Правило 14. Блудника лишает св. причастия 3 правило св. Григория Нисскаго на девять лет, а 59 правило Василия Великаго на семь лет. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 59, 79, 80; Григория Нисск. 4). Правило 15. 21 правило Василия Великаго гласит, что женатый человек, впавший в блуд, заслуживает большаго наказания, чем неженатый, подверженный той же страсти. (Василия Вел. 9, 19, 21, 26, 34, 37, 39, 58, 59, 77, 79, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле речь идет о прелюбодеянии, притом со стороны мужа, между тем о прелюбодеянии со стороны жены ничего не говорится, равно как об этом ничего не говорится в 21-м правиле Василия Великого, содержание которого приводит св. Иоанн Постник. Настоящее его правило мы понимаем в смысле прелюбодеяния, основываясь на словах самого правила, хотя Василий Великий, в упомянутом правиле, называет блудником человека, изменившего своей законной жене. А каковому наказанию подвергается прелюбодей, об этом сказано в том же самом правиле Григория Нисского, которое приводит Иоанн Постник в своем 14-м правиле, а именно - восемнадцатилетней епитимии. Правило 16. 60 правило Василия Великаго подвергает монахов, равно и посвященных женщин, за блуд епитимии как за прелюбодеяние, ибо они расторгли связь с духовным своим женихом Христом; 44 правило Трулльскаго собора предписывает, чтобы монах, впавший в блуд, был наказан точно так же, как и мирянин... Мы же (говорит Иоанн Постник) думаем, что каждаго, кто совершит блудодеяние, достаточно будет отлучить от причастия на два года, с тем, чтобы он довольствовался, после девятаго часа, сухоядением и творил ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, то должен выдержать полный срок епитимии, назначаемой отцами. (IV Всел. 16; Трул. 44; Анкир. 19; Карф. 16; Василии Вел. 6, 18, 19, 20, 44, 60). Настоящее правило говорит о монахах, не принявших рукоположения, и о посвященных женщинах, следовательно, о лицах, не связанных узами брака, впавших в блуд. В виду этого, М. Властарь совершенно уместно внес в это Иоанново правило предписание 44-го трулльского правила, по которому монах (а равно и посвященные женщины, которые по обету воздержания уподобляются монахам), впавший в блуд, подлежит наказанию блудника, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр13:4). 15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2–4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь»  . Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние. Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25–му Правилу святых апостолов и 3–му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам. Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75). Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления. Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность. «Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей». Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

неужели каждый раз впадать в грех с новым мужчиной лучше, чем иметь годами одного , с уважительным отношением, пониманием ? Не лучше ни то, ни другое, оба варианта — блуд. Так называемые “гражданские браки” (в Вашем случае одна из его разновидностей — “гостевой брак”) — это блуд по определению, что является грехом. На грехе нельзя построить крепких отношений. То, что Вы мечтаете годами жить в грехе, оправдывая его единственным мужчиной, не делает Вам чести как христианке. Но еще ведь надо задаться вопросом — а что сам Иван думает по этому поводу? По всем признакам, которые Вы описали, он человек хороший и любящий детей. Он то готов годами ходить в любовниках? Это ему надо? У Вас есть дети, Ваша семья. А у него — нет. Вы предлагаете ему довольствоваться всю жизнь удовлетворением лишь обоюдных плотских желаний? Где гарантия того, что завтра ему не надоест положение любовника и он не захочет нормальную семью? Если же он ведет себя как муж Вам и отец детям, то это повод задаться о том, чтобы стать нормальными мужем и женой. О том, что такое “гражданский брак” и отношении Церкви к нему читайте тут и тут . Блуд — это половые отношения вне официального брака. Какими бы не были Ваши личные обстоятельства, не стоит себя обманывать, выдавая грех за что-то еще. Что касается Вашего бывшего “воцерковленного” мужа, то это яркий пример того, о чем уже неоднократно говорилось: человек, воспринимающий православную веру в качестве исполнения неких обрядов, в полном отрыве от христианской жизни и реальной веры в живого Бога. Печально, но и такое у нас есть, увы… Но Ваши аргументы, откровенно говоря, выглядят слабовато. Вы полюбили человека, но при этом хотите с ним только спать, совершенно ему не доверяя? Однако… Вы считаете, что новый брак травмирует Ваших детей? А наличие у матери любовника только потому, что она еще молодая, и ей надо  — не травмирует? Странно… В общем, блуд есть блуд, и оправдывать его — дело бесполезное. На Ваши вопросы давно существует очевидный ответ: не хотите замуж — живите без мужчины. Это — правильно и по-христиански. Людьми манипулировать можно, но Богом — не получится. Его законы неизменны, и Заповеди верны.

http://azbyka.ru/vopros/chto-javljaetsja...

Особенностью русского языка является то, что литературное слово «блуд», как указывается об этом в толковом словаре Даля, заключает в себе двоякий смысл: «незаконное, безбрачное сожитие, любодейство» и «отход от истинной веры, впадение в раскол, в ересь». Об этом же в своей речи упоминал в Неделю о блудном сыне Святейший Патриарх Кирилл: «Слово „блуд“, которым именуется грех плотской нечистоты, грех , разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает „заблуждение“; отсюда и „блудить“, то есть „плутать, заблуждаться“. „Блуд“ и „заблуждение“ – это слова одного корня» 142 . В синодальном переводе посланий апостола Павла слово «блуд» со всеми его производными («блудодействовать, блудодеяние, блудник, блудница») упоминается 25 раз. Причём в греческом оригинальном тексте посланий слову «блуд» соответствует слово «πορνεα», которое в переводе на русский язык означает «греховное безбрачное сожитие, разврат», а не «отход от веры, раскол или ересь». Таким образом, апостол Павел, говоря в своих посланиях о блуде, всегда имел в виду только грех плотской нечистоты. В этом контексте хотелось бы обратить внимание на то, что тексты посланий Апостола различаются между собой частотой встречаемости слова «блуд» в зависимости от того, к кому оно обращено. Например, в послании к евреям апостол Павел хотя и упоминал о блуде трижды, но исключительно с назидательной целью – чтобы напомнить читателям о необходимости соблюдения седьмой заповеди Не прелюбодействуй ( Исх.20:14 ). В частности, в главе 12 он пишет: ...чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства ( Евр.12:16 ), а в главе 13: Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог ( Евр.13:4 ). Это объясняется тем, что в общей массе христиане из иудеев ревностно относились к исполнению Божьего закона и в их среде категорически осуждались блуд, прелюбодеяние и прочие отклонения в половой сфере, поскольку Ветхий Завет осуждал разврат в любой его форме (см.: Исх.22:16 ; Лев.19:29, 20:10–21, 21:9 ; Втор.22:20–30, 23:2, 23:17–18 ).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

6) При борьбе со страстью употребляй постепенность. Не надо, находясь во младенческом возрасте, одним шагом пытаться взойти на самый верх лестницы. Прп. Иоанн Лествичник по этому поводу советует: «…если душа желает различных снедей, то она ищет свойственного естеству своему; и потому против хитрого нашего чрева должно и нам употребить благоразумную осторожность; и когда нет сильной плотской брани, и не предстоит случая к падению, то отсечем прежде всего утучняющую пищу, потом разжигающую, а после и услаждающую» (Леств.14:12). 7) Когда соблюдаешь пост, старайся сделать так, чтобы не выделяться среди других людей. Держи свой пост в тайне. Страсть блуда Определение страсти Блуд – пристрастие к плотскому, греховному желанию помыслом или самим делом. Существует три основных вида блуда: естественный блуд (интимные отношения свободных лиц противоположного пола вне брака) и прелюбодеяние (интимные отношения, когда один или оба связаны с другим человеком узами брака); противоестественный блуд – содомия (интимные отношения лиц одного пола), рукоблудие, кровосмешение и др.; а третий – блуд в помыслах (принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, замедление в них). К одному из проявлений греха блуда можно отнести: женские украшения и косметику, короткие юбки, вырезы, прозрачную и обтягивающую одежду, употребление духов и одеколонов. Блуд является страстью, которая производит столь глубокое впечатление на человека, что блудника в соответствии с апостольскими правилами необходимо отлучать на многие годы от святых Христовых тайн. Святые отцы налагают за этот грех от 3 до 15 лет отлучения от Причащения» 38 . Количество дней в году, когда Церковь предлагает воздержание от супружеского общения, значительно больше, чем даже постных дней (примерно около 300), за счет воздержания накануне воскресных и праздничных дней, а также во время святок и светлой седмицы. Священное Писание о страсти «Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:27–28 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Dergale...

И ненавидим мы, и любим мы случайно, Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви, И царствует в душе какой-то холод тайный, Когда огонь кипит в крови.             Да, большинство людей грешат и как бы так, на всякий случай, каются, так сикось-накось, всё в полсилы, всё никак. Она, — вот интересно, подражать этому конечно невозможно, — была очень цельная, цельная в грехе и цельная в покаянии. Вот уж грешила так грешила, что называется. Но потом уже каялась так каялась. Нет никаких полутеней, полутонов: всё так, как на войне. Это достойно удивления, потому что это эксклюзивный случай в истории человечества. В остальном — люди блудят и подыскивают себе извинения, думают: «Ну а что, я одна что ли такая (или один)? Все такие. Ну чуть-чуть поблужу, чуть не поблужу, вот уже вроде я и хорошая». А тут — нет. С низкого старта — вперёд, на ускорение, семнадцать лет подряд без перерыва. И что ещё очень важно: преподобная Мария не искала денег за блуд. Вот это прошу отметить. Это чрезвычайно важная мысль, она является ключевой для понимания её спасения. Она не искала денег за блуд, а деньги, вообще любовь к деньгам — это корень всех зол. Как говорит апостол Павел: «Корень всех зол — сребролюбие». Любовь к деньгам — это такое корневище, такой узел морской, на который завязано всё. Любящие блудить — любят деньги, потому что либо тратят деньги на блуд, либо блудом зарабатывают деньги. Кто чего там любит, тот ищет денег, потому что деньги открывают все двери. «Ишак, гружёный золотом, открывает ворота любого города», — говорил отец Александра Македонского, Филипп. Мария за блуд денег не брала, была «честной блудницей», если такое словосочетание имеет место быть. Но имеет, да, потому что она именно так и поступала. Она считала, для себя рассудила, что блуд — это самое жгучее сильное удовольствие, способное быть смыслом жизни. Говорят: «Какой смысл жизни?» — «А кто его знает...» — «Зачем мы живём?» — «Да кто его знает...»             Какой-то фильм был советский, и там старый сребролюбец поёт песенку: «Все ищут ответа — где главный идеал.

http://radonezh.ru/text/27-03-2015g-prya...

  Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 25 октября 2012г. 13:56 Честные отцы, что нынче за мода " предавать анафеме " огромный период жизни Русской Церкви и всё, сделанное Церковью в этот период? Как будто Церковь в этот период переставала быть Церковью, не имела Духа Святого (прости, Господи) и не явила такое количество святых? Владимир Александрович 25 октября 2012г. 17:19 Гвоздеву Сергею. Уважаемый Сергей,Вы по теме напишите и возразите доводам-разуму святых отцов Вселенской Церкви.:1.Новому Завету и словам из него апостола Павла: " Посему-то прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с любодейцею " (1 Кор. 6, 16). 2.Многочисленным правилам Вселенских соборов и в особенности 72 правилу 6 Вселенского собора. 3. " Большому Требнику " и 52 правилу Номоканона из него. Говорите по теме,приводите доводы и контраргументы из Священного Писания  и из творений святых отцов. Попробуйте возразить тому, что католики и протестанты -еретики,соборно осужденные.-Не получится. Попробуйте возразить Святому Духу ,установившему строжайший запрет на духовный блуд ( много более худший чем плотской блуд)- молитвенное общение с еретиками и тем более преподавание  святыни-божественных таинств    еретикам.-И всё будет тщетно. На чем основано кощунство- " венчание " с еретиками?- Не на учение Вселенских соборов,данное Святым Духом,а на  указе Петра 1 . Что же это за указ или постановление?- Это постановление синода от 18 августа 1721 года(вернее указ Петра 1): http://ustav.info/books/14 ,на которое пытаются сослаться и оправдать тяжелейшее преступление , духовный блуд и смертный грех. Достаточно его посмотреть и увидеть,что Петр 1 во-первых дает искаженное толкование Нового Завета,противоположное разуму отцов 6 Вселенского собора, отцы Вселенских соборов допускают сожитие только в том случае если брак заключен до принятия в Православие супругов  и затем один из супругов принял Православие,а другой еще не пришел к вере,а Петр перевирает и учит тому,что совершив духовный блуд- -заключив брак с еретиком ,тем самым якобы православный освятит еретика,то есть духовный блуд это освящение.

http://bogoslov.ru/article/1339605

Разделы портала «Азбука веры» Церковь считает блуд смертным грехом, а современное общество считает беспорядочные связи естественными и даже изысканными, на девственность же смотрит с насмешкой. Так было и в античной Александрии, из которой происходила Мария Египетская — блудница, ставшая образцом покаяния. Накануне дня ее памяти, 14 апреля, о страсти блуда рассказывает протоиерей Сергий Правдолюбов . Не думай низложить беса блуда возражениями и доказательствами; ибо он имеет многие убедительные оправдания, как воюющий против нас с помощию нашего естества.  прп. Иоанн Лествичник Девственность — сегодня это слово звучит крайне неприлично, почти как ругательство. Трудно найти христианскую добродетель, которая была бы более осмеяна современным обществом, чем целомудренное хранение себя до брака. Почему Церковь продолжает стоять на своем, и утверждать, что супружеские отношения между двумя людьми не должны начинаться до брака. Почему блуд — это смертный грех? Как блуд действует на человека, что дает ему и чего лишает? Объясняет настоятель храма Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве, магистр богословия, протоиерей Сергий Правдолюбов : — Почему Церковь называет блуд тяжелым, смертным грехом? Человек ведь «никого не убил и не ограбил»? — Апостол Павел говорит: “Могу ли я отдать свои члены, которые являются и членами Христовыми, блуднице?” Когда я причащаюсь Тела и Крови Христовых, я становлюсь так же участником и членом тела Церковного и даже тела Христова. «Отдам ли блуднице? Да не будет!», — говорил апостол Павел. Это очень важные слова. Этот запрет подтверждается практикой. Когда видим перед собой блудницу, смотрим на нее, нам страшно становится, причем от возраста человека это не зависит. Человек может быть совсем молодой. Я видел одну такую, пришедшую к нам на службу на приходе, ей было всего лет 20. Она была вся как будто выжженная изнутри, как будто внутри у нее ничего нет, и это было очень-очень страшно. В юности лично я тоже задавался вопросом, а какой в этом грех? Как мне объяснили некоторые батюшки, человек, соединяющийся с противоположным полом, образует такое таинственное единство, которое пока нельзя объяснить рационально и научно. Человек соединяется с другим в полном смысле этого слова. Он срастается с ним какими-то такими нитями и такими физическими и духовными связями, что когда он уходит, то разрывает себя и разрушает эту связь. Я не говорю о душе, это очень высокая материя. Но даже на психофизиологическом уровне человек терзается, рушится, рассыпается изнутри так, что на человека после этого страшно смотреть.

http://azbyka.ru/pochemu-blud-jeto-greh

Святые отцы утверждают, что бес блуда – это один из сильнейших духов. Изощренны и разнообразны его нападения. Слова «блуд», «заблудиться», «блуждать» – все одного корня. Неслучайно, рассказывая о человеке, ушедшем далеко от Бога, Господь приводит нам притчу о блудном сыне. Впадая в блуд, человек начинает блуждать вдали от Истины. Впадение в телесный блуд влечет к духовному блуду, к отпадению от Бога. «Змий сладострастия многообразен; не вкусившим сласти греха он внушает, чтобы только однажды вкусили ее и перестали, а вкусивших коварный побуждает воспоминанием опять к совершению греха. Многие из первых, поскольку не знают зла сего, бывают свободны и от борьбы, а из последних многие, как познавшие опытом сию мерзость, терпят стужение и брани». Так пишет Иоанн Лествичник с. 132]. Зная о силе искушений блудной страстью, святые отцы предсказали, что одним из характерных признаков приближения конца мира будет повсеместное и ужасное засилье разврата, плотской распущенности и неукротимого сладострастия. «Есть блуд и без познания жены, который, как противоестественный, большей подвергает муке. Это некая смерть и погибель, которую мы всегда носим в себе, а наиболее в юности. Но погибель сию я, – говорит Иоанн Лествичник , – не дерзаю объявить писанием… потому что… срамно» с. 521–522]. Видимо, ощущая, что приближается их конец, демоны всю свою энергию бросили на разжигание в людях похоти, потому что именно через эту страсть легче всего человека удалить от Бога. Именно через плотские страсти человек больше всего утрачивает свой богоподобный образ. Как и любая другая страсть, «любодеяние воспламеняется сперва в душе сластолюбца, а потом производит телесное растление», – пишет святитель Василий Великий с. 13]. Через блуд темная и злая сила прикасается к человеку, оскверняя тело, потому что человеческое тело призвано быть храмом, вместилищем Святого Духа, как сказано об этом в Послании апостола Павла к Коринфянам: Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа ? ( 1Кор. 6:19 ). Человек повреждает себя блудной страстью и в конце концов становится неспособным войти в Царствие Божие, почему и говорит апостол: блудники… Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9–10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Выкупавшись в святой реке, она вошла в церковь, приобщилась св. Таин, и потом, переправившись через реку, поселилась в здешней пустыне. Здесь Мария прожила 40 лет, питаясь кореньями, терпя сильный голод. В ее житии повеству­ется, какую она претерпела в пустыне борьбу с мучащим ее грехом. Она рассказала св. Зосиме: «Иногда не было простой воды, а мне хотелось тех дорогих вин, которые прежде я пила без меры. Язык мой против моей воли настраивался повторять те безумные песни, которые прежде утешали меня. Страшно я боролась со своими злыми навыками. Случалось, что падала на землю от изнеможения. Платье мое ис­тлело от времени, тело то страдало от холода, то горело от зноя. Но через 17 лет наступило время покоя». Рассказав Зосиме свою жизнь, она просила Его, чтобы он в будущем году, в Великий Четверг, принес из монастыря св. Дары и причастил ее. Св. Зосима, пришедши в пустыню, долго молился и ждал подвижницу. Наконец, увидел, что она подошла к реке, благословила ее и пошла по воде. Старец изумился и хотел поклониться Марии в ноги, но она сказала: «Что ты делаешь? Ты священник, и в руках у тебя св. Дары». Причастившись, св. подвижница просила его еще раз прийти к ней в пустыню. Зосима явился через год и нашел ее уже умершею. Рядом с ее телом были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апре­ля». Это было 1 апреля 521 года, в самый день ее причащения. Чему мы можем научиться от этой жизни? Мария Египет­ская была блудница; но блуд не заключается только в телесном грехе, в презрении своей телесности и личности другого челове­ка. Как говорит митрополит Антоний Сурожский, «блуд заклю­чается в том, что человек заблуждается ; он заключается в том, что цельность человеческой души раздробляется, мельчает и че­ловек уже неспособен всей душой, всем сердцем, всей мыслью, всем телом, всем существом своим любить одного человека и единого Бога… Блуд. В широком смысле, который ему придает Священное Писание, это идолопоклонническая привязанность к видимому миру…Блуд заключается в том, чтобы отдать свое сердце не тому, что достойно любви; блуд заключается в том, что свою волю, вместо того, чтобы ее направить к единому на потребу, к чистой, святой любви к человеку, к людям, к Богу, мы распыляем так, что она направлена анархично, во все стороны, что она служит всем идолам, всем желаниям, всем порывам.

http://pravmir.ru/u-nas-eshhe-est-vozmoz...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010