Блуд, являясь тяжким грехом и одной из восьми главных человеческих страстей, разрушительно действует на душу, духовное и даже физическое состояние человека. Еще в давние ветхозаветные времена людям была дана заповедь – не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ). Однако было бы неверным полагать, что Бог обратил эти слова лишь к нарушителям супружеской верности. Христос конкретизирует заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27-28 ). Даже похотливый взгляд Господь приравнивает к греху прелюбодеяния. Отношения же, изначально построенные на блуде, и таковым являющиеся в своем продолжении, не могут принести доброго плода. Блуд разрушительно действует не только на семьи, построенные на законном браке, но и на сожительства. Он порождает множество психологических проблем и в браке, и в сожительстве. О них будет сказано позже. 3. Живущие в «гражданском браке» лишают себя участия в Таинствах Церковь строго стоит на позиции сохранения целомудрия до брака и целостности брака. За блуд и прелюбодеяние, согласно канонам, полагаются епитимьи, причем они довольно строги – отлучение от причащения за блуд на 7 лет и на прелюбодеяние на 15 лет. Эти древние каноны отнюдь не потеряли актуальности сейчас, но в современной практике такое длительное отлучение от причастия вряд ли практикуется, поскольку может привести к тому, что епитимья будет не врачевать грех, а совершенно оттолкнет человека от Церкви. Церковь устанавливает, что мера епитимии зависит от состояния кающегося, и срок епитимии может быть сокращен. На практике при применении канонов Церковь учитывает конкретную духовно-историческую обстановку, состояние общества и каждого конкретного человека. В нормативном документе Русской Православной Церкви «Об участии верных в Евхаристии» отмечено, что блудное сожительство является каноническим препятствием к причащению и рассматривает случаи длительного сожительства: «Отдельному рассмотрению подлежат те случаи, когда лица проживают совместно длительное время, нередко имеют общих детей, но не состоят в церковном или зарегистрированном государством браке, причем одна из сторон такого сожительства не желает ни регистрировать отношения, ни венчаться.

http://azbyka.ru/semya/12-argumentov-pro...

    Вопрос 27. Какие грехи рождаются от любостяжания?    Ответ. От любостяжания рождаются следующие грехи: грабительство, убийство, коварство, обман, мятеж, насилие и жестокость, немилосердие, безчеловечие, огрубение сердца, зависть, вероломство, притеснение бедных и других людей, мелкая расчетливость, кража и другие подобные. Посему, кто хочет избежать сего греха, должен памятовать произвольную нищету Христа, Господа нашего, как Он Сам говорит о Себе: «лиси язвины имут, и птицы небесныя гнезда: Сын же Человеческий не имат где главы подклонити» (Мф. 8:20). При том должен помышлять, что он есть приставник богатства, а не господин, и что в день суда должен отдать отчет Богу в своем управлении. Блуд     Вопрос 28. Что есть блуд или сладострастие?    Ответ. Блуд есть безпорядочное пожелание плоти, противное заповеди Божией. Это грех против собственного тела человека, как говорит Апостол: «всяк [бо] грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает» (1 Кор. 6:18). Сверх сего, поелику каждый Христианин есть член тела Христова, то творящий блуд с любодейцами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих есть член тела Христова, тому научает Апостол сими словами: «Не весте ли, яко телеса ваша удове Христовы суть. Вземь ли убо уды Христовы, сотворю уды блудничи. Да не будет». И вскоре: «Бегайте блудодеяния» (1 Кор. 6:15, 18). Противоположная сему пороку добродетель есть целомудрие.     Вопрос 29. От сего греха какие другие рождаются?    Ответ. Помрачение ума, отвращение от предметов Божественных, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, леность, вражда с ближним, и другие подобные. Кто хочет уклониться от сего греха, тот должен непрестанно помнить, что Бог пребывает только в чистом и непорочном сердце. Посему и Псалмопевец молит Бога, чтобы Он даровал ему сердце чистое: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей» (Пс. 50:12). Зависть     Вопрос 30. Что есть зависть?    Ответ. Зависть есть печаль и скорбь сердца о благополучии ближнего, напротив — радость и удовольствие при его злополучии. Она рождается в том случае, когда ближний наш богатее нас, или имеет равное с нами богатство; также пищею для нее служат честь, достоинства, науки и искусства и другие преимущества. О сем грехе Писание говорит: «Отложше убо всяку злобу и всяку лесть и лицемерие и зависть и вся клеветы, яко новорождени младенцы словесное и нелестное млеко возлюбите, яко да о нем возрастете» (1 Пет. 2:1-2).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Здравствуйте, доктор! Читала Вашу книгу и решила написать Вам. Я испытываю «комплекс». Мне 21 год. Многие мои подружки уже замужем, имеют детей. Я девственница, а мне говорят, что это старомодное понятие. И что если буду себя беречь, то замуж не выйду. Я понимаю, что блуд — это грех, но как мне быть? С уважением, Т. Дорогая Т., не поддавайтесь никакому давлению. Вы совершенно верно написали, что блуд — это грех. А мы уточним, что это смертный грех, ввергающий душу в бездну адову. Только глубокое покаяние и исправление своей жизни воссоединяет такую душу с Богом, Его святой Церковью. Блуд лишает душу человека благодати Божией. Лишившись благодати, блудник часто лишается и душевного мира. Такие люди очень невротичны, им присуще почти постоянное чувство тревоги. Отчасти поэтому они все время находятся в поисках новых приключений и наслаждений. Блуд лишает человека возможности любить по-настоящему. Как правило, повинные в этом грехе не могут создать крепкую семью, воспитать нравственно здоровых детей. Ну а про СПИД, венерические болезни, аборты, бесплодие, думаю, говорить Вам не надо. Теперь к вопросу об особо «продвинутых» в этом отношении подружках. Как тьма не уживается со светом, так для блудника или блудницы девство является неким укором, тревожит их совесть. Посему лучше бы о нем ничего не слышать и всех мерить на свой аршин. Брак создан Богом, семья задумана Господом как малая Церковь. Благочестивые девушки-христианки молились Господу, Пресвятой Богородице о даровании им жениха, берегли себя для будущего мужа и украшали себя скромностью, целомудрием, смирением — такое они готовили себе приданое. В старину говорили: «Смиренье — девушки ожерелье». И семьи были, не в пример сегодняшним, крепкие. Психотерапия О нравственности в психотерапии Психотерапия, возникшая на рубеже XIX и XX веков, в нашей стране получила официальный статус лишь в 1985 году, когда в номенклатуре врачебных специальностей означилась специальность «врач-психотерапевт». Одно из наиболее простых и понятных определений гласит: «Психотерапия — это система лечебных воздействий на психику и через психику на организм больного». Отсюда и показания к психотерапии. Считается, что чем больше удельный вес психологических факторов, тем более психотерапия показана. Понятны мотивы, которыми руководствовались в Минздраве, принимая решение о введении специальности психотерапевта. Это и стремительно растущее число пограничных психических расстройств (неврозы, психопатии, постстрессовые состояния), алкоголизация населения, проблемы наркомании и токсикомании и др.

http://azbyka.ru/zdorovie/nervnost-ee-du...

А 1-е (2-е) правило св. Григория Чудотворца говорит: если и прежняя жизнь жены, потерпевшей насилие от варваров, была зазорна, так что любодейное расположение ее не бесподозрительно и во время пленения, то таковых «не вскоре должно допускати к общению в молитвах. Аще же некая, жившая в совершенном целомудрии и показавшая прежнее житие изъятым от всякого подозрения, ныне подверглась поруганию по насилию и принуждению», то справедливой таковой скорее оказать сострадание, нежели обвинять, по примеру в книге Второзакония с отроковицею, которую человек обрел на поле и насиловал: отроковице, – глаголет закон, – ничто же сотворите: несть деве греха смертного, якоже аще бы кто восстал на ближнего своего и убил его, тако сие дело: возопи отроковица, и не бе помогай ей» ( Втор. 22, 26, 27 ). Впрочем, и сии должны быть подвергнуты умеренной епитимии, как и те, которые вкусили по принуждению запрещенных снедей. О клириках, впавших в блуд, в правилах содержится следующее 1-е правило Неокесарийского собора – сочетавшегося законным, конечно, браком по принятии священства, лишает священства; а учинившего блуд или прелюбодеяние совершенно удаляет от Церкви и ставит в разряд кающихся; но таковой епитимии соблудившему священнику не полагается ни Апостольскими 351 , ни отеческими правилами 352 , которые и ищи в 10-й главе буквы Δ. И 3-е правило Великого Василия – лишает диаконства диакона, учинившего блуд, и низводит в разряд мирян, но не удаляет от приобщения Таин, – во-первых, говорит (св. отец), на основании древнего закона, который говорит: не отмстиши дважды за едино ( Наум. 1, 9 ), – а во-вторых, потому что не имеет уже надежды на восстановление в прежней степени: ибо мирянин ниспавший, по прошествии установленного срока покаяния, возвращается на то место, которого лишился; а сей подвергся наказанию извержения раз – навсегда, а поскольку истинное врачевание для такого и приготовление к причащению святых Таин есть удаление от греха, с сокрушением сердца и удручением плоти, то, если он не перестает блудодействовать, должен быть удален не только от приобщения, но и от молитвенного участия с верными и должен быть подвергнут епитимиям, как миряне.

http://azbyka.ru/otechnik/Matfej_Vlastar...

Фигура странствующего философа Григория Сковороды, произведения которого оказали существенное влияние на развитие русской религиозной философии, является неординарной и самобытной среди философов Российской империи. Именно его творчеству и посвящен  доклад кандидата философских наук, заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины Александра Александровича Блуда, зачитанный на Всеукраинском семинаре «Традиции изучения Библии: отечественный опыт». Семинар проходил в рамках программы V Международного форума «Пространство гуманитарной коммуникации» в Киеве. Портал «Богослов.Ru» публикует доклад кандидата философских наук, заведующего кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины Александра Александровича Блуда, представленный на V Покровских международных миссионерско-просветительских чтениях (23-25 октября, Киев). Александр Александрович Блуд, кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины, в публикуемом материале предлагает попытку соотнесения феноменологического метода и метода исихазма. Этот доклад был представлен на международной научной конференции «Феномен исихазма: богословский, философский и исторический аспекты», прошедшей в Киеве 28–30 октября 2011 года. Блуд Александр Александрович, кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины, предлагает вниманию аудитории портала свой доклад, представленный на Покровских чтениях, проходивших в Киеве 25–27 октября 2011 года. Тема чтений – «Тысячелетние традиции просвещения под покровом Премудрости Божией». Кандидат философских наук, заведующий кафедрой гуманитарных дисциплин Государственного института подготовки кадров Минпромполитики Украины Блуд А.А. представил публикуемый материал в качестве доклада на Международной научной конференции «Наследие протоиерея Сергия Булгакова в современном социогуманитарном дискурсе», прошедшей 12 мая 2011 года в Киевском национальном университете имени Тараса Шевченко.

http://bogoslov.ru/person/1264083

Для меня блуд это измена, это сегодня один, завтра другой. Я НЕ ПОНИМАЮ (крик души), почему моя беззаветная Любовь это грех. Он мой муж, я его жена вернее, чем если бы об этом свидетельствовал штамп. Богу важен штамп? Тогда какая разница? В чем тогда смысл? Как дальше жить? Мы не можем пожениться по ОБЪЕКТИВНЫМ причинам, священник их тоже так расценил, но наказал венчаться. Венчаться тоже не можем, так как молодой человек не до конца устоялся в вере. Я не могу его заставить. Бросать его ради другого, с кем у нас будет священный штамп, с которым у нас не будет той полноты, какая есть с настоящим любимым, я не собираюсь. Жизнь так многогранна и широка, я не понимаю, как ее можно втискивать в рамки догм, разделять на чёрное и белое. В ином случае нам всем дорога в ад. Храни вас Господь! Похожие вопросы 6 Ответов 1. Брак, несомненно, не гарантирует любви, но является важным её условием. Как наличие водительских прав не гарантирует безаварийной езды, а диплом университета — гладкой карьеры. 2. Для того, чтобы формально оценить действия священников, нужно понимать какими критериями они пользуются. Важнейший — воля Бога. Можно начать с Библии, где Бог недвусмысленно открывает нам, что блуд — тягчайший грех. Церковные Каноны предписывают за блуд 7ми летнюю епитимью. Оба священника отнеслись к Вам снисходительно, не наложив епитимью. Только непонятна фраза: “отпустил часть грехов”. В таинстве Покаяния отпускаются все грехи, но христианин должен искренне отказаться от их повторения. 3. Как мы вообще можем что-либо знать о будущем, о нашей судьбе, о том, что будет на Суде? Бог открыл нам это. 4. Богу важен штамп? Он важен человеку, который желает жить по воле Божьей. Обычно на вопрос: не пустая ли формальность штамп в паспорте?, я отвечаю: если пустая формальность, то что мешает его поставить ? И будем помнить, что в брак вступают мужчина и женщина. Вы убедительно написали про Вашу любовь и порядочность, но есть ещё и мужчина, который отвергает Церковь, а значит у него могут быть иные критерии поведения, тем более, что он ещё молод. Могут появиться дети, могут прийти болезни и другие несчастья…, от этого никто не застрахован… Как он себя поведёт в этих случаях?…

http://azbyka.ru/vopros/mogut-li-obstoja...

(Св. Игнатий Брянчанинов . Аскетическая проповедь. Поучение к простому народу при посещении Епархии. О спасении). Именно по этому Вас от этого греха хотели отвратить. Это понятно, что невозможно сразу бросить дурную привычку, но в Вашем случае я бы не пренебрегал частым покаянием и старался изо всех сил оставить этот грех, т. к. умерев в таком состоянии Вам уже не помогут никакие молитвы за упокой. Если Ваш человек любит Вас, то узаконит с Вами брак. Если он отказывается это делать, то задумайтесь о том, стоит ли ему доверять и ради него тяжко грешить? Бог Вам в помощь! Блуд — это ложь, обман, подмена любви. Бог это Истина, в Нём нет ничего от лжи. Ложь не может быть во спасение, она инструмент сатаны. Использование лжи переносит нас на сторону противников Божьих. Вы сами себя запутываете. Обратитесь к фактам Для начала честно ответьте себе, действительно ли Вы являетесь православной. Если да, то для Вас должно быть определяющим не собственное мнение о блуде и любви, а то, что истинно для православных –  на основе не человеческого представления, а БОЖИИХ ЗАКОНОВ. В Православии довольно четко указано, что есть брак, а что есть блуд.  «Брак является соглашением между двумя свободными в своем выборе сторонами. Церковь восприняла это определение брака, осмыслив его исходя из свидетельств Священного Писания.  Римский юрист Модестин (III век) дал следующее определение брака: «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве». В практически неизменном виде это определение вошло в канонические сборники Православной Церкви». (Из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви) То есть брак – это законное соглашение свободных в своем выборе людей. Либо только зарегистрированное в ЗАГСе, либо зарегистрированное в ЗАГСе и освященное Таинством Венчания. Блуд — это физическая близость лиц, не состоящих в законном браке. Это определение. Измена, кстати, — это прелюбодеяние. Теперь разберемся с объективностью. Есть лишь ЧЕТЫРЕ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИНЫ, по которым нельзя пожениться.

http://azbyka.ru/vopros/mogut-li-obstoja...

Православная же Церковь , если супруги поженились без венчания, но потом воцерковляются и начинают приступать к Таинствам Исповеди и Причастия, непременно венчает их, даже если они прожили в браке и 30 лет. Здесь хочу прояснить 618 одну важную деталь в отношении к невенчанным бракам. Убеждая супругов повенчаться, православные часто говорят, что «невенчанный брак как блуд». Эта формулировка истинна, если её правильно понимать, а именно в том смысле, что венчанный брак своей святостью так возвышается над браком невенчанным, как возвышается обычный человеческий брак над блудом 619 . И так действительно можно говорить супругам для побуждения их повенчаться скорейшим образом. Но, к сожалению, некоторые по неразумию делают из этого выражения слишком далеко идущие выводы, что невенчанный брак действительно, на самом деле является блудом 620 . А из этого делается следующий вывод, что жену в таком браке можно, или даже нужно, оставить (особенно, если она не желает венчаться), как оставляют блудницу, и жениться на другой. Но это совершенно неверно, и является большим искажением мысли, вложенной в выражение «невенчанный брак как блуд». Ведь то, что и невенчанный брак есть истинный и законный брак пред Богом, нетрудно понять из Священного Писания. Во-первых, до явления Христовой Церкви и Таинства Брака в этом мире брак существовал, и Бог благословил его. Люди, не только иудеи, но и язычники женились, и если человек брал себе жену по обычаю своего народа и честно жил с ней, храня ей верность, то это был истинный брак, и совсем не то же, что общение с блудницами. Во-вторых, в Писании часто говорится о прелюбодеянии, например: «кто женится на разведенной, тот прелюбодействует» ( Мф.5:32 ). Прелюбодеяние – это не блуд. Блуд есть вступление в половые связи лиц, не связанных браком. Прелюбодеяние же есть не что иное, как супружеская измена. Запрещалось же прелюбодеяние и в Ветхом Завете; такое понятие было и у других народов ещё до установления Таинства Брака. Посему, если вне Церкви есть прелюбодеяние, то вне Церкви есть и брак.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Таким образом, цель «погашение естественного пламени» или «предохранение от распутства и сохранение целомудрия» имеет бóльшее значение (бóльшую важность) в браке, чем деторождение. Эта важная мысль подчеркивается святителем и в других его высказываниях, например: «Пусть же лучше он (муж – П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей. Сожитие с тобою не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины; если же с блудницею, тогда ты погубила собственное тело… Для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие» 81 . Действительно, поскольку «спят с блудницей» не для рождения детей, а для незаконного (греховного) удовлетворения плотской (половой) страсти, то слова свт. Иоанна Златоуста «пусть же лучше он (муж – П.Д.) спит с тобою, чем с блудницей», по-видимому, можно воспринимать, как совет супружеской близости для «погашения естественного пламени», даже без цели зачатия ребенка, чтобы не впасть в грех прелюбодеяния. При этом  св. отец говорит, что в данной супружеской близости нет никакой вины, ибо: «сожитие с тобою (женой – П.Д.) не запрещено, а сожитие с блудницею запрещено. Если с тобою он будет спать, нет никакой вины…». Кроме того, по мысли свт. Иоанна Златоуста «… главнейшая из этих двух целей (целомудрия и деторождение – П.Д.) – целомудрие…» (цит. по 6:100, со ссылкой на: Беседа на слова: “блудодеяния ради”… ( 1Кор. 7:2 ), с. 209, т. III, кн. I). Таким образом, целомудрие в браке  святитель ставит выше деторождения, причем понимает под ним отсутствие прелюбодеяния в мыслях и действиях («для того ты (жена) и имеешь мужа, для того ты (муж) и имеешь жену, чтобы соблюдать целомудрие»). Для пояснения большей важности цели «погашения естественного пламени», чем цели деторождения, отметим, что основной (стратегической) целью земной жизни христианина является, как уже говорилось выше,  спасение, то есть достижение Царства Небесного или вечное блаженство в соединении с Богом. Поэтому все действия человека, весь образ его жизни и должны быть направлены именно на достижение этой цели и основной целью брака должна, соответственно, являться взаимная помощь супругов в деле спасения. Свт. Иоанн Златоуст приводит три образа жизни и их соотношение между собой в деле спасения: «девство, брак, блуд. Брак – в середине, блуд – внизу, девство – вверху. Девство увенчивается, брак соразмерно похваляется, блуд осуждается и наказывается» 82 . Поскольку в миру возможность супружеской близости является, как уже говорилось, своеобразным лекарством для избежания как блуда (до брака), так и прелюбодеяния (в браке) – этих  ядов для духовного и физического состояния человека, преград на пути его спасения и причин погибели, то физическая близость супругов (как  врачевство, истребляющее блуд и служащее для обуздания беспорядочных влечений человеческой природы) является более значимым аспектом в браке, чем деторождение.  

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/sup...

Залогом, основой целомудрия является стыд. И одно дело, когда стыд – это невроз, мучающий человека, а другое дело – стыд, скажем, у благовоспитанной девушки, где стыд – это и целомудрие, и хранение чистоты и женского достоинства, это и нравственное начало. Невроза при этом нет. Напротив, есть та твердость и известная неподатливость на «уговоры», которые и отличают истинную благовоспитанность от фальшивой. Духовный смысл блуда Многие думают, что Церковь запрещает блуд просто из принципов христианской морали. Но не в этом дело. В браке муж и жена образуют особое единство, а блуд создает трещину, раскол, черную дыру. А это, в свою очередь, тяжелейшим гнетом ложится на детей. Подводя коротко итоги о пороке блуда, можно сказать, что блуд, помимо самого хотения, а точнее похотения, зиждется еще и на нескольких вполне наивных, но из века в век повторяющихся аксиомах блуда. Блудник или прелюбодей говорит сам себе, что «никто не узнает» его похождений. Но ведь сердце чувствует, что мистически это не только не сокрыто ни от кого, но об этом знают вообще все: и небо, и земля, и дети, и жена или муж. И это сначала на неосознаваемом уровне, а затем откроется воочию. Эмоциональной индикацией блуда являются чувства витальной тоски и отчаяния. Сопутствующими страстями, которые поддерживают блуд и взаимно усиливают друг друга, выступают уныние, тщеславие, объедение и пьянство. Вторая иллюзия состоит в том, что в блуде, якобы, есть только телесное сочетание и нет духовной порочности. На это отвечает апостол Павел, который говорит: ничто не должно обладать мною … Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела… Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с [нею]? ибо сказано: два будут одна плоть… всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ( 1 Кор. 6:12-19 ). И в этом контексте следствием невероятной духовной и профессиональной деградации выглядят советы, увы, теперь уже многих горе-психотерапевтов о том, что если, мол, у вас половая несовместимость с мужем (женой) – найдите себе партнершу (партнера). Партнера! Эти «специалисты» вообще ничего не смыслят в науке о человеке и вполне соответствуют евангельскому образу: Они – слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму ( Мф. 15:14 ).

http://azbyka.ru/semya/svoboda-ljubvi-il...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010