Не обнажай себя, человек, не отвергай от себя всеоружие Духа Святаго, чтобы не сделаться тебе для врагов легко победимым; возьми щит покаяния и отрази стрелы похоти. Сладок блуд, но вреден; тяжко целомудрие, но полезно (свт. Иоанн Златоуст , 53, 900). Блуд находит пособника себе в свойстве тела Где блуд, там обитает диавол (свт. Иоанн Златоуст , 53, 900). Избегай блуда, оскверняющего нашу душу и тело; блуда, удаляющего нас от Бога и от святых; блуда, который уготовляет для нас вечный и неугасимый огонь (свт. Иоанн Златоуст , 53, 917). От блуда все тело становится нечистым, оно оскверняется так, как бы упало в грязный сосуд, наполненный нечистотою (свт. Иоанн Златоуст , 54, 171). Целомудренный, постоянно преодолевая ее , как мужественный подвижник, вкушает радость превосходнее и приятнее тысячи подобных наслаждений, всегда восхищается своею победою, спокойною совестью и славными трофеями (свт. Иоанн Златоуст , 54, 382). Безумное зрелище: жена-блудница в городе – (все равно что) война в стенах... она приманка юношей, оселок влечения, пробуждение страсти, барышничество телом, бесполезная торговля, вредное предприятие, удружающее смертью продавщице и покупателю, сеть юности, не скрытая западня. Глаза блудницы – западня для грешников; (она) залог распутства, самопродавщица, порабощающая покупателей, многоглавая львица, зловоние города, язва, распространяющаяся по всем чувствам, удочка для глаз, круговая смерть, рынок убытка, страсть погибели, запах смерти, многогнойная рана... Это язва обитателей, насильница брака, потеря чести, борьба мужей и жен, трапеза, требующая худых издержек, опустошение кошельков, трата имуществ, гибель трудов... (свт. Иоанн Златоуст , 54, 857). Источник. Что есть блудница, как не погибель, не открытое поношение природы... оскорбление души и тела, усладительная язва, убеленный гроб, необузданные и ненавистные уста ада, украшенное преддверие смерти, усладительный яд, дерзкое бесстыдство, побор бесстыдный, красивая гибель, приманка распутства, петля юношей, торгаш собственными членами, глубина погибели, любимое кораблекрушение, общее несчастье всякого греха, дерзкий притон, учитель всякого беззакония, устроитель вражды к Богу, материал для вечного геенского огня (свт. Иоанн Златоуст , 54, 881).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Любодеяние или блуд, есть не что другое, как по причине лишения Премудрости Божией и по ослеплению разума своего с истинного пути совращение, несмысленное заблуждение и хождение по грязным, болотистым и нечистым местам, в которых не только замарать, осквернить, но и совсем, увязнув в оной гнусной тине, погубить себя можно; почему самому сие мерзкое действие и блудом, или заблуждением называется. Любодеяние или блуд, есть не что другое, как по великому заблуждению своему непорочного девства своего растление, целомудрия разрушение, телесной чистоты уничтожение, Божественной святыни презрение; есть не что другое, как совершенное Воли Божией нарушение. Воля бо Божия, – говорит языков учитель, – сия есть, и именно, святость ваша, хранити себе самих от блуда, и ведети комуждо от вас свой сосуд стяжавати во святыни и чести, а не в страсти похотней, якоже и языцы неведящии Бога ( 1Фес.4:3–5 ). Любодеяние или блуд есть не что другое, как внутреннего, духовного храма разорение и самое великое души и тела осквернение. Бегайте блудодеяния, – говорит Апостол Павел. – Всяк бо грех, егоже аще сотворит человек, кроме тела есть: а блудяй во свое тело согрешает, по сему же и душу, и тело оскверняет, Или не весте, – продолжает он, – яко прилепляяйся сквернодейце едино тело есть с блудодейцею? Будета бо, рече, оба в плоть едину ( 1Кор.6:18,16 ). Великое зло и весьма гнусное дело есть любодеяние, блуд, или девства растление; а еще злее, гнуснее, важнее прелюбодеяние. Прелюбодеяние еще высшую скотского образа степень составляет. Прелюбодеяние бо есть также не что другое, как небесной Премудрости Божией прогнание, с истинного пути совращение, безумное заблуждение, Божеской заповеди, не прелюбы сотвори ( Исх.20:14 ) нарушение, Господней Воли преслушание, телесной чистоты и целомудрия повреждение, внутренней церкви Божией раззорение, души и тела осквернение, гнусное, скотское студодеяние, мерзкая, плотская нечистота. Но сверх сего прелюбодеяние есть еще и священного Церковью Христовой употребляемого таинства Брака презрение и самого означаемого оным таинством предмета, именно, духовного соединения между Христом яко женихом и между всей Церковью и всякой верующей душей яко невестой бываемого, неуважение.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Теперь позвольте представить Вашему Высокопреосвященству свидетельства Церкви о существовании в каждом человеке греха Адамова. Самое яркое свидетельство представляет существующий от Апостолов, согласно утверждения св. Иринея, Оригена и св. Киприана и др., обычай крещения младенцев. На этом нужно остановиться дольше. Согласно своему взгляду о нераспространении первородного греха на потомков Адама, и в силу того, что младенцы сами еще ни в чем не согрешили, Вы в таинстве крещения младенцев не признаете отпущения грехов: крещаемый только «умирает для жизни плотской, греховной» (т. е. возможной в будущем) и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую? При такой формулировке существа таинства крещения вообще, Вы отрицаете прощение грехов даже и для взрослых, если они приступают к нему. А как же мы читаем в Символе Веры «исповедую едино крещение во оставление грехов»? И как согласить Ваше определение таинства крещения не во оставление грехов, а только в умирание для жизни плотской, греховной с приводимыми Вами словами св. Ап. Петра о том, что крещение совершается именно во оставление грехов: «покайтеся и да крестится кийждо вас во Имя Иисуса Христа во оставление грехов» ( Деян.2:38 ). Но если еще возможно допустить неточность Вашего определения существа таинства крещения в отношении взрослых, так как они все-таки грешили до крещения, хотя, по Вашему пониманию Искупления, отпущения грехов вообще-то нет, ибо оно состоит не в отпущении Богом в смерти Христа принятых на Себя Последним грехов человечеству, в котором бы оно усвояло себе это прощение, а только в сострадательной любви Христа к грешникам, в которой они получают себе как бы силу от Духа Святого для побеждения своих грехов, – то в отношении крещаемых младенцев неоспоримо то, что им при крещении никакого прощения грехов не бывает. Позвольте возразить Вам на это 124 правилом Карфаг. Собора, как известно, принятым Вселенским Собором: «Кто отвергает нужду крещения малых и новорожденных от матерней утробы детей или говорит что хотя они и крещаются во оставление грехов, но от прародительского греха Адамова не заимствуют ничего, что надлежало бы омыть банею пакибытия, из чего следовало бы, что образ крещения во отпущение грехов употребляется над ними не в истинном, но в ложном значении, тот да будет анафема. Ибо реченное апостолом: единем человеком грех в мир вниде и грехом смерть: и так смерть во вся человеки вниде, в нем же вси согрешиша ( Рим.5:12 ), подобает разумети не инако, разве как всегда разумела кафолическая Церковь , повсюду разлиянная и распространенная. Ибо по сему правилу веры и младенцы, никаких сами собою грехов содевати еще не могущие крещаются истинно во отпущение грехов, да чрез пакирождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

В последнем стихе, очевидно, речь идет о Причастии, которым не имеют права причащаться живущие еще по Ветхому Завету. В этом стихе ясно видно, что жертвенник у нас есть (который отвергают протестанты). «Итак будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его» ( Евр. 13, 15 ). Этот стих тоже говорит о Евхаристии, через Иисуса будем приносить жертву хвалы. Плод уст – словами, прославляющими имя Господне, порождаем жертву. Лекция двадцать вторая. Таинство Покаяния Прощение грехов в Ветхом Завете. Главная весть Нового Завета – прощение грехов. Природа греха. Предсказание в Ветхом Завете о прощении грехов. Учение о Таинстве Исповеди. Епитимия. Кому дана власть прощать грехи? Необходимость исповеди для всех. Прощение грехов возможно, в крайнем случае, без исповеди. Форма исповеди. Какие грехи не прощаются? Прощение будет продолжаться не бесконечно. Смертный и несмертный грех. Прощение грехов в Ветхом Завете. Проповедь Господа в Евангелии, а до Него Иоанна Крестителя, заключалась в возможности прощения грехов. Весть о прощении грехов является абсолютно новой, которая возникла только в христианстве. До этого, в период Ветхого Завета, были некоторые случаи прощения грехов, но в виде исключения. В Ветхом Завете через жертвоприношение можно было получить прощение грехов, которые человек сделал не умышленно. Но невозможно было освободиться от смертных грехов (убийства, прелюбодеяния и т.д.), единственным освобождением для согрешившего являлась смертная казнь (по закону Моисея). В Ветхом Завете были экстраординарные случаи прощения грехов, человек мог умолить Бога о прощении (например, Царь Давид, Царь Манасия, жители Ниневии). Такие случаи были очень редкими. Главная весть Нового Завета – прощение грехов. Главной вестью Нового Завета является весть о прощении грехов. «И сказал им: так написано, и так надлежало пострадать Христу, и воскреснуть из мертвых в третий день, и проповедану быть во имя Его покаянию и прощению грехов во всех народах, начиная с Иерусалима» ( Лк. 24, 46–47 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Слово о мытарствах входит, как составная часть, в обширное «Слово иже во святых отца нашего Кирилла Философа на соборе архистратига Михаила и прочих безплотных сил» 1147 . Отметим, что слово «о мытарствах» известно в трех видах: а) в самом кратком, как напечатано у Калайдовича; б) в самом обширном, как изложено в слове на собор Архистратига Михаила и в) среднем между этими двумя видами, как оно находится в Сборнике Софийской библиотеки 1148 . Переходим к перечню грехов в слове о мытарствах. Собственно, в слове о мытарствах перечисляются не грехи, а мытарства греховные; для нас это безразлично. Мытарство 1 – оболгание, 2 – оклеветание, 3 – зависть; 4 – гнев, 5, – ярость, 6 – гордость, 7 – буе слово, срамословие и бестудные словеса, 8 – резоимание, 9 – тщеславие, 10 – златолюбие и серебролюбие, 11 – пьянство, 12 – злопоминанье, 13 – чародейство, волхвование, наузы; 14 – объядение, 15 – всякая ересь (приметы во встречу, чох и проч.) «и еже унии блуд творят» – это выражение, кажется, соответствует выражению поновления «с отроки легание»; 16 – прелюбодеяние, 17 – убийство и всякие раны, 18 – татба и всякое крадение, 19 – блуд, еже с скотом и с блудницами еже ручной блуд, 20 – скупость и немилосердие 1149 . Зависимость греховной схемы поновления от схемы мытарств понятна: за всякий неисповденых грех будет душа истязаться на мытарствах 1150 . Полагаем, что внесение в поновление для мирян схемы мытарств было сделано где-нибудь на Балканском полуострове: поновление 15 века 1151 заключается в приложении к одному из югославянских исповедных чинов 16 в. Сказание о мытарствах также перешло к нам от южных славян. В зависимости от сказания о мытарствах находится «Слово Иоанна милостивого о исходе души», начало: «Зело мног страх» 1152 . Это слово служит наглядным примером того, как изменялись перечни грехов в списках одного и того же памятника. В Житии Иоанна Милостивого упомянуты лики бесов прозорства, клеветы, блуда. В Нандентах Никона Черногорца, заключающих отрывок из жития, упоиянуты четы бесов гордостных, клеветных и блудных 1153 ; в латинском житии: chori daemoniorum superbiae, detractionis, fornicationis. Это же самое место в Измарагде второй редакции читается в ином виде: упоминаются лицы бесов… овии клеветивии и презорства, инии зависти, а инии татбы, обиды и гнева, ярости и гордости, пианства и блоужениа, обьядения, и скоупости, немлсердиа 1154 …

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. “Соверши, – говорил он, – какой-либо из этих грехов: убей человека или поддайся хоть раз блудным помыслам или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями.” Пустынник же подумал про себя так: “Человека убить – страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по Божию суду, так и по гражданскому. Совершить блуд – стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, гнусно оскверниться непознавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех , ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно буду жить потом в пустыне.” И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому же действию, случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал с ним драться и, одолев, убил. Таким образом, тот пустынник, начав с пьянства, совершил также блуд и убийство. Каких грехов он, трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова обрести утраченное, ибо милосердием Божиим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, губя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: “Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, – все повергает в бездну законопреступления.” Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: .”..Пьяницы… Царства Божия не наследуют” ( 1Кор. 6:10 ). (Свт. Димитрий Ростовский . С. 455).

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Lozinskij...

Примечательно, что в так называемых «списках прегрешений» присутствует редкостное единодушие в порядке перечисления грехов. Почти неизменно на первом месте стоит блуд (πορνεα), который несовместим с новой жизнью христианина. Далее чаще всего следует жадность (πλεονεξα 1Kop 5:10; 6:10; Еф 4:19; 5:3,5; Кол 3:5; 1Фес 4:4; и след.), которая может быть объединена с предыдущим в понятии «нечистота» и «идолослужение» (1Kop 5:10; 6:9; Гал 5:3,19; Кол 3:5,8;). Далее следуют грехи против братской любви, наконец, грехи 23 праздности. Не случайно, что в ряду грехов блуд стоит на первом месте. В основе этого не особенности исторических отношений, а особенный характер этого греха. В нем оживает грех Адама — желание быть как боги, быть творцами жизни, господствовать, а не служить. В нем человек простирается далее установленных ему Богом границ и посягает на Божье создание. В том был грех Израиля, что он всегда обманывал доверие своего Господа и «блудодействовал идолам». (1Кор 10:7;), цепляясь за них. Блудодейство — прежде всего грех против Бога Творца. Для христианина это еще в особенном смысле грех против тела Христова, поскольку тело христианина есть член Христа. Оно принадлежит только Христу. Плотское же соединение с блудницей разрушает духовное единение с Христом. Кто крадет свое тело у Христа и отдает его греху, тот разлучился с Христом. Блудгрех против собственного тела. Христианин же должен знать, что его тело — храм Святого Духа, живущего в нем (1Kop 6:13; и след.). Единение тела христианина с Христом так тесно, что своим телом он не может принадлежать еще и миру. Общность с телом Христовым воспрещает грех против собственного тела. Блудника ожидает Божий гнев (Рим 1:29; 1Кор 1:5; и сл.; 7:2; 2Кор 12:21; Евр 12:16; 13:4;). Христианин целомудрен, свое тело он полностью отдает на службу телу Христову. Он знает, что в страданиях и смерти Господней на кресте его тело 23 В качестве прообраза этого списка грехов могут быть приведены слова Господа (Мк. 7:21; и след.). поражено и предано смерти. Единение с измученным и сияющим телом Христа избавляет христианина от соблазнов плотской жизни. Дикие плотские вожделения каждодневно умирают в этой общности. В повиновении и умеренности христианин служит своим телом лишь воздвижению Тела Христова, общины. Он совершает это также и в семье, делая ее соучастницей Тела Христова.

http://predanie.ru/book/220779-sleduya-h...

Телесные же страсти суть: чревоугодие, прожорство, роскошь, пьянство, ядение в тайне, разные виды сластолюбия, блуд, прелюбодеяние, распутство, нечистота, кровосмешение, деторастление, скотоложество, худые пожелания и всякие противоестественные и постыдные страсти, воровство, святотатство, разбой, убийство по зависти или в неразумном раздражении, всякое телесное успокоение, удовлетворение хотениям плоти, особенно в здоровом состоянии тела, волшебства, ворожба, чародеяние, гадание, предвещания, щегольство, легкомыслие, нега, страсть к нарядам, натирание лица, предосудительное распутство, игра в кости, пристрастная преданность мирским удовольствиям, жизнь плотоугодная, которая одебеляет ум, делает его оземленившимся и скотоподобным и никак не допускает возвести взор к Богу и к деланию добродетелей. Корнем же всех зол и... первою причиною служат: сластолюбие, славолюбие и сребролюбие, от которых рождается все худое (прп. Ефрем Сирин , 33, 387). Источник. Кто без труда исчислит жестоких мучителей жизни нашей, этих неистовых и свирепых властелинов? Жестокий властитель – раздражение, другие подобные – зависть, ненависть, страсть гордыни; какой-то бешеный и свирепый мучитель, презирающий нас, как невольников, – это невоздержный помысл, порабощающий себе для страстных и нечистых услуг (свт. Григорий Нисский , 19, 430). Источник. Ослепляется ум тремя следующими страстями: сребролюбием, тщеславием и сластолюбием. Ведение и вера, совоспитанники естества нашего, не от другого чего, как от них отупели. Ярость и гнев, брани и убийства, и весь каталог (список) прочих страстей через них сильно утвердились в людях (прп. Исихий Иерусалимский , 91, 170). Источник. Главных страстей восемь: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие и гордость. Источник. Пороки эти разделяются на два рода: на естественные, к которым относятся чревоугодие и блуд, и неестественные, как сребролюбие, а действие их четвероякое. Некоторые из них не могут совершаться без содействия тела, например, чревоугодие и блуд; а некоторые совершаются без всякого содействия плоти, например, тщеславие и гордость; далее некоторые принимают причины возбуждения отвне, например, сребролюбие и гнев, а некоторые от внутренних причин происходят, например, уныние и печаль (прп. авва Серапион, 57, 240). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Но и в первом случае не останавливайся на таковых помыслах и долго не беседуй мысленно с женским образом; потому что страсть сия любит возвращаться назад, и опасность от нее близка… · Разумей, что отдельные виды блуда бывают совокуплены вместе –  блуд телесный  и  блуд духовный . Когда блудный помысл срастворяется с духом твоим, тогда душа твоя сочетавается с обольстительным в ней отпечатлением. · Демон принимает на себя лицо женское, чтобы обольстить душу к смешению с ним. Облик образа (жены) принимает на себя бесплотный демон, чтобы похотливым помыслом ввести душу в блуд. Не увлекайся же неимеющим существенности призраком, чтоб не сделать чего-либо подобного и плотью. Обольщены бывают духом блуда все такие, не отражающие крестом внутреннего прелюбодеяния»  56 . Демон блуда по–разному нападает на людей в зависимости от их духовного состояния. Преподобный Нил свидетельствует: · «На ревностного борца подвижнического нападает быстро, внезапно осыпая его стрелами страстной похоти, потому что не может долго сносить жжения огня светоносного, исходящего из подвижнических трудов его; а к тому, кто от обольстительности сласти похотной ослабел в строгости самообуздания, мало-помалу подступает на собеседование с сердцем его, чтоб оно, разгоревшись злыми похотениями, предалось беседе с ними, пленилось ими и совершенно отложило ненависть к сему греху»  57 . Св. Иоанн поясняет: · «С новоначальными падения в плотские грехи случаются обыкновенно от обилия яств; со средними они бывают от высокоумия и от той же причины, как и с новоначальными; но с приближающимися к совершенству они случаются только от осуждения ближних»  58 . Отсюда разумей, что необходимо постоянное самопонуждение, самообуздание и самопринуждение. Почувствовал, что ослабел, – молись и незамедлительно восстанавливай прежний порядок и строй. · «Естественный образ жизни один и тот же определен Создателем и нам, и животным; се дах вам, – говорит Бог человеку, – всякую траву в поле, вам и зверем будет в снедь ( Быт. 1:29,30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В соответствии со сказанным, совершенство Адама, до его грехопадения, следует понимать в его природных качествах (в частности, уме и отсутствии внутренних соблазнов), но не в стремлении к подобию Божиему. Некоторые люди, не обладая такими природными совершенствами, как Адам, и рождаясь с греховной природой (природным уклонением ко греху) 176 , тем ни менее, становятся великими святыми. Поэтому, такие люди, много уступая Адаму в природных качествах, в то же время, много превосходят его в стремлении от богообразия к богоуподоблению. 5.3.2. Классификация страстей Святые отцы (преподобные Иоанн Кассиан Римлянин , Нил Синайский , Иоанн Лествичник , Ефрем Сирианин, Иоанн Дамаскин ) в качестве главных называют восемь страстей (духов зла, страстных помыслов): чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость (131: 18, 224–259, 365, 485, 501–536; 175; 87: 180 – см. Слово 26, гл. 3) 177 . По поводу количества главных страстей прп. Иоанн Лествичник говорит: «Некоторые имеют обыкновение писать о тщеславии во особенной главе, и отделять оное от гордости; посему и говорят они, что начальных и главных греховных помыслов восемь. Но Григорий Богослов и другие насчитывают их семь. С ними и я более согласен; ибо кто, победив тщеславие, может быть обладаем гордостию? Между сими страстями такое же различие, какое между отроком и мужем, между пшеницею и хлебом; ибо тщеславие есть начало, а гордость конец» (87: 1. Слово 22, гл. 1). Заметим, что: «один из первых церковных писателей, различавших тщеславие от гордости, есть Кассиан. Он считал восемь главных страстей, между коими поставлял тщеславие седьмою страстию, а гордость – восьмою. Святой же Григорий Богослов в 39 слове, на Богоявление Господне, говорит, что есть семь духов злобы, как семь же считается и духов добродетелей (Творения Григория Богослова . М., 1844. С. 259. Ч. 3.)» (87: 293. См. примечание «щ» к Слову 22, гл. 1). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин отмечает различные виды страстей: «Страсти бывают двух родов: естественные, вырождающиеся из естественных потребностей, как например чревоугодие и блуд, и не естественные, не коренящиеся в естестве, как например сребролюбие. Действия же их проявляются четверояко: некоторые действуют только в теле и через тело, как чревоугодие и блуд, а некоторые проявляются и без содействия тела, как тщеславие и гордость; далее, иные возбуждаются извне, как сребролюбие и гнев, а иные исходят из внутренних причин, как уныние и печаль. Подобное действие страстей подает повод допустить в них еще два рода, деля их на плотские и душевные: плотские в теле зарождаются и тело питают и услаждают; а душевные из душевных склонностей исходят и душу питают, на тело же нередко действуют разрушительно. Эти последние врачуются простым врачеванием сердца внутренним; а плотские двояким лекарством врачуются – и внешним и внутренним.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010