24 октября министр Шишков предложил 2-му департаменту коллегии, во исполнение указа 9 октября, учредить училища для наставления греко-униатского юношества духовного звания, в правилах веры и в обрядах богослужения на языке славянском. Глава четвертая. Начало деятельности Иосифа Семашки по воссоединению униатов с православной церковью, 1827–1832 I. 1827 Записки Иосифа Семашки о положении в России униатской церкви от 5 ноября 1827 года, её особенности в сравнении с предшествующими записками униатов. Мнение Блудова об Иосифе и его записке, Иосиф избирается орудием воссоединения униатов с православною церковью. Сочувствие и прочная поддержка планов Иосифа со стороны Императора Николая I. В начале ноября 1827 года, Иосиф, будучи у директора департамента иностранных исповеданий, Григория Ивановича Карташевского, по частному делу своего родственника, епископа Сероцинского, так заинтересовал Карташевского рассказами о бедственном положении униатской церкви, что последний просил его, не может ли он изложить на бумаге все сказанное. Приняв это совсем неожиданное для него предложение как бы указанием свыше, Иосиф в ту же ночь начертал знаменитую записку, в которой, изобразив яркими красками процесс развития унии, её историю, указывал средства спасти униатов от окончательной погибели и умолял правительство произвести некоторые рекомендуемые им реформы, с осуществлением которых униаты неизбежно соединятся с православною церковью и русским народом. В униатское монашество, а вместе с тем и к принятию всех высших должностей, были допущены лица католического вероисповедания. Богатые фундуши униатских монастырей, епископий и архиепископий скоро привлекли в униатский обряд многих лиц из знатных римско-католических фамилий. Но эти новые господа-католики, пользуясь весьма обеспеченным положением и своими связями, скоро выхлопотали у польского правительства привилегию, чтобы никого, кроме дворян, не возводить в архимандриты и в епископы. Не довольствуясь тем, что монашество униатское, через подобное смешение с римлянами, уже значительно изменилось, поборники папства совершенно исторгли его из-под власти епископов, основали общество базилиан и подчинили его власти генералов, противоборствовавших даже митрополитам и бывших орудиями папской власти.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

Н.И. Полетаев Глава I. История Российской Иерархии Собранная Новогородской семинарии префектом, философии учителем, соборным иеромонахом Амвросием (Орнатским) . Части I–VI, Москва 1807–1815 г. Часть I. Москва 1822 г. и Киев, 1827 г. Мысль о ней Евгения и начатое им собирание материалов. Процесс составления и печатания Истории Российской Иерархии. Участие в том и другом преосвященного Евгения. Хлопоты его по приготовлению повторного издания Истории Российской Иерархии. Б. Г. Анастасевич. Отношение Святейшего Синода ко 2 изданию Истории Российской Иерархии. Работы над ним Амвросия Орнатского . Евгениевское (2-е) издание 1-ой части Истории Российской Иерархии в 1827 году. Дальнейшие его труды по части истории Российской Иерархии. M. Я. Диев. – Рукописный экземпляр истории Российской Иерархии, хранящийся в Московской Синодальной типографии, с поправками и пометами руки митрополита Евгения. Собранные им материалы для истории Российской Иерархии и его отвошение как к этим материалам, так и к материалам, собранным Амвросием. Приблизительное определение степени участия в составлении истории Российской Иерархии митрополита Евгения и преосвященного Амвросия. – Всеобщее введение в историю монастырей Грекороссийской церкви. – Описание Пекинского монастыря. – Описание Вологодских монастырей. – Историческое сведение о Вологодской епархии. – Историческое известие о Пермских, Вологодских и Устюжских преосвященных архиереях. – Список преосвященных архиереев Великоустюжских и Тотемских. – Краткое сведение об угодниках Божиих, по Вологодской губернии почитаемых. История Иерархии Новгородской в «Исторических разговорах о древностях Великого Новгорода» (Москва 1808 г.). Процесс составления и печатания последних; материалы, собранные Евгением для иотории Новгородского края; характер, содержание и значение истории Новгородской иерархии. Судя по заглавию, первый из этих трудов обязан своим появлением и существованием в нашей науке одному лишь Амвросию, с 1819 г. епископу Пензенскому (1827 г.), и о нем, поэтому, не место бы говорит в сочинении о церковно-исторических работах митрополита Евгения. Но забудемте, читатель, заглавие, обратимтесь к другим данным для решения вопроса о виновнике «Истории российской иерархии» и тогда убедимся, что тут не мало потрудился и наш преосвященный автор. Ему принадлежит самая идея составления этой истории, в ней он помещает свои собственные и довольно капитальные статьи, для нее же энергично собираете множество материалов, следит за ходом ее издания, занимается исправлением и единолично переиздает в 1827 г. первую ее часть.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

6. Архиеп. Феофил (1823–1827 г.), в мире Феодор Петрович Татарский, священнический сын харьковской епархии, родился в 1767 г. По окончании курса (1789 г.) в харьковском коллегиуме, рукоположен был в священника и потом был благочинным над военным духовенством. В 1803 г. пострижен в монашество и тогда же возведен (24 июля 1803 г.) в сан игумена Корельского монастыря (архангельской епархии); потом был настоятелем монастырей – архангельского училищного) с 1804 г.), сийского (1806 г.), вяжицкого (1810 г.), а с 1813 г. был ректором черниговской семинарии. В 1819 г., 23 марта, хиротонисан в еп. оренбургского, а в 1823 г. перемещен был в Екатеринослав, где пожалован был (1826 г.) саном архиепископа; 16 октября 1827 г. уволен на покой в Куряжский, харьковской епархии, монастырь. Там скончался 14 ноября 1830 г. и погребен в харьковском кафедральном соборе. Он имел (с 1800 г.) наперсный крест, орден св. Анны 1 ст. (с 1824 г.) и бриллиантовую панагию. 463 7. Архиеп. Онисифор Боровик (1827–28 г.), по окончании курса в могилевской семинарии, в 1788 г. был рукоположен во священника и в 1796 г. возведен в сан протоиерея; в 1800–1813 г. был благочинным над военным духовенством; в 1814 г. пострижен в монашество и 22 февраля того же года хиротонисан в еп. вологодского; 28 ноября 1827 г. перемещен в Екатеринослав, где возведен был (1828 г.) в сан архиепископа. Скончался 20 апреля 1828 г. и погребен в Самарском монастыре. Он имел в белом духовенстве наперсный крест (с 1800 г.), камилавку (с 1804 г.), наперсный крест с украшениями (с 1803 г.) и орден св. Анны 2 ст. (с 1810 г.), в монашестве – орден св. Анны 1 ст. (с 1820 г.). 464 8. Архиеп. Гавриил (1828–1848 г.), в мире Василий Федорович Розанов, сын священника села Рожествена, костромской епархии, родился 26 января 1781 г., обучался сперва в костромской семинарии до философского класса включительно, а потом (с октября 1799 г.) в Троицкой, где и окончил курс в 1803 г. и поступил учителем в костромскую семинарию. В 1811 г., 15 октября, был пострижен в монашество в Петербурге, в Александро-невской лавре, и с 24 октября того же года был, в сане архимандрита, префектом, а с 11 сентября 1814 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

9) Савва (Семен) Ольхин (новгор. сем.), кандидата спб. акад. (1823 г.), преподавал сначала уроки по классу словесности, а также чтения Св. Писания – для всех учеников семинарии; приняв монашество, в июле 1824 г., назначен помощником главного профессора греческого языка, инспектора Иннокентия, а в декабре того же года, в сан соборного иеромонаха, занял его место по инспекторству и был профессором церк. истории и греч. языка. С 1825 преподавал философию и изъяснение Св. Писания. В 1820 г. исправлял должность ректора и в том же году получил степень магистра, по экзамену и по написании сочинений на две темы. В 1827 г. отправлен инспектором владимирской семинарии, но в следующем году, во исполнение предписания Комиссии дух. училищ, согласно прошению, но расстроенному здоровью, уволен от должности, с оставлением ему магистерского оклада и назначением местопребывания в монастыре, в котором числился в штате иеромонахов. 10) Исидор Никольский (тульской сем.), магистр спб. акад. по выслуге двух лет (1825 г.); в том же году принял монашество; бакалавр прав. богословия, библ. герменевтики и изъяснения Св. Писания нов. завета; до приезда нового инспектора, в течение месяца октября (1827 г.), исправлял должность инспектора спб. сем. и ректора Александроневского училища в сане иеромонаха, в 1829 г. определен ректором орловской сем., а в 1833 г. московской. Впоследствии – экзарх Грузии, потом митрополит киевский, а ныне митрополит новгородский и с-петербургский, старейший из русских иерархов и доселе, в течение сряду 24 лет, имеющий высшее архипастырское попечение о спб. семинарии. 11) Владимир (Василий) Алявдин (владим. сем.), магистр моск. акад. 1818 г., инспектор пензенской сем., и ректор пензен. дух. училища. Здесь он пользовался особенным расположением преосв. Иннокентия Смирнова , который скончался на его руках. После его смерти, издал его сочинения в первый раз и написал его биографию, приложенную к т. сочинений преосв. Иннокентия. Издал впоследствии свое «Собрание поучительных слов и благоговейных размышлений». В конце 1820 г. перемещен, по собственному желанию, во владимир. семинарию также на должность инспектора. В 1827 г. принял монашество. После бывшей во владимир. сем. ревизии, получил признательность от Комиссии дух. училищ и переведен в октябре 1827 г. в С. -Петербург, на должность инспектора семинарии. В 1829 г. избран членом акад. конференции и затем, в сан архимандрита, определен ректором калужской семинарии. В январе 1835 г. рукоположен во епископа чигиринского, викария киевского; потом был епископом костромским и скончался архиепископом тобольским в 1845 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Двоевластие продолжается. Несколько ранее, 21 января 1827 года, по высочайшему повелению был уволен от должности («за старостью и болезнями») обер-священник Главного штаба протоиерей А. Торопогрицкий. Весьма ревностно относясь к усилению полномочий руководителей православного военно-духовного ведомства, Святейший Синод вместе с тем не одобрял и установившееся (с назначением протоиерея А. Торопогрицкого обер-священником Главного штаба) двоевластие в его управлении. Ситуация с отстранением – по различным причинам – от исполнения своих обязанностей в 1827 году руководителей обеих ветвей военно-духовного правления, по мнению членов Святейшего Синода, как никогда благоприятствовала собиранию власти в руках единого обер-священника. В специальном докладе духовное правительство представило самодержцу возвратить управлению армейского, флотского и гвардейского духовенства прежнее единство (ведь звание обер-священника при Главном штабе учредили в уважение личных заслуг А. Торопогрицкого). На должность руководителя единого военно-духовного правления Святейший Синод предлагал кандидатуры: придворного протоиерея Николая Музовского (с тем, чтобы в его ведении оставались также священнослужители гвардейских полков); протоиерея придворного собора Григория Мансветова ; полевого обер-священника 1-й армии Алексея Карышева. Император Николай I на докладе Святейшего Синода 19 сентября 1827 года искренне заметил: «Доклад сей я не разрешаю». «На пробу» исполнять обязанности обер-священника было поручено протоиерею Мансветову. Последний состоял исправляющим должность до 12 апреля 1830 года, когда именным указом Синоду был утверждён в должности на постоянной основе. На место же А. Торопогрицкого обер-священником при Главном штабе назначили 62-летнего придворного протоиерея и члена Святейшего Синода Николая Васильевича Музовского (1827–1848 гг.), с поручением его управлению священнослужителей всех полков лейб-гвардии. Сменив по службе протоиерея А. Торопогрицкого, Н. В. Музовский получил практически единовременно три назначения: 1) членом Святейшего Синода и комиссии духовных училищ; 2) царским духовником; 3) обер-священником Главного штаба и управляющим гвардейским духовенством.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

27) Курская 1) Владимир, с 1822 по 1831 год, из петербургских викариев, переведен в Чернигов; 2) Иннокентий, с 1831 по 1832 год, из московских викариев, перемещен в Волынь; 3) Илиодор, с 1832 по 1855 год, из ректоров новгородской семинарии. 28) Владимирская 1) Парфений, с 1821 по 1850 год, из архимандритов московского Донского монастыря, переведен в Воронеж; 2) Иустин, с 1850 по 1855 г., из костромских епископов. Полоцкая 1) Смарагд, с 1833 по 1837 год, из петербургских викариев, переведен в Могилев; 2) Исидор, с 1837 по 1840 год, из московских викариев, перемещен в Могилев же; 3) Василий, с 1840 по 1855 год, из бывших униатских белорусских епископов. 30) Вологодская 1) Онисифор, с 1813 по 1827 год, из вдовых армейских протоиереев, носивший в мире имя Онисима Боровика, переведен в Екатеринославль; 2) Моисей, с 1827 по 1828 год, из новгородских викариев, перемещен на саратовскую кафедру; 3) Стефан, с 1828 по 1841 год, из волынских епископов, переведен в Астрахань; 4) Иннокентий, из киевских викариев, пробыл на вологодской кафедре 8 месяцев (1841 и 1842 года) и перемещен в Харьков; 5) Иринарх, с 1842 по 1844 год, из воронежских викариев, переведен в Кишинев; 6) Евлампий, с 1844 по 1852 год, из орловских епископов, назначен на тобольскую кафедру; 7) Феогност, с 1852 по 1855 год, из воронежских епископов. 31) Тульская 1) Дамаскин, с 1821 по 1850 год, из новгородских викариев, переведен в Олонец; 2) Димитрий, с 1850 по 1855 год, из ректоров киевской духовной академии. 32) Вятская 1) Павел, с 1822 по 1827 год, из архимандритов ярославского Борисоглебского монастыря, переведен в Могилев; 2) Кирилл, с 1827 по 1832 год, из московских викариев, перемещен в Подольск; 3) Иоанникий, с 1832 по 1835 год, из архимандритов нижнеломовского Богородицкого монастыря, назначен в Оренбург; 4) Нил, с 1835 по 1838 год, из ректоров ярославской семинарии, переведен в Иркутск; 5) Неофит, с 1838 по 1851 год, из тверских викариев, перемещен в Пермь; 6) Елпидифор, с 1851 по 1855 год, из подольских епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Соснин Дмитрий Петрович – Сын священника Ярославского собора Соснин, учился 1812–1828 г.г, в Ярославской семинарии, а 1823–1827 – в Петербургской духовной академии, в которой окончил курс, как значится по спискам, 4-м (из 19) магистром и 16 сентября 1827 г. определен профессором всеобщей истории и немецкого языка в Ярославскую семинарию. 22 сентября 1830 г. перемещен он бакалавром в Петербургскую духовн. академию, и здесь 13 октября 1833 г. скончался. Из печатных трудов его известны: а) «две проповеди » – на недели 20-ю и блудного сына. Спб. 1827. б) «О вечном блаженстве праведных». Спб. 1827 в) «О гонении на христиан в Римской империи». Спб. 1832 г) «О нетлении святых мощей в христианской церкви», магистерская диссертация. СПб. 1832. д) «О святых чудотворных иконах». Спб. 1833. Тихвинский Дмитрий Васильевич Тихвинский Дмитрий Васильевич – Родившись 1809 г. в селе Мартынове Любимского уезда, где его отец был священником, Тихвинский окончил курс в Ярославской семинарии в 1826 г., а затем в Московской медико-хирургической академии в звании лекаря Ш отделения, и в 1830 г. поступил в Ваталпатинскую, на Кавказе, карантинную заставу врачом, затем служил в разных полках до 1858 г., а в этом году назначен старшим лекарем 3-го учебного стрелкового батальона, стоявшего в Ярославле. В 1860 г. остался он за штатом и в 1869 г. в Ярославле умер. В газете «Друг здравия» 1851 г. 51) напечатано им «О противолихорадочных средствах». Торопов Александр Иванович Торопов Александр Иванович – Сын пономаря села Шестихина Мышкинского уезда, Торопов окончил 1836 г. курс в Ярославской семинарии, а в 1841 г. в медико-хирургической академии и тогда же поступил на службу врачом в линейный Сибирский батальон; в 1856 г. перешел на должность уездного врача в Ярославль; в 1865 г. вышел в отставку; в 1868 г. умер. Им напечатано: «Смерть от молнии» (Друг здрав. 1857, 26); «Медико-статистическое описание Ярославского уезда» (Яросл. губ. вед. 1859 г. 48, 47); «Ведомость о числе скоропостижных случаев смерти по Ярославскому уезду за 1842–1862 г. (в Памятной книжке Яросл. губ. за 1862 г.). Проект устава общества бесплатной для приходящих больных лечебницы в Ярославле составлен им же и при открытии этой лечебницы, 17 марта 1861 г., Торопов прочитал этот, утвержденный уже подлежащей властью, устав и обратился к присутствовавшим с речью, девизом которой поставил слова: Concordia res parvae cresunt, discordia magnae dilabuntur. Речь эта напечатана в Яросл. епарх. вед. 1861 г. (стр. 118, 119). Ушаков Николай Васильевич

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/ocherk...

—8— 1827 г. Когда привели меня к Михаилу Васильевичу учиться, у него были уже три ученика из крестьянских мальчиков, сверстников или немного старших меня по летам. Один из них, помню, был Ефим Широков, другой Кузьма Буренков – оба богатых отцов дети; третий, или вместе со мной, или несколько позднее поступивший, был Михаил Чайкин, сын помянутой выше благодетельной крестьянки Федоры Михайловны; впрочем у него был жив отец, добрый и честный крестьянин Иван Никитин. Ученье наше шло таким образом. Книжки наши лежали не на столе, а на лавке; мы же сами сидели пред лавкой на низеньких стуликах. Между нами сидел на таком же стулике и сам мастер, занимаясь сапожным мастерством. Мы все читаем вслух, и он, бывало, не пропустит ни одной ошибки не только в словах, но и в ударениях и даже в знаках препинания, без должного исправления и замечания. Вообще, Михаила Васильич был великий мастер своего дела. Он был человек с некоторым даже образованием; учился в семинарии и простирался до поэзии; любил на досуге читать книги и входил даже, по праздничным дням в словопрения с раскольниками, которых в соседнем селе Дунилове было много, и притом разных сект. 1827 г. Моё учение под руководством Михаила Васильевича было очень непродолжительно. Начавши 1 декабря 1826 года со второй половины азбуки, где содержатся все славянские слова, которые обыкновенно печатаются сокращённо – под титлами, где затем показаны славянские цифры, означаемые буквами алфавита и где, наконец, изъяснены строчные и надстрочные знаки препинания и ударения, в роде следующих: оксия, вария, камора, краткая, звательца, титла, слово титло, апострофы, кавыка, срок, запятая и проч., я скоро прошёл часослов, а к весне следующего 1827 года окончил и Псалтирь. Затем мне следовало приступить к упражнению в искусстве чистописания: но я не знаю, по каким соображениям, вероятно, экономическим, меня не оставили уже у —9— 1827 г. Михаила Васильевича, который писал очень красиво, а перевели к зятю Василию Александровичу на Пустыньку, как обыкновенно называли уединённую местность, где находилась помянутая выше единоверческая церковь , при которой зять мой быль пономарём. У зятя, в продолжении двух–трёх летних месяцев, я оказал довольно порядочные успехи в чистописании. Между тем, приближалось время поступить мне в школу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Благодать Господа нашего Иисуса Христа да будет с вами во все дни жизни вашей. Аминъ., (ст. 28) (Самарские Епархиальные Ведомости 1876 года Конец 6 Федосеевская секта распространена в 1706 году крестецким дьячком Феодосием Васильевым. Особенные её заблуждения кроме общих, принадлежащих сектам раскольническим: 1) за Государя не следует молиться; 2) перед обедом должно класть по сту поклонов для очищения пищи, покупаемой у православных; 3) для освящения благодатью приготовляемого в пищу в печах делать скважины; 4) покланяться иконам не своего толка – осквернение; 5) брачный союз – нечистота. Смет, наставление правильно состязаться с раскольниками, составленное в рязанской семинарии, издание 4-е, 1827 г. и историю Русской Церкви, сочин. Е. Р. Ф. Период патриаршества. 1588 – 1720. 7 Митрополит Новгородский Иов в этот сан посвящен в 1697 году июня 6-го из архимандритов Московского Троицкого Сергиева монастыря. В Новгороде и по уездным городам он завел училища и в первом на свой счет устроил три больницы и два странноприимных дома. Из сочинений его известен «Увещательный ответ от Писаний против возмутительной раскольнической рукописи о рождении Антихриста». Умер 3 февраля 1716 года. Смотр. Словарь Исторический о бывших в России писателях духовного чина. Издание второе, 1827 года. 8 Это, должно быть, рассказы о лжестрадальцах Аввакумовских, хитро в поношение святой церкви и духовенству составленные Семеном Денисовым, жившим в основанном около 1694 года Выгорецком раскольническом скиту Олонецкой губернии. Смотри наставление правильно состязаться с раскольниками. Издание 1827 года, стр. 15. 10 Я разумею здесь послание Поликарпа к Акиндину, которое, вероятно, написано около 1230 года [см. истор. Русск. Церкви, преосв. Макария, т, 3, 162–163, 167]. 12 Толковая псалтирь Евгеньевского списка (11 в. в имп. публ. библиот.). Служебные минеи 1096 г. (11 в. в синод. библ. и в библ. синод. типогр.), Стихирарь месячный, 1157 г. (син. библ.) 12 г. содержащий в себе стихиры избранным святым и праздникам, расположенные по порядку месяцеслова, с 1-го сентября по 31 августа. Служебник Антония Римлянина, содержащий в себе и чин литургии Иоанна Златоустог о (син. библ.), Апостол, 1195 (имп. публ. библ.), Минея служебная 12 в. (син. библ.) Трефолой, 1260 г. – книга, содержащая в себе службы праздничные (в Румянц. музее), Псалтирь следованная или с воз- следованиями, т. е. с присовокуплением служб вечерни и утрени, и др. дополнения, (1296 г. син. библиот.), служебник Варлаама Хутынского (13 в., в син. библ.) и некоторые другие.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/svet-vo-...

В ходе строительства произошло изменение первоначального замысла. Исходя из натурных исследований, характера кладки нижнего яруса, можно сделать вывод, что изначально планировался центрический ярусный четырехстолпный храм, квадратный в основании, с аспидальными выступами по сторонам - в барочном стиле, без фронтальных портиков. Но в связи с тем, что на чертеже, относящимся к 1827 г., портики присутствуют как уже существующие, а информации о каких-либо наружных строительных работах в период с 1819 по 1827 г. нет, мы можем сделать вывод об изменении проекта в процессе строительства. В результате храм приобрел классические черты. Какие еще изменения были внесены в начальный проект, пока сказать трудно, вероятно, на этот вопрос ответ более детальные натурные исследования. В 1827 г. в Московскую духовную консисторию от священнослужителей и приходских людей было направлено прошение о проведении ремонтных работ. Храм пришел в ветхое состояние. Из-за течей в крыше на сводах стали появляться темные пятна, осыпаться штукатурка и портиться настенная живопись. Прошение содержало в себе просьбы оштукатурить храм снаружи, чего не было сделано ранее, весь храм побелить и отремонтировать окна. Через год штукатурные работы были завершены. Главной же просьбой прихожан было строительство рядом с церковью каменной колокольни. В деле сообщается, что имеющаяся деревянная колокольня крайне ветхая. Остается открытым вопрос: к какому храму относилась старая колокольня - к обветшавшей, но еще не разобранной деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы или к церкви Параскевы Пятницы, на месте которой был построен новый храм, или же она стояла отдельно? Выполнение проекта на строительство колокольни было поручено московскому губернскому архитектору Дмитрию Фомичу Борисову (1788-1850 г.г). Разработанный им проект колокольни был утвержден 16 ноября 1828 года. Колокольня была спроектирована в строгих формах стиля ампир. Строительство колокольни завершилось в 1832 г. Предполагаемый вес колоколов звона - до 500 пудов. Неизвестно, какой был общий вес звона сразу после постройки, но в в 1857-1859 г.г. было отлито пять новых колоколов весом 466 пудов и 15 фунтов.

http://sobory.ru/article/?object=07214

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010