К духовной музыке он обратился в 10-х гг. XX в., в частности писал для ученического хора домовой церкви школы московского Об-ва ямщиков Тверской слободы. «Литургия святого Иоанна Златоуста» из 13 номеров (1913), к-рую К. посвятил отцу, написана для однородного хора (женского или мужского). В предисловии к изданию К. отмечает недостаток сочинений для такого состава, необходимых в жен. мон-рях и в учебных заведениях (ин-тах, епархиальных и городских уч-щах и т. д.). Автор подчеркивает свое стремление к тому, чтобы музыка находилась «в полном соответствии с текстом духовных песнопений», что особенно важно при восприятии песнопений детьми. Неразрывную связь музыки и текста молитвы К. считал главным достоинством церковного пения. В рецензии на премьеру «Всенощного бдения» С. В. Рахманинова он восхищался умением композитора достичь такого полного слияния, «что требования эстетического и религиозного чувства вполне удовлетворяются», и видел в этом «силу духовного песнопения, способную производить глубокое впечатление» ( Крылов П. Д. Всенощное бдение С. В. Рахманинова//Рус. иллюстрация. 1915. 7/8. С. 32). Муз. язык «Литургии...» К. выдержан в лучших традициях московской школы Нового направления : развитая диатоника, близость мелодики к церковным напевам без применения цитат, переменность метра, следующего за текстом песнопений. Критики отметили своеобразие сочинения К.: «Музыка его везде благородна: нет банальности, приторности, слащавости и других дешевых средств» (П. Крылов. 1914. С. 22). При этом ориентация К. на удобство исполнения небольшим хором проявляется в простоте стиля, прозрачности фактуры, подвижном балансе трех- и четырехголосия. Мн. церковные сочинения К. остались неизданными. Д. С. Семёнов называет их «отличными», но с сожалением пишет о том, что К. впосл. «отказался от своего духовно-музыкального творчества» ( Семёнов. Словарь церк. пения. С. 74). Арх.: ГЦММК. Ф. 283. 62: Духовно-муз. соч. 2-6 (ркп.); 63: Литургия (ркп., автограф); Ф. 36. 31: «Чертог Твой» (посвящ. П. Г. Чеснокову (1925), ркп., автограф); Ф. 337: Док-ты и мат-лы из архива К., в т. ч. 90: [Крылова Елизавета?]. Биография Крылова П. Д.

http://pravenc.ru/text/2462083.html

В нач. 90-х гг. XX в. настоятель Никольского храма пос. Брацлава, благочинный Немировского окр. прот. Николай Чорнопищук, организовав церковную общину, добился разрешения на реставрацию монастырского Троицкого храма. 19 авг. 1992 г., в праздник Преображения Господня, в Свято-Троицком храме впервые за долгие годы была отслужена Божественная литургия, которую возглавил прот. Н. Чорнопищук. 7 марта 1996 г. решением Синода УПЦ мон-рь был возрожден и переименован в Свято-Троицкий. Старшей сестрой обители 3 апр. 1996 г. Синод УПЦ назначил инокиню Галину (Грицишину). 24 дек. 1997 г. Тульчинский и Брацлавский еп. Иннокентий (Шестопаль) совершил 1-й постриг в монашество в возрожденной обители - инокини Галины (Грицишиной) с наречением имени Херувима и 2 послушниц. На следующий день мон. Херувима была возведена в сан игумении. Под ее руководством Н. м. был восстановлен, построены 3-этажный сестринский и одноэтажный игуменский корпуса (2006), большой гараж-склад, заасфальтированы территория и хозяйственный двор. Рядом с Троицким храмом был выкопан колодец, а над ним возведены часовня и колокольня (1998). 18 мая 2006 г. митр. Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) совершил чин освящения крестов для Троицкого собора. Н. м. владеет 7 га земли, к-рую обрабатывают насельницы, подсобным хозяйством, имеется мастерская по шитью священнических и церковных риз. При мон-ре действуют воскресная школа для взрослых и детей, б-ка, киоск для продажи церковной лит-ры. Заботами игум. Пимена (Перкуна) в обители появилась копия утраченной иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, изображенных на одном полотне со свт. Николаем Чудотворцем. Также в Н. м. хранится неск. частиц мощей святых. 9 февр. 2006 г. мон-рь получил статус ставропигиального. В 2007 г. в г. Немирове был создан музей, рассказывающий о становлении Православия на Немировщине и о создании мон-ря. 20 июля 2012 г. на заседании Синода УПЦ было принято решение об открытии в г. Ладыжин Винницкой обл. монастырского скита. Арх.: ГА Винницкой обл. Ф. 777.

http://pravenc.ru/text/2564914.html

Алексий прославляется как защитник Русской земли (12 февр.). Как указала Карбасова, в качестве источников Первой редакции Жития П. Л. использовал собственное Житие прп. Сергия (редакцию установить невозможно), источник летописного происхождения (Троицкую летопись или близкую к ней и летопись, родственную Софийской I (последний источник выявлен Д. Ю. Кривцовым - Кривцов. 2002. С. 249)), а также канон, написанный свт. Питиримом. Как считает Милютенко, из летописных источников П. Л. опирался только на митрополичью Софийскую I летопись, к-рую ему, видимо, выдали из казны заказчика ( Милютенко. 2019). В Первой Пахомиевской редакции ничего не говорится об обретении мощей и о посмертных чудесах - именно восполнение этого недостатка послужило причиной составления Второй Пахомиевской редакции Жития (впервые опубликованной Шляковым). При работе над Второй редакцией П. Л. немного переработал текст 1-й (внесены содержательные правки; рассказы об основании Андроникова мон-ря и о призывании прп. Сергия Радонежского на митрополичий престол были распространены заимствованиями из Четвертой Пахомиевской редакции Жития прп. Сергия), дополнил его предисловием (с привлечением Жития св. Григория Синаита), кратким рассказом об обретении мощей и о 8 посмертных чудесах и краткой Похвалой, выделенной специальным заголовком. Во Второй Пахомиевской редакции в надписании появились имя П. Л. и сообщение о работе над текстом по благословению митр. Ионы и по воле вел. кн. Василия II Васильевича (в более ранних житиях П. Л. имена заказчиков не называл), т. е. между 1448 и 1462 гг., но поскольку в предисловии упоминается мученическая кончина свт. Питирима (автора канона свт. Алексию), последовавшая в 1455 г., Вторая редакция была составлена, видимо, между 1455 и 1462 гг. Она содержит упоминание об обретении мощей через 60 лет после кончины свт. Алексия («И бысть убо святый в томь гробе шестьдесять лет» - Арх. СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 161. Л. 143 об.; цит. по: Карбасова. 2017. С. 140), к-рое отмечено также в Службе на обретение мощей,- эта дата считается приблизительной (данный факт указывает на составление П.

http://pravenc.ru/text/Пахомием ...

С течением времени все более укреплялась вера в Б. и Г. как защитников Русской земли и помощников рус. князьям, позднее царям («сродникам» Б. и Г.) в войнах. Заступничеством Бога и Б. Владимир Мономах объясняет свое избавление от половцев по пути из Чернигова в Переяславль (БЛДР. Т. 1. С. 468). Рассказ о чудесном явлении Б. и Г. перед Невской битвой (1240) читается в первоначальной редакции Жития св. блгв. кн. Александра Невского ( Бегунов Ю. К. Памятник рус. лит-ры XIII в. «Слово о погибели Русской земли». М.; Л., 1965. С. 164-165, 168). Победа на Чудском оз. в 1242 г. также была одержана «святою мученику Бориса и Глеба... великими молитвами» (НПЛ. С. 78). С помощью Б. и Г. связывали взятие новгородцами швед. крепости Ландскрона в устье Невы в 1301 г. (Там же. С. 91). В 1327 г. кн. Александр Михайлович поднял в Твери восстание против татар «молитвою новоявленою мученик святых царей рускых Бориса и Глеба» (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 400). В памятниках, посвященных Куликовской битве , чудесная помощь Б. и Г. показана по-разному. В «Задонщине» читается: «Борис и Глеб молитву воздают за сродникы». В Летописной повести говорится о небесном войске во главе с арх. Михаилом, в рядах к-рого сражались св. князья-страстотерпцы. В «Сказании о Мамаевом побоище» приводятся слова воеводы Д. М. Боброка-Волынского, что он ждет победы над татарами «молитвою святых страстотерпец Бориса и Глеба»; далее рассказывается о видении Б. и Г., сражавшихся с татарами (Повести о Куликовской битве. М., 1959. С. 12, 36, 65). В XVI в. к Б. и Г., как и к др. рус. святым, обращаются за помощью в важных военных предприятиях, напр. перед взятием Казани (ПСРЛ. Т. 13. С. 194). Перед походом рус. войск на Полоцк в 1563 г. был устроен крестный ход и молебен в ц. во имя Б. и Г. на Арбате, туда же была принесена Донская икона Божией Матери, к-рую царь Иоанн IV взял в поход. Около той же церкви митр. свт. Макарий с духовенством встречал возвращавшегося из похода царя (Там же. С. 305, 346). Во время нападения на Москву в 1572 г. крымского хана Девлет-Гирея мон. Рождественского мон-ря во Владимире Антоний удостоился видения св. князей, вместе с Александром Невским спешивших на помощь царю Иоанну Грозному. По свидетельству царя Алексея Михайловича , в ходе русско-швед. войны Б. и Г. являлись ему при осаде рус. войсками Динабурга (Даугавпилса) (1656); город был взят через неделю (31 июля) после празднования памяти св. князей (24 июля) и назван в их честь Борисоглебовым городом. Св. князья-страстотерпцы повелели также царю в память о царевиче-мученике Димитрии Иоанновиче переименовать захваченную русскими крепость Кокенгаузен (Кокнесе) в Царевичев Дмитриев град.

http://pravenc.ru/text/153171.html

10 нояб. 1853 г. наместником лебедянского Троицкого мон-ря игум. Сергием при участии местного благочинного и 10 священников были совершены заупокойная литургия и чин погребения. Разрешительную молитву прочел духовник почившего местный свящ. Симеон Песков. Впосл. Песков рассказывал, что когда он собрался вложить рукописание в руку почившего, то пальцы И. разжались и крепко взяли грамоту. По свидетельству очевидцев, в течение 5 дней келья и храм были наполнены благоуханием, исходившим от гроба почившего ( Клоков, Найдёнов. 2007. С. 65). Останки старца в простом, устроенном им самим гробу были погребены в выкопанной им же пещере в ограде Димитриевской ц. Вскоре над захоронением была поставлена деревянная часовня, а затем на средства троекуровского помещика В. А. Раевского (племянника И. И. Раевского) - деревянная ц. в честь Владимирской иконы Божией Матери с приделом во имя прп. Илариона Великого. В правой стороне храма сохранялась пещера, к-рую старец своими руками приготовил для упокоения. Спустившись на 5 ступеней вниз, можно было увидеть резную гробницу с чеканным изображением И. В день кончины старца к месту погребения собиралось множество паломников из Тамбовской и соседних губерний. В годы гонений на РПЦ народное почитание затворника продолжалось. В 1993 г. местные жители создали приходскую общину при сохранившемся Михайло-Архангельском храме обители, решением Синода от 6 окт. 2003 г. мон-рь был открыт. 13 июля 1999 г. состоялось обретение мощей И., прославленного в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий. Мощи перенесены в Михайло-Архангельский храм, где они покоятся в специально устроенной раке. Епархиальная комиссия по канонизации святых Липецкой епархии готовит материалы к общецерковному прославлению И. Арх.: ГАЛО. Ф. 114. Оп. 2. Д. 99. Л. 57 [Исповедная ведомость Димитриевской ц. с. Троекурова за 1843 г.]; Д. 133. Л. 47 об.- 48 [Метрические книги Димитриевской ц. с. Троекурова за 1853 г.]; ГАРО. Ф. 129. Оп. 1. Д. 63. Св. 53. 412.

http://pravenc.ru/text/389135.html

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСИЙ (Баженов Дмитрий Владимирович; 21.05.1872, г. Севастополь - ?), бывш. еп. Тираспольский, деятель обновленческого раскола (см. Обновленчество ). По окончании в 1894 г. Таврической ДС служил учителем в церковноприходской школе и псаломщиком в Покровской ц. в Керчи. В 1896 г. назначен надзирателем в Таврической ДС. В 1898 г. поступил в МДА, в 1901 г. перешел в СПбДА, к-рую окончил в 1902 г. со степенью канд. богословия и получил назначение на должность преподавателя истории, литургики и гомилетики в Псковскую ДС. 11 марта 1900 г., будучи студентом МДА, принял постриг, в 1902 г. рукоположен во иеромонаха. В 1904 г. переведен на должность помощника смотрителя Рязанского ДУ, а в дек. этого же года - инспектора Благовещенской ДС, но от последнего назначения отказался. С 1906 г. служил смотрителем Бахмутского ДУ, с 22 июля 1911 г., в сане архимандрита, ректором Черниговской ДС. 6 нояб. 1913 г. А. был назначен, а 8 дек. хиротонисан во епископа Николаевского, третьего викария Херсонской епархии. С 1917 г. епископ Елисаветградский, первый викарий Херсонской епархии; с 1921 г. епископ Тираспольский, временно управляющий Одесской епархией. 26 июня 1921 г. А. был устранен от управления Одесской епархией, а в нач. 1922 г. уволен с Тираспольской кафедры в связи с переходом в обновленческий раскол. Обновленческим Высшим церковным управлением А. был возведен в сан архиепископа и назначен управляющим обновленческой Одесской епархией, в 1923 г.- Казанской епархией, 16 апр. 1924 г. возведен в сан митрополита. В 1923 г. А. участвовал в работе Второго обновленческого т. н. Всероссийского поместного священного собора, на к-ром подписал постановление о лишении сана и монашества свт. Тихона , Патриарха Московского и всея России. С 1933 г. обновленческий митрополит Симферопольский. 9 февр. 1938 г. уволен на покой. Дальнейшие сведения об А. отсутствуют. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 118. Соч.: Речь при наречении во еп. Николаевского//ЦВед. 1914. Приб. 1. С. 12. Лит:. Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 101-102; Manuil. Lexikon. S. 42-43. Рубрики: Ключевые слова: АНАТОЛИЙ (Соколов Федот Андреевич; 1865-1942), бывш. еп. Царевский, вик. Астраханской епархии, обновленческий " митр. Костромской " БЛИНОВ Петр Федорович (1893-1938), один из лидеров обновленчества, организатор «Сибирской Живой церкви» и «Сибирского церковного управления»

http://pravenc.ru/text/82634.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛОДЕЙНОПОЛЬСКОЕ ВИКАРИАТСТВО 1. Ленинградской епархии, существовало в 1929-1933 гг.; 2. Санкт-Петербургской и Ладожской епархии , существовало в 2012-2013 гг. Названо по г. Лодейное Поле Ленинградской области . 1. Образованная 1 авг. 1927 г. Ленинградская обл. первоначально насчитывала 9 округов, одним из которых был Лодейнопольский, состоявший из 10 районов. Исторически территория этого округа (Посвирье) относилась к Олонецкой губ. и епархии. Определением заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) и Временного Патриаршего Синода от 27 дек. 1928 г. были образованы церковные области, объединявшие по несколько епархий и вик-ств. Границы епархий были приведены «в соответствие гражданскому делению территории Союза ». Т. о., границы Олонецкой и Петрозаводской епархии стали совпадать с адм. границами Автономной Карельской ССР, а Лодейнопольский окр. вошел в состав Ленинградской епархии одноименной церковной области, к-рую возглавил митр. Ленинградский и Гдовский сщмч. Серафим (Чичагов) . Непосредственное управление приходами и мон-рями западных районов Ленинградской епархии стал осуществлять епископ Петергофский (см. ст. Петергофское викариатство ), юж. районами управлял епископ Лужский (см. ст. Лужское викариатство ), а для заведования вост. районами в 1929 г. было учреждено Л. в. Замещение кафедры состоялось 13 нояб. 1929 г. переводом на нее Шлиссельбургского еп. Сергия (Зенкевича) . Число приходов Московской Патриархии в Лодейнопольском окр. было невелико: значительная их часть с 1922 г. до истребления духовенства в ходе «Большого террора» 1937-1938 гг. и ликвидации организованных форм религиозной жизни пребывала в обновленчестве . Вероятно, в этой связи в ведение Лодейнопольского епископа поступили также многочисленные общины Волховского и Андреевского (с 1931 - Киришский) р-нов (бывш. Новоладожский у. Петроградской губ.), ранее находившиеся под омофором Ладожских епископов (см. ст. Ладожское викариатство ). В 1930 г. еп. Сергий назначил благочинным 3-го Ладожского окр. настоятеля Богородице-Рождественской ц. с. Черенцово Андреевского р-на свящ. Петра Чеснокова (впосл. архим. Никита (1883-1963) - Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 13а. Д. 201. Л. 2 об.).

http://pravenc.ru/text/2110655.html

Основание обители сопровождалось чудесными явлениями: Д. и Прохор, а также мн. местные жители слышали на этом месте колокольный звон, от некоего явившегося «мужа светла» (по местному преданию, арх. Гавриила) Д. получил указание основать мон-рь во имя Св. Троицы и построить в нем церкви во имя Св. Троицы, в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и во имя преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. Затем Д. увидел сон: с неба сошел крест и стал на горе, на к-рую уселось множество воронов. Так, согласно Житию и патериковой повести, Д. было указано место основания Троицкого собора и предсказано, что на этом месте соберется много иноков. Задумав основать мон-рь, Д. отправился в Москву, по дороге посетив Троице-Сергиеву обитель. В столице помощь в сборе средств на строительные работы Д. получил от соловецкого постриженика, келаря Троице-Сергиева мон-ря Александра (Булатникова), к-рый дал Д. богослужебные книги и церковные сосуды. Кроме того, Александр представил Д. матери царя инокине Марфе († 1631). Царица-инокиня пожертвовала в строящуюся пустынь 200 р., подарила множество икон, книг, сосуды, ризы, колокола. Она рассказала об обители царю Михаилу Феодоровичу, к-рый даровал Юрьегорскому мон-рю охранную грамоту. Оказали помощь Д. и богатые миряне-купцы. С письмом от Александра (Булатникова) Д. отправился в Новгород к митр. Киприану , к-рый дал благословенную грамоту на устроение обители, антиминс, жалованную грамоту, запрещавшую въезд в монастырь десятникам, а также пожертвовал денежные средства. Поскольку Д. по смирению отказался принять на себя священный сан, с ним был послан свящ. Симеон. По сведениям писцовой книги 1627/28 г., в пустыни в это время в 5 кельях жили 14 насельников, слуг и «детенышей» у мон-ря не было, ближайшие деревни находились не менее чем в 70 верстах. Жизнь в небольшом сев. мон-ре была трудной, полной лишений. Неоднократно случался голод, что вызывало ропот братии, упрекавшей Д. в неразумной трате денег на одновременную постройку 3 храмов. По преданию, приводимому в Житии, однажды от голода мон-рь спас явившийся Д. прп. Александр Ошевенский : по его заступничеству иноки наловили много рыбы. Д., творя умную молитву и подавая пример братии, трудился в поварне и хлебне, выполнял др. работы. Еще дважды (по мнению еп. Никодима (Кононова), в 1629 и 1632) он ходил в Москву, где его обители были пожалованы земельные владения (в основном пустоши). Насельники Юрьегорского мон-ря во главе с Д. начали заниматься земледелием, вырубали окрестные леса под пашню. К 1633 г. число братии возросло до 30 чел., в обители жили 17 трудников. Незадолго перед кончиной святой много претерпел от мон. Феодосия, сосланного в Юрьегорский мон-рь в 1633 г. патриархом Филаретом . Феодосий пытался неск. раз убить настоятеля, затем, ограбив монастырскую казну, вместе с 17 насельниками бежал из обители.

http://pravenc.ru/text/168756.html

В связи с декретом о всеобщей трудовой повинности И. устроился научным сотрудником в Третьяковскую галерею, продолжая служить в храме во внерабочее время. В 1923 г. И. был арестован по обвинению в распространении контрреволюционных слухов, касающихся отношения властей к Патриарху св. Тихону , заключен в Бутырскую тюрьму на 3 месяца. Несмотря на материальные трудности, И. удалось собрать большую б-ку, в к-рую входили в т. ч. старообрядческие рукописи и книги на греч. языке. В нач. 1924 г. власти предложили И. либо оставить храм, либо уйти с работы в Третьяковской галерее. И. отказался прекратить церковное служение, за что был лишен гражданских прав, часть комнат в его доме была конфискована, а оставшиеся - обложены повышенным налогом. Прихожане помогали И. материально. 24 июня 1929 г. храм во имя свт. Николая в Толмачах был закрыт под предлогом расширения экспозиции Третьяковской галереи. И. с членами приходского совета подал заявление в Московский городской совет, но оно было отклонено, апелляция в Президиум ВЦИК не была рассмотрена. После конфискации храма в Толмачах И. служил в храме во имя свт. Григория Неокесарийского в Дербицах (ул. Б. Полянка). 26 окт. 1930 г. И. был арестован по обвинению в «участии в контрреволюционной монархической организации», заключен в Бутырскую тюрьму. И. виновным себя не признал, оговорить к.-л. отказался. 23 нояб. 1930 г. особым совещанием при Коллегии ОГПУ приговорен к 3 годам заключения в ИТЛ. Отбывал наказание в Вишерском ИТЛ. Дорогой И. обокрали, отняв теплые вещи. Работал в лагере землекопом, чернорабочим на стройке, рабочим на лесопильном заводе, помощником делопроизводителя в больнице Вишерского химического завода, санитаром и на Зональной опытной станции. Духовником И. на Вишере был архимандрит Донского мон-ря Архипп (Иванов). Погиб во время пожара в лагере. Имя И. включено в Собор новомучеников и исповедников Российских определением Свящ. Синода РПЦ от 12 марта 2002 г. Арх.: РГИА. Ф. 831. Д. 281; ЦА ФСБ РФ. Д. Р-33810. Соч.: Четверухин И. прот., Четверухина Е. Л. Иеромонах Алексий, старец-затворник Смоленской Зосимовой Пуст./ТСЛ. Серг. П., 1995.

http://pravenc.ru/text/389329.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010