Закрыть itemscope itemtype="" > «Она сгорела... И не от молнии... И перед самым престольным праздником...» Плач по Успенской церкви Кондопоги 12.08.2018 1194 Время на чтение 4 минуты От редакции. Этот материал мы получили по почте со следующим сопроводительным письмом и решили так и опубликовать, с минимальной правкой, в форме письма своему батюшке... «Уважаемая редакция, когда-то посылала вам свои небольшие работы, давно-давно. А тут потрясена сожжением Кондопожской церкви Успения. Нашла свои старые записи о том, как я была около неё и решила попробовать послать вам, чтобы побольше обратить внимание на эту трагедию. Совсем теряем неповторимое национальное богатство. Написала письмо своему батюшке, потом решила и вам». «Дорогой батюшка, я уже совсем устарела и мне многое становится безразлично, то, что раньше было важно, но сегодня ночью не спала, включила «Вести» и... полились слёзы. Принимаю это как свою личную утрату, трагедию, словно потерю дорогого человека. Сожгли самую дивную, самую любимую, самую таинственную церковь Успения Богородицы в Кондо­поге. Я видела её с озера и потом, подъехав ближе на автобусе. Была внутри. Это было более сорока лет назад. Знала, что это шедевр, что она по высоте выше Кижей, что необык­но­вен­но красива, но когда я сошла с автобуса и подошла к ней, я забыла все ее удачные фото­гра­фии, забыла все чужие восхищения, предупреждения о красоте - так непохоже на всё было то, что я увидела... Увидела её именно я, несмотря на миллионы предыдущих людей, видев­ших её, и в первый раз - мы встретились... Думаю, что так же и все... С озера издалека, когда подплывали, она стояла как живая свеча перед всем миром, слов­но сама была постоянной службой Божьему и человеческому творению. В ней всё было удивительно. Строили ее как мера и красота велит. И такая она вышла стройная, строгая, древ­няя, вышедшая из дремучих лесов, словно её прибило к берегу. Она отражалась в озере так глубоко... Говорят, озеро когда-то подходило к самому её краю и не было замусорено от­ходами от бумажного комбината. Издалека видна была - главная среди воды, лесов, не­ба - величественная и скромная, потому что такая же, - из них вышла. И, окружённая стран­ными строениями комбината, проводами, трубами, она - аристократка. Душили её хи­мические испарения нашего цивилизованного времени. А комбинат-то с его тран­с­па­ран­тами при входе: «Дадим стране бумагу и целлюлозу высокого качества!», как мне объяснили, выпускал только газетную бумагу...

http://ruskline.ru/analitika/2018/08/201...

Луи Дюшен (католик) Глава XIV. Восточное монашество Египет – родина монахов. – Антоний и анахореты. – Нитрийские монахи. – Пахомий и киновийная жизнь. – Шнуди. – Монашеские добродетели. – Паломничества к египетским отшельникам. – Палестинское монашество: Иларион, Епифаний; Синай, Иерусалим. – Сирийские и месопотамские монахи. – Монашество в Малой Азии: Евстафий и Василий Великий . – Отношение к монашеству со стороны церкви и правительства. Арианская ересь, мелитианский раскол, продолжительная борьба и стойкость Афанасия отводят Египту исключительно выдающееся место в христианской истории IV века. Великие соборы в Никее, в Тире, в Сардике, в Римини; распри, раздиравшие церковь , низложение и изгнание епископов, их преследования полицией благоверного императора; изложение веры в символах; извращение религии в непримиримых столкновениях, – все эти бедствия имели свое начало в стране Нила. Впрочем, Египет не был предметом соблазна. Несмотря на беспорядки, причиною которых был Афанасий, последний, благодаря своей высокой и ясной добродетели и особенно своему непобедимому мужеству, всегда оставался предметом всеобщего восхищения. Все лучшие люди того времени инстинктивно группировались вокруг него. Было хорошо известно, что он был не один, что все епископы, все христиане в Египте поддерживали его своей преданностью, и что эта преданность очень дорого им стоила, – что они поплатились за нее беспрерывно возобновлявшимися гонениями со времен Константина и до конца царствования Валента. Египет был святилищем православия, классической страной исповедников веры. Но он имел и другие права на уважение: он был родиной монашества. К прославленному имени Афанасия в благочестивых рассказах присоединяли имена Антония и Пахомия, обоих Макариев и многих других лиц, которые в религиозном сознании современников вскоре явились воплощенным идеалом христианской доблести. Страна, где жили эти святые люди, где процветали получившие от них начало учреждения, вскоре сделалась второй Святой Землей. Сюда совершались паломничества не для посещения знаменитых могил или мест, бывших свидетелями великих библейских событий, но чтобы почтить живых святых, созерцать их изможденные аскетизмом лица и запечатлеть в себе их назидательные речи. С 373 г. знатная римская матрона, Мелания старшая, открывает ряд западных паломничеств такого характера. Задолго перед тем Иларион, Евстафий, Василий приходили сюда из Палестины и Малой Азии. Благодаря этим путешествиям, слава египетских монахов распространялась; их пример вызывал подражателей; их образ жизни вдохновлял на те реформы, каким всюду постепенно подвергался древний аскетизм.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Наше свидетельство внешним будет действенно тогда, когда мы сами будем иметь любовь между собою 29 августа. ПРАВМИР. В праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и Блаженнейший Митрополит Чешских земель и Словакии Ростислав совершили Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим со словом. Ваше Блаженство, Блаженнейший Ростислав, Митрополит Чешских земель и Словакии! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Сегодня Церковь отмечает великий праздник — Успение Пресвятой Богородицы. В этом году он приходится на воскресный день, и это напоминает нам о глубокой связи нынешнего праздника с праздником Святой Пасхи. Неслучайно благочестивые люди называют Успение Пасхой Богородичной, потому что мы торжествуем сегодня вознесение Пречистой Богоматери с телом на небо, восхищение Ее человеческой природы — Ее души, Ее тела — в жизнь Божественную. Неслучайно Успение связывается с Пасхой Христовой, потому что Господь Иисус Христос есть Воскресение и Жизнь, и Своим Крестом и Воскресением Он даровал каждому верующему в Него надежду на жизнь вечную. И слова Спасителя «Верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин. 11:25) в первую очередь относятся к Пречистой и Преблагословенной Царице Небесной — Она ожила после смерти силой Божественной благодати и ныне пребывает в обителях Сына Своего и Бога нашего. Мы живем в непростое время, когда христиане во многих странах испытывают стеснения;более того, в некоторых государствах сама вера в Христа распятого и Воскресшего преследуется вплоть до того, что за верность своим христианским убеждениям люди предаются на смерть. Кроме прямых гонений на Церковь и на христиан есть и другие опасные формы борьбы с Божественным началом в нашей жизни. Во многих странах разрушается Богом данная человеческая нравственность, люди отказываются от всяких обязательств пред Господом, провозглашая свою полную автономию от Него, а то и отрицая Его существование.

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-u-tser...

Ободово (Старое Ободово). Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Троицкая церковь в селе Ободово Главным свидетельством о былой культуре и богатстве села является Троицкая церковь. Она расположена на северо-западной окраине села, на возвышенности, рядом с кладбищем. Церковь была построена ещё давно, в 1672 году, и первоначально была деревянной. В деревянной церкви был иконостас, где центральное место занимала икона Николая Чудотворца. Но деревянный храм обветшал. Зимой 1787 года священник Михаил Стефанов с прихожанами пишет «всепокорнейшее прошение» на имя члена Правительствующего Синода Иосаафа: «В оном нашем селе... деревянная церковь... обвенчала и затем священнослужение в ней исправляется с немалою опасностью... вместо которой в ту же именование желание имеем построить новую каменную подле нее». Прихожане просили прислать не просто строительную команду, а «достойных храма архитекторов». Не хотели селяне ударить «в грязь лицом» перед соседями! На средства прихожан и была построена новая церковь из кирпича. Строили основательно и на века. Строительство длилось шесть лет (1787-1793 гг.). Освящена церковь 20 мая 1795 года. Произошло это при большом стечении народа со всех окрестных деревень в Троицын день. Церковь выложена из красного кирпича на известковом растворе, оштукатурена и побелена. Весь архитектурный комплекс состоял из храма с апсидой, трапезной и трехъярусной колокольней. Церковь имеет симметричную относительно продольной оси композицию. Собственно храм типа «восьмерик на двухсветном четверике», обладающий несколько тяжеловесными пропорциями объёмов, покрыт гранёной крышей с 8-гранным в сечении кирпичным барабаном. В дальнейшем церковь несколько раз перестраивали, но даже сейчас видно как красив фасад, вызывает восхищение парадность отделки. Кто проектировал церковь неизвестно, но, бесспорно, это был настоящий мастер. Уникальность церкви в том, что это единственный в Спировском районе памятник архитектуры, возведенные в стиле барокко.

http://sobory.ru/article/?object=12260

Одиннадцатый день. Поучение 1-е. Св. муч. Викентий. (Назначение человеческого тела). I. Св. муч. Викентий, память коего совершается ныне, родом из Испании, был диаконом в Августополе и замучен в IV веке, при Диоклитиане. «Пощади самого себя, говорил ему мучитель. Мне жаль тебя, и я хотел бы видеть тебя в чести и славе, а не в безчестии и муках». Святой отвечал, что он не боится никаких мук. Тогда мучитель велел предать его разнообразным истязаниям. Жестоки и продолжительны были эти истязания: пригвоздив исповедника ко кресту, ему наносили беспощадные удары, когда же тело его было истерзано, члены переломлены, жилы вытянуты, его бросили в темницу и положили на острых черепках. Все это с невозмутимым терпением и неземным ликованием претерпел мученик; но ярость мучителя не утолилась и изобрела еще более жестокую пытку: Викентия положили на раскаленную железную решетку, и среди этих мук он отошел к Тому, Кого любил, славил и воспевал всю свою жизнь до последней минуты. Тело его, преданное на добычу зверям, но оставшееся неприкосновенным, потому что ни звери, ни птицы его не коснулись, было выброшено в море, но, прибитое волнами к берегу, было взято сторожившими христианами, которые и похоронили его в небольшой церкви за городом. В настоящее время нетленные мощи святого находятся в Риме в церкви его имени, в загородном монастыре Трех Фонтанов. II. Читая историю страданий св. мученика, мы видим, что Господь иногда чудесным образом охраняет тела св. мучеников и других угодников Божиих; огонь их не жжет, дикие и кровожадные звери не трогают их и само тление бежит от них. Так напр. было и с телом св. мученика Викентия, ныне прославляемаго. Это побуждает нас спросить: какое назначение человеческого тела? Несомненно, оно имеет великое назначение, если Сам Бог охраняет его и прославляет нетлением. а) От земли было взято тело человеческое, но сотворено не для земли. Оно ниспало в тление, – сотворено было не для тления. Сотворенное, благоукрашенное Создателем для вечности и вечным, оно, немедленно по сотворении, оживлено бессмертною и святою душею, и вместе с нею восхищено с земли в светлый рай для пребывания в нем, для духовной деятельности, для духовного наслаждения; для плотских наслаждений оно было неспособно. Оно не могло выйти из рук Всесвятого Творца иначе, как вполне чистым и святым; впоследствии исказил, обезобразил его грех. Его око было так непорочно, что не видело наготы прочих членов, которые, в свою очередь, не представляли ничего, чтобы нуждалось быть прикрытым. Душа не была обуреваема и волнуема страстями; не было волнуемо ими и тело. Не закипала кровь от гнева и не охлаждалась она от печали и уныния. Смерть была несвойственна этому телу; несвойственны ему были недуги; не имело оно нужды ограждаться от влияния стихий; оно не было узами и темницею для души; оно было для нея чудною, вечною новою одеждою. Вот первое назначение тела: быть чудною, вечною одеждою для души.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Одна из проблем современного российского искусства состоит в том, что границы церковного и светского в нем в значительной мере размыты. До революции в России облик храма, его благоукрашение было общей заботой, понятной и важной для всех, включая государственные структуры, а не только духовенство. И государство, и общество были заинтересованы в высоком качестве и достоинстве церковной архитектуры и живописи. Сегодня, отделенная от государства и светского общества Церковь, стала «территорией с особым статусом». Сообщество авторитетных искусствоведов и культурологов принципиально не вмешивается в вопросы развития церковного искусства, хотя в качестве исполнителя туда может попасть практически любой желающий. Объективно оценить  значимость тех или иных художественных процессов в церковном искусстве, достоинства и недостатки конкретных произведений публично никто из специалистов не спешит, считая эту область специфически церковной проблемой. Оказалось, что сфера современного церковного искусства – область табуированная, закрытая от внешней критики, как-бы осененная святостью Церкви. Высказываться публично о результатах росписи храмового интерьера, судить об архитектуре  иконостаса или новой церковной постройки в целом – можно только как о покойнике: или хорошо, или – никак. На сайтах приходских и монастырских храмов почти никогда не упоминаются имена художников-авторов икон или росписи. Даже имена архитекторов-авторов современной постройки указываются крайне редко. Официальным лицом изобразительного искусства Русской Православной Церкви стала продукция комбината «Софрино», которая вообще находится вне критики. Публично судить о ней не принято ни в церковной публицистике, ни в светской. Таким образом, художественные произведения церковного искусства, которые требуют специальных навыков, знания истории искусства вообще и церковного в частности, квалифицированного знакомства с богословскими дисциплинами и церковной практикой, сразу после появления становятся авторитетным «образцом», и канонизируются без всякой экспертизы. Любые попытки просто задать вопрос: почему сделано именно так, а не иначе? – вызывают непонимание и объявляются «происками злобных завистников».

http://radonezh.ru/analytics/obschestva-...

Опыт храмовой флористики, как отдельного направления в Церкви, в России насчитывает всего полтора-два десятка лет ЖМП 5 май 2017 /  20 июня 2017 г. 13:45 Цветы жизни Основные законы и правила современной храмовой флористики ПДФ версия Остатками рая на земле цветы называл святой праведный Иоанн Кронштадтский. Совершенно естественно, что эти замечательные дары природы люди с давних пор приносили в храмы, чтобы выразить таким образом свое восхищение красотой Божьего творения. Однако опыт храмовой флористики как отдельного направления церковного благоукрашения в России, в отличие от зарубежья, насчитывает всего какие-нибудь полтора-два десятка лет. Не оценивая профессиональное мастерство флористов и не критикуя отдельные проекты, попытаемся разобраться, чем руководствуются в своей работе специалисты, и предостеречь заказчиков от грубых ошибок. Почему роз должно быть мало, а гвоздик много, как украсить паникадило и без чего не обходится почти ни одна флористическая -композиция? Если не принимать в расчет многолетники в цветочных горшках на подоконниках в притворах и в трапезных, которые культивируют отдельные энтузиасты, то в течение долгих десятилетий растительный мир в православных церквах ограничивался вечнозелеными хвойными на Рождество Христово, традиционными березками и травой в Троицын день, первоцветами на Пасху и в Светлую седмицу, а также отдельными букетами перед особо чтимыми иконами и возле центрального аналоя. Композиционные флористические решения в Церкви стали появляться уже на памяти нынешнего поколения: в середине 1990-х годов в Москве и в начале 2000-х в провинции. Тем не менее зарекомендовавшие себя за это время практики позволяют говорить о вполне сформировавшейся российской школе храмовой флористики. Цветы и цвета: гармония гаммы «Цветочным оформлением храмов часто занимаются люди, не имеющие отношения к профессиональной флористике. С другой стороны, подавляющее большинство флористов не воцерковлено. Я — счастливое исключение: мое воцерковление случилось через флористику и благодаря ей», — говорит одна из основоположниц отечественной школы храмовой флористики Галина Кондратьева.

http://e-vestnik.ru/church/floristika_ek...

Отец Димитрий преставился в 2021-м, на 81-м году жизни, прослужив в монастыре почти всю свою священническую жизнь – 42 года из 46 – и чуть больше половины всей своей жизни. После того как я окончил своё диаконское служение в обители и, будучи рукоположен во священники, был назначен на приход в Таллин, моё появление в обители стало носить эпизодический характер, как и общение с отцом Димитрием. Но трёх лет моего диаконства в обители мне вполне хватило, чтобы составить представление о личности этого удивительного священника. При первом же знакомстве с отцом Димитрием и его семьёй, в которую входили отец Димитрий с женой Ниной, тёщей и трех–четырехгодовалой дочкой Тонечкой, становилось ясно, что это некое подобие монастыря со своим строгим уставом. Из всех членов семьи отца Димитрия именно маленькая Тонечка стала на первых порах главным объектом внимания сестёр обители – уж очень она привлекала всех своим видом: в зимнем пальто «на вырост» с непомерно длинными рукавами и в тёплой шали, повязанной на старушечий манер. Она напоминала мне кого-то из крестьянских детей с картин Маковского. И даже не её внешний вид, но какая-то особая природная кротость Тонечки вызывала умиление у многих сестёр. Поэтому последние при встрече с Тонечкой норовили угостить её то конфеткой, то пряничком. Но поскольку Тонечка передвигалась по монастырю неизменно в сопровождении своей строгой бабушки, то не считаться с этим никто из сестёр не мог. «Тонечка в посту конфеты не ест», – делала бабушка отвод очередной благодетельнице, пытавшейся вложить в ручку ребёнка какое-нибудь лакомство. «Так это же ребёнок, какой ему пост!» – недоумевали некоторые из сестёр, но бабушка была непреклонна, а Тонечка не выказывала никакого сожаления, наблюдая, как очередная сестра с растерянным видом кладёт конфету в красивой обёртке обратно в свой карман. «Монашка! Монашка!» – нередко с восхищением шептали некоторые сёстры, глядя на Тонечку. Впрочем, находились и такие умудрённые жизненным опытом монастырские насельницы, которые, не имея ничего против Тонечки и её семьи, говорили: «Поживём – увидим. А то ведь бывает и так: сегодня – монашка, а завтра – болвашка». И спорить с этими сёстрами было занятием неблагодарным, поскольку примеров, когда дети священников, ещё не достигнув совершеннолетия или едва достигнув его, отходили от Церкви, было немало. Но должен сказать, что Тонечка, вопреки этим сомнениям, не только никогда от Церкви не отходила, но и, в утешение особенно тем, кто предрекал ей монашество, рано ушла в монастырь и впоследствии приняла монашеский постриг.

http://pravoslavie.ru/153075.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Ангелы «Есть, возлюбленные, за этим видимым нами звездным небом, есть другое небо — небо небес, куда восхищен был некогда великий апостол языков и где слышал и видел он то, «ихже око не виде и ухо не слыша, и на сердце человеку не взыдоша». Небо это также усеяно звездами, но такими, которых мы и представить теперь себе не можем, звездами, никогда не спадающими, присно сияющими, утренними звездами, как написано в Писании: при общем ликовании утренних звезд утверждены были основания земли и положен краеугольный камень ее (Иов. 38, 76). Эти утренние звезды — ангелы Господни. О, возлюбленные, знаете ли, чувствуете ли вы всю неизмеримость милости Божией в том, что нам, сынам персти, отверзто небо нам, грехом омраченным, чрез Таинства Церкви Православной даруются просветленные духовные очи, которыми можем мы зреть небожителей, ангелов Божиих.» Труд «Ангелы» Серафима (Звездинского) об ангельском мире по учению Православной Церкви публиковался в журналах «Душеполезное чтение» за 1915 год (январь, февраль, март-апрель, ноябрь-декабрь). За основу Серафим (Звездинский) взял учение о девяти чинах ангелов, восходящие к Ареопагитикам. «О, Серафимы пламенные; огнем любви божественной очистите, зажгите и наши сердца, да, кроме Бога, никакой другой не пожелаем мы красоты; Бог да будет нашему сердцу единой утехой, единой усладой, единым благом, красотой, перед которой всякая земная красота блекнет!» Священномученик Серафим Звездинский, епископ Дмитровский АНГЕЛЫ Верую во Единого Бога… Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым (Символ веры). Горе к высоте, души горе сердечное око, и умная стремления, любовию божественною имуще, в душах своих простираем всегда: яко да иже оттуда лучами облистаеми, убегнем тьмы страстей, чающе со ангелы предстати страшному престолу Зиждителя, и преобразитися от света во свет (Стихира на «Господи воззвах» в неделю веч., глас 2-й).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Правило 81 Шестого Вселенского Собора, Трулльского иначе Пято-Шестого Собора. Понеже мы уведали, яко в неких странах, в трисвятой песни, после слов: святый безсмертный, в качестве дополнения, возглашают: распныйся за ны, помилуй нас: но сие древними святыми отцами, как чуждое благочестия, от сея песни отринуто, купно с беззаконным еретиком, нововводителем сих слов; то и мы прежде благочестно постановленное святыми отцами нашими утверждая, по настоящем определении, таковое слово в церкви приемлющих, или иным каким либо образом к трисвятой песни примешивающих, анафематствуем. И аще нарушитель постановленнаго есть священнаго чина: то повелеваем обнажати его от священническаго достоинства, аще же мирянин, или монах, отлучати от общения церковнаго . Это правило, равно как и несколько других правил этого собора ( Трул. 23 , 33 , 56 , 99 ), направлено против армян, которые к трисвятой песне ( ν τψ τρισαγψ μνψ) прибавляли слова: «распныйся за ны» (о σταυρωθες ο ημς). Трисвятая песнь введена в чин литургии в V веке, за время константинопольского патриарха Прокла (434–447). Происхождение ее приписывают чудесному событию, имевшему место в Константинополе. А именно, в царствование императора Феодосия Младшего, в 446 году, было большое землетрясение, продолжавшееся, с небольшими перерывами, четыре месяца, и за это время разрушено было в Константинополе множество больших зданий, так что жители Константинополя принуждены были искать спасения в окрестностях ( ν τψ κμπψ) города. Для умилостивления Бога, устраиваемы были общественные богослужения и крестные ходы. Во время одного из этих крестных ходов, вдруг, чудесным образом, восхищено было на воздух дитя, услышавшее пение ангелов: γιος о Θεος, γιος ισχυρо ς, γιος αθνατος, λησον ημς. Когда дитя спустилось на землю и рассказало о чуде, тотчас начали все, вместе с патриархом, петь трисвятое, и землетрясение прекратилось. Так говорит предание 1260 . По другим, происхождение трисвятого относится к более раннему времени, в V же веке оно стало более известным и введено в богослужение 1261 . Как бы то ни было, во всяком случае исторически достоверно, что на первом заседании IV Всел. Собора, после низвержения Диоскора, собравшимися отцами пропето было трисвятое 1262 , и с тех пор, следовательно, с половины V века, эта песнь свято хранится в православной церкви. Священное происхождение трисвятого признают и отцы Трулльского Собора в настоящем своем (81) правиле.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010