Такой удар, который, как сказал приснопоминаемый схиархимандрит Зосима (Сокур), «…есть поцелуй Иудин Матери Церкви…», в 1992 году нанес Украинской Православной Церкви бывший митрополит Филарет. Это был не просто епископ в своей   епархии, а предстоятель многомиллионной Церкви, одной из самых многочисленных в православном мире, человек бывший много лет местоблюстителем патриаршего престола в РПЦ. Имея подобную власть и титулы, неограниченную поддержку светского руководства в молодом и независимом государстве, движущемся путем национализации и самоутверждения, и желающем иметь свою «Национальную Церковь», Филарет все же не сумел увести Церковный корабль на рифы непослушания и неподчинения Соборному разуму Единой Апостольской Церкви. В своих собственных амбициях и стремлениях иметь Патриарший куколь, иметь власть он воистину забыл простые, но жизненно важные слова для каждого пастыря и мирянина, что «не Церковь служит тебе, а ты Церкви», кому больше дается, с того больше спрашивается… Божий Промысел, в лице молодого, но мудрого Украинского епископата, не позволил Филарету увести всю Церковь по пути раскола. Оставшись один на один со своими желаниями подчинить себе Церковь, он пошел путем сатаны, отделившись от Бога и открыл новую и самую страшную страницу в истории уже существовавшего в Украине Автокефального раскола. Много было написано об этих событиях и в СМИ, и в Церковных изданиях, много обсуждалось и велось полемики по данному вопросу, но рана раскола, по сей день болит и беспокоит как нашу Украинскую, так и всю Вселенскую Православную Церковь. С 1992 года прошло уже 16-ть лет. Многие, кто стоял у истока раскола, умерли, появились новые. Во многом изменилась и сама страна. Что мы имеем на данный момент в духовной и гражданской жизни? Каково современное состояние духовной жизни в Украине   и ее видение светскими властями? С 1992 года Украинская Православная Церковь возглавляется Блаженнейшим Владимиром (Сабоданом), митрополитом Киевским и Всея Украины (УПЦ), который является преемником Киевских митрополитов от момента крещения Руси и от митрополита Михаила, присланного на русские земли руководить молодую христианскую Церковь ко спасению.

http://pravmir.ru/sovremennoe-sostoyanie...

Однако, даже если забыть на время об убеждении верующих, что выбор предстоятеля Церкви определяется Богом, а не людьми, это не были выборы с заранее предрешенным результатом. Интрига сохранялась до того момента, когда один из трех кандидатов – митрополит Минский и Слуцкий Филарет – заявил самоотвод, оставив в избирательных бюллетенях только два имени: митрополита Кирилла и митрополита Калужского и Боровского Климента , получившего в итоге всего 169 голосов из 677 признанных действительными бюллетеней. Митрополит Филарет мотивировал это необходимостью «единомыслия» и сказал, что решение принято не в качестве протеста. Как и сделавший это ранее митрополит Киевский и всея Украины Владимир, возглавляющий многочисленнейшую украинскую делегацию на Соборе, митрополит Филарет призвал голосовавших за него отдать свои голоса митрополиту Кириллу. Это решение 73-летнего иерарха, пользующегося огромным уважением в Русской православной церкви, вызвало разочарование как среди части делегатов Собора, так и среди наблюдателей, объяснявших его слишком малой поддержкой со стороны собратьев архиереев. В воскресенье, 25 января за митрополита Филарета было отдано только 16 из 198 голосов епископов. По словам источников на Поместном соборе, после самоотвода минского митрополита некоторые делегаты выражали недовольство чрезвычайно сузившимся выбором. Однако при повторном предложении председателя так и не смогли выдвинуть дополнительных кандидатов. И вот после длительного ожидания в тишине и напряжении результатов голосования, председатель счетной комиссии объявляет, что митрополит Кирилл получил 508 голосов – и в храме раздаются столь непривычные в этих стенах аплодисменты. В следующую минуту митрополит Кирилл взволнованно и со значением произносит традиционную формулу: «Избрание меня Поместным собором патриархом Московским и всея Руси приемлю, благодарю и нимало вопреки глаголю». А после краткого благодарственного молебна «избранный и нареченный патриархом» — именно так митрополит Кирилл будет именоваться в Церкви до своей интронизации 1 февраля — уже просил у своей невероятно возросшей в этот момент паствы молитв и помощи в несении тягчайшего патриаршего креста.

http://pravmir.ru/vybor-strategii-russko...

Прежде всего, это празднование 1020-летия Крещения Руси и связанные с ним Первосвятительские посещения Украины (с 26 по 28 июля 2008 года) и Белоруссии (с 23 по 25 октября). Подготовка посещения Украины протекала в тревожной обстановке. В Москву поступали достоверные сведения о планах некоторых политиков и раскольнических кругов использовать праздник по-своему – для расширения раскола, для отрыва Украинской Церкви от единства всей нашей Святой Церкви, незадолго до этого торжественно подтвержденного на Архиерейском Соборе, который заявил: «Единство Святой Руси является величайшим достоянием нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения». Светские власти предложили Святейшему Патриарху Константинопольскому Варфоломею возглавить празднование, представив при этом иную программу, нежели та, что была подготовлена Украинской Православной Церковью. Предполагалось также участие в праздничных мероприятиях лидеров непризнанных мировым Православием раскольнических групп. В свою очередь, Святейший Патриарх Константинопольский уже от собственного лица приглашал в Киев Предстоятелей иных Поместных Церквей, получавших также приглашения от светской власти Украины. В этих условиях необходимо было разъяснить Предстоятелям Поместных Православных Церквей сложившуюся непростую ситуацию, предотвратить их искусственное втягивание в поддержку усилий по разделению Церкви. Соответствующие шаги были предприняты, и планы раскольников сорвались. Однако переживания тех дней тяжело отразились на здоровье Святейшего Патриарха. Врачи не рекомендовали Его Святейшеству предпринимать поездку на Украину. Но, посовещавшись с членами Священного Синода, Святейший все же принял твердое решение посетить Киев. Отрадным вознаграждением за принятый подвиг стали для Святейшего искренние, неподдельные проявления горячей любви епископата во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром, клира и украинского верующего народа, ясно выраженная православными людьми воля к сбережению церковного единства. Многие тысячи верных со слезами радости на глазах встречали своего Патриарха в Киево-Печерской Лавре и на Владимирской горке. И из глубины их сердец вырвались слова, подхваченные тысячами уст и повторенные многократно: «Алексий – наш Патриарх»!

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Следующая, вторая по счету, УАПЦ возникла как результат совместных антиканонических действий епископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) и Варшавского митрополита Дионисия (Валединского), который был предстоятелем Польской Православной Церкви, самочинно провозгласившей свою автокефалию. Московский Патриархат не признал ее, но Константинопольский томосом 1924 года «даровал» Польской Церкви автокефалию. Лишь после II Мировой войны, когда митрополит Дионисий принес покаяние, Русская Церковь признала Польскую автокефальной т.2, с.183]. В юрисдикции митрополита Дионисия до 1939 года находились, главным образом, православные бывших губерний Российской империи, отошедших в послереволюционные годы к Польше. После того, как по Пакту Молотова-Риббентроппа эти земли вошли в состав СССР, все пять епископов епархий, расположенных на территории Западной Украины и Белоруссии, возвратились в юрисдикцию Москвы. Они подали письменные прошения о воссоединении. В числе вошедших в состав Московского Патриархата был и епископ Луцкий Поликарп (Сикорский), викарный архиерей Волынской епархии, ранее бывший чиновником петлюровской Директории с.9; 181, с.118]. Он был известен своими националистическими взглядами и большой симпатией к Липкивскому и его «самосвятам». Один из архиереев, перешедших из Польской Церкви в Русскую Православную Церковь, епископ Александр (Иноземцев) вскоре вышел за штат, но остальные вошли в состав Экзархата, который возглавил митрополит Николай (Ярушевич). Епископ Поликарп определенно признавал московскую юрисдикцию, о чем свидетельствует его участие вместе с митрополитом Николаем (Ярушевичем) в хиротонии епископа Вениамина (Новицкого) с.11]. После начала II Мировой войны и оккупации Украины гитлеровцами на ее территории была образована автономная Украинская Православная Церковь (УПЦ), канонически пребывавшая в юрисдикции Московского Патриархата. Она была создана в соответствии с правом на самоуправление, предоставленным в 1920 году святителем Тихоном, патриархом Всероссийским, зарубежным епархиям Русской Церкви.

http://sedmitza.ru/lib/text/440058/

Большую скорбь вызывает происходящее сегодня на Украине, подчеркнул Патриарх. «Известные события привели в действие механизм гражданской войны, и разные силы столкнулись в страшной смертельной схватке, — констатировал Его Святейшество. — Наша Церковь сегодня в очень сложном положении, потому что ее паства и на востоке, и на западе, и в Киеве». Церковь должна сохранить миротворческий потенциал, уверен Святейший Владыка. Она теряет этот потенциал, если занимает какую-то политическую позицию против другой политической позиции. Так, например, Украинская греко-католическая церковь и раскольнический «Киевский патриархат» заняли одну сторону в конфликте и тем разжигают страсти. «А мы стараемся делать все для того, чтобы примирить народ, чтобы восстановились человеческие отношения. И что-то нам удается сделать, — рассказал Святейший Патриарх Кирилл. — Но миротворческая позиция всегда уязвима, потому что каждая из сторон желает иметь в Церкви оправдание и обоснование своей собственной позиции. Тем не менее, мы будем продолжать это служение, потому что наступит время, когда нужно будет собирать камни. Поразительно, но сегодня на Украине нет ни одной организации, которая могла бы это сделать, кроме Церкви. Поэтому мы несем свой крест, но с полным пониманием важности этой миссии». Министр национальной обороны Греции подчеркнул, что рад возможности встретиться с Предстоятелем Русской Православной Церкви и засвидетельствовать ему свое уважение. Как отметил Панос Камменос, возглавляемая им политическая партия выступает за сохранение традиционных христианских ценностей. Он поддержал высказанную Святейшим Патриархом Кириллом позицию относительно ситуации на Ближнем Востоке. «Так все и происходит. Действительно, распинают людей, убивают, мучают — можно говорить о новых христианских мучениках, — сказал он. — Неслучайно в самом начале событий в Сирии были похищены два христианских иерарха. Мы до сих пор не знаем об их судьбе». Гость подчеркнул, как важно помочь людям в этом регионе и сделать все возможное, чтобы сохранить там христианские святыни.

http://patriarchia.ru/db/text/4043389.ht...

В итоге на «соборе» было полное преобладание раскольников-филаретовцев. Филарет Денисенко с трудом согласился не выдвигать собственную кандидатуру в «предстоятели», он даже на «собор» приехал не в патриаршем куколе, а в митрополичьем клобуке. Но смирение было «фиговым листком», поскольку Филарет решительно продвигал свою креатуру Епифания Думенко. Попытка Порошенко «нагнуть» «архиереев» УПЦ КП и другой раскольничьей структуры «Украинской автокефальной православной церкви» (УАПЦ) удалась не полностью. В ходе «собора» была информация, что делегаты от УАПЦ были готовы голосовать за креатуру Порошенко митрополита Симеона, но они были в явном меньшинстве. В итоге Филарет Денисенко переиграл Петра Порошенко, и главой новой структуры избрали все-таки его ставленника. Видимо, Порошенко пришлось выбирать между провалом «собора» и согласием на ставленника Филарета. Поскольку он кровно заинтересован в успехе «собора» и получении «томоса», чтобы хоть чем-то убедить электорат, что он добился еще одной «перемоги», Порошенко согласился. Однако самое трудное Порошенко ожидает впереди. Если избрание главой «незалежной церкви» каноничного митрополита Винницкого Симеона (Шостацкого) могло дать хоть какую-то тень легитимности новой церковной структуре и удовлетворить патриарха Варфоломея, то избрание главой «церкви» Епифания, который изначально был в расколе (он относительно молодой человек, образование получал и карьеру делал в УПЦ КП), создаст огромные проблемы с легализацией новой структуры. Ставка Порошенко и патриарха Варфоломея на митрополита Симеона была вполне логичной, поскольку он - законный архиерей, имеющий каноническое рукоположение (несмотря на репутацию представителя «голубого лобби», что было даже плюсом, поскольку возглавлявший «Киевский собор» митрополит Галльский Эммануил известен широко как содомит). Ведь самое главное будет происходить после того, как в Киеве отгремят литавры в честь очередной «перемоги» и самого-самого «окончательного освобождения от Москвы ». Самое главное будет происходить потом, когда нужно будет добиться от сообщества Православных Церквей признания законности «собора» и легитимности того человека, которого там избрали. И митрополит Симеон был бы предпочтительнее для патриарха Варфоломея и Порошенко в этой роли.

http://ruskline.ru/news_rl/2018/12/15/fi...

К участникам торжественного мероприятия обратился Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Также на открытии выставки-форума выступил мэр Москвы Ю.М. Лужков. Затем Святейший Патриарх Кирилл и почетные гости перерезали символическую ленту на входе в ЦВЗ «Манеж», после чего Предстоятель Русской Церкви ознакомился с экспозицией. Святейшего Патриарха сопровождали мэр Москвы Ю.М. Лужков, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий, генеральный директор Паломнического центра Московского Патриархата С.Ю. Житенев. У стенда «День семьи, любви и верности» Его Святейшество приветствовала глава оргкомитета нового праздника, супруга Президента РФ С.В. Медведева. В беседе с Патриархом Светлана Владимировна подчеркнула, что дата празднования Дня семьи, любви и верности выбрана неслучайно — 8 июля Православная Церковь чтит память святого благоверного князя Петра и святой благоверной княгини Февронии, явивших своим жизненным подвигом образец семейной любви и верности. У стенда Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата председатель ОВЦС архиепископ Иларион представил Святейшему Владыке свою новую книгу «Патриарх Кирилл: жизнь и миросозерцание». Владыка Иларион подарил по экземпляру книги Святейшему Патриарху и С.В. Медведевой, а также подписал на память новое издание многим желающим. Руководитель Издательства Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев вручил Предстоятелю Русской Церкви первый том Полного собрания сочинений Н.В. Гоголя. Юбилейное собрание сочинений выходит в свет в Издательстве Московской Патриархии по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. У Почаевской иконы Божией Матери Предстоятеля приветствовали Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, управляющий делами Украинской Православной Церкви архиепископ Белоцерковский и Богуславский Митрофан, наместник Киево-Печерской лавры архиепископ Вышгородский Павел, епископ Переяслав-Хмельницкий Александр и украинские священнослужители, доставившие в Москву чудотворный образ.

http://pravmir.ru/torzhestvennoe-otkryti...

— 1 7 августа исполняется пять лет со дня интронизации митрополита Онуфрия. И за эти пять лет светская пресса правящих политических сил вылила в его адрес массу негативных характеристик. Одна из них состояла в том, что Блаженнейший якобы избирательно относится к людям, окружает себя политиками из оппозиции… — На службы, возглавляемые Блаженнейшим, приходят люди разных профессий и социального статуса. Наш Предстоятель дистанцируется и от политиков, и от олигархов. Он максимально близок и открыт для самых простых людей. Если вы хоть один раз посидите у него в приемной, увидите, кого он ежедневно принимает: детей-сирот, семьи священников, простых прихожан, журналистов, деятелей культуры и спорта. К ним он очень близок. — В начале лета митрополит Онуфрий встретился в своей резиденции с Кристиной Велущак — выпускницей 9-го класса из Черновицкой области, которую не допустили на выпускной вечер из-за того, что Кристина ходит в храм Украинской Православной Церкви. Можно ли как-то объяснить такие явления? — Объяснение отсутствует. Наша страна — независимое европейское государство, которое декларирует отвоеванные у предыдущего строя демократические принципы. И в то же время мы наблюдаем, как эти принципы брутально попираются! Мы видели, как на протяжении пяти лет предстоятельства митрополита Онуфрия на Украинскую Православную Церковь обрушилась огромная волна репрессий. Была задействована вся государственная машина: идеологический аппарат, чиновничество, СБУ — структура, которая по своему профилю вообще не должна касаться жизни Церкви. Если в советское время было управление, которое отвечало за надзор за верующими, внутреннюю политику, следило за инакомыслящими, неблагонадежными, недовольными советским строем гражданами и разными способами нейтрализовывало их, то нынешнее СБУ не имеет такого подразделения. Оно должно руководствоваться четкими, прописанными в законе обязанностями, отвечать за внешнюю и внутреннюю разведку, а не вызывать на допросы священников и архиереев, часами обыскивать их в аэропортах, врываться в их дома с оружием в руках. Одним словом, это напоминало реалии 1937 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5486650.ht...

А зачем создана комиссия по внесению изменений и дополнений в «Устав об управлении УПЦ»? Протоиерей Георгий Коваленко: Создание этой Комиссии – исполнение решения Юбилейного Собора УПЦ и Собора епископов УПЦ, которые проходили в июле прошлого года. Ничего случайного или чрезвычайного в этом решении нет. Поэтому, давайте будем делать выводы и давать оценки, когда увидим результаты работы Комиссии, которые потом будет рассматривать Священный Синод УПЦ, затем – Собор епископов УПЦ, а затем – Собор Украинской Православной Церкви. Начался нормальный рабочий процесс, который можно будет оценить лишь по его завершению. А почему не Блаженнейший Митрополит Владимир возглавлял заседание Священного Синода?  Протоиерей Георгий Коваленко: Ни для кого не секрет, что Блаженнейший Митрополит в больнице проходит реабилитацию после тяжелой болезни. Поэтому, все вопросы, связанные с его выездом из больницы и возможностью полноценно трудиться, должны согласовываться с лечащими врачами. А почему тогда заседание Священного Синода не провели в больнице?  Протоиерей Георгий Коваленко: Где проводить заседание Синода решали члены Синода. Именно они приняли решение провести Священный Синод в Митрополии. Мне кажется, особой необходимости менять Лавру на больницу не было. Больница – не место для работы. Тем более для церковных собраний. Зачем шокировать больных и медперсонал большим количеством ряс и клобуков. С другой стороны, повторюсь, Блаженнейший Митрополит Владимир на лечении и, если бы его состояние здоровья позволяло ему председательствовать в заседании Священного Синода, он бы обязательно был на Синоде. В Уставе нашей Церкви прописано, что если Предстоятель не может возглавить заседание Священного Синода, его (Синод) проводит Временно (!) председательствующий в Священном Синоде. Это место, согласно Устава, занимает старший по хиротонии постоянный член Священного Синода. На сегодня – это митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. А если Блаженнейший отменит решения Священного Синода, или не признает их?

http://pravmir.ru/prot-georgij-kovalenko...

В смутные 1990-е Помнится, как в начале 1990-х годов раскольники-националисты с ненавистью принялись нападать на каноническую Церковь, особенно в Западной Украине, и на Тернопольщине в частности. Владыка Сергий (Генсицкий), воспитанник Почаевской лавры, а перед этим – Московской духовной школы, был одним из трех архиереев, которые не поддержали Филаретовского требования автокефалии для Украинской Церкви. За что жестоко поплатились: владыки Алипий, Онуфрий и Сергий были смещены со своих кафедр. Однако опальные архиереи неожиданно для Филарета и националистов обрели мощную поддержку православной общественности, монашествующих и мирян. Был создан Комитет по защите Православия в Украине, который возглавил ныне покойный протоиерей Михаил Бойко. Комитет инициировал житомирское собрание духовенства и мирян, а затем и исторический Харьковский Собор, сместивший Филарета и избравший Предстоятелем УПЦ митрополита Владимира (Сабодана). Но ярость врагов Церкви лишь усугубилась. Юридический произвол, погромы и захваты православных храмов при поддержке чиновников самого высокого ранга, разбойничье нападение на Киево-Печерскую лавру весной 1992 года… Кафедральной собор в Тернополе также был захвачен. Владыка Сергий с прихожанами закрылся тогда в архиерейском доме, из которого его пытались выдворить незалежники». Власть пока сохранила за общиной УПЦ крошечный епархиальный домик, где круглосуточно шли службы, возносилась молитва. Но и это здание вскоре было отобрано. Милостью Божией православные Тернополя неожиданно получили земельный участок на ул. Коновальца, 1, практически в центре города, где вскоре был вырыт котлован и возведены стены нижнего подвального храма. Поставили престол, прямо на бетонные стены повесили несколько икон, и в сыром, с земляным полом, помещении стали совершаться службы Божии. Благословение Святой Земли Вскоре владыка Сергий с группой паломников отправился в Иерусалим. Он молился, не зная, в чью честь освятить строящийся собор. И тут пришла к владыке насельница Нагорной обители и сказала: «Владыка, вот деньги, собранные нами для вашего храма». Это было первое пожертвование. «Как зовут вас, сестра?» – «Вера», – ответила монахиня. «Да, Вера, именно Вера! – воскликнул владыка. – Вера, Надежда, Любовь и Мудрость Божия София». Так дано было имя храму.

http://pravoslavie.ru/31163.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010