Г. Вечерний 1. Зимнее утро. С Петербургской стороны к Невскому в одиночку и парами медленно движутся странного вида девушки, похожие на монашек. Темные платки надвинуты на глаза. За плечами кожаные сумки, в руках узелки, видимо, с книгами. Идут тихо, без говора, склонившись к земле... Проходит пара, другая, вдали еще. Вот целых три пары, и все в черном с кожаными сумками за плечами. Что за люди? Прохожий вам скажет: «иоанниты», и двусмысленно улыбнется, а может быть и выругается. Плетется еще одна иоаннитка маленькая, сухенькая, пожилая. Сгорбилась под тяжелой ношей. – Книжки продаешь, тетушка? – Да, пытаюсь, батюшка... Купи на спасение души. Быстро на ходу достает несколько брошюр. Какие названия! «Разгром иоаннитов», «Синедрион ХХ века», «О разрушении царств», «Отповедь чиновнику Скворцову», «О еретиках нашего времени» и т.д. Видя заинтересованность покупателя, книгоноша старается лицом показать свой товар. – А вот в переплетах подороже... Молитвенники, Евангелия, Слова и поучения о. И. Кронштадтского, Жития святых. – А вас от церкви думают отлучить? Ведь вы сектанты? Книгоноша строго взглянула. На обветренном лице заметно мелькнула тень огорчения и досады. – Господи помилуй! Разве можно отлучить о. Иоанна Кронштадтского . Дорогой батюшка не сектант был. Мы своего ничего не имеем. Как учил дорогой батюшка, так и живем. Живем для Господа по православному. Трудимся по слову дорогого батюшки... Без церкви не спасешься, родимый... Кому церковь не мать, тому Бог не Отец. Дорогой батюшка учил крепко держаться церкви православной. Мыслимое ли дело?.. – Почему же вы сектанты? – От худых людей навет идет, родимый. Какие мы сектанты? Сектантам церковь не мать. Вот евангелики, – те сектанты. Слыхал небось про евангеликов? Много их разных. Господа гневят. Божию Матерь не почитают, иконы отвергают. – За то хорошо живут, не по православному. Баптисты – люди трезвые, не пьют, не курят. – Не пьют, не курят... Это хорошо. Да что ж с того, что не пьют, не курят? Они вот постов не соблюдают и на счет жен у них тоже запрета нет. Они без подвига. А еще себя святыми называют. Какие ж они святые?

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ioannity...

Глава двадцать первая Определение Софии: «богиня». Взаимоотношение между последней и Св. Троицей. Определение Софии: «предвечное самооткровение Пресвятой Троицы» и «Премудрость есть в своем явлении и Логос, и Св. Дух» В своей книге «Свет Невечерний» прот. Булгаков, называя Софию «Вечною Женственностию», в примечании к сему названию пишет: «В этом смысле (т.е. отнюдь не языческом) можно, пожалуй, выразиться о ней, что она „богиня“ – то таинственное существо, которое предки наши иногда изображали на иконах св. Софии именно, как женское существо, однако отличное от Богоматери. Пример такого словоупотребления встречаем и у Вл. Соловьева в цикле его софийных стихотворений, где имеется, между прочим, такое обращение к „Ней“: „Близко, далеко, не здесь и не там. В царстве мифических грез, В мире невидимом смертным очам, В мире без смеха и слез, Там я, богиня, впервые тебя ночью туманной узнал. Странным ребенком был я тогда. Странные сны я видал“». «Трудно предположить, – говорит о. Булгаков, чтобы выражение „богиня“ в применении к Софии у Вл. Соловьева было здесь обмолвкой, или только поэтическим образом, а не точным выражением мысли» 1049 . Итак, София, по учению прот. Булгакова, именуется богиней. Невольно возникает вопрос: каково же соотношение между этой богиней и Св. Троицей согласно представлениям самого о. Булгакова? Как видели мы выше, он заявляет, что София не тождественна Божественным Ипостасям. В этом заявлении может заключаться мысль, что София – богиня ниже Св. Троицы. Но мы знаем, что софийные определения о. Булгакова содержат в себе такие наименования, которые приложимы к одному только Богу. Следовательно, эти определения говорят о равном Божественном достоинстве Софии по отношению к Пресвятой Тройце; – что она является таким же Богом, как и Сама Св. Троица. Впрочем, у прот. Булгакова мы находим такое определение Софии, которое побуждает думать, что Божественные Ипостаси даже в самой внутренней Своей жизни находятся в какой-то зависимости от Софии-богини. Мы имеем в виду то софийное определение, относительно которого о. Булгаков говорит: «Божественная София есть предвечное самооткровение пресвятой Троицы... Откровение Отца в Единородном Сыне и в Духе Святом» 1050 . Выходит, что и внутри Божественной жизни во взаимных отношениях Божественных Ипостасей нельзя обойтись без Софии; оказывается, что она-то и обусловливает эти ипостасные взаимные отношения, без нее и быть их не может, ибо эти отношения, являясь самооткровением Св. Троицы, или «откровением Отца в Единородном Сыне и Духе Святом» и есть ничто иное, как она сама – София.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Закрыть itemscope itemtype="" > Врага убить или помиловать? 08.04.2024 38 Время на чтение 3 минуты Источник: Русский вестник Этот сложнейший и болезненный для человека вопрос в военное время ещё более обостряется. Но без его решения воевать, а тем более победить невозможно. Христиане знают, что человек сотворён по образу и подобию Божиему. Шестая заповедь гласит «Не убий». Участники войн знают насколько тяжело для души убить человека. Кто не воевал, тот знаком с этими душевными муками по книгам и фильмам. Мы знаем, как тяжело переживал отчаянный рубака Григорий Мелехов убиение первого врага в бою. Такой рубец остаётся на сердце человека на всю жизнь. В тоже время мы заслуженно чтим память ветеранов Великой Отечественной войны. И память эта священна. Не случайно шествия Бессмертного полка по духу напоминают Крестные ходы. Многие воины и полководцы причислены Русской Православной Церковью к лику святых. Как же так получается? Как правильно ответить на этот сложнейший вопрос людям, которые сейчас с оружием в руках защищают страну? Что говорит нам Христово Учение? Недавно услышал ответ уважаемого мною священника, что Церковь не призвана наказывать, что она заботится о душе даже самого заблудшего человека. При обсуждении бесчеловечных действий наших врагов, часто можно услышать фразу «Мы не такие». Да, мы не такие. Мирных жителей мы не убиваем. Но есть вооружённые враги, которые готовы это делать без всякого угрызения совести. И если ты не убьёшь его на секунду раньше, то он убьёт тебя. Это война. Господь сказал: « Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Евангелие от Иоанна глава 15, стих 13). Наши братья сейчас сражаются не столько за себя, сколько за своих близких, за Родину. Они готовы отдать жизнь за «други своя». Но их главная задача - защитить своих детей, жён, родителей. Они защищают свою землю, завещанную от предков. И потому их нынешнее воинское дело – священно. Запад сейчас ведёт войну против России на уничтожение, а значит, воины и весь народ ведёт священную войну. Это понятие несравненно выше чем специальная военная операция. Понятно, что такое название используется как дипломатическое прикрытие. Но тем самым мы связываем себе руки. До недавнего времени военное командование крайне осторожно «обрабатывало» украинскую инфраструктуру. Как же, братский народ. Третий год мы ждём, когда же украинцы поймут, что мы идём их освобождать? Дошло до того, что украинские войска без опаски обстреливают мирные русские города. Гибнут люди. В том числе дети.

http://ruskline.ru/opp/2024/04/08/vraga_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Нижний Новгород, ты со Христом? Отклик на статью Елены Васкановой по поводу возвращения исконного названия площади Лядова 20.08.2021 2499 Время на чтение 3 минуты Отклик на статью Елены Васкановой « " Ляд " на лад пора бы заменить» . Нижний Новгород, ты со Христом? Так и хочется задать этот вопрос тем, кто упорно препятствует возвращению исторического названия площади Монастырской, что рядом с Крестовоздвиженским монастырём в Нижнем Новгороде. Дорогие, вы упорно глумитесь над Богом, отстаивая явно сатанинское название площади Лядова. Большевик Мандельштам скрывал свое истинное лицо под кличкой «лядов», то есть «чёртов». Это была не его фамилия, а кличка. Еще у него была кличка «русалка». Что также объясняет его атеистические взгляды. А страдает от вашего упорства не только весь город, но и вся страна. А пора бы уже остановиться. Потому что мы уже получили и получаем наказания от Бога за все наши «глумления». Мы прошли войну Гражданскую, Великую Отечественную 1941-1945 годов, потеряв многие миллионы человеческих жизней наших соотечественников. Сейчас – всемирная пандемия коронавируса. «От Бога ли это?» – скажете вы. Да. От Него. – «А за что?» А за все наши прегрешения. «Я – Бог Ревнитель, - говорит Господь Саваоф в Ветхом Завете, – и наказываю детей за грехи родителей до четвертого и седьмого колена». Господь остановил большевистский безбожный эксперимент, когда уничтожалась Великая Россия, в массе своей православная. Кровью новомучеников и исповедников Российских заплатила Православная Великая Россия за отход от Бога, за большевистскую утопию построения «нового мира», мира без Бога, без Заповедей, без морали. За эксперимент небольшой кучки людей ответила вся страна. Дорогие, вы не хотите понять, что чаша Божьего гнева нависла над всеми нами. Откровение святого Апостола Иоанна Богослова, это ведь не сказка, не утопия, а предсказание о сегодняшних временах. «И услышал я из храма громкий голос, говорящий семи Ангелам: идите и вылейте семь чаш гнева Божия на землю» (Откр. 16: 1); «Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак будь ревностен и покайся» (Откр. 3: 19). Два отрывка Священного Писания, явно говорящие о том, что будет, если не покаемся, если не исправимся.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/08/20/ni...

Закрыть itemscope itemtype="" > Об одной заповеди Божией 18.01.2012 384 Время на чтение 4 минуты В последние дни и недели все чаще приходится видеть, как люди горячо требуют от Церкви поддержать те или иные (часто прямо противоположные) политические взгляды, и негодуют на Церковь за то, что она этого не делает. Что же, у Церкви есть веская причина этого не делать - одна из заповедей Декалога. Еще недавно казалось, что заповедь " Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно " . (Исх.20:7) относится только к случаям так называемой " божбы " - когда имя Божие произносится без благоговения, легкомысленно и непочтительно. Суровость предостережения, связанного с этой заповедью, могла казаться непонятной. Бог не просто требует - " не делайте этого " - но и торжественно обещает, что " не оставит без наказания " тех, кто нарушает эту заповедь. Это - единственная из заповедей Декалога, которая содержит прямое обещание кары нарушителям. Теперь ситуация изменилась - и смысл заповеди становится яснее. Речь идет не только (и не столько) о божбе, сколько о попытках использовать имя Божие в своих целях. Любое общество, в котором имя Божие известно и пользуется хотя бы некоторым почтением, сталкивается с этим грехом - его могут совершать, скажем, мошенники, собирающие средства якобы на Церковь или на помощь нуждающимся. Но грех мошенников очевиден и хорошо известен им самим - они занимаются обманом, а вот самообманом им заниматься труднее. Бывают ситуации, когда люди начинают употреблять имя Божие напрасно, будучи почти уверены, что поступают честно и справедливо. Так бывает, когда люди призывают Бога в политические союзники, когда Его имя используют для того, чтобы напасть на врагов. Причины этого могут быть разными, как и степень греха людей, которые это делают. Циничные политтехнологи могут использовать имя Божие, пытаясь склонить людей поддержать их или возненавидеть их врагов. Например, враждебного политика могут записывать в " антихристы " , а в названии неприятельской партии расшифровывать число " 666 " . Такие попытки могут быть поразительно безвкусными, наивными и просто несусветно глупыми - те, кто считает других глупцами, сами склонны делать глупости. Люди могут впадать в грех и по менее циничным мотивам - они верят (ну, почти верят) в то, что Христос, происходи Его земное служение сейчас, поддержал бы их правое дело. Мысль о том, что Христос непременно выступил бы на " правой " стороне в политическом конфликте, а Церковь неверна Ему, поскольку этого не делает, в последнее время высказывалась неоднократно - и нам стоит немного рассмотреть стоящее за ней умонастроение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Смысл двойного убийства в " Преступлении и наказании " 26.03.2008 1574 Время на чтение 3 минуты Толчком к размышлению над этим эпизодом послужил разговор с Борисом Тихомировым по поводу моей статьи " Святая Лизавета " " Лизавета ведь нигде в " Преступлении и наказании " не названа святой " , - справедливо заметил он - " Соня говорит лишь о том, что Лизавета " Бога узрит " , но Бога она узрит как мученица " . Однако если уж уточнять смысл текста согласно цитатам из Писания, то " Бога узрит " не всякий мученик, но лишь мученик во имя Господне, более того - мученик " за слово Господне и за свидетельство о нем " (См.: Отк. 6, 9 - 11; Отк. 7, 13 - 17). " Бога узрят " и " чистые сердцем " (Мат. 5, 8), однако Лизавета и до и после своей гибели выступает именно как проводница Слова Божия в мир: так, Раскольников добивается от Сони, чтобы она читала ему Евангелие, словами: " Читай! (...) Читала же Лизавете! " (6, 250). Да и само Евангелие, которое Соня читает Раскольникову, принесла ей Лизавета (6, Почему погубленная Раскольниковым по ошибке и без намерения Лизавета - мученица во имя Господне? И что значит это убийство для Раскольникова и для Бога, на Которого он восстает своим преступлением и своей теорией? Как это убийство проясняет взаимоотношения Раскольникова с отвергнутым им Господом - а ведь эти отношения, в конечном итоге, составляют проблемный центр романа? Надо заметить, что и первое убийство, убийство " ведьмы Алены Ивановны " - тоже посягательство на Господа не только в том смысле, в каком таким посягательством является всякое убийство. Вот как представляется это предприятие студенту, чей разговор с офицером подслушивает Раскольников немедленно после первого посещения старухи-процентщицы: " Я бы эту проклятую старуху убил и ограбил, и уверяю тебя, что без всякого зазору совести, - с жаром прибавил студент... смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь?..С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! " (6, 54).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Иеросхимонах Николо-Угрешского монастыря Иосиф (Память 31 августа). Иеросхимонах Иосиф, в иночестве – отец Иов, при святом крещении назван Иосифом, родился в 1805 году в Борисоглебске (то время еще Воронежской губернии). Родитель Иосифа – Петр Яковлевич и родительница – Дарья Иоакимовна Серебряковы были из мещанского сословия; муж – уроженец Московской губернии, а жена родом из Касимова; жительствовали же они в Воронежской губернии, в городе Борисоглебске и в Новохоперской крепости. Петр Яковлевич занимался подрядами по строительной части, был строителем водяных мельниц, зарабатывал немалые деньги и мог бы иметь весьма хорошие средства, но к несчастью, пил запоем и потому доходил до того, что пропивал все, что имел, и оставался почти без одежды. Жена его и все семейство были не только в нужде, но и в крайней нищете. Дарья Иоакимовна часто его увещевала, он раскаивался, обещался исправиться и некоторое время крепился, но потом опять вдруг запивал, и семейство его опять бедствовало, не имея хлеба насущного. Постоянные увещания его жены, наконец, ему надоели, и он замыслил бежать и куда-нибудь скрыться, бросив семью свою на произвол судьбы, а так как вид его хранился не у него, но у жены, – он у нее взял его под тем предлогом, что бумагу требует хозяин дома, в котором они жили. И после того без вести пропал. Это было в 1813 или 1815 году в апреле месяце. Несчастная покинутая жена, 30 лет от роду, осталась без всяких средств к жизни с четырьмя малолетними детьми: двумя дочерьми и двумя сыновьями. Старшей дочери Елисавете было 13 лет, младшей Евгении 11 лет, сыну Иосифу 8 лет, Луке же только 8 месяцев. Первое время бедная женщина все еще ожидала мужа и, хотя терпела великую нужду, не трогалась с места; но, когда стала приближаться осень, и, наконец, наступил октябрь месяц, и нужда, и бедственное положение беспомощной семьи становились еще ощутительнее, – тогда она решилась оставить город, где столько горя выпало на ее долю, и поспешила отправиться к себе на родину, в Касимов. Там, родной брат ее Алексей Иоакимович принял свою несчастную сестру и дал ей пристанище в своем доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ , чудотворный образ. Получила название по местонахождению в Коложской ц. святых Бориса и Глеба в Гродно, Белоруссия. Строительство во 2-й пол. XII в. каменной церкви на высоком правом берегу р. Неман в посаде Коложа в древнем Городене (Гродно) связывают с городенскими князьями Всеволодовичами, внуками вел. кн. Владимира Мономаха. При церкви до 1480 г. был основан мон-рь (см. Гродненский Коложский во имя мучеников Бориса и Глеба мужской монастырь ). Главной святыней Борисоглебского храма была К. и. Первое упоминание об иконе (без определения «Коложская») содержится в «Инвентаре Гродненского Коложского базилианского монастыря», составленном в 1738 г. архим. Игнатием (Кульчинским) (АСЗР. Т. 9. С. 411-412). Он сообщает, что икона Божией Матери находилась в алтаре древнего храма, стоявшего в то время без иконостаса, от к-рого остались «следы несомненного существования», а также приводит предание о ней. Так, со слов «старых людей» икона принадлежала некоему нищему, к-рый по обету всегда носил ее с собой. Незадолго до смерти в сонном видении ему было веление поместить икону в Борисоглебскую ц. Он исполнил требуемое и изъявил желание быть похороненным возле храма. О времени этого события в предании ничего не говорится; считается, что икона находилось в храме на протяжении неск. веков. Однако известно, что в период войны России с Польшей в 1654-1667 гг. мон-рь был разорен; расхищение его имущества продолжилось в посл. четв. XVII в.: «...в то время церковь стояла пустою, без дверей и окон, летом служила логовищем для скота» (Там же. С. 442). К нач. XVIII в. под натиском католич. шляхты обитель пришла в упадок, храм «не имел покрытия, но только четыре стены» (Там же. С. 444). Ко времени настоятельства архим. Игнатия (Кульчинского) храм уже получил новую гонтовую кровлю с 3 куполами, при его предшественниках в возобновленной церкви появилась и икона - единственная, упомянутая в «Инвентаре...». По крайней мере известно, что обустройством алтаря занимался управлявший монастырем в 1732-1736 гг. один из старших братьев обители, мон. Яков (Яхимович) (Там же. С. 453). Вскоре после возвращения обители в Православие (1839) Борисоглебская ц. была опечатана из-за опасности обвала берега, и с осени 1845 г. богослужения совершались во временной церкви на территории мон-ря ( Диковский Н., прот. Из летописи Гродненского Борисо-Глебского муж. мон-ря. Гродно, 1906. С. 6). 13 апр. 1853 г., после сильного разлива Немана, произошло обрушение южной и части зап. стен церкви. Храмовую ризницу, иконостас, богослужебную утварь вынесли и временно разместили в других монастырских строениях. В 1854 г. мон-рь был переведен в помещения бывшего католич. мон-ря бернардинок в центре Гродно. На новом месте устроили и освятили 3 нояб. 1854 г. ц. во имя святых Бориса и Глеба, накануне туда торжественно перенесли К. и.

http://pravenc.ru/text/1841772.html

Как моль портит одежду, так клеветничество – душу... (прп. Ефрем Сирин , 31, 586). Источник. Если жалоба несправедлива, то делается клеветою... (свт. Григорий Богослов , 16, 339). Источник. Если ты оклеветал кого, если сделался врагом кому-либо, примирись до судилища. Все окончи здесь, чтобы тебе без забот увидеть то седалище (Судии) (свт. Иоанн Златоуст , 44, 802). Источник. Для многих невыносимее всех смертей кажется то, когда враги распространяют о них худые слухи и навлекают на них подозрение,.. Если это правда, исправься; если ложь, посмейся над этим; если сознаешь за собою то, что сказано, вразумись; если не сознаешь, оставь без внимания; лучше же (сказать), не только посмейся и оставь без внимания, но и радуйся и веселись, по слову Господа... (см.: Мф. 5, 11–12 ) (свт. Иоанн Златоуст , 47, 860). Источник. ...Не тот, кто слышит о себе, но кто произносит клевету, будет наказан, если только и слышащий не подал справедливого повода к его осуждению (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). ...Тот, кто слышит о себе ложную клевету, не только не терпит вреда, но еще получит величайшую награду (свт. Иоанн Златоуст , 48, 269). ...Не клевещи, чтобы тебе не осквернить самого себя; не смешивай навоза с грязью и глиной, но сплетай венцы из роз, фиалок и других цветов; не носи помета во рту, подобно жукам – а так делают клеветники, сами первые испытывая зловоние, – но держись цветов, подобно пчелам, и составляй соты, как они, и будь со всеми дружелюбен (свт. Иоанн Златоуст , 48, 271). Источник. ...Хорошее дело – прогонять клеветника, как лжеца и вора, чтобы, как-нибудь смутив мир своей души, не сделать ее враждебной к ближнему из-за клеветы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723). ...Тех, кто желал бы клеветать, прогоним от себя, чтобы, принимая участие в чужом зле, не причинить гибели самим себе, не будем находить удовольствие в слушании клеветников, чтобы не подчинить себя диавольским внушениям. Ведь и самая клевета называется диавольской, получивши самое свойственное себе название от имени виновника; значит, занимающийся клеветой служит диаволу, занимаясь его диавольским делом. Не допускающий такого человека к себе и самого себя избавляет от этого напрасного греха и согрешающего удерживает от несправедливого обвинения против ближнего, наконец, и оклеветываемого спасает от обвинения; таким образом, гнушаясь услуг клеветника, он делается устроителем мира и учителем дружбы (свт. Иоанн Златоуст , 48, 723). Источник.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

М. И. Давыдов. Новый источник по истории Владимирского Успенского девичьего монастыря в XVII столетии Владимирский Успенский девичий монастырь, одна из древнейших ныне действующих русских женских обителей, был основан на исходе XII столетия супругой великого князя Всеволода Большое Гнездо Марией Шварновной. Практически сразу же он усвоил особое значение как усыпальницы для представительниц правящего семейства, а в 1230 г. стал местом упокоения мощей мч. Авраамия Болгарского. О сохранении (в той или иной степени) обителью своего привилегированного статуса в эпоху позднего Средневековья свидетельствуют отрывочные известия о пребывании в ее стенах порфироносных инокинь — царицы Параскевы Михайловны (супруги царевича Ивана Ивановича) и царевны Ольги Борисовны (дочери Бориса Годунова). В период ордынской зависимости монастырь, очевидно, запустел и был восстановлен лишь в XV в., после чего в его наименовании появилось дополнительное определение «Новый» с вариантами «Новый девичий», «Новодевичий» , продолжавшее употребляться (впрочем, не вполне последовательно) до конца XVII столетия. В XIX в., с подачи владимирских краеведов, некритично интерпретировавших летописное притяжательное прилагательное «княгинин» в качестве одного из составных элементов названия обители , этот эпитет получил распространение сначала в литературе , а в 1900 г. приобрел официальное признание . Материалы архива Успенского монастыря до начала XVIII в. крайне немногочисленны и представлены почти исключительно актами. В этой связи особое значение приобретают впервые вводимые в настоящей работе в научный оборот и публикуемые ниже отписные книги обители 1669 г. Источник представляет собой рукопись в 4°, на 103 листах (л. 1–102; перед л. 1 — ненумерованный лист без текста), сброшюрованных в 13 сшитых друг с другом тетрадей. Тетрадь 1 состоит из 7 листов (ненумерованный лист перед л. 1, л. 1–6; лист 6 — одинарный ); прочие тетради — восьмилистовые. В тетрадях 3–13 в правом нижнем углу лицевой стороны первого листа каждой тетради (т. е. на л. 15, 23, 31 и т. д.) кирилловскими цифрами проставлены соответствующие номера. Первоначальная пагинация — постраничная, выполнена карандашом в XX в.; после перевода рукописи в 2022 г. из библиотеки ГА ВО в фондовое собрание «Успенский 1-го класса Княгинин женский монастырь» (Ф. 568) карандашом же вновь проставлена полистная фолиация. Филигрань — «Голова шута» с семью зубцами без литерного сопровождения и с контрамаркой OM . Многие листы в пятнах от сырости, от воздействия влаги чернила в ряде мест сильно вылиняли; листы первой тетради надорваны сверху по корешку. Первоначальный переплет утрачен; присутствующие на л. 102 об. характерные поверхностные загрязнения указывают на то, что рукопись продолжительное время бытовала без переплета; во второй половине XX в. (не ранее 1961 г.) для нее была специально изготовлена обложка из плотного немелованного картона.

http://sedmitza.ru/lib/text/10239024/

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010