Церковь Христова от времен апостольских до смерти царя Константина Великого Слово Божие и древнейшие церковные писатели оставили нам очень мало сведений о жизни и деяниях ближайших учеников и последователей Христовых. Больше всего сохранилось до нашего времени сведений о жизни и деяниях святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Св. Петр родился в небольшом Иудейском городке Вифсаиде и назывался прежде Симоном. Родители его были люди небогатые, простые, сами ничему не учились и детей своих не отдавали в учение – не на что было. У Симона был брат Андрей. Тот рано покинул отцовский дом и, услышав проповедь св. Иоанна Крестителя, пошел за ним, сделался его учеником; а Симон женился, имел детей и, чтобы доставить им пропитание, ловил рыбу и продавал ее. Между тем приспело время спасения рода человеческого. На водах реки Иордана явился Спаситель. Св. Предтеча Христов Иоанн увидел Его и сказал ученикам своим: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Услышав такое свидетельство о Христе, Андрей оставил Предтечу и пошел за Христом. Весь день он провел с Господом, а на другой день утром пошел к брату Симону и сказал ему: «Мы нашли Мессию – Христа». Тогда все Иудеи ожидали пришествия Господня, и Симон тотчас пошел ко Христу. Увидел его Сердцеведец и сказал ему: «Ты Симон, сын Ионы, и назовешься ты Кифою, иначе Петром». Кифа на тогдашнем еврейском языке значило то же, что на греческом Петр, т.е. камень. Так Господь назвал Симона за силу и крепость его веры, не уступавшей твердому камню. Такую веру и проявил св. апостол Петр. По вознесении Господнем и сошествии Св. Духа на апостолов, Петр апостол первый возвысил голос в защиту христианства – и его могучее слово тотчас обратило ко Христу 3000 человек. Однажды Петр с другим апостолом, Иоанном, пошли в Иерусалимский храм помолиться. Здесь в притворе увидели они хромого от рождения, который просил милостыню. «Серебра и золота нет у меня, сказал ему апостол Петр; но даю тебе, что имею: во имя Иисуса Христа Назарея, встань и ходи!» Хромой встал и пошел. Ужас объял всех присутствовавших при совершении этого чуда, и апостол снова проповедию обратил ко Христу 5000 человек. Священники иудейские тотчас же взяли апостолов под стражу, допрашивали, какою силою они совершили это чудо, и запретили им проповедовать о Христе. Но апостолы отвечали: «Судите сами, справедливо ли будет слушать вас больше, нежели Самого Бога?» – и Иудеи вынуждены были отпустить их. Возрадовались прочие апостолы, услышав об этом, и везде стали проповедовать Христа, творить чудеса. Даже тень Петра исцеляла больных, и всех сторон приносили их и полагали там, где Петру нужно было проходить, чтобы тень его, упавши на больного, принесла ему исцеление.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

архим. Иов (Гумеров) Послание к евреям Литература Основная Аверкий (Таушев) , архиеп. Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Ч. 2: Апостол. М.: ПСТБИ, 1995. Кассиан (Безобразов) , еп. Христос и первое христианское поколение. М.: ПСТБИ, 2001. Сорокин А., прот. Христос и Церковь в Новом Завете. М.: Издательство Крутицкого подворья, 2006. Дополнительная Творения святых отцов Зачала из Послания к евреям с древних пор читаются в церкви за богослужением. По этой причине толкователи, преимущественно восточные, уже с IV в. обращают на него свое внимание. В настоящее время известны следующие святоотеческие толкования на Послание к евреям: Ефрем Сирин , при. Творения. В 8 т. Т. 7. Толкование на Послания ап. Павла. Сергиев Посад, 1995. Григорий Нисский , сет. О жизни Моисея. М., 1999. С. 68–73. Ч. II: Взгляд на жизнь Моисееву: о нерукотворенной и земной скинии. Евсевий Памфил , еп. Церковная история. М., 1993. Иоанн Златоуст , архиеп. Константинопольский, свт. PG, 59 col. 63–64. Имеется в русском переводе. Свт. Иоанн Златоуст . Полное собрание творений. Т. XII. Кн. 1. М.: Радонеж, 2004. С. 5–281. Последовательные, очень подробные толкования на все 13 глав Послания к евреям изложены Златоустом в форме бесед на богослужебных собраниях. Записаны и изданы уже после смерти святителя неким Константином, пресвитером антиохийским. Кирилл Александрийский , свт. PG 74, col. 953–1006. Довольно пространные толкования на отдельные стихи Послания к евреям. Феодорит Кирский , блж. PG 82. Есть в русском переводе. Библиотека отцов и учителей Церкви. Т. XII. Творения блж. Феодорита , епископа Киррского. М.: Паломник, 2003. С. 502–575. Постишный комментарий на все 13 глав Послания к евреям. Иоанн Дамаскин , прп. PG 95, col. 929–998. Последовательное толкование на все 13 глав Евр. Комментарии довольно краткие, по одному-два предложения на каждый стих Послания. Икумений. PG 119. Феофилакт, архиеп. Болгарский, блж. PG 125. Доступен в русском переводе. Блж. Феофилакт Болгарский . Толкования на Апостол. Спб., 1911. С. 903–1020. Последовательный комментарий на все 13 глав послания.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

Дональд Карсон (баптист) Евангелие от Иоанна Введение Авторство О том, кто написал это Евангелие, немало спорили. За недостатком места представляем только краткий обзор основных вопросов этой дискуссии. 1 . Существует стойкая традиция, подкрепленная свидетельствами из святоотеческих источников, что автором данного Евангелия является апостол Иоанн. В самом Евангелии отсутствуют какие–либо указания на личность автора. Насколько же надежна эта традиция? Уже при Иринее (130–200 гг.) существовала убежденность в авторстве апостола. Возможно, Ириней получил информацию об авторе благодаря своему знакомству с Поликарпом (серед. II в.), который знал апостола. То, что Поликарп не упоминает четвертое Евангелие в своем послании к филиппийцам, не обязательно означает, что оно было ему неизвестно. Единственное возражение против авторства апостола выдвигала небольшая секта алогов, отколовшаяся от христианской церкви в Риме. Точку зрения этой секты опроверг Ипполит, написавший труд в защиту авторства апостола Иоанна. Выяснить историю этой книги до Иринея затруднительно, но, по–видимому, она достаточно долгое время считалась заслуживающей доверия, если ее безоговорочно поставили в один ряд с тремя другими как часть Четвероевангелия. 2 . На достоверность традиции указывают некоторые положения, имеющиеся в самом документе (напр.: 1:14; 19:35; 21:24). Несмотря на то что отдельные ученые истолковывают эти положения иначе, резонно рассматривать их как заявление автора, что он был свидетелем описываемых событий. Имя Иоанна, сына Зеведеева, в этом Евангелии ни разу не упоминается, тогда как Иоанн Креститель назван здесь просто Иоанном, без дополнительных пояснений. Очевидно, это объясняется тем, что автор был другим Иоанном. Еще один довод – упоминание ученика, «которого любил Иисус», что вполне может относиться к апостолу Иоанну. Некоторые сомневаются, что Иоанн мог охарактеризовать себя таким образом, и приходят на этом основании к выводу, что апостол Иоанн не является автором этого Евангелия. Выяснить, кто был учеником, «которого любил Иисус», невозможно, но тесная связь этого ученика с Петром подтверждает предположение, что это был Иоанн. О том же говорит его близость к Иисусу в горнице во время Последней вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

Двадцать шестой день. Поучение 2-ое. Преставление св. ап. и еванг. Иоанна Богослова. (Уроки для подражания из его жизни: а) ревност ко спасению ближних; б) любовь к Господу и ближним; в) девство). I. Святый ныне прославляемый апостол и евангелист Иоанн Богослов был сын галилейского рыбаря Зеведея и Саломии. До обращения ко Христу он был учеником св. Иоанна Предтечи и, вместе с ап. Андреем, последовал за Господом по указанию Предтечи, как рассказывает об этом он сам в 1-й главе своего Евангелия, не указывая, впрочем, себя по имени. Во время земной жизни Господа, Иоанн, вместе с ап. Петром и братом своим Иаковом, был в числе трех любимых учеников Господа: удостоился быть свидетелем явления Божественной славы на горе Фаворе, был при воскрешении дочери Иаира; на тайной вечери ему Господь открыл Иуду предателя. Проникнутый любовию к небесному Учителю, Иоанн следовал за Господом на суд и стоял при кресте Господа с немногими лицами, родственниками Его по плоти; ему Господь, в предсмертные минуты, поручил заботу о Своей Пречистой Матери; явясь ему по воскресении у озера Тивериадского, Господь дал ему намек на его долгую жизнь и мирную кончину. Исполняя священный долг хранить Пречистую Матерь Господа, Иоанн, до Ея успения, жил в Иерусалиме. Здесь подвергался суду и бичеваниям в синедрионе; из Иерусалима выходил только один раз, чтобы, вместе с Петром, низвести Святого Духа на самарян, крещенных диаконом Филиппом. После успения Божией Матери, Иоанн отправился на проповедь в Малую Азию и, утвердившись в Ефесе, основал христианские церкви в семи городах, упоминаемых в Апокалипсисе. Во время гонения Домициана, Иоанн был отведен в Рим на мучения; но когда ни яд, ни кипящее масло не повредили ему, Домициан сослал его на остров Патмос, где Господь открыл ему, в таинственных образах, будущую судьбу семи мало-азийских церквей и всего христианского мира. Эти откровения он изложил в книге Апокалипсис. При добром преемнике Домициана, Нерве, Иоанн возвратился в Ефес и здесь прожил до глубокой старости, служа, до последних сил, Богу и ближнему.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Закрыть itemscope itemtype="" > Преподобный Иоанн Лествичник: на злобу дня Слово о послушании и рассуждении. Память 30 марта/12 апреля 11.04.2019 930 Время на чтение 6 минут «Ибо как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие». Апостол Павел (Рим.5:19) Преподобный Иоанн, игумен Синайский, для многих из нас вошёл в сознание темой «О блаженном и приснопамятном послушании» и, ещё более конкретно, историей о послушнике Акакии, который проходил послушание под руководством старца нерадивого и грубого. Наставник этот нещадно наказывал и бил Акакия по любому поводу. Великий Иоанн Савваит, который и поведал Иоанну Синайскому эту историю, видя на лице Акакия следы «воспитания», только спрашивал его: «Как сегодня у тебя дела, Акакий?» Но тот, хоть и показывал на синяки и ссадины, терпеливо переносил свои бедствия. Иоанн Савваит не стал препятствовать трудному послушанию Акакия, ибо видел, «что он делатель» и что «терпение послушника было не безрассудное». Через 9 лет такой непростой монастырской жизни Акакий заболел и умер. Суровый наставник Акакия пришёл к старцу Иоанну в замешательстве: «Отче, брат Акакий умер...». Иоанн же, выразив сомнение в смерти Акакия, предложил убедиться в его безсмертии. «Брат Акакий, умер ли ты?» - вопросил Иоанн в братской усыпальнице. На что послушник Божий не замедлил ответить: - Отче, как можно умереть делателю послушания?.. Идея послушания в церковной жизни прошедших лет прошла некоторые трансформации и переосмысления: от восторженного восприятия, без разбора, характерного для неофитского периода, когда из послушания делали идола, но самого послушания почти не обнаруживалось, до критического отторжения в среде тех, кто сломал на послушании зубы. Но больше всего рефлексии - в либеральном крыле Церкви, откуда стало доноситься, что, мол, аввы писали свои поучения для строгой аскетической жизни и они не годятся для современного христианина. Так ли это? Сама история Акакия говорит нам о великой пользе искреннего послушания даже в случае с недостойным старцем. Святитель Игнатий уже скорбел об отсутствии наставников (сам таковым достойно являясь), но послушанию уделял не меньшее значение, чем древние отцы.

http://ruskline.ru/analitika/2011/04/02/...

@font-face font-family: " YS Text Variable " ; src: url( " " ) format( " woff2 " ); font-weight: 400 700; font-display: optional; #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть «Наш апостол, Андрей Первозванный...» 13 декабря - день почитания апостола Андрея, ученика Христа Станислав Минаков   01:00 13.12.2023 1416 Время на чтение 8 минут " Святый телом не мал, но велик зело... " Имя святого апостола Андрея связывает мать - Церковь Константинопольскую с ее дочерью - Русской Церковью. Андрей (от греческого " андрейос " - " мужественный " ) - родом из Вифсаиды, небольшого Галилейского города, лежащего на берегу Генисаретского озера, сын Ионы, брат апостола Петра, и подобно ему, рыбарь; был учеником святого Иоанна Крестителя и потом первый пошел вслед Иисусу Христу, а затем привел к нему своего родного брата Симона (впоследствии ставшего святым апостолом Петром). Еще точней будет сказать, что святой Иоанн Креститель сам направил двух своих учеников, будущих апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова, ко Христу, указав, что Он есть Агнец Божий. Согласно Евангелию от Матфея (4, 18-19) и от Марка (1, 16-18) призвание Андрея и Петра состоялось близ Галилейского озера, апостол Иоанн в Евангелии от Иоанна описывает призвание Андрея, состоявшееся около Иордана сразу после крещения Иисуса (I, 35-40).

http://ruskline.ru/analitika/2006/12/13/...

XXVII. О недостойных пастырях Апостол говорит: «кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нём?» ( 1Кор.2:11 ). Отсюда ясно видно, что в суждениях своих о людях мы можем весьма часто ошибаться. Если пастыри представляются нам недостойными, то всё же мы должны рассудить, таковы ли они на самом деле? Ведь знает только «дух, живущий в каждом из них». Впрочем, нельзя отрицать того, что пастырь может погрешать, ибо ведь он такой же человек, как и мы, а о нас, людях, апостол Иоанн Богослов сказал так: «если говорим, что не имеем греха, обманываем самих себя» ( 1Ин.1:8 ). Да что говорить о пастырях, когда сам апостол Павел говорил о себе: «я плотян, продан греху... Не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... Желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим.7:14–19 ). Мало этого, среди апостолов был даже Иуда, о котором Спаситель знал, что он предаст Его, а другие апостолы знали, что он вор ( Ин.12:6 ); однако же Господь послал на проповедь и Иуду и велел принимать и слушать Иуду так же, как и прочих апостолов, ибо обо всех апостолах Он сказал: «слушающий вас, Меня слушает» ( Лк.10:16 ), «принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает» ( Ин.13:20 ). Таким образом, недостоинством пастырей не должны смущаться пасомые, предоставивши его суду Божию ( Рим.14:4 ; 1Кор.4:5 ) и суду закона ( 1Тим.5:19 ; Еккл.5:7–8 ). Нельзя забывать, что злая воля в человеке никогда не может потушить огня благодати Божией. Это видно из того, что злочестивый Каиафа «предсказал, что Иисус умрёт за народ» по той причине, что «на тот год был первосвященником» ( Ин.11:51 ). Если же допустить, что у недостойных пастырей дар священства за греховную жизнь их может потухнуть и даже исчезнуть, если не возгревать его, то, значит, наоборот, надо допустить и такую нелепицу, что за святую жизнь без всякого рукоположения дар Божий, например, диаконский, может возгреться до силы дара епископского?! Нет, благодать священства это талант, который может владеющий им пускать в дело или наоборот закопать в землю ( Мф.25:14–30 ), но потухнуть или исчезнуть этот дар никогда не может.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

     Оптинские старцы высказывали свое мнение о посещении мирянами театра, о пристрастии к чтению романов, об увлечении полотнами живописцев, о желании часами или даже постоянно слушать музыку. Чтобы не повредить душе Отдых необходим, но увлечения, по совету преподобного Варсонофия, следует выбирать очень осторожно, чтобы не повредить своей душе. Старец приводил пример безгрешного отдыха святых: «Однажды святой апостол Иоанн Богослов на крыльце своего дома сидел с птичкой на руках. Проходивший человек удивился и сказал: – Что ты делаешь? Словил птичку и гладишь? Апостол ответил: – Ты охотник, кажется: у тебя лук и стрелы. Если перетянуть лук, что сделается с ним? – Он оборвется, – был ответ. – Так и человек не может упражняться только в духовном. Не выдержит – сорвется, – пояснил апостол Иоанн Богослов. Надо всё делать с рассуждением, а то бывает и ревность не по разуму». Не забывать о мире горнем Преподобный Варсонофий объяснял, что нет греха в наслаждении красотой природы – это невинное утешение даровал человеку Сам Господь, но «нынешний мир есть лишь слабое подобие мира, бывшего до грехопадения», и мы не должны забывать о мире горнем, где « высшее блаженство »: «Правда, есть и земные радости, облагораживающие душу. Нет греха, например, наслаждаться красотами мира сего. Есть на земле необыкновенно красивые местности… Хороша и наша северная природа. Тургенев живо и ярко описал ее в своих произведениях. Он, между прочим, был в Оптиной и восхищался красотою нашей обители. Но нынешний мир есть только слабое подобие мира, бывшего некогда до грехопадения. Есть мир горний, о красотах которого мы не имеем понятия, а понимают его и наслаждаются им только святые люди. Этот мир остался неповрежденным, но земной мир после грехопадения резко изменился. Всё равно как бы кто-нибудь лучшее музыкальное произведение, например Бетховена, разделил на отдельные тона, тогда впечатления целого не получилось бы. Или картину, например Рафаэля, разорвал на клочки и рассматривал отдельные кусочки. Что увидели бы мы? Какой-нибудь пальчик, на другом лоскутке часть одежды и т.д., но величественного впечатления, которое дает произведение Рафаэля, мы, конечно, не получили бы. Разбейте великолепную статую на части – впечатления прекрасного не получится. Так и нынешний мир».

http://pravoslavie.ru/63004.html

Апостол любви. «Величия твоя, девственниче, кто повесть? точиши бо чудеса, и изливаеши исцления, и молишися о душах наших, яко Богослов и друг Христов» (Кондак). Такими словами Святая Церковь прославляет сегодня память возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника, святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова. Всех Апостолов, конечно, любил Господь наш Иисус Христос, но к самому молодому из них Иоанну Он, как мы знаем это из Евангелия, питал какую-то особенную трогательную любовь. И сам св. Иоанн чувствовал это. «Ученик, егоже любляше Иисус» – так неоднократно говорит он о себе в своем Евангелии, умалчивая по смирению о своем имени. Очевидно, по некоему сродству душ, Апостол Иоанн был особенно близок. Богочеловеческой душе Господа. Поэтому и на Тайной Вечери, последней вечери Господа с Его учениками, на которой произошло столько важного и знаменательного, он находился в такой большой близости к Господу Иисусу, что, по выражению Евангелия, как бы «возлежал на персех (то есть: на груди) Его», отчего и произошло его наименование «наперсника», с тех пор вошедшее в общее употребление, когда говорят о человеке, весьма близком к другому. «Он – его наперсник» – так обычно выражаются в подобных случаях.» За что же так любил Господь Иисус Христос Иоанна? Без сомнения, – за особо-возвышенное настроение его души, за его девственную чистоту – за то, что он был  истинный девственник  и телом и душою. Ибо только сердце девственника, ничем не привязанное к земле, способно легко воспарять к небу; только сердце девственника, не опутанное земными привязанностями и страстями, способно, без особого тяжелого труда и борений с собою, всецело и безраздельно предать себя Богу. Поэтому девственнику легко открываются такие возвышенные и непостижимые тайны Божии, о которых трудно и помышлять другим людям, не сохранившим своей девственной чистоты. По этой же причине сердце девственника легко и глубоко воспринимает в себя самую высокую и самую святую из всех тайн – тайну любви Божественной .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Послания — это 21 из 27 книг Нового Завета. Они на конкретных примерах описывают, что такое Церковь, как она устроена и зачем она нужна. Но их почти никто не читает. Почему? Они плохо переведены, или устарели, или там слишком много непонятных мест? А те, кто их читают, до сих пор спорят о множестве важных вещей. Что апостол Павел имел в виду под «оправданием»? Как всё написанное им соотносится с тем, что написали Иоанн, Иуда, Иаков и Петр. И кстати, кто они такие — эти Иоанн, Иаков и Иуда? И точно ли это апостол Петр написал послания, носящие его имя? А если не он, то кто? И как после этого верить Новому Завету? На эти вопросы будет отвечать доктор филологических наук, профессор РАН Андрей Десницкий. Группа Вконтакте Facebook группа Почему Послания так и остаются непрочитанными? Меня зовут Андрей Десницкий, если кто меня не знает. Сегодня у нас лекция. Может быть, она станет началом некоего цикла, это зависит скорее от внимания аудитории. Я понимаю, что сейчас уже как-то не модно уже приходить лично, и, в основном, наверное, все смотрят трансляцию в интернете, но в общем, если будет интересно, я не против это продолжить. А пока такой пилотный выпуск. Для лекции и для цикла, который я назвал провокативно: «Почему Послания так и остаются непрочитанными?». Послания новозаветные, естественно. Я, наверное, объясню, почему я выбрал такую тему, почему я ее сформулировал именно так. А вы можете мне сказать, что в этой теме уже содержится утверждение: как это они остаются непрочитанными? Давайте проведем маленький эксперимент. Кто помнит, что написано в новозаветном Послании к Лаодикийцам? Послание к Лаодикийцам, о чем там пишет апостол Павел? Никто не знает? Его нет. Спасибо! Нет, не совсем правильный ответ. Оно есть, но его нет в Новом Завете. И тот текст, который есть, явно поздний. Есть несколько вариантов послания к Лаодикийцам. Павел упоминает, что он послал Лаодикийцам некое послание. И больше мы о нем ничего не знаем. То есть оно было, совершенно точно. Текст, или тексты, которые есть сегодня, явно в Новый Завет не входят, но согласитесь, что, наверное, многие задумались: «Что же в этом послании? Я не помню», подумали про себя.

http://predanie.ru/book/219022-pochemu-p...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010