Хотя Святая и Единосущная Троица благоизволила явиться Аврааму в человеческом образе, но вскоре дала понять ему Свое Божество и силу. Святое Писание говорит: «И встали те мужи и оттуда отправились к Содому и Гоморре; Авраам же пошел с ними, проводить их. И сказал Господь: утаю ли Я от Авраама раба Моего, что хочу делать!» ( Быт. 18, 16–17 ) Какой странник в небогатой одежде, не имеющий ни воинов, ни слуг в услужении, мог бы назвать Авраама рабом, ведь Авраам имел много рабов и большое богатство? Далее Господь говорит: «От Авраама точно произойдет народ великий и сильный, и благословятся в нем все народы земли» ( Быт. 18, 18 ). Вновь Аврааму стало понятно, что ему явился Бог, сказавший раньше: «Благословятся в тебе все народы земли» (См. Быт. 12, 3 ) 23 . И сейчас Этот же Бог вновь говорит Аврааму: «Благословятся в тебе все народы земли». Почему Авраам, уже доподлинно узнав, что не люди, но Бог явился ему, одинаково послужил Троим, равно почтил Троих, равно Троим омыл ноги? Разве это не истинное свидетельство того, что Святая, Единосущная и Животворящая Троица открыла Свою тайну Своему угоднику Аврааму: Она Едина и Троична, Едина Божеством и Существом, Троична же в Лицах, или Ипостасях. Ибо Писание говорит, что после этого «обратились мужи оттуда и пошли в Содом... И пошел Господь, перестав говорить с Авраамом... И пришли те два Ангела в Содом» ( Быт. 18:22, 33, 19:1 ). Знай же, что Бог Отец пошел один, а в Содом Он послал Сына и Святого Духа, ибо Бога Отца никто никогда не посылал, Сын же Сам говорит о Себе: «Пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь» ( Ин. 12, 49 ); и о Святом Духе Сын говорит: «Если Я пойду, то пошлю вам другого Утешителя от Отца» (Ср.: Ин. 15:26, 16:7 ). Изначально, когда захотел Отец сотворить человека, тогда Он призвал Сына и Святого Духа, говоря: «Сотворим человека» ( Быт. 1, 26 ). Когда Бог Отец захотел уничтожить богоборное собрание людей, решивших создать Вавилонскую башню, Он не разрушил ее единолично, но сказал Сыну и Святому Духу: «Сойдем же и смешаем там язык их» ( Быт. 11, 7 ). Так же Он поступил и сейчас: захотев истребить гнусный, нечистый, дерзкий и свирепый народ и избавить праведника от смерти, Бог Отец послал Сына и Святого Духа, чтобы показать единую во всем волю, единую власть и единое желание Святой Троицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Но для того чтобы тебе легче было поддержать в себе это стремление к небесному, воспитай в себе любовь к храму Божию, который, как место особенного присутствия Божия, подобное небесам, есть земное небо, так что мы, стоя в храме, чувствуем себя как на небе. Укрывайся почаще в это убежище от мира и его суеты. Скоро ли удастся тебе достигнуть небесных обителей, неизвестно, но на пути к ним нет лучшего места отдохновения, чем храм Божий. Лот бежал из Содома не прямо в указанную ему гору, но на пути к ней остановился в ближнем городке Сигоре и уже отсюда перебрался в эту гору. Храм земной на пути к небу – это то же, что Сигор. Угонзай, торопись в этот святой Сигор и в нем укрепляй себя благодатными силами для странствования к горним обителям – и ты благополучно достигнешь их и водворишься в них навсегда, как Лот навсегда водворился в Моавитских горах. Не один, впрочем, храм Божий, но и вообще жизнь в удалении, по возможности, от мира и его сует – это то же, что Сигор на пути к горам Моавитским. Не буди столп сланый, душе, возвратившися вспять. Образ (пример) да устрашит тя содомский. Горе в Сигор спасайся. Лоту дано было Ангелом повеление, чтобы он во время бегства из Содома не оглядывался назад. Жена Лотова вопреки этому повелению, данному для испытания веры и послушания, оглянулась назад, желая, быть может, вернуться в Содом для спасения дорогих для нее вещей и, пожалуй, остаться там. Последнее желание могло появиться в ней из-за сомнений в действительности приговора, произнесенного на Содом. Во всяком случае за преслушание воли Божией она заслуживала наказания, которое и постигло ее. Она была превращена в соляной истукан. Нельзя не видеть в этом примере предостережения для каждого из нас. Жена Лотова, оглянувшаяся назад, – это образ души, вступившей на путь покаяния и заповедей Господних, но не идущей по этому пути решительным шагом. Господь Иисус Христос имел в виду людей с подобным настроением, когда сказал: никтоже возложь руку свою на рало и зря вспять, управлен есть в Царствие Божие ( Лк.9:62 ). Они восчувствовали свое греховное состояние и его тягость для совести и решились исправить свою жизнь, поступать по заповедям Христа и по Его примеру, в духовном удалении от мира и его сует, от господствующих в мире похотей плотоугодия, корыстолюбия и честолюбия. Но их решимости недостает твердости и постоянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Откр.11:8 И трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят. Столь велика будет злоба антихриста против этих двух пророков и столь велико его злорадство от одержанной им победы, что тела убитых будут лишены всякого почитания, они даже не будут положены в гробы, так и останутся лежать на улице на месте убийства. Трупы – этим подчеркивается, что победу антихрист одержал только внешнюю, физическую, умертвил тела, но ничего не смог причинить их душам, ничего не смог противопоставить их свидетельству. Произойдет это в городе, который здесь охарактеризован с трех сторон: – как великий; – духовно называется Содом и Египет; – где и Господь наш распят. Указание, где и Господь наш распят (более точный перевод: «их», то есть Господь этих пророков), однозначно указывает на город Иерусалим, где на Голгофском холме был распят Господь пророков и всех нас Иисус Христос. Именно город Иерусалим разумели здесь древние толкователи – святые Викторин, Ириней, Андрей Кесарийский . Нет никакого основания под этим городом разуметь иные города, например, Рим или же полагать, будто это имеется в виду омирщенная и падшая Церковь . Здесь надо конкретно разуметь город Иерусалим. Антихрист придет против Христа и воцарится там, где распят был Христос. Где началось царство Христово, там и он начнет свое царство. Город-блудница (гл. 17–18) – это будет совсем другой город. Между антихристом и Вавилоном будет война (17,16–17) и ненависть. Говорить же, что этот город есть Церковь – это вообще кощунственно, ибо в ней до дня кончины века царствовать будет только Христос ( Мф. 28:20 ). Иерусалим называется здесь великим городом , а не святым, как в 11,2, так как будет городом великого нечестивого государства антихристова, который духовно называется , то есть духовно, по нравственно-религиозному состоянию, будет подобен Содому и Египту . Содом – это город греха, разврата и нечестия. Египет – это образ мира и богопротивления. Грех и богопротивление – вот духовная картина Иерусалима при антихристе. И это тем более ужасно, что этот город ведь есть святое святых земли, воистину мерзость запустения на святом месте! ( Дан. 9:27 ; Мф. 24:15 ). Город, распявший Христа, убьет и последних пророков. Плачет Христос: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! Сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се оставляется вам дом ваш пуст» ( Мф. 23:37–38 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

Сегодня: Среди руин большого соборного комплекса в центре древнего Джераша — так называемая Фонтанная площадь, на которой византийцы ежегодно отмечали праздник претворения воды в вино в Кане Галилейской. В Умм-Кайсе недавно найдена редкая пятиапсидная базилика IV века, возведенная прямо над римско-византийской гробницей у городских ворот на дороге к галилейскому побережью. Скорее всего, этот храм стоит на месте совершенного Иисусом чуда. 3. Анджара Священная история: В пещере на Галаадских холмах Иисус с Его Матерью и учениками останавливались для отдыха, путешествуя по Палестине. Сегодня: На пещере возведена современная католическая церковь Богоматери-на-Горе. 4. Мукавир Священная история: По Иосифу Флавию (I век), Мукавир (современный Махерус) — дворец или крепость Ирода Антипы. За обличения Ирод заточил Иоанна Крестителя в темницу в крепости Махерус, а затем обезглавил (ср.: Мк. 6, 14–29). Сегодня: Развалины дворца Ирода. С вершины горы Мукавир (подъем — по пешеходному серпантину) открывается панорама Мертвого моря. 5. Мертвое море, пещера Лота Священная история: Печально известные Содом и Гоморра, как и другие города долины, стали ареной одного из самых драматичных ветхозаветных сюжетов. Вскоре после того как Авраам с племянником Лотом пришли в долину Мертвого моря, они разделили скот и людей и пошли каждый своим путем (ср.: Быт. 13, 1–18). Господь сказал, что истребит Содом и Гоморру за грехи их жителей, но Аврааму удалось уговорить Господа пощадить Лота и других праведников. Когда спасенные бежали из горящего Содома, жена Лота ослушалась Господа, обернулась и превратилась в соляной столп. (ср.: Быт. 19, 1–26). Лот с двумя дочерями выжил и укрылся в пещере близ города Сигор (ср.: Быт. 19, 27–30). Сегодня: По одной из популярных историко-географических версий, Содом и Гоморра — это остатки укрепленных городов Баб-эд-Дхра и Нумейра в юго-восточной части долины Мертвого моря. В обоих городах найдены следы разрушений и пожаров начала бронзового века. В Фейфе, Сафи, Хнейзире выявлены остатки других городов раннего бронзового века, в том числе большие могильники с тысячами гробниц. На склоне холма над Сигором (современный Сафи) над Лотовой пещерой христиане-византийцы построили храм и монастырь, посвященные святому Лоту. В нем проведены раскопки, и сейчас комплекс легко осмотреть. Близ Мертвого моря — скальное образование «Жена Лота».

http://e-vestnik.ru/interviews/iordanski...

91 Существует мнение, что миссия Илии будет касаться в большей степени иудеев, тогда как Еноха – язычников. См. также комм. на 11, 2. «зверь, выходящий из бездны» – сказано об антихристе. Исхождение его из преисподней следует понимать не буквально, но в том смысле, что оттуда происходит его «помазание», его сила и власть над миром. О бездне см. комм. на 9, 1.  «сразится с ними, и победит их, и убьет их» – два свидетеля пострадают от антихриста и будут им убиты, как пострадали и были убиты все от века мученики за Христа. 8 и трупы их оставит на улице великого города, который духовно называется Содом и Египет, где и Господь наш распят.  Оставление трупов без погребения считалось по восточным представлениям поруганием и наказанием от Бога (ср. Пс. 78, 3). Данная черта говорит о полной победе и торжестве врагов. Можно сравнить это с Распятием Спасителя: крестная казнь также означала особое поругание и считалась проклятой.   «духовно называется Содом и Египет» – по своему духовному состоянию город, о котором идет речь, подобен Содому и Египту. Содом – это город греха, разврата и нечестия, а Египет – образ богоборческой цивилизации и лжерелигии, поработитель народа Божия. «где и Господь наш распят» – слова определенно указывают на город Иерусалим (см. комм. на 17, 1).  9 И [многие] из народов и колен, и языков и племен будут смотреть на трупы их три дня с половиною, и не позволят положить трупы их во гробы. 10 И живущие на земле будут радоваться сему и веселиться, и пошлют дары друг другу, потому что два пророка сии мучили живущих на земле. Смерть двух великих Божиих пророков станет торжеством для богоборческого мира.   «не позволят положить трупы их во гробы» – тела убитых пророков выставляются на поругание, в котором посредством массмедиа смогут принять участие все жители земли.   «мучили живущих на земле» – конечно, слово Божией истины бывает ненавистным и мучительным для тех, кто не любит Бога и любит дела тьмы. К тому же два пророка не просто мучили совесть, но еще и обладали властью посылать в мир казни и наказания. Их не удавалось устранить физически, потому что они находились под особым Божественным охранением. Все, кто враждовал против них, погибали (11, 5). Им нельзя было причинить никакого вреда: тех, кто хотел это сделать, попалял огонь. Убить двух свидетелей было попущено только зверю из бездны. Понятно, что такие два пророка были крайне неудобны и неприятны для массы нечестивых людей, а потому эти люди весьма радовались и посылали друг другу подарки по случаю их устранения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

В Библии очень часто упоминается чаша гнева Божиего, которая символически постепенно наполняется и, будучи переполнена, оборачивается карой Божией. Чаша гнева наполняется для всего человечества, и выпьют ее только те люди, которые поклонились антихристу. Почему Ангел выделяет именно это последнее отступничество? Антихрист попускается Богом, чтобы извлечь из человеческих сердец все скрытое, чтобы выявить, что человеку ближе – зло или добро. Если он поклонился антихристу, значит, он был злодеем по жизни и привычка к злодейству привела его к признанию власти врага – тут прямая причинно-следственная связь. Все зло, посеянное еще в раю, доходит до самой последней своей точки, так что вино гнева Божия не будет разбавлено никакой милостью. Слово Божие говорит, что принимающие печать антихриста, поклоняющиеся его изображению будут в наказание всегда пить вино ярости Бога – мучиться в огне и сере перед святыми Ангелами и перед Агнцем. Почему в сере? На Содом и Гоморру тоже выпал серный дождь, поэтому сказано, что «дождем прольет Он на нечестивых горящие угли, огонь и серу; и палящий ветер – их доля из чаши» ( Пс. 10:6 ). Господь на грешников посылает дождь из горящей серы, поэтому они и будут гореть в огне и сере перед Ангелами Божиими и перед Христом всегда, то есть они будут видеть то, чего лишились. 106 «И дым мучения их будет восходить во веки веков, и не будут иметь покоя ни днем, ни ночью поклоняющиеся зверю и образу его и принимающие начертание имени его. Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии и веру в Иисуса» ( Откр. 14, 11–12 ). Кто при жизни не примирился с Богом, тот уже не получит прощения. После того как человек миновал порог смерти, время прощения закончилось – после смерти покаяния нет. Поэтому христиане должны торопиться покаяться при жизни. Слово «мучения» здесь понимать иначе нельзя, его еще можно перевести как «пытки». Апостол Иуда говорит, что Содом и Гоморра – это прообраз всех грешников, которые будут в вечности мучиться: «Как Содом и Гоморра и окрестные города, подобно им блудодействовавшие и ходившие за иною плотию, подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример, – так точно будет и с сими мечтателями, которые оскверняют плоть, отвергают начальства и злословят высокие власти» ( Иуд. 1, 7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Согрешая и каясь, ветхозаветные предтечи христиан по Божьему внушению блюли нравственные устои, подобные русскому домострою, а язычники от вольных нравов низвергались дьяволом в сладострастное гноевище пороков, - вспомним порочные города Содом и Гоморра... Согласно Библии, в эпоху Авраама города Содом и Гоморра утопали в дикой роскоши и языческих похотях, и коль жители сих поселий « были злы и весьма грешны» ( Быт. 13:13 ) , то «пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли» ( Быт. 19:24-25 ). Даже Богом избранный еврейский народ, что по воле Божией должен был принести языческому миру спасение, вдруг забывал Господа и, сжигая жертвоприношения на языческих капищах, клонил выю, падал ниц то перед Золотым тельцом, то перед истуканом Ваалом, то перед блудницей Стартой и впадал в такое неистовое идолопоклонничество и блудодеяние, что дивились закоренелые язычники и от гнева содрогались небеса. Потомки Моисея, камнями побивавшие ветхозаветных пророков ...даже меж алтарем и жертвенником... утерявшие Божью избранность, на голгофском кресте распяли и Сына Божия, опять же пророками и предреченного. Иисус Христос, а потом и святые апостолы, браня идолопоклонничество, проповедовали язычникам Слово Божие, чему яро противились распявшие Христа: «...В следующую субботу почти весь город собрался слушать Слово Божие. Но иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел. Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану Слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни , то вот, мы обращаемся к язычникам (Выделено мной. - А.Б.) . Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли. Язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни». (Деян.13:44-48)

http://ruskline.ru/analitika/2019/02/12/...

18. Кроме Греции, покойный папа Иоанн Павел П посетил также другие православные страны - Грузию, Болгарию, Румынию и Украину . 19. Содом и Гоморра (Седом и Амора) - города, ставшие символом порочности и безнравственности, а также Божественного возмездия; Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии; впрочем, развращённостью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба этих города. Согласно книге Бытия (Быт.19, 24-28), Господь пролил дождём серу и огонь на города равнины Содом и Гоморру после того, как праведному Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Кроме этих городов, были истреблены ещё Адма (Адама), Севоим (Цевоим) и, по всей видимости, Сигор. Точное местонахождение этих городов остаётся неизвестным, предполагают, что они покоятся на дне южной части Мёртвого моря - единственного моря, где отсутствует какая-либо жизнь. 20. Коринф - город и порт в Греции, на севере-востоке полуострова Пелопоннес, на Истмийском перешейке (у Коринфского канала). Согласно мифологии, основателем города был Сизиф (Сисиф), за свою хитрость впоследствии наказанный богами вечно вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз катился вниз (отсюда выражение «Сизифов труд»). В Коринфе проповедовал святой апостол Павел († 67), пробыв в городе полтора года; именно отсюда в начале 50-х гг. он послал два своих послания к Солунянам. 21. Святитель Симеон Солунский († ок. 1429) - византийский богослов и церковный писатель, архиепископ Фессалоникский (после 1410). Возглавил оборону города от турецких завоевателей (Салоники сдались во время второго приступа только после его смерти, в 1430 г.). Известен как автор ряда полемических сочинений, а также трудов, подробно раскрывающих и символически истолковывающих все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняющих назначение и смысл различных церковных обрядов и священных предметов. 22. Николаизм - ересь апостольского века, в отношении которой Христос, через святого апостола Иоанна († ок.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Р.Калинчук: Культура обогащается при взаимодействии с другой. Переносит на свой грунт, и что-то еще более интересное получается в этом синтезе. А что до европейских ценностей…Был такой отец Церкви, Ефрем Сирин, так он считал, что наши прародители в раю причастились, просто недостойно, а плодом, который они съели, была евхаристия, но он обращает внимание на то, что подумала Ева, глядя на плод. Он был хорош для потребления. Она первый в истории потребитель. Увы, человечество всю свою историю страдает потребительством. Посмотрите на историю Лота. Когда они с Авраамом межевали землю, кому куда идти, Лот выбрал Содом, потому что там было много травы, а у Лота было много скота. То есть его заботили интересы брюха. То, что там Содом с нравами этими ужасными – ничего, потерпим. То же с украинцами. Им показали картинку сытой Европы. Помните же советские анекдоты про сто сортов колбасы, джинсы и все такое. У украинцев случился синдром Лота – потребительство. Там сытно и комфортно. Что там Содом, нравы такие - это не беспокоит.   Е.Никифоров: Узнали-то про это совсем недавно. Я взрослый человек был шокирован проблематикой Содома. Я знал, конечно, что-то такое, но меня это никак не касалось, в моей жизни это не присутствовало, мне это не навязывали. Да и западная Европа ведь тоже под насилием, как сейчас пытаются эту несчастную Украину насиловать. Пытались и нас. Можно кивать на Путина, конечно, он не бог, таланты не всеобъемлющие, да и где все сразу взять. Но по крайней мере этому содому они противостоят. И это есть хорошо. Они защищают Церковь – это уже хорошо. Духовника моего, отца Амвросия (Юрасова) я как-то спросил, как относиться к Ельцину. Он в простоте своей спросил, а что такое Ельцин. Посмеялись. Но при нем открываться стали монастыри, церкви. И батюшка говорит, а что ж тогда ты меня спрашиваешь, как относиться? У отца Амвросия был вектор понимания простой – отношение к Церкви. Церковь – хранительница истины. Лакмусовая бумажка – отношение к Церкви. Поговори о Церкви в Украине. Украинство было сформировано на Галичине, в униатской среде. Они впервые сформулировали лозунги, когда национальное стало понятием религиозным.

http://radonezh.ru/2023/07/17/uniatstvo-...

1091 Симеон Новый Богослов – известный богослов-проповедник, родом из Галаты, получивший воспитание при дворе византийских императоров Василия и Константина. В 20 лет постригся в монахи в Студийском монастыре; позднее перешел в монастырь Святого Мамонта, где вскоре стал священником и игуменом. Вызвал недовольство иерархов Церкви и был вынужден удалиться из Константинополя. Основал свой монастырь, где, прожив 13 лет, скончался (в 1032 г.). Составлял каноны, похвальные слова, был иконописцем. Самые известные сочинения Симеона – «Главы деятельные богословские», «Слово о вере», «Слово о трех образах молитвы». 1093 ...и сподоби мя одесную тебе стати... – По христианскому вероучению, справа от Господа в Судный день будут стоять праведники, удостоенные вечной жизни. Ср.: Пс. 15, 8 . В Уставе Нила Сорского приводится фрагмент из Евангелия от Матфея (25, 31–46) о том, как на Страшном Суде Господь разделяет пришедших к нему на праведников и грешников, «якоже пастырь разлучаетъ овца отъ козлищъ и поставляетъ овца одесную себе, а козлища ошуюя... И идутъ сии в муку вчную, праведници же в животъ вчный» (с. 67–68). 1094 Вм благоутробие твое... «Да приидет на мя милость твои... Судии праведный». – Ср.: Устав Нила Сорского (с. 69–71). Еп. Иустин (Полянский) в издании Устава Нила Сорского (Сергиев Посад, 1991) отмечает, что «молитва эта составлена преподобным Нилом из молитв великомученика Евстратия и преподобной матери Макрины» (с. 58). Рядом с этим фрагментом Духовной грамоты на полях сборника Евфимия Туркова есть пометы, одну из которых можно прочитать как «Евстратия» (л. 86 об.). 1097 ...ни в Содом, ни в Гомор не бысть такова гршника... – Содом (что значит «горящий») и Гоморра (что означает «погружение», «потопление») – города в долине Сиддим, в устье р. Иордана. Их жители, хананеи, за грехи были наказаны Богом: города были сожжены павшим с неба огнем и серным дождем, поглощены бездной земли. Содом и Гоморра стали символом крайнего падения нравов и суровой небесной кары за это. См. Быт. 19, 24–25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010