Этот раздел начинается кратким повествованием о ходатайстве Авраама за жителей Содома. Богословское значение этого эпизода святые отцы видели в том, что существует некое минимальное количество праведников, соли мира (ср.: Мф. 5:13 ), благодаря которым сохраняется город, страна и весь мир. Гибель же городов и стран наступает при прохождении этого порога, радиальном погружении их обитателей в нечестие. Также и огненная гибель этого мира (см.: 2Пет. 3:7 ) наступит при всеобщем отступлении. Еще одно важное богословское значение этого раздела заключено в словах: пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба ( Быт. 19:24 ). То есть Второе Лицо Троицы ниспослало наказание от Первого Лица – Бога Отца, что, по мнению многих толкователей, является прообразом соотношения действий Лиц Пресвятой Троицы в мире. О том, что ветхозаветная церковь понимала этот раздел таким же образом, свидетельствуют таргумы, в которых разбираемый текст звучит как: «Слово Ягве низвело на Содом огонь и серу от Ягве». Нравоучительный смысл данного отрывка троякий. Во-первых, толкователи в истории Лота видят подтверждение того закона праведной жизни, что не место и не окружение обуславливают поведение человека: Лот оставался праведным в Содоме – и пал, когда покинул его. Во-вторых, гибель жены, обернувшейся на гибнущий Содом, – образ тех, кто, избегнув скверн мира... опять запутываются в них и побеждаются ими... последнее бывает для таковых хуже первого ( 2Пет. 2:20 ). В-третьих, раздел является библейским основанием понимания того, что мужеложники... Царства Божия не наследуют ( 1Кор. 6:9–10 ). Окончание раздела повествует о происхождении моавитян и аммонитян – народов Заиорданья. Авраам в Гераре (Быт. 20:1 – 18) Этот раздел, повествующий о малодушном поступке Авраама, важен, во-первых, тем, что здесь речь идет о прамонотеистических взглядах обитателей Ханаана, которых представляет Авимелех, носивший типичный для того времени и места царский титул – Ави Мелех («отец мой – царь», то есть, предположительно, Бог) – так амарнские тексты называют царя Тира. Авимелеху является Бог (см.: Быт. 20:3, 6 – 8 ), судящий его по закону совести (см.: Рим. 2:14 – 15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zakonop...

…«бе бо ему богатство многосущное»…— ибо было у него богатство разнообразное (церковнослав.). 88 Едесса, или Эдесса (ныне Урфа) — город и царство (II b. до н. э. — III b. н. э.) в северной части Месопотамии. Город сыграл значительную роль в истории христианства: в нем было 300 монастырей; он также служил постоянным местопребыванием «отца церкви» Ефрема Сирина. 89 — 179. …читая на память три миллиона стихов Оригена и двести пятьдесят тысяч стихов Григория, Пиерия и Стефана. — Здесь названы философы-богословы первых веков христианства. Ориген род. в Александрии около 185 года; по свидетельству одного из богословов, сочинения Оригена состояли из шести тысяч книг (в древнем значении этого слова); Григорий (ум. около 270 г. н. э.), называвшийся святым и чудотворцем, епископ Неокесарии, затем пустынник, сподвижник Оригена, автор «Похвального слова Оригену»; Пиерий — с 265 по 281 год пресвитер александрийской церкви; за красноречие и обилие сочинений был прозван «Оригеном младшим». Стефаний — архидиакон и первомученик христианской церкви, одним из первых выдвинул идею «вселенского христианства». Говоря о религиозных настроениях Лескова под конец жизни, И. А. Шляпкин в своей статье «К биографии Н. С. Лескова» отмечает: «Религиозное воззрение Лескова изменялось и развивалось далее: он увлекался Оригеном и проектировал даже перевод его на русский мною и H. M. Бубновым (ныне профессором Киевского университета), под общей редакцией известного византииста архимандрита Арсения…» («Русская старина», 1895, декабрь, стр. 208). 90 …«кацы суть богу угождающие и вечность улучившие?» — «какие (кто) угождают богу и получают за это вечность?» 91 Козья милоть — одежда из выделанной козьей шкуры (милоть — овчина). 92 Седмь — семь. 93 Странные — странники. 94 Содом и Гоморра — по библейской легенде, древнепалестинские города, жители которых вели развратный образ жизни. За это бог уничтожил Содом и Гоморру огненным дождем. Выражение «Содом и Гоморра» стало нарицательным. 95 Гетера (греч. hetaira — подруга) — незамужняя женщина, ведшая свободный образ жизни. Гетеры обычно были образованными женщинами с артистическими способностями. 96

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Пока русские православные люди не поймут, что толерантность и христианское смирение это не одно и тоже, пока и будет царствовать " содом " на русской земле. Христофор 5 декабря 2011, 16:20 Я просто изумлен!!! великолепное статья. Да благословит БОГ автора. Валерий 5 декабря 2011, 13:14 Правда глаза колет? Нет. Она их выедает. ваши истеричные причитания от незнания истории. В патериках этого, видимо, не пишут. Сергий 5 декабря 2011, 12:22 Жаль тех людей что хулят Русь дореволюционную. Да, были перекосы при крепостном праве, но его отменили. На каждый исторический век мы решаем проблемы ему соответсвтующие. Напишите лучше о жизни правой, о вере непоколебимой, о живом таковом примере из жизни. Впрочем, сам переход мысли людской к очернению своего прошлого мне непонятен. Есть грехи, но есть и покаяние и жизнь праведная и святая. Зачем манипулировать словами, типа: А помните как жилось крепостному крестьянину? - и пр. Это вы помните? К чему писать это? Почитаем Патерики, Жития святых и укрепимся духом на стези прямой соблюдения заповедей Божиих. А сегодня порадуемся за того молодого человека, который при сильном исушении грехом блуда призвал Господа и устоял непоколебимо. Порадуемся за человека, который с помощью Божией отверг бесовское прельщение сверхспособностями и остался смирен духом и чист сердцем. Порадуемся за ту женщину, которая хранит себя в чистоте, в страхе Божием, для мужа единственного. Порадуемся за каждого из нас, кто при искушении сребролюбием вспомнил слова Евангельские и не стал стяжателем неправедным. Порадуемся за всех нас православных живущих без квартир, машин, достатка, но не унывающих и уповающих на Господа и при всём этом находящим в своём сердце место для милостыни, отдавая последнее нищим. Елена 5 декабря 2011, 10:12 Прекрасная, правдивая статья!Она показывает, как нельзя лучше,нашу современную жизнь. Помогай Вам Бог,батюшка! Валерий 4 декабря 2011, 19:22 Да, статья весьма правдиво говорит о сегодняшнем дне. И не только о сегдняшнем сколько вообще о человеческом обществе. Само понятие " содом " , думаю, обозначает извращение человеком Божиего замысла о человеке и человечестве.

http://pravoslavie.ru/50163.html

Спаси Бог, отец Андрей, за очередной шедевр ! Ирина 4 декабря 2011, 16:50 Отец Андрей! Так значит Вы продолжаете записывать телепередачи! На каком канале Вас можно, наконец, увидеть?! Александр 4 декабря 2011, 16:04 Стяжи дух мирен и спасутся тысячи. А если стяжал не мирен дух? Андрей 4 декабря 2011, 15:57 А я всегда с духовным удовольствием читаю статьи От. Андрея. И поверьте православные каждый сам будет нести свой ответ перед Богом, поэтому в чем-то обвинять священника мы не имеем права. Дай Бог От. Андрею здравия и крепости духовной в его не легком священническом труде. Спаси Господи! Ольга Бойко 4 декабря 2011, 01:04 Благодарю Вас, отче Андрее! Думаю, что Вы и есть та соль, спасающая от тления, и слушающие Вас и читающие трезвеннее станут относиться к себе и к своему моральному здоровью! Помогайте же нам духовно прозревать! Спаси Вас, Господи!!! Олег 4 декабря 2011, 00:53 > Голых девчонок продолжали вызывать на сцену, и они, окрыленные позорной и несбыточной надеждой, на сцене продолжали плясать. А мы ходили среди живого Содома и рассуждали о нем же, то ужасаясь действительности, то удивляясь глубине Божественного слова. Голых девчонок? 1. Что делал священник среди голых девчонок? 2. Зачем священник врёт про голых девчонок? Хочет построить проповедь правды - на лжи? Можно ведь привыкнуть. > Вот эти девочки, к примеру, – продолжал мой собеседник. – Они ходят голые среди мужчин, которые им не отцы и не мужья. И при этом думают, что так и надо. Это – Содом. Они потеряли чувство меры, чувство стыда... Вообще-то, раньше на Руси (православной) люди мылись в банях и купались в речках голые и обоего пола, и вместе с детьми. Для некоторых монахов, мучащихся ночными искушениями и поллюциями, это конечно, тоже был Содом, но в целом народ не знал особо ни сексуальных отклонений, ни демографической проблемы. А у некоторых мусульман, например, обнажённый женский локоть вызывает похоть. Дело, всё-таки, наверно не в локте, а в восприятии этого человека. Дмитрий 3 декабря 2011, 23:10

http://pravoslavie.ru/50163.html

Говоря об этой части Откровения, он пишет: “Наконец, очень важная третья часть ( Откр. 11:3–14 ) – аллегория о двух свидетелях, которые символизируют верное свидетельство и конечную победу Церкви”. В другом месте он вновь наводит на ту же странную мысль: “Символику числа «два» мы уже выяснили. Два представляют Церковь в ее верном свидетельстве миру… То, что два свидетеля – символ Церкви и ее роли в истинном свидетельстве миру, показано тем, что два свидетеля отождествляются со светильниками ( Откр. 11:4 ). Светильники же – символы Церкви ( Откр. 1:12.20 ). То, что их только двое, указывает не на часть всей Церкви, но просто соответствует библейскому требованию к верному свидетельству ( Втор 19:15 ). Поэтому два свидетеля – Церковь , насколько она дает верное свидетельство. Как свидетели, они также и пророки ( Откр. 11:3.10 ), смоделированные по ветхозаветным фигурам пророков Илии и Моисея ”. И опять: “Итак, Иоанну открылось содержание книги, запечатанной семью печатями. Он усвоил ее содержание и должен теперь возвещать его всему миру. Его пророчество имеет форму некоей притчи о двух свидетелях, которая носит символический характер ”. Сообщая о городе, в котором будут убиты пророки, а этим городом станет Иерусалим, о. Ианнуарий (Ивлиев) допускает не меньшую вольность: “Под «великим городом» можно было бы понимать Вавилон (псевдоним Рима), но далее говорится: «где и Господь наш распят» – и это указывает на Иерусалим. Однако, он «духовно называется Содом и Египет», то есть имеет типический характер. Так что под «великим городом» подразумевается любой город и любое место в мире. Мир есть Содом, ибо в нем попираются воля Божья и заповеди Его. Он же есть Египет, потому что мир греха есть чужбина и земля рабства”. Что-то ему мешает признать, что Иерусалим конца времён будет нравственно походить на Содом и Египет, как мешает признать отрицательную роль иудеев в деле принятия антихриста , о чём будет сказано ниже. Достаточно своеобразно толкуется о. Ианнуарием (Ивлиевым) указание Откровения на интервал продолжительностью в 3,5 года: с одной стороны этим сроком отмечена продолжительность проповеди двух Божьих свидетелей, а с другой – время царствования антихриста. Этот срок (эти сроки) традиционно понимается (понимаются) как буквальный (буквальные).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Ангелы, изрекшие Сарре обетование о рождении сына, ( Быт. 18:16 ) воссташа, воззреша на лице Содома. [Далее, оставшийся с Авраамом, странник вновь именуется Господом. Прп. Ефрем возвращается от толкования блаж. Августина к толкованию св. Златоуста – Г.Ф.] ...Сошед убо узрю, аще по воплю их грядущему ко Мне совершаются: аще же ни, да разумею ( Быт. 18:21 ). Сказал сие Господь не потому, что не знал их грехов... но хотел сим показать пример судиям, чтобы не прежде произносили они приговор, как увидев дело вполне. Глава 19. Два Ангела приходят к Содому, приближаются к вратам, у которых сидел Лот, для принятия к себе входящих в город странников. ( Быт. 19:1 ) Видев же Лот, воста в сретение им, как и обыкновенно встречал он странников. Но, приближаясь к ним, в одном из двух пришедших узрел то же, что Авраам видел в одном из трех, и поклонися лицем на землю. Вероятно, что пришедшие к Содомлянам Ангелы имели красивый вид... [Здесь прп. Ефрем толкует, подобно блаж. Августину, но не совсем, ибо он видит Господа не в обоих странниках, пришедших в Содом, а в одном из двоих. Принцип Иустина – Златоуста: 1 (Господь) и 2 (ангела), он переносит сюда: 1 (Господь) и 1 (ангел) – Г.Ф.] ( Быт. 19:24 ) …Господь одожди на Содом и Гоморру жупел, и огнь от Господа с небесе, то есть Ангел, в котором явился Господь от Господа, Сущего на небесах, низвел на Содом жупел и огнь» 607 . «Ангел, в котором явился Господь» – прп. Ефрем говорит здесь так же, как блаж. Августин, он единомыслен с ним в том, что явились ангелы, а через, и в них – Господь. Но слова Господь одожди ... от Господа прп. Ефрем толкует вполне так же, как св. Иустин – Г.Ф. Так толковал прп. Ефрем Сирин . Если толкование св. Иустина – св. Иоанна Златоуста (Господь и два ангела) догматически наиболее выверено, то толкование прп. Ефрема Сирина – блаж. Августина (три ангела, через которых явился Господь), пожалуй, наиболее соответствует тексту Писания. Толкования прп. Ефрема Сирина и блаж. Августина вполне православны, но, при некотором выхолащивании смысла и абсолютизации, от них можно перейти к варлаамитской ереси, которая вела к разрыву Бога и творения, к отсутствию Богоявления (Феофании) в тварном мире, к отсутствию нетварного в тварном, к невозможности опытного Богопостижения, т.к. человек познает только тварные сущности.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

В Евангелии от Иоанна читаем: «И когда сказал им: это Я, они отступили назад и пали на землю» (…ς ον επεν ατος γ εμι πλθον ες τ πσω κα πεσαν χαμα) ( Ин. 18:6 ). Это явная реакция на произнесение Имени Божия. Оно раз в год произносилось первосвященником в Храме, а в эту ночь было неоднократно произнесено Господом Иисусом Христом, отнесшим это Имя к Себе. На вопрос первосвященника «Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я…» ( Мк. 14:61,62 ). В греческом тексте Евангелия мы видим «… δ ησος επεν γ εμι …» После таких слов первосвященник разодрал свои одежды, так как ясно понимал, что они означают, и действовал соответственно преданию. Ведь «Талмуд считает достойной наказания только такую хулу на Бога, при которой произносятся запрещенные для произношения вслух имена Бога. Если кто-то был виновен в подобном богохульстве (gidduph), то те, кто свидетельствовали против него, должны были разодрать на себе одежды» 295 . Пророк Божий Моисей возвещает, что Господь нисшел для осуждения Содома и Гоморры от Другого, «Который обитает в неприступном свете, Которого никто из человеков не видел и видеть не может» ( 1Тим. 6:16 ), Которого мы называем Творцом всего и Отцом. Когда два ангела пошли в Содом «Авраам же еще стоял пред лицем Иеговы» ( Быт. 18:22 ) (пер. Н.М.) 296 , о котором написано: «И пролил Иегова дождем серу и огонь от Иеговы на Содом и Гоморру с неба» ( Быт. 19:24 ) 297 . Интересно, что в халдейских переводах Ветхого Завета, так называемых Таргумах, часто встречается выражение «Мемра» т. е. Слово Божие, в тех местах, где в еврейском тексте написано JHWH, особенно в тех случаях, где Бог открывается Своему народу или говорит с ним 298 . Так, например, по халдейскому переводу, «Слово Божие» говорит Адаму в раю; «Слово Господне» говорило Аврааму, дало закон на Синае и т. д., наконец, в предыдущем отрывке Быт. 19:24 сказано, что «Слово Божие низвело на Содом огонь и серу». Когда в Быт. 31:13 ангел Божий говорит Иакову, что Он тот Бог, которому Иаков дал обет в Вефиле, то в Онкелос Таргуме говорится, что Иаков дал свой обет Слову JHWH: «если Слово JHWH сделается моей помощью, то Слово JHWH будет мне Богом» ( Быт. 28:20 и далее).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/istorija...

Кто пошел в Содом? Авраам и с ним Двое. А где же Третий? Надо понимать так. Бога никто из смертных никогда не видел, как говорит ап.Иоанн Богослов. Действительно, Господа мы узрим, когда Он откроется нам по воскресении живых из мертвых. Евангелие говорит, что Бога никто никогда не видел лицом к лицу – ни Моисей, ни пророки; явно лицезреть Бога не дано было и Аврааму. Бог являлся ему в виде Ангела и говорил с ним в виде трех Ангелов, вид которых был подобен виду человека. Но идут в Содом два Ангела, чтобы исполнить волю Божию. Авраам обращается к ним, но говорит с ними как с Богом, называя Их Владыкой, и просит пощадить эти города, если в них найдется хотя бы 50, 40, 30 или хотя бы 10 праведников. И Господь говорит, что ради десяти праведников пощадит этот город, если они найдутся. Конечно, Господь все знал, и в данном случае говорит Ангел, посланный от Бога, чтобы исполнить Его волю. Лот принимает двух Ангелов в этом городе. Они приходят вечером в Содом, когда Лот сидит у ворот Содома. Лот встречает их и оказывает им все возможное для того времени гостеприимство. Но злоба и нечестие, которые поселились в этом городе, делают свое дело: жители Содома требуют выдать путников для издевательств над ними. Люди настолько развратились, что уже не могут терпеть ничего чистого. Они избивают и самого Лота. Господь наказывает их слепотой, а Лота и его семью выводит. Но не всю семью: в Содоме остаются мужья дочерей, зятья Лота; не поверившие ему, когда он сказал, чтобы они вышли из сего места, ибо Господь истребит сей город. Господь выводит Лота из города, чтобы оставить его, единственного праведника, в живых вместе с двумя дочерьми. Лоту указывается на город Сигор, где он и скрывается во время страшной катастрофы, когда истребляются Содом и Гоморра. «Поспешай, спасайся туда, ибо Я не могу сделать дела, доколе ты не придешь туда. Потому и назван город сей: Сигор. Солнце взошло над землею, и Лот пришел в Сигор» (19:22–23). «И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и [все] произрастания земли. Жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом» (20:24–26). Кстати, таких соляных столпов в этой местности очень много и сейчас.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

В самом деле, возражение сильно, таково, что в состоянии поколебать даже и несколько знакомых с писаниями; но разрешается оно весьма легко. Ибо отнюдь не плакал бы Господь о разрушении Иерусалима, если бы не любил его. Он плакал и о Лазаре, потому что любил его. Да и с первого взгляда ясно, что грех принадлежал людям, а не месту. Но как избиение народа, пленение города клонились к тому, чтобы при разрушении города был наказан народ; так и храм затем был разрушен, чтобы погибли прообразовательные жертвы. А что касается самого места, то с течением времени оно стало гораздо священнее, чем было дотоле. Прежде иудеями почитались Святая Святых, потому, что там находились Херувимы, очистилище, ковчег завета, манна, жезл Ааронов и золотой жертвенник. Но не досточтимее ли кажется тебе гроб Господень? Потому что, когда ни войдем в него, всегда увидим Спасителя, лежащего в плащанице, а пробудем там немного, увидим и ангела, сидящего у ног, а в головах сударь свитый. Слава этого гроба была предсказана задолго до того, как он был иссечен Иосифом; это мы знаем из пророчества Исаии, говорящего: и будет покой Его – честь ( Ис. 11:10 ), то есть место погребения Господня сделается для всех достопокланяемым. Но ты скажешь, как же мы читаем в Иоанновом Апокалипсисе: зверь, иже исходит от бездны, убиет я, и трупы их оставит на стогнах града великаго, иже нарицается духовне Содом и Египет, идеже и Господь наш распят бысть ( Апок. 11:7–8 ). Если, говоришь ты, града великого, идеже распят бысть Господь, нет другого, кроме Иерусалима, а место, где распят Господь, нарицается духовне Содом и Египет, значит Содом и Египет, где распят был Господь, и есть Иерусалим. Сначала мы хотим заметить тебе, что священное Писание вообще не может противоречить самому себе, и в особенности не может разногласить одна и та же книга, или, сказать еще ближе, – одно и то же место одной и той же книги. Но в Апокалипсисе, из которого ты теперь представила свидетельства, менее чем десять стихов назад, написано: востани и измери церковь Божию и олтарь и кланяющыяся в ней: а двор сущий внутрь церкве изнеси внеуду, ниже измери его, зане дан бысть языком: и град святый поперут четыредесять и два месяцы ( Апок. 11:1–2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Strido...

Доказательства своему мнению поименованные св. отцы заимствовали из библейского повествования о явлении Аврааму «Ангелов». Из самого повествования видно неравенство между Ангелами, которых принимал Авраам. Когда два Ангела ушли в Содом, Авраам остался перед лицом высшего Ангела, намереваясь ходатайствовать у него за Содомлян. Беседа Авраама с этим Ангелом ясно говорит за превосходство Его пред другими двумя Ангелами. Он знает тайные движения сердца человеческого ( Быт. 17:13, 15 ) и приписывает себе право наказывать смертных за грехи и щадит их (17:20). А всеведение и право суда над людьми исключительно Божеские свойства. А утверждение св. отцов, что под этим Ангелом нужно разуметь именно Второе Лицо Св. Троицы, основывается на следующих доказательствах. Прежде всего, имя Ангела очень часто приписывается в Священ. Писании Сыну Божию и никогда Богу Отцу или Святому Духу. Во-вторых, ветхозаветные явления Божества в видимом и осязаемом образе всего более соответствуют личным свойствам именно Сына Божия, Который, по согласию с Своим Отцом, принял на Себя искупление рода человеческого и должен быть послан в этот мир в конце веков ( Гал. 4:4 ). Поэтому весьма пристойно, что Второе Лицо Св. Троицы, как Посланник Божий к людям, является и Аврааму под видом Ангела, незадолго до рождения Исаака, предвозвещая этим, что и Сам Он намерен принять плоть, «родиться от жены» ( Гал. 4:4 ). Ему же более всего приличествует и право суда над Содомлянами, потому что «Бог не судит никому же; но весь суд даде Сынови» ( Ин. 5:22 ). Потому и выражение Бытописателя: «и одожди Господь на Содом и Гоморр жупель и огнь от Господа с небесе» ( Быт. 19,24 ), св. Епифаний толкует в том смысле, что дважды употребленное слово Господь указывает на Бога Сына и Бога Отца, при чем хотя действующим Лицом является именно Сын Божий, но низводит Он огонь и жупель на нечестивых людей от Бога Отца – «от Господа с небесе» 304 . Из сопоставления всех этих воззрений должно прийти к тому заключению, что хотя один из явившихся Аврааму, как Иегова, ясно отличается от посланных в Содом ангелов; тем не менее самое число три несомненно указывает на троичность лиц в Боге. В этом смысле все св. отцы Церкви в явлении Аврааму трех странников согласно усматривали таинство Пресвятой Троицы. «Видите ли спрашивает бл. Августин, Авраам встречает трех, а поклоняется единому? Узрев трех, он уразумел таинство Троицы, а поклонившись как бы Единому, исповедал Единого Бога в трех Лицах.» 305 «Обыкновение церкви, говорит преосвящ. Филарет, представлять на иконах тайну Святой Троицы в образе трех ангелов, явившихся Аврааму, показывает, что благочестивая древность точно в числе сих ангелов полагала символ Св. Троицы» 306 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010