При распалении плоти не касайся тайных членов, чтобы не произвести сильнейшего распаления (прп. Ефрем Сирин , 30, 168). Источник. Кто храм Божий растлит, растлит сего Бог ( 1Кор. 3, 17 ), говорит Божественное Писание. Как псу, усильно противься демону блуда, никак не соглашайся увлечься таковым помыслом, потому что от искры много будет угольев и от худой мысли умножаются худые пожелания. Старайся истреблять воспоминание о них паче зловония тинного (прп. Ефрем Сирин , 30, 201). Источник. В чистоте обитают великий свет и радость, и мир, и терпение, а в блуде обитают печаль, уныние, ненасытный сон и густая тьма (прп. Ефрем Сирин , 30, 202). Источник. ...Тот, кто незадолго пред тем был... членом Христа, чрез блуд делается членом блуда (прп. Ефрем Сирин , 36, 73). Источник. Если во время работы потревожит тебя дух блуда, не обленись простереть руки свои на молитву, и молитва веры противостанет за тебя (прп. Ефрем Сирин , 86, 409). Источник. Блудом и прелюбодеянием называется не только грех в рассуждении тела, но и всякий грех, особенно же беззаконие в рассуждении Божества (свт. Григорий Богослов , 14, 229). Источник. Блуд есть такой порок, от которого должно бежать более, чем от других. Другие злые виды греха, по-видимому, щадят тело совершающих, и сделанное останавливается только на том, кого коснулось дело, например, в грабежах терпят вред только ограбленные, в пороке зависти сила страсти обрушивается только на тех, коим завидуют; в клеветах, если им верят, опять опасность только для оклеветанного; в убийствах несчастье убитому; и если кто обратит внимание на последствие всех неправых дел, тот найдет, что неправо поступающие получают прибыль, а вред терпят претерпевающие неправду. Но прелюбодеяние не знает этого разделения, не отделяет дела подвергшегося ему от дела совершившего, но наносит вред обоим вместе, соединяя блудника и блудницу общим союзом осквернения, и обесчестивший тело подвергается одинаково бесчестию с обесчещенным. Убийцы, умерщвляя, случается не умирают вместе с убитыми; осквернивший же плоть и сам сопричастен осквернению (свт. Григорий Нисский , 24, 452). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

О посте чувственном не скорби, он ничего не значит без духовного. Глава 8. Борьба с блудом. Чистота и целомудрие св. Иоанн Кассиан Римлянин Блудной страсти три вида: первый совершается чрез смешение одного пола с другим; второй производится без смешения с женщиною, за который от Господа был поражен Онан, сын Патриарха Иуды ( Быт. 38, 9–10 ), и который в Писании называется нечистотою; третий производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: – “кто смотрит на женщину с вожделением, уже полюбодействовал с нею в сердце своем” ( Мф. 5, 28 ). Эти три вида блуда Апостол указал в следующем стихе:-“умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть” и прочее ( Кол. 3, 5 ). св. Нил Синайский Чревоугодию паче всего сродственно сладострастное движение. И сама природа, желая показать сродство сих страстей, орудием соития назначила место под чревом, сею близостию обозначая телесную их связь. Почему если ослабевает сия страсть (похоть), то ослабевает от оскудения того, что выше – то есть чрева; и если усиливается и приходит в движение, то оттуда подается ей сила. св. Ефрем Сирин В оке, рассеянно вращаемом, есть уже блуд, о котором засвидетельствовал Господь:-“всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” ( Мф. 5, 28 ). Такое прелюбодеяние искореняет в себе, кто око обращает долу, а душу к Господу; а кто возобладал над чревом, тот возобладал и над взором. Страшный у нас предатель – рассеянное око. Кто не противится похоти, но дает очам своим свободно блуждать, тот, конечно, склонился уже умом пред страстями. св. Феодор Студит Горе ум, долу очи. св. Ефрем Сирин Если хочешь победить блуд, возлюби бдение и жажду, помышляй всегда о смерти и никогда не имей бесед с женщиною и – победишь. Святые Божий имеют в себе всецелую святость. Приносишь ты, положим, покаяние в блуде. Смотри, отбрось все виды блуда, потому что им порождены всякие распутства. И не только это, но отбрось и все ведущее к осквернению им: смех, шутки, сквернословие, чревоугодие – сии пути к блуду.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Преподобный Иоанн Кассиан не дает точного определения, что такое страсть. Однако из его суждений нетрудно заключить, что страсть - это греховное желание и сам грех, овладевшие силами человека, это испорченность, повреждение естественных движений духовных и телесных [ 1 ].Задачу, подлежащую решению, преподобный Кассиан видит четко, ясно: " При содействии Господа... мы располагаемся теперь изобразить борьбу против восьми главных пороков... 1) надлежащим образом исследовать свойства их, столь мелкие, столь скрытные и мрачные; 2) достаточно изложить причины их, и 3) представить пригодное врачевство и средства против них " [с. 48, 49].Вот восемь главных страстей: 1) чревоугодие, " которое означает страсть обжорства " , 2) блуд, 3) сребролюбие, " под которым разумеется корыстолюбие, или, если точнее выразиться, любовь к деньгам " , 4) гнев, 5) печаль, 6) уныние, " которое есть тоска или скорбь сердца " , 7) тщеславие, " это тщетная, пустая слава " , 8) гордость [с. 49].Преподобный Кассиан сначала в общих чертах классифицирует все восемь страстей по их природе, по способу их действования и причинам обнаружения, а затем делает достаточно подробный анализ каждой страсти в той же последовательности, в которой их и перечислил. Есть пороки естественные - к ним относятся чревоугодие и блуд, и неестественные - к ним преподобный Кассиан относит одно сребролюбие. Что касается их действования, то некоторые из них совершаются при непременном участии тела - это чревоугодие и блуд, а некоторые - без всякого содействия тела - это тщеславие и гордость. " Далее, некоторые принимают причины возбуждения отвне, например сребролюбие и гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например уныние и печаль " [с. 240].Первая брань, в которую вступает подвижник, есть брань против чревоугодия, именуемого преподобным еще " чревобесием " , страстью " к объядению " [с. 50]. Виды или свойства чревоугодия бывают разные: прием пищи ранее назначенного часа, пресыщение любой пищей, лакомство [с. 64]. Во всем этом просматривается одна причина - стремление к беспорядочному угождению чрева, а сие, в конечном счете, ведет к расстройству ума, к помрачению его, к лишению чистоты, непорочности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1432...

Возражение 2. «Нужно исповедоваться пред Богом, а не человеком». Во-первых, когда человек исповедуется священнику, он исповедуется именно пред Богом – это главное условие Исповеди! Священник же есть свидетель Исповеди и служитель этого Таинства, который Божьей властью, от Его имени, отпускает человеку грехи, как писал о том св. Амвросий: «люди совершают только служение во отпущение грехов, но не показывают какой-либо собственной власти» (см. абз. 57). Во-вторых, исповедоваться и просить прощения за грехи действительно можно и нужно не только на Исповеди, но и в молитвах – как общественных, церковных, так и частных, келейных. И Православная Церковь признаёт такую исповедь не просто на словах – на каждой службе православные в различной форме просят Бога о прощении грехов. Так, на общем молебне произносится прошение: «Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении и оставлении грехов рабов Божиих, братии (и прихожан) святаго храма сего»; «Еще молимся... простить им все согрешения вольные и невольные.», и пр. Подобные прошения повторяются и на молебнах «о болящих», «о путешествующих», «на всякое прошение», «в начале всякого доброго дела», и прочих службах. Прошения о прощении грехов содержатся и в утренних, и вечерних 607 , и других молитвах, в том числе и самых важнейших – молитве Господней «Отче наш», и молитве Иисусовой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного». Поэтому само наличие этих прошений в большом множестве во всех православных службах и молитвах говорит о том, что Церковь знает, что Таинством Исповеди прощение грехов не ограничивается. Кроме того, Церковь знает и проповедует и о многих других средствах к прощению грехов. Так, например, в Иак.5:19–20 сказано: «Братия! если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, пусть тот знает, что обративший грешника от ложного пути его спасет душу от смерти и покроет множество грехов » – то есть если человек спасет брата от пути погибели, то ради этого Господь покроет (простит) многие его (обратившего) грехи. Другой способ к прощению грехов – самому прощать обиды, как сказал Господь: «если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» ( Мф.6:14 ). Третий способ к прощению грехов – милость, как написано: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» ( Мф.5:7 ). Т.е. если человек миловал, то и его Господь помилует, что включает в себя и прощение грехов. И многое другое, все добродетели христианина, как-то: любовь, кротость, смирение и прочее, содействует прощению его грехов. Ведь если в других заповедях блаженства не говорится прямо о прощении грехов, а, например, что плачущие «утешатся», то под утешением нужно понимать и прощение грехов, ибо кто плачет «о себе», к чему призывал Христос ( Лк.23:28 ), и о своих грехах, тому его грехи будут прощены, и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В списке Ярославова Устава, находящемся в Соловецкой Кормчей 1493 г., говорится еще о непотребстве деверя с падчерицею, деверя с ятровью и отца с дочерью. Источниками всех этих статей служат каноническия постановления о кровосмешении. Особенно много данных дают для этого правила Св. Василия Великаго . Рассмотрим последовательно указанные виды кровосмешения. α) Кровосмешение кума с кумой. Блуд кума с кумой Устав Ярослава рассматривает, как квалификацию: за него положен штраф в гривну золота. Основания этой квалификации могли лежать или в личной тенденции кодификатора, или же в недоразумении переписчика, который, может быть, соединил две статьи, из коих одна говорила о блуде с кумом, а другая о блуде с кумой, в одну: «аже кум с кумою створить блудъ». Византийское законодательство хотя и воспрещало брак между восприемником и воспринятой девицей (1.26. С. 5,4), между восприемником и материю воспринятого младенца и т. д. (Тр. 53 пр. Eclog. II, 2; Proch. VII, 28), но в нем не существовало запрещения браков между самими двумя восприемниками одного младенца 775 , потому что самый факт существования в константинопольской церкви при крещении непременно двух восприемников (положение, старательно защищаемое покойным А. С. Павловы м 776 ) еще оспаривается и не может считаться доказанным, особенно для древнейшего времени 777 . Сомнительно, чтобы такая практика существовала и в русской церкви в древнейшее время 778 , а потому и не могло возникнуть квалификции блуда между кумом и кумой, как любодеяния кровосмесительнаго. Но тенденция считать блуд кума с кумой кровосмешением на Руси все-таки существовала. В одной Кормчей древнейшего времени находится статья, перечисляющая виды «кровомешства». В ней читаем: «третие кровомешьство двема кумома» etc. 779 . Возможно, что подобная статья оказала свое влияние на кодификатора устава, если не произошло вышеуказанной ошибки переписчика. Стоглавый собор уже прямо предписывает, чтобы не венчали брака в кумовстве 780 . Это правило повторяется и в наказных списках по Стоглаву, напр. в «наказе» Саввы, епископа Сарского и Подонского, сказано: «чтоб женилися ни в кумовстве» 781 ...

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sud-i-...

«Итак, умертвите земные члены ваши», умертвите греховные страсти и пожелания, действующие в этом земном теле. В другом месте это выражено так: Иже Христовы суть, плот распята со страстми и похотми. Аще живем духом, духом и да ходим ( Гал.5:24–25 ). В этих словах ясно показывается, что значат слова Апостола: умертвите уды ваша, яже на земли: это – то же, что сказать: распинайте плоть со страстьми и похотьми и живите по духу, т.-е. по учению Иисуса Христа, повинуясь руководству Духа Христова. Также говорит: аще по плоти живете, имате умрети; аще ли духом деяния плотская умерщвляете, живи будете ( Рим.8:13 ). «Блуд, нечистоту». Назвав один порок, Апостол другие грехи, противные целомудрию, выражает общим понятием нечистоты, так как они оскверняют душу и тело. Не называет сих пороков, наблюдая правило, которое предписывал он христианам, говоря: блуд же и всяка нечистота и лихоимство ниже да именуется в вас, якоже подобает святым ( Еф.5:3 ). «Страсть» – любострастная похоть, корень грехов плотской нечистоты. «Злую похоть» – всякое греховное пожелание, из которого, как злого семени, выростает множество грехов. «И любостяжание, которое есть идолопоклонство»: это плод злой похоти. Любостяжание – алчность к приобретению имения, или корыстолюбие. Эту страсть называет Апостол идолопоклонством ( Еф.5:5 ): потому что корыстолюбец почитает богатство высшим благом; на богатство возлагает всю свою надежду; богатству, как идолу, жертвует всеми своими заботами ( Мф.6:24 ). 6. Ихже ради грядет гнев Божий на сыны противления. «За которые гнев Божий грядет на сынов противления». За такие грехи, каковы: блуд, нечистота, страсть, похоть злая и любостяжание, приходит гнев Божий нередко и в настоящей жизни, а непременно придет в жизни будущей, если грешники не принесут Богу истинного покаяния. Приходит гнев Божий «на сынов противления», и на тех, которые не веруют в Иисуса Христа, и на тех, которые, называясь верующими, не повинуются евангельскому учению, не исполняют заповедей Христовых, и предаются показанным выше порокам. В послании к Ефесянам святый Павел, обличая теже пороки, говорит: Никто же вас да льстит суетными словесы: сих бо ради грядет гнев Божий на сыны непокорные ( Еф.5:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

С уважением, Здравствуйте! Вы не пишите самого главного: в чём конкретно заключаются “объективные обстоятельства и причины”, препятствующие заключению Вами брака. Без знания этого как то отрегиаровать наш Ваш вопрос и размышления не представляется возможным. Анастасия, от всей души Вам желаю брака с Вашим молодым человеком, чтобы Вам узаконить с ним отношения и создать полноценную семью в венчанном браке. Вам попался один священник помягче, а другой — более твёрдый.  Но оба они Вам желали добра. И не зря желали, т. к. находясь в блуде Вы находитесь в опасном состоянии. Вот что пишет про блуд св. Василий Великий : “Блуд не есть брак, и даже не начало брака. Посему совокупившихся посредством блуда, лучше есть разлучати аще возможно”. (26 правило св. Василия Великого). Поэтому, Вы не в браке и не в предбрачном состоянии. Это иллюзия. А находитесь в смертном грехе. Вот от этого Вас хотели избавить священники. Вот что пишет святой Игнатий Брянчанинов о смертных грехах и о смерти в таком состоянии: “Что такое грех смертный? Смертный грех есть тот, который убивает вечною смертью душу человека, совершившего такой грех. Если человек умрет в смертном грехе, не принесши в нем должного покаяния, то демоны похищают его душу и низводят ее в подземные, мрачные и душные пропасти, во ад на вечное мучение. Смертные грехи суть следующие: ересь, раскол, отступничество от веры христианской, богохульство, волшебство и колдовство, человекоубийство и самоубийство, блуд, прелюбодеяние, противоестественные блудные грехи, пьянство, святотатство, грабеж, воровство и всякая жестокая бесчеловечная обида. Из смертных грехов только для одного самоубийства нет покаяния; прочие же смертные грехи, по великой, неизреченной милости Божией к падшему человечеству, врачуются покаянием. Покаяние в смертном грехе состоит в том, чтоб исповедать грех духовному отцу, приняв от него эпитимию, и впредь в этот грех не впадать. Но как многим, впавшим в смертный грех, не оказалось возможности принести покаяния в грехе! Иной упился вином, и в этом состоянии душа его разлучилась от тела; иной пошел на воровство и грабеж, и гнев Божий поразил его на самом злодеянии! Берегитесь, братия, смертных грехов! Повторяю вам: смертный грех убивает душу. Если кто умрет в смертном грехе, не успев покаяться в нем, того душа идет во ад. Ей нет никакой надежды к спасению”.

http://azbyka.ru/vopros/mogut-li-obstoja...

Грех является смертным, если кто преступает ясную заповедь Божию, с греховным желанием и услаждением, с сознанием самого себя и греховности дела (еп. Феофан. Цитир. соч., стр. 165. «Смертным грехом нужно почитать всякий тяжкий грех, который, овладевая душою человека, делается в нем господствующим, подавляет в нем духовную жизнь, ожесточает его сердце нераскаянностью, делая его неспособным к принятию благодати Божией. Такие грехи называются смертными как потому, что свидетельствуют об омертвении в нас любви к Богу и ближним и вообще духовной жизни, так и потому, что, лишая нас Царствия Божия, подвергают вечной погибели и смерти» ( 1Кор. 6:9–10 ). (А. Покровский, Нр. Богословие, изд. 1-е, Самара, 1891, стр. 90–91). По разъяснению VII Вселенского собора «грехом к смерти называется такой грех, когда совершающие его... гордо восстают против благочестия и истины, предпочитают маммону (наживу, богатство), повиновению Богу, и не держатся Его постановлений» (правило 5-е. Деян. Вселенских соборов. Изд. Казанской Духовной Академии, т. VII, Казань, 1891, стр. 304). Если есть степень духовной смерти, то есть и различные степени и виды смертных грехов. Наиболее тяжкое состояние, – ожесточение во злобе, злоба нераскаянная, окончательная потеря всякой приемлемости к благодати. В «Православном Исповедании» подробно описаны смертные грехи (см. часть 3, вопр. 18:42). Они разделяются на три вида. К первому относятся грехи, которые служат источником для множества других грехов, например объявление несправедливой войны. Сюда же относятся греховные духовные страсти или пороки, от которых происходит множество других грехов, а именно чревоугодие, блуд, корыстолюбие, гнев, гордость, зависть, леность (о них см. ниже § 2). Ко второму виду относятся Грехи Против Духа Святого , т.е. упорное противление Божественной истине, дерзкое ее отвердение, несмотря на самые очевидные доказательства, отвержение Божественной истины не по недостатку оснований, а вопреки всяким основаниям, единственно по упорству и ожесточению сердца, соединенному с отвращением от всего, что свято и богоугодно. К такого родам грехам относятся: отчаяние (в своем спасении), безмерное упование на благость Божию при упорном нежелании вести добродетельную жизнь, отложение покаяния до смерти, противление ясной истине и богоборство, застарение в злобе, а также зависть к духовным совершенствам других.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

" 20. Горе тем, которые зло называют добром, и добро — злом, тьму почитают светом, и свет — тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое — горьким! 21. Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! " ( Исаия 5:20,21 ) Гвоздев Сергей, Нижний Новгород 26 октября 2012г. 12:51 Владимир, добрый день! (Кстати, если я правильно понял, и Вы мой старый сетевой знакомый - вдвойне приветъ). По теме - я никак не " за " смешанные браки. Автор статьи о. Максим - как видно, тоже. Правда, почему-то браки с инославными вызывают тревогу, а при этом браки с " просто нецерковными " людьми, по сути не принадлежащими ни к какой вере - вполне распространены... О. диакону Владимиру я отвечал не по поводу смешанных браков - а по поводу того, что 2 века Синодального периода Церкви всё равно суть 2 века Церкви. Не Петра, не менеджеров, не обер-прокуроров - а Церкви. И отмахнуться, легко объявить что-то " недействительным " мы не можем. Вам отвечу, что - при всём моём неприятии смешанных браков - Ваше определение " духовный блуд, который много хуже плотского блуда " есть просто риторика, Ваше личное умозаключение. А строки апостола Павла говорят о телесном блуде независимо от веры или неверия " участников " . Перечисление же грехов покойного царя Петра - вообще вряд ли имеет отношение к Церкви и к теме. Владимир Александрович 27 октября 2012г. 19:19 Доброго здоровья Сергей. " Вам отвечу, что - при всём моём неприятии смешанных браков - Ваше определение " духовный блуд, который много хуже плотского блуда " есть просто риторика " Так можно обозвать риторикой любые слова собеседника.,если Церковь свята,то ересь греховна и скверна. Поэтому соединение верных с еретиками  в брачном сожительстве преступление и такой же блуд,только духовный.  Нам не надо изобретать ничего нового,а надо обратиться к правилам Вселенской Церкви,данных Святым Духом,к тому как надо поступать если кто вступает в сожительство с еретиками,а именно к 72 правило 6 Вселенского собора: " Недостойно мужу православному с женою еретическою браком совокупляться, ни православной жене с мужем еретиком сочетаваться. Если же усмотрено будет нечто таковое, соделанное кем-либо: брак почитать не твердым, и незаконное сожитие расторгать. Ибо не подабает смешивать несмешаемое, ни совокуплять с овцою волка, и с частью Христовою жребий грешников. "

http://bogoslov.ru/article/1339605

Все были поражены. Осмотрели храм Святого Гроба и ничего не нашли. “Тут нет ничего, входи же!” Гевемер снова попытался войти, – и снова то же явление: баран устремился на него и не дал ему прохода. Это повторялось не раз. Видение было только одному Гевемеру, другие совсем ничего не видели. “Поверь мне, господин, – сказал тогда хранитель Святого Креста, – у тебя что-нибудь есть на душе. Это и возбраняет тебе доступ к Святому и Животворящему Гробу нашего Спасителя. Ты хорошо сделаешь, если исповедуешься пред Богом. Милостивый и Человеколюбивый, желая твоего спасения, Он явил тебе это знамение.” – “О, на мне много тяжких грехов пред Господом,” – воскликнул Гевемер, проливая слезы. И, упав ниц, он долго плакал и исповедовал свои грехи пред Богом. Поднявшись, он снова хотел было войти и – не мог: явившийся баран с еще большим рвением преграждал ему доступ к святыне. “Видно, есть еще какая-нибудь преграда,” – сказал хранитель Креста. “Не потому ли я не могу войти, что не состою в общении со Святой Кафолической и Апостольской Церковью, а принадлежу к секте Севера?” – подумал военачальник. Он попросил хранителя Святого Креста, чтобы сподобил его причащения Святых и Животворящих Тайн Христа Бога нашего. Пришел диакон со святой Чашей, и он, причастившись, присоединился к Церкви. После того беспрепятственно поклонился Святому Гробу. (Луг духовный. С. 65). 1207. Вступив в общение с еретиками, ремесленник совершил этим духовный блуд См. также: Ересь . Авва Феодор, игумен Старой Лавры, рассказал: “В Константинополе были два брата, серебряники по ремеслу, родом сирийцы. Однажды старший брат говорил младшему: “Пойдем побываем в Сирии и приобретем во владение родительский дом.” – “Зачем уходить обоим? Можно ли нам бросить свое дело?” С общего согласия они решили, чтобы отправился младший брат. Спустя немного времени после его отъезда оставшийся в Константинополе видит сон. Благолепный старец говорит ему: “Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?” Проснувшись, он был очень огорчен и сказал сам себе: “Это я виноват, зачем отпустил его одного?” Спустя какое-то время снова видит во сне того же мужа, который говорит те же слова: “Знаешь ли, что твой брат впал в блуд с женой корчемника?” И снова почувствовал он великую печаль.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010