есть образец молитв. Древние писатели называют ее сокращением Евангелия 104 и молитвой верных 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Тюмень. Церковь Луки (Войно-Ясенецкого). Больничная церковь Церковь. Действует.   Год постройки:не ранее 2002. Адрес: город Тюмень, при Тюменской областной клинической больнице Изменить описание объекта Фотографий пока нет Больничная церковь во имя святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), Архиепископа Симферопольского, при Тюменской областной клинической больнице является приписной церковью Знаменского кафедрального собора г. Тюмени. Больничный храм начал свое служение 27 апреля 2003 года, в день Святой Пасхи. Благочинным Тюменского округа протоиереем Сергием Швалевым и настоятелем больничной церкви иереем Владимиром Петровым был отслужен первый праздничный пасхальный молебен. Впервые идею создания больничной церкви высказал ныне Архиепископ, а тогда Епископ Тобольский и Тюменский Димитрий в 1996-1997 годах в результате общения с главным врачом Тюменской областной больницы Анатолием Ивановичем Клепаловым. Примерно в 1996 году Владыка Димитрий благословил начать работу по открытию больничной церкви в областной больнице. Было выбрано помещение, находящееся отдельно от основного комплекса больницы и имеющее свой вход. После капитального ремонта оно было приспособлено к совершению церковных служб. Тогдашнему благочинному Тюменского округа игумену Тихону (Бобову), наместнику Свято-Троицкого монастыря, Владыка поручил обустройство храма и алтаря. Владыка Димитрий после посещения Святой горы Афон предложил освятить церковь во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона и передать для нее частицу мощей святого. Однако Анатолий Иванович Клепалов высказал Владыке свое восхищение личностью святителя Луки (Войно- Ясенецкого), который был высококвалифицированным хирургом и церковным иерархом одновременно. Вера и наука гармонично сочетались в его личности. О святителе Луке А.И. Клепалов узнал еще в студенческие годы в результате общения со студентами из Красноярска. Монография святителя Луки «Очерки гнойной хирургии» была главным руководством для студентов и врачей того времени. Но как о церковном иерархе о нем не было никаких сведений. И только в начале 90-х годов появилась книга святителя Луки «Дух, душа и тело», которую и прочитал А.И. Клепалов.

http://sobory.ru/article/?object=25294

II. Церковь и инославие Александр Дворкин. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. Литература: Runciman, The Great Church; Meyendorff, The Orthodox Church; Шмеман, Исторический путь. 1. Итак, султан знал и глубоко уважал патриарха Геннадия и даже заказал ему написать изложение христианской веры для перевода на турецкий язык, что и было исполнено Геннадием. Вести об этом интересе султана достигли Италии. Один из тамошних филоэллинов Франческо Филельфо, чья теща была захвачена в плен при падении Константинополя, отправил трогательное письмо султану с мольбой о ее освобождении. В письме в числе прочего он написал, что его Величество будет еще более достоин восхищения и поклонения, если он примет католическую веру. Вскоре после этого папа римский Пий II, опасаясь, что Мехмед пленится схизматическим учением греков, направил ему чрезвычайно элегантное послание, обращающее его внимание на истину и мудрость католической Церкви. В Константинополе греческий философ Георгий Амирутцес (в свое время участвовавший во Флорентийском соборе) дошел до того, что предложил объединить христианство и ислам в единую религию. Он преподнес султану исследование, в котором доказывал, что обе традиции имеют весьма много общего. По его мнению, синтез был легко достижим; во всяком случае, обе религии могут уже сейчас признать друг друга сестрами. Все различия между Библией и Кораном, писал Амирутцес, чрезвычайно преувеличены дурными переводчиками. В этом больше всего были виноваты евреи, которые сознательно поощряли развитие непонимания между двумя великими традициями. Увы, чрезвычайно остроумные аргументы Амирутцеса не имели никакого веса. Турок они не заинтересовали, а греки осудили его как еретика. Но все это прибавило головной боли патриарху Геннадию. Несмотря на глубокое уважение, которым пользовался патриарх Геннадий, задачи, поставленные перед ним, были крайне тяжелыми. Он подвергался критике со стороны пуристов за то, что слишком часто прибегал к икономии в вопросах подтверждения или аннулирования браков, которые христиане, взятые в плен при захвате Константинополя, заключили во время пребывания в неволе. Особенно жесткой критике он подвергся за то, что позволял вступать в брак мальчикам моложе канонического возраста в 12 лет, - хотя он делал это для того, чтобы спасти их от участи янычаров, ибо по закону женатый человек не мог быть рекрутирован в янычарский полк.

http://sedmitza.ru/lib/text/434844/

     В августе 2000 года Архиерейским Собором Русской православной церкви братья Иван и Василий Козыревы были причислены к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания.О судьбе священников узнаешь, едва вступив на крыльцо… Топалковской сельской библиотеки. В своем Рождественском Послании Патриарх Кирилл сказал: «Мы вступили в 2017 год. Ровно сто лет отделяет нас от событий, радикально изменивших жизнь России – великой многонациональной страны, и ввергших ее в безумство гражданской войны, когда дети восстали против родителей и брат пошел на брата. Те последующие потери и скорби, через которые прошел наш народ, были во многом предопределены разрушением тысячелетней государственности и борьбой с религиозной верой людей, породившими глубокий раскол в обществе. Мы с трепетом и благоговением вспоминаем подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской, молитвами которых, верим, не оставил Господь народ наш и даровал ему силы на свершение великих трудовых и ратных подвигов, приведших к победе в самой страшной войне из всех войн, к восстановлению страны, к достижениям, вызывающим восхищение. Мы благодарим Господа за явленное всему миру чудо – воскрешение веры и благочестия в народе нашем, за восстановление порушенных святынь, за новые храмы и монастыри, само строительство которых – видимый знак глубоких перемен, произошедших в сердцах людей». …Каменный храм в селе Пожарье Весьегонского уезда Тверской губернии был построен на средства прихожан в 1901 году. Служил в нем священник Алексей Козырев. По смерти отца в 1911 году сан принял сын Иван, работавший учителем в сельской школе. В 1929 году новые власти арестовали его, обвинив в сборе пожертвований для храма, что в ту пору считалось преступлением. Через год был арестован и его младший брат Василий. До 1919 года он тоже учительствовал, но по причине непролетарского происхождения был вынужден уйти из школы. В 1921 году Василий стал священником одного из храмов города Бежецка. А в 1929 епископом Бежецким был назначен их третий брат Григорий. В 1930-м Василия Козырева приговорили к трем годам заключения, отправив сначала на Соловки, а потом в Свирский концлагерь. После двух лет заключения он вернулся в Бежецк и снова стал служить.

http://pravoslavie.ru/100066.html

А.Ю. Шабанов Уставы древнеирландской церкви От составителей …Премудрости пребудет, Когда честно и чисто На лист чернила лягут Из ягод остролиста. Ирландский поэт XII века, перевод Г. Кружкова. Вдали от больших городов, поместий, вождей и кланов, торговых перекрестков и шумных собраний создавались эти манускрипты. Во времена «золотого века» кельтского христианства Северо-запада Европы, когда Церковь еще не страдала от своего главного недуга: «обмирщения», пока она не начала «бронзоветь» в истории, в те столетия, когда, как говорил Алкуин, «труды священников, проповедующих Евангелие, оценивались выше, чем любые чудеса». Они начертывалисьв полумраке келий дальних островов, пещерах, под сенью зеленых ирландских рощ, в скромных обителях, где возрастала уникальная духовная традиция кельтского монашества VII–XI вв. Сегодня, читая эти «Уставы», мы понимали, что исследуем не просто документы исчезнувших церковных общин, во всех деталях и многообразии, присущих им духовных практик, соотносящихся с особыми нормами права ирландского Средневековья и памятниками древней кельтской литературы, но более того, мы видели реальные истории людей, множество из которых было в разные годы прославлено в лике святых подвижников, открытых всему христианскому миру, или оставшихся навеки в памяти, как местночтимые преподобные. Святые, как известно, не какие-то уникальные, из ряда вон выходящие личности, мудрецы или прорицатели, но наиболее человечные из людей, исполненные Божьей благодати и силы. Так что их назидания, увещевания и положенные правила имеют особую нравственную, а не только историческую ценность. Не все, к сожалению, удается различить или расслышать, ввиду удаленности самого контекста создания манускриптов, но открывшееся достойно не только внимания, но порой восхищения. Лаконичность строгих предписаний и указаний практического характера, определяют то, что все созданное обращено было, прежде всего, к совести и воле монахов, и не является каким-то схоластическим назиданием, этической сентенцией. Собственно, они обращены и шире, к Церкви, неразрывно связавшей свою жизнь с монастырями Ирландии. В некотором смысле мы шли путем У.Б. Йетса, считавшего, что «от огромной свечи прошлого, мы должны зажечь наши светильники».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Арзамас. Высокогорский Вознесенский мужской монастырь. Монастырь. Не действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:1716. Адрес: Нижегородская область, г. Арзамас, посёлок Высокая Гора Координаты: 55.416955, 43.766464 Проезд:2 км к северо-западу от вокзала Арзамас-1 по шоссе. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Высогорская Вознесенская пустынь, заштатная, общежительная, в 4 верстах от города Арзамаса, на обширной и кругообразной горе. Основана в 1716 году; в 1735 году, по случаю беспрестанных нападений разбойников, была оставлена иноками, а в 1743 году снова возобновлена. В церкви Покрова Пресвятой Богородицы находятся: Чудотворная икона Божией Матери Всех Скорбящих Радость и Иверская — точный список с Иверской Афонской иконы. Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году» Арзамасская Высокогорская мужская общежительная пустынь находилась в четырех верстах к северо-западу от Арзамаса, среди высокой обширной горы, господствующей над окрестностью и покрытой вековым лесом. Начало основания монастыря было положено в 1716 году, по решению архимандрита Спасо-Преображенского монастыря Афиногена, коменданта города Михаила Языкова, арзамасских купцов и мещан, написавших челобитную царю Петру Алексеевичу, в которой просили разрешения и давали обет построить на Высокой горе, в лесу, часовню, а при ней две кельи для монахов. С челобитной к царю был послан иеромонах Спасского монастыря Лука. Его и избрали строителем и блюстителем часовни. Разрешение было получено и в апреле этого же года митрополит Стефан Яворский дал благословение на строительство новой обители. Строительство шло очень успешно. Часовня и две земляные кельи для монахов были быстро поставлены. В день Вознесения Господня, который пришелся в этот год на 10 мая, от Воскресенского собора к часовне был совершен первый крестный ход. Многие жители были восхищены его красотой и торжественностью. А один из участников, Иван Грузинцев, человек князя Ивана Алексеевича Голицына, сожалея о том, что не совершается здесь бескровная жертва Господу, дал обет построить недалеко от часовни деревянную церковь. В декабре 1718 года он подал челобитную местоблюстителю Патриаршего Престола. Почти одновременно с ним об этом же просили митрополита Стефана и набожные арзамасцы. Разрешение было получено. Сразу же началось строительство теплой деревянной церкви в честь иконы Божьей Матери Тихвинская, с приделом во имя святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=13896

Действительно всенощную они отслужили вместе. Служба шла довольно долго, по крайней мере гораздо дольше, чем как обыкновенно бывало в институтской церкви; но воспитанницы этого и не заметили. Им очень интересно было в первый раз видеть службу нашего героя в сане диакона и слышать его прекрасное чтение шестопсалмия: служил он так хорошо, как будто уже несколько дет состоял на службе, а читал как ектеньи, так и шестопсалмие так благоговейно, внятно и выразительно, что воспитанницы восхищены были его чтением и жадно довили каждое произносимое им слово. Тут они хорошо поняли, что значит благоговейная, неспешная, чинопоследовательная церковная служба. И молились они все очень усердно. Но следующий за тем день архиерейского торжественного служения произвел на них такое неотразимое впечатление, что они во всю жизнь помнили его. Тут все на них производило свое самое благотворное действие, интересовало их и вливало отраду в их сердца. Едва они вошли в свою церковь , как их непривычному к тому взору представилось интересное зрелище: одна половина церкви уже переполнена была дамами и девицами в пышных нарядах, посредине церкви возвышается архиерейский амвон, на клиросе стоят архиерейские певчие, царские врата уже отворены, законоучитель выходит из алтаря со св. крестом на блюде вместе с протодиаконом, диаконами и иподиаконами ко входу в церковь , туда же выходят еще не облачавшиеся в свои священные одежды архимандрит, благочинный и несколько священников. Невольное любопытство овладевает воспитанницами, и они обращают взор свой ко входу в церковь. Еще пять-шесть минут и архиерей входит в церковь. Здесь делают ему торжественную встречу, и он идет к царским вратам для чтения входных молитв, а оттуда возвращается к своей кафедре и восходит на нее. Сейчас же начинается облачение архиерея во все его святительские одежды при громогласном чтении протодиаконом положенных на этот случай стихов и пения архиерейского хора. Кончается облачение, архиерей благословляет всех предстоящих, певчие поют: «ες πολλ τη δσποτα!» О, как все это для них ново, доселе не видано и не слыхано ими, как это величественно и как прекрасно действует на их юные сердца!

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

епископ Петропавловский и Камчатский Артемий ЖМП 5 май 2011 /  5 мая 2011 г. Епископ Артемий: Промысл Божий закаливал мою душу в 12-летнем служении Отечеству в Вооруженных силах 3 апреля за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл возвел игумена Артемия (Снигура) в сан архимандрита. 8 апреля в Богоявленском кафедральном соборе в Елохове, по совершении утрени с чтением акафиста Пресвятой Богородице, Предстоятель возглавил чин наречения архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. 10 апреля в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Кирилл и сослужившие архиереи совершили хиротонию архимандрита Артемия (Снигура) во епископа Петропавловского и Камчатского. Предстоятелю Русской Православной Церкви сослужили митрополиты Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Саранский и Мордовский Варсонофий; архиепископы Клинский Лонгин, Истринский Арсений, Новосибирский и Бердский Тихон, Верейский Евгений, Хабаровский и Приамурский Игнатий, Егорьевский Марк; епископы Зарайский Меркурий, Дмитровский Александр, Солнечногорский Сергий, Карагандинский и Шахтинский Севастиан. Слово архимандрита Артемия (Снигура) при наречении во епископа Петропавловского и Камчатского Ваше Святейшество, Святейший владыка и милостивый отец! Ваши Высокопреосвященства, Преосвященства, богомудрые и богоносные архипастыри Церкви Христовой! В сердечном сокрушении и с трепетом в душе ныне предстою я, грешный и недостойный, перед вами, святители Христовы. В великом волнении звучит мой голос перед сонмом богомудрых и богопросвещенных иерархов. Вы, облеченные благодатью Духа Святаго, умудренные опытом святительского служения, призвали меня, младенствующего умом, к епископскому служению. Что могу сказать я и как возвышу голос перед вами? Знаю только, что служение это не может быть восхищено человеческим произволением, но Промыслом Божиим, совершающимся прежде всего через Первосвятителя нашего, Патриарха, и через вас, богоносные архипастыри. Чувствую себя немощным сосудом, не имеющим и капли той живой воды, , текущей в жизнь вечную (Ин. 4, 14), пустым колодцем, не способным напоить ни единого жаждущего. Но твердо верю, что благодать Божия, «немощная врачующая и оскудевающая восполняющая», по вашим святым молитвам уврачует немощи, восполнит скудость моего ума и очистит сердце мое для совершения нового служения в высоком звании архиерея.

http://e-vestnik.ru/docs/episkop_artemiy...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010