Бэкон Роджер (ок. 1214–1292) – англ. философ и естествоиспытатель, монах-францисканец, автор богословских трактатов, проповедовавший необходимость непосредственного изучения Библии Бэкон Франсис (1561–1626) – англ. мыслитель, родоначальник англ. материализма Валентин (?–160) – философ-гностик, чьи сочинения дошли в передаче Иринея Лионского . Последователи Валентина, т.н. «валентинеане», образовали особое течение в христианстве, просуществовавшее до V в. Валентинианы – рим. императоры, представители западной линии Феодосиева дома: Валентиниан I Флавий (321–375), преследовавший манихеев, укреплявший позиции церкви, проявлявший терпимость к язычникам; Валентиниан II (371–383); Валентиниан III (419–455) Валид-Вали-Исаак-Ходжа – один из Сеидов, прямых потомков Мухаммеда, родоначальник ходжей Валицкий Альфонс Осипович (1808–1858) – профессор греч. литературы, поэт, переводчик Валлис Джон (1616–1703) – англ. математик Валуа – династия фр. королей в 1328–1589 Валуев Дмитрий Александрович (1820–1845) – рус. историк, славянофил, племянник Хомякова Варрон Марк Теренций (116–27 до н. э.) – рим. писатель, ученый-энциклопедист Василий II Темный (1415–1462) Васильевич – великий князь Московский с 1425, во время правления которого был положен конец зависимости русской Церкви от Константинопольского патриарха Василий IV Шуйский (1552–1612) – рус. царь в 1606–1610 Варвара, св. (? – ок. 306) – святая великомученица, погибшая в Гелиополе при императоре Максимилиане. На Русь мощи св. Варвары принесены из Константинополя в 1108 дочерью императора Александра Варварою (женою великого князя киевского Святополка II (Михаила)) Варнава (? – 76) – один из 70 апостолов, спутник апостола Павла, его послание включено в Новый Завет Варсанофий Великий (к. V – к. VI в.) – монах-отшельник, особо почитаемый на христианском Востоке. Автор сочинений нравственно-аскетического характера Вей (вэй) – китайская династия 386–535 Веллей Патеркул (ок. 20 г. до н. э. – ?) – рим. историк Веневитинов Дмитрий Владимирович (1805–1827) – рус. поэт, философ

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

в В. были созданы 6 новых епархий, причем правительство не стало требовать от новых епископов традиц. присяги. В 1953 г. епископат В. совместно с орденом иезуитов открыл католич. ун-т им. А. Бельо. Количество священнослужителей увеличилось с 672 в 1947 г. до 1117 чел. в 1958 г. Но отсутствие гражданских свобод и политика репрессий, проводимая правительством, привели к тому, что мн. католики перешли на сторону оппозиции. 23 янв. 1958 г. режим Переса Хименеса был свергнут. Через год президентом был избран Р. Бетанкур, уже занимавший этот пост и изгнанный затем из страны. В конце его правления был подписан договор с Папским престолом, к-рый положил конец традиции патроната. Согласно новому modus vivendi, датированному 1964 г., правительство отказалось от выдвижения кандидатов на церковные посты (данная прерогатива целиком перешла к Церкви), однако кандидаты должны были быть представлены ему до своего назначения, и в случае несогласия правительство имело право выдвинуть свои возражения. С 1958 г. Церкви была предоставлена большая финансовая и адм. автономия, а также увеличены правительственные ассигнования. В янв. 1985 г. состоялся первый в истории страны визит папы Римского в В. Протестантизм Хотя первые протестанты появились в В. еще в XVI в., протестантизм распространился в стране после обретения ею независимости. Упразднение инквизиции, возросший коммерческий интерес, ослабление позиций Римско-католической Церкви после завоевания независимости - все это создало благоприятный климат для появления протестантизма. С. Боливар предложил англ. квакеру Дж. Ланкастеру, чьи школы он посетил в Лондоне в 1810 г., построить такие же и в В. (1824-1827). В то же время (1819) в стране начали работу представители Британского библейского об-ва. В 1832 г. в Каракасе по инициативе брит. консула Р. Керра Портера было открыто англикан. кладбище, а в 1833 г. при нем была выстроена часовня, к-рую освятили после того, как Венесуэльский конгресс объявил свободу вероисповедания (1834). Англиканская Церковь Венесуэлы долгое время была частью диоцеза Тринидад и Тобаго Церкви провинции Вест-Индия и стала независимым диоцезом только в 1976 г.

http://pravenc.ru/text/150237.html

1978. P. 196), ориентированные на англ. национальный «перепендикулярный стиль» — небольшие однонефные здания с башней на зап. фасаде. Среди редких интересных примеров нужно отметить ц. в Буттеванте, гр. Корк, (1826, братья Пэйны), ц. Богоматери («Черная ц.») в Дублине (1830, Джон Сэмпл) и особенно несколько экстравагантную ц. в Монкстауне, гр Дублин (ок. 1830, Джон Сэмпл), с ее сложной композицией и богатой пластикой объемов. В близкой стилистике было построено и несколько более поздних англ. церквей, среди к-рых выделяются ц. Троицы в Корке (1832 — ок. 1840, Джордж Пейн; огромный портик пристроен в 1889–1891), собор св. Патрикия в Арма (1834–1840, Льюис Нокэлс Коттингем) и ц. св. Малахии в Белфасте, гр. Антрим (1841–1844, Томас Джексон). Довольно скоро неоготика  осваивается и католич. заказчиками, поначалу также ориентирующимися на «перпендикулярный стиль»: среди первых соборов — св. Патрикия и Колмана в Ньюри (1825–1829, Томас Дафф), Вознесения Богоматери в Туаме, гр. Голуэй (1827–1837, Доминик Мадден) и в Карлоу (1828–1833, Томас Кобден). Вероятно, крупнейшей фигурой, работавшей в области церковного зодчества в И., был англ. архитектор и теоретик Огастес Уэлби Пьюджин. Будучи католиком, он ориентировался на континентальные образцы, в первую очередь на Высокую франц. готику. Самое знаменитое из его произведений в И.— католич. собор Вознесения Богоматери в Килларни, гр. Керри (1842–1855), построенный по образцу собора в Солсбери, но с эл-тами собора в Килкенни. Здание было окончено Джеймсом Джозефом Мак-Карти, получившим прозвище «ирл. Пьюджин»; он также завершил в духе франц. «украшенной готики» строительство грандиозного католич. собора св. Патрикия в Арма (1840–1872), начатого Томасом Даффом в «перпендикулярном стиле»; среди др. его ярких построек — католич. собор св. Макартана в Монахане (1861–1893) и капелла колледжа св. Патрикия в Мэйнуте, гр. Килдэр (1875–1882). На формы франц. готики ориентировались и др. крупные англ. архитекторы, работавшие для И.— Филип Чарлз Хардвик (катол.

http://sedmitza.ru/text/2560411.html

Чтобы облегчить доступ паломников к гробнице святого, с востока к алтарной части собора пристроили готическую Капеллу 9 алтарей (1242-1280). В 1372 г. на средства лорда Дж. Невилла был сооружен мраморный пьедестал для раки. В нач. XII в. даремские монахи построили церковь на месте «келии» К. на о-ве Фарн, повторявшую формы даремского собора; в ней поместили символическую гробницу святого. В 1537 или 1539 г. в Дарем прибыли комиссары англ. кор. Генриха VIII Т. Ли, У. Хенли и У. Блитман, чтобы подготовить соборный капитул к секуляризации. Они разбили мраморную гробницу и вскрыли раку, намереваясь выбросить оттуда кости К., но обнаружив, что мощи были нетленными, не стали предпринимать решительных действий (Rites of Durham. 1903). Неск. лет деревянная рака с мощами находилась в ризнице собора, в нач. 1542 г. ее закопали на том же месте, где ранее находилась гробница. Среди англ. католиков бытовало предание, что перед захоронением подлинные мощи подменили и спрятали в тайном месте (нашло отражение в поэме В. Скотта «Мармион», 1808). Зуб, якобы принадлежавший К., в XVII-XVIII вв. хранился в общине англ. канонисс в Париже и был утрачен в годы Французской революции (1789-1799). Золотое кольцо с крупным сапфиром, якобы снятое с руки святого во время открытия мощей в XVI в., хранилось в Ашо-колледже близ Дарема (основан в 1808 как католич. семинария, с 1968 в составе Даремского ун-та, закрыт в 2011). Однако кольцо датируется XIII в. и, возможно, не имеет отношения к мощам К. Споры о мощах К. приобрели актуальность в 1-й трети XIX в. в связи с борьбой брит. католиков против дискриминации (окончательно уравнены в правах с протестантами в 1829). Антикварий Дж. Рейн (1791-1858), библиотекарь англикан. собора в Дареме и приходский священник Мелдона, произвел вскрытие могилы К. (17 мая 1827). Вероятно, это было связано с освящением католич. церкви во имя К. в Дареме, запланированным на 31 мая 1827 г. Рейн стремился доказать, что подлинные останки святого покоились в англикан. соборе, и продемонстрировать, что их нетленность была выдумкой средневек.

http://pravenc.ru/text/2462347.html

Изд. и переводы: Capita hortatoria ad monachos in India [=первая сотница]: изд.: ΦΙλοκαλα τν ερν νηπακν. Venetiis, 1782. S. 241–261; Athenis, 18932. P. 165–181; 19573 [и репр.]. P. 276–296 («Слово к монахам» на с. 297–301); PG. 85 (в переизд. 1861 и 1864 гг., текст по «Добротолюбию»; в изд. 1860 г. этого текста нет). Col. 1837–1860; древний араб. пер. (не издан, упом.:) Graf. Geschichte. Bd. 1. S. 407); Sauget J. M. Le Patérikon du manuscript arabe 276 de la Bibliothèque nationale de Paris//Le Muséon. 1969. Vol. 82. P. 363–404 (см. с. 381–382: упоминание, имя восстановлено при интерпретации Qrbs как «Карпафийский»); лат. пер. [частичный: отсутствуют главы 3, 37, 58 и 99]: PG. 85. Col. 791–811 (editio princeps: Ioannis Carpathiorum episcope Capita hortatoria, sive documenta spiritualia CXCI// Philippi Solitarii Dioptra/Omnia nunc primum Latinitate donate a Jacobi Pontano (=Jakob Spanmuller, 1542–1626). Ingolstadii,1604) [главы 96–97 — перевод «Слова к монахам»]; слав. пер. прп. Паисия Величковского см. в 4-м т. слав. «Добротолюбия»; рус. переводы: 1) Сто утешительных глав к индийским монахам, писавшим к нему/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 134–188; Преподобного отца нашего Иоанна Карпафского к монахам, находившимся в Индии, писавшим к нему, сто увещательных глав/Пер. еп. Феофана Затворника//Добротолюбие. М., 19002. С. 76–102; 2) Слово подвижническое и весьма утешительное к монахам, писавшим к нему из Индии, служащее дополнением ко ста главам/[Пер. прот. Д. С. Вершинского]//ХЧ. 1827. Ч. 26. С. 296–306; Аскетические творения святых отцов: Каллиста Катафигиота «О Божественном единении и созерцательной жизни»; Иоанна Карпафийского «Слово подвижническое и очень утешительное к обратившимся к нему монахам из Индии, восполняющее число Ста глав»/Пер. с греч.: Н. А. Леонтьев//ПС. 1898. Ч. 2. 7/8. С. 103–109 (переизд.: Символ. 1997. 38, дек. С. 246–250; Дунаев А. Г., пер., примеч., послесл., указатели. Дополнение к Добротолюбию: Вторая сотница прп. Иоанна Карпафийского. М., 2001. С. 50–58 [переизд. пер. с небольшой ред.; введено деление на параграфы]). Переводы на совр. языки имеются в составе «Добротолюбия» (см.: ПЭ. Т. 15. С. 511); Capita theologica et gnostica [=вторая сотница]: изд.: Ossieur. 1973; Balfour. 1994; лат. пер. (частичный): J. Pontanus//PG. 85. Col. 812–826; рус. пер.: Дунаев. 2001; англ. пер.: Balfour. 1994.

http://pravenc.ru/text/471286.html

1221 Требуемая русскими законами глубина могил в два с половиной аршина исключает всякую возможность перехода микроорганизмов из почвы в воздух, особенно если принять во внимание фильтрующую способность самой почвы. 1226 Кроме цитированных сочинений о сожигании трупов см.: проф. В. Богословский. О кремации как рациональном способе борьбы с эпидемиями. M., 1897; он же. Погребение или сожигание? M., 1898; Смирнов. Новый способ погребения умерших на Западе/Радость христианина. 1898. Июль -август; Баженов. Жечься или в земле тлеть? Кострома, 1909; М. Блауберг. Сожигание трупов/Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 60. 1909; Церковный вестник. 1906. 20; 1.909. 45; Церковные Ведомости. 1909. 22 и др. 1231 Сам Лютер признавал «законность благотворений за усопших, молитв о них и литургии за них». (См. у архим. Иннокентия «Облич. богословие». T. III. § 292). В «Апологии аугсбургского исповедания» после отрицания евхаристической жертвы также говорится: «Мы знаем, что древние говорят о молитве за умерших, которую и мы не запрещаем» (non prohibemus) (см.: Libri simbolici ecclesiae evang. Ed. C.A.Hase. Lips. 1827. P. 274), хотя такая молитва реформацией не поощрялась и не поддерживалась. В современной еванг. лютеранской церкви (См. «Краткий молитвослов». Изд. A.B. Ферман. M., 1906), а равно и в англо-американской (См. у Ал. Рождественского «Символ и богослуж. кн. англ. церкви». Киев, 1908. С. 455–459; Пр. В.А. Керенского «Американск. еписк. церковь ». Казань, 1908. С. 130), нет закона и обычая совершать общественную молитву за усопших; допускается и употребляется лишь частная молитва. 1233 См.: Собрание древн. лит. восточных и западных. В русск. перев. Вып. 1. СПб., 1874. С. 182–183. Вып. III. СПб., 1876. С. 34. Вып. V. СПб., 1878. С. 62. 1240 Филарет, митр. Московский. Разговор между испытующим и уверенным. Ср.: Никанор, архиеп. Херсонский. Послание/Чтение любителей дух. просвещения. 1891. Май – июнь. С. 284. Есть, впрочем, в нашей богословской литературе попытки и противоположного решения данного вопроса. (См.: В.А.Соколов . Можно ли и должно ли молиться в церкви за усопших инославных/Богословский вестник. 1906. Январь).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

1850 . Vasiliev A. The life of saint Theodore of Edessa//Byz 1942–1943. 16. 165–225. Михаил Малеин DS 10. 1181–1182; Веск 576, 643–644 894–961, св. Много лет подвизался в исихии, основал монастырь со строгим правилом, имел много учеников, среди которых – преп. Афанасий Афонский (см. 19–37 жития последнего, BHG 187). Память (Виз. церковь ) 12 июля. 1851 . Сергий, архиеп. Владимирский. Преп. Михаил Малеин. Вязники 1896. 1852 . Moraitidis A. κολουθα το ν γοις πατρς μν Μιχαλ Ed. Mastrayannopoulos Ε. Tinos 1968. 1853 . Petit L. Vie et office de Michel Maléinos suivis du traité ascétique de Basile le Maléinote//ROC 1902. 7. 543–603. изд.: P. 1903. [Житие составлено учеником преп. Михаила монахом Феофаном, проведшим вместе с Малеиным около 40 лет. В слове Василия (не позднее XI в.) изложено содержание недошедшего Устава Малеина. Переизд. 1903 сопровожд. лат. переводом, многократно изданным прежде, начиная с 1603 г.]. Филофей Синайский CPG 7864–7866; DS 12/1. 1386–1389 IX-X в., монах. О жизни ничего не известно. Согласно надписаниям рукописей, принадлежал к братии монастыря Неопалимой Купины. Сочинения Крит. изд. нет. Рукописная традиция исследована не полностью, часть соч. (приписываемых также Марку Подвижнику и Диадоху Фотики йскому ) не издана. Главы о трезвении (Capita de temperantia) (CPG 7864) 1854 . Φιλοκαλα. 2. θναι 4 1975. 274–286. Nota . В Добротолюбии опущен пролог (PG 98, 1369). Рус. пер.: 1855 . Преп. Филофей Синайский. Сорок глав о трезвении. 1) ХЧ 1827. 27. 13 сл.; 2) Добротолюбие. М. 1 1889. 3. 401–420. Итал. пер.: 1856 . Filoteo Sinaita. Quaranta capitola sulla sobrietà Seguito da Basilio di Poiana-Marului, introduzione a Filoteo Sinaita/Introd., trad. e note a cura dei Fratelli Contemplativi di Gesù. Alessandria 139. (Filocalia dei padri neptici. 1). Нем. пер.: 1857 . Aus der Philokalia. Philótheos vom Sinai. Vierzig ernüchternde Stücke/Übers. Wenzel N. Verlag St. Andreas, Altenbeken-Bulke. 1 1968. 2 1971. 32. Англ. пер.://Philokalia 7 .158). 1984. 3. 16–31.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

483 Evangelium infantiae vel liber apocryphus de Infantiae Servatoris ex manuscripto edidit ac latina versione et notis illustravit Henricus Sike. (Utrechet, 1697). 484 Фабрицием в 1719 г. – в Гамбурге; Джонсом в 1726 г. – в Лондоне (переиздания в 1798 и 1827 в Оксфорде); Шмидтом в 1804 г. – в Вейсбадене. 487 См., напр.: Hennecke-5, v. I. Tiibingen, 1987 (немецк.), Cambridge, 1991 (англ.); Elliott J. – 93; Elliott J. – 96. 494 Имеется в виду эра Селевкидов – династии сирийских царей, основанной одним из сподвижников Александра Македонского Селевком Никатором в 312 г. до н. э. 499 Предостережение старухи как бы предвосхищает попытку Иуды Искариота продать это нардовое масло за триста денариев. См.: Иоанн 12:5. 500 Здесь контаминированы два разных евангельских эпизода. Первый происходит в городе Наине почти сразу после крещения Иисуса Предтечей, а женщина, помазавшая Его ноги миром, названа «грешницей» ( Лк. 7:37–38 ). Второй относится к последним дням земной жизни Христа, когда Он гостил в Вифании у воскрешенного им Лазаря; Мария, умастившая Его ноги нардом, была сестрой Лазаря и Марфы (Иоанн 12:3). 501 Последняя фраза этой главы представляет собой парафраз из Священного Писания. Впервые она встречается в книге «Исход»: «И сказал Господь Моисею: Освяти Мне каждого первенца, разверзающего ложесна между сынами Израилевыми от человека до скота: Мои они» (13:2). В Евангелии от Луки эта заповедь воспроизводится в следующей форме: «Как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужского пола, ложесна разверзающий, был посвящен Господу» (2:23). 507 Сожжение заживо практиковалось в Римской империи как наказание за святотатство и занятия магией, «повлекшие» за собой чью-либо смерть. 509 Пояс – обычное место хранения денег в дороге как для греко-римского мира, так и для сиро-палестинского региона; см.: Мф. 10:9 : «Не берите с собою ни золота, ни серебра в поясы свои». Иногда путешествующие надевали даже несколько поясов (см.: Апулей. Метаморфозы VII, 6). 512 Дерево из рода фикусов. Матарейская смоковница почитается египетскими христианами до сих пор.

http://azbyka.ru/otechnik/6/apokrifiches...

  Впервые: Новый журнал. Нью-Йорк, 1953. 33 (ч. 1); 35 (ч. 2).   «Architectural effect was aimed at only outside» (англ.) — «Архитектура стремилась лишь к внешнему [оформлению храма]».   На смерть Бунина   Впервые: Опыты. Нью-Йорк, 1954. 3.   не похоже на знаменитое «zut!zut!zu! zut!» Пруста… — «zut!» (фр.)— «черт возьми, вот еще!»; имеется в виду заключительный эп зод первого тома романа М. Пруста «По направлению к Свану» (1913). как в «Selige Sehnsucht» Гете… — стихотворение И. В. Гете «Блаженная тоска» входит в книгу стихов «Западно-восточный диван» (1814—1827).   ЦВЕТАЕВА – ДО ЕЛАБУГИ   Впервые под названием «Проза Цветаевой»: Опыты. Нью-Йорк, 1953. 4; в расширенном де («Цветаева — до Елабуги») впервые: Вестник РСХД. Париж, 1970. 4. Вошло в кн. «О поэтах и поэзии» (Париж: YMCA-Press, 1973).   вышла за рубежом книга ее прозы — имеется в виду следующее изд.: Цветаева М. И. Неизданное. Нью-Йорк: Изд-во имени Чехова, 1953. ранних ее сборников… совсем и не видел… берлинские спрятались от меня — М. Цветаева до отъезда за границу выпустила следующие дкниги стихов: «Вечерний альбом» (1910), «(Волшебный фонарь» (1912), «Из двух книг» (1913), «Версты. Стихи» (Москва, Берлин, 1922); в Берлине увидели свет помимо отдельных изданий поэм следующие издания: «Стихи к Блоку» (1922), «Разлука» (1922), «Психея, романтика» (1923), «Ремесло. Книга стихов» (1923). «в «Тезее» (теперь «Ариадне») и «Федре» — имеются в виду стихотворные драмы М. Цветаевой: «Ариадна» (1924), напечатанная в 1927 г. под названием «Тезей», и «Федра» (1928). «На Сергиевском подворье» — 18 июля 1924 г., в день памяти преподобного Сергия Радонежского, митрополит Евлогий (Георгиевский) приобрел на парижских торгах запущенную усадьбу на улице Кримэ, 93; 1 марта в Прощеное Воскресенье была освящена церковь будущего подворья; с октября 1924 г. были открыты Сергиевское подворье и Богословский Свято-Сергиевский институт, которым руководил о. Сергий Булгаков. «Пленный дух. Моя встреча с Андреем Белым» (1934) – мемуарный очерк М. Цветаевой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=851...

Англиканская церковь в Каване. 1807–1825 гг. Архит. Дж. Боуден Башня (XV в.) и англикан. ц. св. Маэл Руана (1825–1835), архит. Дж. Сэмпл) в Талахте В кон. XVIII в. впервые в И. церковные интерьеры были оформлены в стиле неоготики в ц. св. Малахии в Хилсборо (графство Даун; 1773; архит. С. Миллер (?)), в соборе в Даунпатрике (графство Даун; между 1790 и 1818; архит. Ч. Лилли (?)), в церкви в Баллимакенни (графство Лаут; 1785-1793; архит. Ф. Джонстон по проекту Т. Кули). Первой значимой постройкой в этом стиле стала Королевская капелла в Дублинском замке (1807-1814; архит. Ф. Джонстон). Важную роль в распространении неоготики сыграл Десятинный фонд (Board of First Fruits), на средства к-рого было возведено подавляющее большинство англикан. храмов между 1800 и 1830 гг. В целом это были «островерхие церквушки в иссушенных готических формах» ( Harbison, Potterton, Sheehy. 1978. P. 196), ориентированные на англ. национальный «перпендикулярный стиль»,- небольшие однонефные здания с башней на западном фасаде. Среди редких интересных примеров нужно отметить церковь в Буттеванте (графство Корк; 1826; архитекторы братья Пэйны), ц. Девы Марии («Черную церковь») в Дублине (1830; архит. Дж. Сэмпл) и особенно церковь в Монкстауне (графство Дублин; ок. 1830; архит. Дж. Сэмпл) со сложной композицией и с богатой пластикой объемов. В близкой стилистике были построены и более поздние англикан. церкви - ц. Св. Троицы в Корке (1832 - ок. 1840; архит. Дж. Пейн; портик пристроен в 1889-1891) и собор св. Патрикия в Арма (средневековый храм перестроен в 1834-1840; архит. Л. Н. Коттингем). Довольно быстро неоготика осваивается и католич. заказчиками, поначалу также ориентировавшимися на «перпендикулярный стиль». Среди построенных в неоготическом стиле католич. храмов - ц. св. Малахии в Белфасте (1841-1844; архит. Т. Джексон), соборы святых Патрикия и Колмана в Ньюри (1825-1829; архит. Т. Дафф), Вознесения Богоматери в Туаме (графство Голуэй; 1827-1837; архит. Д. Мадден) и в Карлоу (1828-1833; архит. Т. Кобден).

http://pravenc.ru/text/674067.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010