Под пение стихиры «Воскресение Твое, Христе Спасе» вокруг Храма Христа Спасителя был совершен крестный ход, который возглавил Предстоятель Русской Церкви. По традиции, за Пасхальной заутреней Святейший Владыка прочитал Слово огласительное святителя Иоанна Златоуста на Святую Пасху.  Пасхальное Евангелие (Ин. 1:1-17) читалось на 18 языках. Святейший Патриарх Кирилл начал чтение Евангелия, повествующего о воплощении Слова Божия, на греческом и латинском, далее сослужащее духовенство продолжило чтение на древнееврейском, славянском, санскрите, русском, английском, французском, немецком, украинском, молдавском, эстонском, латышском, чувашском, татарском, гагаузском, японском и китайском языках. По запричастном стихе протоиерей Михаил Рязанцев огласил Пасхальное послание Его Святейшества архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.  После заамвонной молитвы Святейший Владыка освятил артос, а по окончании богослужения поздравил его участников с Пасхой Христовой:  «Всех вас, мои дорогие владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с великим светозарным и радостным праздником Святой Пасхи. Мы приобщились к великой Божественной благодати. Мы были сегодня силой Святого Духа соучастниками Воскресения Христова, ибо, совершая Таинство святой Евхаристии  Божественную литургию, силой Святого Духа мы, преодолевая пространство и время, духовно соприкасаемся и соучаствуем во всем том, что Христос совершил для нашего спасения, в том числе в Его страданиях, смерти, в Его Воскресении. И потому сегодня в храме мы не были зрителями, мы не просто стояли, наблюдая красивые обряды, мы не просто взирали на красоту богослужения и не просто слушали церковную музыку, но силой Святого Духа мы сегодня с вами реально были вместе с учениками, женами-мироносицами у того пустого гроба, что символизировал Воскресение Спасителя. Апостол есть свидетель о Воскресении, и мы, пережив сегодня радость Пасхальной ночи, являемся с вами апостолами, долженствующими идти в мир и свидетельствовать о том, что Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших, Емуже слава и держава во веки веков. Аминь. 

http://patriarchia.ru/db/text/2161893.ht...

Кроме того, отметил В.С. Анисимов, в программе визита Святейшего Владыки будет уделено внимание социальному служению Православной Церкви — запланированы посещение благотворительных заведений, встречи с молодежью, общественными деятелями. «Думаю, во время таких встреч будет озвучена концептуальная позиция Русской Православной Церкви по актуальным проблемам современности, и это, по-моему, будет самым любопытным, самым главным», — сказал В.С. Анисимов. Вспоминая прошлогоднее посещение Украинской Православной Церкви Святейшим Патриархом Кириллом, архиепископ Митрофан подчеркнул, что этот визит дал почувствовать единство епископата, духовенства и верующего народа вокруг Предстоятеля Церкви. «Вместе с тем проблемы, которые существовали во взаимоотношениях между государством и Церковью, сдвинулись с места», — заметил владыка. — Слова Святейшего Патриарха, которые он обращал к руководителям нашего государства и к простым верующим, свидетельствуют о том, что Церковь, прежде всего, осуществляет свою миссию, заповеданную ей Господом Иисусом Христом — вести людей ко спасению. И визит показал, что Украинская Православная Церковь, несмотря на трудности, которые она испытывает, несмотря на проблемы, которые ей приходится решать, успешно исполняет эту миссию, возглавляемая Блаженнейшим Митрополитом Владимиром». По словам владыки Митрофана, визит Святейшего Патриарха Кирилла дал новый импульс и для поисков путей преодоления раскола среди православных на Украине. «Даже те, кто находится вне церковной ограды, сегодня по-другому относятся и к Украинской Православной Церкви, и к Русской Православной Церкви, и к личности Святейшего Патриарха», — отметил он. Отвечая на вопрос представителей украинских СМИ о значении прошлогоднего визита Святейшего Патриарха Кирилла для всей полноты Русской Православной Церкви и о воспринятии результатов визита Святейшего Владыки в западные регионы Украины, заместитель председателя ОВЦС протоиерей Николай Балашов сказал: «Мы все, и находящиеся в этой студии РИА " Новости " в Москве, и те, кто общается с нами из Киева, принимали участие в проведении прошлогоднего посещения Его Святейшества.

http://patriarchia.ru/db/text/1224682.ht...

Несмотря на то, что бывший Первоиерарх Украинской Церкви проигнорировал решение Синода от 6 мая, а решения расширенного Синода от 21 мая объявил " необоснованными и недееспособными " он не мог опровергнуть по существу их каноническую правомочность. По состоянию на май 1992 года, и в соответствии с Уставами как Украинской, так и Русской Церкви, Украинская Православная Церковь обладала широкими правами самоуправления в рамках кириархальной Церкви. Ее Предстоятель, будучи постоянным членом Священного Синода Русской и ее архиереи принимали участие в заседаниях Священного Синода и Архиерейского Собора Русской Православной Церкви наравне с другими иерархами Московского Патриархата. Соответственно, в вопросах церковного суда и церковной дисциплины высшей инстанцией для них оставался Архиерейский Собор Русской Православной Церкви (в период между Поместными и Священный Синод Русской Православной Церкви (в период между Поместным и Архиерейским Согласно древней церковной норме, осуществлявшейся, в частности, в практике Вселенских Соборов, обвиненный епископ не мог не только председательствовать, но и участвовать в заседаниях наравне с другими участниками Собора. По обычаю, обвиненный епископ выходил на середину перед прочими отцами Собора и не мог к ним присоединиться до тех пор, пока не получал оправдания в своем деле. Подобный прецедент был с блаженным Феодоритом, епископом Кирским, которого не допустили к участию в заседаниях IV Вселенского собора до тех пор, пока он не анафематствует Нестория. Точно так же не был допущен к заседаниям Диоскор Александрийский, который, в конечном счете, был осужден и лишен сана IV Вселенским Собором. Фактически, по смыслу церковного правосознания, бывший митрополит Киевский Филарет, будучи отстранен от церковного управления по ряду обвинений, не мог созывать Собор и председательствовать на нем. То, что Священный Синод 6 мая дозволил ему в исключительном порядке единожды возглавить Архиерейский собор для добровольной отставки и выбора другого Предстоятеля – само по себе было значительной уступкой, принятой, вероятнее всего, во избежание нестроений и вмешательства светской власти в дела Украинской Православной Церкви.

http://religare.ru/2_94748_1_21.html

– В Швейцарском городе Шамбези во время Синаксиса Предстоятелей и представителей Поместных Церквей было поднято много вопросов, имеющих общецерковное значение. Это те вызовы, которые стоят перед всеми православными христианами земного шара. Также был обсужден и вопрос о расколе, который существует в Украине. Патриарх Варфоломей официально заявил, что он признает в Украине только одну Церковь, которая называется Украинской Православной Церковью, и которую поручено возглавлять моему недостоинству. Был разговор и на счет слухов, будто после Всеправославного Собора Константинопольский Патриарх намерен принять в свою юрисдикцию тех людей, которые в Украине находятся в расколе. Патриарх Варфоломей заявил, что не до Собора, не во время Собора, не после Собора, он этого делать не будет. Дело в том, что почти в каждой Церкви есть раскольники. Раскол в Украине давно вызывает беспокойство. Но и в Константинопольском Патриархате тоже есть раскольники. Есть т.н. Турецкая православная церковь, состоящая из турок, которые приняли Православие. Они хотят от Константинопольского Патриарха автономию – не автокефалию, а автономию – но он им не предоставляет. Церкви Америки тоже просили автокефалии во всей своей полноте. То есть и Американская Православная Церковь, и экзархат Константинопольского Патриархата в Штатах, и другие православные, которые присутствуют на Американском континенте уже давно просили, чтобы их объединили в одну Церковь и предоставили статус автокефалии. Константинопольский Патриарх ничего для этого не сделал – наоборот, он сменил тех своих экзархов, которые поддерживали идею создания в Америке автокефальной Церкви, которая объединяла бы всех православных. Есть проблема с Православной Церковью Македонии, которая откололась от Сербской Православной Церкви. Большинство православных Македонии пытаются получить автокефалию от Сербской Православной Церкви, но никто им ее не предоставляет. Поэтому при обсуждении этого вопроса один из архиереев, которые представляли на совещании греческие Церкви, заявил, что автокефалию сегодня нельзя предоставлять никому из раскольников, потому что это станет поощрять к расколам, и не будет полезным для единства всей Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/90424.html

За богослужением были вознесены прошения о единстве Православной Церкви и сохранении Церкви от разделений и расколов, приумножении любви среди людей, мире и благосостоянии в украинском государстве. По окончании молебна Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к пастве с архипастырским словом. «Сердечно поздравляю всех с Днем Крещения Руси! Сегодня мы чтим память святого равноапостольного князя Владимира, который крестил Русь, который объединил Русь, который просветил всю Русь. Пусть молитвами святого князя Владимира Господь помогает нам быть его достойными потомками, жить в вере так, как он жил, нести мир в свои семьи, нести мир в государство, нести согласие, счастье и любовь! Пусть Господь благословит всех нас! С праздником!» — сказал, в частности, Блаженнейший владыка. Затем Предстоятель Украинской Православной Церкви возглавил многотысячный крестный ход в Успенскую Киево-Печерскую лавру . Верующие прошли по центральным улицам Киева. У поклонного креста на улице Грушевского митрополит Онуфрий вместе с духовенством и мирянами помолился о упокоении душ тех, кто погиб на месте во время трагических событий февраля 2014 года. Прямую трансляцию торжеств осуществлял телеканалы «Интер» и «112». Главными святынями крестного хода стали мощи святого благоверного великого князя Владимира, стопа апостола Андрея Первозванного, мощи восемнадцати святых исповедников: святителя Луки Крымского, преподобного Алексия Карпаторусского, преподобного Лаврентия Черниговского, преподобного Кукши Одесского, священномученика Владимира (Богоявленского), преподобного Амфилохия Почаевского, святого праведного Петра Калнышевского, одиннадцати Святогорских святых, а также чудотворные иконы: Почаевская икона Божией Матери, Зимненская икона Божией Матери, Касперовская икона Божией Матери, Святогорская икона Божией Матери, икона «Успение Богородицы» из Киево-Печерской лавры. После крестного хода в Киево-Печерской лавре состоялся брифинг. «Каждый, кто участвует в крестном ходе, свидетельствует миру и Богу о своей преданности канонической Украинской Православной Церкви. Очень трудно сказать, сколько было точно людей в этом году. Мы видим, что было гораздо больше людей, чем в прошлом году. Поэтому по нашим приблизительным подсчетам — было около 300 000 крестоходцев. Это действительно большое количество людей, что свидетельствует о преданности украинского народа тому выбору, который сделал святой князь Владимир», — сказал управляющий делами Украинской Православной Церкви митрополит Бориспольский и Броварской Антоний .

http://patriarchia.ru/db/text/5478530.ht...

В Русской Церкви титул архиепископа был ниже митрополичьего. Ко времени учреждения Московского Патриархата в 1589 г. 4 кафедры в Русской Церкви возглавлялись архиепископами. В связи с возведением предстоятеля Русской Церкви свт. Иова в сан патриарха архиепископы Новгородский, Ростовский, Казанский и Крутицкий были удостоены сана М., но при этом они остались М. титулярными, т. е. без подчинения им др. епархий, и отличались от иных епархиальных епископов лишь преимуществом чести. Впоследствии, в XVII в., и другие кафедры Русской Церкви приобрели митрополичий титул, в частности Рязанская, Смоленская, Астраханская, Тобольская. В состав Московского Патриархата в 1686 г. вошла Киевская митрополия. В кон. XVII в. из 24 епископских кафедр Русской Церкви 14 имели митрополичий титул. В синодальную эпоху число М. резко сократилось при неуклонном росте численности епископата в целом. В разные периоды титул М. либо давался архиерею лично, либо был принадлежностью кафедры. Архиереи, занимавшие Новгородскую и С.-Петербургскую, а также Московскую и Киевскую кафедры, будучи членами Святейшего Синода, за редкими исключениями носили титул М. В отдельных случаях этого титула удостаивались и др. епископы: напр., в 1852 г. титула митрополита Литовского и Виленского был удостоен Иосиф (Семашко) . Начиная с восстановления Патриаршего Престола в 1917 г. титул М., оставшийся по традиции принадлежностью неск. кафедр (Киевской, Петроградской (Ленинградской, С.-Петербургской), Крутицкой и Коломенской, с 1990 - Минской), в то же время стал широко употребляться в качестве личной награды. Награждение этим титулом, как и др. архиерейскими отличиями, является прерогативой патриарха. В 2011 г. Свящ. Синодом было принято «Положение о Митрополиях Русской Православной Церкви», в соответствии с к-рым стали образовываться митрополии в границах прежних епархий с разделением их на 2, 3 или 4 новые епархии. Процесс образования митрополий и умножения числа епархий в наст. время продолжается. Т. о., в Русской Православной Церкви титул М. носят главы митрополичьих округов и митрополий, а также, в соответствии с Уставом РПЦ (V, 4), главы Украинской и Молдавской самоуправляемых Церквей, Белорусского Экзархата, митрополиты С.-Петербургский и Крутицкий. Титул М. принадлежит также, в соответствии с «Положением Русской Православной Церкви Заграницей», главе этой самоуправляемой части Русской Церкви. Титула М. удостоены, уже в качестве награды, и др. правящие и некоторые викарные епископы. М. является также глава Японской автономной Церкви в составе Московского Патриархата. Прерогативой М. Русской Православной Церкви является ношение белого клобука.

http://pravenc.ru/text/2563394.html

Поэтому понятие Г. Ц. употребляется в правосл. Церкви лишь по отношению к предстоятелям Поместных Церквей , и речь в случае подобного словоупотребления идет о главенстве в Поместной Церкви. Так, главой РПЦ является Патриарх Московский и всея Руси. В Уставе РПЦ соответствующая формулировка о главенстве Святейшего Патриарха в Русской Церкви отсутствует, но в нем содержатся положения, касающиеся прав и обязанностей Патриарха, из совокупности к-рых очевидным образом вытекает его главенство в Русской Церкви (Устав РПЦ, 2000. IV; IX 6, 13, 14; X 7, 16, 18 ш, 20, 26). Аналогичным образом обстоит дело и с предстоятелями др. автокефальных правосл. Церквей. Глава Сербской Православной Церкви имеет титул Архиепископа Печского, Митрополита Белградо-Карловацкого, Святейшего Патриарха Сербского. Румынскую Православную Церковь возглавляет Блаженнейший Патриарх, к-рый одновременно носит титул архиепископа Бухарестского и митрополита Мунтенийского (Мунтенского) и Добруджского, наместника Кесарии Каппадокийской. Главой Болгарской Православной Церкви является Святейший Патриарх, к-рый носит также титул митрополита Софийского. Во главе Элладской Православной Церкви стоит Блаженнейший Архиепископ Афинский и всей Эллады, власть к-рого, однако, вне пределов его епархии не выходит за границы председательства в коллегиальных высших органах церковной власти, так что его статус в известной мере аналогичен статусу Первенствующего члена Святейшего Синода Российской Церкви в синодальную эпоху. Главами соответствующих Церквей называют также предстоятелей автономных и самоуправляемых Церквей, а также Экзархатов. Напр., Японскую автономную Церковь возглавляет Митрополит Токийский и всей Японии, главой Украинской Православной Церкви является Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины, а Белорусскую Православную Церковь возглавляет Митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший экзарх Белоруссии. Кроме того, главами местных церквей, каковыми являются епархии, именуются правящие архиереи. Так, в Уставе РПЦ епархии определены как «местные церкви, возглавляемые архиереем».

http://pravenc.ru/text/165053.html

7. На фоне всех этих событий вокруг украинского вопроса всплыла еще одна новая неканоническая претензия на то, что для мирового Православия Архиепископ Константинопольский и Вселенский Патриарх не «первый среди равных», а «первый без равных». Этим фактом «первенство служения» заменяется на «первенство власти», что приводит к нарушению принципа соборности, испокон веков действующего в Православной Церкви. 8. В разгар этого весьма опасного и неоправданного кризиса, возникшего в лоне Православной Церкви по причине украинского вопроса, появился также и новый догмат о том, что Вселенский Константинопольский Патриарх – глава Православно-Кафолической Церкви. Перетолковывая 34-й канон святых Апостолов, ближайшие сотрудники Вселенского Престола утверждают, что Вселенский Патриарх должен считаться первым и главой остальных Предстоятелей. То есть все Патриархи, Предстоятели и все епископы вообще должны признавать Вселенского Константинопольского Патриарха в качестве главы Вселенской Православной Церкви. Однако эта новоявленная теория не выдерживает критики ни с исторической, ни с канонической, ни с догматической, ни с экклесиологической точек зрения, потому что у Православно-Кафолической Церкви нет иного Главы, кроме Господа нашего Иисуса Христа. Единственным, вечным Начальником и бессмертным Главой Церкви является ее Устроитель, Спаситель и Искупитель Христос. 8. Нет никаких сомнений, и нельзя выдвинуть никаких возражений насчет того, что на Украине принцип соборности, который является основополагающим в управлении Православной Церковью, уступил место принципу самовольной и деспотичной власти одного – Вселенского Патриарха Варфоломея, который по иронии исторических событий всего лишь четыре года назад созвал, возглавил и координировал работы Святого и Великого собора на Крите (18-25 июня 2016 года). А этот собор в своем послании провозгласил, что: «Православная Церковь выражает своё единство и кафоличность соборным путем. Соборность пронизывает ее организацию, способ, каким принимаются решения и определяется ее путь».

http://mospat.ru/ru/news/45258/

— По недавно принятому уставу «единой украинской церкви», глава нового церковного образования будет носить титул митрополита, а не патриарха, что делает его по статусу ниже Предстоятеля Русской Православной Церкви… — Титул патриарха он не получит. Более того, Патриархом Варфоломеем и Порошенко принято решение, о том, что Филарет не будет ни возглавлять эту новую структуру, ни вообще как-либо в ней участвовать. И надо сказать, что его так называемый епископат, похоже, с этим согласился. Проще говоря, они «сдали» своего начальника, человека, которому обязаны всем. — Очевидно, что попытка отделения Украинского православия от нашей общей Православной Церкви — это большая политика, а не вопросы веры. А как вообще получилось, что Константинопольский Патриарх ввязался в политику и стал на сторону украинских раскольников? — Константинопольский Патриархат в течение всего XX века предпринимал разнообразные попытки ослабить Русскую Православную Церковь. Всякий раз, когда Русская Церковь оказывалась в сложной ситуации, Константинополь не приходил ей на помощь, а, наоборот, пытался отторгнуть у нее те или иные ее части. Так в 1924 году была создана Польская Православная Церковь, так была создана Финляндская автономная церковь. В 1996 году, воспользовавшись политической ситуацией, Константинополь вторгся в Эстонию и создал там свою юрисдикцию, что на четыре месяца привело к разрыву евхаристического общения между Константинополем и Москвой. То, что происходит сейчас, укладывается в ту же самую логику. Однако в данный момент речь идет уже не просто о большой группе верующих и приходов, как это было в Эстонии, а о миллионах верующих, о 13 тысячах приходов, и о более чем 200 монастырях, которые Константинополь своими разбойническими действиями пытается отторгнуть у Украинской Православной Церкви и тем самым ослабить единую Русскую Православную Церковь. — Происходит ли это оттого, что Варфоломей «кормится» с американских рук и все это просто еще одна попытка США разделить украинцев и русских, «насолить» России?

http://pravoslavie.ru/118226.html

Среди участников собора были представители трех украинских православной церквей: неканоничных Украинской православной Киевского патриархата, Украинской автокефальной, а также каноничной Украинской православной Московского патриархата. Выступая перед ними, Петр Порошенко назвал участников собора «наследниками Симона Петлюры и гетмана Скоропадского» и отметил роль бывшего президента Украины Виктора Ющенко в создании новой церкви. Наша православная церковь больше не подчиняется Русской православной. Украина не была, не является и не будет территорией РПЦ»,— заявил президент Украины еще до того, как собор вынес решение. Он добавил, что «текст томоса об автокефалии был одобрен Константинополем еще в ноябре нынешнего года». Особо президент поблагодарил «всех, кто не побоялся участвовать в соборе», а также украинцев, с восьми утра на холоде ожидавших решения. По мнению Петра Порошенко, эти люди «творят украинскую историю». «Вопрос автокефалии — это вопрос украинской национальной безопасности и суверенитета»,— напомнил им господин Порошенко. Кто мог возглавить новую церковь Основными претендентами были митрополиты УПЦ КП Епифаний и Михаил (Зинкевич). Последнего решила поддержать и УАПЦ. От УПЦ МП кандидатом считался митрополит Винницкий и Барский Симеон — именно Винница считается базовым регионом бизнеса семьи Петра Порошенко. О намерении участвовать в соборе заранее заявили 192 представителя церквей, среди них 10 епископов УПЦ МП, хотя Синод и Собор этой церкви и ее предстоятель митрополит Онуфрий не благословил духовенство этой церкви участвовать в создании новой религиозной структуры. Каждый из иерархов прибыл со священником и мирянином, всего 30 человек. Среди них оказались два митрополита – Переяславский и Вишневский Александр и Винницкий и Барский Симеон. Самое крупное представительство оказалось у УПЦ КП, потому было понятно, что предстоятелем новой церкви станет представитель этой структуры. В делегацию УПЦ КП вошли 42 архиерея и с каждым из них — по одному священнику и мирянину, то есть 126 делегатов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010