Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла З Буква всех алфавитов, основанных на кириллице. В церковнославянском и болгарском - 8-я, в русском, белорусском, сербском и македонском - 9-я, в украинском - 10-я. Русское совр. название буквы «зэ» употребляется как существительное среднего рода (прописное З). Старослав. и церковнослав. название - «земля» (существительное женского рода). Во мн. древнейших слав. азбучных акростихах З связано со словом «земля», напр., в молитвах «Аз есть всему миру свет»: «Землю на водах основах» (1-я редакция), «Земля подножие ногам моим» (2-я редакция) ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 55, 56; Кобяк. 1987. С. 155); «Аз преже о Господе Бозе начинаю вещати»: «Землю и воздух оумному естеству поручил есть» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 58; Кобяк. 1987. С. 148), в др. редакции: «Землю и воздух многому естеству поручил есть» ( Петров. 1894. С. 18); «Аз есмь Бог»: «Землю на водах основах» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59); «Аз от начала повествую с тобою, евреянине»: «Земля Сенарьска тяготою безстудства их возопи к Богу» ( Петров. 1894. С. 19; Кобяк. 1987. С. 149); «Аз есмь, Израилю, изведыи тя из дому работы»: «Землю благу обещах» ( Петров. 1894. С. 20; Кобяк. 1987. С. 151); «Аз любях вы и без числа отдаяи»: «Землю же свою потом наследисте» ( Петров. 1894. С. 21; Кобяк. 1987. С. 152); «Аз ти благодарю Бог»: «Землю обещанную похвалившее, халев возлюбии»; «Аз превечен в Троицы»: «Земли даст плод и вселенныя приносить воздание свое по словеси Моему» ( Кобяк. 1987. С. 153, 154). Значительно реже в азбучных акростихах З соотносится со словами: «заповедь» - в молитве «Аз есмь Бог первый»: «Заповеди Моя» ( Демкова, Дробленкова. 1968. С. 59), «зачало» - в молитве «Аще хощеши мудрости святых»: «Зачало премудрости - страх Господень» ( Кобяк. 1987. С. 145), «заблужьдшаго» - в молитве «Аз Тебе припадаю, милостиве»: «Заблужьшаго прими мя, Христе» ( Соболевский. 1902. С. 33, 35; то же в др. редакции - Кобяк. 1987. С. 146). В азбучной молитве свт. Константина Преславского Зсоотносится со словом «закон»: «Закон Твои - свет стьзам того» ( Степанов. 1997. С. 421, 423).

http://pravenc.ru/text/2509415.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН (Стухин; † 24.06.1417), архиеп. Новгородский. До избрания на кафедру И. был игуменом Варлаамиева Хутынского в честь Преображения Господня монастыря . В Новгородской IV летописи И. назван «Перфурьевым (Порфириевым.- М. П.) сыном» (ПСРЛ. Т. 4. Ч. 1. С. 349). В Софийской I летописи (отражающей свод митр. Фотия 1418 г.) сообщается фамилия И.- Стухин. Не исключено, что известный владычному летописцу отец И. Порфирий Стухин был одним из светских слуг новгородских архиепископов. 9 июля 1400 г. в Лисицком в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыре умер «владычень брат» схимник Василий, который упоминается без отчества. Пригородные Лисицкий и Хутынский мон-ри были крупными книжными центрами и, вероятно, не состояли в ведении новгородского архимандрита, имея, как и Деревяницкий в честь Воскресения Христова монастырь , особые связи с Новгородской кафедрой: в 1386 г., при подходе к городу московских войск во главе со св. кн. Димитрием Иоанновичем , Хутынский мон-рь (где, возможно, игуменствовал в это время И.) и Деревяницкая обитель не были сожжены новгородцами, как 24 др. мон-ря (см.: Бобров. Монастырские книжные центры. 2001. С. 41-51, 53-54). Предшественник И. Новгородский архиеп. Алексий 22 апр. 1388 г. оставил кафедру «по своеи воли... своего ради нездравиа» и удалился в Деревяницкий монастырь, повелев новгородцам избрать по традиции «три мужа, егоже вы Бог дасть» - 3 кандидатов на Новгородскую кафедру. Одним из кандидатов стал И. (другие претенденты также были игуменами пригородных новгородских монастырей - Парфений, настоятель Благовещенского монастыря на Мячине, и Афанасий, настоятель монастыря Рождества Христова на Поле «у скуделен»). Жребий в кафедральном соборе Св. Софии решил вопрос в пользу И.- «мужа добра, тиха, смирена». 7 мая, в праздник Вознесения Господня, «всь Новъград» возвел И. на сени во владычном дворе, где его благословил еп. Алексий. Однако поездка к митрополиту для совершения хиротонии была отложена, поскольку митр. Пимен находился в К-поле (вернулся на Русь в июле 1388). 8 дек. И. с боярами выехал в Москву, «позван послы» от митр. Пимена. 10 янв. 1389 г. И. прибыл в Москву и 17 янв. в московском Архангельском соборе был хиротонисан во архиепископа Новгородского (помимо митр. Пимена в поставлении участвовали Рязанский еп. Феогност, Смоленский еп. Михаил (в Новгородской I летописи ошибочно назван Даниилом), Сарайский еп. Савва, Звенигородский еп. Даниил ). В присутствии вел. кн. св. Димитрия Иоанновича в тот же день состоялся «праздник светел с хвалами и песньми».

http://pravenc.ru/text/469552.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание «КЛЮЧ РАЗУМЕНИЯ» руководство по знаменной и линейной киевской нотациям, написанное Тихоном Макариевским , монахом (с 1675 архимандрит) Макариева Желтоводского во имя Св. Троицы мон-ря, между 1670 и 7 марта 1677 г. «К. р.», ранний и наиболее обширный двознаменник , часто рассматривается как источник для изучения знаменного распева и его нотации, но также имеет значение как один из первых памятников теории линейной нотации в России и как материал для исследования взаимодействия 2 нотаций. В оригинале руководство не озаглавлено, «К. р.» - название имеющегося в трактате рисунка ключа, к-рое перенесено исследователями на весь текст. Др. встречающееся название - «Сказание о нотном гласобежании» - дано по заголовку раздела, с к-рого начинается руководство в нек-рых списках. «К. р.» посвящен изучению отдельных знамен и мелизматических формул ( фит и «строк мудрых»), а также частично помет . Мон. Тихон использовал методы экземплификации (объяснения с помощью примеров) и транскрипции дробным знаменем и линейной нотацией, к-рая в свою очередь была здесь описана. Рукописная традиция, датировка, авторство, источники Найдено более 20 списков «К. р.» посл. четв. XVII - нач. XVIII в. Полный каталог списков «К. р.» не опубликован. Трактат переписывался в отдельных кодексах (напр.: РГАДА. Ф. 181. 455; 464; РНБ. Погод. 377), в теоретических сборниках (РНБ. Q. XII. 1; РГБ. Ф. 379. 2), вместе с певч. книгами (напр.: ГИМ. Син. певч. 811). Варианты текста «К. р.» весьма многообразны. Переписчики по-разному располагали части руководства (РГБ. Ф. 379. 2, 3). Существует ряд списков без линейной нотации и с различным сокращением некоторых разделов (РГАДА. Ф. 181. 464; ГИМ. Син. певч. 601, 811; РНБ. Погод. 376; БАН. Тек. пост. 315 и др.), вплоть до знаменного руководства. Иной вариант - использование фрагментов «К. р.» в качестве руководства по линейной нотации (ГИМ. Муз. 4072; Барс. 1382). В 2 списках присутствует интерполяция раздела о пометах с описанием обычных и странных помет (ГИМ. Син. певч. 1332; РНБ. ОЛДрП. Q. 649). Списки различаются расположением линейных и знаменных строк в двознаменных разделах, ключами, редактурой, дополнениями.

http://pravenc.ru/text/1841538.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛЕОНТИЙ (XIV-XV вв.?), прп., Киево-Печерский, в Дальних пещерах почивающий (пам. 18 июня, 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих; в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов), канонарх. Не упоминается в комплексе ранних источников, повествующих о Киево-Печерском мон-ре (см. Киево-Печерская лавра ) и его насельниках до 30-х гг. XIII в.,- Киево-Печерском патерике , «Повести временных лет» (см. Летописание ) и Житии прп. Феодосия Печерского. Временем жизни Л. определяется предположительно XIV-XV вв. О нем, как и о большинстве святых, почивающих в Дальних пещерах, сохранились только краткие поздние сведения. Л. был канонархом в Успенском соборе мон-ря. Иночество принял в отроческом возрасте, но уподоблялся св. отцам в подвигах молитвы и послушания. По преданию, Л. скончался, будучи еще отроком. Мощи Л. почивают в маленькой раке в Дальних (Феодосиевых) пещерах (общая гробница с прп. Геронтием , канонархом; Геронтий впервые упом. в «Тератургиме» (1638), в перечне святых, чьи мощи находятся в Дальних пещерах, однако Л. там не назван или назван ошибочно др. именем: «Преподобные двое, Сисой и Геронтий» - цит. по: Описание Киево-Печерской лавры. С. 287). Л. не упоминается в составленном в 1643 г. «Каноне преподобным отцам Печерским», автором которого считается Мелетий Сириг. Архидиак. Павел Алеппский , секретарь Антиохийского патриарха Макария III , посетивший Киево-Печерскую лавру в 1654 г. по пути в Москву, оставил сведения о святых Дальних пещер: «Тут есть тела двух отроков: их головы желты и до сих пор источают миро» ( Павел Алеппский. Путешествие. 2005. С. 163). В рукописном сборнике из б-ки Дальних пещер, к-рый послужил источником архиеп. Модесту при написании его Кратких сказаний о святых отцах Дальних пещер, имелся тропарь и кондак 2 преподобным канонархам без упоминания их имен (опубл.

http://pravenc.ru/text/2463469.html

Могильцы (Богословское). Церковь Иоанна Богослова. Карта и ближайшие объекты Богословское-на-Могильцах, на территории которого ныне располагается Софринский оздоровительный комплекс, - одно из тысяч российских сел, имеющих многовековую историю и знаменитых владельцев. Известно оно с XVI в. и первоначально объединяло два небольших сельца - Фомкино и Могильцы. В 1670 г. с. Фомкино из Дворцового ведомства продано князю Ивану Наумовичу Приимкову-Ростовскому, а от него перешло к сыну Никите. В это же время в с. Фомкино строится деревянный храм во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова (позже перенесенный в Могильцы), и село по нему получает новое название - Богословское. Сельцо же Могильцы называется так из-за своего расположения в самой высокой точке местности. В древнерусском языке «могилистое» место — бугор, возвышенность. От князя Никиты село в 1732 г. перешло к его сестре Елене Ладыженской с сыном Василием Юрьевичем и их родственникам. В 1762 г. сын В.Ю. Ладыженского Апполон половину «села Фомкина-Богословское тож с сельцом Могильцы - Апполонова горка тож » (второе название Могилец) продает коллежскому советнику Петру Максимовичу Щербачеву, который устраивает в Могильцах великолепную усадьбу: разбивает парк с прудами, строит каменный храм, деревянный господский дом, зверинец. Во владении П.М. Щербачева усадьба находилась недолго. Уже в 1800 г. ею владели князья Гагарины, продолжавшие её строить и благоустраивать. В описи этого времени о ней говорится: «На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Дмитрия митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном зверинец, в котором находятся олени; ветреная мучная мельница о двух постовах по ветхости без действия...». Князь Гавриил Петрович Гагарин родился 9 января 1745 г. По материнской линии находился в родстве с князьями Куракиными и Нарышкиными. Действительный тайный советник, сенатор, президент комерц-коллегии. В юности он пользовался расположением императрицы Елизаветы Петровны, некоторое время был совоспитанником будущего императора Павла, который со вступлением на престол сделал его членом Совета и пожаловал Александровскую ленту.

http://sobory.ru/article/?object=02106

Модно. Николаевский Моденский мужской монастырь. Моденский монастырь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Николаевский Моденский монастырь, 3 класса, в 35 верстах от города Устюжны, на возвышенном песчанном берегу реки Мологи, близ устья впадающей в нее реки Моденки. Существовал в XV веке. Основан, по преданию, одним именитым жителем Москвы, совершавшим нередко путь на судне по реке Мологе. Однажды близ того места, где теперь монастырь, плывших на судне неожиданно застигла сильная буря, что не было никакой надежды спасти судно, и погибель всех неизбежна; но они обратились с молитвою к святителю Николаю, и буря стала стихать. В следующую же затем ночь спасенному от погибели хозяину судна во сне явился святитель Николай и повелел ему устроить обитель на берегу реки Мологи, против того места, где получили спасение плывшие. Благодарный за свое спасение хозяин судна без промедления исполнил волю святого угодника и устроил названный монастырь. В монастыре на берегу реки Мологи; с нею ежегодно совершается крестный ход из монастыря в город Устюжну, где она пребывает для поклонения с 12 октября по 14 ноября. При монастыре школа. Из книги С.В. Булгакова " Русские монастыри в 1913 году " . Свято-Николаевский Моденский мужской третьеклассный монастырь располагался в Устюжнском уезде Новгородской епархии при погосте Модно, в 35 верстах от уездного города Устюжны. Обитель стояла на правом крутом и песчаном берегу Мологи в окружении сосновых боров. Под западной стеной монастыря в реку Мологу впадала речка Моденка. Свое название монастырь получил от находившейся в нем Чудотворной иконы Святителя Николая, Архиепископа Мир Ликийских, во имя которого был освящен главный престол соборного монастырского храма, а также от речки Моденки. Это название принадлежало обители всегда, не меняясь с течением столетий. Впервые монастырские сооружения упоминаются в 1598 году в выписке из писцовых книг. Среди самых древних зданий обители называются: церковь Святителя Николая, деревянная, теплый храм Богоявления Господня с приделом Св. мученика Мины, на Святых воротах - церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и деревянная колокольня. В пожарах 1661 и 1671 годов все эти постройки были превращены в пепел. Впоследствии судьба была более благосклонна к монастырю, благосостояние его улучшалось. Внимание знатных лиц Московского государства, великих князей и царей позволяло вести масштабное строительство.

http://sobory.ru/article/?object=33524

Монастырщина. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В 1906 году в центре села Монастырщина был построен храм в русском стиле. Храм действовал до 1930 года. Спустя 11 лет, в 1941-м, в нем снова стали совершаться богослужения. В 1947 году местные власти попросили здание храма под Дом культуры, которого не было в районном центре, пообещав возвратить. Однако позже приспосабливали его под склад, под магазин, под спортзал. После 1947 года православная община сумела купить два дома, один из которых стал молитвенным - в честь апостолов Петра и Павла, а другой – крестильным. К началу восьмидесятых дома пришли в полную негодность, портились иконы, утварь храма. В самом центре поселка стояло обезображенное здание храма, без колокольни и куполов. Власти разрешили лишь разобрать молитвенный дом и крестильное помещение, а на их месте построить новый храм. Был создан проект, заложен фундамент, завезены материалы... 14 марта 1989 года Совет по делам религий разрешил вернуть верующим здание Успенского храма. Большой вклад в его восстановление внесли настоятели прихода - протоиерей Богдан Гайдук и протоиерей Михаил Бевцик. 2 октября 1994 года храм был вновь освящен митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла. В 1996 году в книге «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России Смоленская область» Монастырщинский храм упоминается как «Церковь Успения». Протоиерей Михаил Бевцик, желая восстановить историческое название храма, направил прошение Владыке Кириллу (ныне Патриарху Московскому и Всея Руси) с просьбой о переименовании храма. Таким образом, через 49 лет храм обрел свое историческое название. Настоятели Свято-Успенского храма: 1991 - 1999 год-протоиерей Михаил Бевцик; 1999 - 2005 - иерей Андрей Никитенков; 2005 - 2008 -иерей Сергий Прокопов; 2008 - 2009 - иерей Михаил Дмитриев; с июня 2009 года - вновь иерей Андрей Никитенков. Из газеты Смоленской епархии «Смоленск православный», 2011, 5, стр.9

http://sobory.ru/article/?object=15442

Москва. Домовая церковь Герасима Преподобного при бывшей Хлудовской богадельне. Герасимовская церковь /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Часто к благотворительности людей приводило сильное горе. Герасим Иванович Хлудов, одна из колоритнейших фигур купеческой Москвы, потеряв единственного сына, пожертвовал городу несколько сот тысяч рублей и огромный участок земли в Сыромятниках. В 1884 году Хлудов составил и подписал свое завещание, в котором был пункт 16 гласивший: " Приобретенные мною с благотворительной целью дома с землею и строениями в Москве, Басманной части, второго участка, под и 830, если я при жизни не приведу в исполнение мысли моей окончательно, устроить благотворительные учреждения, то обязываю наследников и душеприказчиков моих - начатое мною докончить ..., само же учреждение должно носить название моего имени. " После смерти Хлудова его наследницы приступили к исполнению его завещания. Главный дом комплекса было решено " приспособить под богадельню на 150 человек, без ограничения званий и положений, и при оной церковь с тремя приделами: во имя Преподобного Герасима, иже на Иордане, Петра и Павла и Преподобной Пелагеи " . В качестве архитектора был приглашен один из самых дорогих и известных архитекторов того времени Б.В. Фрейденберг. В результате - на берегу Яузы, на площади более 3га, вырос целый благотворительный городок, где перед Первой мировой войной в бесплатных квартирах проживало 570 человек, в основном вдовы с сиротами, в приюте размещались 105 человек, 60 девочек обучались в ремесленной школе, начальная школа обучала 95 учеников. Елена Голубева " Русский Журнал " Дом призрения бедных им. Г. И. Хлудова с домовой церковью Преподобного Герасима Иорданского В завещании Хлудова было сказано: «Приобретены мною с благотворительной целью дома с землею и строениями в Москве... устроить благотворительные учреждения... чтобы за исключением употребленного мною на покупку капитала, в общем итоге вместе с израсходованными мною деньгами, отделка и устройство зданий не превышали 200000 руб., и затем внести в одно из кредитных учреждений на вечное время неприкосновенный капитал в 30000 руб., проценты с которых должны идти на содержание призреваемых и ремонт зданий, — само же учреждение должно носить название моего имени». Единственный прямой наследник Герасима Хлудова Павел умер в 1884, поэтому завещание было адресовано дочерям.

http://sobory.ru/article/?object=06738

Мошок. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Успенская церковь Карта и ближайшие объекты «Село Мошок находится на Муромской дороге в 35 км от Судогды и в 77 км от Владимира. Название свое село получило от болотистой мшистой почвы, на которой оно расположено. Отсутствие поблизости реки привело жителей к рытью прудов. Когда-то их было 10, причем каждый пруд имел свое название и назначение: например, " Спасский " использовался для малого и великого освящения воды. Другие пруды назывались " Большой " , " Черный " , " Церковный " и т.д. В 16-17 столетиях село Мошок было центром громадной вотчины князей Воротынских. Эти земли получил князь Михайло Иванович Воротынский по меновой грамоте в 1569 г. Иван Грозный насильно обменял его родовые земли у западных границ государства на разрозненные вотчины в Муромском уезде (с.Мошок), на Клязьме (Стародуб Ряполовский) и в Поволжье. В селе стоял деревянный княжеский дворец. Кроме Мошокского прихода в вотчину входили Гонобиловский, Замаричский и Спас-Сарниковский приходы. Население вотчины составляло 6000 душ муж. пола. Село Мошок было центром богатейшей вотчины, населенной почти исключительно дворней, обслуживающей вотчинников, причем людей самых разных профессий (45 домов дворовых людей). По писцовым книгам Муромского уезда 1627-30 гг. с. Мошок значилось старинной вотчиной князя Алексея Ивановича Воротынского - внука кн. Михайла. В селе значилась старая деревянная церковь Успения Пресвятой Богородицы уже ветхая и стояла без пения. Она была построена на средства вотчинников. Новая семипрестольная двухэтажная деревянная церковь тоже Успенская с приделами свт. Николая Чудотворца, кн. Михаила Черниговского и боярина его Феодора и блж. Алексия человека Божия. Вверху было 4 придела: вмц. Екатерины, прп. Сергия Радонежского, вмч. Димитрия Солунского и св. Иоанна Предтечи. Этот храм был домовой церковью кн. Воротынских. Кроме нее в Мошке была и приходская церковь во имя ап. Иоанна Богослова. Судя по данным писцовых книг храм в Мошке был самым обширным и самым богато украшенным. 

http://sobory.ru/article/?object=02041

Мощи святого Лазаря Четверодневного — теперь и в России (+ ФОТО) Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. 27 апреля, 2013 Патриарх Кирилл вынес христианскую святыню из самолета и совершил у ковчега с мощами молебен. Отныне останки праведного Лазаря будут храниться в столичном Зачатьевском женском монастыре. Россия обрела мощи праведного Лазаря. Ковчег со святыней был передан Первоиерарху Русской Церкви в храме святого Лазаря Четверодневного в городе Ларнаке. Торжественная передача ковчега с мощами завершила «мирный» визит Патриарха Кирилла в Республику Кипр, который состоялся с 8 по 11 июня. «Я с особой благодарностью воспринимаю этот драгоценный дар. Не может быть большего дара, чем этот. Мы отвезем эти мощи в престольный град Москву и поместим в том месте, где множество людей смогут прикасаться к ним. И все, кто будет поклоняться святым мощам, будут знать о вашем даре. И через это поклонение святыне в сердцах нашего народа будет укрепляться любовь к Кипру и Кипрской церкви», – отметил Предстоятель Русской церкви, принимая ларец с останками Святого из рук настоятеля храма святого Лазаря в Ларнаке. Передача ковчега с мощами. Фото Милены Фаустовой Праведный Лазарь, которого сам Иисус Христос называл своим другом, был воскрешен Богочеловеком на четвертый день после своей смерти. Поскольку сам факт воскрешения возмутил иудейскую знать, то Лазарь вынужден был бежать из Иудеи. Он был посажен в утлую лодочку без весел и через несколько дней ветер прибил беглеца к берегам Кипра. На острове Лазарь встретил апостолов Павла и Варнаву, был ими возведен в сан епископа города Китии и до конца своей жизни прожил на острове. За свою доброту и истинную веру святой при жизни был очень любим жителями острова. После своей кончины праведный Лазарь был погребен в окрестностях древнего города Китион. Это место позже получило название «Ларнакс» – что в переводе означает «гроб, саркофаг», и впоследствии дало название современному городу Ларнака.

http://pravmir.ru/moshhi-svyatogo-lazary...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010