Подведем некоторые итоги Грех разрушает духовную и физическую природу, он является нарушением духовных законов. Они существуют объективно, независимо от нашей воли, и от нашей веры, как и законы физики. Можно не верить, что существует гравитация (земное притяжение) и, шагнув из окна пятого этажа убиться, или сильно покалечиться. Также, нарушая духовные законы, мы повреждаем строй нашей души, наносим ей рану и потом расплачиваемся за это. Если люди не хранят чистоту до брака, если до свадьбы будущие супруги находились в незаконном сожительстве, если изменяли своим жёнам или мужьям, бесследно это не проходит. В браке и просто в жизни они будут за это платить скорбями, семейными неурядицами и проблемами. Знаю немало примеров, когда в парах, где супруги начинали половую жизнь до брака, очень скоро начинались супружеские измены и семейные конфликты. Глава 2. Живущие в «гражданском браке», ставят себя вне Церкви Сожительствующие без заключения брака не только находятся вне семейных законов, они прибывают и вне Церкви. Они сами лишают себя участия в таинствах. Если человек, живущий в блудном сожительстве, захочет принять Крещение, он должен сначала либо заключить законный брак, либо оставить всякие плотские отношения со своим партнером, в противном случае, до Крещения его допускать нельзя. Ведь в Таинстве крещения человек умирает для жизни плотской, греховной и рождается для новой жизни, как христианин. Он сочетается Христу, приносит обеты верности Богу и, конечно, должен оставить жизнь в смертном грехе. В Крещении человеку дается дар прощения всех грехов, и он не может более жить так, как жил до крещения. Даже венчаться сожителям нельзя. Они сначала должны зарегистрировать брак в ЗАГСе, а уже потом прийти в храм и приступить к Таинству венчания. Без свидетельства о браке венчать их не будут. О том, что говорят церковные каноны, относительно впавших в блуд, речь шла выше. Также, о живущих в «гражданском браке», говорит 26 правило святителя Василия Великого : «Блуд не есть брак и даже не начало брака». Это сказано не про обычный блуд, а про сожительство вне брака. И людям, находящимся в таком состоянии, святитель дает епитимью как согрешившим блудом. Конечно, пока люди не оставят блудное сожительство или не заключат брак, причащаться им нельзя.

http://azbyka.ru/semya/grazhdanskij-brak...

Но возможно ли это? На это можно ответить словами Самого Спасителя нашего Господа Иисуса Христа:  «Невозможное человеком возможно Богу»   ( Лк.18, 27 ). Для благодати Божией, спасающей человека, нет ничего невозможного, а благодать Божия привлекается свободным произволением самого человека, его горячей молитвой и собственными подвигами и трудами, доказывающими это свободное произволение и искреннее желание улучить спасение. Все это мы и видим в примере преподобной Марии Египетской. И недаром в образец такой необыкновенно-животворной действенности истинного покаяния взята св. Церковью Мария Египетская, бывшая прежде блудницей. Хотя в настоящее время многими, даже считающими себя «христианами», ни во что ставится этот грех, однако, надо знать, что  блуд это один из самых тяжких грехов  и всегда поставлялся св. Церковью наравне с отпадением от веры и с убийством. Недаром он весьма часто приводит человека и к тому и другому. В первые века христианства, когда господствовала особенная чистота нравов, блудники, наравне с отпадшими от веры и убийцами, вовсе извергались из Церкви, как негодные члены, осквернявшие чистоту ее. И только потом постепенно выработалась система принятия их обратно в Церковь спустя длительные сроки несения ими строгой церковной епитимии, с отлучением на многие годы от св. Причащения. Впадшие в блуд никогда не допускались до совершения над ними таинства священства, они не могли быть «ни епископами, ни пресвитерами, ни диаконами, ниже вообще в списке священнаго чина» (Апостольское правило 17-ое). А впадшие в блуд священнослужители, по церковным правилам, должны извергаться из священного чина – лишаются своего сана (Апостольское правило 25-ое, св. Василия Вел. правило 3-ье, 32-ое, 51-ое и 70-ое и Неокесарийского собора 1-ое) навсегда, безотносительно от принесения ими покаяния. Так строго всегда смотрела св. Церковь на грех блуда. И вот, если бывшая блудница стала все же ангелоподобной «невестой Христовой», как именует ее св. Церковь в своих песнопениях, то какую же действительно чудесную возрождающую силу имеет

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«И удаляй печаль от сердца твоего, и уклоняй злое от тела твоего, потому что детство и юность – суета».  То есть уже в детстве и в юности проблемы с телом могут давать о себе знать. Конечно, братья и сестры, хотя церковь традиционно сострадательно относится к подобным падениям неопытных юных и молодых, различая степень виновности, исходя из возраста согрешившего. Так же учитывается, идет ли речь об одиноком человеке, и при каких обстоятельствах все произошло. Впрочем, Ориген пытался оспорить и такое смягчение, и ему принадлежат слова: «Никто да не оправдывается, что я был молод, был безбрачен, поэтому до брака согрешил блудом». И Ориген вопрошает: « А почему же ты не женился?» Апостол Павел наставлял молодого служителя церкви Тимофея словами: «Юношеских похотей убегай (то - есть грех блуда рано подходит к человеку) – о.О.Ст. А держись правды, веры, любви, мира. Со всеми призывающими Господа от чистого сердца». (2Тим.2:22). Юношеские же похоти есть всякие похоти безрассудные и вредные. (1Тим.6:9). Когда мы говорим о блуде - надо понять, что блуд - это не прелюбодеяние. Прелюбодеяние - это отдельный грех. И содомский грех - это отдельный грех. Мы сегодня говорим о блуде. Что значит бегать блуда? А блуд это всякие безрассудные нецеломудренные деяния. В молодости человек еще не распознал пагубность греха и творит все играючи. Только с годами как следствие постоянства в исповеди приходит глубокое понимание содеянного и сокрушение о падениях. Юношеских похотей избегай - означает со всей серьезностью относиться к проблеме подобного греха. Не бывает больших и малых грехов. Сказано в Писании, я часто напоминаю этот текст: «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем»: 11  Ибо Тот же, Кто сказал: не прелюбодействуй, сказал и: не убей; посему, если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, то ты также преступник закона (Иак 2: 10-11). То есть, в духовной жизни мелочей нет. Поэтому говоря о юношеских соблазнах, свт Иоанн Златоуст видит в них все блудные пороки, которые сопутствуют определенному возрасту. А судьбы некоторых людей не расстаются с ними достаточно долго. Назовем лишь наиболее распространенный из них, который относится как раз к категории блуда. Потому что прелюбодеяние - это когда человек, будучи в браке, изменяет браку. Кстати, прелюбодеяние хуже блуда. А блуд - это всякое осквернение. Прежде всего - рукоблудие, серьезное испытание для молодежи. А о подобном типе осквернения в Писании говорится:

http://radonezh.ru/text/chto-znachit-beg...

Звонок: - Мытарь пришел в храм, поплакал о своих грехах и пошел  опять грешить, а фарисей, конечно, неправильно, что себя хвалит, но тем не менее он какую-то пользу церкви приносит. Вот разъясните мне, почему? - В Евангелии не написано, что он пошел опять грешить. - Ну, батюшка, если даже предположить, что да,  действительно пошел дальше грешить. Но! Он видит свой грех и кается. А тот не видит, гордится, превозносится над ближним. - Мытарь оправдан вышел из храма, а фарисей нет. - Потом, под образом мытаря подразумеваются все грешники. Это же не конкретно. Это же притча, метафора. То есть у нее  иной смысл, не прямой. Какой у  нее смысл? – Мы все пред Богом мытари. Только одни мытари считают себя фарисеями, когда они не видят грехов, гордятся, превозносятся. А другие мытари приносят о своих грехах покаяние. И Господь нас прощает. - Поэтому апостол Павел говорит: «Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю. Если же делаю то, чего не хочу, то соглашаюсь с законом». Каким? -Греха. -Поэтому вся жизнь - это борьба, борьба с грехом. И вот в этой борьбе человек пред Богом становится святым. Если человек попадет в больницу или в дом престарелых, и будет благодарить Бога - это для человека  будет спасительно, это будет в радость. А если будет роптать, это Господу не угодно, потому что без воли Божьей ни один волос с головы не падает. Если туда направляют, значит, такова воля Божия. Это стартовая площадка, выход  в тот мир. Звонок: - По правилам за смертные грехи, например, за блуд  положено 7 лет отлучения, за прелюбодеяние - 15. Наши батюшки не  назначают таких епитимий, а правила же никто не отменял…Просто ходишь, исповедуешься, причащаешься, не получится ли, что в осуждение причащаешься? - Правила никто не отменял. Это на Вселенских Соборах установлено, Духом Святым. Человек впал в блуд, 7 лет да не причастится. Правило есть и такое: если этот человек не будет есть мясо, в среду и пятницу не будет ничего вкушать и не пить воды, эта епитимья сокращается. Человек совершил этот грех, он лишается благодати на 7 лет, то есть он 7 лет не может придти в то состояние, которое до этого было. Он был в благодати, потом впал в блуд, и 7 лет не имеет права причащаться. Но если будет совершать какие-то добрые дела, подавать милостыню, дары в церковь приносить - муку, масло, свечи, все то, что надо для совершения литургии, то на усмотрение духовника этот срок  сокращается,  при этом оступившийся дает обещание, что больше не будет грешить.

http://radonezh.ru/text/est-li-bog-13030...

Обмир-щвленное сознание считает не только позволительным, но и необходимым иметь на всё суждение (как правило, носящее осудительный характер). При этом упускается из вида не только крайняя субъективность любого индивидуального суждения, но и прямой запрет Господом греха осуждения, неоднократно повторенный в Евангелии. Так, в Нагорной проповеди Христос непосредственно связывает помилование Богом каждого человека с неосуждением им других людей: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы» (Мф.7, 1-2). В осуждении сплетаются несколько грехов: и грех гордости (несмирения), и грех нелюбви к ближнему, и, наконец, похищение Божественного права суда, ибо только Творец имеет право судить Свое творение: «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4, 12). Человекоугодие — преклонение или страх перед «сильными мира сего», корыстное желание угодить им с целью получения каких-либо благ или привилегий. О соблазнителях и соблазнах в Библии сказано: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7). Нравиться из тщеславного желания внимания к себе или из желания блудного прельщения. Блудплотская связь мужчины и женщины, не находящихся в законном браке. Блуд является смертным грехом. По слову апостола Павла, «никакой блудник не имеет наследия в Царстве Христа и Бога» (Еф. 5, 5). Прелюбодеяние — плотская связь мужчины и женщины в том случае, если один из них или оба находятся в супружестве с другим лицом. Прелюбодеяние является более тяжким грехом, чем блуд, ибо в этом случае кроме духовного ущерба самим этим людям наносится оскорбление их близким, а также подвергается поруганию Церковь как совершительница законного брака. Кровосмешение — близкородственные плотские связи. Рукоблудие — онанизм в любых видах (малакия).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Это житие живо и ярко свидетельствует нам, что нет греха, которого бы не простил нам Господь,  если только мы по-настоящему и искренно каемся,  а потому путь истинно-христианской жизни – заповеданный нам путь христианского совершенства – ни для кого не закрыт. Как пример такого действенного покаяния, не без особого умысла взята именно преп. Мария Египетская, бывшая прежде  блудницей.  Хотя в наше время многими ни во что вменяется этот постыдный грех, однако, надо знать, что  блуд – это один из самых тяжких грехов.  В первые века христианства, когда жизнь христиан отличалась особенной чистотой, было время столь строгого отношения к этому греху, что за впадение в блуд согрешившие этим совсем извергались из Церкви, наравне с отпавшими от веры и совершившими убийство, как негодные члены, осквернявшие чистоту ее. И до ныне, по Апостольским и Соборным правилам, согрешившие блудом не могут быть удостоены высокого служения священнического, которое, по учению великого отца Церкви св. Иоанна Златоуста , выше ангельского, а священнослужители, впавшие в блуд после своего рукоположения, признаются недостойными совершать священнодействия и извергаются из сана. И вот, несмотря на такую тяжесть и преступность этого скверного греха, преп. Мария,  «блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста... покаянием явися, ангельское жительство подражающи», ибо своим глубоким и искренним покаянием, запечатленным поистине сверхчеловеческим подвигом, она  «посрамила врага запеншаго»  и «безстрастие небесное стяжала«  (из канона пр. Марии). Как утешительно слышать и знать это! Сколь бы низко ни пали мы, всегда есть возможность возстать, получить прощение от Бога и сподобиться Его высоких благодатных даров. Надо только искренно захотеть этого, а главное  по-настоящему  покаяться. Это ведь еще не покаяние, если мы приходим на исповедь к священнику, перескажем ему свои грехи (а иногда просто выслушаем его наставление, повторяя: «грешен», «грешна»), прослушаем прочтенную им разрешительную молитву, а потом, без всякого зазрения совести, спокойно продолжаем свою прежнюю греховную жизнь.  Настоящее покаяние должно быть всегда соединено с твердым намерением загладить свои грехи и коренным образом исправить свою жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Правило 46. Ни мирская женщина, ни монашествующая не отлучаются от церкви, а только от причастия, какой бы грех ни совершили, ибо правило гласит, что так поступаем потому, что многия женщины от позора налагали на себя руку; равно также ни пресвитер, ни диакон, согласно правилу: не отмстиши дважды за едино (Наум.1:9). (Ап. 25; Василия Вел. 34).  Правило 47. Если что либо нечистое упадет в колодец, или в елей, или же в вино, и кто либо будет пить, то таковый да воздержится в течение трех дней от мяса и сыра, и в течение семи дней да не причащается. (Ап. 63; Трул. 67; Гангр. 2).  Правило 48. Если кто после божественнаго причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней, причем ежедневно он должен прочитывать 50 псалом и творить сорок поклонов; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов. В Пидалионе значатся, с именем Иоанна Постника, еще и нижеследующие правила, которые мы приводим в дальнейшем последовательном порядке, оставляя их притом без особых толкований, так как о преступлениях, в них упоминаемых, мы говорили в толкованиях других соборных и святоотеческих правил. Примечания 8. Упом. издание, стр.717-718.  Правило 49. Если кто совершит блуд со своею мачехою, подвергается епитимии на три года, причем таковый ежедневно должен поститься, довольствуясь по вечерам сухоядением, и творить пятьсот поклонов. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым.  Правило 50. Если кто совершит блуд с матерью и дочерью, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться после девятаго часа сухоядением и творить ежедневно триста поклонов.  Правило 51. Если кто совершит блуд с двумя братьями, подвергается той же епитимии.  Правило 52.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

Кроме того, нужно понимать, что нравственный переворот, влекущий за собой резкое изменение жизни и оставление каких-то грехов (что для протестантов и является главным свидетельством возрождения) переживают многие люди, и изменение жизни отнюдь не всегда является действием истинной веры и благодати. Хороший тому пример – расселисты: сколько у них свидетельств о том, что вот человек жил по-мирски, пил, курил, бил жену, изменял, дрался и пр., а потом пришёл к ним, уверовал и жизнь его совершенно изменилась? Подобных свидетельств множество и у ивановцев, и у буддистов, и у мормонов, и у коммунистов – сколько людей, приняв коммунизм, стали очень честными, трезвыми, сознательными, трудолюбивыми, жертвенными и пр. Но все эти жизненные перевороты не означают ещё истинного духовного возрождения, а происходят они потому, что за каждой ложной идеологией, религией и сектой стоят свои духи (бесы), и если человек принимает ересь баптизма, например, то другие, более мелкие бесы (или бесы более грубых грехов) пьянства, курения, наркомании, блуда и пр. уступают место более тонкому, сильному и страшному бесу ереси. Протестантам кажется кощунством приписывать дьяволу избавление от грехов, но часто от грехов освобождает человека именно он. Например, враг держит человека в страсти пьянства или блуда, но потом, видя расположенность человека к большим грехам, сам помогает ему освободиться от менее значимых и страшных страстей, ради того, чтобы этот человек стал, например, пятидесятником или менонитом, и проповедуя свои ереси губил бы уже не только себя, но и многих других. То есть, дьявол часто освобождает человека от одних, грубых грехов ради больших и более тонких грехов. Ересь же и сектантство – это намного более страшные грехи, чем пьянство или блуд. К тому же, освободить сектантов от внешних грехов дьяволу нужно для двойного обольщения. Во-первых, так как всякая секта подражает Церкви, а Церковь являет плоды праведности, то и сектанты, чтобы преуспеть в своём деле обольщения людей, должны являть, прежде всего, внешние плоды «праведности», иначе никто за ними не пойдёт. Во-вторых, это нужно дьяволу для обольщения самого сектанта, который, получивший освобождение от некоторых грехов, считает это истинным возрождением и действием Бога, и к нему приходит сильное убеждение, что та секта, в которой он получил такое освобождение – истинная Церковь . И это – одно из самых коварных и пагубных обманов, которые только придумал диавол. (Больше об этом ещё будет сказано в гл. 21, абз. 144–146; 123–136).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Последний вопрос, как видно из христологи-ческих и триадологических споров VI в., является ключевым. Надо сказать, что Итал придерживался концепции радикального реализма, т. е. признавал реальность общего не только в смысле общего-в-единичном (умеренный реализм), но и как чего-то, что существует обособленно от единичной вещи. Следует прежде всего отличать то реальное общее, которое Итал помещает в ипостаси Души, от содержания ипостаси Ума, о котором на основании сохранившихся текстов философа судить определенно невозможно: ясно только то, что Итал различает уровень интеллектуальный и уровень душевный. Таким образом, строго говоря, общее Иоанна Итала ни в коем случае не тождественно идеям в Уме классического неоплатонизма 1016 . Иоанн Итал также, следуя Александрийской школе неоплатонизма 1017 , ясно различает роды-и виды-до-многого, во-многом и после-многого. К первому классу относятся роды и виды, которые не связаны непосредственно с бытием единичных вещей и не смешаны с порождающей множественность материей. Роды-до-многого пребывают обособленно от материи в ипостаси Души. Второй класс составляют непосредственно соотносящиеся с единичностями виды. Они являются содержанием природы ( φσις), некоей реальности структурированного становления, вызванного соединением Души и материи, которое начинается с чего-то определенного, т. е. с вида, и завершается также чем-то определенным, т. е. конкретной единичностью. В результате этого становления происходит «вживление» видов в материю и возникновение единичностей 1018 . Причем надо сказать, что, учитывая случайность материальной составляющей единичности, которая выразилась, в частности, в учении Иоанна Итала о том, что воскресшее тело человека будет иметь ту же форму, что и при первом рождении, но иную материю 1019 , источником идентичности единичности является именно ее форма. Проще говоря, единичность – это прежде всего форма единичности или ее сущность 1020 . К третьему классу относятся роды и виды как понятия рассудка. Иоанн Итал именно их называет общим в строгом смысле 1021 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Самым известным примером представления подобного рода является так называемое «Древо Порфирия». 289 Читаем у прп. Иоанна Дамаскина : «Слово «индивид» употребляется в четырех значениях. Индивидом называется то, что не рассекается и не делится, например, точка, теперь, единица; подобные предметы называются также неколичест венными (т. е. не имеющими количества). Индивидом называется и то, что с трудом делится или рассыпается, например, алмаз и подобное. Индивидом называется вид, не делящийся уже на другие виды, т. е. самый низший вид, например, человек, лошадь и т. п. В собственном же смысле индивидом называется то, что хотя и разделяется, однако после деления не сохраняет своего первоначального вида. Например, Петр делится на душу и тело. Но ни душа сама по себе не есть уже полный человек или полный Петр, ни тело. Философы и говорят об индивиде в этом смысле, согласно которому он обозначает основывающуюся на субстанции ипостась» ( Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 11. О индивиде//Источник знания. СПб., 2006. С. 28–30). 290 См. у прп. Иоанна Дамаскина : «Видом называется то существенное, что подчиняется роду... Виды суть то, на что делится род, и то, что не имеет рода, не есть вид... Вид, при разделении, сообщает тому, что ему подчинено, и имя, и определение» ( Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 10. О виде//Источник знания. СПб., 2006. С. 24–26). 291 Прп. Иоанн Дамаскин пишет: «Родом называется то, чему подчиняется вид... Род есть то, что сказывается в отношении многих и различающихся по виду предметов и отвечает на вопрос: что есть предмет?.. В самом деле, род разделяется на виды, является более общим, чем вид, обнимает виды и есть высшее в сравнении с ними понятие». Иоанн Дамаскин , прп. Философские главы. Гл. 9. О роде//Источник знания. СПб., 2006. С. 23–24. 292 «Вещь – отдельный предмет материальной действительности, обладающий относительной независимостью и устойчивостью существования. Определенность вещи задается ее качественными, количественными, структурными и функциональными характеристиками.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010