Теперь  Константинопольский Патриархат  понимает, что если будет созван некий Всеправославный собор или собрание Предстоятелей, то он не получит там поддержки, поэтому он пытается сколотить некую группу, которая бы его поддержала. В частности, сейчас говорится о том, что это будет собор древних Церквей, то есть тех Церквей, которые существовали, условно говоря, в первом тысячелетии. Но в первом тысячелетии была совсем другая система управления Церковью: на востоке было четыре Патриархата — Константинопольский, Александрийский,  Антиохийский  и  Иерусалимский , а на западе был один Патриархат, который возглавлял Папа Римский. Сейчас общепризнанных автокефальных Церквей четырнадцать. С нашей точки зрения, их пятнадцать, потому что мы включаем в этот список также  Православную Церковь в Америке . Однако ввиду того, что из-за легитимизации Константинопольским Патриархатом украинского раскола произошло это разделение, общение между Церквами нарушено. Константинопольский Патриарх пытается создать некие органы, которые бы позволили ему получить поддержку. Что же получается: мы разделяем Церкви на Церкви «первого сорта» и Церкви «второго сорта»? Первосортные — это те, которые существовали в древности, а второсортные — это те, которые появились в более позднюю эпоху? Такого в Православии никогда не было и такие схемы, конечно, в Православной Церкви не сработают. Е. Грачева: По мнению некоторых, Русская Православная Церковь — это уже Церковь «второго сорта». Например, митрополит Перистерийский Григорий ( Элладская Православная Церковь ) предлагает лишить Русскую Православную Церковь автокефалии сроком на пять лет для того, чтобы уврачевать «русский раскол, который возник в связи с созданием Экзархата Русской Православной Церкви в Африке». Это довольно серьезные обвинения. Насколько они могут претвориться в жизнь? Насколько серьезно их воспринимают в Русской Православной Церкви? Митрополит Иларион: Историю невозможно обратить вспять. Если бы, например, Великобритания сейчас лишила независимости Соединенные Штаты Америки и провозгласила те штаты, которые когда-то были колониями Великобритании, вновь своими колониями — как бы к этому отнеслись в Америке? Я думаю, либо посмеялись, либо покрутили бы пальцем у виска.

http://edinstvo.patriarchia.ru/db/text/5...

Ранее, 14 мая 1992 года, митрополит Никодим послал тогдашнему митрополиту Филарету письмо, в котором просил его выполнить свое обещание, собрать и провести Архиерейский Собор " ради мира в нашей Церкви " . Но ответа не последовало. Первоначально Собор предполагалось провести в Киеве. Но Филарет, во время очередного звонка владыки Никодима, настаивавшего на созыве Собора, продолжал угрожать: " Имейте в виду, если вы приедете в Киев, вас побьют камнями, вы ног не унесете из Киева " . Именно это обстоятельство и послужило единственной причиной тому, что было принято решение собраться епископам в Харькове. Исходившие из Пушкинской угрозы были не безосновательны. Все хорошо помнили события первого Софийского побоища, которое показало, что для политиков-националистов, водворившихся в Киеве, нет ничего святого. Зная о тесных связях Филарета с политическими структурами и соответствующими государственными службами, от него можно было ожидать любых провокаций. Каждый член Собора 1992 года подавал записки с именами трех кандидатов. В первом туре за митрополита Харьковского Никодима было подано 7 голосов, за митрополита Ростовского Владимира (Сабодана) - 13, за архиепископов Полтавского Феодосия (Дикуна), Житомирского Иова (Тывонюка), Ровенского Иринея (Середнего) - по 4 голоса, за архиепископа Черниговского Антония (Вакарика) - 3 голоса, за митрополита Винницкого Агафангела и архиепископа Одесского Лазаря (Швеца) - по 2 голоса. Перед вторым туром митрополит Харьковский Никодим взял самоотвод. Во втором туре митрополит Владимир получил 16 голосов. О своем избрании на Киевскую кафедру митрополит Владимир узнал в Финляндии, где возглавлял делегацию Русской Православной Церкви. Поздно вечером 27 мая на затянувшееся заседание конференции прибыл президент Финляндии с букетом цветов. Он приехал поздравить нового предстоятеля Православной Церкви в Украине. Сам митрополит Владимир о своем избрании узнал из вечернего выпуска новостей. Митрополит Владимир стал первым свободно и соборно избранным предстоятелем Украинской Православной Церкви. Определение Архиерейского Собора УПЦ о его избрании было с одобрением принято всеми Поместными Православными Церквями. Их предстоятели свидетельствовали об этом телеграммами, в которых выражали поддержку решений Харьковского Собора и признавали митрополита Владимира единственным законным Первоиерархом УПЦ.

http://zavet.ru/news/0206/n03.htm

Невозможность прямого взаимодействия с Московской Патриархией побудила украинских иерархов к поиску выхода из сложившейся ситуации и организации церковного управления с учетом новых обстоятельств. В это непростое время архиепископ Алексий (Громадский) инициировал созыв и возглавил работу Областного Собора епископов Православной Церкви на территории Украины, проходившего 18 августа 1941 г. в Почаевской Лавре. Помимо председателя, в соборных заседаниях приняли участие архиепископ Острожский Симон (Ивановский), архиепископ Львовский Пантелеимон (Рудык), епископ Пинский и Полесский Вениамин (Новицкий). Рассмотрев сложившуюся ситуацию, иерархи заявили о сохранении пребывания Украинской Православной Церкви (УПЦ) в канонической юрисдикции Московского Патриархата. При этом на основании решений Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 гг. и Святейшего Патриарха Московского и всея России Тихона Украинская Православная Церковь переходила на автономное управление. Соборным решением архиепископ Алексий (Громадский) избирался Предстоятелем УПЦ с наделением его правами областного митрополита . Проигнорировав позицию митрополита Дионисия, 9 декабря 1941 г. иерархи автономной УПЦ провели в Почаевской Лавре очередной Архиерейский Собор, на котором провозгласили архиепископа Алексия (Громадского) митрополитом Волынским и Житомирским, Экзархом всей Украины . Завершение административно-канонического оформления автономной УПЦ в митрополию вполне ожидаемо встретило негативную реакцию со стороны митрополита Дионисия. Однако немецкая оккупационная администрация запретила ему осуществлять церковную деятельность за пределами Генерал-губернаторства, включавшего отдельные польские регионы. 24 декабря 1941 г. митрополит Дионисий назначил архиепископа Луцкого Поликарпа (Сикорского) временным администратором Православной Автокефальной Церкви (Польской) на территории Украины . Здесь следует отметить, что названный иерарх и его единомышленник архиепископ Полесский и Пинский Александр (Иноземцев) в 1939–1941 гг.

http://bogoslov.ru/article/6175530

- Его учредила уже Украинская Православная Церковь, а затем государство. - Да. После многих лет прошений и мытарств. Она изменила и дату праздника. Дело в том, что с 1992 года Предстоятелем УПЦ был Блаженнейший Митрополит Владимир, Митрополит Киевский и всея Украины. 28 июля, в день памяти Крестителя Руси и, естественно, в день ангела Предстоятеля УПЦ, ежегодно в Киев приезжали делегации всех Поместных Православных Церквей, возглавляемые высшими иерархами или даже Патриархами. На моей памяти уже едва ли не все восточные Патриархи посетили древнюю столицу Руси. Все Мировое Православие праздновало здесь память св. равноапостольного князя Владимира: служили молебен у памятника св. Владимиру, Божественную литургию в Лавре, совершали крестный ход. А главное деяние святого князя – Крещение Руси – отмечали через две недели. Конечно, разумнее было соединить эти торжества. Что УПЦ и сделала. В июне 2008 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви внес изменения в церковный календарь и обратился к руководителям православных стран учредить 28 июля, день Крещения Руси, национальным праздником. Первым откликнулся президент Ющенко, который дал команду общественным организациям поддержать это начинание, и 25 июля 2008 года издал соответствующий указ. Через два года и в России стали отмечать эту дату. - Но эта традиция на Украине не закрепилась? - Почему же? Празднования стали всемирными. В 2013 году на День Крещения Руси были уже девять Патриархов, четыре президента православных стран. Празднования проходили в 60-ти странах мира, от Австралии до Аляски, от Японии до Африки и Южной Америки – везде, где есть приходы тысячелетней Русской Православной Церкви. И центре торжеств были святой Владимир и Киев – колыбель нашей славянской православной цивилизации. Это не был какой-то официозный праздник. Проходили различные конференции, кинолектории, фестивали церковных хоров, колокольных звонов, концерты, новые форматы придумывались. Чего стоит тур по 26 городам Украины рок-музыкантов Шевчука, Катамадзе, Карамазова, Молчанова и других вместе с нашими миссионерами Кураевым и Ткачевым. Зацементированную атеизмом махину общественного сознания трудно было развернуть, но народ, молодежь возвращались к своим корням, к своей вере, к своим истокам.

http://radonezh.ru/2018/07/26/konstantin...

Так, в 1994 г. митр. Евлогий (Хесслер) посетил Украинскую Православную Церковь Киевского Патриархата (УПЦ КП) и встретился с патриархом Киевским и всея Руси-Украины Владимиром (Романюком). Итогом состоявшихся переговоров стало соглашение о включении «Священного Миланского Синода» в состав УПЦ КП на правах автономии. Специальным Томосом от 20 марта 1994 г. Киевский патриарх провозгласил акт учреждения Автономной Западноевропейской митрополии в составе Киевского Патриархата. Первоиерарх новообразованной автономии получил титул «Блаженнейшего архиепископа Милана, митрополита всея Западной Европы и Канады». Однако единство двух этих образований оказались недолговечным. После избрания в 1995 г. нового патриарха Киевского Филарета (Денисенко) между лидерами этих групп возникло взаимное непонимание. Киевский патриарх направил в 1996 г. телеграмму митрополиту Евлогию с требованием отказаться от юрисдикционного возглавления приходов на американском континенте. Кроме того, Филарет настоятельно требовал прекращения ношения митрополитом Евлогием белого патриаршего куколя, являющегося прерогативой Предстоятеля Русской Православной Церкви. В ответ на эту телеграмму миланские архиереи прервали общение с патриархом Филаретом (Денисенко) и УПЦ КП. Весьма примечательно, что клирики «Священного Миланского Синода», переходившие в юрисдикции канонических Поместных Православных Церквей, неоднократно были принимаемы в сущем сане, что осуществлялось из соображений икономии (особого церковного принципа снисхождения). В частности, священнослужители данной группировки переходили в Константинопольский, Сербский и Румынский Патриархаты, а также в Западно-Европейский экзархат Русской Православной Церкви. Данное обстоятельство позволяет митрополиту Миланскому Евлогию позиционировать возглавляемую им структуру «истинной Православной Церковью с апостольской преемственностью и действительными таинствами». Однако, с точки зрения канонического права хиротонии «Миланского Синода» могут приниматься в Православных Поместных Церквах только в качестве особого акта снисхождения, а не в качестве правила.

http://pravmir.ru/svyashhennyj-milanskij...

1. Признание Константинопольского патриарха главой всей Православной Церкви и всех Поместных Церквей в частности. В томосе Господь наш Иисус Христос ни разу не назван Главою Церкви, но именуется только ее Основателем: « под покровом Основателя Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви Богочеловека Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа ». В томосе Христос ни разу не назван Главою Церкви, но именуется только ее Основателем Не назван главою СЦУ и « блаженнейший Киевский митрополит » – он именуется лишь « первым » и « предстоятелем ». Понятие главы Церкви во вселенском масштабе в тексте томоса четко закреплено лишь за Константинопольским патриархом, а представители новосозданной украинской структуры должны ясно осознавать, что у них нет своего самостоятельного главы: « Автокефальная Церковь Украины признаёт главой (κεφαλν) Святейший Апостольский и Патриарший Вселенский Престол, как и другие патриархи и предстоятели ». В одной этой фразе полностью перечеркивается автокефалия СЦУ, ибо автокефалия – это самостоятельное, независимое возглавление Поместной Церкви предстоятелем, избранным и утвержденным на собственном церковном Соборе, что и отражено в термине «автокефалия» (от греч. ατς «сам» + κεφαλ «голова»). В Православной Церкви немыслимо, чтобы главой автокефальной Церкви был представитель другой Поместной Церкви. Однако в этой фразе уничтожается автокефалия и всех иных Поместных Церквей, ибо утверждается, что « и другие патриархи и предстоятели » признают своим главой Константинопольского патриарха. То есть действие этого принципа, согласно томосу, распространяется на все Поместные Церкви и на всех предстоятелей, и – что самое важное – они якобы это признают. Когда и где КП получил от Поместных Церквей согласие считать своим главой Константинопольского патриарха? Утверждается, что « и другие патриархи и предстоятели » считают своим главой Константинопольского патриарха! Трудно избавиться от тревожного ощущения, что в текст этого томоса еще не вчитывались должным образом представители других Церквей, потому что если бы они осознали его содержание, то реакция была бы однозначно отрицательной. Ибо данной фразой не только обесценивается «автокефалия» СЦУ, но, по сути, отвергается полноценная автокефалия всех Поместных Церквей и декларируется ересь константинопольского папизма, с которой якобы все согласны.

http://pravoslavie.ru/119709.html

Далее общение Предстоятелей двух Церквей продолжилось за братской трапезой. Приветствуя Святейшего Патриарха Илию и Блаженнейшего Митрополита Киевского Владимира, Святейший Патриарх Кирилл напомнил о важности сохранения единства Церкви. «Единство Церкви, общение внутри Православной Церкви — это непреходящая ценность для верующего человека. Даже страшно себе представить, как развивались бы события, если бы русский и грузинский народы не были единоверными, — отметил Предстоятель. — Дай Бог, чтобы верность Христу, способность пребывать в единстве и причащаться из одной чаши всех нас укрепляла, а через это единство давала силы и для добрых отношений между странами и народами. Дай Бог, чтобы это единство лежало в основе преодоления всех тех споров, разделений, человеческих страстей, которые и в наше время порой способны разорвать братские отношения». Утром 27 июля в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и премьер-министра Украины Н.Я. Азарова. По окончании встречи Предстоятель Русской Церкви направился на Владимирскую горку. Там, у памятника равноапостольному князю Владимиру, в канун его памяти, а также накануне Дня Крещения Руси, который также отмечается 28 июля, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II и Блаженнейший Митрополит Киев-ский и всея Украины Владимир совершили молебен. После молебного пения Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с первосвятительским словом о подвиге святого равноапостольного князя Владимира и значении Крещения Руси для последующей судьбы древнерусской цивилизации. В Синодальном зале Киевской митрополии в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре Святейший Патриарх Кирилл возглавил очередное заседание летней сессии Священного Синода Русской Православной Церкви. По окончании заседания Предстоятель принял участие в церемонии открытия международного форума «Православные женщины: единение, служение, любовь», которая состоялась в национальном центре делового и культурного сотрудничества «Украинский дом» в Киеве. Предстоятель Русской Церкви обратился к присутствующим с первосвятительским словом, в котором поделился своими мыслями о высоком предназначении женщины, ее роли в жизни Церкви и общества.

http://e-vestnik.ru/church/u_istokov_svy...

«Сердечно благодарю Вас, Ваше Блаженство, за Ваши добрые и мудрые слова, но более всего благодарю Вас за подвиг Вашей жизни. Весь Ваш жизненный путь является свидетельством преданности Церкви Божией, любви к своему народу. Вы плоть от плоти и кровь от крови украинской культуры, украинской духовной энергии и ревности о вере православной. В самые трудные годы Господь благословил Вам возглавить Украинскую Церковь. Господь возводит на высокие свещницы церковного служения людей, которые нужны в данное время и в данном месте, и неслучайно именно Вы в момент кризиса, шатания, искушений, которые постигли православных Украины, взошли на древнюю кафедру украинских святителей, соединяя в своем служении прошлое и настоящее, черпая силы в том великом, едином и могучем прошлом и передавая часть этих сил, этой энергии разрушенным, истерзанным человеческим душам. Я благодарю Вас и никогда не перестану восхищаться подвигом Вашего служения. Я посещаю эту святую землю с теми намерениями и с теми целями, которые открыто провозглашаются и перед ближними, и перед дальними. Но, к сожалению, враг рода человеческого, имя которого на русский язык переводится как клеветник, возводит клевету и на самое святое и чистое, что только может быть — на пастырское служение, на общую молитву, на слово благовестия. Нам не следует бояться клеветы, потому что Бог сильнее диавола, но нужно отвечать на некоторые клеветнические измышления, которые направлены на то, чтобы посеять новые плевелы вражды и подозрительности в единой Русской Церкви. Так вот, всем непонятливым, всем не имеющим слуха, всем потерявшим зрение, всем потерявшим память, я хочу сказать, что слово Церкви — это золото, как и слово архиерея — золото. Церковь никогда не отступается от своих слов, и когда устами Поместного Собора был подтвержден статус самостоятельной в своем управлении Украинской Православной Церкви с правами широкой автономии, то подтверждался он не для того, чтобы его отменить. Церковь не нарушает своих слов. Но мы знаем примеры, когда церковные служители отказывались от своих слов и вслед за этим гибли духовно сами и других увлекали в пучину. Говорят о том, что Патриарх приезжает в Украину, чтобы ограничить права и возможности Предстоятеля Украинской Церкви. Не для этого приезжает Патриарх на Украину, а для того, чтобы вместе с Предстоятелем Украинской Церкви, вместе с епископатом всей нашей Церкви — с украинцами, россиянами, молдаванами, людьми других национальностей, — свидетельствовать миру, в том числе и здесь, в Украине, о Христе распятом и воскресшем, о Христе, способном дать силу воскресения даже самым великим грешникам.

http://patriarchia.ru/db/text/1232510.ht...

Таким образом, мы извещаем наше духовенство и верующих о том, что евхаристическое общение с Константинополем в настоящее время невозможно – как для архиереев и духовенства, так и для мирян. Пока нынешняя ситуация будет оставаться неизменной, духовенство нашей Церкви не может служить в любом приходе Константинопольской Церкви либо приглашать священнослужителей этой Церкви сослужить в наших храмах. Также мирянам не дозволяется причащаться Святых Христовых Таин в храмах Константинопольского Патриархата. Сообщаем также, что Русская Зарубежная Церковь не будет принимать участие ни в каких богословских церковных собраниях, а также в диалогах, включая региональные Ассамблеи канонических епископов, которые возглавляют (или сопредседателями которых являются) архиереи и священнослужители Константинопольской Церкви. Призываем всех верующих усилить свои молитвы за мир церковный, который сегодня так старательно ввергается в искушения и подвергается испытаниям беззаконными действиями со стороны самых разных нео-экклезиологических и ложных учений, и, при этом, не ослабевать сердцем, веруя, что Премудрость Божия побеждает всякую ложь, если мы храним верность тому, что истинно и священно. Мы просим Предстоятелей Поместных Православных Церквей задуматься о нынешних обстоятельствах и во благовремении собраться вместе, чтобы достичь подлинного, канонического решения назревших вопросов. Верим и надеемся, что Господь наш Иисус Христос, Который не оставляет чад Своих и смиряет гордыню человеческую безграничной любовью к Божественной Истине, укрепит Блаженнейшего митрополита Онуфрия, всех архиереев, духовенство и верующих Украинской Православной Церкви, а также и всех православных верующих всех языков и стран мира. Нью-Йорк, 18 октября 2018 Источник: Официальный сайт РПЦЗ Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов. © 2005–2019 «Благовест-инфо» Адрес электронной почты редакции: info@blagovest-info.ru

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Не буду касаться македонской темы, но прокомментирую то, что сказано о народе Украины. Удивительно услышать с церковной кафедры, что на Украине якобы целый многомиллионный народ находится вне церковной истины и каноничности, а потому нуждается в срочном вмешательстве извне. А как же Украинская Православная Церковь, у которой более 12 тысяч приходов, более 200 монастырей, миллионы верующих во всех частях Украины? Та Церковь, которую возглавляет Блаженнейший митрополит Онуфрий. В 2016 году на Синаксисе Предстоятелей Поместных Православных Церквей Патриарх Варфоломей публично приветствовал митрополита Онуфрия, назвав его «единственным каноническим иерархом Православной Церкви на Украине, разумеется, со всеми подчиненными ему остальными святыми архиереями». Вне общения с Церковью находится не народ Украины, а украинские раскольники. Но раскол — это политический проект, возникший в 1990-е годы. Возможность преодолеть раскол всегда была и остается. Не далее как в декабре 2017 года бывший Киевский митрополит Филарет написал письмо Патриарху Кириллу и всему епископату Русской Церкви с призывом к примирению. Но на следующий же день кто-то его одернул, и он дезавуировал все, что сказал в своем письме. Кому-то на Украине, очевидно, невыгодно церковное примирение каноническим путем — наоборот, нужна легитимизация раскола. — Недавно на 5-м канале украинского телевидения один архимандрит заявил, что томос об автокефалии УПЦ уже написан в Константинополе, и сочинил его некий «гениальный канонист», профессор Афинского университета, который пишет «абсолютно совершенные» тексты. Так ли это? — Нам ничего о таком томосе не известно. Томос — это официальный церковный документ. Он дается канонически признанной Поместной Православной Церкви, у которой есть своя каноническая иерархия, свой Предстоятель, и в ответ на ее прошение. В нашем случае единственный канонический Предстоятель на территории Украины — это митрополит Онуфрий. Он и его епископат за томосом не обращались. Кому же будет вручен этот томос, написанный «гениальным канонистом»? Бывшему митрополиту Филарету Денисенко? Но он лишен сана и отлучен от Церкви, что признано всеми Поместными Церквами. В том числе и Патриарх Варфоломей в письме от 1992 года так комментировал осуждение бывшего митрополита Филарета: «Наша Святая Великая Христова Церковь, признавая полноту исключительной по этому вопросу компетенции Вашей Святейшей Русской Церкви, принимает синодально решенное о вышесказанном».

http://patriarchia.ru/db/text/5222115.ht...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010