При соборе по штату положены были протоиерей, два священника, два диакона, четыре причетника и два звонаря. Настоятелем собора в 1827 г. был протоиерей Алексей Никитич Никитский – личность весьма примечательная 17 . Он сын бедного сельского причетника; родился в 1746 году; следовательно, в 1827 году ему было более 80 лет. Первоначальное образование получил в Суздальской семинарии. Отсюда из философского класса, как даровитый ученик, он послан был, для получения высшего образования, в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Там, в свободные от академических уроков часы, он слушал лекции по математике, истории, географии и французскому языку в Университете. Получив такое высокое и многостороннее образование, Алексей Никитич возвратился в свою родную Суздальскую епархию, и здесь 22 октября 1776 года рукоположен был преосвященным Тихоном (Якубовским), епископом Суздальским (ум. 1786 г.) во священника к Шуйскому Воскресенскому собору, а через два года возведен был в сан протоиерея. Божественную службу совершал он с великим благоговением, по монастырскому уставу, без всяких сокращений. В воскресные и праздничные дни нередко сказывал, и притом из всего городского духовенства только он один, проповеди . Его, как известного проповедника, неоднократно вызывали, по распоряжению начальства, для сказывания проповедей, в епархиальный город. Он неутомимо занимался чтением, преимущественно, отеческих писаний на латинском и французском языках. Мне случалось не раз видеть, что он и в кухню, к обеду, нередко приходил с фолиантом в руках. Но при всех высоких его умственных и нравственных качествах, он не чужд был слабости, которая унижала и губила его физические силы. Я разумею нетрезвость. Моя квартира была прямо против его дома, и я часто слыхал, как он во время запоя, кричал и ругал непристойными словами свою дочь, священническую вдову Авдотью Алексеевну, из бани, куда она запирала его на несколько дней для истрезвления. Совершенную противоположность, в этом отношении, составлял другой соборный священник, Петр Иванович Яковлевсий. Трезвый, честный, скромный, благоговейный муж был этот почтенный иерей. К сожалению, он не очень долго жил. После его смерти осталось три сына, из коих два младших, Николай и Алсксандр, по фамилии Минервины, вместе со мной учились в училище и семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

2031. Во всем есть тайны для ума. 1833. IV. 65. 2032. О теплоте в христианстве. 1824. XIII. 226. 2033. Пагубная и отвратительная теплота, по откровению Св. Иоанна Богослова. 1822. V. 90. 2034. О невозможности угождать Богу и вместе самому себе, или миру. 1821. XXXIII. 112. 2035. Снимите с себя украшение свое. 1821. IV. 66. 2036. Стремление к непрестанному усовершенствованию в христианской жизни. 1831. XLIV. 78. 2037. Постепенность нравственного усовершенствования и духовного ведения. 1838. III. 91. 2038. Непорочная юность. 1831. XLIV. 93. 2039.       Утешение, почерпаемое из сравнения наших страданий с страданиями других. 1827. XXV. 110. 2040. Утешитель скорбящего. 1833. IV. 263. 2041. Христианское утешение. 1834. I. 101. 2042. Несчастный, утешенный Религией. 1838. III. 238. 2043. О хвалении Господа. 1824. XIV. 336. 2044. Советы Христианам, желающим быть истинными Христианами. 1824. XI. 220. 2045. Беседа наставника с детьми о имени Христианина. 1833. I. 118. 2046. Благоговейное чувствование Христианина. 1834. I. 341. 2047. При помышлении о царстве небесном и благах его, должно удалять всякое чувственное представление. 1831. XLI. 217. 2048. Художник и сосуды. 1837. IV. 108. 2049. Размышление при вступлении в юношеские лета. 1821. IV. 203. 2050. Юношеское сердце должно быть посвящено благочестию. 1824. XIII. 308. 2051. Летнее утро. 1839. II. 444. 2052. О чувствованиях сердца в отношении к Религии. 1826. XXVII. 2053. Это старое. 1821. IV. 62. 2054. Цветы. 1833. II. 339. 2055. Утренняя заря. 1823. XII. 310. 2056. Закат солнца. 1833. III. 226. 2057. Осень. 1827. XXVIII. 192. 2058. Осень 1833. IV. 112. 2059. Весна. 1822. VIII. 341. 2060. Возвращение весны. 1833. II. 205. 2061. Воздушный шар. 1830. XXVIII. 338. 2062. Горница. 1827. XXVI. 351. 2063. Горы. 1832. XLVI. 429. Раздел 7. Духовное красноречие. Слова, беседы, краткие поучения и речи а) На недельные дни и переходящие праздники I. На Святую Пасху Слова: 2064. Преосв. Георгия Конисского . 1832. XLVI. 68. 2065. Преосвященного Филарета, Митрополита Московского. 1842. II. 131. 1836. I. 294. 1834. II. 73.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В 1834 году была там же свадьба Авдотьи Федоровны Барыковой, вышедшей за Василия Николаевича Толмачева. В 1836 году дом Герардовой нанимала княгиня Елизавета Ростиславовна Вяземская, потому что ее дочь княжна Варвара Сергеевна (вышедшая в следующем году за Ивана Ивановича Ершова) и сноха ее, жена старшего сына, родная моя племянница, княгиня Анастасия Николаевна, пили воды, и тут им было поближе к Остоженке от заведения минеральных вод. II В продолжение десяти лет, с 1823 года по 1833 год, у нас в семействе, в родстве и в кругу самых близких моих знакомых много было потерь, и мы то и дело что были в трауре. В эти десять лет я лишилась: брата, двух сестер, двух невесток, троих зятьев, деверя, трех племянников, внучатого брата и двоюродной племянницы. В 1823 году, апреля 7, скончалась в Петербурге сестра моя, княгиня Александра Петровна Вяземская; в том же году в Москве умер зять мой Комаров Иван Елисеевич; в 1826 году — сестра монахиня Афанасия 20 апреля; в 1827 году, октября 25, — муж моей старшей дочери Дмитрий Калинович Благово; в 1829 году, 26 мая, — брат Михаил Петрович Римский-Корсаков. Он скончался в Москве, отпевали его в приходе у Неопалимой Купины, а хоронить повезли в деревню, в село Боброво. Хотя я и была дружна с братом, но более всех нас была к нему расположена сестра Варвара Петровна, и эта потеря очень ее огорчила. Кроме того, в 1823 году умер князь Иван Михайлович Долгоруков, почти что не родня, потому что он приходился покойнику Дмитрию Александровичу правнучатым братом; что это за родство? Но, по прежним семейным отношениям Долгоруковых с Яньковыми и по сердечному нашему к нему расположению, это была для меня очень чувствительная потеря. В 1827 году умер во время Великой четыредесятницы Степан Степанович Апраксин, и это была для меня большая скорбь: я лишилась в нем человека, который любил покойного моего мужа и всегда одинаково был к нам расположен. Никогда не позабуду его искреннего, дружеского участия, которое он мне высказал, когда скончался Дмитрий Александрович.

http://azbyka.ru/fiction/rasskazy-babush...

1386. Бог есть свет. 1827. XXV. 232. 1387. Различные виды домостроительства Божия. 1831. XLIII. 283. 1388. Православно-догматическое учение о творении Божием. 1849. II. 3. 1389. О земле, по откровению неба. 1827. XXVII. 269. 1390. О небе, по откровению неба. 1827. XXVII. 198. 1391. Небо. 1825. XVII. 118. 1392. Православно-догматическое учение о мире духовном. 1850. I. 205. 1393. Православно-догматическое учение о мире вещественном. 1850. I. 383. 1394. Провидение. 1833. IV. 301. 1395. Провидение. 1834. IV. 315. 1396. О действии провидения Божия. 1841. II. 472. 1397. Око Божие. 1822. V. 273. 1398. Об учреждении И. Христом церкви Своей на земле. 1839. III. 43. 174 1399. Об отношении церкви Христовой к Иисусу Христу, как своему основателю. 1843. I. 126. 1400. Глава церкви – Господь наш И. Христос. 1843. I. 454. 1401. Об основании Церкви Господом нашим И. Христом. 1860. I. 219. 1402. О св. Церкви Христовой. 1846. IV. 70. 1403. О коренных свойствах и истинном значении Церкви Христовой. – И. Т. Осинина. 1862. I. 515. 1404. Человек. 1821. IV. 54. 1405. Мысли о достоинстве природы человека. 1840. III. 234. 1406. Об истинном величии человека. 1833. IV. 347. 1407. Новый человек. 1823. IX. 94. 1408. Человек. 1856. I. 60. 1409. О природе, происхождении и назначении человека. 1833. II. 300. 1410. Православно-догматическое учение о человеке. 1850. II. 25. 208. 1411. Назначение человека. 1851. II. 325. 1412. Происхождение и бессмертие человеческой души. 1864. I. 76188. 1413. О бессмертии души. 1850. II. 183. 271. 344. 1414. Бессмертие. 1825. XVIII. 120. 1415. О бессмертии. 1829. XXXVI. 287. 1416. О благодати. 1844. IV. 98. 1417. О благодати Божией. 1851. II. 251. 1418. О начале зла в мире. 1846. IV. 245. 1419. О первородном грехе. 1837. III. 60. 1420. Об ангеле-Хранителе. 1823. X. 301. 1421. О служении нам ангелов хранителей. 1824. XIII. 84. 1422. Об ангелах хранителях человеческих обществ. 1842. IV. 276. 1423. О таинстве крещения. 1852. I. 16. 1424. О таинствах крещения и миропомазания. 1836. II. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Подвиг его восстановления выпал на долю патриарха Поликарпа (1808-1827), который 10 ноября 1808 года сменил на престоле Святого Града Иерусалима патриарха Анфима. Известив о случившейся беде Вселенского патриарха Калинника V (1801-1806; 1808-1809), Поликарп обратился с воззванием о помощи ко всему православному миру. Как и раньше, основная поддержка многострадальной Палестинской Церкви была оказана греческой диаспорой. К примеру, митилинский архитектор Комнинос вызвался совершенно бесплатно взяться за восстановление храма Воскресения Спасителя, которое успешно было завершено в сентябре 1810 года. Возникновение новой угрозы для Братства Святого Гроба Господня К 1821 году отношения православных греков Палестины и турецких властей начали быстро ухудшаться. Греков все чаще и чаще обвиняли в шпионаже в пользу России, что давало порой почву для открытого преследования. Так, православные черноризцы были обвинены в укрывательстве в своих монастырях русских солдатов и оружия. Эти подозрения были усугублены и тем фактом, что новое, основанное в 1819 году в палестинских землях, посольство России, за неимением подходящего здания, располагалось на территории греческого монастыря. Преследования были настолько сильными, что, опасаясь смерти, русский посол Дмитрий Дашков, оставив жену и несовершеннолетних детей, был вынужден бежать. На православные монастыри стали устраиваться одна за другой облавы. В христианских обителях безуспешно искали солдат и оружие, нещадно избивая при этом их насельников. При таких обстоятельствах стала нарастать новая угроза. Братство Святого Гроба Господня турецкие власти все больше и больше воспринимали как политическую организацию. Ее членов повсюду арестовывали и пытали. Видя это, армяне и всегда готовые на разбой францисканцы возобновили нападки на православные святыни, захватив в 1824 году часть горы Сион. Голгофу же православным удалось отстоять и на этот раз. Афанасий V (1827-1845) взошел на патриарший престол Святого Града, когда положение Братства Святого Гроба было крайне опасным. Восстановление сгоревшего дотла Воскресенского собора привело к непомерным расходам, и у Братства снова появились отягощавшие его существование долги. Неинтересовавшийся экономическим положением дел Братства патриарх Анфим за все свое время патриаршества ни разу не отправился за сбором денег, и оставил после своей смерти долг более одного миллиона грошей при 8% годовых. При Поликарпе также были одни лишь расходы, и, таким образом, к 1821 году долг Братства возрос до семи миллионов, которые ко дню его смерти умножились во много раз. К 1827 году долг Братства Святого Гроба составлял тридцать миллионов грошей. Не зная с чего начинать, патриарх Афанасий прежде всего добился снижения процентного роста до 4% годовых. Затем Кесарийский митрополит Кесарий был направлен в Молдовлахию (где у Патриархата были большие земельные владения и недвижимость) за сбором ренты за долгосрочное использование монастырских угодий.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

108 Приложение к письму Варвары и Матроны Верховских… С. 511. В позднейшем 1890 г. описании Туринского монастыря первыми настоятельницами названы Александра и Рахиль. (См.: Зосимова пустынь. С. 158. Прим. 136.) Однако не вполне ясно, какой период в истории обители имеется в виду. Если 1825–1829 гг., то приходится заподозрить ошибку и вместо Александра читать Августа; если о периоде после учреждения игуменства, то ошибка становится явной: первой игуменьей была Пульхерия (см. ниже). 109 До возникновения Туринского общежития это был единственный женский монастырь в Тобольской епархии. Ближайшим к Туринску женским монастырём был Ново-Тихвинский в Екатеринбурге, откуда в 1822 г., а потом и в 1827 г. тобольская консистория и собиралась пригласить игуменью в Свято-Николаевский монастырь. См. Доклад Святейшего Синода об обращении Туринского мужского Николаевского монастыря в женское общежитие. С. 487; 9 е письмо монахини Рахили (см. ниже). 110 Отношение из Святейшего Синода Императору Николаю Павловичу “Об учреждении игуменства в Туринском женском монастыре”//Творения. С. 524–526; 1-е письмо сестёр//Творения. С. 458 (подпись Зиновии Шебалиной); Зосимова пустынь. С. 153. Прим. 104. Как следует из 9-го письма монахини Рахили, вопрос о назначении игуменьи в Туринский монастырь со стороны обсуждался архиепископом Евгением уже в середине 1827 г. 111 Письмо Васильевых Императору Николаю Павловичу. 15 августа 1827 г.//Творения. С. 523; Письмо архиепископу Тобольскому Евгению князя П. С. Мещерского//Творения. С. 523–524; 9-е письмо монахини Рахили (см. ниже). 112 В принципе, “паломнический вид” мог быть и вечным. Именно “для поклонения святым мощам” отпустили из Туринска Анисью Конюхову. См.: Зосимова пустынь. С. 85. 113 Ср. многочисленные сложности, связанные с юридическим статусом Кириака Ползунова — крестьянина Тобольской губернии, последовавшего в Москву за преподобным Зосимой и его братством. См.: Письмо архимандрита Паисия преподобному Зосиме//Творения. С. 471–473; Зосимова пустынь. С. 249.

http://pravmir.ru/turinskaya-tragediya/

1827 г. Мое учение под руководством Михаила Васильевича было очень непродолжительно. Начав 1 декабря 1826 года со второй половины азбуки, где содержатся все славянские слова, которые обыкновенно печатаются сокращенно – под титлами, где затем показаны славянские цифры, означаемые буквами алфавита и где, наконец, изъяснены строчные и надстрочные знаки препинания и ударения, в роде следующих: оксия, вария, камора, краткая, звательца, титла, слово-титло, апострофы, кавыка, ерок, запятая и проч., я скоро прошел часослов, а к весне следующего 1827 года окончил и Псалтирь. Затем мне следовало приступить к упражнению в искусстве чистописания: но я не знаю, по каким соображениям, вероятно, экономическим, меня не оставили уже у Михаила Васильевича, который писал очень красиво, а перевели к зятю Василию Александровичу на Пустыньку, как обыкновенно называли уединенную местность, где находилась помянутая выше единоверческая церковь , при которой зять мой был пономарем. У зятя, в продолжение двух-трех летних месяцев, я оказал довольно порядочные успехи в чистописании. Между тем, приближалось время поступить мне в школу. Но прежде, чем оставить родной кров, я изложу здесь краткие сведения о моей родине и ее окрестностях. Село Горицы, где я родился, находится от уездного города Шуи в расстоянии 17 верст по почтовому Костромскому тракту; расположено на правом берегу реки Тезы. Название свое получило от гористого местоположения. Местность очень красивая. Дома моей матушки и ее брата занимали в селе едва ли не самое лучшее местоположение. Они стояли особняком. Мимо нашего дома с левой стороны проходила из села Иванова большая купеческая дорога в Нижний Новгород; а с правой стороны дома моего дяди лежал довольно глубокий овраг, отделявший оный от обширной поляны. С восточной стороны, перед окнами, под горой протекала река, а за ней раскинуто версты на две большое село Дунилово. Вблизи нашего дома, к северу, над рекой, на высокой горе красуются два каменных храма, обнесенные обширной каменной оградой. Из двух церквей одна зимняя, теплая, а другая летняя, холодная.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

1800 г. перевел из саратовского в честь Преображения Господня мон-ря в К. м. игум. Сергия, к-рый принял нек-рые меры для лучшей организации монастырской жизни: казначею мон. Борису предписывалось, «чтобы в церкви наблюдать благопристойность; шумства и прочие беспорядки в монастыре и келиях запрещать; без ведома настоятеля чтобы никто из монастыря не отлучался, как то изображено в прибавлении к регламенту… о караульщиках, замках у ворот и калиток, о приходо-расходных книгах иметь попечение» ( Попов. 1904. 12. С. 220). 20 нояб. 1808 г. временно управляющим К. м. был вновь назначен прот. С. Петриев. В 1816 г. настоятелем стал соборный свящ. Георгий Мурадханов, кизлярский грузин, к-рый «заботился о сбережении монастырских местностей, особенно рыболовных вод», однако «что улучшено или устроено вновь по обители, того из дел не видно и не дошло по преданиям» ( Он же. 1905. 9. С. 149-150). В 1820 г., после смерти свящ. Г. Мурадханова, Кизлярское духовное правление обнаружило растрату монастырского имущества. В нояб. 1820 г. К. м. возглавил иером. Серафим, вскоре переведенный обратно в Астрахань и «оставивший церковь в развалинах, а монастырь без денег» (Там же. С. 151). В 1821 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Авраам (Шумилин) назначил настоятелем иером. Аарона, а в 1822 г. ходатайствовал о прекращении процесса закрытия мон-ря, в к-ром проживали 5 насельников. В 1825-1826 гг. иером. Аарон возглавлял Комитет кизлярского библейского сотоварищества, в нач. марта 1827 г. был переведен в Астрахань на должность эконома архиерейского дома и строителя Покровского мон-ря. 14 марта 1827 г. архиеп. Астраханский и Кавказский Павел (Саббатовский) утвердил настоятелем (1827-1843) игум. Вениамина. В июне настоятель прибыл в Кизляр вместе с иеромонахом Болдинского мон-ря Германом, к-рый исполнял обязанности эконома и казначея. В 1829 г., после учреждения Новочеркасской епархии (в ее состав вошли Кавказская обл. и земли Черноморского войска), К. м. находился под управлением еп. Новочеркасского и Георгиевского Афанасия (Телятева) .

http://pravenc.ru/text/1684592.html

Походная палатка-церковь, естественно, была мала; вскоре строится деревянная церковь, затем еще и теплая – зимняя, но они тоже не вмещали личный состав, численность которого увеличивалась. Плюс – тыловые службы, да и местное население приходило. Питерская погода, наводнения наносили ущерб деревянным постройкам; в конце концов, стала ясна необходимость возведения большого соборного храма. Таковой и был заложен по высочайшему рескрипту Николая I от 2 октября 1827 года – «в память командовании Моего лейб-гвардии Измайловским полком»; царь распорядился строить на средства Кабинета, определил три придела и размер храма – чтобы вмещал 3000 человек. Архитектором приглашен Василий Стасов... – Стасов, напомним читателям, в те же годы работал сразу над перестройкой Спасо-Преображенского собора (1826 – 1828), возведением Нарвских Триумфальных ворот (1827 – 1834) в память победы над Наполеоном и в 1833-м начал сооружение Московских триумфальных ворот. Как он все успевал? – Дисциплина. Соратники. И финансирование. Император как шеф полка – а со времен Анны Иоанновны командирами всегда становились члены царской фамилии – не скупился на строительство Измайловского собора. Его проект утвержден уже в ноябре 1827-го, на Троицу 1828-го состоялась закладка – первый камень положила вдовствующая императрица Мария Федоровна. Строительство шло семь лет, весьма непросто, требовались переделки, Стасов дважды сидел на гауптвахте, но император оплачивал все затраты... – В том числе восстановление уже готового главного купола, снесенного бурей – она бушевала над всей Европой в ночь на 23 февраля 1833 года. – Да. При всех сложностях строительство велось с использованием самых современных по той поре инженерных и технических достижений, храм возводился на века и устоял в последующем лихолетье – такова заложенная в нем прочность. И впоследствии он совершенствовался. Здесь были устроены теплые полы, телефонная станция на восемь номеров, а в 1912 году офицеры полка собрали средства и сделали подсветку креста на центральном куполе. В храме хранились многочисленные свидетельства боевой доблести измайловцев – захваченные вражеские знамена, мундиры императоров, знаки отличия полка, трофеи, отбитые у турок, на Кавказе, на Балтике, под Петропавловском-на-Камчатке...

http://pravoslavie.ru/38317.html

В силу приведенных Высочайших и Синодальных указов из епархий поступали в Св. Синод только донесения преосвященных с отзывами о конфискованных у раскольников книгах и рукописях. Если же и требовались в Св. Синод для рассмотрения некоторые книги и рукописи из епархий, то оные, по рассмотрении Синодом, обратно отсылались по епархиям, а не поступали в Синодальный Архив. (Дела Св. Синода: 1824 года 808; 1825 г. 600, 1147; 1826 года 674, 1827 г. 1062). Впрочем, по определению Св. Синода от 15 декабря 1791 года велено было костромскому епископу Павлу прислать в Синод с описью старопечатные и рукописные книги, хранящиеся в Троицком Белбажском женском второклассном монастыре и собранные покойным архиепископом Питиримом. Присланные книги, в количестве 76 номеров, сданы в Архив в 1792 году по определению Св. Синода от 1-го марта. (Дело Св. Синода 1791 года за 353). Опись книгам в деле на лл. 14–17. Из присланных книг интересны следующие: печатные: 1) «Вера» Иосифа патриарха московского 7156 года, 2) «Перло Многоценное» 1699 года. рукописные: 3) «Кормчая», 4) «Стоглав», 5) «Пращица», 6) «Альфа и Омега» и 7) рукопись в лист, «в которой заключаются грамота Петра I к Питириму, бывшему означенного монастыря архимандриту, на обличение раскольников; подлинник Соборного деяния бывшего в Киеве на еретика Мартина армянина за подписанием рук нескольких митрополитов и епископов и патриаршей печати». Из представленных епархиальными преосвященными Св. Синоду реестров видно, что между отобранными у раскольннков книгами и рукописями были и редкие, например, хранившиеся в Ярославском архиерейском доме: 1) «Сын Церкви»; 2) «Предобрая», печат. в Гродне 7299 года. 3) «Соборник», печ. в Почаеве 7290 года. (Дело Св. Синода 1824 года за 48), 4) «Златой Бисер» и 5) «Послание к какому-то Аврамию Андрееву». (Дела Св. Синода: 1824 г. за 808, 1827 года за 1062). Обращаемся к третьему периоду. Св. Синод в определении своем от 14–25 ноября 1827 года постановил: «Уведомить г. Управляющего Министерством Внутренних Дел, что с мнением его, дабы обнаруживаемые посторонними следствиями или другим каким-либо независящим от нарочитых обысков образом у старообрядцев печатные и письменные книги, вредные благочестию, отбирая от них, присылать сюда, Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010