Пустынник, выпив вина, впал в блуд и сотворил убийство: В Патерике есть повесть о неком египетском пустынножителе, которому бес обещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, если только он совершит один какой-либо из трех грехов: убийство, блуд или пьянство. «Соверши, — говорил он, — какой-либо из этих грехов: убей человека или поддайся хоть раз блудным помыслам или один раз упейся, и дальше ты пребудешь в мире, после этого я не буду уже искушать тебя никакими искушениями». Пустынник же подумал про себя так: «Человека убить — страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по Божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд — стыдно, погубить хранимую до того чистоту тела — жаль, гнусно оскверниться непознавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я упьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня, и мирно буду жить потом в пустыне». И вот, взяв свое рукоделие, он пошел в город и, продав его, вошел в корчму и упился. По сатанинскому же действию, случилось ему беседовать с некой бесстыдной и прелюбодейной женщиной. Будучи прельщен, он пал с ней. Когда он совершал с ней грех, пришел муж той женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить; а он, оправившись, начал с ним драться и, одолев, убил. Таким образом, тот пустынник, начав с пьянства, совершил также блуд и убийство. Каких грехов он, трезвый, боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды. Разве только потом истинным покаянием он смог снова обрести утраченное, ибо милосердием Божьим человеку, истинно кающемуся, возвращаются его прежние заслуги, которые он погубил грехопадением. Вот как пьянство толкает на все грехи и лишает спасения, губя добродетели. Об этом ясно говорит святой Златоуст: «Пьянство, если в ком найдет и целомудрие, и стыд, и разум, и кротость, и смиренномудрие, — все повергает в бездну законопреступления». Не лишится ли своего спасения и не будет ли отрешен от небесного наследия тот человек, который через пьянство лишился всех добродетелей? Истину говорит Апостол: «Пьяницы... Царства Божия не наследуют» (1 Кор.6:10) (Свт. Димитрий Ростовский. С. 455)».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4138...

1 . Дионисий Ареопагит . Корпус сочинений. С приложением толкований преподобного Максима Испповедника. СПб.: Изд. Олега Абышко, 2006. 2 . Святитель Григорий Богослов . Творения. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2007. 3 . Святитель Василий Великий . Творения. М.: Изд. Сибирская Благозвонница, 2008. Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция». I Богословские термины «сущность», «ипостась», «акциденция» вошли в состав Православного Догматического Богословия из философского языка. Рассматривая общие и частные характеристики существующего, философы древности подразделяли вещи на роды, виды (эйдосы) и индивидуумы. Родом они назвали то, что охватывает виды, имеющие единые родовые характеристики, а видом – то, что объединяет вещи, обладающие едиными видовыми признаками. Роды и виды бывают «более общими» и «более частными». Например, «живое существо» подразумевает деление на «разумное» и «неразумное». По отношению к этим членам деления классификационная единица «живое существо» является обобщающей и обозначает род, а понятия – «разумное...» и «неразумное...» – виды. В свою очередь «разумное существо» подразделяется на «смертное» и «бессмертное». В рамках этой градации определение «разумное существо» указывает уже не на вид, а на род; на виды же указывают определения: «смертное...» и «бессмертное...». Нет нужды объяснять, что объединение видов в роды и деление эйдосов на более частные виды не может простираться в бесконечность. Тот род, который не имеет над собой вышестоящего рода (не есть в то же время и вид), называется самым общим. А вид, не имеющий деления на более частные эйдосы и охватывающий лишь индивидуумы (как то: «человек», «собака», «конь»), называется низшим или наиболее видовым. Это понятие служит ключом для объяснения православно-догматического термина «сущность» . «Всякая вещь, которая определяется, как наиболее видовой вид, – замечает Феодор Абу-Курра, – после называния вида, зовется природой и сущностью. Поэтому и все, что в равной мере его разделяет, называется единоприродным и единосущным, например, “человек”. Ибо он определяется, как наиболее видовой вид. Поэтому одновременно с тем, как называется вид, называется природа и сущность для того, что ими характеризуется. Характеризуется и Петр, и Павел, и Иоанн, и каждый из людей, кто разделяет его равным образом. Отсюда все, кто одинаково принадлежат ему – единоприродны и единосущны» с. 175].

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Следует иметь в виду, что виды необходимо принимают как наименование, так и определение рода, а род — наименование и определение своего рода и так далее до рода высшего; но один вид не может принимать определение другого вида. А чтобы сказанное стало более ясным, мы обратимся к таким примерам. Субстанция есть первый и высший род. В самом деле, хотя сущее (on) и разделяется на субстанцию (ousia) и акциденцию (sumbebhkos), однако сущее не будет для них родом, так как имя сущего они принимают, а определения не принимают. Сущее есть или вещь самосущая, не нуждающаяся в другой для своего существования, или вещь, не могущая существовать сама по себе, но имеющая свое существование в другой. Субстанция же есть только самосущая вещь, не нуждающаяся для своего существования в другой. Таким образом, субстация не принимает всего определения сущего. В силу этого сущее не есть род субстанции, равно как и субстанция не есть вид сущего, ибо вид принимает все определение своего рода без остатка. Но и акциденция не есть вид сущего. В самом деле, она принимает не все определение сущего, но половину, ибо акциденция есть только вещь, не могущая существовать сама по себе, а нуждающаяся для своего существования в другой. Таким образом, ни субстанция, ни акциденция не принимают всего определения сущего, но субстанция принимает одну половину, а акциденция — другую. Поэтому хотя сущее и разделяется на субстанцию и акциденцию, однако, оно не составляет их рода. Субстанция, в свою очередь, разделяется на тело и существо бестелесное. Здесь тело и бестелесное существо суть виды субстанции, ибо каждое из них принимает наименование и определение субстанции. Отсюда следует, что субстанция не есть вид, так как не имеет над собою рода, но она есть первый и высший род. В свою очередь, тело разделяется на одушевленное и неодушевленное. Здесь опять тело, будучи видом в отношении субстанции, является родом для одушевленного и неодушевленного. Одушевленное опять разделяется на ощущающее и не ощущающее. Ощущающее есть животное, которое имеет жизнь и ощущающую способность. Не ощущающее есть растение, так как оно не имеет ощущающей способности. А одушевленным растение называется потому, что оно способно к питанию, возрастанию и размножению. Животное опять разделяется на разумное и неразумное; разумное — на смертное и бессмертное; смертное — на человека, лошадь, вола и т. д.; из них некоторые уже не разделяются на другие виды, но разделяются на индивиды и ипостаси. Так, человек разделяется на Петра, Павла, Иоанна и прочих отдельных людей, которые уже не суть виды, но ипостаси. В самом деле, виды, как мы сказали, не принимают определения друг друга: например, тело не принимает определения бестелесного существа, человек не принимает определения лошади. Петр же, Павел и Иоанн принимают одно определение, определение человека. Подобным же образом дело обстоит и с прочими отдельными людьми, так что они не суть виды человека, но индивиды, или ипостаси.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

Единственная уступка сделана в пользу конкубината христианки-рабы с ее господином-неверным, т. е. язычником. В номоканоне Фотия мы не видим и этой уступки: здесь в параллель приведенным нами положениям гражданского права процитированы следующие правила Церковной дисциплины: Апост. прав. 61, Соб. Анкирского 20, Неокесар. 8, Собора прав. 86, 87, 98; Св. Василия прав.: 7, 18, 21, 22, 25, 26, 30, 34, 37, 39, 49, 58, 59, 62, 77, Св. Григория Нисского прав. 3 292 . Кто даст себе труд просмотреть эти правила, тот легко увидит в них решительное отрицание законности с Евангельской точки зрения какого-либо подобобрачного сожития в роде конкубината, или сожития господина со своей рабыней: все эти виды сожития – грехи. —323— Только законный брак, т. е. заключенный согласно гражданскому праву и одобренный церковью – честен и не составляет препятствия к удостоению состоящего в нем всех степеней и званий церковного состояния, исключая епископства. Но как же церковь относилась к конкубинату и прочим видам подобобрачного сожития? Ответ – один: таковые сожития должны быть всемерно расторгаемы, или обращаемы в законные браки. В противном случае сожительствующие отлучаются от церковного общения. «Блуд (πορνεα) – гов. св. Василий Великий – не есть брак, и даже не начало брака: посему совокупившихся посредством блуда лучше есть разлучати, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да приимут епитимию блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет» (Прав. 26). Полагаем, что не будет лишено интереса для настоящего времени следующее место комментария Ф. Вальсамона (XII в.) к настоящему правилу: «такие постановления, как мне кажется, – гов. он – имели место тогда, когда брак составлялся по одному соглашению 293 , но никак и не ныне, когда брак совершается чрез молитвословие и божественное причащение Тела и Крови Христовой. Ибо каким образом соединятся друг с другом брачным союзом те, которые подверглись епитимии за блуд и не причащаются таин? Если же скажешь, что они после наложения на них трехлетней епитимии за блуд не совершили блуда, то не встретишь препятствия к тому, чтобы дозволить им сочетаться законным образом после трехлетия… Еще кто-нибудь спросит: если 3-я глава 37-го титула 60-й книги Василик определяет, что имеющий наложницей (лαλλακευμενος) целомудренную женщину принуждается взять ее в брак, то таким образом настоящее правило определяет разлучать совершивших блуд (πορνεσαντας)? Решение: есть различие между наложницей и блудницей (διαφορ στι παλλακς κа πρνης): ибо одна, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Единственная уступка сделана в пользу конкубината христианки-рабы с её господином-неверным, т. е. язычником. В Номоканоне Фотия мы не видим и этой уступки: здесь в параллель приведенным нами положениям гражданского права процитированы следующие правила Церковной дисциплины: Апост. прав. 61., Соб. Анкирского 20, Неокесар. 8, Собора VI-ro прав. 86, 87, 98; св. Василия прав.: 7, 18, 21, 22, 25, 26, 30, 34, 37, 39, 49, 58, 59, 62, 77; св. Григория Нисского прав. 3. 28 Кто даст себе труд просмотреть эти правила, тот легко увидит в них решительное отрицание законности с Евангельской точки зрения какого-либо подобобрачного сожития в роде конкубината, или сожития господина со своею рабынею: все эти виды сожития – грехи. Только законный брак, т. е. заключённый согласно гражданскому праву и одобренный Церковью , – честен и не составляет препятствия к удостаиванию состоящего в нём всех степеней и званий церковного состояния, исключая епископства. Но как же Церковь относилась к конкубинату и прочим видам подобобрачного сожития? Ответ – один: таковые сожития должны быть всемерно расторгаемы или обращаемы в законные браки. В противном случае, сожительствующие отлучаются от церковного общения. «Блуд (πορνεα), – говорит св. Василий Великий – не есть брак, и даже не начало брака: Посему совокупившихся посредством блуда лучше разлучать, аще возможно. Аще же всемерно держатся сожития, то да примут епитимью блуда: но да оставятся в сожитии брачном, да не горшее что будет» (Прав. 26). Полагаем, что не будет лишено интереса для настоящего времени следующее место комментария Феодора Вальсамона (XII в.) к настоящему правилу: «Такие постановления, как мне кажется, – говорит он, – имели место тогда, когда брак составлялся по одному соглашению 29 , но никак и не ныне, когда брак совершается чрез молитвословие и божественное причащение Тела и Крови Христовой. Ибо каким образом соединятся друг с другом брачным союзом те, которые подверглись епитимии за блуд и не причащаются Таин? Если же скажешь, что они после наложения на них трехлетней епитимии за блуд не совершили блуда, то не встретишь препятствия к тому, чтобы дозволить им сочетаться законным образом после трехлетия… Ещё кто-нибудь спросит: если 3-я глава 37-го титула 60-й книги Василик определяет, что имеющий наложницей (παλλακευμενος) целомудренную женщину принуждается взять её в брак, то таким образом настоящее правило определяет разлучать совершивших блуд (πορνεσαντας)? Решение: «есть различие между наложницей и блудницей (διαφορ στι παλλακς κα πρνης)»: ибо одна, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

Сей, пришедши, улыбается и, связав нам руки и ноги сном, уже все, что хочет, делает с нами, оскверняя душу мерзкими мечтаниями и тело истечениями. Другую картину образования этой страсти видим у Исаака Сирина . Сначала помысл, говорит сей св. отец, влечет человека к невоздержанию в пище, а по впадении в нарушение воздержания своего человек поползается в неумеренность и распутство. Сначала одолевает желанием (лучше сказать, маловажным представляется это в глазах его) посмотреть на наготу своего тела или на другую какую красоту членов своих, когда снимает с себя одежды свои, или когда выходит один для телесной потребности, или в воде, и расслабит чувства свои, или смело положит руку под одежды свои и начнет осязать тело свое, а потом восстает в нем уже и прочее одно за другим. Бывает и так, что многоискусный диавол, если кто не внимает себе, быстро нападает, воровски подкрадывается внутрь и уязвляет души наши стрелою злобы своей, увлекая очи на красивые лица юных и сладкими улыбками в тех и других возбуждая возгорение страсти. Когда же успеет он обольстить и склонить к нечистой любви, тогда покушается и того, к кому у него страсть, пристрастить и любострастно расположить к нему; потом пойдут взаимные даяния и воздаяния воззрений и обозрений, душевные излияния и сладострастные горения; а, наконец, если не особая Божия помощь – там пагуба: содомское сгорение и гоморрское потребление. Сообразно неодинаковым проявлениям блуда вовне преп. Иоанн Кассиан различает три рода блудной страсти: первый совершается чрез смешение обоего пола; второй производится без смешения с женщиною, за который от Господа был поражен Онан, т.е. онанизм; третий (род) производится умом и сердцем, о котором Господь в Евангелии говорит: «кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф.5:28 ). Преподобный Нил Синайский , обобщая все существующие виды блуда, объединяет их в двух названиях – «блуд телесный и блуд духовный» . Духовный блуд, по мысли Макария Великого , есть внутреннее услаждение нечистым огнем, непотребно воспламененным в сердце, а когда зло найдет себе пищу – то это есть блуд явный; и хотя бы человек видимо соблюл тело свое от растления блудом, но, при внутреннем любодействе и блуде в помыслах, он делается любодеем пред Богом, и тогда и девственное тело не принесет пользы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

2) Когда четвертая заповедь (десятословия) говорит о шестидневном делании, то не осуждает ли она тех, которые ничего не делают? Без сомнения, осуждает тех, которые в простые дни не занимаются делами, приличными их занятию, но проводят время в праздности и рассеянности. Катих. стр. 106. См. ниже в конце сего сборника (избрание и прохождение определенного звания в обществе). 2) Не прелюбодействуй. VII заповедь десятословия. Какие виды грехов запрещаются под именем любодеяния? Ап. Павел советует и не говорить христианам о сих мерзостях ( Еф.5:3 ). Только по необходимости для предохранения от сих грехов должно наименовать некоторые из них. Таковы суть: 1) Блуд или беспорядочная плотская любовь между людьми, ненаходящимися в супружестве. 2) Прелюбодейство, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним. 3) Кровосмешение, когда союзом, подобным супружескому, соединяются ближние родственники. Какие побуждения представляет священное писание к тому, чтобы убегать блуда и жить целомудренно? Оно повелевает тела наши хранить в чистоте потому, что они суть члены Христовы и храмы Св. Духа и что, напротив того, блудник грешит против собственного тела, т.е., растлевает оное, заражает болезнями и повреждает даже душевные способности, как-то: память и воображение ( 1Кор.6:15, 18, 19 ). – Катих. стр. 112, 113, 114. Блуд есть беспорядочное пожелание плоти, противное заповеди Божией. Это грех против собственного тела человека, как говорит Апостол: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела; а блудник грешит против собственного тела ( 1Кор.6:18 ). Сверх сего, поскольку каждый христианин есть член тела Христова, то творящий блуд с любодейцами оскверняет самого себя. А что каждый из верующих есть член тела Христова, тому научает Апостол: разве не знаете, что тела ваши суть члены Христовы? Итак отниму ли члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы? Да не будет? И вскоре: бегайте блуда ( 1Кор.6:15, 18 ). Противоположная сему пороку добродетель есть целомудрие.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Ни мирская женщина, ни монашествующая не отлучаются от церкви, а только от причастия, какой бы грех ни совершили, ибо правило гласит, что так поступаем потому, что многия женщины от позора налагали на себя руку; равно также ни пресвитер, ни диакон, согласно правилу: не отмстиши дважды за едино (Наум.1:9). (Ап. 25; Василия Вел. 34). Правило 47. Если что либо нечистое упадет в колодец, или в елей, или же в вино, и кто либо будет пить, то таковый да воздержится в течение трех дней от мяса и сыра, и в течение семи дней да не причащается. (Ап. 63; Трул. 67; Гангр. 2). Правило 48. Если кто после божественнаго причащения изблюет, почему бы это ни случилось, то надлежит лишить его причастия на сорок дней, причем ежедневно он должен прочитывать 50 псалом и творить сорок поклонов; и хотя бы он и знал, что это не по его вине случилось, все же должен подвергнуться наказанию, в виду других случайных его грехов. В Пидалионе значатся, с именем Иоанна Постника, еще и нижеследующие правила, которые мы приводим в дальнейшем последовательном порядке, оставляя их притом без особых толкований, так как о преступлениях, в них упоминаемых, мы говорили в толкованиях других соборных и святоотеческих правил. Примечания 8. Упом. издание, стр.717-718. Правило 49. Если кто совершит блуд со своею мачехою, подвергается епитимии на три года, причем таковый ежедневно должен поститься, довольствуясь по вечерам сухоядением, и творить пятьсот поклонов. Правила Православной Церкви с толкованиями епископа далматинско-истрийского. Перевод с сербского. Издана впервые в России в 1911-12 годах. Переиздана Свято-Троице Сергиевой Лаврой в 1993 году. Сканирование и подготовка текста выполнена чтецом Владимиром Радаевым. Правило 50. Если кто совершит блуд с матерью и дочерью, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться после девятаго часа сухоядением и творить ежедневно триста поклонов. Правило 51. Если кто совершит блуд с двумя братьями, подвергается той же епитимии. Правило 52. Если кто совершит блуд со своим зятем, подвергается четырехлетней епитимии, причем должен довольствоваться сухоядением после девятаго часа и творить ежедневно двести поклонов. Правило 54.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1333...

Святитель Тихон Задонский называет грехом как совершение запрещенного законом Божиим, так и неисполнение повелеваемого Богом. Грех начинает быть через дело, слово, помышление, желание и намерение. 186 В другом месте он пишет: «Грех есть отступление от Бога Живого и Животворящего, измена Крещению нашему, сопротивление святой и благой воле Божией, оскорбление Бога». 187 Епископ Феофан (Говоров) называет грех «ядом» и «разрушением человека через самовольное нарушение закона». 188 Исходя из святоотеческого опыта, он прослеживает этот процесс от прилога (диавольского мысленного приражения), который через внимание к нему входит в сердце человека, вызывая услаждение им, до решимости совершить греховное дело. При неоднократном повторении грех вырастает в страсть – устойчивую греховную склонность, постоянное желание грешить и даже любовь к греховным делам и предметам. 189 Страсть можно определить как сильное, не управляемое рассудком влечение к какому-либо предмету и желание наслаждаться им, которое подчиняет себе волю человека. Подвижники веры много писали о страстях и определили главные из них. «Добротолюбие» называет восемь страстей: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. В Требнике указаны страсти под именем семи смертных грехов: гордость, лихоимение (воровство), блуд, зависть, чревобесие, гнев, ленивство (уныние). Страсть, развившаяся до предосудительного нравственного недостатка, становится позорящим свойством характера, и тогда ей присуще наименование порока. Порок толкает человека на безнравственное поведение, на распутия греха и неправильные поступки. Порой люди и не подозревают об этом. «Есть нечистый огонь, – говорит преподобный Макарий Великий , который воспламеняет сердце, пробегает по всем членам и побуждает людей к непотребству и к тысячам злых дел. И те, которые раздражаются, внутренне, в сердце совершают блуд. А когда зло таким образом найдет себе пищу, впадают и в явный блуд. То же разумей и о сребролюбии, о тщеславии, о надмении, о ревности, о раздражительности». 190

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

2. Хорошая статья, но одного хорошего слова мало. Нужно воспитание. Воспитание сегодня- это школа. Воспитание в семье все реже. Значит школа должна не только учить наукам, а говорить с детьми и о Вере и о традициях народа и о нравственности. Но пока этого никто не делает , да и сами учителя, в большинстве, этого делать не хотят. 1. Спасибо, отец Борис, за статью! При чтении чувство, как будто в самое начало 2010х вернулся. Сейчас последние лет 5 только и речи, что если не " гом " , то молодец. А про обыкновенный блуд почти перестали говорить, а ведь с него-то всё и начинается. Даже ещё раньше - с рукоблудничества. Широкое общественно-церковное обсуждение этой темы - это вопрос выживания нации. Ведь где блуд, там и кровь: именно с " грехов молодости " по цепочке вырастают войны, от которых потом всем плохо. Ведь блуд унижает и оскорбляет естество человека, отсюда постоянное недовольство, недовольство рождает агрессию, агрессия просит выхода наружу... Блуд пытается расшатать и Церковь: вовсю, к сожалению, идут попытки оправдания блудной страсти, причём заходят издалека - сначала принижают подвиг девства, а потом " Остапа понесло " . Особенно этому способствуют " православные психологи " . Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/analitika/2023/07/03/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010