В 1826 г. начались хлопоты об отводе земли и утверждении проекта застройки новой площади. Изначально на Новой Базарной площади предполагалось построить деревянные торговые ряды и каменный собор. Однако генерал-губернатор А.Д. Балашов, боясь пожаров, не разрешил подобное строительство и, забра­ковав первый вариант проекта, 1 февраля 1827 г. потребовал «новый проект постройки на оной лавок... представить без замедления». После этого тамбовский гражданский губернатор 17 мая 1827 г. отправил Балашову новые планы, оставляя на его «благоусмотрение» вопрос о строительстве деревянных лавок. В июле 1827 г. документы были отправлены в МВД, а 18 октября 1827 г. в комитете министров рассматривалось ходатайство генерал-губернатора Балашова о разрешении постройки в Лебедяни нового собора и отводе места под его строительство: «...Слушана записка управляющего Министерством внутренних дел от 10 октября за 2000 ... об отводе места на торговой площади в городе Лебедяни для построения каменной соборной церкви...» Высочайшее дозволение " отвести для построения в Лебедяни церкви означенное для оной место на торговой площади последовало 5 ноября 1827 г., однако губернские власти почему-то не спешили выполнять это указание, и 20 февраля 1828 г. генерал-губернатор докладывал в Министерство внутренних дел: «Во исполнение Высочайшего Его Императорского Величества повеления по предмету построения соборной церкви в г. Лебедяни и вместе с сим уведомить, что я вновь сделал предписание г. Тамбовскому гражданскому губернатору, дабы со дня получения онаго в течение недели непременно отведено было во исполнение Высочайшего повеления назначенное на плане место для построения той церкви». Только после этого земля под соборный храм была отведена, а губернским правлением " ...губернскому архитектору в строжайшую постановлено обязанность быть самому не только при заложении одноименного храма в Лебедяни и дать кому следует надлежащие правила и постановления для производства работ, но всякий раз когда Лебедянские граждане или духовное начальство потребуют приезда его туда для нужных совещаний или для осмотра материалов и работ исполнять сеи требовании безостановочно... "

http://sobory.ru/article/?object=04417

с тогдашними заправилами городского управления и хозяйства в Киеве – киевскими купцами Кисилёвским, Лакердою и Барским. (См. Киевск. Старину – 1904 г., ноябрь, стр. 171). 143 Архим. Кирилл Куницкий ехал в Киев, облечённый уже, всё по протекции м. Евгения, новым высоким званием; ректора Киевской духовной Академии и настоятеля Киево-Братского монастыря. Это звание он получил ещё 30 ноября 1826 г., находясь в С.-Петербурге и живя вместе с м. Евгением на Троицком подворье. В «Истории Киевской Академии» Макария Булгакова так и сказано, что Кирилл назначен ректором Академии (принял ректуру) 30 ноября 1826 г. Но В. И. Аскоченский в своей «Истори Киевской д. Академии по преобразованию её в 1819 г.» делает такую поправку Макария: «Это не совсем верно: из документов видно, что 24 генваря 1827 г. Кирилл прибыл к месту назначения, а 25-го, по принятии присяги, вступил в должность» (прим. 22-ое). Да, конечно, встулил в должность Кирилл 25 генваря 1827 г., но назначен официально на должность ректора Киевской Академии ещё 30 ноября 1826 г. Повидимому, ни Макарий, ни Аскочевский не знали, что Кирилл был вызываем в С.-Петербург и прожил там год с лишним. 146 Софийского – т. е. кафедрального протоиерея Киево-Софийского собора, – а Россовский – фамилия настоятеля одной из приходских церквей Г. Киева, бывшего также и членом Киевской д. консистории. 147 О. ректор Академии архим. Кирилл: почевал в Чернигове у тамошнего ректора семинарии архим. Иеронима Визерского – в ночь с 21 на 22-ое января 1827 г. Следоват. в Киев прибыл числа 23 или 21 генваря. 148 М. Евгений прибыл в Чернигов 27 января 1827 г. Вот что писал об этом архим. Иероним Визерский приятелю своему архим. Филадельфу Пузыне в письме от 28 генв. 1827 г. – из Чернигова: «Вчера гостил и обедал у нашего преосвященного (Лаврентия Бакшевского) преосв. митрополит Евгений, возвращаясь во свояси, по 3-ей просьбе. За благословением являлись и мы с о. инспектором. Просидел сидет, разговаривал на счет авкторов духовного учения, охуждал нерадение о звании церковного устава и самими учителями оного, предлагал, мнение, чтобы заставлять богословов по очереди читать апостольские послания отрывками на литургиях, как церкви обычно есть: мы сказали, что у нас читают; помолчав, откланялись, –сказал: благодарю, и мы уехали: через 2 часа после обеда и он уехал». (См. «Киевскую Старину» 1904 г. Декабрь, стран. 385). – Таким образом м. Евгений возвратился в Киев ровно чрез два года – с тех пор, как выехал в Петербург – в конце января 1825 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в. Архим. Фотий (Спасский) и гр. А. А. Орлова-Чесменская. Гравюра И. И. Хелмицкого по рис. неизв. автора. Опубл.: Русская старина. 1899. Том С. Вып. 10–12. Прилож. С. 240. XIX в. Архим. Фотий использовал огромное состояние О.-Ч. для восстановления и развития Юрьева мон-ря. В 1822 г. была обновлена ц. Жен-мироносиц на монастырском подворье в Новгороде, в 1827 г.- окружена оградой с кладовыми. 21 янв. 1823 г. мон-рь сильно пострадал от пожара, и в февр. О.-Ч. направила материалы на его восстановление на 40 тыс. р. По благословению архим. Фотия были заново сооружены западная и северная линии монастырского каре, устроены церкви Нерукотворного образа Спасителя на основе сгоревшего храма и Воздвижения Креста Господня при сев. корпусе; реконструированы Георгиевский собор (в т. ч. в 1825-1827 пристроены ризница с юж. стороны и паперть), восточная (береговая) линия (в 1824 поставлены св. ворота), вновь возведены Орловский келейный корпус к востоку от собора (1825-1827), больничные кельи с ц. в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» к югу (1828-1831). Были разбиты сады к югу и северу от собора и к югу от мон-ря, устроен парк к западу от обители и гавань на берегу Волхова. В Георгиевском соборе 30 июня 1827 г. на средства О.-Ч. был сооружен новый каркас иконостаса с полукруглой триумфальной аркой и литыми царскими вратами. Иконы местного ряда «Господь Вседержитель», «Божия Матерь «Неопалимая Купина»», «Свт. Феоктист», «Вмч. Георгий» помещены в серебряно-позолоченные чеканные оклады весом до 60 кг каждый. В 1827 г. в алтаре были установлены мраморный престол, над ним - позолоченная сень. О.-Ч. лично вела переговоры с мастерами-живописцами и в 1825 г. ездила в Борисоглебские слободы под Ростовом для заключения договора с В. П. и И. П. Сапожниковыми на роспись Георгиевского собора. По заказу архим. Фотия было изготовлено серебряное паникадило с чеканными изображениями мон-ря и святых Фотия и Анны.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

В целом он старался не допускать принятие ущемляющих интересы греко-католиков решений Римско-католической духовной коллегии. Усилия Иосифа оказались тщетными. Он на собственном опыте убедился в невозможности изнутри остановить разрушение Унии латинизаторами и полонизаторами, а также пришел к выводу, что через греко-католичество происходит денационализация белорусов. Это заставило его разочароваться в Унии и Римском Католицизме, чему в немалой степени способствовали новый духовный опыт от посещения православного богослужения, новые знания, почерпнутые из русской литературы, а также яркие впечатления от столицы империи – Петербурга. Следствием стало то, что в 1827 г. Иосиф Семашко , несмотря на блестящие перспективы карьерного роста в Униатской Церкви, принял решение лично присоединиться к Православию, принять монашеский постриг и поступить в иноки Александро-Невской лавры. Обосновывая свое желание, он начал писать «Сочинение о Православии Восточной Церкви», где прямо заявлял о своем убеждении в ложности католического пути ко спасению. После завершения этой работы отец Иосиф намеревался публично объявить о переходе в Православие. Однако его намерению не суждено было исполниться. В начале ноября 1827 г. Иосиф Семашко неожиданно получил от директора департамента духовных дел иностранных исповеданий Г.И. Карташевского предложение письменно изложить свои мысли о положении Униатской Церкви. Исполняя просьбу, прелат Иосиф, опираясь на Сенатский указ от 9 октября 1827 г., предписывавший восстановить древние обряды в униатском богослужении, составил записку «О положении в России Униатской Церкви и средствах возвратить оную на лоно Церкви Православной», которую подал Карташевскому 5 ноября 1827 г. В ней он предложил ряд мер, не только ограждающих униатов от латинизации и ополячивания, но и долженствующих привести их к воссоединению с Православием. При этом Семашко исходил из личных представлений о том, что Униатская Церковь по духовным качествам и ментальным особенностям ее членов остается составной частью Русской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

При соборе по штату положены были: протоиерей, два священника, два диакона, четыре причетника и два звонаря. —29— 1827 г. Настоятелем собора в 1827 г. был протоиерей Алексей Никитич Никитский – личность весьма примечательная 189 . Он сын бедного сельского причетника; родился в 1746 году; следовательно в 1827 году ему было более 80-ти лет. Первоначальное образование получил в Суздальской семинарии. Отсюда из философского класса, как даровитый ученик, он послан был, для получения высшего образования, в Московскую славяно-греко-латинскую академию. Там, в свободные от академических уроков часы, он слушал лекции по математике, истории, географии и французскому языку в Университете. Получив такое высокое и многостороннее образование, Алексей Никитич возвратился в свою родную Суздальскую епархию, и здесь 22 октября 1776 года рукоположен был преосвященным Тихоном (Якубовским), епископом Суздальским († 1786 г.) во священника к Шуйскому Воскресенскому собору, а через два года возведён был в сан протоиерея. Божественную службу совершал он с великим благоговением, по монастырскому уставу, без всяких сокращений. В воскресные и праздничные дни нередко сказывал, и притом из всего городского духовенства только он один, проповеди. Его, как известного проповедника, неоднократно вызывали, по распоряжению начальства, для сказывания проповедей, в епархиальный город. Он неутомимо занимался чтением, преимущественно, отеческих писаний на латинском и французском языках. Мне случалось не раз видать, что он и в кухню, к обеду, не редко приходил с фолиантом в руках. Но при всех высоких его умственных и нравственных качествах, он не чужд был слабости, которая унижала и губила его физические силы. Я разумею нетрезвость. Моя квартира была прямо против его дома, и я часто слыхал, как он во время запоя, кричал и ругал непристойными словами свою дочь, священническую вдову Авдотью Алексеевну, из бани, куда она запирала его на несколько дней для вытрезвления. —30— 1827 г. Совершенную противоположность, в этом отношении, составлял другой соборный священник, Пётр Иванович Яковлевский. Трезвый, честный, скромный, благоговейный муж был этот почтенный иерей. К сожалению, он не очень долго жил. После его смерти осталось три сына, из коих два младших, Николай и Александр, по фамилии Минервины, вместе со мной учились в училище и семинарии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

736. Рассуждение против Иудеев и язычников о том, что Иисус Христос есть истинный Бог. 1832. XLVII. 3. Астерия, Епископа Амазийского †410 737. Слово о иконе Святой мученицы Евфимии. 1827. XXVII. 33. 738. Беседа о управителе, на которого донесено господину, что расточает имение его. ( Лк. 16:19 ). 1827. XXVII. 9. Феофила, Папы Александрийского †412 739. Ответ. письмо к Епископу Аммону. 1827. XXVI. 65. Епископа Аммона 740. Письмо к Феофилу, Папе Александрийскому, о жизни и делах Пахомия и Феодора. 1827. XXVI. 3. Блаженного Иеронима Стридонского †420 741. Письмо к Алгазии. 1846. IV. 209. 742. Сказание о добродетелях блаж. Павлы. 1847. IV. 186. I. Письма (перевод М. И. Богословского ): 743. Епископу Илиодору, посвященное памяти Непоциана Пресвитера. 1832. XLVIII. 171. 744. Гавденции, о воспитании малолетней Пакатулы. 1838. II. 306. 745. Лете, о воспитании малолетней дочери. 1834. IV. 250. 746. Непоциану, об обязанностях Клириков. 1834. II. 252. 747. Марцелле, которую он приглашает в Вифлеем. 1837. IV. 303. Сократа схаластика †440 748. Церковная история в семи книгах. 1850. I. Блаженного Августина †430 I. Слова: 749. Говоренное в Карфагене, в трапезе Св. Киприана. 1834. I. 141. 750. В день Св. мучеников Маккавеев. 1839. III. 143. 751. В день Св. Иоанна Крестителя. 1840. I. 46. 752. На текст: Отпущайте, и отпустят вам. 1835. III. 258. 753. На 1-е Uoahha 2:27. 1838. IV. 194 . 754. II. Дружественные увещания. 1824. XV. 306. 755. О том, как оглашать людей необразованных. 1844. III. 3. Паладия, Епископа Еленополького †430 756. Повествование о Аполлонии. 1838. I. 173. 757. Повествование о Диокле. 1838. I. 176. 758. Повествование о Дорофее. 1838. I. 168. 759. Повествование об Исидоре Странноприимце. 1838. I. 165. 760. Повествование об Иоанне Ликополитском. 1838. I. 177. 761. Повествование о Нитрийских подвижниках. 1838. I. 171. 762. Повествование об Евлогии увечном. 1837. I. 158. 763. Повествование о Павле, что на Ферме. 1838. I. 174. 764. Повествование о Памве и скупой девственнице. 1837. II. 157. Павлина, Епископа Ноланского †431

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

811. На страдание Господа, во Свитый и Великий Пяток. 1839. I. 303. 812. На святую Пасху. 1840. II. 36. 813. Из текста: В начале бы слово. 1840. II. 194. 814. На Святую Пятьдесятницу. 1834. II. 245. 815. На Преображение Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. III. 162. 816. Похвальное Пресвятой Деве, Богородице Марии. 1839. IV. 27. 817. Похвальное Апостолу Павлу. 1840. II. 304. 818. Похвальное Апостолу Андрею. 1839. IV. 188. 819. Похвальное Иоанну Златоустом у. 1840. I. 65. I.       Беседы: 820. О воплощении Господа нашего Иисуса Христа. 1832. XLVIII. 265. 821. На Святую Пасху. 1835. II. 3. 822. О предании Божественной Литургии. 1839. IV. 36. 823. Послание к Армянам о Вере. 1841. I. 351. Св. Феодота, Епископа Анкирского †около 431 I. Слова: 824. В день Рождества Христова. 1825. XX. 270. 825. На Святую Богородицу и на Симеона. 1841. I. 226. II. Беседы: 826. В день Рождества Спасителя нашего Иисуса Христа. 1839. IV. 303. 827. В день Иоанна Богослова, против Нестория. 1839. II. 190. 828. III. Толкование на Символ Св. Никейских трехсот осьмнадцати Отец. 1841. II. 214. Преподобного Марка Подвижника †около 450 829. Слово о посте. 1834. II. 250. 830. О тех, которые думают оправдаться делами, 226 глав. 1821. III. 267. 831. О законе духовном 200 глав. 1821. II. 237. 832. Разговор ума со своею душою. 1828. XXIX. 14. Св. Нила †450 833. Увещания к монахам. 1835. III. 139. 834. Увещания. 1827. XXV. 271. 835. Беседа о нравственных и других предметах, содержащих в себе правила для духовной жизни. 1830. XXXIX. 146. 836. Сто пятьдесят три главы о молитве. 1828. XXXII. 125. 837. Об осьми злых духах. 1826. XXIV. 125. 838. О различных порочных помыслах. 1827. XXVII. 43. 839. Духовные мнения. 1827. XXV. 271. 840. Краткие мысли. 1827. XXVII. 168. 841. Учительное письмо о Святой Троице. 1830. XL. 3. 842. Письма: Зосиме домостроителю, Филимону Схоластику, Досифею, Птоломею, Маркиану, Ксенону, Феодориану, Евфразию Епископу, Афанасию Екдику, Иппонику, Амфилохию, Декуриону, Максимиану, Аттику Чтецу, Елевферию, Мартину Диакону, Левкадию, Фортунату, Феоне, Химазию, Леониду, Гераклиту Схоластику, Феофилу Стратиону, Евсевию Диакону, Евифию, Сосфену, Зосарию, Трибуну, Помпею Диакону, Аникию, Аффонию, Самаритянину, Ему же, Вениамину Еврею, Ему же, Клеарху, Евлампию, Аглаию, Евграммию, Ему же, Ему же, Астерию Чтецу. 1828. XXXVI. 36.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

1054. Святейших патриархов восточно-католической церкви граматы Святейшему всероссийскому Синоду. 1837. I. 295. 1055. Грамата Императора Петра I к Патриарху Константинопольскому Иеремии об учреждении Св. Синода. 1837. I. 286. Св. Тихона, Епископа Воронежского 1056. Новооткрытое письмо. 1856. I. 461. Блаженного Иеронима, Греческого Богослова 1057. Исследование, полезное всякому Христианину. 1821. II. 123. Преподобного Феогноста 1058. Главы о деятельности и созерцании, и о священстве. 1826. XXIII. 131. Преподобного Филофея Синайского 1059. Сорок глав о трезвении. 1827. XXVII. 132. Блаженного Диадоха, Епископа Фотинского 1060. Слово подвижническое о ведении и духовном различении. 1827. XXVIII. 8. 1061. Определения. 1827. XXVIII. 6. Феофана монаха 1062. Лествица, чрез десять степеней возводящая человека на Небо. 1827. XXVIII. 115. 1063. Слово о св. мучениках (неизвестного церковного писателя). 1828. XXXI. 32. 1064. Трактат о перекрещивании (неизвестного церковного писателя). 1828. XXX. 257. 1065. Послание блаженнейшего Иерофея, Патриарха Антиохийского, Св. Синоду. 1868. I. 637. 1066. Окружное послание Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви ко всем Православным Христианам. (По поводу окружного послания Пия IX). 1849. II. 163. 1067. Послания Святейших первостоятелей Православной Кафолической Восточной Церкви к его Святейшеству Вселенскому Патриарху Григорию и Константинопольскому Синоду, по поводу греко-болгарского церковного вопроса. 1869. II. 355. 1068. Грамата Святейшего Вселенского Патриарха Иоакима, вкупе с Святым Собором, на имя редакции издаваемой в Париже газеты: «L’Union Chrètienne». 1862. II. 844. 1069. Архипастырское послание Молдавского Митрополита, по поводу иноземной и иноверной пропаганды в Яссах. 1868. I. 141. Раздел 3. Герменевтика, исагогика и св. библиология. Толкования на книги и отдельные места Св. Писания. Библейская история 1070. Об изучении Св. Писания в виду современных потребностей жизни и богословской науки. В. Г. Рождественского . 1869. II. 779.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

22. Николай Полиевктов (псков. сем.), кандидат спб. акад. 1823 г. Из профессоров псковской сем., по прошению, перемещен на 2-й класс словесности и на греч. языке в низш. отд. в начале 1825 г.; в августе занял должность библиотекаря; принял священство и в сентябре 1827 г. уволен из семинарии; был законоучителем Пажеского корпуса. Впоследствии – протоиерей Христорождественской церкви, на Песках. † 1862 г. 23. Козьма Успенский (новгор. сем.), магистр спб. акад. 1821 г.; из Владимирской семин., перемещен на церк. историю и греч. яз. в сент. 1825 г. В 1826 г. поступил в секретари сем. правления, а в сент. 1828 г. оставил эту должность. В 1830 г. вышел во священники к церкви Института корпуса путей сообщения, откуда удален в 1832 г., потом отправлен в Валаамский монастырь на 3 года и затем получил место священника в селе царскосел. уезда. † 1841 г. 24. Иван Ивановский (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г. По окончании курса, определен на математику и евр. язык; в 1827 г. получил степень магистра и поступил в библиотекари семинарии. Рукоположен во священника к церкви Горного кадетского корпуса и в 1829 г. вышел из семинарии. † 1831 г. 25. Николай Турчанинов (спб. сем.), старший кандидат спб. акад. 1825 г.; в апр. 1826 г. назначен на кафедру гражд. истории и франц. яз. С 1829 г. библиотекарь. В 1829. получил от государя Императора бриллиантовый перстень за поднесенное сочинение: «О соборах, бывших в России». По причине вдовства, уволившись в светское звание, в 1833 г. поступил в 1-ю гимназию учителем истории и статистики, потом вскоре перемещен в 3-ю 28 . В январе 1834 г. вышел из семинарии в смотрители Александринского Сиротского дома, оставаясь и учителем гимназии. Впоследствии – тайный советник. 26. Иван Чупровский (спб. сем.), магистр и бакалавр спб. акад. 1827 г.; до приезда инспектора Владимира, в течении месяца, исправляя должность профессора философии. В 1829 г. из академии перемещен в псковскую семинарию профессором математики, † 1850 г. 27. Иван Мелиоранский (тул. сем.), магистр моск. акад. 1824 г. В окт. 1827 г. переведен из псковской сем. на словесность; с сент. 1828 г. – секретарь правления; в тоже время преподавал еще греч. язык, но, затрудняясь совмещать два предмета с секретарством, просил в помощь лектора. В 1832 г. вышел во священника к Екатерининской церкви, на Васил. остров. Умер в 1869 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синодом. По прошествии каждого месяца Цензурный комитет представляет академической Конференции, отчет: какие книги и когда вступили в Комитет и какие из них рассмотрены одним или всеми членами Комитета, какие из них одобрены к напечатанию или неодобрены; а в Конференции, по прошествии года, составляется из таковых отчетов общий и представляется в св. Синод. В должности цензоров со времени учреждения Духовно-цензурного комитета, находились: Архим.: Анатолий Максимович (1809–1812) ректоры С.-Петербургской семинарии Мефодий Пишнячевский (1812–1813) Поликарп Гойтанников (1819–1824) Иоанн Доброзраков (1824–1827) инспекторы академии Антоний (1827) ректоры Спб. семинарии Нафанаил Павловский (1827–1830) Соборный иеромонах Иосиф Позднышев, инспектор академии (1831). Макарий, ректор С.-Петербург. семинарии (1831–1837). Платон Городецкий , инспектор академии (1832 –1838). Климент Мажаров, бакалавр академии (1837–1839). Иоасаф Покровский (1839 –1840). Евсевий Ильинский 1839. Афанасий Соколов, ректор семинарии (1840–1841). Филофей Успенский (1840–1842). Феогност Лебедев, ректор С.-Петербургской семинарии (1842–1848). Аввакум Честной (1845–1849). Иоанникий-Горский, ректор С.-Петер. семинарии (1850–1854). Иоанн Соколов , бакалавр академии (1848–1857). Кирилл Наумов , эктраорд. профессор академии, 1851. Протоиереи и священники: И. С. Данков (1809–1817). И. Н. Голубов (1809–1810). И. И. Бедринский (1811–1824). При увольнении от Цензурного Комитета, протоиерей И. И. Бедринский Всемилостивейше пожалован, за долговременную и усердную службу, алмазными знаками ордена св. Анны 2 ст. Г. П. Павский (1817–1827). За усердную девятилетнюю службу протоиерея Г. П. Павского в Цензурном Комитете изъявлена ему от лица Комиссии благодарность. С. Я. Платонов (1825–1831). И. Иванов (1831–1834). И. Д. Колоколов (1835–1839). К. Я. Делекторский (1841–1842). А. И. Райковский (1841–1845). Т. Ф. Никольский (1842–1848). А. И. Окунев (1842–1851). М. И. Богословский 1853. Из светских: профессор академии В. Н. Карпов, с 1855 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010