Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Монолог с восхищением Константин Станиславский 16.08.2021 784 Время на чтение 16 минут В редакцию газеты " Слово " . Уважаемый Виктор Алексеевич! Считаю необходимым сегодня, когда деятели Министерства культуры РФ не способны соблюсти элементарную порядочность и, публикуя в открытой печати Устав МХАТ им. М. Горького, где утверждаются полномочия президента, тут же нарушают эти полномочия и утверждают без участия Президента договор с Э. Бояковым на 5 лет дальнейшей работы во МХАТе, напомнить читателю о том, на каких идейных позициях стоит президент МХАТ им. М. Горького народная артистка СССР Т.В. Доронина, как оценивает вклад К.С. Станиславского в русскую культуру, почему хранит верность его заветам, с одержимой бескомпромиссной стойкостью отстаивая традиции Художественного театра. Передаю текст статьи Т. Дорониной под рубрикой «Монолог с восхищением». Галина Ореханова К.С. (КОНСТАНТИН СЕРГЕЕВИЧ). «Служить в театре — значит добровольно приносить себя в жертву, скрывать себя, делать невозможное, принять постриг, подчинить себя военной дисциплине, отдать весь талант и знания». Это отрывок из письма К.С. Это похоже на клятву, это называется отречением от жизни в бытовом её смысле: от отдыха, от общения, от всего того, что делает пребывание на белом свете лёгким, приятным, безответственным. Его рабочий день. «С 10 утра до 12.30 я занят в своей оперной студии. С 1 часа дня до 5 часов работаю на репетициях в Художественном театре. От 5 до 7 занимаюсь текущими делами, от 7-ми до 8.30 обед и отдых, от 9-ти до 11 снова репетиция, а с 11 и иногда до часа, а то и двух ночи — снова занятия делами. Как видите — жизнь трудная». Это день, когда он сам не играл. А за месяц у него по 15-20 спектаклей. Во имя чего такое отречение? Какие высоты он видел и определил, как конечную цель? Что получил от жизни — взамен своего многолетнего подвига? И кто же такой — Константин Сергеевич Алексеев-Станиславский? Великий актёр. Красавец. Мудрец. Ребёнок. Безумец. Идеалист. Страдалец. Утопист. Глава лучшего театра в мире, своих отступников терпевший и простивший. Создатель школы драматического искусства. Основоположник Московского Художественного театра. Наверное, не случайно его появление на свет в семье старообрядческой (как все купеческие семьи за Рогожской Заставой). Без внутренней мощной силы многолетнее противостояние старообрядчества официальной Церкви — невозможно. Старообрядчество хранило чистоту крови — без алкоголя, без табачного дыма, без трусости, которую порождает ложь. Воистину здоровое тело, в коем обитает здоровый дух.

http://ruskline.ru/opp/2021/08/16/monolo...

Особенности толкования Священного Писания в современном диспенсационализме (на примере книги Откровения) Источник Аннотация В статье анализируется герменевтическая основа диспенсационализма – основной эсхатологической доктрины в современном баптизме. Диспенсационализм категорически различает пути спасения Израиля и Церкви, постулируя доктрины невидимого «восхищения церкви» и тысячелетнего еврейского царства, настаивая на строго буквальном толковании ветхозаветных пророчеств и благословений для Израиля. В действительности диспенсационалисты применяют не только буквальный, но и аллегорический метод, иногда даже с насилием над текстом Писания. Например, семь церквей Откровения (гл. 2–3) они ошибочно признают за семь периодов церковной истории, город Вавилон ( Откр. 17 ) – религиозной системой, а для 144 тысяч девственников, не осквернившихся с женами ( Откр. 14 ), отрицают их телесное девство. С другой стороны, иногда Сам Господь, ангелы и старцы раскрывают ап. Иоанну Богослову смысл некоторых его видений не буквально, а аллегорически. Поэтому буквальное толкование не может быть единственным способом библейской герменевтики. Его нужно применять наряду с другими методами в общем контексте богословия. Особенности толкования Священного Писания в современном диспенсационализме (на примере книги Откровения) Диспенсационализм – основная эсхатологическая модель в современном баптизме и пятидесятничестве. Он строится на утверждении, что взаимоотношения Бога с человечеством проходят ряд этапов (диспенсаций), каждый из которых предполагает различные условия спасения. Количество этапов у разных авторов отличается, но все они имеют одну ключевую особенность. Сейчас идет диспенсация благодати (т.е. Церкви), а впереди – диспенсация тысячелетнего царства. Поэтому перед началом великой скорби все христиане должны исчезнуть с лица земли и отправиться для блаженного соцарствования со Христом на небо (доктрина восхищения церкви до великой скорби, или претрибулационизм). А великая скорбь и земные обетования тысячелетнего царства достанутся избранному народу – ветхому Израилю, который, однако, примет Христа как своего Спасителя. Вечный договор с Израилем означает, что Бог не имеет права его расторгнуть, поэтому евреи получат не только всемирное политическое господство, но и храм с законным богослужением и кровавыми жертвами. По утверждению знаменитого баптистского богослова Дж. Валвурда, суть диспенсационализма сводится к разграничению Израиля и Церкви 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Veselo...

Суд над духовенством в гражданских делах. – Суд приказа Б. Дворца в XVI и XVII веках. – Протесты церковных властей против вмешательства воевод в церковные дела. – Положение Патриаршей области. – Система приказов в Церковном управлении. – Патриаршая область и церковная реформа Уложения. – Реформа Церковного суда по Уложению. – Расширение сферы Монастырского Приказа на практике. – Общая характеристика Монастырского Приказа. Отношение к нему Никона. – Никон о самостоятельной природе церковных полномочий, вытекающих из природы Церкви. – Захват церковных дел царем – источник несчастия для царя. – Понятие о Церкви у Никона и его критика основных принципов – предпосылок Уложения. – Суд не царский, а Божий. – Идеал, которым вдохновлялся Никон в начертании церковного суда по гражданским делам духовенства. – Мнение Никона о природе церковного суда в гражданских делах духовенства. – Никон о суде Церкви в гражданских делах духовенства. – Почему Никон объединяет подсудность духовенства и по духовным делам и по гражданским. – Никон обвиняет царя в пренебрежении к исторической традиции относительно суда по гражданским делам духовных лиц. – Принятие Собором 1667 г. идей Никона о подсудности суду Церкви гражданских дел духовенства и крушение его идей в 1701. – Никон о наказании за восхищение царем церковной юрисдикции. – Другия причины для протеста Никона против захвата церковного суда государством. Ст. 83 и 84 Уложения. – Оценка Никоновского суждения о церковном суде с современной научной точки зрения. – Учение Суворова о церковном суде. – Критика Суворовской точки зрения. – Суд Церкви в церковных делах – Божественное установление. – О суде Церкви над церковными служителями. – Самостоятельность церковного суда по происхождению и по компетенции. – Положение императорских комиссаров на суде, производившемся Вселенскими Соборами. – Природа церковного суда по гражданским делам духовенства; основа его в посредническом суде Епископов. – Различие в отношении Епископов Византийской Церкви к вторжениям в собственно церковный суд и к сокращению церковного суда по гражданским делам духовенства. ii) О церковной собственности

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Макарий Египетский. Собрание бесед Одни из величайших текстов христианской мистики, приписываемый Макарию Египетскому. «Духовные беседы» представляют собой высший образец «мистики сердца» — одной из двух великих аскетических традиций древней Церкви, смысл которой выражается в словах «Бесед»: «Мы вкусили Бога, мы имели опыт» — т. е. живой непосредственный опыт Богообщения. » Не богословское рассуждение. Скорее … интимные признания созерцателя, учащего и назидающего по личному опыту» как определяет Флоровский. «Духовные беседы» часто обвиняли в мессалианстве: однокоподлинно церковный характер «Духовных бесед» выдают акцент на центральной роли Христа, на Его Присутствии в Евхаристии, т. е. в Церкви. Единство христиан, «сияющих братьев» Христа, осуществляется в Церкви. «Невыразимый и непостижимый Бог в Своей благости, унизил Себя; Он облекся членами этого видимого тела, покинул Свою собственную недоступную славу; в Своем милосердии и человеколюбии Он преображается, воплощается, смешивается со святыми, набожными и верными, становится, согласно Павлу, «един дух» с ними (1 Кор. 6, 17) — душа в душу и лицо в лицо, так сказать, — делая возможным для живого существа жить в вечной молодости, испытывать бессмертие и участвовать в бессмертной славе». «Сердце» «Духовных бесед» надо понимать в библейском смысле, как средоточие духовных сил человека (в том числе и ума). Другая аскетическая традиция — «мистика ума» сольется с «мистикой сердца» (прежде всего у Диадоха Фотикийского), что предотвратит опасные уклоны в духовной жизни. В наше собрание бесед вошли все на данный момент известные «Духовные беседы», приписываемые Макарию Египетскому. 2. Истинно и несомненно было то, что видел Пророк в восхищении; но оно указывало на иное, прообразовало нечто таинственное и божественное, тайну подлинно сокровенную от родов; явленную же в последние времена, в пришествие Христово. Пророк созерцал тайну души, имеющей принять Господа своего и соделаться престолом славы Его. Ибо душа, которую Дух, уготовавший ее в седалище и обитель Себе, сподобил приобщиться света Его, и осиял красотою неизреченной славы Своей, делается вся светом, вся лицем, вся оком; нет у нее ни одной части, неисполненной духовных очей света, то есть, нет в ней ничего омраченного; но вся она всецело соделана светом и духом, вся исполнена очей, и не имеет никакой последней или задней стороны, но отовсюду представляется лицем, потому что снизошла на нее и восседит на ней неизреченная красота славы Света–Христа.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

IV. Речь при первом посещении Казанской Духовной Академии 9 . Архипастырские воспоминания и задушевный пожелания Казанской Академии. От всего сердца благодарю вас за ту торжественную встречу, какую вы устроили мне. Хотя я и начальник ваш, но думал явиться к вам на сей раз просто, как частный посетитель; и вот, совершенно неожиданно для меня, вы с торжеством встречаете меня во храме, и первое свидание наше освящается единодушной общей молитвой. Этой молитве я придаю важное значение и вижу в ней залог моего прочного общения с вами и на будущее время. Я вижу в вас своих присных, и потому, взамен ответного приветствия, хочется поделиться с вами некоторыми воспоминаниями из моей прежней жизни и заветными думами моими. Вспоминается мне прежде всего то доброе время, когда я сам поступил в Киевскую Академию. Я чувствовал себя на верху блаженства; все в Академии приводило меня в восхищение, – даже самая внешняя обстановка академической жизни, – казенная одежда, столь и проч. С восторгом я думал, что поступил в такое учебное заведение, лучше и выше которого нет во всей России. И это было, пожалуй, отчасти верно для того времени, да и теперь. Годы моего учения были для академий эпохой переходной между современным их состоянием и тем типичным периодом 40-х годов, которые сохранили за собой название доброго старого времени. Поистине, то было доброе время! Правда, академии тогда не были так благоустроены и обеспечены с внешней стороны, как теперь; но они являлись рассадниками великих служителей Церкви Божией, из них выходили знаменитые иерархи. которые стояли во главе Русской Церкви и остаются незабвенными и по настоящее время. Отражение того старого времени с его высоким церковным одушевлением давало себя чувствовать и в годы моего студенчества. Окончил я академический курс и поступил на духовно-учебную службу. За все первое время моей деятельности мне приходилось служить в средних учебных заведениях, – моим уделом была не разработка высшей богословской науки, а скромное законодательство.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

архиеп. Марсель Лефевр (католик) Вступление Эта книга началась с нескольких лекций о либерализме, прочтенных мною семинаристам Экона. Их целью было обратить внимание будущих священников на величайшее и вреднейшее из всех заблуждений Нового времени, позволить им вынести сообразное истине и вере суждение обо всех последствиях и проявлениях атеистического либерализма и либерального католицизма. Католики-либералы сеют заблуждения либерализма внутри самой Церкви и в обществах, еще отмеченных влиянием католицизма. Поэтому было бы очень поучительным перечесть наставления римских Пап по этому поводу и оценить всю серьезность их обвинений. Очень важно напомнить об одобрении, данном Пием IX автору достойной восхищения книги «Либеральная иллюзия» Луи Вейо, и о рекомендации Священной канцелярии, которую заслужила книга отца Феликса Сарда-и-Сальвани «Либерализм есть грех». Что бы могли подумать эти авторы, если бы они выяснили, подобно тому как мы выясняем сегодня, что господство либерализма воцарилось в самом Ватикане и в епископствах? Все это объясняет, почему будущим священникам необходимо знать об этом заблуждении. Католик-либерал, как это ясно показывает отец Сарда (с. VII), имеет ложное представление об акте веры. Вера является для него не объективным следствием авторитета Бога, но субъективным чувством, которое, следовательно, готово мириться со всеми заблуждениями и особенно с заблуждениями религиозными. Луи Вейо в главе XXIII своей книги указывает на то, что заложенным в 1789 году фундаментальным принципом является религиозная независимость, секуляризация Общества и в конечном итоге религиозная свобода. Священник Тиссье де Маллере, генеральный секретарь Церковного Братства Св. Пия X, при одобрении его верховного генерала взял на себя труд дополнить, упорядочить и опубликовать названный комплекс лекций, дабы содержащееся в нем очень своевременное поучение могло пойти на пользу не только семинаристам. И когда эта работа уже приближалась к завершению, в Ассизи имело место одно из самых омерзительных проявлений либерального католицизма, неоспоримое доказательство того, что Папа и те, кто его поддерживает, имеют ложное представление о вере, модернистское представление, способное пошатнуть все здание Церкви. Папа сам заявил об этом в своем обращении 22 декабря 1986 года к членам Курии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oni-...

Казаков М. М. Скачать epub pdf Глава XVIII. «...с уходом из жизни такого человека, Италии будет угрожать гибель» (Павлин. Жизнь Амвросия, 45) После того, как был повержен Евгений, и Феодосии в последний раз в истории Римской империи стал ее единым правителем, Амвросий испытал короткий, но яркий период безмятежного епископства. Еретики были поставлены вне закона указами благочестивых императоров, язычество было не только побеждено, но и вообще лишалось права на существование, отношения церкви и государства в лице Амвросия и Феодосия были исполнены гармонии и взаимопонимания. В своих письмах этого времени Амвросий не скрывает своего восхищения императором, который твердо стоял на страже интересов церкви и ничем не вызывал неудовольствия ее могущественного прелата. Павлин в биографии Амвросия сообщает, что епископ, дабы увериться в том, что Феодосии исполнит его просьбу, высказанную в письмах, помиловать сообщников Евгения, сам направился в Аквилею. По свидетельству биографа, Амвросию легко удалось добиться прощения тех, за кого он просил, так как христианский император бросился к ногам епископа и поведал, что он был спасен его заслугами и молитвами (Павлин. Жизнь Амвросия, 31). Очевидно, биограф, по своему обыкновению, приукрасил эту встречу двух вершителей судеб Римской империи, но он прав в другом: во многом благодаря активности Амвросия Феодосии воздержался от репрессий. Бурная государственная деятельность и трудные военные походы подорвали здоровье Феодосия. В конце 394 г., находясь в Медиолане, император заболел и в предчувствии скорой кончины вызвал к себе из Константинополя сына Гонория. С его приездом он почувствовал себя лучше, назначил в его честь конные состязания и даже сам провел полдня в цирке. Однако после обеда он почувствовал себя плохо, и к ночи император скончался. Это произошло 17 января 395 г., за два дня до 16-й годовщины его правления. По прошествии 40 дней Амвросий Медиоланский произнес над телом императора речь «На смерть Феодосия» в присутствии Гонория и Стилихона. В большой степени эта траурная речь имеет политический оттенок: Амвросий предпринимает попытку начертать наследникам Феодосия образ правления, характерный для христианского императора и почти идеальный в глазах епископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Medio...

Некто из красноречивых законоведцев вопросил старца (св. Марка) подвижника, говоря: «Прошу тебя, вразуми меня, желающего узнать, на чем основываетесь вы, иноки, утверждая, что обижающих нас не должно предавать суду, и что вы делаете, удаляясь от чувственных вещей и дел? Я очень порицаю вас за это, как людей, противозаконно устраняющих суд и противоестественно (предпочитающих) праздность. Если же узнаю, что вы делаете это из любомудрия; то необходимо и сам, оставив такое порицание, поревную вашей добродетели». Подвижник, помолившись сперва в уме, отвечал ему так: «Если ты, ученый муж, желаешь убедиться в этом, то тебе следовало бы научиться сему от людей, хорошо это знающих, ибо мы находимся еще в числе учащихся. Но поскольку ты, как сказал, по собственному желанию пришел к невеждам, желая удостовериться в сказанном (тобою), то слушай. Иноки не держатся мудрования, противного Церкви, но стараются следовать мудрованию Христову, по словам апостола: «сие да мудрствуется в вас, еже и во Христе Иисусе: Иже, во образе Божий сый, не восхищением непщева быти равен Богу: но Себе умалил, зрак раба приим» ( Флп.2:5–7 ). Знай же, что такой образ мыслей и жизни дарован Богом и порождает великую добродетель – смиренномудрие. Совершать же сие дело заповедал Господь в Церкви, сказав: «делайте не брашно гиблющее, но пребывающее в живот вечный» ( Ин. 6:27 )». Законоведец сказал: «Прошу (тебя, скажи нам), чтобы и мы узнали: какое это дело?» Подвижник отвечал: «То, чтобы молитвой искать Царствия Божия и правды Его, которое «внутрь нас», как сказал Господь ( Лк. 17:21 ), обещавший ищущим его «приложити» и все потребное для тела ( Мф. 6: 31 ). Как же ты нас, услышавших сие от Господа, уверовавших (слову Его) и по мере сил своих исполняющих его, называешь действующими не по естеству? Если же тебе видится это противоестественным, то познай, кого ты порицаешь – Бог заповедал это. Подобно сему и то, чтобы обижающих (нас) не предавать суду, есть заповедь Божия. Каким же образом исполняющие ее поступают противозаконно, когда Бог сказал чрез пророка: «Мне отмщение, Аз воздам, глаголет Господь» ( Втор.32: 35 ); и Христос в Евангелии: «не судите, и не судят вам: (и) не осуждайте, да не осуждены будете: отпущайте, и отпустят вам» ( Лк.6:37 ), и апостол говорит: «прежде времене ничтоже судите» ( 1Кор. 4:5 ); и еще: «не себе отмщающее»; и в ином месте: «ты кто еси судяй чуждему рабу» ( Рим.12:19, 14:4 )? Кто же после всего этого установил более праведные законы? Кто, считая себя безгрешным, хочет прежде времени судить обижающих, а старающихся исполнить закон Божий обвиняет в законопреступлении и незлобие называет злобою?»

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Podvizhni...

Пароль: Запомнить меня на этом компьютере августа 2013 Мяч на стороне Церкви Школы, вузы, государственные и частные предприятия, — не всегда, но очень часто — стремятся иметь свои футбольные, волейбольные или баскетбольные команды. Одни в заботе о психическом и физическом здоровье «личного состава». Другие — для формирования командного духа. В Санкт-Петербурге уже давно существуют и приходские футбольные коллективы. Недавно появилась даже сборная митрополии. Наверное, «церковный» футбол преследует те же цели, что и «мирской». Есть ли своя специфика у этого вида спорта «за церковной оградой»? Зачем священники облачаются в футбольную форму и бегают по полю с подростками? Болеть за любимую команду — это хорошо или плохо? Об этом и многом другом мы размышляем «подробно» в этом номере. Школы, вузы, государственные и частные предприятия, — не всегда, но очень часто — стремятся иметь свои футбольные, волейбольные или баскетбольные команды. Одни в заботе о психическом и физическом здоровье «личного состава». Другие — для формирования командного духа. В Санкт-Петербурге уже давно существуют и приходские футбольные коллективы. Недавно появилась даже сборная митрополии . Наверное, «церковный» футбол преследует те же цели, что и «мирской». Есть ли своя специфика у этого вида спорта «за церковной оградой»? Зачем священники облачаются в футбольную форму и бегают по полю с подростками? Болеть за любимую команду — это хорошо или плохо? Об этом и многом другом мы размышляем «подробно» в этом номере. Разговоры в раздевалке —Я тут любопытную книгу читаю. Словарь старославянских слов, которые в русском языке имеют совершенно другое значение. —Например? —Например, «возраст» — это вовсе не возраст, а рост. А «восхищение» — похищение. А «позор» — театр. —Кстати о позоре. Мы в субботу играем. Не забудь. —Что с собой приносить? —Эээ, игру… хорошую… ноги… целые. —А в какой форме? В «зенитовской», синенькой? —Тебе-то какая разница? Ты же вратарь. —Да, действительно, у меня и футболка одна всего приличная.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=34964

(2, 1) Итак, мы намерены доказать, что только истинный гностик обладает святостью, лишь он воздает Богу почитание, достойное его величия. А из того, что он воздает Богу такое поклонение, следует, что он любит Бога, и сам любим Им. (2) Все нравственно-превосходное считает он достойным почитания в меру его превосходства и величия. Из предметов чувственно воспринимаемых он воздает честь властям, родителям и старикам. Из различных учений он чтит преимущественно древнюю философию и древнейшие из пророчеств. Из предметов умопостигаемых он чтит древнейший по происхождению, вневременный и несотворенный первый принцип, источник остального бытия, Сына, (3) благодаря которому мы можем знать вечное начало, Отца всего сущего, древнейшего и благодетельного, Который невыразим словом, но Которого мы чтим в молчании, святом восхищении и с величайшим почтением. Его Господь возвестил в той мере, в какой могут вместить ее знающие, и в силах постичь те, кто самим Господом предопределен к ведению и «чьи чувства», по слову апостола, «навыком приучены» ( Евр. 5:14 ). (3, 1) Итак, почитание, воздаваемое истинным гностиком Богу, состоит в неусыпной его заботе о собственной душе и непрестанной любви, обращенной к Господу. (2) Что же касается его благодеяний людям, то одними из них он старается сделать их лучше, другими же помогает и утешает их. Медицина врачует тело; философия – душу. Служением является также и забота детей о родителях, а подданных – о своих правителях. (3) То же видим мы и в Церкви. Пресвитеры служат для улучшения и исправления; диаконы оказывают помощь. (4) Таким же двойным служением ангелы служат Богу, помогая в управлении земными делами. Гностик тоже служит Богу. Будучи призванным учить и исправлять, он открывает людям смысл своих возвышенных прозрений, стремясь улучшить их. Ни в ком из смертных нет ни такого благочестия, ни такой богобоязненности, как в верующем, который в делах земных служит Богу со славой и безупречностью. (5) Подобно тому как старательный уход за посевами, использующий различные приемы, навыки и знания земледельца, приносит обильный урожай и немалую выгоду, так и благочестие гностика, собирая плоды, приносимые теми, кто через его служение пришел к вере, собирает богатейший урожай. Он пробуждает от греховной жизни и приводит на путь спасения многих собратьев. (6) Если богосоответствие (θεοπρπεια) есть сохранение того, что присуще Богу, то соответствует Богу только тот, кто любит его. Только он знает, что угодно Богу с теоретической и с практической точки зрения. Ему ведомо, какую жизнь должен вести тот, кому предстоит в будущем достигнуть обожения, а в настоящем – уподобиться ему.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010