Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛА АРХАНГЕЛА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1996 г. Фотография. 2012 г. (Тульчинской и Брацлавской епархии УПЦ) находится в пос. Чечельнике Чечельницкого р-на Винницкой обл. Основан решением Синода УПЦ от 27 окт. 2015 г. при храме во имя арх. Михаила (1996). Ок. 1818 г. в Чечельнике на средства ген.-фельдмаршала И. В. Гудовича (1741-1820) вместо 2 небольших Михайловской и Покровской церквей был построен кирпичный 3-престольный храм во имя свт. Иоанна Златоуста, арх. Михаила и в честь Покрова Пресв. Богородицы. Ген.-майор гр. А. И. Гудович (1782-1867), сын фельдмаршала, заказал для церковной колокольни главный колокол. На колоколе, «отлитом усердием действительного тайного советника графа Андрея Ивановича Гудович и дочери его Анны Андреевны Трубецкой и Екатерины Николаевны Орловой в Чечельницкую церковь 1860 года июня 27 дня, весу 107 пудов 18 фунтов», была сделана соответствующая надпись. Летом 1937 г. храм был взорван, кирпич использовали при строительстве школы. В 1996 г. на фундаменте старой церкви был возведен 5-главый кирпичный храм во имя арх. Михаила с 52-метровой колокольней. В нач. XXI в. при церкви существовало сестричество, основанное настоятелем архим. Пименом (Старчаком), в 2015 г. принявшим схиму с именем Иона. Сестры активно занимались социальным служением: ухаживали за больными и бездомными, готовили пищу для нуждающихся. 20 окт. 2015 г. на приходском собрании священнослужители и прихожане приняли решение о преобразовании сестричества в мон-рь. 31 окт. 2015 г. в обители была совершена первая Божественная литургия, к-рую возглавил митр. Тульчинский и Брацлавский Ионафан (Елецких) . За богослужением митрополит возвел бывш. насельницу киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы женского монастыря мон. Серафиму (Смагло) в сан игумении М. м. К нач. 2017 г. в новообразованном мон-ре проживали ок. 50 сестер. В М. а. м. помимо храма имеются келейный корпус, ограда, хозяйственные службы.

http://pravenc.ru/text/2563794.html

Соответствующее постановление было издано 7 марта 1939 г., но не воплощено в жизнь. Во время оккупации города 1941-1943 гг. Киевская городская управа издала постановление о возрождении мон-ря или приходского храма в ведении УАПЦ. Однако неизвестно, было ли оно исполнено. В нач. мая 1943 г. отмечено наличие в обители «архимандрита монастыря, ведающего всеми церквями». При этом Георгиевский собор был завален сеном и древесиной, к-рую здесь же рубили на дрова. Отмечалось сохранение росписей и пригодность собора к богослужениям (Там же). После освобождения Киева советскими войсками спецорганы засвидетельствовали проживание в обители в 1944 г. монахини и 3 монахов «патриаршей ориентации», в т. ч. настоятеля архим. Варлаама (Цывенко). Они были выселены, и мон-рь вновь официально закрыли. Однако, вероятно, архим. Варлаам проживал в колокольне по крайней мере до 1955 г. Постановлением СНК УССР от 30 мая 1944 г. К. В. м. был присоединен к заповеднику «Киево-Печерская лавра», но 21 нояб. 1944 г. передан на баланс Ботанического сада АН УССР, администрация которого сдала в аренду все строения монастыря Киевпромторгу, изд-ву АН УССР, Центральной научной б-ке АН УССР. В 1967-1982 гг. в монастырском комплексе были проведены масштабные реставрационные работы под рук. Р. П. Быковой. В 1975-1997 гг. на территории и в зданиях мон-ря размещался Ин-т археологии. В 1992 г. К. В. м. был частично (до окончательного выселения Ин-та археологии в 1997) передан УПЦ. В 2013 г. постройки занимает мужская община раскольнического «Киевского Патриархата УПЦ». Храмы и другие строения Собор во имя арх. Михаила Церковь во имя арх. Михаила. Юж. фасад. Фотография. 2008 г. Церковь во имя арх. Михаила. Юж. фасад. Фотография. 2008 г. (по Ульяновскому - в честь Чуда арх. Михаила) был заложен в 1070 г. переяславским кн. Всеволодом (Андреем) Ярославичем и освящен в 1088 г., когда ктитор был уже вел. Киевским князем. Реконструкция первоначального облика собора осложняется из-за падения алтарной стены, что вызвало многовариантность гипотез о планировке храма: 3-нефный крестово-купольный с дополнительной парой столбов (8-столпный), удлиненный по оси «восток-запад» (Каргер); традиц.

http://pravenc.ru/text/1684561.html

Претерпевая мучения, Никита просил Бога укрепить его. Тогда ему явился ангел и повелел посмотреть наверх, где святой увидел приготовленный для него венец, десницу Господню, над которой пребывал Дух Святой в виде голубя, и огненный столп, поднимавшийся от земли. Максимиан приказал доставить святого к себе и вновь принуждал его принести жертвы языческим богам. Никита попросил отца забрать из храма идолов, чтобы он в укромном месте мог поклониться им. Обрадованный император принес 12 золотых и серебряных статуй, святой ударил по ним палкой, и они обратились в прах. В гневе Максимиан велел пытать Никиту огнем. Святой по-прежнему не чувствовал боли, он лишь открыто прославлял Бога. Два мага дали ему яд змей и скорпионов, он выпил его, словно воду, и остался жив. Тогда его бросили в темницу, где мученику явился демон в образе ангела и стал уговаривать его принести жертву идолам и т. о. избавиться от пыток. Никита помолился Богу, чтобы узнать, кто с ним говорил. С неба раздался глас, повелевший мученику схватить пришедшего и допросить его. Святой бросил демона на землю, наступил на него и велел назвать свое имя и рассказать о своих деяниях. Демон испугался и рассказал о том, как он искушает людей и что делает для их погибели. В редакции BHG, N 1344, к-рую Истрин издал по рукописям Paris. Suppl. gr. 162, XIV в. (=BHG, N 1345), и Vindob. Hist. gr. 126, XIII в. (=BHG, N 1346d), к рассказу о Никите Никомидийском добавлены сведения из Мученичества Н., в результате чего произошло отождествление 2 мучеников ( Истрин. 1898. С. 36, 38; Markovi . 2008. P. 28). В этой редакции имя Никиты Никомидийского тесно связано с именем арх. Михаила; повествование отличается рядом деталей: Никита был членом сената, с юности он познал Истинного Бога. Женщина, по имени Иулиана, показала ему энколпион с изображением Пресв. Богородицы. Никита сам явился к отцу-императору и обвинил его в нечестии, сказав, что уповает на Бога и арх. Михаила, к-рые избавят его от страданий. Далее при исповедании веры и в молитвах Никита постоянно упоминает арх.

http://pravenc.ru/text/2565366.html

Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) возглавляет богослужение в единоверческой ц. во имя арх. Михаила в с. Михайловская Слобода. Фотография. 2007 г. Крутицкий и Коломенский митр. Ювеналий (Поярков) возглавляет богослужение в единоверческой ц. во имя арх. Михаила в с. Михайловская Слобода. Фотография. 2007 г. Импульсом к переосмыслению целей и задач Е. стало празднование его 200-летия в нояб. 2000 г. Торжества начались с молебна по древнему чину в Успенском соборе Московского Кремля, его служили иерархи РПЦ в сослужении единоверческих клириков. На состоявшейся в Свято-Даниловом монастыре юбилейной конференции под председательством Смоленского и Калининградского митр. Кирилла (Гундяева) с приветственным словом выступил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II . Первосвятитель дал высокую оценку учреждению Е., благодаря чему из церковного раскола «многие вернулись в дом отчий, стали возлюбленными чадами Матери-Церкви, наследниками ее благодатных даров». Святейший Патриарх особо подчеркнул, что «чадам Русской Православной Церкви нужно помнить, что древние церковные обряды составляют часть нашего общего духовно-исторического наследия, которое следует хранить как сугубую драгоценность в литургической сокровищнице Церкви» (цит. по: Православное единоверие в России. 2004. С. 12-16). Результатом юбилейной конференции стало общее убеждение ее участников, среди которых было немало старообрядцев, что совр. Е. должно способствовать единению русского церковного народа. На конференции говорилось как о насущной задаче о разработке для единоверческих приходов новой концепции их бытия, отражающей необходимость интеграции в общецерковную жизнь, выполнение задач подлинной внутрицерковной реабилитации древнего богослужебного уклада и т. д. Существование внутри РПЦ обрядового многообразия должно свидетельствовать не о разобщенности церковного организма, но о способности ее членов «сохранять единство духа в союзе мира» (Еф 4. 1-3), о богатстве богослужебной практики и о глубине внутреннего потенциала Церкви. На конференции было решено впредь называть единоверческие приходы старообрядными приходами РПЦ, постепенно отказываясь от прежнего наименования, поскольку признание старого и исправленного обрядов «равночестными и равноспасительными» делает друг другу «единоверцами» всех чад РПЦ независимо от обряда. Новое словоупотребление становится особенно востребованным при появлении в РПЦ приходов не только с собственно единоверческой богослужебной традицией, к-рую они переняли от старообрядцев-поповцев, но и с более архаичным обрядом, включающим, напр., наонное знаменное пение и т. д.

http://pravenc.ru/text/189549.html

Совр. границы епархии оформились в 1937 г., после образования Вологодской обл. В результате приведения в соответствие границ епархии с границами области территория епархии уменьшилась более чем вдвое в сравнении с территориями нач. XX в. (значительные территории бывш. В. е. входят в состав совр. Сыктывкарской, Вятской, Архангельской, Костромской епархий), одновременно к В. е. были присоединены нек-рые земли Новгородской и Олонецкой (ныне Петрозаводской) епархий. В 1379 г. в Вычегодскую Пермь, с 1328 г. платившую подати московским князьям, из Москвы прибыл иером. св. Стефан . В продолжение неск. лет, двигаясь по берегам рек Вымь и Вычегда, он проповедовал христианство зырянам. При слиянии этих рек святой построил ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, клир к-рой составили новообращенные жители Вычегодской Перми. Позднее вокруг храма вырос погост Усть-Вымь. В 1383 г. свт. Стефан в Москве был хиротонисан во епископа для новоучрежденной Пермской епархии. Святитель крестил ок. 700 чел., избрал из их числа способных и рукоположил во священный сан, поставил также иподиаконов, чтецов. Св. Стефан создал коми-зырянский алфавит и перевел на коми-зырянский язык Часослов, Псалтирь, Октоих и др. богослужебные книги. Святитель построил в Перми храм во имя арх. Михаила, при к-ром в XVI в. возник усть-вымский во имя арх. Михаила муж. мон-рь , основал Спасо-Ульяновский Стефанов во имя Св. Троицы и Стефанов во имя свт. Афанасия Великого на Вотче муж. мон-ри. Не желавшие принимать христианство зыряне и коми-пермяки во главе с сотником Паном переселились с Вычегды на берега Оби. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. Софийский собор в Вологде. 1568–1570 гг. Фотография. 2004 г. В 1385 г. Новгородский архиеп. Алексий послал дружинников, чтобы изгнать свт. Стефана из Перми. Нападение удалось отразить с военной помощью из Устюга. В следующем году свт. Стефан ездил в Вел. Новгород, конфликт с архиепископом был урегулирован, Пермский архиерей оказал поддержку архиеп. Алексию в борьбе с ересью стригольников . Святителю удалось уменьшить размер дани, к-рую платили пермяки данщикам, наместникам и в великокняжескую казну. Во время голода в крае еп. Стефан организовал доставку хлеба в Пермь из Вологды. Попытки язычников ограбить и уничтожить Усть-Вымь и Еренский городок (напр., в 1390) пресекались посылкой в Пермь военной помощи из Устюга. В 1396 г. свт. Стефан направился в Москву, где скончался 26 апр.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Интерьер ц. во имя равноап. кн. Владимира в Гродно. Фотография. 2006 г. Интерьер ц. во имя равноап. кн. Владимира в Гродно. Фотография. 2006 г. В 1951 г. под давлением властей Гродненская кафедра была упразднена, ее приходы вошли в состав Минско-Белорусской епархии. В результате укрупнения Гродненской обл. в 1954 и 1960 гг. на ее территории к февр. 1960 г. насчитывалось 197 действующих храмов. В ходе нового этапа гонений на Церковь (см. в ст. Н. С. Хрущёв ) только в 1960 г. в Гродненской обл. было закрыто 53 храма, в т. ч. ц. арх. Михаила в Сынковичах и гродненский мон-рь Рождества Пресв. Богородицы. В 1985 г. в области действовало 73 церкви. В 1989-1992 гг. правящий архиерей Минско-Белорусской епархии преосв. Филарет (Вахромеев) имел титул «митрополит Минский и Гродненский, Патриарший Экзарх всея Белоруссии». В этот период началось возвращение верующим храмов, в т. ч. таких древних святынь, как Борисоглебская (Коложская) ц., ц. Рождества Пресв. Богородицы в Мурованке (Маломожейково), ц. арх. Михаила в Сынковичах. Восстановление епархии 18 февр. 1992 г. решением Свящ. Синода РПЦ в пределах Гродненской обл. Белоруссии была восстановлена Г. и В. е., к-рую возглавил архиеп. Валентин (Мищук) . В 1992 г. начались богослужения в гродненском мон-ре Рождества Пресв. Богородицы (14 дек. 2002 мон-рь получил статус ставропигиального и переведен под управление митрополита Минского и Слуцкого, Патриаршего Экзарха всея Беларуси), возобновлено издание «Гродненских епархиальных ведомостей». К 1994 г. в епархии действовал 81 приход, в клир епархии входило 59 священнослужителей. С 4 февр. 1996 г. Г. и В. е. возглавляет еп. Артемий. При епархиальном управлении работают отделы: миссионерский, катехизический, издательский, по делам молодежи, действует Центр социальной помощи. В 1999 г. начали работу катехизические курсы для подготовки преподавателей воскресных школ, ежегодно на них обучается ок. 110 чел. В 54 воскресных школах обучается ок. 2 тыс. детей и взрослых. В приходах епархии создано 47 правосл. б-к. С 2001 г. в епархии ежегодно проводится фестиваль правосл. песнопений. С февр. 2002 г. еп. Артемий является председателем Объединения молодежи Белорусской Православной Церкви.

http://pravenc.ru/text/168161.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Вениамин (Павлов), еп. Балтский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (РГИА) (Павлов Василий Павлович; 1821, слобода Красная Новохопёрского у. Воронежской губ.- 29.10.1890, Воронежская губ.), еп. Балтский, вик. Подольской епархии. Из семьи дьячка. Учился в Воронежской ДС (1831-1841), к-рую окончил по 1-му разряду. 2 июня 1842 г. рукоположен во священника к церкви в слободе Алфёровке Новохопёрского у. После потери жены в 1843 г. поступил в КДА, где 11 марта 1845 г. был пострижен в монашество. По окончании курса со степенью магистра 31 окт. 1847 г. определен в Воронежскую ДС профессором по библейской и церковной истории, археологии и каноническому праву, исполнял должность инспектора. В 1848-1850 гг. преподавал Закон Божий в воронежском Александринском детском приюте, затем в гимназии. 31 янв. 1853 г. переведен в Курскую ДС инспектором, 1 авг. 1856 г. возведен в сан игумена, с 25 янв. 1859 г.- архимандрит. 4 дек. 1858 г. определен ректором Орловской ДС. 24 февр. 1860 г. назначен настоятелем мценского Петропавловского мон-ря. 10 марта следующего года переведен на должность ректора в Архангельскую ДС с назначением настоятелем архангельского во имя арх . Михаила мон-ря . С 3 авг. 1866 г.- ректор Новгородской ДС и настоятель новгородского Антония Римлянина мон-ря . 12 окт. 1870 г. он был назначен, 4 нояб. наречен и 8 нояб. хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 17 февр. 1879 г. уволен на покой с управлением полтавским Крестовоздвиженским мон-рем. 8 дек. 1883 г. уволен от управления мон-рем и помещен во Флорищеву пуст ., откуда самовольно уехал в Воронежскую епархию. 22 июля 1884 г. был помещен на жительство в Дивногорскую Успенскую пуст. 27 сент. 1888 г. перемещен в донецкий Предтеченский мон-рь Богучарского у. Воронежской губ. Погребен в монастырской холодной церкви. Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. 220 [форм. список]; Здравомыслов. Словарь иерархов. Ед. хр. 432. Л. 71-71. Соч.: Слово в Неделю православия//Странник. 1870. Т. 1. С. 305-311; Слово в день рождения благочестивейшей государыни имп. Марии Александровны//Там же. 1870. Т. 2. С. 59-72; Речь Святейшему Синоду, сказанная архим. Вениамином при наречении его во еп. Балтского, викария Подольской епархии, 4 нояб. 1870 г.//Там же. 1879. Т. 4. С. 265-266. Лит.: Самбикин Д. И. Воспитанники КДА (1819-1869 гг.), поступившие из Воронежской ДС//Воронежские ЕВ. 1869. 22. С. 933; Николаев А. И. Списки воспитанников, окончивших полный курс семинарских наук в Воронежской ДС за истекшее столетие (1780-1879). Воронеж, 1884; Никольский П. В. История Воронежской ДС. Воронеж, 1898-1899. 2 ч. Т. А. Богданова Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/150305.html

Н. занимал особое место в рус. народном религ. сознании, что неоднократно было отмечено иностранными путешественниками; в народе бытовало представление о Св. Троице, состоящей из Спасителя, Богородицы и Н. (см.: Успенский. 1982. С. 6-14). До реформ патриарха Никона общепринятой канонической формой имени святителя была форма Никола, а после реформ, когда каноническим стало именование Николай, она бытовала в качестве обиходной. Простонародные формы - Микола, Микула использовались как имена людей. По мнению Ф. Б. Успенского, форма Микула была древней канонической, к-рую вытеснила форма Никола, а Микула, Микола сохранились в обиходе (Там же. С. 19). Наиболее обоснованное объяснение появления формы Микола/Микула было предложено Ф. Е. Коршем ( Корш Ф. О некоторых слав. словах иноязычного происхождения//Сб. ист.-филол. об-ва при имп. Харьковском ун-те. Х., 1908. Т. 15. С. 61) и М. Ю. Ф. Фасмером ( Фасмер М. Этимологический словарь рус. яз. М., 19862. Т. 2. С. 621), к-рые видят в этих формах контаминацию с именем Михаил. Успенский предположил, что данная форма отражает контаминацию культов Н. и арх. Михаила, к-рая произошла на западе слав. территории еще в докирилло-мефодиевсую эпоху ( Успенский. 1982. С. 20). Это смешение культов находит отражение как в иконографии, так и в народном почитании, где некоторые аспекты почитания арх. Михаила (проводник душ в загробном мире) придаются Н. (Там же. С. 25-26). На слав. почве восприятие и трасформация культа Н. были связаны также с замещением культа языческого бога Велеса (Волоса) как покровителя скота и исполнителя др. сельскохозяйственных функций. Н. в народной культуре считался покровителем домашнего скота, земледелия и соответственно - крестьян, простого народа. Наиболее ярко это отражено в сказании о Николе и Касьяне, распространенном сказочном сюжете, имеющем неск. вариаций. Касьян прошел мимо мужика, у к-рого застряла в грязи телега, а Н. помог вытащить телегу, не побоясь испачкать одежду; с тех пор Касьянов день (29 февр.) якобы отмечается раз в 4 года, а Николин день - 2 раза в год (в данном случае образ св. Касьяна восходит к Иоанну Кассиану Римлянину, чья память отмечается 29 февр., но не раз в 4 года, а ежегодно, т. к. в невисокосные годы переносится на 28 февр.).

http://pravenc.ru/text/2565634.html

Церковь во имя арх. Михаила. 1714 г. Фотография. 2007 г. Церковь во имя арх. Михаила. 1714 г. Фотография. 2007 г. В 1895 г. с севера к трапезной было пристроено крыльцо (в рус. стиле), в 1897 г. устроено крыльцо с юж. стороны церкви для входа в подклет, где находилась усыпальница князей Голицыных (ЦГИАМ. Ф. 421. Оп. 1. Д. 7336. Л. 102-104). Здесь были похоронены бывш. московские военные ген.-губернаторы - кн. Д. В. Голицын с матерью Натальей Петровной ( 1837) и кн. А. Г. Щербатов ( 1848). Михайловская ц., в к-рую перенесли мн. надгробия из Малого собора, является богатейшим собранием рус. мемориальной скульптуры. Сохранились надгробие М. П. Собакиной, выполненное в 1782 г. И. П. Мартосом , надгробие Н. М. Голицыной (скульптор Ф. Г. Гордеев; 1780), изображающее ставшую впосл. традиц. плакальщицу, облокотившуюся об урну и держащую щит с вензелями. Др. тип надгробий, с пирамидой, представлен в храме памятником с могилы М. М. Измайлова (1722-1780) и его жены М. А. Измайловой (1730-1800), а также памятником М. М. Голицыну (1731-1802; скульптор С. С. Пименов). В Михайловский храм из Малого собора перенесено и надгробие П. М. Голицына (1775; скульптор Я. И. Земельгак) - самое известное из скульптурных надгробий Д. м. Композиционно близки между собой вмонтированные в стену церкви горельефные надгробия В. М. Голицына (1731-1797; скульптор Э. де Педри) и А. В. Римского-Корсакова (1729-1781). При реставрации Михайловского храма были раскрыты росписи 1889 г. (автор А. В. Попов), являющиеся образцом академической живописи кон. XIX в. В алтаре установлена сень кон. XVII в., к-рая ранее находилась в Большом соборе. Сень, так же как и весь интерьер храма, была отреставрирована в 1996 г. Богослужения в храме были возобновлены 21 нояб. 1991 г., после возвращения Д. м. Церкви. Вблизи храма по оригинальному проекту архит. И. Вихляева на месте утраченной деревянной беседки над колодцем построена новая водосвятная часовня. Церковь во имя прп. Александра Свирского (автор проекта неизв.; 1796-1798) возведена к востоку от Большого собора на средства сенатора гр. Н. А. Зубова как фамильная усыпальница. После разорения Д. м. в 1812 г. храм был возобновлен лишь в 1820 г. графиней Н. А. Зубовой (ремонтировался Зубовыми в 1863 и 1903). Храм представляет собой небольшую классицистическую ротонду (диаметр ок. 7 м; Там же. Л. 139), перекрытую полусферическим куполом. Стены декорированы плоскими пилястрами с тонко прорисованными капителями. Церковь во имя свт. Иоанна Златоуста

http://pravenc.ru/text/178962.html

28 февр. 1748 г. В. был назначен на Великоустюжскую и Тотемскую кафедру. Прибыв в епархию 28 мая того же года, развернул широкую строительную деятельность. 17 июля 1748 г. он освятил верхний храм ц. во имя св. мц. Параскевы Пятницы в Вел. Устюге, в 1753 г.- престол в юж. приделе верхнего храма в честь Собора арх. Гавриила в архангельском во имя арх. Михаила монастыре, 14 июля 1755 г.- новопостроенную ц. в честь Тихвинской иконы Божией Матери близ Устюга. В 1754 г. на отливку 1054-пудового колокола для устюжского Успенского собора пожертвовал 2000 р. келейных денег и столько же казенных архиерейского дома, отлитый колокол получил имя Варлаам. В 1749 г. на р. Стриге был сооружен загородный архиерейский дом с огромным комплексом хозяйственных построек. На строительные работы В. в качестве наказания назначал духовных лиц, в частности, пруды в загородной архиерейской резиденции, своими излучинами составлявшие вензель преосвященного «ЕВ», были выкопаны руками провинившегося духовенства. Для повышения уровня грамотности среди духовенства В. издал указ о непременном знании клириками наизусть «Букваря» архиеп. Феофана (Прокоповича) и «Сокращенного катехизиса» под страхом штрафа и отрешения от места (указ основан на «Духовном регламенте»). За время управления В. епархией на ее территории имели место 3 самосожжения старообрядцев: в 1748 (53 чел.), 1753 (170 чел.) и 1757 гг. 26 апр. 1751 г. В. просил об увольнении на покой в киевский Выдубицкий мон-рь, ссылаясь на «неимение мирного жития» и скорбь от «бессовестных недоброхотов и ябедников», доносивших на него в Синод; 27 февр. 1752 г. вторично просил об увольнении из-за болезни. В 1754 г. по доносу архим. устюжского Архангельского мон-ря Боголепа началось следствие о злоупотреблениях В. Он обвинялся в разорении монастырей и приходских церквей, вымогательстве денег у духовенства, исправлении приходно-расходных монастырских книг, использовании священно- и церковнослужителей на строительных работах, жестоком обращении с духовенством и рабочими. 1 июля 1756 г. деятельность следственной комиссии Синода, к-рую возглавляли архим. Антониево-Сийского мон-ря Леонтий и подполковник И. Дятлов, завершилась практически безрезультатно. 22 нояб. 1759 г. по причине болезни В. Синод велел совершать священнические и дьяконские хиротонии ставленников Устюжской епархии Вологодскому и Вятскому епископам. В. погребен в Успенском соборе Вел. Устюга. Согласно его завещанию, в храмы, монастыри, частным лицам и нищим убогим роздано свыше 3200 р.

http://pravenc.ru/text/154209.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010