Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана Крепостная стена Кастории времени имп. Юстиниана В 3-й нотиции епархий К-польского Патриархата (нач. VIII в.) говорится о подчиненной Фессалоникийской митрополии Кастрской епископии (Κστρων), к-рую исследователи предположительно отождествляют с Касторийской ( Darrouz è s. Notitiae. N 3. Р. 236). В 780 г. имп. Ирина сослала в Касторию сторонников своего сына Константина VI ( Cedrenus G. Comp. hist. Vol. 2. P. 24). Ядро визант. города - территория в пределах крепости. На месте совр. мечети Куршум-джами размещалась большая раннехрист. базилика, к которой вела улица от Больших ворот. Древнейшие храмы относятся к IX-XI вв. и находятся в квартале Иконому, совпадающем с территорией крепости (ц. Панагии Кумбелидики - единственный в Кастории триконх; небольшие однонефные храмы вмч. Димитрия Солунского, св. Таксиарха (т. е. арх. Михаила) у Гимназии, Пресв. Богородицы у Гимназии), и в соседнем квартале Елеусы (3-нефная базилика первомч. Стефана, очевидно, бывш. соборный храм; однонефный храм вмч. Георгия Победоносца «тис Политиас»). Трехнефная базилика св. Таксиархов (т. е. Чиноначальников архангелов Михаила и Гавриила) у Митрополии, также относящаяся к IX-X вв., расположена довольно далеко от древнего ядра города. Скорее всего она была кладбищенской церковью, о чем свидетельствуют более поздние изображения усопших касторийцев на ее стенах. Регулярное упоминание Кастории в источниках начинается с описаний болгаро-визант. войн кон. Х в. В Х в. Касторию (болг. Костур) дважды завоевывали болгары - при царе Петре (927-948) и при царе Самуиле (997-1014). В 1018 г. Кастория была возвращена в состав Византийской империи имп. Василием II Болгаробойцей. К нач. XI в., вероятно, относится строительство одной из самых известных визант. церквей города - 3-нефной базилики св. Бессребреников в квартале Вмч. Пантелеимона. В хрисовуле Василия II, касающемся автокефальной Охридской архиепископии (1020), Кастория стояла на 1-м месте из 31 епископии, подчиненной Охриду, и поэтому именовалась «первопрестольной».

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗАХАРИЯ (Корнилович; 1663? - 28.08.1715), еп. Переяславский и Бориспольский. Происхождение и ранний период жизни З. неизвестны. Возможно, он род. в Переяславе, поскольку его дед, сотник, и дядя, священник, проживали именно в этом городе. Род Корниловичей был зафиксирован в синодиках Золотоношских Преображенского Красногорского и Благовещенского монастырей, а также киевского Златоверхого во имя арх. Михаила мон-ря . Образование З. получил в Киево-Могилянской коллегии. Принял монашеский постриг в киевском Златоверхом мон-ре, нек-рое время занимал должность наместника Софийского мон-ря. С 21 дек. 1697 г. З. стал игуменом киевского Златоверхого монастыря. В этот период он основал Онуфриевский Даниловский Липянский (Липлянский) скит близ Киева, на к-рый получил универсал гетмана И. С. Мазепы (1699). В 1695 г. начался процесс формирования Переяславской епархии, инициаторами которого были гетман Мазепа и Киевский митр. Варлаам (Ясинский) . Поводом для учреждения епархии послужило отсутствие викарного епископа в подчинении Киевской митрополии, но гетман Мазепа преследовал скорее политическую цель - создать видимость автономии митрополии. В 1697 г. претендентами на должность викарного епископа были находившиеся в Москве игум. Стефан (Яворский) и З. 7 апр. 1700 г. царь Петр I распорядился назначить Стефана митрополитом Рязанским и Муромским. 1 окт. того же года в соборе Св. Софии в Киеве состоялась епископская хиротония З., к-рую возглавил митр. Варлаам. З. занимал Переяславскую кафедру до своей смерти, являлся коадъютором (помощником) Киевского митрополита. При нем в Переяславскую епархию входила территория Переяславского полка на левом берегу Днепра и владения Трехтемировского (Трахтемировского) Троицкого (см. Св. Троицы мон-рь в с. Трахтемиров) и Каневского мон-рей - на правом. В 1701 г. гетман Мазепа своими универсалами подтвердил кафедральному переяславскому Вознесенскому мон-рю его права на все ранее приобретенные земли и передал ему новые земли, мельницы и проч. 4 марта 1702 г. Петр I выдал на имя З. жалованную грамоту, к-рой окончательно было оформлено его епископство. Одновременно З. до 1713 г. был игуменом Златоверхого мон-ря (оставил в дар обители свою б-ку), а также, по документам 1714 г., был игуменом Каневского и Трехтемировского мон-рей. Он был и настоятелем Михайловской ц. в Переяславе (1713), построенной на его же средства на месте гибели в 1239 г. сщмч. Симеона, еп. Переяславского. 12 нояб. 1708 г. в Глухове З. участвовал в провозглашении анафемы на гетмана Мазепу.

http://pravenc.ru/text/182701.html

К Успенскому собору примыкала каменная многоярусная колокольня (1885-1887; архит. Ф. Д. Маркелов), на к-рую 3 июля 1888 г. были подняты колокола. Первоначально здание храма отделяла от колокольни небольшая площадка, но в 1889 г. обе постройки соединил каменный сводчатый коридор. 16 нояб. 1896 г. на колокольню был поднят «Благовест» (более 262 пудов), отлитый в Ярославле в память рождения вел. кнж. св. Ольги Николаевны и пожертвованный купцом П. М. Деевым. На средства насельника дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря иером. Виталия на колокольне были сооружены башенные часы (1906). Св. ворота колокольни были украшены живописными образами преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских, арх. Михаила и свт. Николая Чудотворца. 19 сент. 1893 г. на 2-м этаже колокольни был освящен небольшой храм в честь Иверской иконы Божией Матери в благодарность за избавление обители от пожара 1879 г. В эту церковь перенесли из Успенского собора почитаемый Иверский образ. Впосл. купол храма был украшен позолоченными звездами. В марте 1891 г. игум. Таисия была похоронена в склепе под Казанским приделом Успенского собора. В 1891-1892 гг. О. У. м. возглавляла игум. Магдалина, а затем монахиня (с авг. 1892 игумения) Иннокентия (Подковырова; 1841-1913), двоюродная сестра иеросхим. прп. Аристоклия Афонского , награжденная 4 крестами, в т. ч. 6 мая 1912 г. золотым наперсным крестом с украшениями из кабинета Его Императорского Величества. 1 окт. 1891 г. по благословению Оренбургского и Уральского еп. Макария (Троицкого) на средства купцов в О. У. м. был открыт приют для девочек-сирот. Его возникновение связано с неурожаем, охватившим 17 губерний Российской империи, в основном в Черноземье, Ср. Поволжье и на Урале (в Оренбургском крае число голодающих, не имевших средств к пропитанию, достигало 75 тыс. чел.). К 1900 г. в приюте проживали 40 девочек в возрасте от 4 до 17 лет, к 1915 г.- ок. 100 чел., занимавшихся рукоделием, бесплатно обучавшихся в церковноприходской школе. Под рук. регента мон. Манефы был образован хор из 23 сирот.

http://pravenc.ru/text/2581507.html

В функции И. входило рассмотрение прошений о крещении и присоединении к Православию, о разрешении браков, о рассмотрении ведомостей, составленных духовниками и цензорами. Он председательствовал в епархиальном ревизионном (16 авг. 1891 - 21 апр. 1910) и противостарообрядческом и противосектантском Миссионерском комитетах, состоял почетным членом Аксайского Богородичного братства и Иоанно-Богословского об-ва вспомоществования нуждающимся воспитанникам Донской ДС, помощником председателя Совета и его общих собраний, товарищем председателя Донского комитета миссионерского об-ва, с 19 окт. 1895 по 21 апр. 1910 г. был товарищем председателя Донского отдела Православного Палестинского об-ва. В мае 1891 г. в Новочеркасске при подворье старочеркасского Ефремовского женского монастыря И. освятил место для постройки храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (не сохр.). 5 мая 1891 г. Донской архиеп. Макарий и И. возглавили чин закладки нового, каменного Александро-Невского храма в Новочеркасске. 19 янв. 1897 г. И. освятил главный престол этой церкви (сохр.). 17 окт. 1893 г. вместе с архиеп. Макарием И. участвовал в закладке кафедрального Вознесенского собора Новочеркасска, 23 июля 1900 г. освятил соборные колокола. 9 мая 1904 г. И. освятил нижнюю Покровскую ц. кафедрального собора, 25 июня сослужил архиеп. Донскому Афанасию (Пархомовичу) на молебне по случаю окончания строительных работ и 6 мая 1905 г.- в чине освящения главного престола (собор сохр.). 27 апр. 1897 г. И. совершил чин закладки Георгиевской ц. на Колодезной ул. в Новочеркасске в память спасения имп. семьи на ст. Борки 17 окт. 1888 г., а 18 окт. 1898 г. освятил храм (сохр.) и произнес проповедь. 6 нояб. 1897 г. совершил освящение храма в честь Аксайской иконы Божией Матери «Одигитрия» в ст-це Аксайской (ныне г. Аксай). 4 сент. 1898 г. в Новочеркасском казачьем юнкерском уч-ще (на углу Платовского проспекта и пл. Ермака) освятил ц. во имя арх. Михаила, в к-рую пожертвовал напрестольное Евангелие. В 90-х гг.

http://pravenc.ru/text/469514.html

Димитрия. Тем самым Келливарон окончательно потерял первенство на Л. В кон. XIII - нач. XIV в. местность Л. перешла под контроль Румского султаната и др. гос-в тюрок-сельджуков. Однако под властью мусульман жизнь мон-рей Л. продолжалась еще значительное время. Последнее упоминание о лавре Стилу в визант. источниках относится к 1360 г. ( Janin. Grands centres. P. 453; Miklosich, M ü ller. Vol. 1. P. 391-397). Всего по письменным источникам известны не менее 20 мон-рей Л. От большинства сохранились лишь 1-2 упоминания. Таковы мон-ри Спасителя, Кария (оба основаны до нач. X в.; последний раз упом. в 1049), св. Георгия (1056), Лампониу (987, 1049), Неа-Мони (1216), Скиру, Мирсинон (оба основаны в 1216). Кроме них в грамоте патриарха Мануила I 1222 г. указаны монастыри арх. Михаила Асомату (Ασωμτου), Иринунтон (Ερηνοντων), Дисику (Δυσικο), Иерас (Ιερς), ап. Иоанна Богослова, Киссон (Κισσν), Фалакру-Вуну (Θαλακρο Βουνο). Большинство остатков скальных пещер и построек Л. были подробно исследованы нем. археологами в нач. XX в., но, как правило, эти объекты не удается идентифицировать с мон-рями, известными по письменным источникам. Уверенно локализованы лишь нек-рые. Лавра Стилу была расположена у совр. мест. Арабавлы, к северо-западу от горы Пентадактилос; она была обследована нем. археологами в 1905 г. Центр ее ансамбля - высокая гранитная скала, к-рую использовали для столпничества. Важнейшей частью мон-ря является пещера св. Павла, в которой можно увидеть остатки визант. фресковой росписи, созданной, вероятно, в XI-XII вв. В нач. XX в. на стенах помещения исследователи различали сцены «Введение Богородицы во храм», «Благовещение», «Рождество», «Богоявление», «Крещение», «Преображение». Центром композиции росписей было изображение Пресв. Богородицы с Младенцем на троне, слева от Них был изображен св. Павел. Была видна также сцена «Погребение св. Павла», тесно связанная по композиции с Житием святого. В правой ее части был изображен монах с подписанным именем Гавриил. В 985-987 гг. по источникам известен такой ктитор мон-ря. Подписаны также имена священников Космы и Фотина, участников церемонии ( Janin. Grands centres. P. 238-239). Лавра Келливарон находилась у совр. мест. Едилер, к востоку от совр. дер. Капыкыры. Комплекс был разделен на 2 части (небольшая крепость с часовней и оборонительными помещениями и обширная территория, на которой хаотично располагались многочисленные отдельные кельи монахов). К югу от крепости находилась церковь, одноапсидная, продолговатая в плане. В мон-ре обследованы 24 небольших высеченных в скалах или построенных из камней помещения различных планов; крайне сложно определить, какие из них предназначались для литургических и бытовых целей. В одном из помещений сохранились фрески XIII в., посвященные жизни Христа (Ibid. P. 231-232).

http://pravenc.ru/text/2463187.html

«Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. 80-е гг. XIX в. Худож. П. И. Целебровский. Фото-графия. 80-е гг. XIX в. «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии». Стенопись придела собора муромского Благовещенского мон-ря. 80-е гг. XIX в. Худож. П. И. Целебровский. Фото-графия. 80-е гг. XIX в. В том же стиле в 80-х гг. XIX в. в придельном храме муромского Благовещенского монастыря П. И. Целебровским (1859-1921), местным художником академической выучки (в те годы членом с.-петербургской артели по росписи храмов), была произведена масляная роспись стен и потолка, к-рую в 1949 г. реставрировал владимирский худож. Путилин ( Алексий (Новиков), иеродиак. Благовещенский мон-рь в Муроме. 2007. С. 312). В 2017 г. живопись XIX в. была освобождена от записей. В стенописи придельного монастырского храма выделяются «картины»: «Лепта бедной вдовы» на евангельский сюжет и «Чудесное плавание свт. Василия, еп. Рязанского, на мантии» на тему местного церковного сказания ( Сухова. 2017). Целебровский расписывал, очевидно в 80-90-х гг. XIX в., и холодный Благовещенский собор (роспись утрачена к кон. XX в., новая выполнена в 2016); он также занимался живописными работами в Смоленской и Воскресенской церквах Мурома (фрагменты сохр. еще во 2-й пол. XX в.) (о Целебровском см.: Беспалов Н. А. Целебровский П. И.//Деятели культуры в Муроме и Муромском крае. Муромские художники//Науч. арх. МИХМ. 29. Ф. 7. Оп. 1. Ед. хр. 20). Скворцов на территории М. и В. е. отмечает неск. храмов, имеющих значение как памятники монументального искусства. Среди росписей в т. н. русском стиле это стенопись 1879 г. Никольской ц. в дер. Ст. Котлицы Муромского района: «Своеобразным историзмом проникнута роспись, на западной стене которой развернута композиция с изображением муромских чудотворцев Константина, Михаила, Федора, Петра и Февронии» ( Скворцов. 2004. С. 214). Он выделяет масляную роспись собора Благовещенского мон-ря в Вязниках 70-х гг. XIX в., над к-рой работали не местные, а соседние, «боголюбовские мастера» из мастерской И. И. Шорохова; отмечая эклектичный характер росписи, Скворцов указывает, что она выполнена в духе «чувственного иллюзионизма» (Там же. С. 209). В росписи ц. Владимирской иконы Божией Матери в Мстёре, относящейся к кон. XIX в., автор отмечает редкую по иконографии сцену «Митр. Кирилл читает молитву над усопшим кн. Александром Невским» (сведений о сохранности нет; Там же. С. 215), а также констатирует, что реставраторы не успели «вернуть к жизни» мн. «образцы высокого искусства», особенно в сельских храмах, и в качестве примера называет Вознесенскую ц. на погосте близ совр. дер. Алферово Гороховецкого р-на (Там же. С. 285).

http://pravenc.ru/text/2564374.html

Специальные и генеральные делегаты должны быть православными греками старше 25 лет (Ст. 24). Генеральные делегаты принимали участие в Избирательном собрании вместе с митрополитами, хорепископами, игуменами монастырей (или их представителями), 2 клириками Архиепископии, имеющими особые заслуги, и 2 клириками Никосии - экономом ц. Пресв. Богородицы Фанеромени и настоятелем ц. арх. Михаила Трипиотиса (Ст. 20). Архиепископ избирался тайным голосованием. Аналогичной являлась процедура избрания митрополитов. При выборах митрополитов Избирательное собрание состояло из архиепископа, митрополитов, хорепископов, игуменов Киккского, Махерасского и прп. Неофита мон-рей, игуменов данной епархии, 2 заслуженных клириков от Архиепископии и 2 от епархии, 36 делегатов (12 клириков и 24 мирян) (Ст. 31). Управление церковной собственностью епархий возлагалось на епархиальные комиссии, приходов - на приходские комиссии, мон-рей - на монастырские советы, церковных учреждений - на эфории (Ст. 95). Епархиальные комиссии возглавлялись архиепископом или митрополитами. Они состояли из 4 клириков, назначаемых архиереем, и 4 мирян, избираемых генеральными делегатами, которых в свою очередь выдвигали представители приходских комиссий (Ст. 97-98). Члены приходских комиссий выбирались из числа прихожан, достигших 25 лет и живущих не менее года на территории прихода (Ст. 111). Годовой бюджет каждой епархии составлялся соответствующей комиссией (Ст. 96а). Годовой бюджет приходов утверждался епархиальными комиссиями и в случае необходимости изменялся по письменному разрешению архиерея (Ст. 117, 119). Каждая митрополия, приход, мон-рь и церковное учреждение имели независимую кассу (Ст. 122), доходы в к-рую поступали от движимой и недвижимой собственности, платы за совершение таинств и треб, продажи свечей, сборов и пожертвований верующих (Ст. 123). Священники получали зарплату из приходской кассы (Ст. 122) согласно бюджету, одобренному епархиальной комиссией и епископом (Ст. 61), и часть суммы, выплачиваемой прихожанами за совершение таинств и треб, но не непосредственно от верующих, а из приходской кассы (Ст.

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Кенотаф прп. Антония Печерского в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Кенотаф прп. Антония Печерского в Ближних пещерах. Фотография. 2013 г. Считается, что в Успенском соборе у юж. стены в серебряной раке хранилась глава св. равноап. кн. Владимира, мощи к-рого были обретены в 1632-1636 г. митр. Петром (Могилой) во время разборки руин Десятинной церкви (не все исследователи отождествляют обнаруженные останки с мощами кн. Владимира). Взяв из гроба главу, митр. Петр перенес ее в Златоверхий мон-рь арх. Михаила, а затем в Успенский собор лавры. Незадолго до начала Великой Отечественной войны глава была отправлена в Ленинград для создания скульптурной реконструкции по методу М. М. Герасимова и исчезла во время блокады города. Однако сохранилась нижняя челюсть, подаренная в 1638 г. митр. Петром царю Михаилу Феодоровичу. Впосл. эта святыня находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В 1988 г. из фондов Музеев Московского Кремля Церкви был передан ковчег с частью мощей равноап. кн. Владимира, к-рый находился в Ростове-на-Дону, а в 2005 г. был доставлен в К.-П. л.; хранится в ц. во имя Всех преподобных Печерских. Кенотаф прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. Кенотаф прп. Феодосия Печерского в Дальних пещерах. Фотография. 2013 г. С 1717 г. в К.-П. л. находится частица мощей (указательный перст) первомч. архидиак. Стефана. Святыня была принесена из Нямецкого в честь Вознесения Господня мон-ря свт. Пахомием, архиеп. Романским, проживавшим на покое в Китаевской пуст. К.-П. л. Для этой святыни в 1830 г. изготовили кипарисовую раку, на серебряной крышке к-рой помещено рельефное в рост изображение первомученика; она находилась в Стефаниевском приделе (упом. с 1638) Успенского собора. Позже (до 1898) для перста, видимо, соорудили серебряную раку (Путеводитель по св. местам Киево-Печерской лавры. К., 1898. С. 55); в 1912 г. была изготовлена еще одна серебряная рака. Впосл. ее обнаружили в завалах взорванного Успенского собора (к 2013 в фондах НКПИКЗ). В 1990 г. обители был передан вынутый из раки ковчежец с перстом первомч. Стефана. Тогда же для святыни построили деревянную резную раку, к-рую поместили в Крестовоздвиженской ц.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

Важную часть преобразований П. составляли его действия, направленные на оживление исторической памяти правосл. общества о том, как утверждалось на Руси христианство, как благодаря подвигам и чудотворениям в первую очередь монахов Киево-Печерского мон-ря закладывались традиции древней Русской Церкви. Деяния подвижников были доказательством истинности правосл. вероучения. Важным шагом на этом пути стало издание в 1635 г. профессором Киево-Могилянской коллегии еп. Сильвестром (Косовым) на польск. языке «Печерского патерика» (Paterikon, abo ywoty . ojców pieczarskich) - рассказа о Крещении Руси и об истории самой древней и почитаемой киевской обители. Более современная история Печерского мон-ря с рассказами о чудесах, происходивших там в 1594-1638 гг., была изложена в напечатанной по благословению П. книге Афанасия Кальнофойского «Тератургима» (Τερατουργημα, lubo Cuda, ktore byy tak w samym witocudotwornym monastyru Pieczarskim Kiiowskim...) (1638), в к-рую вошли рассказы о чудесах, записанные П. В сочинении опровергались сомнения протестантов в истинности чудес, совершённых киевскими подвижниками. Сильвестр (Косов) подверг критике утверждения католиков о связи древней Русской Церкви с Римом. Приложенные усилия увенчались в 1643 г. канонизацией Печерских подвижников, покоящихся в Ближних и Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря. Молебный канон Печерским угодникам написал посетивший Киев Мелетий Сириг. Важной частью этого направления деятельности П. стали его усилия по восстановлению Софийского собора и древних храмов, к-рые традиция связывала с деятельностью крестителя Руси равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича . Восстановление полуразрушенного, лишенного утвари и убранства Софийского собора продолжалось в течение всего времени правления П. Во время раскопок на месте 1-го каменного христ. храма Киева - Десятинной церкви - была обнаружена гробница с останками, к-рые отождествили с останками равноап. кн. Владимира. На выявленных древних фундаментах был поставлен новый храм. В 1640-1643 гг. была реконструирована, расписана и снабжена утварью ц. Спаса на Берестове. Древнюю ц. Трех святителей (Васильевскую), к-рая считалась 1-м храмом, поставленным кн. Владимиром (построена в 1183), было поручено в 1638 г. «строить» Киевскому братскому мон-рю. П. снабдил утварью ц. арх. Михаила в Выдубицком мон-ре. Был укреплен и расписан Успенский собор Киево-Печерского мон-ря, проведены разнообразные работы в монастырских пещерах. На осуществление этих мероприятий П. не только расходовал собственные средства, но и неоднократно организовывал сбор средств с паствы.

http://pravenc.ru/text/2580094.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Архангельской и Холмогорской епархии существовало в 1910-1913 гг., названо по г. Кемь (в совр. Карелии ). К. в. было учреждено для борьбы со старообрядчеством и с усилившимися в Карелии панфинляндским, лютеран. и сектантским движениями (для противодействия им в Архангельске в 1908 было создано миссионерско-просветительское Беломорско-Карельское братство св. арх. Михаила с филиалом в Кеми). 2 февр. 1910 г. Архангельский еп. Михей (Алексеев) направил в Синод ходатайство об учреждении вик-ства и предложил назначить на кафедру настоятеля Артемиева Веркольского мон-ря архим. Варсонофия (Вихвелина) . (Кандидатура викария, по-видимому, была подсказана св. Иоанном Кронштадтским . В письме к еп. Михею от 7 дек. 1908 он советовал владыке, несмотря на желание архим. Варсонофия перейти в Томскую епархию, не отпускать клирика: «Он послужит о Господе с честью и будет помощником добрым».- Учреждение в Архангельской епархии викариатства. 1910. 20. С. 664-665.) К. в. было создано 3 июля 1910 г., епископу предписано жить при Веркольском мон-ре и им управлять на правах настоятеля. При приходской церкви в с. Ухта (ныне пос. Калевала, Карелия), наиболее густонаселенном карельском селе в Архангельской губ., разместилось архиерейское подворье. 26 авг. 1910 г. в Троицком кафедральном соборе Архангельска состоялась хиротония архим. Варсонофия (Вихвелина) во епископа Кемского, к-рую возглавил Финляндский и Выборгский архиеп. Сергий (Страгородский) . В ведении викария находились приходы и мон-ри в Кемском, Онежском и Пинежском уездах. О служении в К. в. еп. Варсонофий оставил дневниковые заметки, в к-рых писал о запущенности ряда храмов и церковноприходских школ, о труднодоступных приходах. 14 февр. 1913 г. по предложению Финляндского архиеп. Сергия 17 карельских приходов в Кемском у., где велась активная пропаганда лютеранства, были временно переданы новоучрежденному Сердобольскому вик-ству Финляндской епархии. Это было сделано, чтобы выделить карельские приходы Архангельской и Олонецкой губерний в одну церковно-адм. структуру в юрисдикции Финляндского архиепископа. Из-за изъятия из К. в. почти всех приходов Кемского у. вик-ство было переименовано 14 февр. 1913 г. в Пинежское с сохранением резиденции епископа в Артемиевом Веркольском мон-ре. Ист.: Учреждение в Архангельской епархии викариатства и наречение и хиротония викарного епископа//Архангельские ЕВ. 1910. 18-20; ЦВед. 1910. 29. С. 299; 1913. 48. С. 527; Е. В. [Варсонофий (Вихвелин), еп.]. Записки из миссионерских путешествий по Архангельской Карелии: Очерк религ.-нравственного состояния приходов Архангельской Карелии//Правосл. благовестник. М., 1914. 7/8. С. 144-189; Православная Карелия: Очерк. Пг., 1914. С. 142-143. В. Г. Пидгайко Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684179.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010