прот. Иоанн Козлов Подлоги Старообрядцы обвиняют православную церковь за сочиненное кем то Деяние на Мартина и за Феогностов Требник. Но церковь указанными произведениями не пользуется и не разделяет оных (см. напр. Замечания на Поморские ответы архим. Павла, стр. 154, изд. 2). Если за это обвинять православную церковь , то придется обвинить и древнюю церковь: 1) Так, например. в Прологе 22 мая, л. 422 об. – 423 (Иосиф. Изд.), повествуется о Мельхиседеке, что у него были: отец Мелхил, мать Салима, и брат Мелхил, тогда как ап. Павел пишет: «Мелхиседек, царь Салима, священник Бога Всевышнего... без отца, без матери, без родословия, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни, уподобляясь Сыну Божию, пребывает священником навсегда» ( Евр.7:1, 3 ). А Пролог с такой ошибкой читался и читается в церквах (сие к тому, что Деяние на Мартина когда-то читалось). 2) Кириллова, л. 254 – неправо ссылается на 8 правило св. апостол: «И во осьмом правиле св. апостол тако глаголет: аще епископ или поп не в три погружения крещает, да извержется». А осьмое правило св. апостол в действительности читается так: «Аще епископ, или пресвитер или диакон... при совершении приношения, не причастится: да представит причину, и аще есть благословна, да будет извинен. Аще же не представит, да будет отлучен от общения церковного». (Полн. Корм. 13 стр.). 3) Стоглав. гл. 40 – неправо ссылается на апостольское правило: «Апостольское правило сице глаголет: аще кто браду бреет и преставится так, не достоит над ним служити, ни сорокоустия по нем пети, ни просфиры, ни свещи по нем в церковь принести. С неверным да причтется. от еретик бо се навыкоша. О том же правило 11 шестого собора иже в Трулле полатнем о остризании брад» (стр. 77 по 2 изд.). Но ни в одном апостольском правиле нет ни слова о брадобритии с таким страшным запрещением. А 11 правило 6 всел. собора гласит следующее: «Никто из принадлежащих к священному чину, или из мирян, отнюдь не должен ясти опресноки, даваемые иудеями, ни вступати в содружество с ними, ни в болезнях призывати их и врачевства принимати от них, ни в банях купно с ними мыться» (Полн. Кормч. 60 стр.).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/v-pomosh...

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  4.8 из  5) Глава 14. Святой апостол Андрей Первозванный (13 декабря) Христос. Николай Гумилев Он идет путем жемчужным По садам береговым, Люди заняты ненужным, Люди заняты земным. «Здравствуй, пастырь! Рыбарь, здравствуй! Вас зову я навсегда, Чтоб блюсти иную паству И иные невода. «Лучше ль рыбы или овцы Человеческой души? Вы, небесные торговцы, Не считайте барыши! Ведь не домик в Галилее Вам награда за труды – Светлый рай, что розовее Самой розовой звезды. Объяснение праздника. Святой праведный Иоанн Кронштадтский Было так. Вскоре после крещения Господа от Иоанна в Иордане Иоанн стоял на берегу с двумя учениками своими, Иоанном и Андреем, и, увидев идущего Иисуса, сказал: «Вот Агнец Божий». Услышавши от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: «Что вам надобно?» Они сказали Ему: «Равви – что значит учитель, – где живешь?» Говорит им: «Пойдите и увидите». Они пошли и увидели, где Он живет, и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа, по нашему счислению около четырех часов вечера. Один из двух слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним был Андрей, брат Симона Петра. Он первый находит брата своего Симона, т. е. Петра, и говорит ему: «Мы нашли Мессию, что значит Христос» – и привел его к Иисусу. В другой раз Иисус, проходя близ моря Галилейского, увидел Симона и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы. И сказал им Иисус: «Идите за Мной, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков» – и они, тотчас оставивши свои сети, последовали за Ним. Вот сказание Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и Евангелиста Марка о призвании Апостола Андрея ( Ин. 1:35-41 ; Мк. 1:16-18 ). Пробыв со Христом один день и услышав от Него словеса Божественной премудрости и домостроительства нашего спасения, Апостол Андрей оставил все, что имел в мире: дом, родных, рыбный промысл и все небольшое состояние, – сделался ничтоже имущим, стяжав самое дорогое, незаменимое и вечно-жизненное сокровище – веру во Христа, – и безвозвратно и усердно последовал за Ним до конца жизни своей.

http://azbyka.ru/fiction/pravoslavnye-pr...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей митрополит Владимир (Иким) Сияние Пасхи: Слова на ежедневные Евангельские и Апостольские чтения, произнесенные в разные годы в период пения Триоди цветной " loading="" decoding="" title=""/> Оглавление Слово 64. О чудесах и вере. В понедельник 5й седмицы по Пасхе (по Апостольскому чтению) Он дав знак рукою, чтобы молчали, рассказал им, как Господь вывел его из темницы… ( Деян.12:17 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Христос воскресе! То, что невозможно людям, возможно Богу. В этой истине мы убедились еще раз, слушая сегодняшнее Апостольское чтение (см. Деян.12:12-17 ), в котором продолжился рассказ о чудесном избавлении апостола Петра из темницы. Автор Деяний святых апостолов дает нам очень точные и конкретные сведения о месте пребывания учеников Христовых, куда и направился чудесным образом освобожденный из уз апостол: И, осмотревшись, пришел к дому Марии, матери Иоанна, называемого Марком, где многие собрались и молились. Попробуем понять, о ком здесь идет речь. Марк-Иоанн — это тот ученик, который потом будет сопровождать Варнаву и Савла (Павла) в Антиохию. Исследователи придерживаются разных мнений по поводу этого человека. Одни считают, что он и есть тот самый евангелист Марк. Другие настаивают на том, что здесь повествуется не о евангелисте, а о племяннике апостола Варнавы . Есть, однако, версия, что Иоанн-Марк совершенно иной верующий человек, представитель иерусалимской христианской общины, отличный и от евангелиста Марка и от Марка-племянника Варнавы. Разнообразие мнений, естественно, не умаляет самого свершившегося факта. По крайней мере, мы знаем, что он происходил из дома, где оказывалось гостеприимство последователям Христа и совершалась общая молитва. И апостол Петр, зная место пребывания своих собратьев о Христе, поспешил именно туда, где ему были бы рады. Но, как мы слышали, служанка Рода, вышедшая на стук освобожденного апостола, не сразу отворила ему ворота. Ее реакция объяснялась тем неожиданным впечатлением, которое произвел на женщину апостол. Она тоже, вместе с другими христианами, молилась, переживала по поводу его заключения и дальнейшей судьбы. Теперь же, видя перед собой Петра живого и невредимого, она от радости и восторга не могла поверить своим глазам, не отдавала отчета своим действиям. Поэтому служанка, заставив Петра ждать, побежала к другим членам общины, чтобы они сами убедились в необыкновенном явлении освобожденного апостола. Ее слова были встречены с недоверием. Люди спрашивали: В своем ли ты уме? Но служанка настаивала. Уверенность женщины вызвала рассеянность и недоумение. И поскольку христиане первых времен были знакомы с учением об Ангеле-хранителе, прозвучало предположение: Это Ангел ело.

http://azbyka.ru/propovedi/sijanie-paskh...

Скачать epub pdf ВВЕДЕНИЕ Евангелие Господа нашего Иисуса Христа дошло до нас через свв. Апостолов, распространявших глаголы вечной жизни по всему миру. При этом бесспорно, что на поприще проповеди Евангелия Христова более других потрудился св. ап. Павел ( 1Кор.15:10 ), покоривший кресту Христову многие народы языческого мира. За это он навечно вошел в историю христианства как «апостол народов», так же как ап. Иоанн вошел с именем «апостол любви», а ап. Петр – «апостол исповедания – камень веры». И действительно, нужен был «избранный сосуд» Божией благодати, чтобы истину о Христе донести в отдаленнейшие уголки тогдашней Римский империи. Ап. Павел ревностно выступил на защиту Церкви от порабощения ее иудейской законности, против превращения ее в секту иудейской религии или реформированную синагогу. Он провозгласил победу веры и благодати над законом и фарисейством, а христианство – религией свободы, религией обновления. Так же и для понимания дела Христова искупления совершенно необходимо глубокие познание благочестия св. ап. Павла. «Мир не увидит другого Павла»,– сказал о нем св. Иоанн Златоуст , подчеркнув этими словами гениальность этой личности. Апостольское служение св. Павла было воистину жертвой живой, святой, благоугодной Богу ( Рим.12:1 ), безраздельным служением Ему. Четырнадцать посланий св. ап. Павла занимают в новозаветной письменности почетнейшее место, ибо в них со всей глубиной изложены важнейшие истины христианства: о личности Иисуса Христа и Его миссии, о законе и благодати, о Церкви, вопросы эсхатологии и др. Притом, ап. Павел со всей ясностью подчеркивает, что его благовестие есть именно Христово откровение, а не его, Павлово ( Гал.1:11–12 ); оно есть истинное слово Божие ( 1Сол.2:13, 4:15 ), поэтому по праву именует его Церковь «вторым Евангелием» («Среди писаний Павла, нет ни одного, которое обычно называлось бы Евангелием, но то, что он проповедовал и говорил – это есть Евангелие, то есть он писал то же Евангелие... Все, что утверждает пришествие Христа, указывает второе Его явление и побуждает души принять слово Божие, стоящее при вратах, толкающее и побуждающее войти – все это Евангелие» ( Ориген ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

Скачать epub pdf Житие святого Прокла, патриарха Константинопольского Память 20 ноября Святой Прокл был учеником св. Иоанна Златоуста 7551 и сподобился видеть, как святой Апостол Павел в дивном видении тайно беседовал на ухо со святым Иоанном. Один константинопольский вельможа был оклеветан своими завистниками пред императором Аркадием 7552 , изгнан из дворца и лишен своего высокого сана. Желая обратиться за помощью к святому Иоанну, он заочно просил его позволить прийти к нему ночью, так как боялся идти днем, чтобы не увидал его кто-нибудь из врагов и не оклеветал бы еще более пред царем. Тогда святой Иоанн, призвав служившего при нем Прокла, мужа благочестивого и сиявшего всякими добродетелями, велел ему напомнить ночью о вельможе и привести его: в том и состояло служение Прокла у Златоуста, что он докладывал патриарху о приходящих и вводил их к нему. Когда настала ночь, вельможа пришел к патриарху, чтобы побеседовать с ним и подробно рассказать ему о своем злоключении. И вот Прокл, вставши с постели, подошел к дверям спальни патриарха и чрез дверную щель увидел, что Иоанн сидит и пишет, а св. Апостол Павел приник к нему за спиною и, нагнувшись к его правому уху, беседует с ним. Видом Апостол похож был на св. пророка Елисея, с головою, лишенною волос на передней части и большою широкою бородою. О чем они беседовали, чрез двери расслышать было нельзя. Отошедши от дверей, Прокл сказал пришедшему: – Не огорчайся, – потерпи немного: некто другой прежде тебя вошел к патриарху и потому, пока он не уйдет, я не могу тебя ввести туда. На самом – же деле Прокл находился в страхе, не догадываясь, кто пришел к патриарху: помимо Прокла, никто не мог проникнуть к патриарху, а о том, что это – явление Апостола Павла, он не знал. Долго сидел вельможа, и, наконец, опять стал просить Прокла доложить о нем патриарху. – Ты сам видишь, – отвечал Прокл, – сколько времени я ожидаю, пока не выйдет беседующий с патриархом; впрочем я все-таки пойду, посмотрю в щель, не перестали ли они беседовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Учение о Духе Святом в Новом Завете. Часть 3: апостол Иоанн Образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова Так называемый “иоанновский корпус” в Новом Завете составляют ряд писаний, совершенно разных по жанру, условиям и времени написания. Это и четвертое Евангелие — тайнозрительное и в большей степени богословское в сравнении с синоптическими, это и Апокалипсис — единственная пророческая книга Нового Завета, это, наконец, три послания, которые также различаются по отношению друг к другу: одно “окружное” или “соборное” (1), написанное для общего назидания Церкви как своего рода завещание, и два частных, адресованные к Гайю (2) и к некой “благочестивой госпоже” (3). Третье Лицо Пресвятой Троицы именуется у апостола Иоанна трояко: “Святой Дух”, “Дух истины” и “Утешитель”. Только термин “Святой Дух” используется в Ветхом Завете . Функцию Духа как Утешителя обозначает также апостол Лука (Деян 9:31), но именно у апостола Иоанна это осмысляется как имя собственное и становится отправной точкой богословия Святого Духа. Помимо обозначения третьего Лица Пресвятой Троицы, слово pneuma встречается в писаниях ап. Иоанна также в значениях: 1. Дух человеческий (Ин 11:33) 2. Тварная духовная сущность (Откр 1:4) 3. Духовная природа Божества (Ин 4:24) 4. Дух=жизнь (Откр 13:15) Епископ Кассиан (Безобразов) утверждает, что во всем иоанновском корпусе существует четкое различение смысла, который автор сообщает термину тХ pneuma и термину рпеата. Это различение непосредственно определяет отличие в именовании Ипостаси Святого Духа (с артиклем) от обозначения Его присутствия или Его даров (без артикля); и на этом различии вл. Кассиан строит все понимание пневматологии апостола Иоанна. В этом ему следует и Георгий Завершинский. Однако столь решительное терминологическое разделение, на наш взгляд, не имеет для себя достаточных обоснований. Во-первых, сам же епископ Кассиан вынужден признать, что имеется ряд мест, в которых очевидно говорится о Лице Святого Духа и при этом слово употреблено без артикля, и наоборот; во-вторых, согласно правилам древнегреческого языка, существительное, единожды в предложении употребленное с артиклем, второй раз в том же предложении может свободно употребляться без артикля; наконец, в-третьих, не понятно, почему pneuma без артикля должно обозначать именно пристуствие Духа Святого или Его дары, а не что-либо еще, например, Его действия?

http://pravoslavie.ru/1515.html

Что это? Благовест? А знаете, что он собой изображает? Архангельский глас, который прозвучит при конце мира. Об этом конце и напоминает нам благовест. Когда-нибудь и мы услышим тот страшный глас. Но сейчас раньше звона нас предупредили о нем, и мы уже ожидали его. Тогда с тем гласом будет не так – внезапно, без всякого предупреждения раздастся он, а за ним Суд, Страшный Суд, который будет длиться не год, не месяц, даже не день, а один миг, одно слово решит участь всего человечества. Только слова «приидите» или «отыдите» – и все кончено! Блаженны, кто услышит «приидите», – для них начнется радостная жизнь в раю, и это уже навеки. Хорошо в раю! Достоевский, который бывал здесь и сиживал на этом кресле, говорил о. Макарию, что раньше он ни во что не верил. – Что же заставило Вас повернуть к вере? – спрашивал его батюшка Макарий. – Да я видел рай. Ах, как там хорошо, как светло и радостно! И насельники его так прекрасны, так полны любви. Они встретили меня с необычайной лаской. Не могу забыть я того, что пережил там, – и с тех пор повернул к Богу! И действительно, повернул он круто, и мы веруем, что Достоевский спасен. В Апокалипсисе апостол Иоанн тоже изображает рай: в виде великолепного храма на двенадцати основаниях. Одно основание – яхонт, другое – сапфир, третье – тоже драгоценный камень. В этот храм ведут двенадцать ворот, и каждые состоят из одной цельной жемчужины. Так рисует апостол Иоанн Богослов град Господень, Новый Иерусалим. Но, конечно, ничего в том описании нельзя понимать чувственно, и двенадцать ворот эти вовсе не похожи вот хотя бы на святые ворота скита Оптиной церкви. Объяснявшие Откровение говорят, что под двенадцатью воротами надо разуметь двенадцать апостолов, просветивших Христовым учением вселенную (прп. Варсонофий, 29). Великая награда уготована любящим Господа. Апостол Павел говорит: Не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его ( 1Кор. 2, 9 ). Да, бесконечно блаженны будут сподобившиеся получить Жизнь Вечную.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Сегодня святая Церковь празднует память святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Святой апостол Иоанн не случайно назван Богословом – ведь его Евангелие начинается с самых глубинных слов человеческой духовной культуры и цивилизации: В начале было Слово ( Ин. 1, 1 ). Но святой апостол Иоанн называется также «апостолом любви», и в сегодняшнем втором евангельском чтении мы слышали описание верного и преданного предстояния у Креста Господня жён-мироносиц и ученика, которого любил Иисус (его же любляше Иисус – в славянском варианте текста), где по-гречески стоит слово γπα его же любил Иисус ( Ин. 13, 23 ). Почему же не сказано в Священном Писании его же любил Иисус? Прошедшее время говорит о прошлом, как будто бы отношение Христа Спасителя к ученику, который преданно стоял у Креста, изменилось, как будто бы Христос Спаситель перестал любить того, кого любил ранее. Но слово любил имеет перевод, не сводимый только к прошедшему времени. Это имперфект греческого языка, который означает начало действия. У Креста стоял Иоанн Богослов, которого Христос Спаситель стал любить Своей Божественной любовью, и от которого Он никогда не отступался. В этом слове есть духовный урок для каждого из нас. Когда мы начинаем любить Бога, когда мы стоим перед Богом, когда мы исповедуем Бога, когда мы принимаем крещальные обеты, – мы получаем тот залог божественной любви, который обязаны только преумножить. Но что мы слышим в Апокалипсисе? Обличая Ефесскую Церковь , автор Апокалипсиса Иоанн Богослов пишет ефесянам о том, что они проявляют терпение, отступив при этом от первой любви (см. Апок. 2, 4 ). А в Посланиях еще одной из Малоазийских Церквей Фиатирской он говорит о том, что они хорошо соблюдают добродетели любви и терпения, но при этом их последние дела хуже первых: «Знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» ( Апок. 2, 19 ). В этом обличении малоазийских Церквей очень глубокое назидание и для всех нас. Если в идеале любовь к Богу должна возрастать в ревностном и трепетном сердце, то в реальности часто происходит, когда последние дела оказываются хуже первых, когда душа отступает от первой любви и теряет этот драгоценный дар и драгоценный залог. С одной стороны, мы призываемся к духовному восхождению и духовному возрастанию; а с другой стороны, в жизни через нерадение, через нерадушие, через потакание себе, через самообольщение, через самоуверенность, через самость, через самолюбие мы не только не достигаем большой высоты, но отступаем от божественной любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

архиепископ Евдоким (Мещерский) Глава II. Жизнь Иоанна до призвания к апостольскому служению Родители Иоанна: Зеведей и Саломия. – Зажиточность их и знатность – Были ли они родственниками Спасителя – Время рождения Иоанна. – Воспитание Иоанна. – Посещение им синагоги. – Обучение ремеслу. – Двенадцатилетний возраст Иоанна. – Первый раз в Иерусалиме на празднике Пасхи. – Товарищи Иоанна. – Всеобщее напряженное ожидание Мессии. – Характеристика Иоанна. – Проповедь Иоанна Крестителя в пустыне. – Глубокое влияние её на всех жителей Палестины – „Не Христос ли он“? – Иоанн идет на Иордан. – Иоанн ученик Крестителя. – Долго ли и постоянно ли он находился здесь? – „Се Агнец Божий“. – Первая встреча со Спасителем. – „Равви! Где живешь“? – „Пойдите и увидите“. – Первое призвание Иоанна Спасителем. – „Они пробыли у Него день тот“. – С какими думами возвращался Иоанн после этой беседы. – Первые ученики Спасителя. – Возвращение Иоанна с Христом в Галилею. – Брак в Кане Галилейской. – „Первое чудо“ Спасителя. – Возвращение Иоанна к прежним своим занятиям. – Был ли Иоанн женат до окончательного избрания в число учеников Спасителя? – Что говорят относительно этого апокрифы и древнее предание. Иоанн был сыном Завдия или Зеведея и Саломии 205 . Отец Иоанна был одним из галилейских рыбарей 206 . Это был довольно состоятельный человек. Занимаясь рыбною ловлею, он не довольствовался помощью двоих сыновей своих, а еще нанимал работников ( τος μισθωτος). Из всех упоминаемых в Св. Писании рыбарей только один Зеведей имел „работников“. Никифор и другие называют его „независимым рыболовом со своей собственной лодкой ( ιδιονακληρον)“ 207 . Геннисаретское озеро щедро вознаграждало их труды 208 . Так как Евреи издавна ели и очень любили рыбу 209 , то она всегда находила хороший сбыт. В Капернауме, Тарихее, Тивериаде шла самая оживленная торговля ею. С Геннисаретского озера она рассылалась по всей Палестине, преимущественно по большим торговым городам. Особенно большими партиями она отправлялась в Иерусалим. Сюда приезжали за рыбой даже Тиряне. В Иерусалиме был особый рыбный рынок; он находился около одних ворот; благодаря чему они стали постоянно называться „рыбными воротами“ 210 . Зеведей, ловивший рыбу со своими сыновьями и нанимавший еще „работников“, естественно мог быть зажиточным человеком. Как богатый человек, вероятно, он не довольствовался ближайшими рыбными рынками, а отправлял свою рыбу и в Иерусалим 211 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

Илия происходил родом из сицилийского города Enna. – Это один из старейших городов Сицилии, на месте нынешнего Castrogiovanni. 673 Славные родители его были из фамилии Rachetarum (αχτοα? Racchetta). Родившийся мальчик был назван Иоанном. Eam urbem cum essent Carthaginenses depopulaturi, родители с пожитками перебрались in sanctae Mariae castrum. – Enna был взят сарацинами в 831 г.; местоположение Castromaria (?) неизвестно, но болландисты думают, что этот город лежал в области Средиземного моря. – Здесь на восьмом году возраста Иоанн успевал в нравах (§ 3). – Болландисты, относившие падение Ennae к 831 г., полагали, что Иоанн родился в 823 г., напротив Амарн утверждает, что святой родился в 828 или 829 году (I, 512). Это тем страннее, что в год его кончины (904) ему было 80 лет. – Ночью во сне он услышал голос: Иоанн, тебе нужно быть уведенным в плен в Африку, где ты должен будешь наставить на путь истины слабых в вере. Это сновидение Иоанн поведал родителям. Последние поэтому не выпускали его одного вон из города. По достижении 12-летнего возраста (в 835 г.) он начал заниматься Св. Писанием (§ 4). Он возвестил, что Castromaria будет взят (Сарацинами) через три дня, поименно называя, кто будет при этом убит. Народ бросился к юноше, ища спасения, Иоанн призывал его к покаянию (§ 5). At cum Saracenorum adventus jam propius immineret, родители Иоанна отправились в одно село, а юноша остался дома. Товарищи упросили его выйти из города. Сарацины в это время напали на мальчиков и всех их забрали. Им грозила неволя в Африке, но один христианин выкупил их (§ 6). Иоанн увидел во сне λευκοφρον ππτην, который спросил его: что ты плачешь? – Я лишен родителей. – Утешься: сегодня ты и твои спутники (более 220 человек), вы увидите их. – Кто ты? – Я апостол Анания (§ 7), и при этом Анания прибавил: знайте, что сегодня вы попадете в руки греческих воинов, то есть греческого сицилийского гарнизона, оберегавшего остров от Сарацин. И действительно: в 8-м часу явилось судно как бы из Сиракуз, освободило (quasi Syracusis salvisset) и забрало их, так что пленники очутились на свободе (§ 8). Но вот голос повелел Иоанну переплыть mare periculosissimum в Африку, как некогда и было ему указано (§ 9).

http://azbyka.ru/otechnik/Hrisanf_Lopare...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010