Громче всех кричит: «Держи вора!», - сам вор. Но этого им мало! Они уверяют человека, что в падении его благосостояния, потере работы, уменьшения заработной платы, вообще во всех бедах, виноват не сам человек, точнее его привязанность к ложным божкам - деньгам и комфорту, и заложивший материальный комфорт в основу своего жизненного строительства, сделав его стержнем своей жизни, а власть, которая якобы отнимает у него, причитающиеся ему (правда непонятно на каком основании) материальные блага и средства. Главное - посеять сомнение в человеческой душе, а дальше человек своей внутренней саморазрушающей «работой» все сделает сам. Его собственная гордыня говорит ему, что он якобы достоин большего, что он недооценен, он обманут, а ведь все это у него было! И кто виноват? Ну, конечно же, не он сам, поклоняющийся мамоне, а хитрая власть, посягнувшая на его достаток. В итоге человека снова уводят на ложный путь. Не на путь покаяния и очищения от собственных страстей, а на путь недовольства, озлобления, разрушения. Наши святые отцы тоже поучали людей о правильном отношении к материальным благам. Они говорили, всё, что мы имеем и чем владеем в жизни, в буквальном смысле не есть наше. По земным законам, юридически, да, мы являемся собственниками нашего имущества. Но с точки зрения духовных смыслов, метафизически, Собственником всего является Господь, ибо Он сотворил небо и землю, и все, что на ней, и все, что начало быть, а человека поставил управлять всем этим, сделав его венцом творения Своего. Мы же поставлены Им распорядителями материальных благ, которые Он дает нам по мудрому своему Промыслу на временное управление и распоряжение. В этом смысле материальные блага - лишь средство, инструмент для выполнения более важной задачи-спасения и наследование Царствия Божия. Он смотрит, как человек распоряжается вверенным ему богатством, и в любой момент может запросить отчет о деятельности, а то и лишить его. Вот, когда человек присваивает это себе, считает себя единовластным хозяином и распорядителем добра, тогда, вдруг лишившись этого богатства, может дойти до крайней степени депрессии, вплоть до самоубийства.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

е. человек двоедушный, как «муж снов» – сновидец Быт. 37, 19 , «муж завета» – союзник Быт. 14, 18 и мн. др.; от рагал «исследовать (регел – нога), быть соглядатаем, шпионить», здесь может иметь значение: «не наушничай», не доноси тайно на другого, особенно – неправды, не клевещи. Ближайшее побуждение к исполнению этого совета высказывается далее: «потому что на воре лежит» или буквально «сделан срам, а на двоедушном человеке – ещё больший позор» или «позор злой», вор крадёт имущество человека, а двоедушный, наушник, клеветник – его доброе имя, которое, по словам бен-Сира, драгоценнее сокровища и счастья (41, 15–16). Сл. согласно с Гр.: «Слава и бесчестие в беседе, и язык человечь падение ему. Не слови шепотник и языком твоим не уловляй: На тате бо студ есть, и зазор лукав над двоязычным». Сир. в конце 15-го стиха переводит свободно: «ведёт к падению», в остальном точно следует Евр. тексту. Гр. вместо «в руке говорящего» в 15 стихе свободно переводит: «в беседе», ιεν λαλια; вместо «муж двойственности» или «двоедушный» в Гр. читаем ψθυρος «наушник», Сл. «шепотник» в 16-м стихе, а в 17-м δγλωσσος «двуязычный», – первое есть, вероятно, свободный перевод того же Евр. выражения. Μ νδρευε «не подстерегай из засады», Сл. «не уловляй», Р. 59 «не строй козней» – верно передаёт смысл Евр. »ал тэраггал «не наушничай», стоящее в Евр. после этого слова – не наушничай «на ближнего» не передано в Гр. и Сир. и, вероятно, есть позднейшая прибавка, взятая из 14-го стиха. И слова «создан, сделан» срам на воре, лежит срам, Гр. не передаёт, если не считать εστν: «на тате бо студ есть» Сл.; однако Сир. передаёт это слово, почему его следует признать первоначальным. Гр. гл. (70, 106, 248, 253. Cpl.) прибавляет после «стыд» – «жалкий», μοχθηρ. В Лат. ещё больше таких прибавок: «в речи умного», «язык безрассудного» в 15-м стихе, « и языком твоим не будь пойман и посрамлён» в 16-м, а 17-й в Лат. читается: «ибо на воре – позор и презрение, и злейшее пятно (denotatio) на двуязычном, наушнику же ненависть, вражда и поношение».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Rozh...

Ему показалось, что он разобрался наконец в Стейнзе, а ему нравилось коллекционировать людей чудаковатых, разобраться в которых трудно. Он понял, что у этого утомленного джентльмена, в чьих жилах, как он заподозрил, течет зеленая кровь, в душе горит холодное зеленое пламя добросовестности и строго соблюдаемого понятия чести, и они–то и вынудили его сперва стожить свои обязанности, покинуть сомнительное предприятие, а затем устыдиться того, что он переложил ответственность на плечи других, и вернуться в роли скучающего, но старательного детектива; при этом он раскинул свой лагерь именно там, где был спрятан труп, так что убийце, боявшемуся, как бы он в буквальном смысле не учуял труп, в панике пришлось инсценировать вторую драму — с халатом и утопленником. Все это было теперь достаточно ясно. Прежде чем втянуть голову назад и расстаться с вечерним воздухом и звездами, отец Браун бросил последний взгляд вверх, на черную громаду, вздымающуюся в ночное небо, и вспомнил Египет, и Вавилон, и все то, что есть вечного и в то же время преходящего в творениях рук человеческих. — Я правильно говорил тогда, в самом начале, — сказал он. — Это напоминает мне одно стихотворение о фараоне и пирамиде. Этот дом — как бы сто домов, но весь он целиком — могила одного человека. Неразрешимая загадка Странный этот случай, наверное, — самый странный из многих, встретившихся на его пути, настиг отца Брауна в ту пору, когда его друг, француз Фламбо, ушел из преступников и с немалой энергией и немалым успехом предался расследованию преступлений. И как вор, и как сыщик он специализировался на краже драгоценностей, обрел большой опыт, разбирался в камнях и в тех, кто их похищает. Именно поэтому в одно прекрасное утро он позвонил другу–священнику, и наша история началась. Отец Браун очень обрадовался ему, даже его голосу в трубке, хотя вообще телефона не любил. Он предпочитал видеть человека и ощущать самый воздух вокруг него, прекрасно зная, что слова очень легко перетолковать неправильно, особенно если говорит незнакомец.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

И преподобный Никодим Святогорец советует нам помнить, «что смерть — это нежданный вор, о котором не знаешь, когда он придет. Он может прийти в сей день, сей час, сию минуту, и тот, кто прекрасно чувство вал себя с утра, может не увидеть вечера, а тот, кто достиг вечера, может не дожить до утра […]. Итак, сделай вывод из этого, брат мой, и скажи сам себе: «Если мне предстоит умереть и, возможно, внезапной смертью, что станет со мной, несчастным? Что за польза мне будет, если я вкушу все наслаждения мира? Что я получу, совершив этот грех? Что со мною будет, если я сделаю это зло? Иди за мною, сатано и злое измышлениее: я не хочу тебя слушать, чтобы не согрешить» [ 575 ]. Вот какую великую и важную пользу получает человек оттого, что Бог не открывает нам день смерти. Поэтому вместо того, чтобы с ненужным любопытством и без всякой пользы толковать о том, когда мы умрем, давайте вспомним, что «время жизни бежит». Следовательно, не будем в тревоге тратить впустую наши дни, но обретем «христианскую кончину живота нашего, безболезненну, непостыдну, мирну», и будем стремиться дать «добрый ответ на Страшнем Судищи Христове», как просим мы во время каждой Божественной литургии. СТРАХ СМЕРТИ Кто боится смерти? Несомненно, смерть потрясает каждого человека. Она вызывает страх и трепет. Эти душевные состояния достались нам в наследие от прародителей, преступивших Божию заповедь. И мировая философия пыталась смягчить страх смерти и приготовить человека к смертному часу. Но ей в этом плане мало что удалось. В отдельных случаях удавалось лишь скрыть проявления паники, которая перед смертью охватывает людей, не знающих Христа. Пытаясь преодолеть страх смерти, философы призывали: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» (1 Кор. 15, 32). Этот девиз подвергал насмешке надежду на Будущую Жизнь, на Суд и воздаяние после смерти. Но очевидно, что это эпикурейское отношение к смерти нисколько не устраняло тревоги. Материалистическая установка «буду жить и наслаждаться жизнью сегодня, ибо завтра умру» есть не что иное, как попытка скрыть ужасную пустоту и великий страх души перед лицом смерти. Взирающие так на жизнь и смерть показывают тем самым, что трепещут больше других! Призыв: «Станем есть и пить, ибо завтра умрем!» — это не возглас торжества, но вопль паники и ужаса. Естественно, люди, которые сводят жизнь лишь к биологическому существованию, буквально теряются перед лицом смерти. Когда они видят, как кого–нибудь настигает смерть, их волнует лишь один вопрос: «Чей же черед теперь?»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

И, таким образом, юноша этот, равно и многие из законников, хотя и приблизились, близко стояли к царству Божьему, однако в него не вошли. Какой разительный отсюда урок и нам с вами, друзья мои! Не иметь за собой упомянутых грехов и y нас не считается ли верхом совершенства? Между тем — мы ведь христиане. Нам сказано: “ если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное ” (Мф. 5:20). И в другом месте Иисус Христос говорит: “ не нарушить пришел Я, но исполнить ” (5:17), т. е. восполнить, дополнить, усовершенствовать. Или что то же, христианину мало исполнять ветхозаветные лишь заповеди, и притом в буквальном только смысле: ему предложены заповеди более возвышенные. Эти заповеди дал Иисус Христос новому Израилю — в известных 9 изречениях евангельских о блаженстве: “блаженны нищие духом (духом противления и превозношения, т. е. смиренные), блаженны плачущие, блаженны кроткие, милостивые, чистые сердцем и т. д.” Смысл общий этих изречений такой: ты исполнил весь закон Моисеев, ты не вор, не убийца. Хорошо. Но ты все еще нищ перед Богом и пока ты не сознаешь себя таковым и не восплачешь о своем убожестве и не возжаждешь евангельской праведности, — не видать тебе Царства Небесного. Нет, а ты не только не будь вором, а и свое-то раздай нуждающимся; не только не будь прелюбодеем, а и в уме не держи подобных мыслей, чтоб и сердце-то твое было на этот счет чисто, не только не убивай никого, а и других враждующих старайся примирять всячески, не только ни на кого не клевещи, а еще стой за правду до смерти и за имя Христово готов будь пострадать. Вот тогда совершен ты будешь. Благочестивые слушатели! Внимайте, чего от нас требует закон евангельский и к какому совершенству должны мы стремиться делом, мыслью и желанием. Аминь. Путь к вечной жизни Жизнь земная коротка, и какими бы благами ни наслаждался в ней человек, она не может удовлетворить его, именно вследствие своей кратковременности. Поэтому человек жаждет продлить свою жизнь, стремясь достигнуть вечной жизни и, сознавая все безграничное преимущество этой жизни над теперешней скоропреходящей, ищет пути, который мог бы привести к ней.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Красноармейцы первых послереволюционных лет Чтобы дополнить семейное предание о гибели священника Никодима Троепольского от рук красноармейцев в марте 1918 года фактами документальной истории, обратимся к исследованиям о том, что стоит за определением «красноармейцы» в приложении к реалиям брянского региона первых послереволюционных лет. Об этом в своей статье очень выразительно пишет Ю. П. Соловьев, цитируя Брянскую коммунистическую газету от 18 марта 1919 г.: «Находившиеся ранее в Брянском гарнизоне полки были отправлены на фронт и заменены присланными мобилизованными по последним призывам солдатами, среди которых был большой процент дезертиров, а также и из бывшей армии” Ремнёва, так хорошо знакомой жителям гор[ода] Брянска». Приведем здесь характеристику типичного представителя этого сброда по имени Захар Нахаев. Когда после восстания Брянского гарнизона заинтересовались биографией Нахаёва, то сделали запрос в стародубскую Чрезвычайную Комиссию и получили ответ: «Из данных дознания Стародубского Уездного Чрезвычкома видно, что многие из членов семьи Нахаёвых занимались разными темными делами, что брат был расстрелян за грабеж, и сам он по профессии, до службы и на службе, – вор и грабитель, о чем говорят буквально все свидетели при производстве дознания». Партизанские отряды превращаются в полки, но дух этих полков остается партизанским. 7 декабря 1918 г. Локотош докладывал Антонову-Овсеенко о положении дел на участке 1-й Советской украинской дивизии: «Дивизия находится в самом растрепанном, неорганизованном и беспорядочном состоянии. Настроение у большинства бандитское, отсутствует порядок и организация, отчетность, как материальная, так и денежная, аховски налажена...». В начале января 1919 г. политическая инспекция обследовала части 1-й Советской украинской бригады и признала необходимым, среди прочего, «подтянуть политработников для борьбы с бесчинствами… срочно переформировать 2-й Советский (Таращанский) полк, главным образом 1 батальон, в котором особенно много элементов, склонных к бандитизму… урегулировать снабжение…».

http://pravoslavie.ru/159367.html

Нужно теперь же установить, что денежная плата, 30 сребренников, полученная Иудой, совсем не играет решающей роли в предательстве, является для него акциденцией: не из-за денег он предал Христа, хотя и запятнал себя принятием денег. Это явствует, прежде всего, из евангельского текста: у Ин., хотя он и называет вором Иуду, даже вовсе отсутствует взятие им денег. У евангелиста Луки плата дается самими первосвященниками они обрадовались и согласились дать ему денег ( Лк. 22:5 ) тоже и у Марка ( Мк. 14:11 ). При этом не установляется сумма, определение которой принадлежит самим первосвященникам. 19 Только у Мф. Мы имеем уже обобщенный рассказ с определением суммы: «и сказал: что вы дадите мне, и я вам предам Его? они предложили ему тридцать сребренников» ( Мф. 26:15 ). Но эта сумма взятая из пророчества Захарии ( Зах. 11:13 ), по справедливому предположению проф. Муретова, 20 «имеет символическое значение. У пр. Захарии она называется, как ничтожная рабская оценка попечению Божию со стороны Израиля, и в новозаветном применении она означает уничижение Господа, приявшего зрак раба» ( Фил. 2:7 , сл.). Если же принять эту сумму буквально, то она чрезвычайно ничтожна (по Муретову, при известной дешевизне труда в Палестине, она составляет двухмесячную плату чернорабочего, 21 р. 70 к. довоенного времени). Допустить, что ради этой суммы апостол предал Христа, означало бы ввести абсурд в самую сердцевину Евангелия. Верно лишь то, что Иуда унизился до принятия этих денег: его духовное смятение развязало в нем страсть сребролюбия. «Деньги годятся», сказал себе «вор» – «экономический материалист», и это попутное событие, эта акциденция, легла поверх всего и прикрыла собой истинную трагедию, дала ей экзотерический образ по симптоматике, а не по существу: это и верно в том смысле, что соответствует действительности, но и неверно, потому что выражает только ее поверхность 30 сребренников – это лишь занавес, за которым происходит трагедия титанизма, это – грязная пена на гребне океанической волны.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Поэтому только естественно, что свойство открытости души Богу и явности ее помыслов для Него (характерно выражение conscientia patet, § 8) может быть у блаженного Августина названо устами сердца. В такого рода метафорах усматривают потерю правдоподобия и сообразности 446 , но, кажется, в данном случае важнее отметить систематическую и последовательную разработку метафорического топоса. Второе, что следует отметить по поводу данного места (§§ 5–8), – некоторая кажущаяся дерзость, с которой толкователь вписывает в свою метафорическую систему евангельское выражение: «Не то, что входит в уста, сквернит человека, но что исходит...» (ср. Мф 15:11 ). Кажется очевидным, что под исходящим из уст подразумевается в этом выражении речь, слова. Слова исходят из уст и сквернят человека, и имеются здесь в виду уста телесные, говорящие вслух и при этом свидетельствующие о внутреннем расположении человека. Блаженный Августин же, опираясь на параллельное место из Мк 7:15–23 («Из сердца исходят помышления злые...» 447 ) и на приточный пример (вор молчит от страха во время воровства, но это не делает его чистым), умело и труднооспоримо показывает, что речь идет о внутренних, сердечных устах. Разница между непосредственным и Августиновым пониманием евангельских слов такова: буквально, видимо, говорится о словах, исходящих из телесных уст и свидетельствующих о внутренней скверне душевного устроения и нечистоте помыслов, Августин же понимает под словами, исходящими из уст (сердечных, в этом случае), сами эти помыслы с их очевидностью для Бога, при внешнем даже молчании. Против этого восстанет защитник буквализма в экзегезе, но существенно именно то, что и при более буквальном, и при Августиновом понимании утверждается необходимость внутренней чистоты и доброго устроения души. А умение изящно сцепить образы параллельных мест и связать их с системой выработанных метафорических приемов свидетельствует о поэтическом мастерстве автора и устойчивости художественной системы 448 . Итак, пример показывает, как разрабатывается образ Псалма. Для его осмысления толкователь включает его в контекст устойчивых и разработанных образных систем, собственных (антропоморфное сердце и его органы как обозначения душевных сил и свойств) и евангельских, причем даже самим буквальным знакам текста толкователь приписывает духовный смысл, которого они не имели, он их «углубляет». Добытый таким способом смысл преподносится слушателю в конечном счете в виде прямой нравственной рекомендации: «Поэтому, братья, думайте, что у вас во внутренних устах...» и далее (§ 8).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/patris...

При наказании ударами бича или палки, в соответствии с Второзаконием, полагалось наносить не больше сорока ударов, чтобы от многих ударов брат твой не был обезображен пред глазами твоими (25:3). В случае причинения тяжких телесных повреждений наказание налагалось в буквальном смысле по принципу: глаз за глаз, зуб за зуб ( Исх. 21:24 ). Тюремное заключение не предусматривалось в законе Моисеевом, хотя и применялось фактически по свидетельству ряда мест Ветхого Завета. Так, царь иудейский Аса подверг прозорливца Ананию заключению в темницу (см.: 2Пар. 16:10 ). Заключенных сковывали цепями ( 2Цар. 3:34 ), забивали в колодки ( Иер. 20:2 ). В некоторых случаях наказанием служил штраф. Например, оклеветавший новобрачную жену свою в добрачном нецеломудрии, помимо того, что до конца жизни ее утрачивал право на развод с ней, должен был еще заплатить 100 сиклей серебра ее отцу за то, что он пустил худую молву о девице Израильской ( Втор. 22:19 ). Если кто в драке ударит беременную женщину, и она выкинет, то виновный должен при посредниках заплатить мужу пострадавшей жены, сколько тот потребует (см.: Исх. 21:22 ). Воровство каралось обыкновенно многократным возмещением украденного: Если кто украдет вола или овцу и заколет или продаст, то пять волов заплатит за вола и четыре овцы за овцу (22:1). Если же вор окажется не в состоянии заплатить штраф, то он сам подлежит продаже в рабство в возмещение причиненного им убытка (см.: 22:2). Ветхозаветное право включает в себя и ряд процессуальных норм, касающихся судопроизводства по уголовным делам. Расследование дел полагалось производить публично, у городских ворот, поскольку это было самым людным местом (см.: Втор. 21:19 ). Суд мог вынести обвинительный приговор только в том случае, когда обвинение подтверждалось не менее чем двумя свидетелями, показания которых ни в чем не противоречили друг другу (см.: Чис. 35:30 ; Втор. 17:6 ). Лжесвидетель подвергался наказанию, положенному за преступление, в котором он клеветнически обвинял невиновного (см.: Втор. 19:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Так, в первой Беседе он разбирает мнения языческих философов, учивших о совечности мира и материи существу абсолютному – Богу; во второй Беседе касается учения дуалистов, принимавших два начала – доброе и злое. В восьмой Беседе, как мы видели, он называет философов, веровавших в переселение душ, более бессмысленными, чем рыбы. В шестой Беседе, говоря о сотворении небесных светил, подвергает критике учение астрологов, утверждавших, что эти последние имеют большое влияние на судьбу человека, и пр. В своей полемике св. Василий также остается верен своему практическому направлению. Он не увлекается ни диалектикой, ни распутыванием логическим софизмов, словом – не пускается в теоретические тонкости, а решает вопросы чисто практическим путем, наглядно указывая на самые обыкновенные факты, идущие вразрез с тою или другою теорией. Говоря об астрологах, он опровергает их бредни следующим образом. Отчего у царей, при наследственном образе правления, всегда рождаются цари? Неужели же они всегда стараются приурочивать рождение своих детей к царским созвездиям? Неужели не могло случиться, чтобы у царя родился сын в час рабский? Затем, если принять бредни астрологов, напрасно мы издаем законы, имеем судей и пр., потому что вор и убийца в таком случае невиновны в своих преступлениях, и т. д. 861 В заключение своего обзора Бесед на Шестоднев скажем несколько слов о методе, которого держался св. Василий при изъяснении слов Бытописателя. Он главным образом старается держаться буквального смысла слов и не любит иносказаний и аллегорий. Вот как сам он говорит об этом в одной из своих Бесед: «Известны мне правила иносказаний, хотя не сам я изобрел их, но нашел в сочинениях других. По сим правилам иные, принимая написанное не в общеупотребительном смысле, воду называют не водою, но каким-нибудь другим веществом, и растению и рыбе дают значение по своему усмотрению, даже бытие гадов и зверей объясняют сообразно со своими понятиями, подобно как и снотолкователи виденному в сонных мечтаниях дают толкования, согласные с собственным их намерением.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veliki...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010