братръ, небеськъ) и даже явились в некоторых списках такие слова, ко­торые свойственны, можно сказать, только четьему пере­воду кн. Бытия, напр.: годно (вм. год) Л. 3:6, пото или то (вм. въск) Перф. 4:6, данїе (вм. пщени) Оф. Перф. 4:13, въти (вм. прити) Зах. 27:3, 35 , плем (вм. см) Стеф. 46:6, дежа (вм. одни) Л. 49:11 и др. (см. выше). Это совпадение паримейного перевода с четьим – явление естественное и вполне понятное: паримейник в дошедших до нас списках XII–XV вв. переписывался ведь в той диалектической среде, где явились, надо пола­гать, четий перевод кн. Бытия, толковые пророчества Исайи и вообще те ц.-слав, памятники, во главе которых, по словоупотреблению и формам, можно поставить Остромирово евангелие. С другой стороны, на перевод паремейника мог влиять четий перевод кн. Бытия и непосредственно, что, напр., особенно заметно в Ляпуновском паримейнике 1511 г. (Рум. Муз. 1439). Поэтому нас более должно удивлять не то, что в кирилловском паримейнике встречается отражение четьего перевода кн. Бытия, а то, что отражение это ещё слишком слабо, что кирилло-мефодиевская традиция в нём ещё очень сильна, так как в некоторых резких проявлениях сохранились даже в русских списках XIV в. 130 . Иное дело паримейная часть кн. Бытия хорватских часословов. По соображениям исторического характера, в ней, в этой части, мы не должны бы, кажется, ожидать словоупотребления, свойственного четьему переводу кн. Бытия. Между тем сходство в словоупотреблении с текстами не-паннонского происхождения у глаголического Бытия замечается, – правда, очень слабое, но всё же есть. Это сходство, мне кажется, можно видеть в следующих словах глаголического перевода: наплънити вм. исплънити (πληρον) 1:22, 28; 2:21; 6:11, 13; 8:17; 9:1, 7 (ср. 28:15; 29: 14, 21, 27; 50:26. где gl. т. читает однако исплънити), крашени вм. лпота ( κσμος) 2:1, въвати са вм. нарещи с (καλεσθαι) 2:23, събрати вм. прити (λαμβνειν) 6:21, испстити (пстити) (ποστλλεν) вм. посълати 8:6, 8, 10, 12, илсти вм.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Miha...

(сп. 54, 210 об.) вогъскаго сщества, – мокраг, 303. (54, 217 об.) телеными утрапы, – болзньми; или исправляется перевод, – л. 326 об. к велицй же кровавй жил прилжатъ тра, на поле: почки. Вообще слог исправлен также, как в сп. 55-м. Имея значительные вставки против всех предшествующих списков, настоящая рукопись чужда всех замеченных в них пропусков и сбивчивости, нарушающих смысл речи. Она отличается полнотою и правильностью расположения. После Шестоднева с л. 368. до конца рукописи читается житие препод. Нифонта, известное и на Греч. языке. Нач. тайну црву достоитъ храннти, а дла бжтвена проповдати славно. (На Греч. Biblioth. Synodal. ар. Matthaeum cod. 379). Правописание Русское, без юсов. 59 (по преж. кат. 768) Шестоднев Иоанна экзарха , в 4. д. скорописью, XVII в. 288 л. Л. 1. Пролог. Там же подпись: справщика іереа нїкифора смеонова. Л. 8. Слово первого дня, л. 38. – второго, л. 85. третьего, л. 118. четвёртого, л. 176. пятого, л. 226. шестого. В списке часто встречаются пропуски и перестановки, из коих некоторые сделаны при переплетении. Напр. листы 78–84. с конца 2 слова должно поставить в конце 1-го после л. 35-го, наоборот листы 34–36. с конца 1 слова перенести на конец 2-го к л. 77-му. На об. 85 л. между словами: е же невидим сш землю проре, и: і рази быша дони зеными по списку 54. пропущено 10 листов 72–82; на об. 116 л. между словами: и паче коми т , а самого , и: бо в с і ста в лю помышлти утвари сеи два листа 106 об.–108 об.; на л. 127 между словами: і чисьтьше акие, и: и иадние творща се все у твари, 5 листов 119 об.–124 об.; л. 128 между словами: ко самовластна еста свтилника, и: да тако зловрниі тиі личаес два листа 125 об.–127 об., как и в рк. 56; на л. 134 об. после слов: точию ко ем довл т (сп. 54 л. 133.) речь продолжается (с повторением трёх прежних строк) в начале 142 об. и само в дежа вс , и идёт до слов на об. 145 л. (сп. 54.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

См. ещё описание ркп. 310 л. 1201–1217 и 338 л. 79–101. 294. Сборник ( по преж. кат. под V, в тетрадях), скорописью, XVII 386 л. Л. 2. Списокъ со сви т ка кори з нена. кири у траквилиону ста в ровецко у . погршитены словесемъ влжені его ересемъ. в кнг читенаго елі, новаго сложені его. что повал ченецъ андриъ, да чнкъ его ченецъ іковъ. и роспопл івашко лисицыиъ. да поче агйко семено в . По повелнію великого гдр цр і великого кнз михайла еодоровича всеа росіи самодержца. і по блгословенію і по повелнию о т ца его великаго гдр стйшаго филарета па т ріаха, моско в скаго і всеа росіи. велено смо т рі т ересе і погршени, в кнз учтенаго елі кирила траквиліна ста в ровекаго. бговлескому игумену ілі , да собоному поп івану ключарю, по рекл шевелю. дл того, что и з вща про литовъскі печа т ны кнги, кирилова слогу транъквилиона ста в ровецкаго, что привезены к москв и з литвы. ники т скаго мнтр ігуменъ аонасе киевлнинъ. во м год октр въ а де . на пра з дникъ прты бцы, чтнаго и славнаго є покрова, на всенощно пніи. потому, что дл выписки, дана ему игумену аанасію, тхъ кириловы кнгъ она кнга. і о выписавъ подие великом гдрю. стшеиу иларету па т ріаху, московскому і всеа росіи. А в премов его пишетъ сице, что тоє кнгн, кирилова чтенаго еалі. вскому врно у хртінин, і в дом дежати и чести недостои т . потол, что де у на в киев, на ту кнгу кирилова слог, на учитеное єаліє. митрополита іва борецкого, киевскаго и галицкаго. да єпкпа исаіи копинскаго е перемискаго и самбоскаго и ексарха косттинопоскаго. и исаіи єпкпа луцкаго и озто з скаго (острожскаго). и у паисіи еппа холмскаго и бескаго, собо бы. и на соборе приговорили он, что тхъ кнгъ новаго слогу, кирилова читенаго еалі. никому о т правоврны и блгочтивы хрти, в црква і в дом не дежа т , ни чести, ни покупати.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 268. О браз грховне. Нач. П, д ремъ намъ вс гр х бываетъ . См. 388 л. 378. Л. 269. Аще подобае т дхо в на чада пріимати, непро з витер сущ . Там же л. 378 об. Л. 270. Заповди сты цъ, – епитимии инокам за разные прегрешения. До л. 273 см. 388 л. 378 об.–379. Л. 277. ца макари. Три отрывка – о причинах блуда; последний см. в 321 л. 145. Л. 279 об. Млтва и з бавленїи бл у а и угашеніи плоти, и о т сохранени зрака блдна. і помылени сложна и прити вского дара спсенаго. Нач. Ги ісе хе бже на, единорный сне бжіи. Тоже см. в 321 л. 145 об. Л. 280 об. Стго тимо алеадрьска. вопро. И потом: вопро. стго анастаси синайска, – с ответами. Далее: іонна зла т уста – отрывок. Л. 283 об. Правило келейное в бе з мовіи сдщем . Нач. Зашеш соньц, і с д в кеи бе з молвн, и собрав си мъ; дежа млтв, ими с нею пам т сметную. Л. 285. Дневное (келейное правило). Нач. Во дни до утра даи и до времени стию прово сице. въ млтв немтен, ко чтеніи сто тетрлеали, и о т атыри. Л. 288. Подобаетъ вдати, особно птіи. Нач. Потребно есть вдати, ко в кели братіи наедине. ко нсть во з можно сти кому со братіи, кром трапезы . Л. 292 об. Заповди мнишеска житі, юнъны ченьцемъ. Нач. Ино ума блюдение. См. 321 л. 18 об. Л. 298 об. послани прпбна ца на е . никона, глемы таны книга показанї. к єретическа су т писаниа. Нач. Потребно есть вдати намъ, глемы сокровенны книга. Из 13 слова Тактикона. См. 226 л. 116 об. К этому же за тем относятся заглавия: л. 302 об. Сты аплъ прави, з, е. л. 303. Шеста собора правило, г. Л. 303 об. Прощаный списо, а дховна. Нач. Блгвение іере имк. стго, имк. сн моем, имкъ. сте дс, что исповда пре бгомъ сво согршени. 305 . ставъ сты горы. Нач. Аще слчи т с ком. ил иноку изыти на слуб, или на сво дло; прчты бра з икона панаги носнти с собою , и пр. о вынутии богородичного хлебца. См. 388 л. 382.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Л. 159 об. Мо и , жен по роженїи. млнца . Нач. Ги бе ншъ, твоче и содтелю. (Служебн. Москов. 1602. тетр. 49. мол. 1.). Л. 160. Мо и жен по роженїн млнца и жена прилчившимс на роженїи томъ . Нач. Влко ги іс хе. слово бжїе чее. сне единородны. (Тамже мол. 3.). Л. 161. Мо и , баб, прїемши, млнца . Нач. Влко ги бже на. иже сты своимъ ржтво. (Тамже мол. 5.). – об. Мо и , в, баб дтино цркв . Нач. Ги бже на, рожеис пре вкъ. Требн 1639. л. 100 об. Л. 162. Млтва, вскиа скверны. Нач. Ги бже ншъ. единъ блгы члколюбецъ. единъ стъ и на стыхъ почивааи. (Тамже л. 101. и служебн. 350. л. 93 об.). Л. 163. ка з прави сты цъ . – О том, что не должно отлагать крещение слабых младенцев, и о жёнах, истребляющих в себе плод. – об. Млтва, млнц. пре двеми церковными, спустя сорок дней по рождении. Нач. Ги бже вседръжителю. Требник 1850. гл. 3. л. 3 об. Л. 165. Чинъ бываемы е сотворити отроча оглашенно и кртити то. – Тоже в служебнике 347. л. 109 об. Особенности: Л. 171. В отречении крестящийся, как в вопросах так и в ответах, постоянно называется: «раб Божий младенец», – рабъ бжїи імк, мла е нецъ рицаетс сатаны , – и т. дал. – В повелении священника: дни на запа, прибавлено: рекше плюни. – Л. 179 об. Младенцев разрешается крестить и чрез обливание. – Аще млне есть бо крщаемы. и посажаетъ его дол въ кртилници вод сщїи. и по шию кплетъ при дежа лвою ркою. десною ркою прїи теплю вод. возливае т на глв его. зане млнц слаб сщ. блюстис залитіа. (В служебнике 347. было ли это сказано, неизвестно, за недостатком в сем месте листа, как замечено в описании сего – Л. 181 об. При помазании частей тела св. миром кроме слов: «печать дара Духа Святаго», произносятся особые молитвенные воззвания, приличные действию той или другой части. – Л. 184. После пострижения власов у младенца сщенникъ возлагае т на глв млнц кко.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Принявши сан игумена, Феодосий нисколько «не измни съмрени свого правила на памти га им рекъша. иже аще кто въ васъ хощеть быти стари боуди всхъ оубо мьнии и всмъ слоуга. тмь же съмршес мьнии всхъ с твор и всмъ слоужа. и собою образъ вьсмъ да и на дло преже всхъ исход... (л. 36, d). И никто же го николи же вид на ребрхъ своихъ лежаща ли водоу възливающа на тло. разв тъкмо роуц оумывающа (л. 42, d). Не бо николиже на ребрхъ своихъ лжашеть. нъ аще коли хотщю моу опочиноути то сдъ на стол. и тако мало посъпавъ въстанше пакы на нощьно пни. и поклонени колномъ твор (л. 38, а–в)... А дежа го б свита власна остра на тл извьноу же на неи и ина свита, и таже вельми хоуда соущи и тоже сего ради възволочааше на с ко да не вити с власници соущи на неи. о сеи одежи хоуди мнози несъмысльнии роугахоус моу оукарюще го. блженоуоумоу же си съ радостию вьс приимающю оукоризноу ихъ... Прпдбьныи же оць нашъ иже по истин. земльныи англъ и нбсныи члвкъ еодосіи» (лл. 42, d–43, а; 36, d–37, а). Савва Освященный, по словам его биографа Кирилла, «бше... тихомъ смысломъ. кротокъ же нравомь простомъ 426 оумомь. исполненъ вско дховны прмдрти. любовь же непорочноу имше къ блаженомоу цю федосоу... Преодолваше всмь смреномь съмысломь и послоушанимь. и блгочтьными и прочими троуды свои. И тломъ блгъ бше и крпокъ... и къ семоу же куновиискымъ работникомъ, споспшнимь всмъ помогаше. водоу нос. и дръва влача, и иноу всю слоужбу твор. бъд же вс нощи. въ славлньихъ биихъ... преже всхъ въ црквь приход. и послже всхъ излаз.. Имше бо кротость великоу. и смрни истиньно. подража о смь ха. истиньнаго ба. подавъшагос хотщимъ на подражание. главъшаго навыкнте мене. ко кротъкъ смь и смренъ срдцмь. на се показани възира смршес. послднии с твор всхъ и слоужникъ когождо ихъ... Земныи англъ нбсныи члвкъ сава».. (Ж. С., 371–3; 23; 39; 37; 77; 343). Евфимий Вел., «бразъ подражаа свое оучител акакїа никако поминаа различына брашна. ни имаше тщеславїю. ни праздна бываахоу оуста ег славы божїа но службоу црковнаго чина сътжа вьси оумм. в нарочита времена творще съ страхм и оумиленїемь. помышла ко пдобааше съ страхм и трепетм слоужити боу. а не смхм...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

На основании таких же источников составляли жития святых Кирилл Скифопольский 420 , Иоанн Мосх 421 и др. Сын благочестивых родителей – христиан «родител стго. въ вр крстиньсти живоуща и всчьскыимь благочьстимь оукрашена»), получивший при крещении, благодаря прозорливости «прозвутера» «срдьчьныма очима прозьр же о немь»), имя, соответствующее его будущему призванию «ко хощеть измлада богоу датис»), – Феодосий ещё в детстве стает достойным сосудом благодати Божией: «блгдать бжи съ нимъ и дхъ стыи измлада въселис въ нь» (Усп. Сб. 27, b). Каждый день ходит ребёнок в церковь , «послоуша бжствьныхъ книгъ. съ всмъ въниманимь», избегает детских игр «къ дтьмъ играющимъ не приближашес ко же обычаи сть оунымъ. нъ и гноушашес играмъ ихъ»), не любит нарядного платья «дежа же го б хоуда и сплатана») и убедительно просит родителей отдать его «на оучени бжствьныхъ книгъ. диномоу оучитель» (л. 27, d–28, а). Когда его просьбу исполнили, он оказывает поразительные успехи: «въскор извыче вс граматики. и ко же всмъ чюдитис о премоудрости и разоум дтища. и о скормь го оучении» (л. 28, а) 422 . При этом юный Феодосий отличается чрезвычайною скромностью и почтительностью не только «къ оучителю свомоу нъ и къ вьсмъ оучащимъс». Лишившись отца 13–ти лет от роду и оставшись на попечении матери, женщины очень крутого нрава, любившей сына по–своему, мальчик «начатъ на троуды. паче подвижьни бывати» (л. 28, а–в): ходит на работу вместе с рабами, по–прежнему избегает игр с сверстниками, не хочет надевать «светлой» одежды и, наконец, обдумывая, «како и кымь образъмь спсетьс» (л. 28, ), дважды пытается совсем уйти из дому и начать настоящую подвижническую жизнь. Но «ненавид испьрва добра золоди врагъ. видна себе побжама съмренимь бословесьнааго отрока. и не почиваше хот отъвратити и отъ таковаго дла» (л. 29, b), при чем орудием для своих козней избирает мать, которая то настоятельными увещаниями и просьбами, то бранью и даже побоями хочет заставить сына возвратиться на путь обыденной жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Abramo...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009