Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПАВЕЛ Дмитриевич Успенский (23.05.1888, с. Чернево Московского у. и губ. (ныне в черте г. Красногорска Московской обл.) - 4.07.1938, полигон Бутово, Московская обл.), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи священника. После учебы в Перервинском ДУ поступил в 1904 г. в Московскую ДС, к-рую окончил в 1911 г. В 1911-1913 гг. был учителем в церковноприходской школе с. Каменка Богородского у. Московской губ. (ныне в черте г. Электроугли). 15 дек. 1913 г. рукоположен Можайским еп. Василием (Преображенским) во диакона, 20 дек.- во иерея к Троицкому храму с. Сапронова (ныне дер. Сафроново) Серпуховского у. Московской губ. на место ушедшего на покой тестя. В 1929 г. награжден наперсным крестом. В 1930 г. Троицкая ц. была закрыта, после чего П. был переведен священником в Воскресенскую ц. с. Васильева Коломенского р-на Московской обл. В 1932 г. была закрыта и васильевская Воскресенская ц. П. сменил за год неск. приходов Московской епархии. Он служил священником в Троицкой ц. с. Чашникова Солнечногорского р-на, затем в Космодамианской ц. с Болшева Мытищинского р-на, в храме в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в с. Царицыне (ныне в черте Москвы). В 1933 г. назначен священником храма во имя арх. Михаила с. Нехорошева Серпуховского р-на Московской обл., проживал в соседнем с. Съянове. 23 июня 1936 г., после того как власти закрыли храм в Нехорошеве, П. был назначен священником в храм Рождества Пресв. Богородицы с. Рудня (ныне дер. Рудне-Никитское) Куровского р-на Московской обл. Вскоре был закрыт и этот храм. П. вернулся в с. Сапроново, где проводил богослужения и исполнял требы в домах крестьян. 19 марта 1938 г. арестован, заключен в тюрьму в г. Кашире. П. были предъявлены обвинения в «контрреволюционной деятельности, провоцировании слухов о скором начале войны и падении Советской власти, распространении контрреволюционной клеветы, направленной к возбуждению недовольства против Советской власти». Отказался давать показания, на все вопросы следователя отвечал, что не признаёт себя виновным. 8 июня 1938 г. приговорен Особой тройкой УНКВД по Московской обл. к высшей мере наказания. После вынесения приговора переведен в Москву в Таганскую тюрьму. Расстрелян и похоронен в общей безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.

http://pravenc.ru/text/2581865.html

Б. м. явил сонм подвижниц, среди к-рых известны стяжавшая дар непрестанной молитвы мон. Тарсилия (Гезева; † 26 июня 1817), ее сокелейница мон. Евпраксия (Логинова; † 1835), мон. Маргарита (Симонова; 1-я пол. XIX в.), схим. Агриппина (Шеншина; † 8 июля 1831). После панихиды по схим. Агриппине получали исцеления больные туберкулезом. Более 40 лет подвизалась в Б. м. мон. Ираида (схиигум. Юлия; † 1844), каждые сутки прочитывавшая Псалтирь. Мн. сестры Б. м.- схим. Леонида (Литовкина) (сестра прп. Иосифа (Литовкина) , схим. Лаврентия - окормлялись у Оптинских старцев прп. Амвросия , прп. Льва (Наголкина) . Особым уважением и авторитетом у насельниц пользовался духовник обители свящ. Феодор Турьянский († 1859), находившийся в духовном общении с прп. Львом (Наголкиным). В обители особо почитались 2 списка Тихвинской иконы Божией Матери. Подаренный Б. П. Шереметевым образ, согласно описанию 1799 г., хранился в Тихвинской ц., «подле иконостаса по правую сторону», от него происходили многочисленные исцеления. На аналое в Тихвинском храме находилась др. почитаемая святыня - точная копия с явленной близ Тихвина иконы, к-рую в 1838 г. привез из тихвинского Большого мон-ря прп. Леонид (Наголкин). В мон-ре почитались также древняя икона свт. Николая Чудотворца, напрестольный крест с частицами Животворящего Креста Господня и святых, особо берегли напрестольное Евангелие (М., 1698), подаренное Б. П. Шереметевым. В авг. 1923 г. в Борисовке было организовано Временное управление монастырского поселка, началась опись монастырского имущества. 25 авг. комендант поселка Н. Шевченко рапортовал о ликвидации Б. м., имущество к-рого было частично передано в детдома и больницы, частично распродано. В окт. 1923 г. насельниц выдворили из мон-ря, нек-рых направили в дом престарелых, др. поселились в окрестностях Борисовки, неск. инокинь перешли в жен. Корсунский скит упраздненного белгородского Рождество-Богородицкого мон-ря. В монастырских зданиях разместили детский дом «Новый свет» им. К. Либкнехта, на месте монастырского кладбища в кон. 40-х гг. XX в. был разбит фруктовый сад. В наст. время из монастырских построек сохранился двухэтажный корпус, принадлежащий школе-интернату. В храме арх. Михаила пос. Борисовка находится перенесенная в него после закрытия Б. м. Тихвинская икона Божией Матери, в Борисовском краеведческом музее хранятся личные вещи нек-рых сестер. 11 дек. 1999 г. Белгородский архиеп. Иоанн (Попов) освятил поклонный крест и камень на месте Б. м.

http://pravenc.ru/text/153179.html

С именем О. С. связано начало становления Новгорода-Северского как столицы княжества. Кроме возведения укреплений вокруг окольного города, к его правлению относят строительство каменной ц. во имя арх. Михаила. В конце жизни О. С. выступил ктитором новой каменной Борисоглебской церкви в Вышгороде , к-рую еще в 70-х гг. XI в. начал строить его отец - кн. Святослав Ярославич. У завершенной при Всеволоде Ярославиче церкви вскоре разрушился верх, и она «съкрушися вься» (Жития. 1916. С. 60). Строительство и роспись храма в Вышгороде были завершены в 1112 г., однако киевский кн. Святополк Изяславич медлил с перенесением мощей св. князей мучеников Бориса и Глеба в новый храм, «акы зазьря труду» О. С. (Там же. С. 64). Сменивший Святополка кн. Владимир Всеволодович Мономах поначалу тоже проявил нерешительность в этом вопросе: «Давидови и Ольгови… всегда убо глаголющема и понужающема Володимера о пренесении святою». Перенесение состоялось только 2 мая 1115 г. при огромном стечении народа и имело характер общерус. торжества: кроме кн. Владимира Мономаха, О. С. и Давида Святославича с сыновьями присутствовали Киевский митр. Никифор I , епископы Феоктист Черниговский, Лазарь Переяславский, Никита Белгородский и Даниил Юрьевский, а также множество игуменов киевских мон-рей. Однако князья заранее не договорились о месте установки рак со св. мощами, что также свидетельствует о нек-рых трениях между Владимиром Мономахом и О. С. относительно нового собора: киевский князь хотел поместить их посреди церкви под серебряной сенью, а О. С.- в специально устроенных для этого нишах («комарах») у правой (южной) стены, «идеже о(ть)ць мои назнаменалъ» (ПСРЛ. Т. 2. Стб. 281). По совету митр. Никифора I решение предоставили жребию: «...и выпася жребии Д(а)в(и)довъ и Олговъ». С именем О. С., возможно, связана судьба еще одной церковной святыни - руки без большого перста первомч. диак. Стефана . Сказание об этой святыне сохранилось в качестве особого приложения «Translatio manus sancti Stephani protomartyris» (1141 г.

http://pravenc.ru/text/Олега ...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЗЛОБИН Александр Павлович (31.10.1874, С.-Петербургская губ.- ?), учитель пения, автор духовно-муз. сочинений. Сын отставного подполковника. Учился в регентском классе Придворной певческой капеллы, к-рый окончил со званием «учитель пения и теории музыки». С 1904 г. преподавал пение во Владикавказском кадетском корпусе, получив для этого свидетельство от Главного управления военно-учебных заведений. В 1908 г. награжден орденом св. Станислава 3-й степени. З.- автор 8 духовно-муз. сочинений и неск. романсов. Песнопения 4, 5, 7, 8 представляют собой 4-голосные переложения обиходной монодии, а 6 - болгарского распева 2-го гласа. Переложения З. написаны в удобной для хора тесситуре и отличаются бережным отношением к первоисточнику. Мелодии, помещенной в партию дисканта, отводится основная роль. Партия баса очень подвижна. Фактура хоральная. Гармонии переложений просты; обращает на себя внимание обилие плагальных оборотов и отсутствие хроматизмов. Динамичность достигается благодаря фактурным и тембровым модификациям в муз. ткани. За счет смен состава исполнителей в разных разделах песнопений происходит и изменение характера исполнения (наиболее ярко - в песнопении «Благообразный Иосиф»). В авторских сочинениях З. отдает предпочтение умеренным темпам и контрастной динамике (от pianissimo до fortissimo), использует больший арсенал гармонических средств, чем в переложениях, а также демонстрирует владение полифоническими приемами (напр., 2-й разд. причастного стиха «Вкусите» представляет собой 4-голосное фугато, а в кульминации «Святый Боже» фактура меняется от 4-голосной до 8-голосной и звучание достигает fortissimo). Муз. разнообразие создается благодаря постоянным отклонениям в родственные тональности, частой смене фактур (с хоральной на полифоническую и наоборот). Обилие септаккордов и задержаний, прерванные обороты, автентические и барочные кадансы придают музыке З. нек-рую сентиментальность. Арх.: РГВИА. Ф. 725. Оп. 53. 3419. Л. 15 об. [сведения о преподавателях Владикавказского кадетского корпуса]. Муз. соч.: 8 духовно-муз. соч. и перелож. для смеш. хора: 1: «Вкусите и видите»; 2: «Ныне отпущаеши»; 3: «Святый Боже»; 4: «Плотию уснув»; 5: «В память вечную»; 6: «Благообразный Иосиф» (с болгарского напева); 7: Херувимская песнь; 8: «Днесь спасение». СПб.: О. Венцель, 1914. А. А. Наумов, С. К. Никитина Рубрики: Ключевые слова: ЕЛЬЦОВ Иван Григорьевич (нач. 80-х гг. XIX в.- после 1929), регент, композитор, преподаватель церковного пения и теории музыки КРУПИЦКИЙ Василий Егорович (1819-1875), певчий и учитель пения Придворной певческой капеллы, автор духовно-муз. сочинений

http://pravenc.ru/text/199915.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЛАГОВЕЩЕНИЕ УСТЮЖСКОЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) Благовещение Устюжское. Икона. XII в. (ГТГ) (празд. 8 июля, в день памяти прп. Прокопия Устюжского), почитаемый образ, созданный в нач. XII в. в Вел. Новгороде (в наст. время в ГТГ). История иконы зафиксирована в Новгородской II летописи и др. письменных источниках XVI-XVII вв., из к-рых следует, что она была привезена в Москву из Георгиевского собора новгородского Юрьева мон-ря в сер. XVI в. Вероятно, первоначально икона была храмовым образом Благовещенского собора Московского Кремля, а в 1-й четв. XVII в. ее перенесли в Успенский собор. В Описи Успенского собора 1627 г. икона названа «Образ Благовещения пречистые Богородицы, греческое письмо». В течение XVII в. история происхождения иконы была забыта, и в XVIII в. ее ошибочно отождествили с Устюжской иконой Божией Матери. Легенда об устюжском происхождении иконы возникла на основании Жития прп. Прокопия Устюжского (по списку XVII в.), к-рый молился перед иконой Богородицы об избавлении в 1290 г. Устюга от побиения «каменным градом». Безуспешные розыски в XVIII в. в Вел. Устюге этого образа дали основание предположить, что икона была вывезена в Москву по приказу царя Иоанна Грозного наряду с такими святынями, как каменная рельефная икона вмч. Георгия-змееборца (ГММК) и Житие прп. Прокопия Устюжского (РГБ. Ф. 178. Ед. хр. 13658, XVI в.). По благословению великоустюжского архиеп. Гавриила с иконы в 1747 г. была сделана копия, к-рую торжественно перенесли в Вел. Устюг. Архиеп. Гавриил составил службу в память о чудесах от иконы, совершившихся при жизни прп. Прокопия. В 1783 г. в «Историческом описании» Успенского собора Московского Кремля архим. Александр (Лёвшин) кратко изложил новосоставленную историю древней новгородской иконы, также связав ее почитание с памятью прп. Прокопия Устюжского. На иконе (229 ´ 144 см, с надставленными полями - 238 ´ 168 см) Богородица представлена стоящей на подножии у престола (первоначальный красочный слой с левкасом здесь утрачены); в руках Она держит моток красной пряжи. Арх. Гавриил изображен с простертой благословляющей десницей, в левой руке - жезл, крылья опущены (написаны на новом левкасе XVI в.?). Иконографическая особенность этой иконы - образ воплощенного Богомладенца Иисуса Христа, изображенный на груди Божией Матери поверх складок Ее мафория; вверху в небесной полусфере, в овальной сине-голубой мандорле-славе,- образ Иисуса Христа в облике старца Ветхого Денми, восседающего на престоле в окружении Небесных сил.

http://pravenc.ru/text/149271.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МАТФЕЙ Ефимович Соловьёв (10.10.1868, дер. Сенино Калязинского у. Тверской губ.- 13.10.1937, полигон Бутово Московской обл.), мч. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской). Из крестьянской семьи. С 1889 по 1893 г. служил в Кронштадте в чине младшего унтер-офицера. С 1894 по 1902 г. в Семёновской и Озерской волостях Калязинского у. служил в полиции урядником. После 1917 г. поселился в дер. Сенино и занялся сельским хозяйством. В 1929 г. был избран председателем церковного совета Благовещенской ц. с. Георгие-Хотча Ленинского р-на Московской обл., нес послушание псаломщика в той же церкви. На предложения властей отказаться от службы в храме и вступить в колхоз он отвечал категорическим отказом. Властями у храма была отнята церковная сторожка, к-рую переделали в пекарню. М. ездил в Москву хлопотать об отмене этого решения, но безрезультатно. 10 сент. 1937 г. Талдомское районное отделение НКВД арестовало М. Он был помещен в камеру предварительного заключения в г. Талдоме. На следующий день состоялся допрос. Следователь, подробно расспросив о жизни и о службе в полиции, стал обвинять М. в антисоветских высказываниях, которые заключались в критике колхозной жизни, и антисоветской деятельности, которую он якобы проводил среди крестьян. М. виновным себя не признал. 16 сент. следствие было закончено и М. перевели из Талдома в Таганскую тюрьму в Москве. 10 окт. 1937 г. Особая тройка НКВД по Московской обл. приговорила его к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение на полигоне Бутово под Москвой, М. погребен в безвестной общей могиле. 26 дек. 2003 г. определением Свящ. Синода РПЦ имя М. было включено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. Арх.: ГАРФ. Ф. 10035. Оп. 1. Д. 19046. Лит.: Мартиролог «Бутово». С. 325; ЖНИР: Моск. Доп. т. 3. С. 122-124. Игум. Дамаскин (Орловский) Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2562660.html

Летом 1939 г. по ходатайству игум. Нины в В. м. из Почаевской лавры были привезены икона св. Марии Магдалины с частицей мощей и образ прп. Иова Почаевского с частицей мощей. В 1944 г. в результате бомбежки Александро-Невский храм лишился купола, окон, полов и дверей, сгорел иконостас. В одном из уцелевших крыльев храма сестры (ок. 35 чел.) устроили временную церковь, к-рую 15 окт. 1945 г. освятил Виленский архиеп. Корнилий (Попов) . 8 нояб. 1951 г. Виленский архиеп. Фотий (Топиро) освятил отремонтированную Александро-Невскую ц. В 1953-1955 гг. в В. м. был построен двухэтажный сестринский корпус, к 1959 г. к мон-рю были проведены водопровод и канализация, все помещения электрифицированы, территория обители огорожена кирпичной оградой с дубовыми св. вратами. Трудами сестер было благоустроено Евфросиниевское кладбище, в юж. части к-рого похоронены мн. насельницы и священнослужители обители. Патриарх Московский и всея Руси Алексий I передал в дар мон-рю вышитую бисером икону «Целование праведной Елисаветы», выполненную монахинями иерусалимского Горненского мон-ря . Постановлением Совета министров Литовской ССР от 12 июля 1959 г. В. м. был снят с регистрации, денежные средства и движимое имущество обители подлежали конфискации. 23 авг. 1960 г. насельницы (23 монахини, 5 послушниц) были выселены из обители, Александро-Невский храм передан на баланс Министерства культуры Литовской ССР, в бывш. сестринском корпусе разместилась колония для трудновоспитуемых девочек. Несмотря на это, мон-рь продолжал существовать: игум. Нина с сестрами поселилась в двухэтажном корпусе вильнюсского Свято-Духова муж. мон-ря. В 1968 г. вместо ушедшей на покой и принявшей схиму с именем Варвара игум. Нины († 26 апр. 1969) В. м. возглавила ее племянница и многолетняя сподвижница игум. Ангелина (Баташёва). 15 мая 1989 г. постановлением Совета министров Литвы указ 1959 г. о ликвидации мон-ря был признан утратившим силу. С апр. 2002 г. В. м., размещающийся в корпусе на территории Свято-Духова мон-ря, возглавляет мон. Надежда (Ломако). К нач. 2004 г. в В. м. жили 13 насельниц: 9 монахинь и 4 послушницы. Сестры несли послушания в Свято-Духовском соборе, пли на клиросе, выпекали просфоры для храмов Виленской епархии, изготавляли свечи, ухаживали за могилами насельниц В. м. на вильнюсском правосл. Евфросиниевском кладбище. 5 мая 2015 г., решением Свящ. Синода Русской Православной Церкви В. м. был вновь открыт. 24 мая 2015 г. сёстры мон-ря переехали в помещения при восстановленном храме в честь св. князя Александра Невского, а мон. Серафима (Иванова) возведена в сан игуменьи. Арх.: ЛЦИА. Ф. Р-238. Оп. 3. Ед. хр . 13, 46; Варвара (Трофимова), мон. К столетию правосл. Виленского Марие-Магдалинского жен. мон-ря (1865-1965). Вильнюс, 1965. Ркп. Ист.: Вестн. Виленского Св.-Духова братства. Вильно. 1915. 16. Г. П. Шлевис Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/158672.html

Митр. Никодим регулярно посещал Новгород (особенно в дни памяти местных святых). В Новгороде он прежде всего добился возможности устроить под ц. во имя ап. Филиппа самостоятельный нижний храм, к-рый в февр. 1968 г. освятил во имя Всех Новгородских святых. Выполненный в 1969 г. архитектором-реставратором Н. Н. Кузьминой проект реставрации здания включал воссоздание разобранной в кон. XIX в. «сопридельной» Никольской ц. Однако получить разрешение властей на осуществление этого проекта митрополит смог только за год до кончины. 2 сент. 1977 г. он известил Куроедова, что ЕУ выделит 140 тыс. р. приходскому совету Филипповской ц. для капитального ремонта церковного здания «с восстановлением утраченной части его» (Арх. С.-Петербургской епархии. Ф. 1. Оп. 24. Д. 47. Л. 363). Поскольку приобретенные для епархии в сер. 50-х гг. 2 дома в частном секторе на Заставной ул. пошли под снос, вблизи ц. во имя ап. Филиппа были возведены здание для Новгородского ЕУ и митрополичьи покои. Митр. Никодим организовал посещение иностранными делегациями древних храмов Новгородской обл., несмотря на отрицательное отношение к этому местных властей. На место настоятеля Георгиевской ц. в Ст. Руссе архиерей пригласил архим. Клавдиана (Моденова). В дер. Гудалово (ныне в черте г. Чудово) молитвенное помещение (расширенная в нач. 60-х гг. часовня, к-рую передали приходу закрытой чудовской ц. в честь Казанской иконы Божией Матери) дважды поджигали; 2-й пожар полностью уничтожил постройку, после чего были оформлены документы для ликвидации прихода. Митр. Никодим добился отмены этого решения и приехал 6 апр. 1975 г. на освящение деревянного храма, возведенного на фундаменте сгоревшего (Новгородская епархия//ЖМП. 1976. 2. С. 21-22). После скоропостижной смерти митр. Никодима (5 сент. 1978) на Ленинградскую и Новгородскую кафедру был переведен митр. Антоний (Мельников) . 13 дек. 1978 г. он освятил Никольский храм, воссозданный при ц. во имя ап. Филиппа. В сент. 1979 г. Новгород посетил митрополит Пражский и всей Чехословакии Дорофей, 16 сент.

http://pravenc.ru/text/2577765.html

V. В большинстве описаний восхищений и путешествий праведников по небу в апокрифической и мистической евр. лит-ре (см. ст. Меркава ) центральным эпизодом является предстояние перед престолом Божиим. Хотя престол упомянут в 3 Вар (6. 8 [слав.]; 9. 4 [слав.]), В. его не видит, т. к. врата 5-го неба остаются для него закрытыми. Ангелы выполняют волю Бога - влекут по небу колесницы солнца и луны; сообщают арх. Михаилу о деяниях людей; раздают награды и наказания людям. В книге упоминаются 2 ангела-посланника: Фамаил описывается как архангел (10. 1 [греч.]), «ангел сил» (γγελος τν δυνμεων - 2. 6 [греч.]; 10. 1 [слав.]), и истолкователь откровений (11. 7 [греч.]); Сарасаил приносит откровение Ною (4.15). Во главе ангелов в 3 Вар - Михаил, архистратиг, «хранитель ключей от Царства Небесного» (11. 2), совершающий богослужение в Небесном храме. В главах 11-16 он показан как единственный посредник между Богом и ангелами, к-рые следят за людьми. В слав. версии поименно названы 5 ангелов: Михаил, Гавриил, Уриил, Рафаил и Сатанаил (во мн. рукописях вместо Уриила назван Фануил). Имя «Сатанаил» меняется на имя «сатана», когда он теряет свое положение (4. 7). Однако не исключено, что имя «Сатанаил» вторично по отношению к имени «Самаил» греч. версии; «Самаил» - начальник злых ангелов, часто встречается в раввинистической лит-ре и нек-рых апокрифических произведениях. Через непослушание Адам был лишен «славы Божией» (4. 16 [греч.]). Награда за праведность - елей, возможно являющийся знаком славы Божией, к-рую ангел, сопровождающий В., не раз обещает ему показать (6. 12; 7. 2; 11. 2; 16. 3 [слав.]). Ангел описывает место упокоения праведников как место славы (16. 4 [слав.]), но В. оно не показано. История о птице феникс, известная в классической, евр. и христ. древности, тоже присутствует в 3 Вар. В раннем христианстве эта история использовалась как символическое описание Воскресения Христа, но в 3 Вар феникс защищает мир от испепеляющих лучей солнца, к-рые иначе уничтожили бы людей за неправедные дела.

http://pravenc.ru/text/154383.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИНКОВ [Гриньков] Алексей Васильевич (1893, Курская губ.- 1966, Белград), хоровой дирижер, преподаватель музыки, духовный композитор. В 1912-1914 гг. учился в Московской консерватории, затем ушел добровольцем на фронт, был в плену. Проявлял интерес к духовному пению, считал себя учеником А. Т. Гречанинова . В нач. 1920 г. эвакуировался с юга России. В марте - мае 1920 г. управлял рус. муж. хором в Фессалонике (Греция), в нояб. 1920 - окт. 1921 г.- муж. хором в рус. лагере Тузла (Турция). С окт. 1921 по апр. 1923 г. состоял регентом рус. посольского храма в Бююкдере (близ К-поля). С апр. 1923 по июль 1925 г. преподавал пение и музыку в англ. колледже для рус. детей в Проти (совр. Кыналыада, Турция). В 1925 г. переехал из Турции в Королевство сербов, хорватов и словенцев (с 1929 по 1945 Королевство Югославия) и обосновался в Земуне (ныне район Белграда), в к-ром проживало ок. 1 тыс. рус. беженцев-эмигрантов. С 1925 по 1929 г. преподаватель по классу теории музыки в частном Земунском муз. уч-ще Н. О. Хвостицкой. Одновременно состоял регентом хора земунской ц. св. арх. Гавриила, к-рую рус. общине уступила Сербская Православная Церковь. Этот хор под рук. Г. достиг высокого исполнительского уровня и считался одним из лучших рус. хоров в Сербии (участвовал в перезахоронении останков ген.-лейтенанта барона П. Н. Врангеля, в погребении кор. Александра I Карагеоргиевича (1934), митр. Киевского и Галицкого Антония (Храповицкого; 1936), патриарха Сербского Варнавы (Росича; 1937)). С марта 1929 г. Г. одновременно являлся регентом рус. хора при серб. ц. Вознесения Господня в Белграде, позднее - регентом Хорватского певч. об-ва «Томислав» в Земуне (1930-1944) и дирижером Украинского художественно-драматического об-ва в Белграде (до 1941). В 1935/36 уч. г. преподавал пение в белградской Русско-серб. муж. гимназии. Подобно др. церковным регентам рус. эмиграции на территории Королевства Югославия (архиеп. Гавриил (Чепур) , еп. Митрофан (Абрамов), И. А. Гарднер , П. А. Фигуровский, Б. М. Моисеев), Г. занимался обучением певчих, сочинением духовных песнопений, гармонизацией серб. церковных мелодий, аранжировкой сложных полифонических сочинений для муж. хора или для небольшого смешанного хора. Из сочинений Г. известны, в частности, песнопения литургии ап. Иакова (1939).

http://pravenc.ru/text/168147.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010