religion_rel свт. Симеон Фессалоникийский Послание в поддержку благочестия, против Агарян ru 09.30.14 Православие и ислам. 1.0 Перевод с древнегреческого Юрия Максимова. Послание в поддержку благочестия, против Агарян 1. Симеон, малейший раб Иисуса Христа, по благодати и милости Его архиепископ Фессалоникийский, и прежде этого написал послание в любви братьям нашим христианам, обитающим в Кесарии, Анкире и Ганграх о нашем христианском благочестии через некоего клирика церкви анкирцев, просящего [об этом], и ныне же это расширенное послание к вам, обитающим в Фессалии, и вообще всем и везде в землях язычников находящимся верным. Благодать вам и мир Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа во Святом Духе, милость же и благословение и всё, что ко спасению, в общение славы возлюбившего вас Иисуса Христа, Сына Божия и Бога нашего, ради нас рождшегося, и наследие царства Его. 2. Возлюбленные во Христе, радуйтесь и веселитесь, будучи удостоенные великого дара и благодати единого в Троице Бога, потому что Вы есть наследие Его и святой народ, обитая в среде безбожнейших народов, и святое небесное наименование Христа, единого от Троицы, на себе самих носящие, будучи называемы христианами. Из-за этого именования претерпеваете в настоящее время тысячи скорбей от всех неверных, ненавидящих и гонящих вас, как предсказал о том Сам Господь: «будете ненавидимы всеми за имя Мое» (Мф 10:22), в веке же грядущем удостоитесь великой славы и царства Его, прежде «восхищены на облаках в сретение Господу на воздухе , — как божественный проповедник Павел сказал, — и так всегда с Господом буде те» (1Фес 4:17). И ныне, гонимые, угнетаетесь властителями и начальниками нечестивыми, как и все святые мученики; тогда же просияете как солнце в царстве Христовом, как Сам Он предвозвестил и подал пример, воссияв ярче солнца на горе Фавор. И ныне избивают вас безбожные, угнетают вас как порабощённых, а страшное и спасительное имя Христа и Бога нашего поносят; тогда же увидят Его сходящего с небес со славой, устрашатся и придут в ужас великий и преклонят колено, и против своей воли поклонятся Ему, сущему над всеми Богу и Он, обличив, рассудит каждого по делам его. И воскресшие нечестивцы тотчас будут преданы наказанию, как сказал пророк Давид: низложу нечестивца, чтобы не видел славы Господа (Ис 26:10) и: «не устоят нечестивые на суде» (Пс 1:5), то есть, никаким словом они не оправдаются. Вы же, верующие, явитесь наследниками славы небесной и царства, «уготованного от создания мира» (Мф 25:34), по милости Христа.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3926...

„Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас“. (Обращение Златоуста к своей пастве). Что привлекло нас, возлюбленные братья, в это святое место? Ради чего собрались мы под сень сего храма, оставив свои обычные занятия, отложив, хотя на короткое время, свои житейские попечения? Желание молитвенно почтить память великого светильника Церкви Христовой, вселенского учителя веры и жизни, доблестного и ревностнейшего поборника заветов Христовых, св. угодника Божия Иоанна, вот что привлекло нас под своды этого храма, посвященного имени сего Святителя. Вчера и сегодня „в пениях и песнях духовных“ восхваляли мы величие веры Иоанновой, равноангельскую чистоту жития его, 1 светлость благодати, возсиявшей от поистине златых уст его. Но мы не исчерпали бы всех возможных для нас средств к достодолжному прославлению памяти великого учителя вселенной, если бы, хотя при конце сего светлого торжества, не почерпнули для себя назидания из благодатной сокровищницы вдохновенных писаний Златоуста и не направили бы его живых словес к нашей пользе душевной. Если мы к песням духовным, воспетым нами в честь и хвалу св. Иоанна присоединим еще и нашу готовность внять его божественному учению для исправления нашей жизни и обращения к Богу, – то все это будет лучшей похвалой от нас великому архипастырю, столь ревностно трудившемуся ради спасения своих пасомых. „Исправление жизни и обращение к Богу – вот лучшая мне похвала от вас”, так говорил св. Иоанн своим слушателям, когда некоторые из них, восхищенные его красноречием, выражали свой восторг посредством обычного мирского приема – через рукоплескание. Принесем же и мы, возлюбленные братья, эту лучшую похвалу от нас величайшему учителю и пастырю, почерпнув из жизни и учений его уроки к исправлению жизни нашей во славу Божию. Что может вернее и успешнее поставить нас на путь усовершенствования жизни нашей, как не следование первейшей и главнейшей заповеди Христовой о любви к Богу и ближнему? Об этой-то первейшей заповеди мы и побеседуем ныне, внимая тем урокам, какие преподал нам и своей жизнью и своим учением св. Иоанн Златоуст .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Александра Соколова - Две моих свечи. Дочь Иерусалима. Повесть о православном воспитании. [ главная каталог по темам каталог по авторам каталог по названиям хронология поступлений ] [ Опубликовано на сайте " Православное чтение " : Zavet.Ru ] ПОВЕСТЬ О ПРАВОСЛАВНОМ ВОСПИТАНИИ. ЧАСТЬ II. ДОЧЬ ИЕРУСАЛИМА. Александра Соколова [ < < назад вперед > > к оглавлению ] Глава 12. Баллада о жене блаженной Над темным городом летел Ангел. Внизу тихо проплывали спящие дома. И вдруг Ангел замер над одним из них! Маленький скромный домик весь трепетал от множества ангельских крыльев, окружавших его. Они были похожи на лепестки сияющих, почти прозрачных хризантем, собранных в букет и положенных на черный бархат. Ах, как красив был этот розовеющий букет! Однако еще прекраснее было то, что видели ангелы за слабо мерцавшими стеклами дома. Огонь человеческой любви полыхал там с такой силой, что, казалось, вся небесная рать, замерев от восхищения, взирала на происходящее под кровлей того бедного домика. В нем плакала вдова. Тишину ее жилища не нарушали сонные вздохи детей, хотя была она еще очень молода. Было тихо. На столе стоял гроб, а в нем лежал тот, кого завтра должны были унести на погост, — ее муж. Никого из причта Анна не пустила в дом, сказав, что псалтирь будет читать сама. Однако она и не начинала этого делать. От слез Анны стало мокрым все вокруг — руки, платье на коленях и даже пол около гроба. Когда слезы иссякали, Анна смотрела в лицо Николая и замирала от какого-то тяжелого недоумения. Странное было у него лицо. Будто Николаша чего-то от Анны ждал… И было в его лице еще что-то, не вполне понятное Анне... Всмотревшись пристальнее, женщина вдруг вскочила! Она явно должна была что-то сделать для мужа! Но что? — Может быть, покормить Николашу? Ах, нет... Обхватила Анна свою болящую голову руками и так, покачавшись на коленях, опустила ее рядом с Николашиной домовиной. Она стала вспоминать свое былое счастье... Когда Анна бывала в церкви, то думала, стоя в толпе: " Нет места на земле лучше, чем храм " . Возвратившись же домой, она с удивлением обнаруживала: ей хорошо у себя — как в храме... Об этой тайне Анна никому не рассказывала. Да и можно ли было поведать кому-нибудь такое? Кто поверит цветущей молодой женщине и ее несвязному рассказу о благодати, которая будто бы неотступно живет в ее маленьком счастливом домике? Анна думала об этом робко, но чем дальше, тем ярче и ярче переживалось ею одно удивительное чувство.

http://zavet.ru/book/sokolova14.htm

Архив Пн Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Успения Божией Матери после Литургии в Успенском соборе Московского Кремля 28 августа 2016 г. 19:57 28 августа 2016 года, в праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Блаженство, Блаженнейший Ростислав, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этом году он приходится на воскресный день, и это напоминает нам о глубокой связи нынешнего праздника с праздником Святой Пасхи. Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной, потому что мы торжествуем сегодня вознесение Пречистой Богоматери с телом на небо, восхищение Ее человеческой природы — Ее души, Ее тела — в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной — Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего. Мы живем в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения;более того, в некоторых государствах сама вера в Христа распятого иВоскресшего преследуется вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасныеформы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицаяЕго существование.

http://patriarchia.ru/db/text/4596814.ht...

БРАК АГНЦА Но эта любовь есть лишь одна сторона, и притом уже ответная на иную, но в то же время и вызывающая эту другую сторону к любви. «Вечеря любви» не столько и уже не только состоит в любви к Жениху, но прежде всего и больше всего в любви Самого Жениха к невесте и другиням ее, и Его друзьям. Евхаристия есть жертва хвалы за великую любовь к нам Бога: это теперь нужно усвоить еще яснее. Нужно всею душою проникнуть в ощущение любви к человеку со стороны Господа, от которой (любви) и произошло все дальнейшее дело спасения, которая учредила и самый брак, сама не «нуждаясь» в нем, за которую не только «должно благодарить», но сердце восхищенно само загорится хвалою любви, о чем мы только что говорили. Понять эту любовь Божию – значит понять источник «настроения» или характер Евхаристии, значит уловить самый сокровенный смысл и содержание Евхаристии. Здесь сокровенная «жизнь» ее. И я твердо знаю, что говорю истину. Но припомню сначала лучше свидетельство такого опытнейшего участника Брачной вечери, как отца Иоанна Кронштадтского : «Наша Божественная литургия, и в особенности Евхаристия, есть величайшее и постоянное откровение нам любви Божией!» И затем он эту мысль раскрывает уже подробнее: дальнейшие мои мысли отчасти я заимствовал по памяти у него, а иное открылось из самого текста Евхаристического канона, особенно в связи с излагаемыми идеями о хвале любви. А нечто даже открылось за литургией по милости Божией ко мне, нищему, но не отверженному (да не будет сего никогда) «от отроков» Его («отрок» – это слуга). Приготовимся же услышать об этой радостнейшей, блаженнейшей, поистине «евангельской» вести... А подумать только: как это бесконечно ценно – убедиться в любви Божией к нам, грешным! Ведь мы обычно большей частью пребываем в воззрении на Бога как на Судию, на Праведного Мздовоздаятеля, поэтому мы сознаем себя пред Ним виновными, зрим свои грехи, сокрушаемся, просим прощения, помилования, каемся, исповедуемся, и особенно пред Причащением. Но эта связь двух таинств – двух переживаний, довольно разнородных притом, совсем не была обязательною в древности: наоборот, тогда причащались без исповеди... Это знаменательно! На Евхаристию шли тогда не как только что «помилованные», «прощенные»: «ихже отпустишася беззакония, и ихже прикрышася греси» ( Рим. 4, 7 ), а как друзья Божии, как одетые в брачную одежду, как «святые», «святая братия» – так и называются христиане в посланиях (см.: Рим. 16, 15 . Фил. 4, 1 . 1Сол. 5, 27 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В двенадцатом члене символа веры говорится, братие, о жизни будущего века, т. е. о той, которая будет после воскресения мертвых и всеобщего суда Христова. Как вы знаете, братие, после воскресения мертвых совершится страшный суд, на котором Господь произнесет окончательный приговор праведникам и грешникам, а затем последует и исполнение его. И идут сии (т. е. грешники), сказал Господь, в муку вечную: праведницы же в живот вечный ( Матф. 25:46 ), таким образом, для праведников наступит жизнь вечная, а для грешников наступят вечные мучения. Для праведников, т. е. для верующих, любящих Бога и делающих добро эта вечная жизнь будет столь блаженная, что мы теперь этого блаженства и вообразить не можем. Апостол Иоанн говорит: «возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будет. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» ( 1Ин.3:2 ). Равным образом и Ап. Павел, словами пророка Исаии свидетельствует: «не видех того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2:9 ). Этот же апостол, сообщая о себе, что он был восхищен в рай, говорит, что он слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать ( 2Кор. 12:4 ). Такое блаженство праведников произойдет от созерцания Бога во свете и славе, и от соединения с Ним и со святыми. Блаженны чистии сердцем, говорит Господь, яко тии Бога узрят ( Матф. 5:8 ). Тогда праведницы просветятся яко солнце в царствии Отца их ( Мф.13:43 ). Нынешнее наше познание о Боге не полно, а тогда праведники будут иметь полное знание. «Теперь мы видим, как бы сквозь тусклое стекло, говорит Ап. Павел, гадательно, тогда же лицом к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» ( 1Кор. 13:12 ). К этому присоединится блаженное соотношение праведников между собою и с Ангелами, ибо все они не только приступят, но и действительно приобщатся ко граду Бога живаго, Иерусалиму небесному и тмам Ангелов, торжеству и Церкви первородных, на небесех написанных ( Евр. 12:22–23 ); все возлягут с Авраамом, и Исааком, и Иаковом во царствии небесном ( Матф. 8:11 ); все едино будут ( Ин. 17:21 ), как дети одного общего Отца, который будет всяческая во всех ( 1Кор. 15:28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Sadkovs...

Великая Суббота Украины. Памяти Митрополита Киевского Владимира Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. 7 июля, 2014 Украинцы мало отличаются от русских и тоже любят покритиковать власти, в том числе и церковные, но почему-то только не митрополита Владимира. Лет не то десять, не то двенадцать назад я впервые в жизни приехала в Киев и остановилась на неделю в гостинице Киево-Печерской Лавры. Подселили меня в комнату к молоденькой послушнице одного из провинциальных украинских монастырей. Девушка жила в Киеве уже недели две — она то училась петь, то ездила в Вознесенский Флоровский монастырь на Подоле, то что-то делала в митрополии. Я же только года два как начала сознательно ходить в храм, поэтому наблюдала за юной, моложе меня (а мне было около двадцати лет) девушкой, решившей связать жизнь с монашеством, с тихим восхищением. Девушка же (звали ее Валентина) отнеслась ко мне по-доброму, немножко покровительственно, но без высокомерия — что-то подсказывала, легко шла на диалог, но в душу не лезла и не поучала. Однажды вечером, после службы в Крестовоздвиженском храме, Валентина мне сказала: — Приехал Блаженнейший. Ночью будет служить в Ближних Пещерах. Пойдем? Я уже бывала на литургиях в Пещерах, но только в Дальних, Феодосиевых (тогда служили неделю в Антониевых, неделю в Феодосиевых). Кто бывал, то поймет: сначала, в пять утра, полунощница в гулкой темноте пещерного храма, братский хор выпевает «Се, Жених…», потом — «Благословенно Царство» (народу, несмотря на ранее время, несколько десятков!), исповедь на мощах (преподобные — свидетели), после Литургии обходишь их все, перед каждым кладешь земной поклон, потом выходишь на улицу, щуришься от света, переходишь в Антониевы Пещеры, бродишь по Лавре, не в силах выйти за ее ворота… Ощущения незабываемые. В общем, на предложение Валентины я согласилась сразу, и не столько из-за Блаженнейшего, сколько из-за Пещер. Про предстоятеля Украинской Церкви на тот момент я почти ничего не знала.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-ukrai...

Виктор Мамонов (1937–2009) Из поэмы «Чудеса и труды Преподобного Сергия» Моленные иконы Ковчег дощатый уплывал, а Сергий Из жизни временной – в проем дверной, К оконной раме смерти вид усердный – За промельк в вечную, мельчал больной, Едва следил постукиванье ветки, Понудил грустных иноков собрать, Молил останки погрести не в церкви, В отекшей глине яму откопать. Кто приобщился Тайн перед уходом, Ученики поддерживали, сам Унылую постель покинул, поднял Слезящие от радости глаза, Жизнь выдохнул, и если не сыскали По узкой кельице, ждал или свел. Желанными небесными цветками Запах луг кипарисовый, – зацвел. За жесткие бревенчатые стены Усмотрят два намоленных окна, На два новопреставленные тела: Духовная реальность не одна. Но вглядываньем в крайние иконы Безценную высматриваем связь Меж небом Одигитрии с Николой, Оградой мокрой, кельицами в грязь. Две мысли были переданы порознь Святому, чтоб в пейзаже проявил, Внес в русскую историю соборность, В безвестной Троице соединил. Одна нам в помощь чистыми стопами В жизнь, внешнюю спасенью – негде стать, В другой душа ступени вырубает По дереву духовному – летать. Путеводительницы воплощенье, Восхищен из щепы не то лузги Никола и зазеленить прощенье, Молебной части Сергия ростки. Как ни скора, ни чудотворна помощь, На русском неустройстве продлены, Повреждены грехом, – доской иконы Прикосновенья не заграждены. Повернута молитвенным цветеньем Икона не окно, не слепнет – дверь Отбита настежь – шли да шли. Святыня Келейная поделена на две. Гармония стен кельи, наша мелкость, Разъединенье не кровоподтек, Укрыта в коже пальцев многомерность, Тон вечности ни холоден, ни тепл. Мафорий Девы и Николы ряса, Гиматий на Младенце – омофор: Не явно сходны цветовые массы, Таинственен единства мирный спор. У Матери пейзаж лица овален, Ребячьей стрелки посредине уст Покой подобран не на месте брани, А обданный росой рябины куст. Не стянута духовность к переносью – Угодник сжат, как ветер на низах, Молитву спелой рожью переносит, Треглаз, не на два карих нанизал.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/molitv...

Глава 20. Тысячелетнее царство После четвертой картины всадника на белом коне (19,11–21) тайнозрителю Иоанну открывается новое видение о тысячелетнем царстве (20,1–10) или пятая картина по нашему делению Апокалипсиса (см. Приложение 2). В Приложении 1 было изложено хилиастическое учение о тысячелетнем царстве. Термин «хилиазм» происходит от греческого слова χλια (кило)=тысяча. Это древняя ересь о тысячелетнем земном царстве Христа непрестанно звучит ныне с сектантских кафедр. Также звучит их проповедь о скором втором пришествии Христа на землю, которое произойдет невидимо для мира. Мир заметит только, что вдруг исчезли с земли верующие люди. Верующие же увидят грядущего Христа, мертвые воскреснут, а живые изменятся и восхищены будут на встречу Христа. Это – воскресение первое. Неверующие же тут не воскреснут. Вследствие этого учения верующие живут каждодневно в напряженном ожидании пришествия Христова, которое может случиться в любой день. Для оставшихся на земле разразится великая скорбь гонений антихриста. Сектанты особо утешают себя тем, что им не придется испытать великую скорбь антихриста. Потом, мол, снова придет Христос на землю и создаст на ней Свое царство. Будет видимое чувственное царство Христа на земле, когда уже никто не будет искушаем ко греху, когда будут царствовать добро, справедливость, братство, истина. Сатана на это время будет связан. Тогда исполнятся все сокровеннейшие чаяния народов о царстве счастья на земле. Главенствующую роль в этом царстве будут играть евреи. Потом еще раз будет сатана отпущен и подвигнет все народы (Гога и Магога) на восстание против Бога, и тогда придет конец – Страшный суд! В день Страшного суда воскреснут все грешники и будут осуждены на вечные муки. Праведники на Страшном суде не судятся, ибо уже ранее воскресли и царствуют со Христом. Так проповедуют сектанты. Существуют всевозможные вариации этих еретических хитросплетений, но в основном они сходятся на том, что будет предварительное восхищение Церкви, а потом тысячелетнее земное царство Христа. По ходу изложения православного толкования будет показана ложность хилиастического учения. На первый взгляд может показаться, что весь этот вопрос имеет чисто второстепенное значение и относится к области богословских мнений и споров, не имеющих никакого практического значения для спасения человека. Но именно на этом вопросе мы особенно убедимся, что нет ереси, которая бы не была пагубна. Далее разберем историю и гибельную сущность этого учения и увидим ту бездну, к которой оно ведет.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Глава IV Видение небесного престола, его внешняя обстановка, окружающие его 24 старца и четыре животных с четырьмя лицами: льва, тельца, человека и орла. Постоянное славословие и благодарение (1–11). Откр.4:1 .  После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. Начиная с 4 гл. и до Откр.22:6 идёт вторая часть Апокалипсиса, откровение которой получено частью при открытых вратах неба, а частью при открытом небе. Эта часть содержит в себе ряд (или пять порядков) явлений, которые картинно и символически изображают эсхатологию мира и церкви. Выражение «после сего» может быть рассматриваемо как обычный переход Апокалипсиса к дальнейшему и представляет собою неопределенное указание времени. – «Взглянул» указывает на неожиданность появления предмета и на отсутствие связи с предыдущим полем зрения и может быть передано: я был в состоянии видения 18 . Ев. Иоанну в его состоянии возбужденности представилось небо с открытою дверью, с открытым для его взора (и духа) доступом на небо, взойти куда его приглашал таинственный голос. Слышен голос «прежний»; поэтому под говорящим здесь естественно подразумевать Того же Иисуса Христа ( Откр.1:10–15 ) как преподателя откровения 19 . Звук голоса, говорившего по своей силе, был подобен звуку трубы. Голос повелевает Иоанну взойти сюда. Сравнивая это выражение с Откр.11:12 , необходимо приходится согласиться с мнением, по которому Иоанн действительно был восхищен духовно на небо 20 . Откр.4:2 .  И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; Откр.4:3 .  и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду. Выражение же: «и тотчас я был в духе» поясняет предыдущее, давая понять, что здесь было не телесное восхождение, но духовное, высшее состояние экстаза. Сидящий на престоле не называется по имени, потому что св. Иоанн хочет указать на первую Ипостась Св. Троицы, Бога Отца в Его отличии от Иисуса Христа ( Откр.5:6 ) и от Св. Духа ( Откр.4:5 ). Предполагая неописуемость и непостижимость Божества, св. Иоанн изображает Сидящего по виду подобным камню яспису и сардису. Под радугою же вокруг престола разумеется не дождевая радуга, так как состояла не из семи цветов, но из одного – смарагдового; она была круговым преломлением лучей блеска ясписа и сардоника и имела зеленоватый цвет 21 (смарагдовый).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010