Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ Александрович Порфирьев (1855, с. Можаров Майдан Курмышского у. Симбирской губ.- 6.11.1918, Н. Новгород), сщмч. (пам. 24 окт. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), прот., настоятель нижегородского кафедрального Спасо-Преображенского собора. Род. в семье псаломщика. По окончании Симбирской ДС учился в СПбДА, к-рую окончил в 1882 г. со степенью канд. богословия. Преподавал в Нижегородской ДС. Активный член миссионерского антираскольнического братства во имя св. блгв. кн. Георгия Всеволодовича. В 1886 г. рукоположен во священника к Верхнепосадской ц. во имя свт. Николая. С 1888 г. в церкви ДС проводил собеседования со старообрядцами, имевшими большой успех. 15 июля 1893 г. назначен настоятелем собора во имя арх. Михаила, возведен в сан протоиерея. Возглавлял 2-й епархиальный миссионерский съезд в 1901 г. (см. Съезды миссионерские ). В 1902 г. назначен сверхштатным членом Духовной консистории по делам раскола. С 12 апр. 1905 г. настоятель кафедрального собора Н. Новгорода, вскоре назначен председателем попечительского совета Серафимовского дома призрения заштатных священнослужителей и нес послушание благочинного соборов и домовых церквей Н. Новгорода. В авг. 1912 г. избран в члены Гос. совета от духовенства, однако через год подал в отставку с этой должности. Вместе со сщмч. Лаврентием (Князевым), еп. Балахнинским, вик. Нижегородской епархии, возглавил съезд духовенства Нижегородской епархии 7 июня 1918 г., на к-ром было принято воззвание, призывавшее протестовать против закрытия храмов, мон-рей и конфискации церковного имущества. Обвинен в призыве к контрреволюционной деятельности. Расстрелян вместе со сщмч. Лаврентием и мч. Алексием Нейдгардтом. Реабилитирован в 1991 г. Прославлен Архиерейским Собором РПЦ 2000 г. Лит.: Лушин А. Н. Жизнеописание новомученика российского протоиерея А. А. Порфирьева. Н. Новг., 1993. Рубрики: Ключевые слова: АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/64596.html

К нач. 30-х гг. XIX в. большинство населения Виленской губ. были греко-католиками. По утверждению Полоцкого архиеп. Смарагда (Крыжановского) , жителей правосл. вероисповедания в губернии насчитывалось ок. 1 тыс. В Вильне не было ни одной правосл. приходской церкви, действовал только Свято-Духов монастырский храм, в 1838 г. была освящена приписная к нему кладбищенская ц. во имя прп. Евфросинии Полоцкой. 12 февр. 1839 г. в Полоцке состоялся собор епископов униатских Полоцкой и Витебской епархий, к-рый вынес решение о воссоединении с правосл. Церковью (см. Полоцкий собор ), в том же году была образована правосл. Литовская епархия, к-рую возглавил архиеп. Иосиф (Семашко ; с 1852 митрополит), принятый в общение с правосл. Церковью вместе с паствой. В 1840 г. здание католич. костела св. Казимира было обращено в правосл. церковь, освященную во имя свт. Николая Чудотворца. 9 мая 1845 г. кафедра Литовского архиерея, в 1839-1845 гг. находившаяся в жировицком в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре , была перенесена в Вильну, кафедральным собором стала ц. свт. Николая. В 1840 г. было создано Брестское вик-ство Литовской епархии для управления приходами на территории Гродненской губ. В 1843 г. в Литовскую епархию вошла территория новообразованной Ковенской губ. и было учреждено Ковенское викариатство . Литовская епархия во 2-й пол. XIX - нач. XX в. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. Церковь во имя прп. Евфросинии Полоцкой в Вильнюсе. Фотография. 2003 г. До нач. 60-х гг. XIX в. епархия практически не получала средств из российской казны на строительство храмов, местные ресурсы не позволяли осуществлять его в нужном объеме. Положение в корне изменилось после подавления польск. восстания 1863-1864 гг., когда мн. костелы и католич. мон-ри «за содействие мятежникам» главным начальником края М. Н. Муравьёвым были переданы в распоряжение правосл. епархии или закрыты. В 60-х гг. российская казна выделила 500 тыс. р. на строительство 57 храмов в Литовской епархии, кроме того, со всех концов России в край поступали пожертвования. В 1865-1869 гг. были восстановлены древние храмы Вильны, построенные в XIV в.: Успенский митрополичий собор (Пречистенский), ц. вмц. Параскевы Пятницы, ц. свт. Николая, к к-рой пристроили часовню в честь арх. Михаила, в 1851 г. в Свято-Духове мон-ре в существовавшей ранее пещере была оборудована ц. во имя Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия , где поместили мощи этих святых, вновь обретенные в 1814 г. К кон. 60-х гг. XIX в. на территории епархии действовало более 450 правосл. храмов.

http://pravenc.ru/text/158622.html

выше), целиком сохранились лишь 5-главые церкви Богородицы Одигитрии в с. Кимжа Мезенского р-на АО (1763) и прор. Илии при Артемиеве Веркольском мон-ре в Пинежском р-не АО (1697, 1869). Ряд живописных 9-главых композиций был создан сочетаниями крещатой бочки с восьмериком (ц. св. Иоанна Предтечи в с. Шуя близ Петрозаводска (сер. XVIII в., не сохр.)) и кубоватым покрытием (Никольская ц. в с. Бережная Дуброва Плесецкого р-на АО (1678)), а также размещением дополнительных глав на четверике вокруг шатра (Ильинская ц. в с. Чухчерьма Холмогорского р-на АО (1659, не сохр.) и Сретенская ц. в Заостровье (Рикасове) Приморского р-на АО (1688)) или на восьмерике вокруг центральной главы (церкви Покровская в Кижах и Богоявленская в Лядинах - см. выше). Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Церковь Преображения Господня в с. Турчасове Архангельской обл. 1786 г. Крестообразные храмы (с боковыми прирубами) отличаются, как правило, значительными размерами. На популярность шатровых храмов этого типа могли повлиять формы ц. Вознесения в Коломенском. Особенно близки к ней храмы со слабо выступающими прирубами - церкви Вознесения в с. Пияла Онежского р-на АО (1651; с 4 главками на прирубах) и Успения в с. Варзуга Терского р-на Мурманской обл. (1674). Позже строились и близкие по типу кубоватые 9-главые храмы - Владимирский в с. Подпорожье (1757) и Преображенский (1786) в с. Турчасове - оба в Онежском р-не АО. Ветви креста могли иметь и более обособленные объемы, достаточно низкие относительно центрального шатра (ц. Успения из Александро-Куштского мон-ря, ныне на территории Спасо-Прилуцкого монастыря близ Вологды (сер. XVI в.)) или, наоборот, высокие (ц. Успения из с. Передки, ныне в музее «Витославлицы» в Вел. Новгороде (20-30-е гг. XVI в., завершение перестроено в 90-х гг. XVII в.)). Особое место занимает центрическая 5-шатровая композиция ц. Св. Троицы в с. Нёнокса (1727-1729), на к-рую оказал влияние образ собора Покрова на Рву ( Шургин. 1998. С. 83-100). Под его влиянием был построен и описанный в летописи 6-шатровый Успенский собор Трифонова Вятского мон-ря (ок. 1595; Рузаева. 1997. C. 174-187). Известен вариант с крестообразной 5-банной композицией (ц. Воскресения в Верхоленске Иркутской обл. (1792-1795, не сохр.)). Крестообразные храмы могли также завершаться крещатой бочкой (Успенская ц. в с. Нелазском Череповецкого р-на Вологодской обл. (1694, 1856)). Особое место занимают грандиозные крестообразные деревянные храмы, подражавшие каменным соборным. 5-главый четверик собора арх. Михаила в Шенкурске АО (1681, не сохр.) имел высокие прирубы с дополнительными главами; в целом похожий Воскресенский собор в г. Кола Мурманской обл. (1681, не сохр.) имел также два 5-главых придела, что создавало уникальную 19-главую композицию.

http://pravenc.ru/text/171732.html

Согласно Ангильберту, в чине Rogationes за главной Л. следуют 3 Л. др. типа, которые он называет «галликанской» (gallica), «италийской» (italica) и «римской» (romana) Л. Поскольку в трактате содержание каждой Л. не раскрывается, исследователи пытаются идентифицировать их с помощью книг, происходящих из аббатства Сен-Рикье или связанных с ним. В частности, известны Псалтири, в которых подряд записаны несколько Л. с подзаголовками, частично совпадающими с указаниями Ангильберта: рукопись Paris. Lat. 13159 (ок. 800) имеет рубрики «letania» (Fol. 164v - 165), «letania gallica» (Fol. 165r-v), «letania italica» (Fol. 166r-v); рукопись Brussels. Bibl. Royal. 7524-55 (X в.): «letania» (Fol. 79v - 83v), «letania gallica» (Fol. 83v - 84), «letania italica» (Fol. 84-85v). Сравнение текстов с другими традициями позволило определить, что для «галликанской» Л. характерны вступление с обращением к Лицам Пресв. Троицы и финальные прошения о мире, благоприятной погоде и т. п. «Италийской» Л. свойственны инципит «Exaudi Deus» и рефрен «Intercede pro nobis». В отношении же характерных черт «римской» Л. среди ученых нет единого мнения. Возможно, «римской» считалась Л., к-рую, как полагал Ангильберт, пели на пасхальной мессе. Он называет ее 7-, 5- и 3-кратной Л. (septenaria, quinaria, ternaria). Ее текст встречается под рубрикой «Литании Великой субботы» в Цюрихской галликанской Псалтири с библейскими песнями и молитвами (ркп. Zürich. Zentralbibl. Car. C. 161. Fol. 182-182v, рубеж IX и X вв.). В «Романо-германском Понтификале» X в. эта Л. отмечена в чине Крещения, а ее название объясняется количеством повторений рефрена певцами (Or. XCIX 384// Vogel, Elze. PRG. Vol. 2. P. 108-109; ср.: Or. XXXII 12// Andrieu. Pontif. Rom. (XII). P. 241). В некоторых локальных традициях она была включена также в чинопоследование вигилии Пятидесятницы (The Missal of Robert of Jumièges/Ed. H. A. Wilson. L., 1896. P. 116). Помимо чина Крещения в Великую субботу и Великой и Малой Л., Л. всем святым вошла в состав чинов Ординации, монашеской тонзуры, совершаемой епископом, и чина освящения церкви. Л. включали в состав оффиция. Так, 5-й канон Синодов Райсбаха, Фрайзинга и Зальцбурга (800) предписал петь Л. всем святым на 9-м часе в пост среды и пятницы, за исключением периодов от Рождества Христова до октавы Епифании и от Пасхи до Пятидесятницы, а также праздников Девы Марии, Иоанна Крестителя, 12 апостолов, арх. Михаила, свт. Мартина Турского и приходских праздников (MGH. Conc. Kar. Bd. 1. S. 208; ср. с акцентом на молитве за правителя: Ibid. S. 250). В монашеском оффиции Л. читали после 1-го часа (вместе с 7 покаянными псалмами), после 3-го (или 6-го) часа или перед совершением мессы.

http://pravenc.ru/text/2110565.html

С нач. 20-х гг. XVII в. иконы святого появились в деисусных чинах иконостасов (Макариевский храм Унженского мон-ря, нижегородский Печерский мон-рь); сохранившиеся образы относятся к более позднему времени. Важную группу представляют иконы преподобного с изображением Унженского и Желтоводского мон-рей. Возникновение этого типа икон исследователи связывают с ктиторской темой и со спецификой ее развития в период позднего средневековья ( Преображенский А. С. Ктиторские портреты Средневек. Руси XI-XVI вв. М., 2010). В иконографии святого древнейшим образом этого типа является икона 1661 г., написанная царским мастером Симоном Ушаковым с Желтоводским мон-рем на поземе (ц. арх. Михаила Макариева Желтоводского Троицкого мон-ря), к-рую можно рассматривать как образцовое произведение жанра. Уникальна на этой иконе иконография М.- на голове святого изображено гуменцо. Этот памятник послужил иконографическим образцом для мн. произведений XVIII-XIX вв. Большее распространение получил вариант иконографии, впервые воплощенный на иконе 1694/95 г. из ГИМ: др. пропорции изобразительного поля, иное построение композиции (мон-рь занимает больше места, чем на иконе Симона Ушакова, и представлен с высоты птичьего полета), архитектура обители передана очень точно на кон. XVII в. Позднее, после устройства престола в одной из башен (1786), в изображение мон-ря внесли изменения и появился вариант иконографии, к-рый сохранился в многочисленных памятниках иконописи, графики кон. XVIII - нач. XIX в., а также в прорисях. Древних икон с образом М. и изображением Унженской обители сохранилось всего две: 70-х гг. XVII в. из ГИМ и 1-й пол. XVIII в. из ВГИАХМЗ. Но в унженских документах зафиксированы довольно ранние иконы с архитектурными фонами, среди к-рых есть уникальные по замыслу. Позднейшие образы с добавлением таких деталей, как «макарьевский кладезь», отражают особенности местного почитания святого. Во 2-й пол. XIX в. на иконах с Унженским мон-рем М. изображают в молении образу Божией Матери «Одигитрия», что связано с оживлением почитания местной монастырской святыни - Макариевской иконы Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2561294.html

1991. P. 21-61). На протяжении всего средневековья продолжали использовать старые и высекать новые помещения (в т. ч. и для жилья; Fonseca. 1970), украшать скульптурой и особенно живописью. В нек-рых пещерах сохранилась нефигуративная живопись (кресты в окружении растительного орнамента и др. мотивы), к-рую с осторожностью можно отнести к эпохе иконоборчества (726-843; против датировки иконоборческим периодом выступила Л. Сафран - Safran. 2008. P. 69-94): в Апулии - пещеры Сан-Николо и Санта-Маргерита в Моттоле, арх. Михаила в Сан-Панкрацио-Салентино; на Сицилии - пещера Санта-Лучия в Сиракузах. II. Кон. IX - 2-я пол. XI в. Благодаря военным успехам Василия I (867-886) под власть Византии были возвращены принадлежавшие ей части Апулии, Калабрии и совр. Базиликаты. Однако ситуация на этих территориях оставалась нестабильной. К давним врагам, претендовавшим на эти земли,- лангобардам прибавились арабы, завоевавшие к этому времени Сицилию, и герм. императоры, всегда стремившиеся «объединить» Апеннинский п-ов под своей властью. В сложной и изменчивой политической обстановке визант. искусство и культура утверждаются также и за пределами территорий, принадлежавших империи. Политические изменения нашли отражение в скульптуре, где, очевидно, происходили усвоение и переработка иконографических и стилистических тенденций, зародившихся на Востоке - в Греции и К-поле, часто благодаря ввозу изделий. Примером может служить ограда амвона кон. X - нач. XI в. из Бари (Епархиальный музей в Бари), которая считается частью убранства собора, строившегося с 1034 г., но претерпевшего существенные изменения в следующем столетии. Изделия местного производства создавались из привозного мрамора (часто проконнесского) и путем переработки и повторного использования найденных на месте более древних фрагментов. Ок. 1039 г. датируется рельефная икона в ц. Санта-Мария-ди-Дионизио в Трани; вероятно, произведение местного мастера, о чем можно сделать вывод на основании ее стиля и провинциального варианта иконографии Богоматери «Одигитрия»; в надписи на раме упомянут заказчик турмарх Дельтерий (Элевтерий).

http://pravenc.ru/text/2033721.html

Феофана удалиться из обители. Вместе с племянником он отправился в скит св. Иоанна Предтечи близ Веррии (после 1570), построил там храм во имя Пресв. Богородицы и собрал большую братию. В 1593 г. он, оставив там игуменом племянника, основал недалеко от г. Науса мон-рь во имя арх. Михаила. XVII-XIX вв. В 1-й пол. XVII в. благосостояние Д. улучшилось: в 1617 г. в башне возвели 4 новых этажа, в 1636 г. был построен парекклисион во имя 40 мучеников Севастийских. Д. получил в Валахии в качестве подворий мон-ри Слобозия (1626) и Апостолаке (1652) с огромными земельными наделами и проч. имуществом. Валашский господарь Константин Шербан (1654-1658) вместе с постельником Евстратием подарил Д. треть с. Слатина с угодьями. Тогда же Д. получил конак в Карее и законное место среди представителей мон-рей в Собрании. Из-за того что прежняя келлия по какой-то причине была утрачена, в 1643 г. Д. вынужден был снова просить себе келлию для представительства, и Протат выделил ему келлию Кохлиара (во имя свт. Николая Чудотворца) с садом, виноградником и мельницей ( Οκονομδης. 1979. Ν 91). В наст. время представительством Д. в Карее служит келлия Всех святых, к-рую Д. получил от Хиландара в обмен на Кохлиару. Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» Парекклисион в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» В окт. 1629 г. архим. Климент из Д. приезжал в Москву за «милостыней» ( Бантыш-Каменский Н. Н. «Реестры Греческим делам» Московского архива Коллегии иностранных дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001. С. 59). Расцвет обители был следствием ее причисления к ставропигиальным мон-рям (1660) при патриархе Парфении IV. Монахи обязывались жить по общежительному уставу и подчиняться выбираемому игумену, а также выплачивать Патриархии 1 золотую монету в год. В 1664 г. монахи были вынуждены просить правительство об уменьшении налогов. Их просьба была удовлетворена: налог был снижен с 55 до 30%, а все прошлые долги прощены. Это позволило обители произвести ряд работ: расписать трапезную (1676 и 1700), изготовить храмовые принадлежности - бронзовое паникадило (1681), игуменский трон (1685) и др., соорудить парекклисионы в честь Благовещения Пресв.

http://pravenc.ru/text/180375.html

При митр. Тихоне (Воинове) строились каменные храмы в старинных, небогатых мон-рях, таких как собор во имя Св. Троицы в Феодоровском мон-ре (1700, не сохр.), где центральный объем был увенчан 3 поставленными в ряд главами ( Фролов. 2005. С. 107). Каменные здания возводили на границах старинного посада, как, напр., ц. ап. Андрея на ул. Проломной (1701, не сохр., рядом с ней была возведена Богоявленская ц.). На продолжении ул. Б. Красная возвели ц. Грузинской иконы Божией Матери (1702; 1838; 1852, не сохр.), чье посвящение напоминает о святыне загородной Раифской обители, к-рую митр. Тихон чрезвычайно любил; по ней сама улица получила название Грузинской. В загородных монастырях строились надвратные храмы, посвященные небесному покровителю митр. Тихона - свт. Тихону, еп. Амафунтскому: в Воскресенском монастыре (Новом Иерусалиме, 1706) - небольшое 2-ярусное сооружение, арка проезда декорирована полуколонками, окна - наличниками с «гребнями» (Там же. С. 108, 110); престол с подобным посвящением был также в Раифской обители ( Филарет (Златоустов). 2005. С. 7). Как ступенчатая, на высоком подклете, сильно выдвинутая на восток, возведена в Раифском мон-ре ц. во имя преподобных отцов в Синае и Раифе избиенных (1708), ее 2-этажный объем почти лишен декорации. При митр. Тихоне церковь надстроили храмом во имя Пяточисленных мучеников (1709, отремонтирована в 1832-1834), что усилило ее сходство с башней или надвратным храмом. Возводились одноглавые бесстолпные храмы в старых пригородных селах и слободах, возникших в петровское время: ц. арх. Михаила в архиерейском с. Архангельском (ныне в черте Казани) (нач. XVIII в., не сохр.) с ярусной колокольней, трапезной, 2-светным четвериком с богато убранными наличниками и высокой полусферической кровлей с маленькой главкой; ц. Рождества Богородицы (по приделу - Макариевская) в Адмиралтейской слободе (ныне в черте Казани) (1712; перестроена в 1907) того же типа и декора, с 4-скатной кровлей над храмом ( Фролов. 2005. С. 63, 64); Георгиевская ц. в Армянской слободе (позднее Суконная слобода, ныне в черте Казани) (1714(?), известна с 1739, не сохр.). Ступенчатая композиция и декор в стиле московского барокко были использованы для надвратного храма во имя свт. Алексия, митр. Московского (1720), в Успенском Зилантовом мон-ре (в 3-м ярусе), наличники окон к-рого имеют черты допетровской архитектуры, а не нарышкинского барокко. По-видимому, к казанским постройкам типа восьмерик на четверике относился и Рождественский храм на Шошме (Яранский р-н Кировской обл., 1-я четв. XVIII в., не сохр.). Это великолепное произведение нарышкинского барокко отличалось удачно найденными пропорциями и качественным декором; до наших дней сохранилась его 3-ярусная колокольня. Храм находился тогда в пределах Казанской губ. и К. и Т. е.; ни дата постройки, ни имя заказчика не известны, хотя уникальный характер архитектуры подразумевает его незаурядные возможности.

http://pravenc.ru/text/1319802.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАСИЛИСК (2.05.1790, дер. Конишкино Калязинского у. Тверской губ.- 8.03.1863, дер. Загайново Угличского у. Ярославской губ.), Христа ради юродивый. Род. в семье Макария и Евфимии, имел брата и 2 сестер. В 3 года В. впал в расслабление и 12 лет пролежал без движения. К 15 годам окреп, выучился грамоте, часто читал Свящ. Писание. В 1811 г., не желая быть в тягость семье, покинул родительский дом и переселился в с. Заозерье близ Углича, преподавал грамоту детям. В 1815 г. В., притворившись немым, ушел из Заозерья и стал вести скитальческую жизнь. Ок. 1822 г. пришел в Кострому, поселился в пещере на окраине города вместе с 2 пустынниками. Возложил на себя вериги, власяницу и пояс с острыми шпильками, дни и ночи проводил в молитве. После того как полиция прогнала отшельников, В. приютил некий благочестивый костромич, к подвижнику за советом и лечением стали приходить посетители. Избегая людской славы, В. ок. 1825 г. поселился в Старо-Ладожском во имя свт. Николая Чудотворца мон-ре , где провел в уединенной келье 7 лет, затем в течение 8 лет жил при Николаевской часовне в С.-Петербурге, содействовал ее украшению. Постепенно жизнь в столице стала тяготить В., и он переселился в Углич, сначала в дом некоего купца, затем в келью при храме арх. Михаила в 3 верстах от дер. Загайново. Место так понравилось подвижнику, что он отказался от предложения игум. Югской пуст . Варсонофия поступить в обитель. Подвижник заботился о Михайловском храме и об окрестных сельских церквах, многие из них были поновлены и украшены на собранные им в разных городах пожертвования. В. также обучал грамоте крестьянских детей, беседовал, молился и наставлял приходивших к нему богомольцев. Особое попечение имел о больных и бесноватых, к-рые подолгу жили у него, многие излечивались. Обладая даром прозорливости, В. предсказывал будущее, обличал в скрытых грехах. Подвижник был чрезвычайно воздержан в пище. Вел тетрадь, в к-рую записывал свою исповедь, а также выдержки из сочинений св. отцов. В 1861 г. В. ослеп, в дек. 1862 г., почувствовав улучшение, старец совершил паломничество в Кашин. В. погребен у алтаря Михайловской ц. В храме совершается панихидная память подвижника, приходская община собирает материалы к прославлению В. Лит.: Никон С. И. Подвижник старец Василиск//ДЧ. 1892. 6. С. 200-217 (отд. изд.: М., 1892). Ярославль, 1991р. В. В. Денисов Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ Иванович Ворошин (1886 - 1937), блж., мч. (пам. 12 сент., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)

http://pravenc.ru/text/149791.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Герман IV, патриарх К-польский (1788/90, Стамбул - 16.09.1853, там же), патриарх К-польский (12 июня 1842 - 18 апр. 1845; с 1 сент. 1852). Род. в столичном приходе арх. Михаила, учился в местной народной школе и в молодости состоял иеродиаконом и иеромонахом патриаршего храма. В авг. 1826 г., будучи патриаршим протосинкеллом, Г. получил Видинскую митрополичью кафедру, к-рую занимал до мая 1831 г., когда был перемещен в Драму. В нояб. 1835 г. стал митрополитом Деркийским; через 7 лет был возведен на Патриарший престол. Г. любил науку и просвещение, отличался ревностью о благосостоянии Церкви и народа, был бессребреником и филантропом. Во время его Патриаршества в Турции имели место многочисленные убийства греков и др. христиан мусульманами, недовольными принятием Гюльханейского хатт-и шерифа (1839), формально признававшего равенство всех подданных султана независимо от вероисповедания. Равенство было фиктивным, но турки никак не могли примириться с тем фактом, что более образованные и предприимчивые греки держали в своих руках торговлю гос-ва. В нач. 40-х гг. в Стамбуле, его предместьях, Македонии и М. Азии убийства стали массовыми. Особенной жестокостью отличалось восстание мусульман в Албании в 1844 г., сопровождавшееся резней христиан. Патриарх дважды отправлял к Румелийским архиереям грамоты, чтобы они собрали и представили в Патриархию сведения о грабежах, воровстве, убийствах и увечьях, причиненных албанцами местным христианам, с тем чтобы Порта впосл. возместила ущерб. Однако вспомоществование поступило только от Патриархии. В целях сохранения спокойствия греков Г. неоднократно посылал грамоты, призывая христиан решать свои дела самим, без участия тур. судей. Для улучшения финансового положения Патриархии Г. выработал новый устав управления Центральным церковно-народным казначейством. По-прежнему при нем действовал благотворительный кивот, назначенный для помощи бедным перед праздниками Рождества и Пасхи. В июне 1844 г. патриарх утвердил кассу для бедных, возникшую по частной инициативе купца Кириака в приходе Эдирне-капы. В сент. 1843 г. Г. завершил соглашение жителей г. Ватуса Мифимнской епархии, направленное против разорительного обычая давать за дочерьми большое приданое. В сент. 1842 г. был издан синодальный томос, касавшийся хиротонии титулярных архиереев. Их рукоположение было запрещено еще в 1806 г., но наиболее почтенные митрополиты (геронты и эфоры), жившие в столице, могли иметь в своих епархиях архиереев-эпитропов (викариев), к-рые помогали им в управлении духовенством и народом. В результате появилось много архиереев, не имевших ни епархий, ни кафедрального храма, ни паствы. Одновременно появилось много священников без церквей и приходов, монахов без мон-рей. Впредь было запрещено рукополагать титулярных архиереев и священников без назначения их на определенный приход.

http://pravenc.ru/text/164787.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010