«Жив в Господе пребываеши, чудотворя ко гробу твоему притекающим» 3/16 февраля Русская Православная Церковь чтит память равноапостольного Николая Японского Епископ Сендайский Серафим передает икону святителя Николая Японского игумену Петру (Еремееву). Хабаровск, 6 октября 2008 г./Фото: сайт Восточно-Японской епархии Архиепископ Николай (Касаткин) приехал в Японию молодым 24-летним иеромонахом и провел здесь всю свою жизнь. Оставаясь русским человеком и сопереживая всему происходящему в России, владыка в то же время искренне и горячо любил Японию. Японская паства относилась к нему с такой же сыновней любовью. «Радуйся, друга и брата в народе Японстем обретый», – поется в акафисте святому (икос 5). «Каждый из токийских семинаристов утверждал, что именно его архиепископ Николай любил больше всех. И каждый делился своими воспоминаниями с чистым восхищением и теплой улыбкой, – читаем мы в статье «Вестника Японской Православной Церкви» за февраль 1935 года, посвященной памяти архипастыря. – Величие архиепископа Николая можно сравнить с той значимостью, какую для нас, японцев, имеет гора Фудзи – символ японского духа». В последние годы жизни святитель Николай с мужеством переносил болезнь горла, а затем усилившуюся астму и болезнь уха. Святитель продолжал работать и особенно усиленно занимался переводами. В конце 1910 года у архиепископа начало болеть и сердце, но он старался не менять насыщенного ритма своей жизни. Осенью 1911 года состояние его здоровья еще больше ухудшилось, и в начале 1912 владыка был вынужден лечь в госпиталь. Там архиепископ Николай вынудил врачей сказать ему правду: болезнь была неизлечима, и архипастырю оставалось жить лишь считанные недели. Святитель Николай мужественно воспринял это известие, стремясь наиболее продуктивно использовать оставшиеся ему дни для завершения самых необходимых дел. Он сожалел, что по японским законам ему будет невозможно найти последнее пристанище на территории Токийского кафедрального собора: захоронения в черте города были запрещены. Поэтому владыка Николай завещал похоронить себя на загородном кладбище Янака.

http://pravoslavie.ru/41502.html

Закрыть itemscope itemtype="" > «Девочки» революции 28.03.2012 795 Время на чтение 6 минут Если эта заметка случайно обнаружится лет через двадцать, скажем, под свежесодранными обоями и некто прочтёт её, то вряд ли сообразит, кого имеют в виду. Но сегодня понятие «девочки» обладает прямой ассоциацией сами понимаете какого плана. Современная информационная среда устроена так, что патентованная мерзость, направленная против личности или сообщества людей, неизбежно будет растиражирована СМИ. Не нужно много ума, чтобы воспользоваться этим мультипликативным эффектом. Можно не сомневаться и в том, что принцип состязательности процесса, реализуемый телевидением, выявит охотников посудачить о жертве. Так и сейчас разговор с защитниками «девочек» обернулся осуждением Церкви. Из телепрограмм «В контексте» и «Поединок» зрители узнали, что думают о православии Ксения Собчак, Леонид Гозман, Марат Гельман, Евгений Додолев... Кому-то из них кажется сомнительной вся Русская церковь, кому-то храм Христа Спасителя в недостаточной степени святым местом.... Появление на Первом канале Марата Гельмана следует отметить особо. Каждый эфир с участием этого знакового персонажа вызывает неизменное восхищение его жизненной силой и умением приспосабливаться. Крупный учёный Петрик осуждён общественностью, выдающийся финансист Мавроди в бегах, а этот деятель по-прежнему респектабелен, бодр, хотя мог бы сидеть в кандалах вместе с «девочками» или даже вместо них - как вдохновитель, идеолог, утверждающий «право художника на радикальный жест». Но он сидит у Максима Шевченко «В контексте», греется под софитами уютной студии, а за её пределами осваивает денежные потоки арт-рынка Пермского края, консультирует губернатора Ткачёва, который вдохновенно объявляет о совместных планах: «Нам нужен его опыт - Кубань должна греметь на культурном фронте». Раньше начинания Марата Гельмана поддерживал политсовет «Единой России», а теперь, после скандала с «девочками», его собирается привлечь к сотрудничеству... протоиерей Всеволод Чаплин. Эти перспективы заинтересованно обсуждает арт-тусовка, журит Марата Александровича за коллаборационизм, а тот оправдывается (интервью порталу Open Space), рассказывает о проекте: «Всеволод Чаплин - чтобы показать, что он не такой уж мракобес, каким кажется, - объявил, что готов сделать у себя в храме Центр современного искусства»...

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Служить Государю! Год Царской Голгофы 21.08.2018 988 Время на чтение 11 минут В продолжение темы «Год Царской Голгофы» газета «Православный Крест» опубликовала беседу с известным священником, клириком Костромской епархии, членом Союза писателей и Союза журналистов России, лауреатом ряда литературных и общественных премий протоиереем Андреем Логвиновым. Отец Андрей родился 19 мая 1951 года в городе Каинске Новосибирской области. Окончил исторический факультет Новосибирского пединститута. Работал учителем, директором сельской школы в Новосибирской области. С 1983 года, после переезда в город Вятку, служил чтецом, певчим, псаломщиком в Свято-Серафимовской церкви, обучался колокольному звону. Заочно окончил Московскую духовную семинарию. В настоящее время является настоятелем храма во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе Костромы. Батюшка широко известен своим поэтическим творчеством - духовные, патриотические и монархические песни на его стихи исполняет, можно сказать, вся Россия! - Отец Андрей, Вы служите в таком Царском месте: Кострома - Феодоровская икона Божией Матери, Ваш храм под стенами Ипатьевского монастыря и сами Вы родились в День рождения Царя - так все необыкновенно переплетено с Царственными Мучениками, Государем... - Во всем этом - исключительно милость Божия! Потому что я родился в семье атеистической, партийной. С детства для меня мой день рождения был днем советской пионерии, и я, как верный этой идеи воспитанник, с удовольствием трубил в горн... А то, что Государь родился в этот день, я узнал уже потом. Все, что со мной происходило, повторю, милость Божия! Из какого-то житейского хлама Господь меня, подобно тысячам Русских людей, подобрал, встряхнул, омыл, дал некий добрый пинок и возможность жить по-другому. - И все-таки, с чего все началось? - Мне это стало открываться еще в юности. Было сугубо советское время, самое начало 70-х годов, я в одиночку искал ответы на свои вопросы. Единомышленников не находилось, а мне хотелось делиться своими мыслями - сомнениями в марксизме, который я так тщательно изучал, и тем, что я открывал в книгах другого направления, например, в нашей классической Русской литературе, мировой культуре, где для меня все дышало так или иначе Творцом. Господь также раскрывался в радостях и красоте окружающего мира, на который я смотрел нередко восхищенными глазами. И я этим пытался делиться с однокурсниками, а тогда система была такая, что нашлись «добрые» люди, которые сообщили «куда надо», и пошли разбирательства.

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Узнайте Россию, и вы поймете, что она вам не враг, а друг...» Предстоятель РПЦЗ посетил Пафнутьев-Боровский монастырь 17.09.2014 775 Время на чтение 8 минут Паломническую поездку по святым местам России Глава Русской Православной Церкви Заграницей митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Иларион (Капрал) начал с визита в древнюю обитель преподобного Пафнутия, всероссийского чудотворца. Владыка отслужил молебен Преподобному, заупокойную литию о погибших защитниках монастыря от польских захватчиков, князе Михаиле Волконском с дружиной и монастырской братии. Пафнутьев-Боровский монастырь штурмовало 12-ти тысячное войско Яна Сапеги. Для сравнения: Троице-Сергиеву Лавру осаждали 3 тыс. литовцев. Здесь каждая пядь земли полита русской кровью. Как записано в хрониках, князь Михаил Волконский был изрублен поляками прямо у раки с мощами преподобного Пафнутия, все защитники обители погибли. Бывший настоятель Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, проживавший на покое в Боровской обители, также погиб при осаде. Владыка Иларион служит молебен у Поклонного Креста, а затем идет в братскую усыпальницу, где покоятся останки защитников. У сопровождающих его американских священников и паломников, когда им переводят историю осады, лица становятся печальными и скорбными, они качают головами и крестятся. Гостей ведут в больничный храм пророка Илии. Уникальный храм XVII века, ставший первой общественной больницей в истории России. В этом храме больные жили и лечились. Каждый день здесь шла служба, за которой всех страждущих причащали. В те времена люди помыслить не могли, что можно исцелить тело, не позаботясь прежде о душе. «Вот здесь больные лежали, а там, в алтаре, братия возносили Богу молитвы об их здравии, через это окно их причащали», - рассказывает послушник Георгий американцам. Нашим заокеанским друзьям это не просто непонятно - для них это совершенно другой мир. Они качают головами и восхищенно переглядываются. Когда отцы-основатели Америки еще не появились на свет, в этом больничный храме русские лечили своих больных лекарствами и молитвой - есть чему удивляться.

http://ruskline.ru/analitika/2014/09/18/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Хвала владычествующему с благостию! 25.04.2018 579 Время на чтение 7 минут Шестьдесят секунд в минуту, час за часом, из года в год. Механически и порой бездумно мчимся мы от дольнего мира к горнему, зачастую полагая свое странствие бесконечным и ориентируясь на фантомные маяки. Между тем, вариантов будущего не так уж много - а именно два! Для религиозного человека разговор об аде и рае - один из самых серьезных. Тема эта популярна, но не избита, она раскрывается в Священном Писании и Предании Церкви, о ней размышляли писатели и философы в загадочной глубине эпох, однако постигать её чрезвычайно трудно - мир иной, потусторонний, воскресение мертвых, рай и ад, Страшный Суд непознаваемы в опыте земной жизни. Из первых глав библейской Книги Бытия можно узнать, что на неком Востоке был насажен райский сад. Где он находился? Многие современные исследователи считают, что он был в диапазоне от Армянского нагорья до Южной Месопотамии. Из Библии известно и то, что главным украшением сада был Адам, которому Бог даровал помощницу Еву. Они были не смертны и не бессмертны, не стыдились наготы и имели постоянное общение с Богом. После грехопадения они были изгнаны из рая, и ангел был поставлен, чтобы не пускать их обратно. Так люди стали подвержены страданию и смерти, потеряли близость пребывания и общения с Богом. По мнению некоторых богословов, Эдем можно также воспринимать как некий символ наслаждения. Следовательно, потеря рая - это потеря блаженства, свободного безболезненного существования тела и свободного беспрепятственного общения с Богом. В пророческих книгах Ветхого Завета встречаются ностальгические пассажи об утраченном рае. Новозаветные представления о рае опираются на три основных источника - это обещание Христа, данное разбойнику: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:43). Рай здесь есть обозначение Царства Небесного. Вообще Царство Христово и рай нередко отождествляются. Еще один источник наших представлений - Второе послание к Коринфянам апостола Павла. Там он описывает, как был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать (2Кор. 12:4). Апостол говорит, что он восходил до третьего неба. Есть святоотеческое понимание этих небес как неких тайн любомудрия, тайнозрительного богословия.

http://ruskline.ru/opp/2018/aprel/25/hva...

иеромонах Алексий (Кузнецов) Часть первая Глава I. Исторические данные о святых юродивых. Смысл и значение различных наименований св. юродивых. Определение слова «юродство».   1) Святая Исидора (10 мая), по Коптски – Варанкис, подвизалась в IV в. в монастыре, основанном преп. Пахомием на маленьком острове Тавенне, на Ниле, в округе Тентиры или Дендеры, между новейшим городом Гирге и развалинами древней Фивы 17 . Палладий, епископ елеонопольский (с 440 г.) повествует о ней в 420 г. 18 в «Лавсаике» (§ 37 и 38) и его сказание не подлежит сомнению, по мнению преосв. Сергия 19 , но св. Ефрем Сирин , посещавший пустыни Египта в 371 г., еще раньше предложил сказание о юродивой 20 . Св. Исидора, по мнению преосв. Филарета, архиеп. Черниговского, окончила свои подвиги не позже 365 г. 21 . 2) Серапион Синдонит (14 мая), египетский монах, жил в начале V века 22 . Извольский относит жизнь его к VI веку 23 . Назван так, по вероятному мнению преосв. Сергия 24 , оттого, что не носил ничего, кроме синдона – льняной одежды. Сведения о нем дает Палладий в своем «Лавсаике» 25 . 3) Виссарион египтянин (6 июня), жил в конце V-ro века 26 . Житие его в Патерике скитском 27 . 4) Симеон – палестинский монах (21 июля) родом из Сирии, родился в 522 году. Сведения о его жизни и деяниях почерпнуты из его же рассказов другу своему диакону Иоанну, который рассказал его житие Леонтию кипрянину, епископу Неапольскому 28 , призывая Бога во свидетели своих слов, что он не только ничего не прибавляет к своему повествованию, но многое с течением времени забыл. Историческая достоверность жития подтверждается также одобрительным свидетельством о жизнеописателе преп. Симеона, представленном на 4 заседании VII вселенского собора 29 . Евагрий схоластик , антиохийской церкви историк (431–594) в 4 книге, гл. 34 повествует о жизни своего современника Симеона Юродивого согласно с Леонтием; Симеон сконч. около 580 г. (по Вершинскому), а по мнению преосв. Сергия ок. 590 г. 5) Фома преп. Келесирийский – сириец (24 апр.) жил при императоре Юстиниане. Сведения о нем находятся у Евагрия 30 , в Луге Иоанна Мосха (§ 87) и в жизнеописании Марфы (4 мая), матери Симеона Дивногорца 31 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Исправление богослужебных книг Исправление славянского текста богослужебных книг и приближение его к пониманию современников епископ Афанасий считал одним из наиболее действенных путей катехизации. «Наш русский народ, – писал он, – не мыслитель в узком смысле этого слова, не философ, а более практик. Приняв христианство , он не сделался богословом-мыслителем, какими были греки. Русский народ стал по преимуществу обрядовером в хорошем смысле этого слова. Ведь русские приняли веру от Восточной Церкви потому именно, что они были восхищены красотой восточного обряда 115 . И основы веры православной они узнавали не столько из богословских писаний вселенских отцов и учителей, каковых писаний не так-то много было у нас в обращении, сколько и главным образом из богослужебных книг» 116 . Для того, чтобы понять, что именно делал епископ Афанасий, надо сказать несколько слов о том, кто и зачем в XX веке пытался исправлять богослужебные книги. В церковной публицистике начала века много говорилось о том, что богослужебные тексты трудны для понимания и это препятствует сознательному участию верующих в богослужении. В России, где отсутствовала традиция ежедневного чтения Библии , читаемые и поющиеся во время богослужения тексты были для многих прихожан единственной формой научения основам веры. На первый взгляд казалось, что наиболее простым способом сделать богослужение понятным является его перевод на русский литературный язык. Но на самом деле это не решало проблемы. Дело в том, что вплоть до революции существенная часть православного населения России училась читать не по русским букварям, а по церковнославянским Часослову и Псалтири. Это был тот основанный на заучивании текстов способ обучения грамоте, над которым когда-то издевался Франсуа Рабле. Русские крестьяне, прошедшие такой курс домашнего обучения, не могли читать газеты или произведения русской классической литературы, зато знали наизусть много славянских псалмов и молитв. Еще в XIX веке в русской деревне тех, кто умел читать Псалтирь, было намного больше, чем читателей Пушкина или Толстого 117 . Для существенной части населения России русский перевод сделал бы богослужение менее понятным. К тому же наиболее активная часть прихожан знала многие молитвы и песнопения наизусть и новый русский перевод мог смутить их.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Krav...

Книга пророка Аввакума, подобно книге пророка Наума, начинается в еврейском подлиннике словом масса, одно из основных значений которого: «бремя», «ноша». Блаженный Иероним и здесь, как в книге пророка Наума, передает это слово латинским onus, бремя. Но в отношении книги пророка Аввакума масса имеет более нейтральное значение (пророчество вообще), чем специальное (возвещение угроз, бедствий), – так как в этой книге элементы грозный и утешительный особенно тесно проникают друг в друга. Посему здесь более отвечает содержанию перевод LXX: λημμα, что блаженный Феодорит поясняет так: «Видением ( λημμα) называет восхищение ума и от дел человеческих прехождение к откровению Божественному. Поэтому, если пророк изрек сие по действию Духа, то, очевидно, не сам он страдал недоумением, но обнажает струп у болезнующих оным, и прилагает врачество» (с. 23). К этому общему или нейтральному пониманию здесь масса, по-видимому, склоняется отчасти блаж. Иероним, когда замечает: «Должно заметить и то, что видение пророка есть поднятие или бремя, что, как мы уже сказали, обозначает тяжкие (бедствия) и то, что он ясно понимает свое видение (с. 131). Надо еще иметь в виду, что заглавное масса Авв 1.1 может относиться и относится только к содержанию двух первых глав книги пророка Аввакума, так как третья глава имеет свое особое заглавие или надписание: тефалла, молитва . Этим нейтральный смысл масса еще более подтверждается. Как в первом надписании ( Авв 1.1 ), так и во втором ( Авв 3.1 ) к собственному имени Аввакума прибавлено название наби, προφητη, пророк, встречающееся еще в надписаниях двух пророческих книг Аггея ( Агг 1.1 ) и Захарии ( Зах 1.1 ). Но это обстоятельство само по себе отнюдь не может указывать на позднее происхождение надписания книги пророка Аввакума (как думает Marti, s. 331), а просто имеет целью указать звание Аввакума между членами ветхозаветной церкви – он был пророком и по служению (munus propheticum), а не только по дару (donum propheticum), – а вместе представить залог верности всего откровения, дать свидетельство его происхождения свыше, – того, что «он не от сердца говорит, но сообщает слово Божие, как пророк и исполненный для этого Божией благодати» (Св. Кирилл Александрийский . См. у проф. Голубева, с. 706). Этому последнему соответствует и основное значение слова наби, по которому «пророк есть лицо, говорящее не от себя, а возвещающее волю Божию и Его откровение людям, притом избираемое Богом и получающее от Него божественное полномочие; пророк является изъяснителем и истолкователем не вообще чего бы то ни было, но лишь воли и слов Божественных, является посредником между Богом и людьми, доверенным лицом Бога ( Исх. 7:1–2, 4:15–16 ; Быт. 20:7 ; Иер. 26.9 ). ( М. Вержболович , Пророческое служение в Израильском (десятиколенном) царстве. Киев. 1891, с. 5–6. См. подробнее у R. E. Laur " a, Die Prophetennamen des Alten Testamentes. Ein Beitrag zur Theologje des Alten Testamentes. Sreiburg (Schteiz) 1903, s. 2, особенно ss. 11–42).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Кресты Царьграда Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Византий, Константинополь, Царьград, Стамбул… Какого мало-мальски образованного человека не взволнуют эти названия, поднимая из глубин подсознания множество ощущений и ассоциаций — от былинно-мифологических до культурно-исто­рических. Наверное, такой же трепет, интерес, наплыв неуловимых образов испытывает ребёнок, когда слушает рассказы своей дряхлой бабушки о прошлом их рода, обросшие легендами и красочными вымыслами. Нет нужды писать, какая прочная генетическая связь объединяет холодную северную империю с роскошной красавицей Византией. Эта связь подобна пульсирующей пуповине между растущим и крепнущим чадом и питающей плацентой, истощающейся и стареющей по мере роста ребёнка. Но мне так не хочется, чтобы эти записки походили на краткий путеводитель по городу Стамбулу или подробнейшую и монотонную в этих подробностях экскурсию по достопримечательностям некогда царственной столицы, иначе эти воспоминания путешественника-паломника сведутся к восклицаниям типа: “Какая красота!” и недоуменным вопросам: “Как могла произойти такая катастрофа? За что? Почему?”. Да, Айя-София прекрасна, как может быть прекрасна Божественная Мудрость. От её пространства физически захватывает дух, а перед мозаиками застываешь в немом молитвенном восхищении, время исчезает, жизнь где-то растворяется за пределами купола-космоса. А в глубине разума свербит историческая справка: “Ведь это шестой век!!”. А более поздние мозаики византийского Ренессанса монастыря в Хоре! А уникальная архитектура! Константинополь — центр Вселенной! Действительно, так. Он достоин прекрасных и возвышенных слов литераторов, его историю и культуру изучает множество учёных, талантливые люди снимают фильмы. Что я ещё могу добавить? …Мы с мужем очень быстро собрались в эту поездку и согласно решили, что цель её — Царьград-Константинополь. Мы хотели увидеть памятники — свидетельства эпохи былой империи, то, что создавалось и созидалось до её падения и по крохам уцелело после нещадного разорения. Два вечера подряд перед отъездом мы брали по телефону консультации у наших замечательных друзей-византинистов — что смотреть, на что обращать внимание, куда в первую очередь пойти. Друзья наши — прекрасные специалисты в области византийского искусства и архитектуры, поэтому были составлены подробнейшие маршруты со множеством уточнений (например, куда повернуть голову в полуразвалившейся церкви, чтобы увидеть остатки какого-нибудь шедевра, или как найти калиточку, за которой замусоренный дворик, в котором есть вход в более древнюю, с мельчайшими подробностями, точно отображающими своё время, но в то же время и в нижнюю церковь, в которой, если приглядеться, в полумраке скрываются фрески и т. п.), которыми владеют только настоящие профессионалы.

http://pravmir.ru/krestyi-tsargrada/

Л. Анисов IV глава Отец Платон занимал уже наместническую должность в Лавре, когда приехала к нему любимая мать 24 . Радостно и трогательно было свидание почтительного сына с доброй матерью. Он угощал ее всем чем мог, подарил ей сто рублей, шелковую материю на платье. Старушка была в восхищении. – Довольна ли ты, матушка, подарками? – спросил Платон. – Что ты! Как не довольна! Да у меня этого никогда и в жизни не бывало. – Как же, матушка, не благословляла меня идти в монахи? – Ведь я не знала, – простодушно отвечала старушка, –что ты меня будешь дарить такими дорогими подарками. Было такое: когда архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры придворный проповедник Гедеон (Криновский) 25 узнал коротко Петра Левшина и стал убеждать его принять иноческий чин, матушка воспротивилась тому, склоняла сына вступить в супружество, долго не благословляла его на этот подвиг, но наконец по любви своей к нему уступила твердому его желанию и решимости. Здесь же, истины ради, скажем, именно с ее благословения летом 1758 года отправился в Троице-Сергиеву Лавру недавний выпускник и молодой учитель пиитики и греческого языка Славяно-греко-латинской академии Петр Левшин. Отправился, получив от архимандрита Гедеона благосклонное приглашение в учителя риторики в Троицкую семинарию. (Матушка и архимандрит, можно сказать, сыграли решающую роль в его судьбе.) Перед самыми стенами Сергиевой обители, по прибытии своем в Лавру, увидел Левшин шедших ему навстречу монахов в облачении, с хоругвями и крестами, в сопровождении множества народа. То был крестный ход 20 июля в Ильинской церкви в Посаде. Через много лет, став настоятелем Лавры, Платон почитал эту встречу «предварительным судеб Всевышнего предзнаменованием». В самом монастыре молодого учителя пиитики первым встретил келарь Иннокентий. Переселившись в Лавру, Петр испытал крайнюю грусть, даже с неделю беспрестанно плакал, хотя и был принят всеми благосклонно и ласково. «Новость места и неизвестность будущего жребия своего приводили его в таковое уныние. Но, мало-помалу ободряясь, начал привыкать и наконец столь привык, что... не было для него милее и любезнее во всем свете места, кроме Лавры», – напишет биограф митрополита Платона И. М. Снегирев 26 .

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Levshin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010