В 1918 г. А. уехал в Екатеринослав (Днепропетровск), затем в Киев, где выступил против сщмч. митр. Владимира (Богоявленского), поддерживая местных автокефалистов. Ранее, летом 1917 г., в Киеве было создано братство «Воскресение». Вскоре при поддержке Центральной рады братство было преобразовано во Всеукраинскую церковную раду , к-рую возглавил А., хотя до февр. 1918 г. в своих проповедях он защищал единство и целостность Российской империи и даже имел репутацию черносотенца. Назначенные Церковной радой епархиальные комиссары требовали, чтобы в храмах вместо свт. Тихона (Белавина), Патриарха Московского, поминалась Церковная рада во главе с А. После приезда в Киев с Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. митр. Владимира А., самовольно водворившийся в лавре по соседству с митрополитом, настраивал братию против своего архипастыря и священноархимандрита. Когда для подготовки к созыву Всеукраинского церковного Собора в Киев прибыли митр. Платон (Рождественский), митр. Антоний (Храповицкий), архиеп. Евлогий (Георгиевский), сщмч. Владимир просил их вразумить А., но тот продолжал свою раскольническую деятельность. На Соборе, открывшемся 7 янв. 1918 г. в Киеве, он вместе со свящ. Марычевым возглавил группу автокефалистов. На А. лежит доля вины за гибель сщмч. Владимира, против к-рого он сумел настроить значительную часть лаврских насельников. После убиения митр. Владимира А. был запрещен в служении. Оказавшись впосл. на территории, занятой Добровольческой армией, А. принес покаяние в содеянных преступлениях и вскоре скончался в Новороссийске. Отпевал А. архиеп. Евлогий (Георгиевский), к-рый в своих воспоминаниях дал ему в целом негативную характеристику. А. известен также как плодовитый духовный писатель и автор духовной музыки. Его сочинения дилетантского характера исполнялись архиерейским хором во Владимире под управлением А. Е. Ставровского , а одно из них - «Да исправится молитва моя» (для трехголосного муж. хора) - было издано в Казани в 1911 г. Арх.: Здравомыслов. Словарь иерархов. Л. 118.

http://pravenc.ru/text/64658.html

1898. Вып. 5. С. 437, 326). Церковь во имя свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) в Муроме. 1700–1717 гг. Фотография. 2016 г. В тот же период «монастырским иждивением» в муромском Благовещенском мон-ре над воротами возвели ц. первомч. архидиак. Стефана (1716). По своему типу это обычный одноглавый «посадский храм», только поставленный на 2-пролетный с проездными арками 1-й ярус (перестроен в 1836-1839). По формам и декору он заметно скромнее муромских церквей XVII в. и не наследует форм «муромского» барокко, однако гармонично сочетается с др. строениями мон-ря. Так, глухой цилиндрический барабан на его кровле и по размерам, и по деталям (висячие колонки, соединенные арочками) очень близок к угловым барабанам Благовещенского собора ( Беспалов. 1971. С. 74-75; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 145, 148; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184). Образцом переходного стиля между русским («московским») и европейским барокко является в Муроме храм свт. Николая Чудотворца (Николы Набережного) (1700-1717), который строился на средства московского свящ. Димитрия Христофорова (родом из Мурома). В плане почти квадрат, завершенный на востоке 3-частной апсидой, основной объем вытянут по вертикали, 2-светный, перекрытый сомкнутым сводом с 5 главами на глухих барабанах. Имея общие композиционные черты с постройками города XVII в., эта церковь отличается деталями нового времени - «петровского» барокко: пучки колонок на резных консолях по углам здания; наличники окон из подобных же колонок и с разорванными фронтонами; декоративные арки вместо закомар, почти шлемовидные по форме купола. Особенно придавали храму европ. вид колокольня более поздней постройки с круглыми окнами-люкарнами вместо слухов и купольным завершением вместо шатра, а также трапезная в стиле ампир (1803). Несмотря на смешение стилей, архитектура Никольской ц. не выглядит эклектично; она является последним самобытным сооружением муромских зодчих ( Беспалов. 1971. С. 69-72; Масленицын. 1971. С. 24; Вагнер, Чугунов. 1980. С. 151-152; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 184-185). Близкой ей по архитектурным формам, но более изящной по пропорциям является Вознесенская ц. в Муроме в самом центре города (1729; главы и колокольня снесены в 1930, восстановлены в 2000-2001; в наст. время - кафедральный собор города). По храмозданной грамоте, строился он «тщанием комиссара Осипа Иванова Названова, бургомистра Василия Смольянинова и бывшего подьячего Алексея Герасимова» (Опись древних церквей г. Мурома//Науч. арх. МИХМ. 29. Л. 15/19). При составлении генерального плана 1788 г. это здание стало одной из важнейших архитектурных доминант, на к-рую были ориентированы главные магистрали города. От храма свт. Николая сильно отличаются форма и размещение куполов Вознесенской ц., где крайние главки на тонких барабанах отодвинуты на края кровли, что сближает ее с церковными постройками Суздаля ( Беспалов. 1971. С. 72; История Мурома и Муромского края. 2001. С. 185).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДР (Торопов Алексей Александрович; 1.10.1861, с. Ильинское Пошехонского у. Ярославской губ.- 22.10.1937), еп. Липецкий, вик. Орловской епархии. Род. в семье священника. В 1883 г. по окончании Ярославской ДС поступил в МДА, к-рую окончил в 1887 г. со степенью канд. богословия, и был назначен преподавателем в Жировицкое ДУ. С 24 нояб. 1888 г. преподавал в Ярославской ДС. В 1918 г. овдовел. В 1919-1924 гг. состоял на гражданской службе. 9 июля 1929 г. рукоположен во диакона, а 11 июля 1929 г. в московской Трифоновской ц. Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергием (Страгородским) - во священника. 12 сент. 1929 г. пострижен в мантию с именем А. и назначен настоятелем храма бывш. Новоторжского Борисоглебского мон-ря Тверской епархии в сане архимандрита. 21 сент. 1932 г. хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. 24 сент. 1935 г. возглавил Липецкое вик-ство Орловской епархии, с 13 нояб. 1935 по 23 янв. 1936 г. временно управлял Воронежской епархией. 27 июля 1937 г. арестован и заключен в тюрьму Липецка. Во время следствия, к к-рому были привлечены 42 клирика и мирянина, А. согласился подписать те показания, к-рые требовал от него следователь. Осужден 15 окт. 1937 г. тройкой УНКВД Воронежской обл., расстрелян. Арх.: УФСБ РФ по Липецкой обл. Арх. 20479. Лит.: За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 48. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова: ААРОН (Еропкин Афанасий Владимирович, в схиме Алипий [Олимпий]; ок.1663 – 1740), еп. Карельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии

http://pravenc.ru/text/64290.html

3; 3. 15; 28. 17; Исх 3. 3; 14. 15; 17. 6; 25-27; Числ 17; Суд 6. 36-38; Пс 67. 16; Притч 9. 1; Песн 4. 8; 5. 5; Ис 4. 3; 7. 14; 11. 2; 18. 4; 19. 1; 34. 16; 66. 1; Иез 43.27-44.2; Авв 3; Дан 3; 2. 34 и др.) и новозаветные свидетельства о Б. и Боговоплощении ( Вениамин (Милов). С. 81-92). Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях хайретизмов, многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «    ». Песнотворцы прилагают к личности Богородицы красочные эпитеты и сравнения: напр., «      » (икос). Широко используется прием диалога между архангелом и Пресв. Девой. Кроме того, гимнография праздника проникнута выражением радости и ликования всего творения о совершившемся спасении: «                  » (славник на стиховне), «        » (седален по 3-й кафизме), «                » (припев 9-й песни). Мн. благовещенские тексты основаны на антиномиях: «                      » (славник литийных стихир). Пресв. Дева, родившая вечную Жизнь, противопоставляется Еве, через к-рую в мир вошла смерть, а арх. Гавриил - древнему змию: «                  » (самогласен по 50-м псалме). Тема непостижимости происходящего, присутствующая в гимнографии, достигает кульминации и наиболее ярко отражается в 9-й песни праздничного канона: «                                                                              ». В событии Б. песнотворцы видят начало преображения всего творения: «                            » (светилен), и начало спасения: «                                      » (отпустительный тропарь). Кроме 3 канонов Б. (предпразднства, праздника и отдания праздника) и канона арх. Гавриила, вошедших в печатные литургические книги, употребляемые ныне в правосл. Церкви, по рукописям известен целый ряд др. канонов на Б., большинство из к-рых также имело богослужебное употребление. В слав. студийских Минеях на предпразднство приводится канон, начинающийся словами «            » ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3.

http://pravenc.ru/text/149269.html

Иаков и Лия с сыновьями. Фрагмент миниатюры из Минология. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 411v) Иаков и Лия с сыновьями. Фрагмент миниатюры из Минология. XI в. (Ath. Esph. 14. Fol. 411v) Разд. 3. И., наученный своей матерью, маскируется под Исава, пользуясь слепотой отца, и вместо брата получает обещанное Исааком благословение. В этом фрагменте приводится еще одна библейская этимология имени Иаков - возмущенный Исав восклицает: «Не потому ли дано ему имя: Иаков (  ), что он запнул меня (   - перехитрил) уже два раза? Он взял первородство мое, и вот, теперь взял благословение мое» (27. 36). В ответ Исаак говорит Исаву: «Вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы...» (27. 37). Разд. 4. Ненависть Исава и его угрозы убить своего брата вынуждают И. спасаться бегством. Сославшись на свое нежелание, чтобы И. взял себе жену из дочерей Хеттейских, Ревекка убеждает Исаака послать И. к своему брату Лавану в Харран. Перед расставанием Исаак еще раз благословляет И. и просит, чтобы Бог дал ему благословение Авраама (28. 4). Т. о., обетования о будущем умножении рода и наследии земли, «которую Бог дал Аврааму» (28. 4), окончательно связываются с И. и его потомками. Разд. 5. Эти обетования подтверждаются Самим Господом: во время одной из ночных стоянок по пути из Вирсавии в Харран И. видит во сне лестницу между землей и небом и ангелов Божиих, к-рые восходят и нисходят по ней. С вершины лестницы Господь, обращаясь к И., обещает вернуть его в землю, на к-рой он лежит, и дать ее в наследие ему и его потомству, к-рое будет «как песок земной», а также во всем сохранять его. Проснувшись, И. называет это место Вефиль (   - дом Божий) и приносит обет, что в случае благополучного возвращения в отчий дом камень, на к-ром он спал и который он, помазав, поставил памятником, станет домом Божиим, а также что он принесет Богу десятую часть от всего, что Тот дарует ему. Разд. 6 начинается рассказом о прибытии И. в Харран, «в землю сынов востока», о встрече у колодца с Рахилью, к-рая пасла мелкий скот своего отца, и о том, как И. поселяется в доме Лавана, брата своей матери. Месяц спустя И. и Лаван договариваются о том, что И. будет служить Лавану в течение 7 лет за то, чтобы взять в жены младшую дочь Лавана Рахиль; «они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее» (ст. 20). По прошествии этого срока Лаван сделал праздничный пир, но, повинуясь местному обычаю, к-рый запрещал выдавать младшую дочь прежде старшей, Лаван вечером вводит к И. свою старшую дочь Лию, к-рую И. принял за Рахиль. Утром, когда выяснился обман, Лаван обещает, что через неделю он даст И. также и Рахиль, за к-рую тот должен отработать Лавану еще 7 лет.

http://pravenc.ru/text/200151.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИЕРЕМИЯ [евр.  ,  ] (ок. 645 г. до Р. Х.- 1-я пол. VI в. до Р. Х.), 2-й из великих ветхозаветных пророков (пам. 1 мая), по происхождению из священнического рода. Автор Иеремии пророка книги и, вероятно, нек-рых др. библейских книг, связанных с его именем (см. статьи Иеремии послание , Иеремии плач ). В Ветхом Завете И. род. под Иерусалимом, в небольшом левитском городке Анафофе , его отцом был Хелкия (Иер 1. 1). В годы правления царя Манассии , когда пророки подвергались преследованиям, И. был еще ребенком (4 Цар 21. 16; Иер 2. 30); в юности он стал свидетелем восстановления Иудеи при благочестивом царе Иосии , который воспользовался упадком Ассирии и вернул под свою власть сев. области страны. В 13-й год царствования Иосии (ок. 627 г. до Р. Х.) Господь призвал И. к пророческому служению. «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер 1. 9). И. этому противился. «О, Господи Боже! - молился он,- я не умею говорить, ибо я еще молод». Но Господь определил его судьбу: «...прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя: пророком для народов поставил тебя» (Иер 1. 5-10). Он призвал И. к служению: «Смотри, Я поставил тебя в сей день над народами и царствами, чтобы искоренять и разорять, губить и разрушать, созидать и насаждать» (Иер 1. 10). Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Миниатюра из Книги Пророков. X - нач. XI в. (Ath. Laur. Plut. V 9. Fol. 127) Прор. Иеремия. Роспись собора Св. Софии в Киеве. 40-е гг. XI в. В 622 г. до Р. Х. царь Иосия провел богослужебную реформу. Забытая книга закона, к-рую нашли в храме (4 Цар 22. 3-20), была объявлена священной для всего народа. В соответствии с указаниями книги по реформе Иосии были упразднены все святилища, кроме храма Соломона. И. поддержал эти преобразования (Иер 11. 2), но священники Анафофа были недовольны этими действиями и враждебно стали относиться к И. Первые проповеди И. были направлены против тех, кто слишком полагались на политическое возрождение царства. И. проповедовал, что благословение Божие сохранится, только если люди покаются, будут свято блюсти законы справедливости и станут уповать на Бога, а не на земную силу. Но в Иерусалиме слова пророка не были услышаны.

http://pravenc.ru/text/293630.html

Прав. Лазарь. Икона. XVI в. (ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Кипр) Он жил в Вифании вместе с сестрами Марфой и Марией (Ин 11. 1). О пребывании Господа в их доме говорится и в др. Евангелиях, но без упоминания Л. (Мф 26. 6; Лк 10. 38-42). Когда Л. заболел, сестры послали известить об этом Иисуса. Получив эту весть, Спаситель не сразу отправился в Вифанию, сказав, что «эта болезнь не к смерти, а к славе Божией, дабы через нее прославился Сын Божий» (Ин 11. 4). Спустя 2 дня, несмотря на предостережение учеников об угрожающей Ему опасности со стороны иудеев, Господь зовет их пойти с Ним к умершему: «...друг наш, уснул; но Я иду разбудить его» (Ин 11. 11; ср.: Мк 5. 39). Ученики понимают выражение «уснул» буквально - как указание на болезнь Л., не понимая метафору сна как смерти. Ап. Фома говорит остальным спутникам: «Пойдем и мы умрем с ним» (Ин 11. 7-16). Навстречу пришедшему Господу поспешила скорбящая Марфа, к-рая уже верила, согласно представлениям того времени (ср.: Иов 19. 25; Иез 37. 1-14), что ее брат Л. будет участвовать в воскресении мертвых в последний день (Ин 11. 24), но не имела откровения о власти Христа как Сына Божия над смертью. Когда Господь пришел, Л. находился уже 4-й день во гробе, т. е. его тело уже должно было начать разлагаться (Ин 11. 17, 39), тем самым евангелист подчеркивает реальность смерти Л.; согласно иудейским представлениям, душа человека пребывала рядом с телом 3 дня, по истечении которых усопшего нельзя уже оживить ( Beasley-Murray. 1987. P. 189; Edwards. 2004. P. 116). Прежде чем вернуть умершего к жизни, Господь провозглашает дерзновенную весть: «Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет» (Ин 11. 25), к-рую первой исповедает Марфа (Ин 11. 27). Мария подошла к Иисусу в слезах и повторила слова сестры: «Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин 11. 32). Видя всех родных и близких плачущими, Иисус Сам восскорбел духом и прослезился (Ин 11. 33-35). Придя ко гробу, Спаситель повелел отвалить камень от пещеры и, совершив благодарственную молитву к Отцу, громко возгласил: «Лазарь! иди вон» (Ин 11. 43). Когда у входа в пещеру показался Л., закутанный в погребальные пелены, Христос обратился к стоявшим рядом: «Развяжите его, пусть идет» (Ин 11. 44). Многие из присутствующих иудеев, став свидетелями чуда, поверили в Иисуса Христа (Ин 11. 45).

http://pravenc.ru/text/2462509.html

В неск. древних ассир. клинописных табличках из Каппадокии сообщается о богатой одежде, называемой   к-рую носили преимущественно женщины (The Assyrian Dictionary of the Oriental Inst. of the Univ. of Chicago. 1956. Vol. 4. P. 183); в угаритских текстах XV в. говорится о священных одеждах богини Анат, названных   ( Dietrich. KATU. S. 4-5; Albright. 1941). В Месопотамии статуи божеств имели «золотые одежды» ( Oppenheim. 1949). В религ. практике Др. Востока эти священные облачения символизировали присутствие божества. В Др. Израиле золотое облачение, по мнению К. Майерс, имело то же назначение. Поскольку Бог Израиля Яхве, облаченный в одежды, не мог быть ни под каким видом изображен (тем более в виде статуи), то одежды первосвященника, и особенно Е., символизировали собой присутствие Бога (см.: Meyers. 1997. P. 550). В ВЗ упоминается т. н. льняной Е. (     букв.- ефод изо льна), который носили царские особы: Самуил (φοδ βαρ - 1 Цар 2. 18), Давид (στολ -2 Цар 6. 14; 1 Пар 15. 27), а также обычные священники (φουδ - 1 Цар 22. 18). Льняной Е., так же как и первосвященнический, использовался за богослужением. В нек-рых местах ВЗ слово «Е.» упоминается наряду с домашними идолами (терафимами). Так, Гедеон сделал из золота Е. «в своем городе, в Офре, и стали все Израильтяне блудно ходить туда за ним, и был он сетью Гедеону и всему дому его» (Суд 8. 27). «Некто на горе Ефремовой, именем Миха» устроил «дом Божий», в к-ром находились истукан и литой кумир, а также вылитые по заказу его матери и сделанные им Е. и терафим (Суд 17. 3-5). Большинство совр. комментаторов в этих стихах под Е. понимают или одежду для статуй божеств, или же самих идолов (возможно, речь идет о золотой статуе Яхве - ср.: 1 Цар 21. 9; см.: Davies H. G. Ephod//IDB. Vol. 2. P. 118). Последнее предположение делается на основании Ис 30. 22: «Тогда вы будете считать скверною оклад (  ) идолов из серебра твоего и оклад истуканов из золота твоего...» В Книге прор. Осии говорится, что Господь за отступление Израиля от истинного богопочитания лишает его Е. и терафима (Ос 3. 4).

http://pravenc.ru/text/182069.html

5), в т. ч. языческих идолов («истребите все изображения их»,           - Числ 33. 52), а также для передачи идеи физического сходства: «Адам... родил сына по подобию своему, по образу своему (  )» (Быт 5. 3). В Септуагинте слово   обычно переводится как εκν (а в приложении к изображениям животных и языческих божеств еще и как εδολον: в Числ 33. 52, μοωμα в 1 Цар 6. 5 и τπος в Амос 5. 26). Греч. слово εκν обозначает нечто созданное по образцу, изображение, подобие, отражение, имеющее сходство с первообразом, но не тождественное ему по природе. В значении слов εκν и   присутствует идея о том, что человек как образ Бога неразрывно связан со Своим Создателем и призван свидетельствовать собою о Первообразе в тварном мире. Эта мысль подтверждается и характером употребления этих слов в библейских текстах. В ВЗ не уточняется, в чем именно заключается сообразность человека Богу, но подчеркивается мысль об особенной избранности и максимальной близости его к Творцу: человек может именоваться тварным богом и сыном Создателя: «Я сказал: вы - боги, и сыны Всевышнего - все вы» (Пс 81. 6). О. Б. в равной степени принадлежит как мужчинам, так и женщинам (Быт 1. 26, 27). Понятие «образ» в ВЗ принципиально не отличается от понятия «подобие», и чаще всего они употребляются как синонимы, однако в грекоязычной традиции, опиравшейся на текст Септуагинты, термины εκν и μοωσις (использовавшиеся для перевода древнеевр.   «подобие») принято различать: О. Б.- изначальное богодарованное начало; подобие Божие - цель, к-рую человек призван достигнуть через развитие своих богообразных качеств. Поскольку О. Б.- это духовное понятие, оно не привносит в представление о Боге к.-л. ограничений или антропоморфности. Исходя из физических параметров человека невозможно делать выводы о природе Божества. Учение об О. Б. не может быть использовано для обоснования идолопоклонства: «Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа (οκ εδετε μοωμα) в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня» (Втор 4.

http://pravenc.ru/text/образ Божий.html

2-я гл. повествует о разведчиках (соглядатаях), посланных Иисусом осмотреть землю и Иерихон (Нав 2. 1), и о посещении ими дома блудницы Раав, к-рая, направив преследователей по ложному пути, сохранила соглядатаям жизнь, и это впосл. спасло ей жизнь. Символом спасения дома Раав стала красная веревка, к-рую она привязала по совету соглядатаев к окну. НЗ дважды приводит в пример Раав: в Послании к Евреям она упоминается наряду с др. ветхозаветными героями веры: «Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными» (Евр 11. 31). Живая вера, согласно Посланию Иакова, подвигла ее к делам веры: «...Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем? Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак 2. 25-26). Упомянута Раав и в родословии Иисуса Христа (Мф 1. 5), при этом род занятий и поведение Раав не оцениваются в Библии. В ВЗ много примеров «праведного обмана» (см., напр., истории с Авраамом - Быт 12. 11-19; 20. 2, с Саррой - Быт 18. 15, с Исааком - Быт 26. 7-10, с Ревеккой - Быт 27. 8-17 и др.). 3-я гл. содержит рассказ о чудесном переходе израильтян через Иордан, к-рый описан аналогично переходу через Красное м. под предводительством Моисея (Исх 14. 26 сл.). Авторитет Иисуса, так же как и Моисея, был подтвержден чудесами, сопровождавшими переход. Господь обращается к Иисусу: «...в сей день Я начну прославлять тебя пред очами всех сынов Израиля, дабы они узнали, что как Я был с Моисеем, так буду и с тобою» (Нав 3. 7). Возможно, описание чудесного перехода через Иордан, среди бурного потока вод, служили антимифологическим целям: показать бессилие ханаанского бога грозы Ваала и могущество Господа (см.: Нав 3. 10, 13, 15; Kelso J. L. Archaeology and Our Old Testament Contemporaries. Grand Rapids, 1966. P. 53). После смерти Моисея Господь являет Свое присутствие уже не в столпе облачном и огненном (Исх 13. 21), а в ковчеге завета со свитками закона Моисеева, когда расступаются воды Иордана и падают стены Иерихона.

http://pravenc.ru/text/293947.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010