митрополит Стефан (Яворский) Содержание ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ ПОЯСНЕНИЯ О ПОСТАХ   1. Грехи, их виды и их духовное врачевание      Различные болезни требуют и различного врачевания, но здесь предстоит нам беседа не о телесных болезнях и не о телесном врачевстве, но о духовном. А духовные болезни, коими душа наша немоществует, суть грехи, разделяющиеся на три рода: некоторые грехи совершаются в теле, другие - в душе, а иные обнаруживаются посредством любостяжания.      Грехи, относящиеся к телу, следующие: чревонеистовство, пресыщение, пьянство, блуд, прелюбодеяние и всякая плотская греховная нечистота.      Грехи, относящиеся к душе, суть все злые помыслы, из сердца исходящие: беззаконное вожделение, гордость, властолюбие, превозношение, славолюбие, зависть и тому подобные.      А что касается любостяжания, то к нему относятся следующие грехи: корыстолюбие, воровство, хищение, убийство и всякое неправедное приобретение.      Такое троякое разделение грехов мы находим в Священном Писании. Святой апостол Иоанн Богослов в Первом своем соборном послании говорит: Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская (1 Ин. 2, 16).      Похоть плотская собственно относится к телу, похоть очес - к любостяжанию, а гордость житейская относится к душе. А так как эта болезнь, о которой мы говорили, трехсоставная, то и врачевство для нее потребно троякое. Мы оскорбляем Бога тремя злыми делами. Но, если захотим, можем укротить гнев Его при помощи благодати Божией также тремя благими делами, касающимися души, тела и любостяжания.      Благотворение душе - молитва, благотворение телу - пост, а благотворение (т.е. врачевство) любостяжанию - милостыня. Это трехсоставное лекарство против трехчисленных наших язв должно сопровождаться святою исповедью и покаянием. Что касается молитвы и милостыни, то здесь у нас меньше бывает прений с противниками веры, нежели тогда, когда речь идет о посте, где мы встречаем их великое противление и упорство. Но прежде чем коснуться разных сторон поста, необходимо рассмотреть некоторые положения, относящиеся к разумению сего предмета.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2132...

По словам древнего подвижника Пахона, блудная брань бывает трояка: иногда ее производит плоть, иногда страсть восстает от душевных (блудных) помыслов; а иногда сами бесы мучат нас по зависти 467 . В общем, можно считать, что источники возникновения плотских грехов бывают как извне (через телесные чувства, от плоти и от бесов), так и внутренние (через помыслы души и воображение). Иногда от духовного нерадения возникает у нас в душе представление блуда, которое и действует на волю искусительно, возбуждая плотскую похоть в теле и при согласии сластолюбивой души доводит человека и до падения. Иногда же, напротив, искушение является извне (через зрение и другие телесные чувства) и через слабость воли влияет на образование греховного представления и вожделения и затем доводит человека до греха 468 . Таким образом, в обоих случаях грех блуда всегда является фактом, главным образом, психологическим, как состояние падения души, поскольку блудный (сладострастный) помысл срастворяется с нашим духом и поскольку наша душа сочетается с обольстительным в ней отпечатлением, уязвляясь стрелой похотения 469 . Преп. Нил Синайский пишет по этому поводу: «Разумей, что отдельные виды блуда бывают совокуплены вместе – блуд телесный и блуд духовный. Когда блудный помысл срастворяется с твоим духом, тогда твоя душа сочетавается с обольстительным в ней отпечатлением» 470 . Без соучастия души не бывает дел греховных. Страсть блуда может образоваться в основном двумя путями: или через многократно повторяющееся впадение в дела блудные, или же, гораздо чаще, через постепенное внутреннее развращение души и тела сладострастием, соуслаждением блудным похотениям, которые постепенно могут довести и до падений. В составе блудной страсти следует различать две находящиеся в тесной взаимосвязи стороны: 1) сердечные (сладострастные, похотные) расположения и соуслаждение греху и 2) привычные греховные действия, удовлетворяющие страсть, греховные склонности к сладострастию (любострастные навыки), образующие в душе и теле, в телесных членах и чувствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Бёмер (diss. ИИ, 137 и сл.) именно это утверждает, но аргументация его очень слаба. Он указывает на раскол и ересь, на профессию актера (Кипр. п. 2), на упорство и нанесение тяжких обид епископу (Кипр. п. 4), как на такие грехи, которые несомненно подлежали дисциплинарному суду церкви. Раскол и ересь, как отпадение от веры, сопоставлялись с идолослужением, в обширное понятие которого входила и профессия актера; а что касается оскорбления епископа, то у Киприана идет речь о дьяконе, следовательно о лице, нарушившем требования особой духовной дисциплины, причем о дьяконе говорится лишь, что он „должен раскаяться в своей дерзости, признать достоинство священства и полным смирением загладить вину свою перед епископом, своим начальством“, а об общем церковном дисциплинарном суде нет и речи. Можно бы было, по-видимому, в подтверждение мнения Бёмера, опираться на слова Плиния в письме его к Траяну и на слова Тертуллиана в сочинении его „de pudicitia“. Плиний доносит Траяну, что христиане обязываются взаимною клятвою не к совершению каких-либо преступлений, а к тому, чтобы не учинять кражи, разбоя, прелюбодеяния, не нарушать слова, не отпираться в принятии поклажи (seque Sacramento non in scelas aliquod obstringere, sed ne furta, ne latrocinia, no adulteria committerent, no tidem fallerenc, ne depositum appellati abnegarent. См. Böhmer, стр. 3). Тертуллиан в названном сочинении, написанном им после того, как он усвоил монтанистические взгляды, причисляет к тяжким грехам, не допускающим прощения: убийство, идолослужение, обман (fraus), отречение (negatio), богохульство, прелюбодеяние, блуд и другие плотские грехи. Но Плиний желал только сказать, что христианское общество не преследует каких-либо преступных и недобросовестных целей; таким образом он судит о них с общечеловеческой точки зрения, а не в виду каких-либо данных, относящихся до практики дисциплинарного церковного суда. Тертуллиан же богохульство мог прямо считать за отпадение от веры, а что касается fraus и negatio, то под ними он разумел не обман и ложь в обыденной жизни, но также особые виды отпадения от веры. Это доказывается 1) помещением их в средине между идолослужением и богохульством, 2) тем, что непосредственно перед этим перечислением непростительных грехов, он представляет примеры простительных обыденных грехов, которые врасплох нападают на человека и от которых никто не убережется (dclicta quotidianae incureionie). В числе их значатся следующие: irasci inique et ultra solis ocoasum, aut et manum immittere, aut facile maledicere, aut temere jurare, aut fidem pacti destruore, aut verecundia aut necessitate mentiri. c. 19. Ср. Ориген у Бинтерима, стр. 249. Простительные грехи очищаются ежедневным покаянием: молитвою, постом и милостынями. См. Киприан, о благотворении и милостынях, стр. 258, и о молитве Господней, стр. 200.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Василий 5 апреля 2011, 13:14 Первое. Нельзя сравнивать духовный и телесный союз двух людей и покупку колбасы. Нельзя. Тем более, получается, вся разница между блудом и браком - лишь в получении чека (штампа в паспорте)… Второе. Нельзя равнять свальный блуд в общаге с жизнью двух людей - хранящих верность друг другу, но не проштампованных государством – по многим причинам. Это слабость, немощь, но не блуд. Верность одной женщине и блуд – понятия разные. Так что странные сравнения… Я не защищаю гражданских брак, но обвинять повально всех в блуде то же бы не стал. Евгения 5 апреля 2011, 13:09 Уважаемые читатели, Вы как-то совсем не оставляете шансов на счастье людям, которые когда-то допустили в свою жизнь блуд. Может быть, воцерковление началось позже и пришло осознание допущенной ошибки, а на почве этого осознания люди решили " узаконить отношения " . Это же хорошо. А большинство здесь пишет, что брак после блуда так же обречён, как и блудное сожительство. Не надо так. У всех есть шанс. Константин 5 апреля 2011, 12:21 Чем отличается блуд со штампом в паспорте от блуда без штампа? Вы думаете, наш семейный кодекс защищает семью? Вовсе нет. Семейный кодекс отчасти защищает только имущественные права женщины. А это разные вещи. Почему большинство женщин мечтают выгодно выйти замуж и родить ребенка? Потому, что сделав это, они обеспечивают себя на всю оставшуюся жизнь. Я женился раньше, чем все это понял и пришел в церковь. Я разведен у меня двое детей, которые живут со мной. А моя бывшая жена с чистой совестью получает на них алименты!!!! Она получила половину нашего имущества. А я остался с нашими общими долгами, двумя детьми и квартирой в ипотеке! Это так меня и мою семью защитил семейный кодекс! Сейчас многие заключают брачные контракты, перед официальным вступлением в брак. И делают это для того, чтобы «…остаться исключительно при своем нажитом имуществе…». И указывают там все, даже кто сколько раз может изменить друг другу! И это все официально регистрируют. Ну и чем это не блуд?

http://pravoslavie.ru/45692.html

Священные книги Нового Завета раскрывают потенциальную силу, заключенную в вине, устанавливают внутреннюю связь неумеренного винопития с другими пороками, убедительно показывают нравственные последствия, происходящие от пьянства. Пьянство квалифицируется как грех и устанавливается несовместимость высокого звания христианина с жизнью винопийцы. Апостол Павел различает в жизни христианина плоды духовные и плоды плотские, т.е. плоды греховного начала в человеке ( Гал.5:19–22 ). Среди последних в списке 18плодов плоти св. Павел называет и пьянство. Именно пьянство влечет за собой целый ряд грехов: ссоры, гнев, распри, прелюбодеяния, блуд, убийство, и тому подобные пороки. Человек, опьяненный вином, теряет контроль над своими словами и поступками. Упивающийся вином, по апостолу Павлу, участвует в «бесплодных делах тьмы» ( Еф.5:13 ), и вино рождает распутство во всех его видах. Римлян апостол Павел убеждает вести себя благочинно, не предаваясь пированиям и пьянству ( Рим.13:13 ). Апостол Иоанн Богослов тесно связывает вино и блуд, раскрывает их внутреннее родство. Как вино, проникая в организм человека порабощает его, так и человек, погрязший в блудной жизни, теряет разум и становится рабом греха. О великой блуднице в Апокалипсисе сказано, что она «яростным вином блудодеяния своего напоила все народы» ( Откр.18:2; 17:2 ). Как вино, так и блуд одинаково действуют на человека: оба они притупляют сознание, ограничивают свободную волю, делают человека игрушкой страстей. Пьянство и блуд – наиболее распространенные среди людей пороки. Прелюбодеяние (и блуд) бывают не только физическими, оно может совершаться и в духовной жизни человека – это нарушение верности, измена Создателю, потеря чистоты и святости. В духовной области вино особенно много приносит вреда человеку. Все святое, возвышенное, идеальное, самая духовная жизнь человека – все истребляется в душе людей винным дурманом. Пьянство, как опасная болезнь, заразительно. Вот почему апостол Павел призывал Коринфян «не сообщаться с тем, кто, называясь братом (т. е будучи христианином только по имени, а не по делам своим) остается пьяницею» ( 1Кор.5:11 ). С таким человеком не надо иметь ничего общего, «даже не есть вместе» т.е. не иметь общей трапезы. Этими словами апостол Павел хочет сказать, что христианское звание несовместимо с образом жизни пьяницы.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

Ни мирская женщина, ни монашествующая не отлучаются от церкви, а только от причастия, какой бы грех ни совершили, ибо правило гласит, что так поступаем потому, что многия женщины от позора налагали на себя руку; равно также ни пресвитер, ни диакон, согласно правилу: не отмстиши дважды за едино ( Наум.1:9 ). (Ап. 25; Василия Вел. 34). Правило 47. Если что либо нечистое упадет в колодец, или в елей, или же в вино, и кто либо будет пить, то таковый да воздержится в течение трех дней от мяса и сыра, и в течение семи дней да не причащается. (Ап. 63; Трул. 67; Гангр. 2). Правило 48. Если кто после божественнаго причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней, причем ежедневно он должен прочитывать 50 псалом и творить сорок поклонов; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов. В Пидалионе 10 значатся, с именем Иоанна Постника , еще и нижеследующие правила, которые мы приводим в дальнейшем последовательном порядке, оставляя их притом без особых толкований, так как о преступлениях, в них упоминаемых, мы говорили в толкованиях других соборных и святоотеческих правил. Правило 49. Если кто совершит блуд со своею мачехою, подвергается епитимии на три года, причем таковый ежедневно должен поститься, довольствуясь по вечерам сухоядением, и творить пятьсот поклонов. Правило 50. Если кто совершит блуд с матерью и дочерью, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться после девятаго часа сухоядением и творить ежедневно триста поклонов. Правило 51. Если кто совершит блуд с двумя братьями, подвергается той же епитимии. Правило 52. Если кто совершит блуд со своим зятем, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов. Правило 53. Если кто совершит блуд с своим братом, подвергается восьмилетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно четыреста поклонов. Правило 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Мирянин за блуд отлучается от причащения на 7 или на 9 лет по правилам  Василия Великого или Григория Нисского , но срок епитимии может быть сокращен. Клирики, впавшие в блуд, извергаются из сана, но не лишаются причастия, т.к. за одно преступление не возлагается двойное наказание. На практике при применении канонических наказаний епископ (духовник) призван учитывать обстоятельства и состояние кающегося, чтобы наказание принесло ему пользу, а не вред. Почему Библия запрещает интимные отношения вне брака? Запрет на блуд связан с тем высоким предназначением, которое придается в христианстве человеческому телу. « Священное Писание повелевает тела наши хранить в чистоте, потому что они суть члены Христовы и храмы Святаго Духа », – напоминает Святая Церковь (Пространный христианский катехизис. О любви, о седьмой заповеди). И « поскольку каждый христианин – член тела Христова, то творящий блуд с блудницами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих – это член тела Христова, это утверждает Апостол: “ Разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать членами блудницы? Да не будет! ”» ( 1Кор.6:15 ) (Православное исповедание. Ч. 3, вопр. 28). Подобно тому, как осквернение церковного здания является святотатством, вступление в незаконную связь является оскорблением живущего в наших телах Святого Духа: « Воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести, а не в страсти похотения, как и язычники, не знающие Бога; чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно и корыстолюбиво: потому что Господь — мститель за все это, как и прежде мы говорили вам и свидетельствовали. Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости » ( 1Фес.4:3-7 ). Как пишет свт. Игнатий (Брянчанинов) , « грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет; грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертною казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они соделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, “уды Христовы” претворяет в “уды блудничи” ( 1Кор.6:15 )». Блж. Феодорит Кирский пишет: « Если сочетался ты с Господом и снова идешь к блуднице, то поругание простирается на самого Владыку, потому что его уды отдаешь блуднице и уды Владычние делаешь уды блудничи ».

http://azbyka.ru/blud

Правило 14. Блудника лишает св. причастия 3 правило св. Григория Нисскаго на девять лет, а 59 правило Василия Великаго на семь лет. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 59, 79, 80; Григория Нисск. 4). Правило 15. 21 правило Василия Великаго гласит, что женатый человек, впавший в блуд, заслуживает большаго наказания, чем неженатый, подверженный той же страсти. (Василия Вел. 9, 19, 21, 26, 34, 37, 39, 58, 59, 77, 79, 80; Григория Нисск. 4). В настоящем правиле речь идет о прелюбодеянии, притом со стороны мужа, между тем о прелюбодеянии со стороны жены ничего не говорится, равно как об этом ничего не говорится в 21-м правиле Василия Великого, содержание которого приводит св. Иоанн Постник. Настоящее его правило мы понимаем в смысле прелюбодеяния, основываясь на словах самого правила, хотя Василий Великий, в упомянутом правиле, называет блудником человека, изменившего своей законной жене. А каковому наказанию подвергается прелюбодей, об этом сказано в том же самом правиле Григория Нисского, которое приводит Иоанн Постник в своем 14-м правиле, а именно - восемнадцатилетней епитимии. Правило 16. 60 правило Василия Великаго подвергает монахов, равно и посвященных женщин, за блуд епитимии как за прелюбодеяние, ибо они расторгли связь с духовным своим женихом Христом; 44 правило Трулльскаго собора предписывает, чтобы монах, впавший в блуд, был наказан точно так же, как и мирянин... Мы же (говорит Иоанн Постник) думаем, что каждаго, кто совершит блудодеяние, достаточно будет отлучить от причастия на два года, с тем, чтобы он довольствовался, после девятаго часа, сухоядением и творил ежедневно двести пятьдесят поклонов. Если же будет нерадив в этом, то должен выдержать полный срок епитимии, назначаемой отцами. (IV Всел. 16; Трул. 44; Анкир. 19; Карф. 16; Василии Вел. 6, 18, 19, 20, 44, 60). Настоящее правило говорит о монахах, не принявших рукоположения, и о посвященных женщинах, следовательно, о лицах, не связанных узами брака, впавших в блуд. В виду этого, М. Властарь совершенно уместно внес в это Иоанново правило предписание 44-го трулльского правила, по которому монах (а равно и посвященные женщины, которые по обету воздержания уподобляются монахам), впавший в блуд, подлежит наказанию блудника, т.е.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

14. «Брак у всех да будет честен и ложе непорочно; блудников же и прелюбодеев судит Бог» (Евр13:4). 15. «Тщательно соблюдая эти слова (то есть слова 1 Кор 7:2–4. — Авт.) и на площади и дома, и днем, и вечером, и за столом, и на ложе, и везде будем и сами стараться, и жен научать и нам говорить так, чтобы целомудренно прожить настоящую жизнь, сподобиться нам и царствия небесного благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христа, через Которого и с Которым Отцу вместе со Святым Духом слава во веки веков. Аминь»  . Ни за кого так не тяжело молиться, как за впавших в блуд и прелюбодеяние. Отречение от Христа и блуд с прелюбодеянием ставят стену между человеком и Богом, через которую трудно возносить молитву близким и любящим, и даже священникам. Как отречение от Сына Человеческого приводит к отпадению от Церкви, так и блуд, если он не растворяется глубочайшим смирением и покаянием, приводит к потере веры. Мы это знаем и на примере мирян, и на примере священников, некоторые из которых, соблудив, лишались сана (по 25–му Правилу святых апостолов и 3–му Правилу Василия Великого) и становились штатными воинствующими безбожниками. Их узнавали по бегающим блудливым глазам. Только смирение и глубочайшее покаяние могут вернуть отрекшихся от Христа и блудников к Богу, подобно отрекшемуся от Христа ап. Петру, который «выйдя вон, плакал горько» (Мф 26:75). Отречение может быть импульсивным, как у ап. Петра, мгновенным. Блуд же, чтобы быть совершенным, требует времени, некоторой рассчетливости, приготовления. Он не может быть грехом невольным, подобно вспышке гнева или сорвавшемуся резкому слову — он всегда грех вольный. Даже убийство может быть невольным, а у блудников всегда есть время опомниться и спросить себя: «А что я собираюсь делать?» и отойти от греха в теле, совершив его только в сердце своем. Блуд ужасен явной сознательностью совершаемого преступления. Блудник хуже блудницы, подобно тому как алкоголичка хуже алкоголика — она практически почти неизлечима, а алкоголика, если он очень хочет, можно вылечить. Блудник гнусен тем, что он сознательно или бессознательно рассчитывает на свою безнаказанность. «Наше дело не рожать, — насладиться и бежать», — так в оцензуренном виде звучала одна из солдатских заповедей». Женщина, а тем более девушка всегда рискует. Законченные блудники, как показывает опыт войны, в бою обычно трусы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=687...

неужели каждый раз впадать в грех с новым мужчиной лучше, чем иметь годами одного , с уважительным отношением, пониманием ? Не лучше ни то, ни другое, оба варианта — блуд. Так называемые “гражданские браки” (в Вашем случае одна из его разновидностей — “гостевой брак”) — это блуд по определению, что является грехом. На грехе нельзя построить крепких отношений. То, что Вы мечтаете годами жить в грехе, оправдывая его единственным мужчиной, не делает Вам чести как христианке. Но еще ведь надо задаться вопросом — а что сам Иван думает по этому поводу? По всем признакам, которые Вы описали, он человек хороший и любящий детей. Он то готов годами ходить в любовниках? Это ему надо? У Вас есть дети, Ваша семья. А у него — нет. Вы предлагаете ему довольствоваться всю жизнь удовлетворением лишь обоюдных плотских желаний? Где гарантия того, что завтра ему не надоест положение любовника и он не захочет нормальную семью? Если же он ведет себя как муж Вам и отец детям, то это повод задаться о том, чтобы стать нормальными мужем и женой. О том, что такое “гражданский брак” и отношении Церкви к нему читайте тут и тут . Блуд — это половые отношения вне официального брака. Какими бы не были Ваши личные обстоятельства, не стоит себя обманывать, выдавая грех за что-то еще. Что касается Вашего бывшего “воцерковленного” мужа, то это яркий пример того, о чем уже неоднократно говорилось: человек, воспринимающий православную веру в качестве исполнения неких обрядов, в полном отрыве от христианской жизни и реальной веры в живого Бога. Печально, но и такое у нас есть, увы… Но Ваши аргументы, откровенно говоря, выглядят слабовато. Вы полюбили человека, но при этом хотите с ним только спать, совершенно ему не доверяя? Однако… Вы считаете, что новый брак травмирует Ваших детей? А наличие у матери любовника только потому, что она еще молодая, и ей надо  — не травмирует? Странно… В общем, блуд есть блуд, и оправдывать его — дело бесполезное. На Ваши вопросы давно существует очевидный ответ: не хотите замуж — живите без мужчины. Это — правильно и по-христиански. Людьми манипулировать можно, но Богом — не получится. Его законы неизменны, и Заповеди верны.

http://azbyka.ru/vopros/chto-javljaetsja...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010