Скачать epub pdf Каждого, кто прибывает в Каир, поражает количество мечетей – их здесь более пятисот. Но среди многочисленных минаретов, возвышающихся над городом, взгляд без труда отыскивает храмы, купола которых увенчаны крестами. Изображения Спасителя, Девы Марии и христианских святых, иконы в позолоченных киотах можно увидеть в лавках простых торговцев, в витринах фешенебельных магазинов. Все это напоминает о том, что Каир не только один из центров ортодоксального ислама , но также и город, где издревле жили христиане. Египет был одной из первых стран, где воссиял свет христианства. Труды апостола Марка, который в Египте принял мученическую кончину, принесли богатые плоды: церкви быстро вырастали по всей стране. Множество церквей было в долине Нила, старинные коптские монастыри и церкви сохранились до наших дней. Коптская Церковь занимает достойное место в семье древних восточных Церквей, к которой принадлежат Армянская, Эфиопская, Сиро-Яковитская и др. Эти Церкви называют также «дохалкидонскими», поскольку в период богословских споров они не приняли решений IV Вселенского собора, имевшего место в Халкидоне в 451 году. Первоначально Коптская Церковь входила в состав Александрийской патриархии, но после избрания первого коптского Патриарха Феодосия (536–538) окончательно отделилась от нее и стала самостоятельной национальной Церковью . Само название «Коптская Церковь» говорит о ее древности. Слово «копт» происходит от арабского «кубт» – это искаженное греческое название Египта – Aiguptos. А оно, в свою очередь, восходит к «Ха-Ка-Птах» – древнему культовому наименованию Мемфиса. Как отмечал в начале ХХ века выдающийся отечественный востоковед Борис Александрович Тураев , «около миллиона потомков подданных древних Фараонов, единоплеменников св. Антония и Пахомия Великих , до сих пор с гордостью называют себя «египтяне православные». В настоящее время число коптов, живущих в Египте, по разным оценкам достигает 5–7 млн. человек. Русские паломники, путешественники, ученые издавна бывали в Египте и знакомились с его христианскими святынями. В Никоновской летописи под 6509 (1001) годом читаем: «Того же лета посла Володимер гостей своих, аки в послех, в Рим, а других во Иерусалим, и в Египет, и в Вавилон, съглядати земель их и обычаев их». В «Повести Временных лет» неоднократно упоминаются Египет (Еюпет), Александрия, Нил (Геона). К 70-м годам XIV века относится путешествие на Восток архимандрита Агрофения. Его «Хождение» ценно тем, что он едва ли не первый из русских паломников посетил Египет, города Каир и Александрию и, очевидно, познакомился с христианами-коптами.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Словарь " Прописная-строчная " представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. Упорядочение написания слов, часто встречающихся в текстах, относящихся к церковной тематике, как нам кажется, насущно необходимо всем пишущим о жизни Русской Православной Церкви. Имена Божии и Божией Матери Имена Божии, Божией Матери и относящиеся к ним местоимения и определения пишутся с прописной буквы; слово " имя " - со строчной. Бог Господь, Единый Бог, Господь-Вседержитель, " Творец небу и земли " . " Отче наш; Иже еси на небесех... " Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, " Единородный, Иже от Отца рожденный " . Дух Святой - " Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый... " Пресвятая Богородица, Дева Мария, " Благодатная Мария " , " Благаго Царя Благая Мати " , Пречистая и Преблагословенная, " Невесто Неневестная " . Пресвятая Троица: " ...благодарю Тя, Святая Троице " . С прописной буквы пишутся также существительные и прилагательные, употребляющиеся в значении существительных, при именовании Господа и Матери Божией, некоторые прилагательные при именовании Господа и Матери Божией: Богомладенец, Рождшийся, Распятый, Воскресший, Взбранной Воеводе, Заступнице Усердная. " Владычице и Мати Избавителя, приими моление недостойных раб Твоих, да ходатайствуеши к Рождшемуся от Тебе: о, Владычице мира, буди Ходатаица " . Истинный Бог; Пресвятая Богородица. Названия чинов ангельских пишутся с прописной буквы: Ангелы, Архангелы, Престолы, Власти... Ангел Хранитель (без дефиса, оба слова с прописной) Силы Небесные Небесные Силы бесплотные Небесное воинство Названия, относящиеся ко Кресту С прописной буквы пишутся слова, обозначающие Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос: Крест Христов - " Вознесыйся на Крест " . Честной и Животворящий Крест, Древо Крестное. Во всех других значениях " крест " - со строчной буквы: взять на себя крест Христов (страдания), осенить себя крестом, напрестольный крест, наперсный крест, крест с украшениями.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/125/...

Слово на память Алексея человека Божия Святой апостол Павел, беседуя с Коринфянами о будущем воскресении мертвых, заметил, что как «звезда... от звезды разнствует во славе» ( 1Кор. 15:41 ), так будет в день Воскресения и с телесами Праведников: то есть все, они заблистают светом небесным; но свет сей будет не одинаков: в одних сильнее, в других слабее. Таковое разнообразие в блаженном просветлении праведных на небе произойдет, без сомнения, не от чего другого, как от внутреннего разнообразия их душевных качеств и степени богоподобия, достигнутой им на земле. Как бы в некое предварение и залог сего, служит теперь разнообразие тех особенных проименований, коими Святая Церковь отличает многих из угодников Божиих. Так, иной на языке Церкви называется великомучеником и многострадальным; другой – прозорливым, третий – постником, тот милостивым, сей молчаливым, иной столпником, другой начертанным, иной вселенским учителем. Все сии и подобные проименования, очевидно, не праздные имена, а выражают собою отличительный характер святых угодников и служат предвестием и залогом той особенной славы и того величия, коим каждый из них украсится во Царствии Отца Небесного. Празднуемый нами, угодник Божий Алексий также отличается особым названием человека Божия . И все праведники суть человеки Божий; подобно как грешники – человеки не Божий, а сыны, как называет их Сам Спаситель, диавола; но святой Алексий именуется человеком Божиим в особенном некоем значении: как бы это название принадлежало ему преимущественно перед всеми другими. От кого наречен святой Алексий сим высоким именем? Если бы его нарек так и глас человеческий, подобно как святой Иоанн еще при жизни его наречен был Златоустом за сладость бесед своих, то и тогда это название составило бы для него великую похвалу; ибо это значило бы, что все, видевшие его, признавали в нем человека Божия в высшей степени. Но Алексий наречен так не от человек и человеком, а свыше, от Самого Бога, ибо в то время, когда праведник скончавал течение свое и приближался к исходу от сей жизни, недоведомый глас в церкви, во время богослужения возгласил: грядите зреть человека Божия!

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Her...

Сомово. Церковь Николая Чудотворца. Карта и ближайшие объекты Сомово (до XVIII века - Самово) - село Шаблыкинского района Орловской области, в 30 км к югу от Карачева, в 7 км от границы с Брянской областью. Крупнейший сельский населенный пункт района. До 1929 в составе Карачевского уезда (в т.ч. с 1920 - в составе Брянской губернии). Возникло не позднее XVI века; к началу XVII века являлось волостным центром Карачевского уезда (также называлось Никольское). В 1614 упоминается как приходское село с разоренной Никольской церковью; в первой половине XVIII века в селе упоминается одновременно две церкви – ветхая Воскресенская и новая Никольская; в 1807-1824 построено каменное здание Николаевского храма (не сохранилась). В XVIII-XIX века - владение Веревкиных, Гриневых, Юрасовых, Коломниных и других. В 1853 на средства помещиков А. Веревкина и Д. Гринева устроена деревянная Митрофаньевская церковь, позднее служившая кладбищенской (не сохранилась). С конца XIX века в селе работали земская школа для мальчиков (1882) и церковно-приходская школа для девочек (1895). В начале ХХ века центр Сомовской волости был перенесен в село Лески; с 1924 село Сомово вошло в состав Шаблыкинской волости, а с 1929 - Шаблыкинского района. Максимальное число жителей 1700 человек (1926). http://www.kray32.ru/orel101.html Сегодня однопрестольная церковь Николая Чудотворца размещается в приспособленном кирпичном одноэтажном здании под двускатной крышей. Внешне выделена маленькой главкой с крестом. Приписана к Покровскому храму в Шаблыкине. Село Сомово, Самово тож, расположено на левом берегу реки Навли, при большой Севско-Карачевской дороге. Особенную красоту местности придают помещичьи усадьбы и речные заливные луга. От епархиального г. Орла село Самово расположено в 80 верстах, а от уездного г. Карачева в 30 верстах. Село известно также и под именем Никольского. Последнее название усвоено селу от церкви, а относительно происхождения первого названия существует двоякое предание. По одному – название Самово произошло от древнего слова «самость», самостоятельность. Говорят, что в старину в этой местности было до 80 самостоятельных помещиков, которые чинили суд и расправу над своими крестьянами и прочими обитателями «сами собой», без вмешательства сторонней власти и представляли из себя как бы самостоятельное княжество. По другому преданию село первоначально называлось Сомово потому, что около села в реке Навле водилось много сомов. В церковных и всякого рода других документов село именуется, однако, Самово, а не Сомово.

http://sobory.ru/article/?object=18187

Сомово. Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1807 и 1824. Год утраты:Не установлен. Адрес: Орловская обл., Шаблыкинский р-н, Сомовский с/с, с. Сомово Координаты: 52.862, 34.94577 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Село Сомово, Самово тож, расположено на левом берегу реки Навли, при большой Севско-Карачевской дороге. Особенную красоту местности придают помещичьи усадьбы и речные заливные луга. От епархиального г. Орла село Самово расположено в 80 верстах, а от уездного г. Карачева в 30 верстах. Село известно также и под именем Никольского. Последнее название усвоено селу от церкви, а относительно происхождения первого названия существует двоякое предание. По одному – название Самово произошло от древнего слова «самость», самостоятельность. Говорят, что в старину в этой местности было до 80 самостоятельных помещиков, которые чинили суд и расправу над своими крестьянами и прочими обитателями «сами собой», без вмешательства сторонней власти и представляли из себя как бы самостоятельное княжество. По другому преданию село первоначально называлось Сомово потому, что около села в реке Навле водилось много сомов. В церковных и всякого рода других документов село именуется, однако, Самово, а не Сомово. Можно думать, что приход Сомовский существует с незапамятных времен, по крайней мере в 1614 г. приход существовал, как самостоятельный и с таким названием. В числе разоренных в этом году крымскими татарами сел упоминается и село Никольское, Самово тож. Самовский приход составляют само село и 10 деревень. Население села в настоящее время состоит большей частью из временно-обязанных крестьян, шести дворянских семей, есть несколько купцов, мещан, дворовых людей и однодворцев. Прихожан в селе Самове числится 2600 душ обоего пола.

http://sobory.ru/article/?object=58982

Тем временем церковная ситуация на Украине вызывает нарастающую тревогу. Каноническую Украинскую Православную Церковь , находящуюся под руководством ее предстоятеля, признанного всеми Поместными Православными Церквями, Блаженнейшего Онуфрия, митрополита Киевского и всея Украины , законодательно заставляют изменить название. Цель — принудить все приходы к перерегистрации и совершить пересмотр всех соглашений и договоров между государственными и церковными структурами. (Представим себе, что германское правительство потребовало бы от Римско-Католической Церкви в Германии провести официальное переименование, а название «Римско-Католическая Церковь» было бы присвоено некой новой, только что созданной организации). Если же Церковь откажется от переименования — что было бы логичным, поскольку в нормальных обстоятельствах организации сами выбирают себе названия, а не получают таковые от государства, — то она должна считаться с непредсказуемыми, — разумеется, крайне негативными — последствиями, с потерей статуса юридического лица. В то же время епископов и священников вызывают в Службу безопасности Украины (СБУ), принуждают покинуть каноническую Украинскую Православную Церковь и присоединиться к новой структуре. Монастыри притесняются государством: им грозят передачей в третьи руки. Не в последнюю очередь это касается двух укорененных в древней традиции и всемирно известных монастырей — Киево-Печерской и Почаевской лавр (наш монастырь в Мюнхене — наследник Почаевской традиции). Отъятию и передаче иным призваны послужить предложенные новые законы 5309 и 4128). К тому же, поскольку в результате советского наследия монастыри и храмы по-прежнему принадлежат государству, а не Церкви, оно теперь стремится определять «пользователей» согласно собственным целям, без учета подлинной преемственности. Предвосхищая события, была начата кампания запугивания: уже 29 ноября 2018 года проведены обыски в зданиях, находящихся в ведении наместника Киево-Печерской лавры митрополита Павла . 5 декабря 2018 года последовали подобные «посещения» в епархиальных управлениях в Житомире, Коростене и Овруче. Радикалы захватывают храмы. Изгнаны те, кто молился в них раньше, и вынуждены совершать богослужения в частных домах. В своем Рождественском послании я уже подчеркнул: эта политика запугивания должна рассеять любые иллюзии у христиан и вообще людей доброй воли.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5375652...

Тихон Хренников: «Без культуры нет государства – одно название!» Беседа с композитором Тихоном Николаевичем Хренниковым Композитор Тихон Николаевич Хренников В ночь на 14 августа, на праздник Происхождения честных древ Креста Господня, в возрасте 94 лет скончался известный советский композитор Тихон Николаевич Хренников. Композитор, Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, трижды лауреат Сталинской, а также Государственной и Ленинской премий,  Т.Н. Хренников родился 28 мая/10 июня 1913 г . в Ельце. Образование он получил в Музыкальном училище имени Гнесиных и Московской консерватории, будучи учеником Михаила Гнесина, Виссариона Шебалина и Генриха Нейгауза. В 1941–1965 гг. заведовал музыкальной частью Центрального театра Советской Армии. С 1948 по 1991 г . бессменно руководил Союзом композиторов СССР. Хренников – автор многих известных песен, оперы «В бурю», балета «Любовью за любовь», музыки к фильмам «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны», «Гусарская баллада» и других произведений. Жизнь Хренникова была долгой и пришлась на такое время, когда сохранить совесть мало кому удавалось. Занимая высокую административную должность, он уберег музыкантов от тех расправ, которым подверглись почти все творческие союзы страны. Множество знаменитых сейчас композиторов, солистов, коллективов обязаны ему своим существованием. Со смертью Тихона Хренникова ушла огромная историческая эпоха, связанная с невероятным расцветом советской музыки. 16 августа, согласно последней воле покойного, в его родном городе Ельце (Липецкая область) останки усопшего преданы земле. Это было, пожалуй, одно из последних интервью с Тихоном Николаевичем Хренниковым – великим русским композитором, взятое в его замечательной московской квартире на Старом Арбате, в просторной светлой комнате. Да нет, пожалуй, самое последнее. Этой встречи мне пришлось ждать долго: неоднократно созванивался с Тихоном Николаевичем по телефону, несколько раз договаривался с ним о том, что как только буду в Москве – сразу к нему. Но поездка все время откладывалась.

http://pravoslavie.ru/4758.html

Церковь: ее природа и задача Впервые (на англ. яз.): The Church and Her Responsibility//World Council of Churches Study Department. Geneva, Switzerland, Mardi 1947. P. 2–14 (издано в качестве внутреннего документа Исследовательского отдела Всемирного Совета Церквей). Перепечатана в следующем году под другим названием: The Church: Her Nature and Task//The Universal Church in God’s Design («The Amsterdam Assembly Series», 1). London: Student Christian Movement, 1948. P. 43–58. Воспроизведена без изменений под тем же названием в 1-м томе Собрания сочинений Флоровского (р. 57–72). Печатается по последнему изданию в переводе Л. А. Успенской . Соборный дух Невозможно начинать с формального определения Церкви. Ибо, строго говоря, нет такого определения, которое могло бы претендовать на вероучебную авторитетность. У отцов мы его не находим. Вселенские Соборы определения не дали. В изложениях вероучения, составленных по разным случаям в Восточной Православной Церкви в XVII веке и часто принимаемых (неправильно) за «символические книги», также не дается определение Церкви, кроме ссылки на соответственный член Символа веры с некоторыми комментариями. Однако это отсутствие формального определения не означает путаницы в мыслях или неясности взгляда. Святые отцы не были особенно озабочены учением о Церкви именно потому, что преславная реальность ее была открыта их духовному взору. Ведь не требует определения то, что самоочевидно. Это и объясняет отсутствие особой главы о Церкви во всех ранних изложениях христианского вероучения у Оригена , святого Григория Нисского , даже у святого Иоанна Дамаскина . Многие современные ученые, как православные, так и римо-католики, предлагают, что сама Церковь еще не определила своей сущности и природы. «Сама Церковь доныне еще себя не определила», – говорит Роберт Гроше 795 . Некоторые богословы идут еще дальше и утверждают, что никакое определение Церкви невозможно 796 . Во всяком случае, богословие Церкви находится еще в становлении (im werden), в процессе формирования 797 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florov...

Церковь Николая Чудотворца в Коломягах (Санкт-Петербург) Церковь Николая Чудотворца в Коломягах Район, через который проходит Коломяжский проспект, когда-то был одним из самых живописных пригородов Петербурга. Теперь же это городские новостройки. Проспект носит имя бывшего здесь еще в допетровские времена финского поселения Коломяги. Исследователи по-разному объясняют это название. Одни считают, что оно связано с несколько странным видом горы, на которой располагалось селение: «коло» – по-фински углубление, пещерка; «мяки» – горка, холм. Другие возводят название к финскому «келло» – колокол, то есть «колокол на горе» – звонница. Сторожевые колокольни были непременной принадлежностью возводившихся шведами крепостей в приневских землях. И действительно, на дореволюционных планах Петербурга видно недалеко от Коломяг обозначенные пунктирной линией «остатки шведского укрепления XVII века». При Петре I земли вокруг новой столицы раздавались приближенным императора, и селом владел сначала генерал-адмирал А.И. Остерман, а после его опалы – канцлер А.П. Бестужев-Рюмин. Они переселяли сюда из принадлежавших им деревень крепостных, и так постепенно финское село стало русским. Еще долго коломяжские старожилы считали себя выходцами из приволжских и галицких земель. Ни одно крупное село на Руси не могло существовать без храма. Строили церкви и для коломяжских жителей. Сохранившаяся в Коломягах церковь во имя великомученика Димитрия Солунского на Стеклянной горке, построенная в 1905–1906 годах, – один из редких в Петербурге и его пригородах деревянных храмов дореволюционной постройки. В Коломягах существует и часовня во имя святого благоверного князя Александра Невского. Выстроенная в 1883 году, она была отреставрирована по благословению митрополита Ленинградского Алексия, ныне Патриарха Московского и всея Руси, реставратором Н.В. Бондаревым и его добровольными помощниками – солдатами находившейся неподалеку воинской части. Часовня была освящена 13 сентября 1990 года. Для огромного района церкви и часовни явно недостаточно. Вот и было решено построить еще один храм – во имя святого Николая Чудотворца.

http://pravoslavie.ru/2754.html

Часть 1 От издателей В подлиннике сей книги, в заглавии ее значится, что книга составлена другим лицом, неким мудрым мужем, старец же Никодим только пересмотрел ее, исправил, дополнил и обогатил примечаниями и выписками из св. отцов, подвижников. Потому старцу Никодиму она принадлежит больше по духу, чем по букве. При переводе сей книги сочтено более пригодным примечания и свидетельства отеческие внести в текст, а по причине этого приходилось иной раз изменять слова книги для улучшения ее стиля, что допускалось иногда и без этого. Потому предлагаемую книгу следует считать не столько переводом, сколько вольным переложением. Предисловие 2 Настоящая душеполезная книжица справедливо носит данное ей название «Невидимая брань». Как многие из священных и богодухновенных книг Ветхого и Нового Завета получили свое наименование от самих предметов, о коих они поучают (Книга Бытия, например, названа так потому, что возвещает о сотворении и благоустроении всего сущего из не сущего; Исход – потому что описывает исход сынов Израиля из Египта; Левит – потому что содержит устав священнодействий для колена Левитского; книги Царств – потому что повествуют о жизни и деяниях царей; Евангелия – потому что «благовествуют... радость велию... яко родися... Спас... миру Христос Господь» ( Лк. 2, 10, 11 ) и указывают всем верный путь ко спасению и наследию вечноблаженной жизни); так кто не согласится, что и настоящая книга, судя по содержанию ее и по предметам, которыми она занимается, достодолжно названа «Бранью невидимой»? Ибо она поучает не о какой-либо чувственной и видимой брани и не о врагах, явных и телесных, но о брани мысленной и невидимой, какую каждый христианин восприемлет с того часа, как окрестится и даст пред Богом обет – воевать за Него во славу Божественного имени Его даже до смерти (почему написанное в книге Чисел: «сего ради глаголется в книзе Брань Господня» ( Чис. 21, 14 ) – иносказательно написано о сей невидимой брани), и о врагах бестелесных и неявных, кои суть различные страсти и похотения плоти, и демоны злые и человеконенавистные, день и ночь не перестающие воевать против нас, как сказал блаженный Павел: «несть наша брань к крови и плоти, но к началам и ко властям и к миродержателям тьмы века сего, к духовом злобы поднебесным» ( Еф. 6, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010