Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛЕЙК [англ. Blake] Уильям (28.11.1757, Лондон - 12.08.1827, там же), англ. поэт и художник, мистик-визионер. Сын лондонского лавочника, Б. получил домашнее образование, затем обучался ремеслу гравера, к-рым занимался до конца жизни, будучи преуспевающим художником-графиком и членом Королевской академии. Первый сборник стихов Б. «Поэтические наброски» (Poetical Sketches) вышел в 1783 г. В 1778 г. он сблизился с сектой англ. мистиков, близких к Э. Сведенборгу . Влияние философии последнего ощутимо в раннем цикле стихов Б. «Песни невинности» (Songs of Innocence. 1789), проникнутом светлым оптимизмом, уверенностью в торжестве христ. духовности и спасении человечества, пребывающего под защитой Доброго Пастыря. В этом цикле начала оформляться система идей и символических образов, к-рые стали сквозными в творчестве Б. За внешне простыми сюжетами стихов (игры детей, красота природы, пастушеские песенки) скрывались, согласно учению Сведенборга о соответствии любых реалий земного мира горнему, аллегории жертвенного Агнца, Добра, Любви, Терпимости. Понятие невинности трактовалось Б. в библейском смысле как инстинктивная человеческая вера в Бога и естественная близость к Нему, дарующая верующему высшую мудрость - «божественное видение». Этот дар Б. считал наследием прежнего безгрешного состояния, напоминанием об Эдеме. Подробнее философскую концепцию странствия человеческой души от Вечности (Эдема) к земному существованию, утрате невинности, а затем ее новому обретению и возвращению к Вечности Б. изложил в трактате «Нет никакой естественной религии» (There is no Natural Religion. 1788). Разделяя вслед за Сведенборгом духовное и телесное начала в человеке, Б. полагал, что именно душа, сохраняющая невинность и веру, позволяет человеку считаться «подобием Неба» и существом, достойным преклонения. Второй этап творчества Б. связан с разочарованием в учении Сведенборга и обращением к традиции неоплатонизма (в это время он попадает под влияние англ.

http://pravenc.ru/text/149379.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Кард. Г. Э. Маннинг. Фотография. 1880 г. [Англ. Manning] Генри Эдуард (15.07.1808, Тоттеридж, графство Хартфордшир (ныне в составе Лондона) - 14.01.1892, Лондон), кард., католич. архиеп. Вестминстерский, англ. католич. деятель. Род. в семье крупного торговца сахаром У. Маннинга (1763-1835), депутата англ. парламента от партии тори. Крещение М. совершил англикан. еп. Бата и Уэлса Ричард Бидон, одним из восприемников М. стал Г. Аддингтон, премьер-министр Великобритании в 1801-1804 гг. В 1816 г. М. поступил в частную школу в Стритеме (графство Суррей), однако вскоре по настоянию отца стал обучаться в Тоттеридже у викария, дававшего частные уроки. В 1822-1826 гг. учился в частной школе Харроу. В апр. 1827 г. был принят в Бейллиол-колледж Оксфордского ун-та, где его наставником был историк Г. Меривейл, а среди знакомых - У. Ю. Гладстон (впосл. премьер-министр Великобритании (1868-1874, 1880-1885, февр.-авг. 1886, 1892-1894)) и Ч. Вордсворт (впосл. англикан. епископ Сент-Андруса, Данкелда и Данблейна (1852-1892)). Вероятно, во время учебы в Оксфорде М. познакомился с братьями Робертом, Самьюэлом и Генри Уилберфорсами, сыгравшими важную роль в его жизни. Впосл. все 3 брата стали клириками Церкви Англии, а С. Уилберфорс занимал Оксфордскую (1845-1869) и Уинчестерскую (1869-1873) епископские кафедры. Все они были активными сторонниками Оксфордского движения , позднее Р. и Г. Уилберфорсы перешли в католицизм. В дек. 1830 г. М. получил степень бакалавра и поступил на службу в Мин-во по делам колоний, однако в апр. 1832 г. вернулся в Оксфорд, где был избран членом Мертон-колледжа (оставался им до 1837) и в дек. 1832 г. рукоположен во диакона. В нач. 1833 г. назначен викарием приходов Лавингтон и Графем (графство Зап. Суссекс). В том же году М. получил степень магистра, был рукоположен во пресвитера и назначен ректором приходов Лавингтон и Графем. В нояб. 1833 г. он женился на дочери Дж. Сарджента Кэролайн († 1837); ее сестры Эмили и Мэри были женами С. и Г. Уилберфорсов.

http://pravenc.ru/text/2561846.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАРКЕР М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm М. Паркер, архиеп. Кентерберийский. Скульптура капеллы Корпус-Кристи-колледжа, Кембридж. 1827 г. Фото: John T Simm [Англ. Parker] Мэтью (6.08.1504, Норидж - 17.05.1575, Лондон), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии. П. рано потерял отца (бывшего, по одним данным ткачом, по другим - торговцем шерстью) и воспитывался отчимом - представителем джентри. В 1520 г. он поступил в Кембриджский университет, став студентом колледжа «Тело Христово». В 1525 г. получил степень бакалавра искусств, в кон. 1526 г.- должность субдиакона в Норидже, что стало началом его карьеры, в апр. 1527 г. был рукоположен во диакона, в июне того же года - во священника. После получения степени магистра искусств в 1527 г. стал работать в колледже, отвергнув при этом предложение архиепископа Йоркского, кард. Томаса Вулси (Уолси), канцлера Английского королевства, к-рый приглашал П. в основанный им в 1528 г. Кардинальский колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) Оксфордского ун-та. П. находился к тому времени под влиянием реформационных настроений, получивших распространение среди профессуры Кембриджа, а потому не разделял консервативных позиций Вулси. В 1533 г. началась активная гомилетическая деятельность П. Его церковная карьера стала активно развиваться после того, как он был назначен капелланом Анны Болейн (1501-1536), 2-й супруги англ. кор. Генриха VIII (1491-1547). При поддержке Анны Болейн П. был избран в 1535 г. деканом коллегии св. Иоанна Крестителя (Сток-колледжа) в Сток-бай-Клэр. В том же году он получил степень магистра богословия. Руководя Сток-колледжем, П. проявил себя как деятельный администратор: по его инициативе были отреставрированы принадлежащие коллегии здания, учреждена школа для жителей города, введен новый статут, предписывавший регулярные проповеди каноников в коллегии и принадлежавших ей приходах и т.

http://pravenc.ru/text/2579037.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАРБИ Дарби [англ. Darby] Джон Нельсон (18.11.1800, Лондон - 29.04.1882, Борнмут), англо-ирл. богослов, основатель движения т. н. закрытых Плимутских братьев (дарбисты); основоположник совр. диспенсационализма . Род. в семье землевладельцев, получил образование в Тринити-колледже (Дублин); работал в юридической корпорации Chancery Bar (1822-1825). В 1825 г. оставил юриспруденцию и был посвящен во диакона англикан. Церкви Ирландии; год спустя стал приходским священником в Калари (графство Уиклоу). Построил на свои средства храм и школу для бедных. Успешно работал среди местных крестьян-католиков. После того как архиеп. Дублинский У. Маги потребовал, чтобы все ирл. католики, переходящие в англиканство, приносили клятву верности Георгу IV как законному королю Ирландии, Д. оставил свой приход в знак протеста (1827). Зимой 1827/28 г. Д. присоединился в Дублине к группе А. Т. Гроувза, к-рая собиралась для изучения Библии, частных богослужений и хлебопреломления (по воскресеньям). Хотя все члены группы принадлежали к англикан. Церкви, тем не менее они искали новый духовный опыт вне гос. Церкви. Постепенно центр деятельности группы переместился в Плимут, из-за чего она и получила впоследствии название «Плимутские братья». Д. отвергал идею апостольского преемства ; с его т. зр., совр. церкви отошли от новозаветных идеалов, что особенно заметно по поведению и духовному состоянию клира. Отличительными признаками истинной Церкви для Д. были духовное единство и подлинное братство ее членов и их следование Свящ. Писанию под непосредственным водительством Св. Духа. В 1832 г. он официально вышел из англикан. Церкви и посвятил себя проповеди нового учения. Он посетил Францию, Швейцарию, Германию, Нидерланды, Италию, Испанию, США, Канаду, а также Австралию и Нов. Зеландию. В кон. 40-х гг. XIX в. среди Плимутских братьев произошел раскол. Б. Ньютон, С. Трегеллес и др. выступили против премилленаристских взглядов Д. (вера во Второе пришествие Христа до наступления Его тысячелетнего царства) и его стремления сделать деноминацию Плимутских братьев максимально закрытой для богослужебного и евхаристического общения с др. христианами. Д. и его сторонники выделились в группу т. н. закрытых, или эксклюзивных, Плимутских братьев (exclusive). В 1859 г. Д. опубликовал в Веве (Швейцария) и в Сент-Агреве (Франция) свой перевод НЗ (Les Livres Saints connus sous le nom de Nouveau Testament), получивший высокую оценку в научных кругах. Через 3 года после смерти Д. появилось издание, включающее ВЗ и НЗ, представляющее собой филологически дословный перевод, основанный на убеждении в букв. богодухновенности Свящ. Писания.

http://pravenc.ru/text/171372.html

Бунзен Христиан-Карл-Иосия – известный немецкий писатель, историк и богослов (род. в Корбахе, в княжестве Вальдеккском, 1791 г.; ум. в Бонне, 1860). Он изучал богословие и филологию в Марбурге и Геттингене в 1808–13 гг.; благодаря своему знакомству с Нибуром и Сильвестром де-Саси, занялся изучением древней истории и восточных языков, и готовился уже к путешествию по Востоку, когда в 1818 г. поселился в Риме, сначала в качестве секретаря при прусском посольстве, затем «атташе» с 1823 г., и с 1827 г. в качестве министра-резидента. В 1839 г. он назначен был посланником в Берн, и в 1841 г. в Лондон, где и оставался до 1854 г. Остаток своей жизни он провел в качестве частного человека, по большей части живя в Гейдельберге и посвящая себя литературным занятиям – филологии, истории и богословию. Среди его исторических сочинений известны «Базилики христианского Рима», Мюнхен, 1843, и «Место Египта во всемирной истории», Гамбург, 1844–57, в 6 томах. Также и некоторые из его богословских сочинений имеют исторический характер, каковы « Игнатий Антиохийский и его время», Гамбург, 1847, и «Ипполит и его век», Лондон, 1857, в 2 томах, которые, вместе с его «Analecta Ante-Nicaena», и «Очерками философии всемирной истории», составляют его большое произведение «Христианство и человечество», Лондон, 1854, в 7 томах. Прямо полемический характер имеет его «Устройство церкви будущего» (1845) и «Знамения времени» (1855), причем последнее заключает в себе резкую полемику с Шталем и Генгстенбергом. Важное дополнение к его полемическим и критическим сочинениям составляет его «Полная толковая Библия для общины» в 9 томах, 1858, законченная Гольцманом в 1870. Его «Мемуары», содержащие часть его частной переписки, изданы были его вдовой в 1868 г. В 1869 г. вышла его корреспонденция с Гумбольдтом, а часть его переписки с Фридрихом Вильгольмом IV в 1873 г. Барон Бунзен был высоко образованный христианин, с широкими взглядами и большими личными достоинствами. Его гостеприимный дом в Капитолие в Риме и в Лондоне был центром литературных знаменитостей из всех стран. Он содействовал учреждению англо-прусской епископии в Иерусалиме, в качестве базиса для более широкого единения между немецкой евангелической и англиканской церквами. Подобно своему царственному покровителю и другу, Фридриху Вильгельму IV Прусскому, он отличался романтическими наклонностями ума, и предавался разным фантастическим схемам. Он придерживался многих спорных вопросов особенно в отношении Библии и впадал в пантеизм; но его сердце было всецело предано Христу, как Божественному Спасителю, и он умер в этой вере. Жена его была одной из благороднейших и образованнейших англичанок своего времени, и ее «Мемуар о бароне Бунзене» (на англ. языке, издан Ниппольдом и на нем.) служит прекрасным памятником их обоих.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Деллингер, Игнатий – известный немецкий историк церкви, родоначальник и вождь старо-католицизма. Сын проф. медицины при вюрцбургск. унив., род. в 1799 г., в детстве и юношестве основа­тельно изучил франц., италья., английский и испанск. языки; в универ. занимался историей и естествознанием, очень увле­кался энтомологией; избрал духовное звание под влиянием сильных церковно-ре­лигиозных движений того времени и в 1820 г. он поступил в дух. семин. в Бамберге. В 1822 г. Д. был посвящен в сан священ. и назначен проф. цер­ковной истории и церковного права в ли­цей в Ашаффенбурге. В 1826 г. за сочи­нение «Евхаристия в первые 3 века» по­лучил степень доктора богословия, в 1827 г. занял кафедру в мюнхенском унив. В 1833–35 гг. он издал свое «Руководство к церковной истории», доста­вившее ему имя. В 1836 г. познакомился с англ. богословом Вайземаном, кото­рый хотел сблизить англ. и нем. духовен­ство. С этой целью Д. ездил в Англию, слава и популярность его там была очень велика, получил приглашение в одну из англ. коллегий, но пожелал остаться в Германии. В 1837 г. Д. стал главным библиотекарем универс., в 1838 г. был избран членом акад. наук. С этого времени занялся изучением истории средне­вековых ересей, принимал видное уча­стие в решении церковно-практических вопросов, в результате чего им было написано соч. «О смешанных браках». В 1846 г. он издал большое соч. «Ре­формация, ее развитие и ее значение для лютер. исповедания», в котором пришел к выводу, что реформация имела своим основанием нестроения церкви из-за папства, вследствие чего Д. стал пропаган­дировать идею национальной церкви, всту­пив в борьбу с иезуитами. В 1851 г. он написал сочинение «Ипполит и Кал­лист», затем соч. «Дунс Скотт», в котором высказался против учения о непорочном зачатии Богоматери. Однако в 1854 г. мнение иезуитов восторжество­вало и было провозглашено urbi et orbi в качестве догмата римской церкви. Ожидая дальнейшего провозглашения догмата папск. непогрешимости, Д. задумал обширную «Историю христ. церкви», где думал изло­жить историю папства, но не осуществил, выпустив несколько отдельных сочинений , составивших 2 начальных отдела. В дальнейших своих сочин. Д. указал на вероятность уничтожения церковного государства и светской власти папства. На мюнхенском конгрессе ученых Д. боролся за свободу науки. Когда возник во­прос о ватиканском соборе для уста­новления догмата папской непогрешимости, Д. открыто выступил против этой затеи и благодаря этому стал родоначальни­ком старо-католического движения, желав­шего возвратить церковь к ее первона­чальным основам и устранить все позд­нейшие наслоения. Его подвергли отлучению, но это еще больше увеличило его славу и удивление к его личности, многие универс. преподнесли ему почетные степени. Умер Д. в 1890 г., 90 лет от роду, оставив по себе имя славнейшего в XIX в. борца за церковную правду.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь История 1819. 74-й съезд германских римо-католиков в Пассау//ВРЗЕПЭ. 1951. 6. С. 42–43. 1820. Августин (Никитин) , архим . Россия и Сорбонна//Страницы. 1997. Т. 2. 1. С. 82–94. История контактов богословов Сорбонны с рус. церк. иерархами в XVIII в. по вопросу соединения Церквей. 1821. Антес П. Католичество в разнородной европейской среде: [Докл. на конф. «Religion in Europe in Twentieth Century» («Религия в Европе в XX столетии»). Milton Keynes (Великобритания), 18–22 апр. 1997 г.]/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1998. Т. 3. 3. С. 377–390. Проблемы совр. Церкви: юридическое и психологическое положение католиков во Франции, Германии, Испании, Италии. 1822. Васильева О. Ю. Нам нужно «сильное Православие»//ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 267–281. Об отношении к Православию советского государства и римо-католического престола в 1939–1948 гг. 1823. Голиков А., свящ. Миссионерская деятельность Католической Церкви в странах Третьего мира в ХХв.//ХЧ. 1999. 17. С. 147–156. 1824. Замен К. «Священники-рабочие»/К. З.//ВРЗЕПЭ. 1954. 17. С. 24–26. Движение во Франции – семинаристы в вакантное время работают на заводах. 1825. Кава Р., делла . Римско-Католическая Церковь латинского обряда в России: Оценка пятилетнего опыта (1991–1996)/Пер. с англ.: А. Дорман//Страницы. 1997. Т. 2. 2. С. 230–251. 1826. Кончина архиеп. Боссара, Парижского викария (29 февр. 1952 г.): [Некролог]//ВРЗЕПЭ. 1952. 9. С. 25. 1827. Малов В. Н. Государство и Католическая Церковь во Франции XVII в.//ИВ. 2000. Вып. 1(5). С. 144–147. 1828. Миннера Р. Опыт Католической Церкви в построении взаимоотношений с государством в XX в.: Пер. с англ.//ИВ. 2000. Вып. 5–6(9–10). С. 109–111. 1829. Михаил (Мудьюгин) , архиеп. Вологодский и Великоустюжский. Кафолики и католики//Страницы. 1996. 3. С. 52–64. 1830. Никодим (Ротов), митр. Ленинградский и Новгородский. Иоанн XXIII, папа Римский//БТ. 1979. Сб. 20. С. 83–240. 1831. Памяти отца Жака Лёва//Страницы. 1999. Т 4. 1. С. 136–137.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

[Irving] Эдуард (4.08. 1792, Аннан, Шотландия - 7.12. 1834, Глазго, там же), шотл. проповедник, основатель секты ирвингиан (ирвингитов). Род. в семье кожевника. По окончании школы в Аннане в возрасте 13 лет поступил в Эдинбургский ун-т. В 1809 г. получил степень магистра искусств. С 1810 г. преподавал математику в школе в Хаддингтоне, в свободное время посещал занятия в Эдинбурге и давал частные уроки. В 1812 г. стал директором школы в Керколди. В эти годы И. познакомился с англ. философом Т. Карлейлем , стал интересоваться религ. вопросами и получил должность одного из руководителей миссионерского об-ва. В июне 1815 г. И. получил лицензию проповедника в родном городе и продолжил преподавательскую деятельность. Летом 1818 г. И. переехал в Эдинбург и готовился к миссионерской поездке в Персию, но в окт. следующего года принял предложение Т. Чалмерса (буд. основатель Свободной шотландской церкви, 1843) стать его ассистентом и миссионером-проповедником в приходе св. Иоанна в Глазго. Община ценила И. за пастырские визиты: он посещал бедные дома, утешал больных и отдавал большую часть своего дохода неимущим. Через 3 года И. собирался миссионером на о-в Ямайка, но не смог поехать туда по семейным обстоятельствам. Несмотря на пламенные проповеди, И. не имел успеха в Глазго и в 1821 г. принял приглашение на место проповедника в Лондоне в пресвитерианскую часовню на Кросс-стрит, приписанную к Каледонскому приюту. В июле 1822 г. он был посвящен в сан. За неск. месяцев И. стал одним из самых популярных проповедников, его приходу потребовалось здание большего размера, и в 1827 г. они переехали на Риджент-скуэр. И. был убежден в своем призвании быть пророком для «своего народа». И. обличал церковь как погибающую вавилонскую блудницу и причину этого видел в том, что слишком мало проповедуют о Втором пришествии , отсутствуют должности и учреждения апостольской церкви и нет церковного единства и даров Св. Духа. И. учил, что Христос пришел бы давно, если бы церковь соблюдала то, что написано в Послании св. ап. Павла к Ефесянам о 5 видах служителей в церкви: апостолах, пророках, евангелистах, пастырях и учителях (Еф 4. 11). После знакомства с первыми англ. евангеликами-премилленаристами, к-рые верили в приход Христа до установления тысячелетнего Царства Божия на земле, И. укрепился в своей правоте и стал 1-м популяризатором идей премилленаризма в XIX в. В 1825 г. на собрании Библейского об-ва И. выступил с проповедью «Вавилон и осужденное Богом неверие», где указал на то, что людей ждет Страшный Суд, если они не изменят образ жизни. На этом собрании И. познакомился с банкиром Г. Драммондом, депутатом парламента, одним из основателей «Общества по борьбе с неверием». «Пророческая школа» Драммонда занималась эсхатологическими проблемами и вопросом о скором пришествии Христа.

http://pravenc.ru/text/673913.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАЖАНОВ Бажанов Василий Борисович (7.03.1800, с. Миротины Алексинского у. Тульской губ.-31.07.1883, С.-Петербург), протопр., богослов. Род. в семье диакона. Закончил Тульскую ДС (1819) и в числе лучших учеников был рекомендован в СПбДА. После окончания академии (1823) со степенью магистра оставлен при ней бакалавром англ. языка, затем преподавал нем. язык (до авг. 1829). Вместе с проф. СПбДА свящ. Г. Павским участвовал в издании ж. «Христианское чтение» . 4 февр. 1826 г. рукоположен во священника к Александро-Невской ц. 2-го кадетского корпуса и назначен законоучителем в корпусе и дворянском полку. С 1 июля 1827 г. священник при церкви С.-Петербургского ун-та. В 1827-1836 гг. преподавал Закон Божий в ун-те и Благородном пансионе (с 1830 - 1-я петербургская гимназия), в 1827-1831 гг.- в Высшем уч-ще (впосл. 2-я петербургская гимназия), в 1829-1845 гг.- в Главном педагогическом ин-те, с 1832 г. в должности экстраординарного профессора. 17 нояб. 1832 г. был избран действительным членом конференции СПбДА. Лекции Б. в ун-те и уроки в 1-й петербургской гимназии получили широкую известность, уроки Б. дважды посетил имп. Николай I (в февр. 1834 и янв. 1835). Протопр. Василий Бажанов. Литография. 1860 г. (ГИМ) Протопр. Василий Бажанов. Литография. 1860 г. (ГИМ) 1 февр. 1835 г. Б. был переведен в малую ц. Зимнего дворца, 2 февр. назначен законоучителем и духовником наследника вел. кн. Александра Николаевича (впосл. имп. Александр II ), великих князей и княжон. Соч. «Об обязанностях христианина», написанное для наследника, в 1839 г. было издано отдельной книгой и в течение долгого времени служило учебным пособием для преподавания нравственного богословия в светских и духовных учебных заведениях. 11 апр. 1835 г. Б. был возведен в сан протоиерея, 18 авг. 1837 г. удостоен степени д-ра богословия. 5 дек. 1848 г. Б. был назначен духовником имп. Николая I, 12 дек.- протопресвитером придворного собора Зимнего дворца и московского Благовещенского собора. С 3 апр. 1849 г. являлся членом Святейшего Синода и обер-священником Главного штаба, гвардейского и гренадерского корпусов (с 13 окт. 1858 именовался главным священником гвардии и гренадер). Б. преподавал Закон Божий детям имп. Александра II, в т. ч. с 1852 г. вел. кн. Александру Александровичу (буд. имп. Александр III ). После смерти Николая I Б. являлся духовником императоров Александра II, затем Александра III.

http://pravenc.ru/text/77344.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАРВИН [англ. Darwin] Чарлз Роберт (12.02.1809, Шрусбери - 19.04.1882, Даун, близ Лондона), англ. естествоиспытатель, создатель учения о происхождении видов путем естественного отбора. Ч. Дарвин. Гравюра. 1876 г. Ч. Дарвин. Гравюра. 1876 г. Д. был сыном врача Роберта Дарвина и Сюзанны Веджвуд, происходившей из богатой семьи владельцев знаменитого фарфорового завода. Семья Дарвина была в течение неск. поколений связана с семьей Веджвуд. Дед Д.- Эразм Дарвин - врач и натурфилософ, автор ряда сочинений, в т. ч. «Храм природы, или Происхождение общества». После внезапной кончины матери в 1817 г. воспитанием Д. занялась его старшая сестра Каролина. В том же году он стал посещать школу для приходящих учеников в Шрусбери. Д. не блистал успехами, но уже тогда у него развился вкус к естественной истории и к собиранию коллекций. В 1818 г. Д. поступил в школу с пансионом в Шрусбери. С 1825 г. он изучал медицину в Эдинбургском ун-те, а с 15 окт. 1827 г.- теологию и философию в Крайст-колледже в Кембридже, где 26 апр. 1831 г. получил степень бакалавра. Д. не получил специального биологического образования. Натуралистическое мировоззрение сформировал самостоятельно под рук. известного в то время ботаника Дж. Генсло и геолога А. Седжвика. Своим учителем Д. называл также эволюциониста Ч. Лайеля, труд к-рого «Основы геологии» сыграл большую роль в формировании эволюционных воззрений Д. Эразм Дарвин умер за неск. лет до рождения Чарлза и поэтому не мог оказать прямого влияния на мировоззрение и интересы внука. Д. был работоспособным и организованным человеком и уже к 20 годам обладал обширными знаниями в разных областях биологии. По рекомендации Генсло и семейства Веджвуд Д. занял штатную должность биолога на англ. исследовательском корабле «Бигль», отправившемся 27 дек. 1831 г. в кругосветное путешествие. В то время было принято брать на такие суда биолога-натуралиста, к-рый должен был во время путешествия описывать новые виды животных и растений и проводить разнообразные натуралистические наблюдения. Всем этим требованиям отвечал Д., к-рый, кроме того, был прекрасным рисовальщиком и во время плавания изображал не только живые организмы, но и различные окаменелости и даже бухты и порты, в которые заходил «Бигль». Путешествие на «Бигле», из к-рого Д. вернулся 2 окт. 1836 г., имело решающее значение для формирования его как ученого.

http://pravenc.ru/text/Дарвином.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010