Частичные: а) слова «О совершенстве духовном» и «О молитве», входящие в состав «Великого послания», переведены в приложении к 50 беседам (Слова 2 и 3) и в составе «Добротолюбия» (СТСЛ 1992. 1. 155 сл.); б) в составе творений Ефрема Сирина (без последней, 13 главы; много разночтений по сравнению с прототипом «Макарий»): 545 . Св. Ефрем Сирин . Творения. Сергиев Посад 1912. 3(3). 318–355. М. 1994. [Слово 110, Наставление монахам]. Тип II. (CPG 2411; TLG 2109/2) 546 . Editio princeps: Johannes Picus, 1559. Крит. изд.: 547 . Dörries Н., Klostermann Ε., Kroeger M. Die 50 geistlichen Homilien des Makarios. B. 1964. [PTS 4]. 548 . Strothmann W. Textkritische Anmerkungen zu den Geistlichen Homilien des Makarios-Symeon. Wiesbaden 1981. XVIII, 115. (Göttinger Orientforschungen. 1.Reihe·. Syriaca. 23). [Дополнения к аппарату крит. изд.]. Англ. пер.: 549 . Pseudo-Macarius. The Fifty Spiritual Homilies and the Great Letter//Transl. Maloney G. A Ν. Y. 1992. (Classics of Western Spirituality. 75). Франц. пер.: 550 . Les homélies spirituelles de saint Macaire/Trad. fr., introd. Deseille P. Bellefontaine 1984. Русские переводы: Славяно-рус. переводы издавались с 1627 (Вильна) по 1904 г. не менее чем 15 изданиями. Указываем некоторые из них: 551 . 1) иеромонаха Бгрмана (СПб. 1775); 552 . 2) иеромонаха Моисея Гумилевского: Преп. о. н. Макария Египетского , нареченного великим, Духовные преполезные беседы о совершенстве, христианам приличном.../Пер. с эллиногреч. языка в Московской [Духовной] Академии (иеромонах Моисей). М. 1782. 1–2. 271, 228; М. 1820; М. 1839. 1–2. X, 255; VII, 222; 1851; 1853; 3) в ХЧ за 1821, 1825, 1827, 1829, 1834–1837, 1846 годы (см. Указатель к ХЧ за 1821–1903 гг. СПб. 1905); 553 . 4) в Моск. дух. академии: М. 1852. 668; 1855. XXXIV, 624; 1880. XXXIV, 607, XXXI; Сергиев Посад, 1904. XXVII, 467, XXIII. 4-го изд. 1904 г.: М. 1994. 500. М. 1998. 490. Творения 4 .517). 251–468. Различные выборки из этого перевода: 554 . Духовные беседы о совершенстве. Tallinn 1937.64.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

человека есть Б. существа свободно-разумного и нравственного, основным стремлением к-рого является «стремление к абсолютному совершенству как цели его бытия» (Там же. С. 436) и утверждение любви к Богу как принципа христ. жизни. Тема «абсолютного бытия» в его отношении к Абсолюту стала одной из главных в книге архиеп. Никанора (Бровковича) (1827-1890) «Позитивная философия и сверхчувственное бытие». О необходимости познания «абсолютного бытия» или «истинно сущего» как об основной задаче философии пишет в кн. «Наука и религия» Б. Н. Чичерин (1828-1904), представитель рус. гегельянства; понимая абсолютное Б. как «Мощь», «Разум» и «Дух», Чичерин видит в них известные со времен Аристотеля причины Б.- производящую, формальную и конечную и называет их «абсолютными» в отличие от материальной, «относительной» причины (Основания логики и метафизики. С. 347-348). А. А. Козлов (1831-1901) теме Б. придает большое значение и полагает, что именно толкование Б. определяет характер философской системы (Свое слово. Кн. 2. С. 108). Критикуя нек-рые сложившиеся в философии от Парменида до Гегеля типы понимания Б. и желая противопоставить им свою концепцию, Козлов не подвергает сомнению основную установку новоевроп. философии и сам в свою очередь определяет Б. в качестве понятия (Там же. С. 53). В ст. «Сознание Бога и знание о Боге», рассуждая о Б. Бога, Козлов отмечает невыводимость Б. Бога из пространственно-временных вещей, вместе с тем Б. Бога, неким непонятным для нас образом, дано нашему «непосредственному сознанию» (С. 459). Разрабатываемое Козловым учение об актах сознания как определяющих Б. (актов восприятия, деятельности и синтезе их в «я»), притязающее преодолеть противоположности между реализмом и идеализмом, эмпиризмом и рационализмом, оборачивается у него некритическим соединением отдельных положений Лейбница и Канта о сознании, времени и пространстве с учениями англ. позитивистов о реальности. Учение Вл. С. Соловьёва (1853-1900) о Б., с к-рым были связаны главные темы его философии,- учение об Абсолюте, всеединстве, о Пресв.

http://pravenc.ru/text/153741.html

В 1805 г. власть в К. захватил османский военачальник Мухаммад Али (правил до 1848), превративший Египет в сильную державу, фактически независимую от османов. Политические амбиции Мухаммада Али нашли отражение и в его архитектурных проектах в К.: он построил дворцы в цитадели (1814 и 1827) и квартале Шубра (1808, перестроен в 1823), возвел в цитадели монументальную мечеть (1830-1848), копировавшую стамбульскую Ени-джами, основал монетный двор (1812), типографию (1822), медицинскую школу (1827). Облик К. изменился во 2-й пол. XIX в., при наследниках Мухаммада Али. Территория города увеличивалась на север и северо-восток: сформировались районы Шубра, Эль-Аббасия (по имени Аббас-паши, правителя Египта в 1849-1854) и др. В 1856-1858 гг. железные дороги связали К. с Александрией и Суэцем. Хедив Исмаил в 1863 г. заложил дворец Абдин, куда в 1874 г. перенес свою резиденцию из цитадели. Строились дворцы в европ. стиле, прокладывались каналы. После визита в Париж в 1867 г. хедив, вдохновленный европ. архитектурой, попытался применить те же методы городской планировки при застройке К., в частности района Исмаилия. К торжествам в честь открытия Суэцкого канала (1869) было возведено здание оперы (сгорело в 1972). В нач. 70-х гг. XIX в. берега Нила соединил совр. мост; на месте снесенной средневек. застройки разбили бульвары, иностранные компании проложили в К. водопровод (1865), газовую (1873) и электрическую сети, телефонную связь (1881), подводные телеграфные кабели, связавшие К. с Лондоном и Бомбеем (1870). Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. Мечеть Эль-Азхар. Кон. X–XVI в. В период брит. оккупации (с 1882) темпы строительства замедлились. Все ресурсы страны были направлены на выплату внешнего долга и развитие экспортных отраслей сельского хозяйства. Заботу об инфраструктуре гос-во передало частным компаниям, привлекавшим средства из-за рубежа. Европ. влияние в К. усилилось. Иностранные архитекторы возвели множество зданий с фасадами в итал. стиле (т. н. колониальная архитектура). Трамвайные линии (появились в 1889) способствовали развитию удаленных районов и пригородов Эз-Зейтун, Эль-Матария, Эль-Аббасия, Шубра. В пустыне к северо-востоку от К. в 1906 г. начал строиться р-н Гелиополь (Маср-эль-Гедида), спланированный на основе англ. урбанистических концепций; юж. трамвайная ветка соединила К. с Хелуаном. В 1905-1910 гг. был заселен о-в Эз-Замалик на Ниле (здесь разместились брит. офицерский клуб и виллы каирской элиты), возведены мосты между островом и обоими берегами реки, железнодорожный мост Имбаба (1891) и мост Гиза (1907).

http://pravenc.ru/text/1319897.html

К. проводили кампании против жестокого обращения с заключенными. Благодаря усилиям К. приговоры стали рассматриваться как средство исправления, а не как наказание за преступление против общества. К. активно участвовали в создании об-в борьбы за трезвость. Забота К. о душевнобольных проявилась в создании пенсильванской больницы (1757), йоркского приюта для душевнобольных в Англии (1796), приюта для гуманного обращения с душевнобольными в Нью-Йорке (1792), Франкфордской психиатрической лечебницы в Филадельфии (1813). В Англии К. привлекали к деятельности по преодолению пагубных последствий промышленной революции. Они разрабатывали социальные реформы, направленные на улучшение условий жизни народа. К. открыли в Спиталфилдсе бесплатные столовые и пригородные ремесленные школы, где обедневшие рабочие могли получить новую специальность. Расколы в движении К.; 2-я волна миссионерства В XIX в. в организации северо-амер. К. произошел ряд расколов, 1-й - в 1827-1828 гг. на т. н. ортодоксов и хикситов, к-рые получили название по имени проповедника из Лонг-Айленда Элиаса Хикса (1748-1830). Его сторонники отрицали искупление , грех первородный и др. христ. догматы, повинуясь только «внутреннему свету». Проповеди Хикса в США стали реакцией на возврат части сообщества К. к приоритету библейских доктрин. В 1827 г. раскол произошел в Филадельфии, в следующем году - в Нью-Йорке и Огайо. В знак солидарности с либералами-хикситами отделились К. из Балтиморского ежегодного собрания и из шт. Индиана, образовав параллельные структуры ежегодных собраний в США. Это привело к т. н. великому разделению (great separation), после к-рого либеральное течение стало самостоятельной ветвью в движении. Раскол продолжился в Айове, Канзасе, Канаде, Сев. Каролине. Молельный дом квакеров в Сиднее (Австралия). XIX в. Молельный дом квакеров в Сиднее (Австралия). XIX в. Британским К. также не удалось избежать разделения. Трактат «Маяк для Общества друзей» А. Крудсона (1780-1844), опубликованный в 1835 г., в к-ром он утверждал, что «внутренний свет» не может сосуществовать наряду с верой в спасение через искупление, вызвал дебаты, завершившиеся выходом автора и еще 48 членов Манчестерского собрания из РОД. В 1836-1837 гг. еще ок. 250 англ. К. последовали за ними, некоторые из них потом присоединились к Плимутским братьям . В 1868 г. в Дербишире собрание Фричли в полном составе почти на 100 лет вышло из Лондонского годового собрания в знак протеста против отказа сохранять в Англии практику простоты в речи и ношения традиц. квакерской одежды, а также обвинив годовое собрание в «евангельском уклоне» (т. е. в следовании авторитету Свящ. Писания). Большинство ортодоксальных К. начали сотрудничать с христианами др. деноминаций.

http://pravenc.ru/text/квакеры.html

Указание на змия, ядущего прах земной, есть повторение глагола Божия в Быт. 3:14 . (Ср. наше пр. в 1 т. Св. Лет.). 1819 Западные переводы дают чтение „на кирпичах“ или на кирпичных алтарях. Комм. Спб. Дух. Акад. (стр. 916) указывает на обычай Ханаанских народов возжигать фимиам на древних памятниках, известных под именем мегалитических. 1826 Мы просим посмотреть примечание на это место в 3 т. Св. Летописи. Фегор или Пеор было не только имя долины, но это быдо имя собств. бога, оно означало (Мишна и Талмуд) открытие стыда; блаж. Иероним называет его Приапом. См. еще наши замечания на Исаия XLVI, 1–2 со ссылками на мног. уч. авторитеты. 1827 Как издавна было сильно на Палестину влияние Месопотамии и в особенности Вавилона, из которого вышел и Ассирийский пантеон, видно из истории патриарха Иуды и Фамари см. в 1 т. Св. Лет. прим. 14, 15 в 16 на Быт. 38 . 1829 Ср. в нашем Опыте изуч. Ев. Иоанна зам. на Ис. 19на слова: „не имамы царя токмо Кесаря“ (ч. II, стр. 184–186). 1835 История городов Греции и история Рима дают разительные примеры этого развития общества. То же повторяется и в наше время. Во времена римских императоров измученные неправдой бежали в Христовы оазисы из этой пустыни. Мы еще просим просмотреть главу VII вступления в 1 т. Св. Лет. (в 1 изд. стр. 111). См. „развитие, охватившее мир во имя Сына Божия не допустит ужасающей нужды масс“... 1836 Так перев. в Англ. узак. текста Библии; и в немецк. переводе Лютера и в Вульгате: „creo Ierusalem exsultationem“... 1839 Относимой Фарраром прибл. к 50-му году по Р. Хр. См. вступление Фаррара (в дополнительном издании в Speaker’s Comm. под назв. Apocrypha , edited by Wace, два тома Lond. 1888) к книге Премудр. Соломона vol. I, р. 420–422. 1841 См. в 4 т. Св. Летописи „Екклезиаст“ ч. 1, глава XIV, стр. 356 – 372. Но см. в особ. стр. 360–364. Читать далее Источник: Священная летопись/Георгия Властова - Том V. : Пророк Исаия. – Санкт-Петербург : Тип. Глазунова, 1898. – 926 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

Бакалавры: архим. Серафим, 1823 г. Иером. Гавриил. 1824–1825 г. Иером. Иннокентий Борисов , инспектор академии, 1825–1830 г. Находившийся экономом при покойном патриархе Константинопольском Григории, Константин Икономос, по Высочайшему повелению Его Императорского Величества блаженной памяти Государя Николая Павловича, 1825 г., с жалованьем по 2000 р. из Государственного казначейства. Преосв. Никанор, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии 1827–1831 г. Архим. Антоний, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827 г. Протоиереи: Т. А. Вещезеров, 1827 г. И. А. Грацианский, 1827–1829 г. Бакалавры: священник И. Иванов , 1827 –1848 г. Иером. Исидор Никольский , 1827–1830 г. Архим. Нафанаил Павловский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1827–1830 г. Архимандриты: Владимир, инспектор С.-Петербургской семинарии, 1829–1830 г. Макарий, ректор С.-Петербургской семинарии, 1830–1838 г. Иером. Иосиф Позднышев, инспектор академии, 1830 г. Экстраорд. профессор академии С. И. Райковский, 1830 г. Бакалавр, иером. Платон Городецкий , 1830 г. Священник Н. Д. Колоколов, 1831 г. Иером. Николай, инспектор семинарии, 1830–1831 г. Преосв. Смарагд, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1833 г. Протоиереи: И. С. Добронравин, 1833–1838 г. В. Б. Бажанов, 1833 г. Преосв. Венедикт, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургской митрополии, 1834 г. Обер-священник армии и флотов В. Н. Кутневич, 1834 г. Бакалавр, иером. Климент Мажаров, 1835–1839 г. Архим. Афанасий Соколов, ректор С.-Петербургской семинарии, 1838 г. Бакалавры: иером. Иоасаф Покровский, 1838 г. Иером. Евсевий Ильинский , 1838–1839 г. Архим. Филофей Успенский, инспектор академии, 1839–1842. Священники: А. И. Райковский, 1839 г. К. Делекторский, 1839–1842 г. М. Н. Богословский, 1839 г. А. И. Окунев, 1841–1851 г. Архимандриты: Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии, 1841–1848 г. Аввакум Честной, 1842 г. Бакалавр иером. Иоанн Соколов , 1848 г. Архим. Христофор Еммаусский, ректор С.-Петербургской семинарии, 1848–1850 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

С 1827 года госпожа П. И. Шкарина пользуется особенным доверием батюшки Серафима (Ч. 337). «В этом же 1827 году отец Серафим сказал постоянно приходившему к нему за приказаниями и распоряжениями Михаилу Васильевичу Мантурову: “Радость моя! Бедная-то общинка наша в Дивееве своей церкви не имеет, а ходить-то им в приходскую, где крестины да свадьбы, не приходится, ведь они девушки; Царице Небесной угодно, чтобы была у них своя церковь к паперти же Казанской церкви пристроена, так как паперть эта достойна алтаря, батюшка! Ведь матушка Агафья Семеновна, стоя на молитве, всю токами слез своего смирения омыла ее; вот, радость моя, и выстрой ты храм этот Рождеству Сына Ее Единородного, сиротам моим!” У Михаила Васильевича Мантурова хранились в неприкосновенности деньги от продажи имения, которые батюшка приказал спрятать до времени. Теперь настал час Михаилу Васильевичу отдать все свое достояние Господу, и такие деньги были, несомненно, угодны Спасителю мира. Следовательно, церковь Рождества Христова создалась на средства человека, принявшего на себя добровольно подвиг нищенства. “Благословите, батюшка!” – ответил Михаил Васильевич и тотчас приступил к хлопотам о разрешении постройки и по приготовлению материалов, на что требовалось в такой глухой местности много времени» (Ч. 204–205). В 1827 году пострижен в монашество будущий архимандрит и составитель первого жития преподобного Серафима инок Сергий Васильев (ТПЖ. 175). Лето Летом 1827 года состоялось освящение престола во имя святого Иоанна Предтечи в новом храме. 14 февраля Облечен в рясофор с именем Иоанн послушник обители Иоанн Тихонович Толстошеев» (ЖП. 34). Весна Весной начали строить мельницу (Ч. 204). Май В «Летописи» не отражен еще один эпизод жизни преподобного Серафима в это время. Речь идет о том, что Елена Васильевна Мантурова с несколькими сестрами выразила желание на свои средства построить придел к уже построенному храму. Из воспоминаний архитектора Арзамаса С. Соколова следует, что в мае 1827 года Мантуров по поручению отца Серафима прибыл в Арзамас и попросил С. Соколова произвести необходимые расчеты по строительству дополнительного придела к храму. В своих воспоминаниях С. Соколов пишет: «В бытность мою арзамасским городовым архитектором, в 1827 году ардатовский помещик господин Манторов просил меня съездить с ним в село Дивеево Ардатовского уезда, осмотреть каменную церковь и составить план на постройку к ней небольшого придела.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Седьмая часть представляет собой трактат «Учение молитве», содержащий теоретическое введение и описание приемов совершения Иисусовой молитвы, а также описание благодатных действий, возникающих при её совершении. На последнем листе рукописи имеется запись: «Выписки из православных отцев Греческой Церкви о внутренней молитве собраны недостойным Арсением, 1827 года, в марте месяце, в бытность в Симонове. Начаты с 8 марта, во вторую седмицу Поста, на другой день после горения убогой моей келлии» 8 . Дата начала работы над «Трактатом о молитве» (8 марта, вторая седмица Поста), указанная в записи, является ошибочной, поскольку в 1827 году вторая седмица (неделя) Великого поста приходилась на 21–27 февраля, а 8 марта было вторником четвертой седмицы Великого Поста. Устранить ошибку переписчика и уточнить дату составления «Трактата о молитве» позволяет запись, находящаяся в автобиографических «Записках для моей грешной, окаянной и слабой памяти», составленных в 1824–1828 гг. неким Валентином Троепольским, насельником московского Симонова монастыря. Среди событий 1827 года отмечено следующее: «Того же лета, на третией седмице Святого Поста, во вторник, посещён искушением, открывшимся попущением Божиим в горении убогой моей келлии. После чего собирал книгу о Иисусовой молитве, каковая за благословением моего благодетельного старца и окончана 4 марта. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, по милуй мя грешного!» 9 . В 1827 году вторник третьей седмицы Великого Поста приходился на 1 марта. Таким образом, «книга об Иисусовой молитве» (то есть «Трактат о молитве» из «Подвижнического сборника») была составлена 2–4 марта 1827 года. Совпадение содержания этих двух записей приводит к выводу, что они относятся к одному и тому же событию и написаны одним и тем же лицом. Следовательно, составитель автобиографических заметок Валентин Троепольский, который поступил в московский Симонов монастырь в мае 1825 года и у которого 1 марта 1826 года загорелась келья, и «недостойный Арсений», составивший в 1827 году в Симоновом монастыре «Трактат о молитве», – одно и то же лицо.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

Иоанн Иоаннов Попов (1794–1827), сын священника, образование получил в Славяно-греко-латинской академии. В 1792 г. октября 25 дня посвящен в диакона к церкви Сорока мучеников, близ Новоспасского монастыря; 1794 г. апреля 9 дня в Троицком соборе, в Лавре, митроп. Платоном рукоположен во священника к нашей церкви; 1803 года октября 5 овдовел; в 1822 году награжден скуфьею. В 1827 году заявил начальству о желании своем вступить в монашество. Митрополит Филарет в мае 1827 года отбыл в Петербург в июне месяце; он писал оттуда своему викарию преосвященному Иннокентию; «Призовите Ивановского сорока, церкви Космы и Дамиана старого (что в Таганной слободе) священника Иоанна Иоаннова, и скажите ему, что я слышал о его расположении вступить в монашество, и потому желаю представить его на открывшуюся вакансию Синодального ризничего. Если он подтвердит о своем расположении: то возьмите от него прошение о пострижении, и пришлите его ко мне немедленно. А если будет в контору указ о избрании кандидатов, то предложите его первого.» 49 Прошение подано и 7 августа 1827 года он пострижен в монашество, назван Иосифом и определен Синодальным ризничим. В следующем году августа 15 произведен в архимандрита Златоустова монастыря; 10 сентября сделан членом Консистории; 1830 г. марта 18 переведен в коломенский Новоголутвинь монастырь. Скончался 1838 г., мая 27 дня, 72 лет от рождения. Митрополит Филарет на донесении о его смерти соизволил написать: «Архимандрит Андрониевский (Гермоген), примет труд отдать последний долг блаженной памяти собрату. 50 Погребение совершено в коломенском Староголутвине монастыре. Михаил Иоанов Косминский (1827–1868). Сын священника – предместника своего; обучался в московской перервинской семинарии; в 1823 г. марта 18 дня произведен в диакона к Успенской, что на Покровке, церкви. Родитель его, заявив о своем желании вступить в монашество, просил словесно на свое место во священника произвесть сына диакона. Преосвященный викарий Иннокентий просьбу его довел до владыки в С.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Rudnev/m...

Софония, архиепископ Туркестанский и Ташкентский (Сокольский Стефан Васильевич) Родился в селе Еськи Тверской губернии в семье священника. Первоначально обучался в Бежецком духовном училище. В 1817 году поступил в Тверскую духовную семинарию. В 1823 году по окончании курса семинарии поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1827 году окончил курс академии со степенью магистра. 6 сентября 1827 года пострижен в монашество. 8 сентября 1827 года рукоположен во иеродиакона. 11 сентября 1827 года рукоположен во иеромонаха. 16 сентября 1827 года определён профессором Тверской семинарии. С 11 февраля 1828 года – инспектор Тверской семинарии. 16 февраля 1829 года переведён инспектором Вологодской семинарии и профессором философии. 30 марта 1829 года назначен управляющим Вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря. С 7 декабря 1829 года исполнял должность ректора Вологодской семинарии и цензора проповедей. 29 ноября 1831 года переведён инспектором и профессором в Архангельскую семинарию. 19 июля 1832 года назначен ректором Архангельского духовного училища; в том же году определён присутствующим Архангельской консистории и строителем Пертоминского Спасо-Преображенского монастыря. 10 мая 1835 года переведён ректором в Орловскую семинарию. 28 июня 1835 года возведён в сан архимандрита и определён настоятелем Мценского Петропавловского монастыря. С 28 августа 1835 года возведён присутствующим в Орловской духовной консистории. 5 мая 1839 года перемещён ректором в Подольскую семинарию. 2 июля 1839 года назначен настоятелем Каменецкого Свято–Троицкого монастыря. 5 июля 1839 года назначен присутствующим в Подольской духовной консистории и цензором проповедей. В сентябре 1840 года утверждён вице-директором тюремного комитета. 11 декабря 1843 года вызван в Санкт-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. 10 апреля 1844 года перемещён ректором Ярославской семинарии. 23 августа 1844 года определён настоятелем Ростовского Богоявленского монастыря. 26 апреля 1845 года назначен присутствующим в Ярославской консистории;

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010